Президентская власть и ее особенности в россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Институт президентства РФ – это социальный институт, представленный главой российского государства, призванным осуществлять управление страной и представлять ее в различных отношениях.

Потребность в институте президентства обусловлена необходимостью обеспечения устойчивости для сложнейшего механизма управления делами государства.

В системе российского государственного управления Президент занимает особое место, обусловленное спецификой конституционного регулирования прав и обязанностей лица, занимающего этот пост.

Утверждение института президентства в РФ относится к 1991 году, когда был проведен референдум на соответствующую тему. Первым лицом, занявшим должность Президента России, стал Борис Николаевич Ельцин, который был избран на этот пост 12 июня 1991 года.

Институт президентства в России установлен статьей 80 российской Конституции.

Президент России является главой государства. Для института российского президентства не характерны классические, то есть американские, черты, он более склоняется к Пятой Французской Республики.

Российский глава государства исключен из состава всех ветвей власти, обладая при этом определенными полномочиями по каждой из них. Глава российского государства не является одновременно главой Правительства. На него возложено формирование внешней и внутренней государственной политики, определение структуры Правительства страны, принятие решения об отставке Правительства. Также президент назначает главу российского Правительства, кандидатуру которого согласует с Государственной Думой.

Готовые работы на аналогичную тему

Президент выступает в качестве лица, перед котором, наряду с Парламентом, ответственно Правительство. Причем в соответствии с Конституцией большую ответственность Правительство несет именно перед Президентом, который может принять решение об отставке Правительства.

Российский Президент выступает в качестве гаранта Конституции страны, обеспечения свобод и прав граждан. Конституция Российской Федерации предусматривает порядок участия Президента РФ в охране суверенитета, государственной целостности и независимости России, обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления.

Президент выступает в качестве представителя России на территории страны и на международной арене.

Порядок проведения выборов Президента Российской Федерации

Инициатива выдвижения кандидатов на должность президента принадлежит группам граждан и политическим партиям. При наличии у политической партии фракции в Государственной Думе эта партия не нуждается в сборе подписей избирателей в поддержку своего кандидата.

К кандидатам на должность президента выдвигаются следующие требования:

  • во-первых, наличие российского гражданства;
  • во-вторых, стаж постоянного проживания на территории страны более 10 лет;
  • в-третьих, достижение кандидатом возраста, превышающего 35 лет.

Вновь избранный Президент обязан пройти процедуру вступления в должность в день истечения полномочий действующего Президента. Такая процедура именуется инаугурацией.

Характеристика компетенции российского Президента

В сферу компетенции российского Президента входит перечень полномочий высшего должностного лица государства в отношении вопросов общественной и государственной жизни, закрепленных за Президентом в Конституции.

К числу полномочий российского Президента относятся:

  • во-первых, формирование органов исполнительной власти и управление ими; во-вторых, осуществление взаимодействия с законодательными и судебными органами власти федерального уровня;
  • в-третьих, обеспечение безопасности и обороноспособности страны. Президентом формируется военная доктрина, он находится в главе Совета Безопасности России, выступает в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил в военное и мирное время;
  • в-четвертых, Президент определяет внешнюю политику страны и представляет Россию в международных отношениях;
  • в-пятых, иные полномочия, к примеру, присуждение государственных наград.

Функции президента России

Президент России призван осуществлять следующие функции, предусмотренные российской Конституцией:

Форма правления в РФ – полупрезидентская республика, то есть власть президента ограничена конституционно и часть полномочий перераспределена в пользу исполнительной и законодательной власти.

Впервые о введении поста президента в Советской России говорили еще в 1936г. Предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением. Следующая попытка ввести институт президента возникла в 1964г., когда Хрущев внес предложение учредить пост президента.

Перед новым 2000 годом Ельцин ушел в отставку. В соответствии с действующим законодательством до выборов в марте 2000г. обязанности Президента исполнял Председатель Правительства РФ Владимир Путин, который и победил впоследствии на выборах. В 2000-2004гг. большое внимание в политике уделялось укреплению института президентства. В.В. Путин – государственник, поэтому он всегда выступал за усиление федерального центра, что выражалось в укрупнении субъектов РФ, создании федеральных округов, административной реформе и т.п.

В марте 2004г. В.В. Путин был избран на второй срок. В 2004-2008гг. Путин принял ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; было сокращено налоговое бремя, проведены различные социальные реформы (пенсионная реформа, реформа здравоохранения, монетизация льгот). Кроме того, Путин определил основные приоритеты социальной политики (нацпроекты), развивал партнерские международные отношения, озвучил концепцию развития России до 2020 года.

В марте 2008г. на очередных выборах Президента РФ победил Дмитрий Медведев. В настоящее время Д.А. Медведев продолжает вести линию В.В. Путина. Он является сторонником укрепления института власти (института Президента, в частности), поэтому он выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию РФ о продлении срока полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы – до 5 лет.

Первоначально президент в РФ избирался на 5 лет, затем срок полномочий был сокращен до 4-х лет. В настоящее время внесены изменения в Конституцию РФ, согласно которым срок полномочий Президента РФ увеличен до 6 лет. Деятельность президента как главы государства закреплена в Конституции РФ. Президент входит в систему исполнительной власти, но взаимодействует и с другими ветвями власти. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему одновременно быть как бы вне системы разделения властей и в то же время фактически нести публично-правовую ответственность за состояние дел во всех сферах государственного управления.

Роль Президента РФ в системе государственной власти

  1. Является гарантом Конституции РФ
  2. Определяет основные направления внешней и внутренней политики
  3. Представляет РФ за рубежом; подписывает все международные договоры и соглашения; назначает всех послов и принимает всех послов других стран
  4. Является верховным главнокомандующим: утверждает военную доктрину государства; может вводить военное и чрезвычайное положение в стране в целом и на отдельной её территории; может проводить мобилизацию
  5. Решает вопросы гражданства и политического убежища

Порядок избрания Президента РФ




Президент избирается на 4 года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (после следующих выборов в марте 2012г. Президент будет избран на 6 лет). Ограничения для кандидата на пост Президента закреплены в Конституции РФ:

  1. гражданство РФ
  2. проживание в РФ не менее 10 лет (ценз осёдлости)
  3. здоровье (ценз дееспособности)
  4. возраст – не менее 35 лет (возрастной ценз; ранее возраст – не менее 60 лет)

Населению должна быть предоставлена информация о Президенте: доходы, имущество, биография, семья.

Принцип партийности отсутствует.

Порядок процедуры избрания

1. Выборы назначает Совет Федерации. День выборов – первое воскресенье после истечения конституционного срока очередного Президента.

2. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, то есть все субъекты федерации участвуют в голосовании одновременно.

4. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если никто не набрал необходимое количество голосов, то через 21 день проводится второй тур голосования, в котором участвуют 2 кандидата, набравшие большее количество голосов.

6. Выборы считаются несостоявшимися, если явка составила менее 50% избирателей или если имело место нарушение законодательства. Совет Федерации назначает повторные выборы через 4 месяца.

Прекращение полномочий Президента РФ

  1. Отставка (добровольный уход)
  2. Стойкая недееспособность (уход по состоянию здоровья)
  3. Отрешение от должности (объявление импичмента)

Порядок процедуры отрешения Президента от должности

1. Инициативная группа возбуждает вопрос (не менее 1/3 депутатов)

2. Инициативная группа представляет материалы, которые докладывает на заседании Государственной Думы. Государственная Дума решает принять их к рассмотрению или нет (не менее 1/2 депутатов)

3. Государственная Дума создает рабочую комиссию, которая собирает документы и делает специальное заключение

4. Специальное заключение должно быть принято квалифицированным большинством (2/3 голосов)

5. Специальное заключение направляется Государственной Думой в Конституционный Суд, который принимает решение

6. Решение Конституционного Суда направляется в Совет Федерации, который поддерживает или нет отрешение Президента от должности (2/3 голосов)

Права и обязанности Президента РФ по сферам деятельности

I. Взаимодействие Президента с законодательной властью

  1. Назначает выборы в Государственную Думу и по законодательству может её распустить
  2. Подписывает и обнародует Федеральные законы
  3. Выступает с ежегодным Посланием, в котором определяет основные направления внешней и внутренней политики
  4. Представляет в органы законодательной власти кандидатуру председателя Центрального Банка и кандидатуры для утверждения на должностях судебных органов (генеральный прокурор, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов), а также для освобождения от занимаемых должностей

II. Взаимодействие Президента с Правительством РФ

  1. Представляет кандидатуры для утверждения на должность Председателя Правительства РФ и его заместителей
  2. Может быть Председателем на заседаниях Правительства РФ
  3. Принимает решения об отставке Правительства
  4. Принимает решения о структуре Правительства
  5. Своим Указом может отменить решение Правительства, если оно противоречит установленному законодательству
  6. В его прямом подчинении находятся силовые министерства (Министерства обороны, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, иностранных дел)

III. Права и обязанности Президента в области обороны и внешней политики

  1. Является Верховным главнокомандующим
  2. Утверждает военную доктрину, разработанную Генштабом
  3. Возглавляет Совет Безопасности РФ и руководит его работой
  4. В случае агрессии против РФ принимает решение о введении военного положения на территории страны в целом или в отдельных её регионах; уведомляет об этом законодательные органы и население
  5. Принимает послов других государств и назначает послов РФ в другие страны
  6. Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

IV. Права и обязанности Президента в области координирования властных структур

  1. Устраняет разногласия между исполнительной и законодательной властью
  2. Устраняет разногласия между федеральным центром и субъектами Федерации
  3. Координирует совместную деятельность всех видов власти в случае необходимости (ветвей власти; федеральных и региональных органов власти; субъектов Федерации между собой)

V. Деятельность резидента в области кадровой политики

  1. Назначает Председателя Правительства по соглашению с Государственной Думой
  2. Принимает решение об отставке Правительства
  3. Назначает кандидатуру на пост председателя Центрального Банка и освобождает его от должности по соглашению с Государственной Думой
  4. Назначает на должности заместителей Председателя Правительства и ряд федеральных министров
  5. Формирует и возглавляет Совет Безопасности
  6. Формирует Администрацию Президента
  7. Назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента по федеральным округам
  8. Представляет кандидатуры на должности Председателя Счетной Палаты и 50% её аудиторов
  9. Представляет кандидатуры на должности судей и генерального прокурора
  10. Формирует 1/3 Общественной Палаты
  11. Назначает и освобождает от должностей высшее командование вооруженными силами
  12. Награждает государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания (например, лучший экономист России; звание может присвоить по телефону)

Форма правления в РФ – полупрезидентская республика, то есть власть президента ограничена конституционно и часть полномочий перераспределена в пользу исполнительной и законодательной власти.

Впервые о введении поста президента в Советской России говорили еще в 1936г. Предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением. Следующая попытка ввести институт президента возникла в 1964г., когда Хрущев внес предложение учредить пост президента.

Перед новым 2000 годом Ельцин ушел в отставку. В соответствии с действующим законодательством до выборов в марте 2000г. обязанности Президента исполнял Председатель Правительства РФ Владимир Путин, который и победил впоследствии на выборах. В 2000-2004гг. большое внимание в политике уделялось укреплению института президентства. В.В. Путин – государственник, поэтому он всегда выступал за усиление федерального центра, что выражалось в укрупнении субъектов РФ, создании федеральных округов, административной реформе и т.п.

В марте 2004г. В.В. Путин был избран на второй срок. В 2004-2008гг. Путин принял ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; было сокращено налоговое бремя, проведены различные социальные реформы (пенсионная реформа, реформа здравоохранения, монетизация льгот). Кроме того, Путин определил основные приоритеты социальной политики (нацпроекты), развивал партнерские международные отношения, озвучил концепцию развития России до 2020 года.

В марте 2008г. на очередных выборах Президента РФ победил Дмитрий Медведев. В настоящее время Д.А. Медведев продолжает вести линию В.В. Путина. Он является сторонником укрепления института власти (института Президента, в частности), поэтому он выступил с инициативой внесения изменений в Конституцию РФ о продлении срока полномочий Президента до 6 лет, а Государственной Думы – до 5 лет.

Первоначально президент в РФ избирался на 5 лет, затем срок полномочий был сокращен до 4-х лет. В настоящее время внесены изменения в Конституцию РФ, согласно которым срок полномочий Президента РФ увеличен до 6 лет. Деятельность президента как главы государства закреплена в Конституции РФ. Президент входит в систему исполнительной власти, но взаимодействует и с другими ветвями власти. Конституционно-правовой статус Президента позволяет ему одновременно быть как бы вне системы разделения властей и в то же время фактически нести публично-правовую ответственность за состояние дел во всех сферах государственного управления.

Роль Президента РФ в системе государственной власти

  1. Является гарантом Конституции РФ
  2. Определяет основные направления внешней и внутренней политики
  3. Представляет РФ за рубежом; подписывает все международные договоры и соглашения; назначает всех послов и принимает всех послов других стран
  4. Является верховным главнокомандующим: утверждает военную доктрину государства; может вводить военное и чрезвычайное положение в стране в целом и на отдельной её территории; может проводить мобилизацию
  5. Решает вопросы гражданства и политического убежища

Порядок избрания Президента РФ

Президент избирается на 4 года путем всеобщего, равного, прямого и тайного голосования (после следующих выборов в марте 2012г. Президент будет избран на 6 лет). Ограничения для кандидата на пост Президента закреплены в Конституции РФ:

  1. гражданство РФ
  2. проживание в РФ не менее 10 лет (ценз осёдлости)
  3. здоровье (ценз дееспособности)
  4. возраст – не менее 35 лет (возрастной ценз; ранее возраст – не менее 60 лет)

Населению должна быть предоставлена информация о Президенте: доходы, имущество, биография, семья.

Принцип партийности отсутствует.

Порядок процедуры избрания

1. Выборы назначает Совет Федерации. День выборов – первое воскресенье после истечения конституционного срока очередного Президента.

2. Выборы проводятся по единому федеральному избирательному округу, то есть все субъекты федерации участвуют в голосовании одновременно.

4. Выборы проводятся по мажоритарной системе. Избранным считается кандидат, набравший 50% + 1 голос от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

5. Если никто не набрал необходимое количество голосов, то через 21 день проводится второй тур голосования, в котором участвуют 2 кандидата, набравшие большее количество голосов.

6. Выборы считаются несостоявшимися, если явка составила менее 50% избирателей или если имело место нарушение законодательства. Совет Федерации назначает повторные выборы через 4 месяца.

Прекращение полномочий Президента РФ

  1. Отставка (добровольный уход)
  2. Стойкая недееспособность (уход по состоянию здоровья)
  3. Отрешение от должности (объявление импичмента)

Порядок процедуры отрешения Президента от должности

1. Инициативная группа возбуждает вопрос (не менее 1/3 депутатов)

2. Инициативная группа представляет материалы, которые докладывает на заседании Государственной Думы. Государственная Дума решает принять их к рассмотрению или нет (не менее 1/2 депутатов)

3. Государственная Дума создает рабочую комиссию, которая собирает документы и делает специальное заключение

4. Специальное заключение должно быть принято квалифицированным большинством (2/3 голосов)

5. Специальное заключение направляется Государственной Думой в Конституционный Суд, который принимает решение

6. Решение Конституционного Суда направляется в Совет Федерации, который поддерживает или нет отрешение Президента от должности (2/3 голосов)

Права и обязанности Президента РФ по сферам деятельности

I. Взаимодействие Президента с законодательной властью

  1. Назначает выборы в Государственную Думу и по законодательству может её распустить
  2. Подписывает и обнародует Федеральные законы
  3. Выступает с ежегодным Посланием, в котором определяет основные направления внешней и внутренней политики
  4. Представляет в органы законодательной власти кандидатуру председателя Центрального Банка и кандидатуры для утверждения на должностях судебных органов (генеральный прокурор, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов), а также для освобождения от занимаемых должностей

II. Взаимодействие Президента с Правительством РФ

  1. Представляет кандидатуры для утверждения на должность Председателя Правительства РФ и его заместителей
  2. Может быть Председателем на заседаниях Правительства РФ
  3. Принимает решения об отставке Правительства
  4. Принимает решения о структуре Правительства
  5. Своим Указом может отменить решение Правительства, если оно противоречит установленному законодательству
  6. В его прямом подчинении находятся силовые министерства (Министерства обороны, юстиции, по чрезвычайным ситуациям, внутренних дел, иностранных дел)

III. Права и обязанности Президента в области обороны и внешней политики

  1. Является Верховным главнокомандующим
  2. Утверждает военную доктрину, разработанную Генштабом
  3. Возглавляет Совет Безопасности РФ и руководит его работой
  4. В случае агрессии против РФ принимает решение о введении военного положения на территории страны в целом или в отдельных её регионах; уведомляет об этом законодательные органы и население
  5. Принимает послов других государств и назначает послов РФ в другие страны
  6. Как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях

IV. Права и обязанности Президента в области координирования властных структур


Для определения черт данного института в России необходимо обратиться к ее Основному закону и рассмотреть основные нормативные положения, применимые к главе государства. Согласно Конституции РФ, Президент является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд [1, с. 75].

При выделении черт института президентства в России, можно полностью согласиться с В. Т. Третьяковым, отмечающим, что при формировании института президентства в России большой отпечаток накладывает генетическая особенность российской системы власти, не похожей ни на восточную деспотию, ни на западную демократию. Это русская система власти, так называемая русская демократия, где личность всегда превалирует над институтом. И от того, какая личность, какой человек займет руководящий пост, будет зависеть процветание или крах той или иной организации [2].

Необходимо отметить, что власть в России всегда была персонифицирована, поэтому в сложных для страны политических и социально-экономических ситуациях многое решал именно личностный фактор. Поэтому власть больше воспринимается российским обществом не как политический институт, а как конкретная личность, принимающая важные государственные решения, определяющие жизнь многих людей. Причем, личным качествам политического лидера придается большее значение, чем устройству и функционированию государственного аппарата.

Третьей чертой можно выделить большую широту полномочий Президента РФ, их можно показать с помощью исполняемых функций.

Президент РФ, осуществляя руководство внешней политикой России, подписывает международные договоры. Он является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России, вводит на территории страны военное положение, а при определенных обстоятельствах, вводит чрезвычайное положение, решает вопросы гражданства России и осуществляет помилование.

Четвертая черта — доминирующее положение президента в его взаимоотношении с другими ветвями власти.

Все это дает основание оппозиции утверждать, что Конституция Российской Федерации предоставила Президенту слишком много прав и обязанностей. А в свою очередь Президент предоставил широкие полномочия структурным элементам института, взять хотя бы Администрацию Президента. Но, несмотря на широкие полномочия главы государства, Россия является полупрезидентсткой республикой. Это прописано в Основном законе нашей страны. И определяется тем, что президент может быть отрешен от должности Советом Федерации по инициативе Государственной Думы. И все же, процедура отрешения чрезвычайно сложна.

Поэтому можно сказать, что особенностью института президентства является противоречивое замечание, что Россия — полупрезиденсткая республика с расширенными президентскими полномочиями.

Таким образом, характерными особенностями института президентства в России можно считать:

  1. персонификация института президентства. Для россиян особо важна личность главы государства, а не сам институт;
  2. стремление общества к сильному, порой авторитарному правителю;
  3. стремление к патернализму;
  4. большая широта полномочий Президента РФ, но не абсолютная власть;
  5. доминирующее положение Президента в его взаимоотношении с другими ветвями.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, абсолютная власть, доминирующее положение Президента, институт президентства, президент, российское общество, стремление общества, широта полномочий Президента РФ.

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ - форма осуществления государственной власти, обусловленная характером полномочий президента, местом и ролью этого института в механизме российской государственности. П.в. в республиках президентского типа - это всегда сильная власть. Президент занимает своеобразное положение в системе разделения властей. Он не только действует независимо от иных властей, но и отчасти законодательствует, обладает значительными исполнительными полномочиями и может реально влиять на судебную власть. Президент получает свой мандат непосредственно от народа, в силу чего он не подлежит контролю со стороны парламента. Президент (с незначительным участием парламента) самостоятельно формирует правительство, которое подконтрольно исключительно президенту, приобретая вследствие этого стабильный характер (что исключается для республик парламентского типа). Считается, что сильная П.в. не только не подрывает демократический характер правового государства, но и при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.

П.в. имеет свои символы. В соответствии с описанием символа П.в., утвержденного Указом Президента РФ от 27 июля 1999 г. № 906, знак Президента РФ изготовлен из золота и представляет собой равноконечный крест с расширяющимися концами, с лицевой стороны покрытый рубиновой эмалью. На лицевой стороне креста в центре - накладное изображение Государственного герба РФ. На оборотной стороне креста посредине - крупный медальон, по окружности которого девиз: "Польза, честь и слава". В центре медальона - дата изготовления - 1994. В нижней части медальона - изображение лавровых ветвей. Цепь знака выполнена из золота, серебра и эмали, состоит из 17 звеньев, 9 из которых - в виде изображения Государственного герба РФ, 8 - в виде крупных розеток с девизом "Польза, честь и слава". На оборотной стороне звеньев в цепи знака помещаются накладки, покрытые белой эмалью, на которых золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество каждого Президента РФ и год его вступления в должность.

Полезное

Смотреть что такое "ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ВЛАСТЬ" в других словарях:

власть — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? власти, чем? власти, (вижу) что? власть, чем? властью, о чём? о власти; мн. что? власти, (нет) чего? властей, чему? властям, (вижу) что? власти, чем? властями, о чём? о властях управление 1.… … Толковый словарь Дмитриева

власть — и; ж. см. тж. властный 1) только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская власть. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий) Это не в моей власти (от меня не зависит) … Словарь многих выражений

власть — ВЛАСТЬ1, и, только ед, ж. Право и возможность управлять, распоряжаться кем , чем л., повелевать, подчинять кого л. своей воле; свобода действий, поступков по отношению к кому , чему л.; Син.: воля, могущество, сила. Органы государственной власти … Толковый словарь русских существительных

власть — и; ж. 1. только ед. Право и возможность распоряжаться, повелевать, подчинять своей воле. Родительская в. Упиваться властью. Превышение власти (превышение своих полномочий). Это не в моей власти (от меня не зависит). Терять в. над собой (терять… … Энциклопедический словарь

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА — ПРЕЗИДЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА, разновидность республиканской (см. РЕСПУБЛИКА (форма правления)) формы правления, при которой избираемый, как правило, всенародно президент юридически и фактически является главой государства и исполнительной власти.… … Энциклопедический словарь

Президентская республика — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия

Власть народа — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия … Википедия

Парламентско-президентская республика — Формы правления Аристократия Геронтократия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представительная демократия Прямая демократия Буржуазная демократия Деспотизм Джамахирия Ди … Википедия

Законодательная власть (законодательный орган) — (legislature), нац. собрание, гл. или единств, задача к рого принятие или изменение закона. Органы З.в., как правило (но не всегда), являются выборными и носят разные назв.: палата депутатов, конгресс, парламент, законодат. собрание, законодат.… … Народы и культуры


ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент РФ Владимир Путин предложил изменить порядок утверждения председателя правительства, а также вице-премьеров и федеральных министров. В соответствии со ст. 111 и 112 действующей Конституции, Госдума дает главе государства только согласие на назначение премьер-министра. Окончательное утверждение руководителя правительства относится к прерогативе президента. Вице-премьеров и министров кабинета глава государства назначает по представлению премьера. ТАСС подготовил справку о полномочиях президента в соответствии с действующим Основным законом.

Президент России

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус "главы государства", "гаранта" конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная - правительство; законодательная - Федеральное собрание; судебная - суды). При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов.

Президент избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории страны.

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должности и освобождать от них высшее командование армии и флота России.

В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и других экстренных обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение. В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину, которую утверждает президент.

Внешняя политика

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

Исполнительная власть

Президент определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Помимо кабинета министров президент формирует собственную администрацию, которая обеспечивает деятельность главы государства и осуществляет контроль за исполнением его решений. В структуру администрации президента входит 21 управление (в том числе по внутренней и внешней политике), помощники и советники, а также полномочные представители президента (и их аппараты) в федеральных округах.

Президент представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед нижней палатой парламента вопрос об освобождении его от должности.

Глава государства также является арбитром при наличии разногласий между федеральными и региональными органами власти, он может использовать для этого различные согласительные процедуры (организацию переговоров, третейских судов и др.).

Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае, если они противоречат российской конституции, федеральным законам или нарушают права и свободы человека и гражданина. Окончательные решения по такого рода вопросам принимают суды.

Законодательная власть

Президент обладает правом законодательной инициативы, в том числе по вопросам пересмотра российской конституции. Федеральные законы, принятые обеими палатами российского парламента, вступают в силу только после их подписания главой государства.

По вопросам особой государственной важности президент может назначать всенародное голосование - федеральный референдум.

С 2014 года российский президент получил право назначать не более 10% (17 человек) членов Совета Федерации (остальные сенаторы являются представителями законодательных и исполнительных органов власти субъектов).

Глава государства назначает выборы в Государственную думу. Он также может распустить нижнюю палату парламента в трех случаях:

  • если депутаты трижды отклонят представленные президентом кандидатуры на должность председателя правительства;
  • если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие правительству;
  • если Дума откажет в доверии правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней премьер-министром.

Суды и прокуратура

Глава государства представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного и Верховного судов. Также ему принадлежит право напрямую назначать судей других федеральных судов.

В прокуратуре России к компетенции президента относится назначение и освобождение от должности прокуроров субъектов РФ и др. Кроме того, глава государства представляет Совету Федерации для утверждения кандидатов на пост генерального прокурора и его заместителей.

Другие полномочия

Президент решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, обратившимся с соответствующей просьбой к властям страны.

Президент имеет право своими указами осуществлять помилование осужденных, т. е. освобождать их от дальнейшего отбывания наказания либо смягчать вынесенный судом приговор.

К компетенции главы государства также относится награждение граждан России орденами и медалями, а также присвоение высших воинских и высших специальных званий.

Процедура импичмента (отрешения от должности)

Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума (для этого требуется две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

Читайте также: