Материализм эпохи просвещения кратко

Обновлено: 30.06.2024

Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Это была предреволюционная Франция. Крупнейшими представителями французского просвещения были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.

Дидро, Гольбах Гельвеций, Ламетри были материалистами. Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы". Основные положения:

1. Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находится в движении. Движение происходит в пространстве и времени.

2. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики.

3. Человек продукт среды и воспитания. Человек в своей жизни руководствуется эгоистическим интересом. Интерес - движущая сила.

4. Религия есть плод невежества. Необходимо просветить народ, распространить в обществе научное мировоззрение, и по мере расширения знаний о природе религия будет угасать, когда человек раскроет все тайны природы, религии придет конец.

Философия просвещения относится к XVIII в. Наибольший расцвет получила во Франции. Это была предреволюционная Франция. Крупнейшими представителями французского просвещени были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.

Дидро, Гольбах Гельвецин, Ламетри были материалистами. Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы". Основные положения:

• Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находитс в движении. Движение происходит в пространстве и времени.

• В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики.

• Человек продукт среды и воспитания. Человек в своей жизни руководствуется эгоистическим интересом. Интерес - движущая сила.

• Религия есть плод невежества. Необходимо просветить народ, распространить в обществе научное мировоззрение, и по мере расширения знаний о природе религия будет угасать, когда человек раскроет все тайны природы, религии придет конец.

(Расширенный вариант длч ознакомления)

Очевидно, мы видим здесь круг в определении. Более того, если человека не существует, то не существует и принципа, на котором можно строить какое-либо представление о материи. Налицо и нелогичность определения, и тяготение к солипсизму (представление, в соответствии с которым из положений, что человек является мерой всех вещей и критерием истины, вытекает утверждение о существовании только этого человека).

Представления о материи французских материалистов мало чем отличаются от современных (скажем, диалектико-материалистических):

материя объективна, объективны и первичные, и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.),

кроме материи нет ничего

материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей

материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению — хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток)

Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы.

Человек — продукт природы, и его познавательная способность есть следствие материальной организации. Нет никакой способности познания, отличной от материальной познавательной способности; все познается через чувства. Разум есть также высшая форма организации материи. Характерны последовательный сенсуализм, критика учения о врожденных идеях. Душа представляет собой чистую доску. Истина есть адекватное отражение внешнего мира; критерием истины является опыт. И так далее. Практически во всем последующие материалисты будут повторять положения французских материалистов.

Интересны также социально-этические взгляды французских материалистов. Здесь они не столь едины и отличаются друг от друга по некоторым воззрениям, хотя в чем-то и сходились: в атеизме, отрицании нематериальности души, ее бессмертия, божественного происхождения морали. Но в чем именно состоит мораль, в чем смысл жизни человека — здесь были и расхождения.

Наиболее парадоксальным и эпатирующим общество был Ламетри. Поскольку, по его мнению, душа смертна, то нужно по-другому взглянуть и на мораль. Религиозной концепции нравственности не существует, ибо нет вечной жизни, а мораль существует постольку, поскольку нравственное чувство врождено. Существует некий нравственный закон, как и законы природы. Этот нравственный закон есть даже у животных, а поскольку человек есть порождение животного мира, то здесь нет ничего странного, просто человек — высшая форма развития животного.

Никакой души (растительной, животной или какой-то другой) или чего-то еще, что выдумывали различные метафизики и богословы, просто не существует. У человека же есть душа, но организм его действует по тому же принципу, как и организм животных и, следовательно, независим от души.

Это концепция психо-физического параллелизма и дуализма (есть материальная субстанция и духовная субстанция, не зависящие друг от друга и существующие в гармонии лишь в Боге, непосредственно же сами по себе они независимы и друг на друга не воздействуют). Поэтому законы материальной субстанции справедливы только для материального мира, а законы духовной субстанции — для мира духовного.

Для Ламетри характерен гедонизм: нужно искать критерий счастья и цель жизни человека среди материального составляющего человека, а потому таким критерием является чувственное наслаждение, являющееся главным для человека. Поэтому нравственность как таковая есть понятие вымышленное, предрассудок, совесть также бесполезна, нужно освободить человека от ее угрызений и объяснить людям, что это понятие несуществующее, ибо все люди нравственны постольку, поскольку все ищут наслаждения.

Основой воспитательного процесса, по Гельвецию, является физическая чувствительность человека к боли и к наслаждению. Именно через восприятие того и другого человек начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо. Каждому человеку свойственна любовь к себе, которая есть глубочайший импульс человеческой деятельности. Из любви к себе через чувствительность к боли и наслаждению вырастают все страсти. Интересы, смысл жизни, стремление к счастью — все вырастает через чувствительность к боли и наслаждению.

Апологию страстей Гельвеций нарочито выпячивает, противопоставляя ее христианскому учению о страстях, о том, что человек должен уметь управлять своими страстями. По Гельвецию, страсти нужно культивировать и понимать их необходимость, поскольку они движут миром. Гельвеций проводит анализ разных страстей. Например, такие страсти, как интересы, перекликаются с выгодой и пользой и приводят к развитию общества и появлению частной собственности.

Налицо попытка вывести мораль и все нравственные предписания из природы самой по себе, отход от той точки зрения, что мораль существует как некоторое не зависящее от природы установление. Христианская церковная мораль (даже пантеистическая и деистическая) французским материалистам была чужда, поскольку они боролись не просто против Церкви, а против религии.

Любая религия, по их мнению, есть результат обмана, невежества и человеческого страха, но, в конце концов, все это реализуется в результате интересов и страстей некоторых людей. То есть религия вырастает из обмана одних людей другими — теми, кто понимает, что своими силами удержать людей в повиновении не удастся, поэтому придумывают всемогущее существо, которое все может и всегда все видит, и держат в повиновении при помощи этого существа темный, невежественный и суеверный народ. В страхе и надежде на посмертное воздаяние угнетенные люди пытаются найти свое счастье.

А вот их социально-политические воззрения оказали влияние, и достаточно серьезное, поскольку французская демократия — то, что образовалось в результате претворения в жизнь идей французских просветителей во время Французской буржуазной революции, — явилась образцом для демократии большинства стран. И то, что сейчас на Земле существуют цивилизованные правовые государства, есть результат реализации идей французского Просвещения.

Материалистическая философия эпохи французского Просвещения. Материализм Ламетри, Гольбаха и Гельвеции. Позиции французских энциклопедистов Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро. Взаимосвязь материи и сознания. Французский механистический материализм.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.06.2016
Размер файла 50,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Тема: Философия просвещения

Выполнил: Мирошниченко С.А.

студент группы ЗО - 3 - АТП

1. Материалистическая философия французского Просвещения

2. Материализм Ламетри, Гольбаха и Гельвеции

3. Позиции французских энциклопедистов Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро

Введение

История Франции второй половины XVIII в. являет классический пример того, как в политической оболочке феодального общества развивается и зреет общественный уклад нового, капиталистического общества. Вместе с новыми идеями математики, физики, механики, физиологии, медицины в сознание проникали идеи философского материализма.

Крупнейшими представителями французского просвещения были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах и др. просветители подвергли критике тогдашний политический и социальный строй. Они выступали против абсолютизма и против феодализма. Поэтому их идеология была антифеодальной. Обществом, считали они, правит мнение, поэтому надо изменить духовную культуру, надо с позиций разума, здравого рассудка, сделать переоценку всех ценностей. Для достижения этой цели они писали труды и их распространяли. Они организовали издание энциклопедии. Главным редактором был Дидро, заместителем был математик Даламбер. Поэтому просветителей называли энциклопедистами.

Дидро, Гольбах Гельвецин, Ламетри были материалистами. Крупнейшим произведением французского материализма была книга Гольбаха "Системы природы".

Основные положения: Природа - вся вселенная, она вечна. Субстанцией является материя. Материя находитс в движении. Движение происходит в пространстве и времени. В природе господствует причинность. Случайностей нет. В природе множество законов. Многие из них познаны, особенно четко считали они, сформулированы законы небесной механики. Законы механики пронизывают все сферы природы, в том числе и действуют при функционировании человека. Вселенная есть постоянный механический стационарный агрегат. И человек есть некоторая машина, действующая по законам механики.

Человек - продукт среды и воспитания. Человек в своей жизни руководствуется эгоистическим интересом. Интерес - движущая сила.

Религия есть плод невежества. Необходимо просветить народ, распространить в обществе научное мировоззрение, и по мере расширения
знаний о природе религия будет угасать, когда человек раскроет все тайны природы, религии придет конец.

Цель работы - рассмотреть механический материализм и сенсуализм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция.

1. Материалистическая философия французского Просвещения

В работах представителей французского материализма второй половины XVIII в. своих вершин достигают материалистические тенденции в развитии предреволюционной буржуазной философии вообще. Их философский материализм тесно связан с радикальными социально-политическими воззрениями.

Однако Кондильяк принципиально отвергает познаваемость материи и ее основных атрибутов. Он признает существование нематериальной души и с этих позиций критикует учение Спинозы о единой субстанции.

2. Материализм Ламетри, Гольбаха и Гельвеции

2.1 Ламетри

Основной проблемой философии Ламетри (как и других представителей французского материализма) была взаимосвязь материи и сознания. Решает он ее материалистически, в соответствии с механистической концепцией, преобладавшей в тогдашнем естествознании. Мышление является способностью определенного вида материи. Его основания покоятся на ощущениях.

2.2 Гольбах

При формулировке идеи универсальности движения Гольбах ссылается на Толанда. Он различает два основных вида движения. С одной стороны, движение, которое перемещает тела (механическое движение в собственном смысле слова), и с другой - скрытое, внутреннее движение, которое определяется энергией и имеет свой источник во взаимодействии невидимых материальных частиц (молекул), из которых состоит тело (оно представляет определенную аналогию того, что в современных терминах можно назвать микродвижением).

С понятием универсальности движения связано и Гольбахово понимание детерминизма. В отличие от Юма Гольбах доказывает, что необходимыми могут быть лишь причины и следствия. Посредством их можно объяснить любой процесс и человеческое поведение. Различие между отдельными явлениями закономерно, и всякое движение, которое возникает, подчиняется и управляется также константными законами. Так как движение протекает закономерно и является универсальным, природа или мир как целое подчинены универсальным закономерностям, которые проявляются через причинные отклонения (причины и следствия) с однозначной необходимостью.

Понимание причинности и детерминизма у Гольбаха, так же как и у других французских материалистов этого периода, имеет механистический характер. Оно является абсолютизацией момента необходимости. Так как вся природа является не чем иным, как движущейся материей, в ней нет места для случайности. Космос, таким образом, выступает как бесконечный ряд причин и следствий, причем то, что в одном случае является следствием, в другом может быть причиной. В эту строго детерминистическую систему Гольбах помещает и человека. Человек подчинен механистически действующей цепи причин и следствий. Очевидно, что такой подход не мог создать предпосылки для объяснения специфики общественной детерминированности человеческого поведения.

2.3 Гельвеция

Основные философские взгляды Гельвеция согласны взглядам других французских материалистов. Он признает объективное существование внешнего мира и подчеркивает его материальный характер. Мир, по Гельвецию, - это не что иное, как движущаяся материя. Пространство и время он также понимает как формы существования материи.

Так же как Ламетри и Гольбах, Гельвеции относит человека к общей системе природы. Человек неотделим от природы и подчинен тем же закономерностям, что и остальная природа. Гельвеции, как и другие французские материалисты, не смог понять специфичности человека и человеческого общества.

В области теории познания он по сути принимает принципы сенсуализма Локка. Всеми своими знаниями и умениями человек обязан лишь опыту, который он обретает при помощи чувственного познания и хранит посредством памяти.

Подобно Гольбаху, Гельвеции - сторонник строгого детерминизма. В материальной природе все происходит согласно всеобщим законам, которым подчинено всякое движение материи.

Французский механистический материализм (исключая материализм Фейербаха) представляет наивысшую ступень философского материалистического мышления домарксистской философии. Французские механистические материалисты исходили из традиций как английского, так и французского материализма.

Значение французского механистического материализма отмечал и В. И. Ленин. В частности, он ценил его последовательное материалистическое решение основного вопроса философии - отношения мышления к бытию, строго материалистическое обоснование теории ощущений и материалистическое объяснение природы. Французский материализм внес значительный прогресс в понимание общества, в частности, в своем подчеркивании естественной обусловленности общественного развития.

французский просвещение материализм дидро

3. Позиции французских энциклопедисто. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро

Во Франции философия выступала в XVIII в. как сердцевина, ядро Просвещения, сама в свою очередь получая от Просвещения - а оно являлось мощным общественно-культурным движением - конкретные импульсы к развитию. Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Это строго соответствовало центральному положению в философии принципа разумеющего субъекта. Все ставилось под критический свет разума при готовности принять любую альтернативу (если она только может быть разумно обоснована) существующему положению дел.

Францию XVIII в. характеризуют огромное количество идейных исканий, научных творческих подвигов и сотрясающих общество политических событий. Страна начала выходить из трясины феодального строя, экономической и политической раздробленности и отсталости, она вступила в период первоначального капиталистического накопления. Просветители, как следует из самого слова, заботились о распространении просвещения среди народных масс. Они боролись за то, чтобы в обществе не было пропасти между бедными- и людьми, утопающими в роскоши. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требование здравого смысла. Выдающимися философами эпохи Просвещения во Франции являются Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах.

Вольтер без устали атакует религиозный фанатизм, различного рода суеверия и заблуждения, феодальный абсолютизм, произвол властей, в том числе и правовой. Выступления Вольтера способствовали не только Великой Французской Революции, но и реформам в Англии, Германии, России, где он провел часть своей жизни.

Философская деятельность Вольтера, не достигающая особых высот в формулировке новых принципов, вместе с тем свидетельствует, что было бы неверно считать философию только умозрением, только утехой кабинетских ученых. Творчество Вольтера показывает, что философия не менее других наук можут иметь прикладной характер, добиваясь на этом поприще заслуженных успехов.

Заключение

Материалистические идеи XVIII в., продолжавшие прогрессивную традицию философов XVII в., получают свое дальнейшее развитие и яркую форму, приобретают активную общественную роль во Франции. Специфические особенности французского материализма связаны с классовой и общественно-политической борьбой, которая развернулась во Франции в XVIII в. накануне французской буржуазной революции 1789-1794 гг. Воинствующий материализм французских мыслителей JI. Гольбаха (1723-1789). К. Гельвеция (1715-1771), Ж. Ламетри (1709-1751) и других явился идеологическим выражением революционных устремлений французской буржуазии и объединяемых ею народных масс Франции, их борьбы против феодализма и религиозной идеологии. Естественнонаучной основой, на которую опирался материализм XVIII в., явились прежде всего достижения классической механики.

Представления о материи французских материалистов мало чем отличаются от современных (скажем, диалектико-материалистических): материя объективна, объективны и первичные, и вторичные качества (возражение Галилею, Локку, Беркли и др.); кроме материи нет ничего; материя состоит из атомов, которые движутся в результате причинно-следственных связей; материя делима, находится в постоянном движении, обладает различными свойствами (непроницаемость, протяженность, способностью к самодвижению - хотя Энгельс и критиковал французских материалистов за их метафизичность, говоря, что они не видели источника движения материи, но эта критика не совсем справедлива, поскольку принцип самодвижения все же они признавали, отрицали диалектику, но в действительности это, скорее, их заслуга, чем недостаток)

Движение есть способ существования, вытекающий из сущности материи; материя движется благодаря собственной энергии; материя вечна; движение так же вечно, как и материя, а все, что существует, есть результат движения материи, в том числе и все духовные идеальные явления в настоящем мире. Покой есть лишь некоторая форма движения, поэтому он также есть свойство материи. Материя существует в виде природы; природа есть некое единое целое; все явления природы связаны друг с другом, и связь эта выражается в виде законов природы.

Ничто во времени и пространстве не предшествует материи. Гельвеций обосновывал единство материи и движения, материи и сознания. Вместе с тем, в отличие от Дидро, считал, что материя лишь на определенном этапе своего развития и организации обретает способность ощущения.

Человек, по Гельвецию, - природное существо, наделенное чувствами, сознанием, страстями, и является основой общества. Из чувственной природы человека Гельвеций выводил движущее начало общественной жизни - принцип эгоизма, себялюбия. Идея Гельвеция о том, что в деятельности людей, направленной на самосохранение и приобретение жизненных благ, следует искать ключ к объяснению социальных процессов, была теоретически перспективной для своего времени. Гельвеций утверждал равенство природных умственных способностей людей всех рас и национальностей. Причину неравенства умов видел в различном воспитании и различных условиях жизни. Будущее общество Гельвеций представлял свободным от сословного деления и сословного неравенства. Был открытым противником феодальных устоев.

К основным недостаткам французского материализма относится, во-первых, то, что он был механистическим, так как опирался в теоретическом осмыслении мира на законы механики, которыми объяснялись не только природные, но и общественные процессы. Во-вторых, он был метафизический, т. е. антидиалектическим, в объяснении действительности и нашего познания. В-третьих, он склонялся к идеализму в понимании общества и человека. Наконец, он страдал созерцательностью.

Список литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 612с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. 4-е издание. - М.: ЛОГОС, 2002. - 344 с.

3. Мапельман В.М., Пенькова Е.Н. История философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Приор, 2007. - 642 с.

Семнадцатый век вошел в историю как век Просвещения, завершив в философском плане идеи, возникшие в эпоху Возрождения и получившие дальнейшее развитие в семнадцатом веке. Просвещение было общеевропейским явлением, но в первую очередь оно развивалось во Франции. Известными французскими мыслителями эпохи Просвещения были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Кондильяк, Ж. Ламетри, Дидро, П. Гольбах и др.

Мыслители эпохи Просвещения считали одной из своих главных задач широкое распространение и популяризацию основных идей новой философии, то есть они буквально стремились просветить массу населения, в результате чего их культурная деятельность и вошла в историю под именем Просвещения.

Идея энциклопедии перекликается с идеей просвещения, ведь мыслители эпохи Просвещения хотели прежде всего распространить научные и полезные практические знания среди масс, а для этого жанра энциклопедия или толковый словарь подходили как нельзя лучше.

Просвещение было направлено против церкви и христианства как защитной идеологии феодализма. Таким образом, необходимым элементом Просвещения был атеизм, который в то время и особенно во Франции стал более или менее широким и влиятельным течением.

Одним из ярчайших представителей Просвещения был Вольтер (1694-1778). Вольтер, пожалуй, самый известный просветитель Франции и всей Европы.

Вольтер — это псевдоним. Настоящее имя Вольтера было Франсуа Мари Аруэ. Он родился в Париже в семье богатого нотариуса. Поборник свободы — он мог пресмыкаться перед власть имущими. Он пытался просвещать людей и в то же время презирал их. И личность Вольтера, и его творчество отражают противоречивую природу Просвещения в целом. В своих попытках вывести народ из темноты и невежества мыслители Просвещения не могли опереться на народ именно из-за темноты и невежества, поэтому им приходилось рассчитывать на поддержку дворянства, двора.

Литературное наследие Вольтера настолько обширно, что один только перечень его произведений заполнил бы целые страницы. Он прежде всего блестящий мастер критики, а его философские работы — это либо критика, либо популяризация.

Отказ Вольтера от провиденциализма, то есть предопределения всех событий Богом, связан с его деизмом, заимствованным у Ньютона.

Материализм и идеализм в философии Просвещения - Характерные черты философии Просвещения

Характерные черты философии Просвещения

Для английских мыслителей эпохи Просвещения была характерна борьба с традиционным религиозным мировоззрением, которое объективно препятствовало свободному развитию науки о природе, человеке и обществе. Идеологическая форма свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века. Идеологической формой свободной мысли в Европе с первых десятилетий XVIII века был деизм.

Но английское Просвещение было просвещением элиты, имело аристократический характер. В отличие от этого, французское Просвещение было направлено не на аристократическую элиту, а на широкие слои городского общества.

T. Гоббс по праву считается основателем английского Просвещения. Гоббс, ученик и личный секретарь Ф. Бэкона и продолжатель английской линии эмпиризма, подверг дуализм Декарта резкой критике в своем учении о субстанциях.

Гоббс систематизировал доктрину Бэкона и создал новую форму материализма — механический материализм. Вся природа представлялась Гоббсу как совокупность протяженных тел, различающихся между собой по размеру, форме, положению и движению. Движение в этом контексте понималось как чисто механическое движение. Сведена к движениям и усилиям, а также к психической жизни человека и животных. Это сложные механизмы, которые полностью определяются извне.

Внешние чувства являются источником не только идей, но и всех человеческих знаний. Действие окружающих предметов на органы чувств человека порождает первоначальные идеи, которые в дальнейшем обрабатываются разумом путем сравнения, комбинирования и разделения идей. Человеческой души как особой субстанции не существует, а вера в Бога — плод философии Смирнов И.Н. Философия. Учебник для высших учебных заведений — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. С. 205..

Наиболее совершенной формой правления Гоббс считал абсолютную монархию. Власть государства распространяется не только на поведение человека, но и на его взгляды: религиозно-моральные и даже научные. И все же, согласно Гоббсу, каждый субъект имеет право на самозащиту. Когда подданный перестает пользоваться покровительством старой власти, он волен подчиниться новой власти. Таким образом, ярый монархист Гоббс логически приходит к оправданию революционных движений, свидетелем которых он был.

Учение Гоббса, особенно его натуралистический взгляд на государство и право, сыграло важную роль в развитии Просвещения в целом.

Материализм. Сущность и этапы развития

Материализм — философское направление, утверждающее первичность и единство материального начала в мире и рассматривающее идеальное лишь как свойство материального. Философский материализм утверждает примат материального и вторичность духовного, идеального, что означает, что мир вечен, несотворен, бесконечен во времени и пространстве. Мысль неотделима от материи, которая мыслит, и единство мира заключается в его материальности. Материализм рассматривает сознание как продукт материи и видит в нем отражение внешнего мира. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии — познаваемости мира — означает веру в адекватность отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемость мира и его законов. Материализм отличается тем, что опирается на науку, доказуемость и проверяемость утверждений. Наука неоднократно опровергала идеализм, но пока не смогла опровергнуть материализм. Содержание материализма понимается как совокупность его исходных предпосылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, которая определяется прежде всего методом мышления. Поэтому его содержание содержит то, что является общим для всех школ и течений материализма в их противостоянии идеализму и агностицизму, а с его формой связано то, что характерно для отдельных школ и течений материализма.

В своем развитии материализм прошел три стадии.

Первый этап был связан с наивным или стихийным материализмом древних греков и римлян (Эмпедокл, Анаксимандр, Демокрит, Эпикур). Первые учения материализма появились вместе с подъемом философии в рабовладельческих обществах Древней Индии, Китая и Греции в связи с достижениями в астрономии, математике и других науках. Общей чертой античного материализма является признание материальности мира, его независимого от человеческого сознания существования. Его представители пытались найти в многообразии природы общее начало всего существующего и появляющегося на свет. В древности Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и становится водой. Для античного материализма, особенно для Эпикура, акцент делался на личном самосовершенствовании человека: освобождении его от страха перед богами и от всех страстей, обретении способности быть счастливым при любых обстоятельствах. Заслугой античного материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Лейципп, Демокрит).

Разновидности материализма

Вообще говоря, в рамках материалистической философии можно найти различные формы материализма. Исторически первой и самой простой формой является наивный (спонтанный) материализм древних — под материей понимались материальные состояния и физические явления, которые обнаруживались как глобальные без всякой попытки научного обоснования, просто в результате повседневного наблюдения за окружающей средой на уровне наивного объяснения.

Большинство первых философов рассматривали только материальное начало, то есть то, из чего состоят все вещи, то, из чего они возникают и во что они затем превращаются; и поэтому считали, что ничто не возникает и ничто не исчезает, поскольку такая природа всегда сохраняется.

Они пытались свести все многообразие мира к одному из этих элементов или к их комбинации (Гераклит — огонь, Фалес — вода, Анаксимен — воздух, Демокрит — атомы и пустота).

Античный материализм содержал в своем зародыше все последующие течения: механистическое, диалектическое и вульгарное.

Наивный материализм также можно отнести к научному материализму — разновидности материализма, сформировавшейся как идеологическое обобщение опыта ученых на основе данных конкретных наук. Современный научный материализм продвигается благодаря исследованиям в области так называемых самоорганизующихся систем.

Метафизический материализм появляется после открытия законов механики в начале 18 века. Законы механики очень точно описывают физические взаимодействия, механическое движение, за исключением микромира. Однако, когда эти законы используются для описания и понимания более сложных явлений, чем механические, это приводит к ошибке, называемой редукционизмом (сведение сложного к более простому).

Более сложные явления имеют свои собственные более сложные законы, поэтому описывать их в терминах законов механики — это упрощение и ошибка. Этот же материализм был метафизическим, потому что не признавал эволюцию материи от низшего к высшему, от простого к сложному.

Метафизический материализм признает материю вечно неизменной основой реальности, поэтому в мире не существует внутренних противоречий, развития и качественных изменений. И то, что мы наблюдаем, — это лишь временные отношения между элементами материи. А поскольку число элементов исчерпаемо, то исчерпаемы и разновидности комбинаций этих элементов, поэтому нет развития, а есть повторение одного и того же через определенное время.

Характер комбинаций материальных частиц обусловлен внешними причинами — это случайность, закон тяготения, положение в пространстве и т.д.

Разновидностью метафизического материализма является вульгарный материализм, направление, получившее широкое распространение в XIX веке. Вульгарный материализм не видит в мире ничего, кроме материи. Для него даже мысль материальна.

Сторонники вульгарного материализма:

Понятие идеализма и его история

Идеализм — философское течение, которое приписывает активную, творческую роль в мире исключительно идеальному началу и ставит материальное в зависимость от идеального.

Через свое происхождение и на всех этапах своего развития идеализм тесно связан с религией. Скорее, она возникла как концептуальное, понятийное выражение религиозного мировоззрения, а в более поздние эпохи обычно служила философским обоснованием и оправданием религиозной веры.

В отличие от буржуазных философов, насчитывавших множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм делит все его разновидности на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личный или безличный всеобщий разум, некое надличностное сознание, и субъективный идеализм, сводящий познание мира к содержанию индивидуального сознания. Однако различие между субъективным и объективным идеализмом не является абсолютным.

Во время общего кризиса капитализма распространились такие формы идеализма, как экзистенциализм и неопозитивизм, а также ряд школ католической философии, прежде всего неотомизм. Три вышеперечисленных течения являются основными вариантами идеализма середины XX века, но наряду с ними и внутри них во второй половине века продолжался процесс дробления на небольшие эпигонские школы.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Философия эпохи просвещения принципы

История

Период Просвещения во всемирной истории относится к концу XVII — началу XIX века. Он начался после периода Возрождения. Если говорить кратко, особенности философии эпохи Просвещения сочетают в себе три ключевые понятия: ум, рационализм и науку. В основе эры — вера в человеческие возможности, особое внимание уделяется исследованиям и возрождению творческого познания, которое всячески пыталась убить инквизиция. Это стало началом научно-технического прогресса и общего развития человечества.

Основа эпохи

Развитие Просвещения охватило территории Западной Европы, начало революционного процесса произошло в Англии. Одним из сподвижников стал Локк, во Франции философия этого периода находилась на пике популярности благодаря деятельности Дидро, Монтескье, Ламетри, Руссо, Вольтера.

Философия эпохи просвещения кратко

В Германии также произошел всплеск активной просветительной деятельности и прогрессивных открытий. Что касается России и Северной Америки, то здесь Просвещение не успело проникнуть во все сферы общества, но благодаря деятельности учёных были сделаны шаги к будущему прогрессу.

Также для этой эпохи свойственен исторический оптимизм, благодаря которому и происходило непрерывное прогрессирующее движение идей. Наука стала основой развития общества, а история — примером прохождения человечеством разных испытаний и поисков истины.

Начало науки

В Великобритании движение просветителей было активным, что дало свои результаты, ведь здесь естественные науки не только подарили миру новые открытия, но и произошло развенчание религиозных мифов. Представители течения называли себя деистами — людьми, что не опровергают создания мира Богом, но дальнейшее развитие человечества не связывают религией. Английский деизм проповедовали только элитные представители общества, что добавляло течению важности.

Благодаря принципам, которые раскрывали представители эпохи просвещения, произошло становление промышленного производства, активное развитие инженерной отрасли.

Философия эпохи просвещения

А также разум способен спасти человека от ограничений и религиозного обмана. По мнению представителей Просвещения, социально-политический аспект общества невозможен без деизма, ведь вера — пассивное ожидание чуда свыше и полная бездеятельность, в то время как разум ищет пути развития и помогает человечеству двигаться вперёд.

Просвещенский материализм Франции

Если в Англии популярным было направление деизма, то во Франции акцентировали внимание на материализме. В основе всего физическая материя, которая определяет сущность всего живого, понятие божественного начала мира аннулируется, как и восприятие бога. Согласно учениям материалистов мир является бесконечным, неограниченным и вечным, пространство и время не имеют на него влияния.

Поскольку материя не держится на месте, а постоянно двигается, то и развитие человечества, как части материи, постоянно пребывает в динамике. Вскоре это привело к некому фатализму, ведь все предречено судьбой и освободиться от фатума нереально. Французский философ Дени Дидро отказался от этой догмы и проповедовал взаимосвязь между разными биологическими видами и возможными вариантами развития материи. Важными элементами прогресса материалисты считали:

Философия эпохи просвещения особенности

  • Силу воли.
  • Сознание просвещения.
  • Разум.

В России императрица Катерина II была ярким примером новаторства и цивилизованности в плане просвещения масс. Благодаря ей в то время акцентировалось внимание на образовании и изучении разных наук. Вольтер же отбрасывал наличие души в человеческом теле и считал его настоящим механизмом, которым управляют чувства и желания на уровне инстинктов.

Философия истории

Не только индустриальный прорыв был характерным для эпохи Просвещения. Произошло социально-правовое преобразование общества. Частная собственность, интересы человека и обозначение личностного пространства стали основой дальнейшего развития эпохи. На прорыв повлияли факторы:

  • Полный отказ от феодализма.
  • Наказания в виде лишения имущества и жизни.

Мыслители эпохи просвещения

Гердер и Кондорсе утверждали, что главное — это просвещение разума, ведь без него невозможна правильная расстановка жизненных приоритетов. Именно для этого выдающийся мыслитель Кондорсе предлагал увеличить количество печатания книг. Гердер же акцентировал внимание на природе, как основном элементе жизни.

Люди должны проявлять сострадание и сочувствие, быть ответственными за свои поступки перед другими. Деспотизм, по мнению философа, приводит к ожесточению и деградации общества, поэтому люди должны обожествлять изобретателей и присоединяться к научно-техническому прогрессу. Позже удалось сформулировать и назвать основные черты образца гуманности. Ими стали доброта, трудолюбие и образование.

Сомнения в образовании

Мыслители эпохи просвещения кратко

Не все самоотверженно шли за просветителями-философами, верующими в научно-технический прогресс. Хотя сила разума и науки были достойными поводырями в мире, выжившем после Инквизиции, этого было недостаточно для полного погружения человечества в эру Просвещения. Кроме исследователей, появились и сомневающиеся мыслители, для которых научная точка зрения была недостаточным аргументом для принятия важности материи.

Это имело и политический подтекст, ведь в неспокойное время близился социальный переворот. Одним из главных мыслителей, опровергающих материю, был Юм. Он считал, что чувства и эмоции намного ближе материи, поэтому человеческую жизнь и существование мира в целом можно объяснить только через внутренние переживания и ощущения. Поэтому теория Беркли была ему намного ближе, нежели доводы материалистов.

Читайте также: