Символическое значение образа вечной сонечки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать, из-за чего ее отец заключил брак с другой женщиной, со своими детьми. Кроткая, смиренная, жертвенная, она решается на ужасный шаг ради своей семьи, ради спасения ее от голодной смерти – жертвуя своей невинностью и честью, она идет на панель. Ее решение является результатом тех условий, в которых ей пришлось жить. В то же время, это спасательный круг для погибающих членов ее семьи. Единственное, что есть у девушки, это ее тело, с помощью которого она и решает спасти от голода семью Мармеладовых. Но это был выбор Сонечки, ее решение, она не испытывала по отношению к мачехе обиды, зла, ненависти. Именно поэтому душа молодой девушки не огрубела, не ожесточилась, не наполнилась злобой и ненавистью по отношению к окружающим, ее душа была кристально чиста.

Соню спасает ее любовь к людям, всю жизнь она посвящает бескорыстной и нескончаемой жертве. В этом и заключается смысл жизни Сонечки Мармеладовой, ее счастье, отрада. Она как будто подпитывает себя, свою душу любовью к людям, это дает ей силы идти дальше, смиренно претерпевать все мучения и страдания. Но позор толкал девушку на мысли о самоубийстве, ведь так, по ее мнению, она сможет смыть с себя бесчестие, унижение, стыд. Однако мысли о голодных детях, которых она сможет прокормить, заставляли девушку смириться со своей участью.

Молодую женщину отличает ее способность понимать и принимать боль других людей, сопереживать им. Так, например, она приняла признание Раскольникова о совершенном им убийстве без осуждения, омерзения или отвращения. Со свойственной ей смиренностью и кротостью, Соня убеждает Родиона признаться и раскаяться в содеянном преступлении. Девушка не отталкивает от себя Раскольникова, но, наоборот, сострадает ему, стремится очистить его душу. Такое поведение, любовь Сонечки воскресают к жизни молодого человека. Именно эта любовь и помогла Соне осознать, что, несмотря на гордость Раскольникова, он принижен, удручен и нуждается в помощи, поддержке, теплых словах утешения, а также и в твердых словах наставления на путь истинный. Юница отправляется за молодым парнем на каторгу. Эта жертва, ее безмерная, бескорыстная любовь помогают очиститься от позорного отпечатка, наложенного прошлым.

Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук Раскольникова, которые он испытал после убийства старухи-процентщицы и Лизаветы. Именно Соня была постоянно рядом с Раскольниковым, помогая ему разобраться в себе и прийти к тем вечным ценностям, которые олицетворяла в своем характере бедная и безропотная девушка.

Не о себе думает Соня. Все ее мысли направлены на ее спившегося отца, больную мачеху и маленьких детей. Страх за них, за их будущее толкает Соню на путь проститутки. Если не было этих несчастных, она не позволила бы себе опуститься так низко, скорее всего она покончила бы с собой. Но она всегда помнит о своей семье.

Если страдание Раскольникова ведет его к разъединению с людьми, то страдание Сони – к единению с человечеством. Поэтому для Раскольникова Соня становится символом вечной жертвенности, символом души, попранной этим жестоким миром. Но Соня верит в некий глубинный смысл жизни, исконный смысл человеческого бытия вообще. Пойдя на убийство, Раскольников подавил в себе ощущение полноты жизни, задавил в себе желание жить. А Соня живет этим ощущением постоянно, хотя сама находится в ужасном поруганном положении проститутки.

Раскольников идет на бунт против беспощадного и жестокого мира, хочет избавиться от насилия, совершив другое насилие, и это приводит к подавлению человека, его личности (неслучайно вместе со старухой он убивает Лизавету, такую же несчастную и забитую душу, как и Соня). Соня же не всегда может понять великий смысл бытия, но она ощущает его своим сердцем, склоняется перед ним и интуитивно следует вечным христианским и человеческим законам. Она отрицает право человека вершить самосуд, поэтому ей кажется кощунственной сама идея о делении людей на два разряда.

Раскольников часто пытается отождествить Сонечку с собой. По его мнению, она тоже переступила через человеческие законы, пойдя на улицу. Есть существенное различие между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим людям и добровольным, естественным самопожертвованием, совершенным во имя любви к ближнему. В понимании Сони человек не может переступить через другого человека, только через себя, через свое страдание.

Но самоотверженность Сони далека от смирения, она носит активный характер и направлена по помощь близким. Это очень религиозная девушка, но ее религиозность далека от обрядовой стороны христианской веры. Она не служит молебном, не спрашивает совета у священников, не обращается к чудодейственным иконам. Она просто верит. В лице Сони Достоевский показал народный вариант религиозного мироощущения, который намного искреннее и идет от самого сердца.

Сонино человеколюбие свободно от каких-либо теоретических обоснований, это ее естественное состояние. Она любит людей потому, что так подсказывает ей ее сердце. Соня Мармеладова становится идеалом женщины, идеалом человека. Поэтому она одерживает победу над Раскольниковым, окончательно развенчивает его теорию. Соня едет за ним на каторгу, где до конца помогает Родиону ступить на путь раскаяния и очищения, обращает его к истинной вере, к человеколюбию без насилия.

Символическое значение образа вечной сонечки. Cочинение «Вечная Сонечка

Раскольников совершает преступление, убив старуху процентщицу, и в эпилоге отбывает наказание на каторге. Но ещё большим наказанием для него является разъединение с людьми, муки совести и сознание своей несостоятельности как великого человека.

Центральная идея романа – это мысль о воскресении души, о возрождении её к новой жизни. Если бы рядом с Раскольниковым не оказалось Сони Мармеладовой, он не смог бы воскресить себя для новой жизни.

В конце романа правда Сони становится и правдой героя.

Достоевский убеждён, что человек не имеет права требовать счастья. Счастье не даётся так просто, его надо заслужить страданием.

Образ Сонечки несёт в себе основную идею романа. Эта героиня является нравственным идеалом автора.

Уже тогда, слушая болезненное повествование Мармеладова о дочери, Раскольников, ещё не убивший старуху, а только замышляющий страшное преступление, решает, что расскажет обо всём только Соне. Уже тогда он решает, что девушка его поймёт и не оставит.

Основа личности Сони Мармеладовой — это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир. Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский обрисовал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Автор рассуждает о том, что в этом мире правильно, а что заслуживает порицания. Однако не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. И не всякий порочный, по мнению общества, человек по-настоящему порочен. Что приводит человека к тому или иному выбору – вот над чем задумывался Достоевский в романе.

Уникальным женским образом в произведении является . Она – дочь спившегося чиновника, ей не на кого надеется в этой жизни. Мачеха направляет ее на порочный путь ради семьи. Она убеждает девушку, что ее тело – не такое уж и сокровище, чтобы беречь. Так как у Сони нет образования и никаких особых талантов, а только симпатичная внешность, то единственным путем заработать денег для всей семьи стала работа по желтому билету. Но девушка не оправдывала свой поступок, а просто приняла то, что она великая грешница. Она надеялась на прощение, о чем всегда молила, так как была верующим человеком.

Портретная характеристика Сони подчеркивает ее внутренний мир. Она изображена очень хрупкой, худенькой девушкой невеликого роста. Ее тонкое личико было всегда бледным, что говорит о постоянной нужде в хорошем питании и о постоянных моральных страданиях. В ее внешности не было чего-то особо выдающегося, кроме больших ясных голубых глаз, которые, казалось, смотрели людям прямо в душу. Соне было около 18 лет, но выглядела она моложе. Не просто так автор подчеркивает эту деталь во внешности героини. Ведь порочный образ продажной девицы совсем не подходил маленькой Соне. Стать на этот путь девушку вынуждают обстоятельства, ее склонность к самопожертвованию.

Соня – очень добрая и понимающая девушка. Она не судит других людей, а лишь помогает встать на правильный путь. Повстречав , Соня пытается вернуть ему утраченную душу. Герой вначале не понимает девушку, и считает, что она страдает из-за своей наивности, что все ее пользуются, как источником денег. Родион поражен отношением Сони к нему. Даже рассказав о преступлении, юноша видит не осуждение, а сожаление и боль в глазах влюбленной девушки. Она помогла ему понять вину и начать свой путь к раскаянию.

Именно она благодаря своему светлому и бескорыстному характеру становится настоящим нравственным идеалом Достоевского, к которому он мечтает привести всех людей.

Этот нравственный идеал заключен в бескорыстной, самоотверженной и сострадательной Соне, которая является таковой от природы, оттого, что так ей велят ее сердце, ее искренняя вера в бога и в доброе начало во всех людях.

Благодаря своей нравственной чистоте и душевной невинности Сонечка как бы вырывается из оков современности, парит над реальной жизнью, становится олицетворением всех лучших человеческих качеств. Порой она, необразованная и полуграмотная девушка, видит даже больше, чем студент-философ Раскольников. Ей понятно то, что Родиону только предстоит понять, а именно – безграничная любовь ко всему человечеству, которая ведет к единению с людьми и обществом. Не будь этой любви, Сонечка не смогла бы жить, потому жизнь только ради самой себя, ей не понятна. Ей необходимо жить для кого-то, только тогда ее существование становится полным и имеет какой-то смысл. Ради этого она готова даже пожертвовать собой. Не пойди она на улицу – умерли бы с голода ее домочадцы. Добро Сони по отношению к другим требует зла по отношению к себе, но она готова принести такую жертву.

Семнадцатилетнюю Соню постигла тяжелая судьба: преждевременно умерла мать, из-за чего ее отец заключил брак с другой женщиной, со своими детьми. Кроткая, смиренная, жертвенная, она решается на ужасный шаг ради своей семьи, ради спасения ее от голодной смерти – жертвуя своей невинностью и честью, она идет на панель. Ее решение является результатом тех условий, в которых ей пришлось жить. В то же время, это спасательный круг для погибающих членов ее семьи. Единственное, что есть у девушки, это ее тело, с помощью которого она и решает спасти от голода семью Мармеладовых. Но это был выбор Сонечки, ее решение, она не испытывала по отношению к мачехе обиды, зла, ненависти. Именно поэтому душа молодой девушки не огрубела, не ожесточилась, не наполнилась злобой и ненавистью по отношению к окружающим, ее душа была кристально чиста.

Соню спасает ее любовь к людям, всю жизнь она посвящает бескорыстной и нескончаемой жертве. В этом и заключается смысл жизни Сонечки Мармеладовой, ее счастье, отрада. Она как будто подпитывает себя, свою душу любовью к людям, это дает ей силы идти дальше, смиренно претерпевать все мучения и страдания. Но позор толкал девушку на мысли о самоубийстве, ведь так, по ее мнению, она сможет смыть с себя бесчестие, унижение, стыд. Однако мысли о голодных детях, которых она сможет прокормить, заставляли девушку смириться со своей участью.

Молодую женщину отличает ее способность понимать и принимать боль других людей, сопереживать им. Так, например, она приняла признание Раскольникова о совершенном им убийстве без осуждения, омерзения или отвращения. Со свойственной ей смиренностью и кротостью, Соня убеждает Родиона признаться и раскаяться в содеянном преступлении. Девушка не отталкивает от себя Раскольникова, но, наоборот, сострадает ему, стремится очистить его душу. Такое поведение, любовь Сонечки воскресают к жизни молодого человека. Именно эта любовь и помогла Соне осознать, что, несмотря на гордость Раскольникова, он принижен, удручен и нуждается в помощи, поддержке, теплых словах утешения, а также и в твердых словах наставления на путь истинный. Юница отправляется за молодым парнем на каторгу. Эта жертва, ее безмерная, бескорыстная любовь помогают очиститься от позорного отпечатка, наложенного прошлым.

2 вариант

Еще совсем молодая девушка Соня Мармелодова вызывает у читателей позитивные чувства уважения, хотя присутствует сочувствие и жалость. Когда Сонечке было всего четырнадцать лет, ее отец женился второй раз на Катерине. У этой женщины было трое детей. Отец пьяница, который пил и не имел денег, беспрерывно хворающая мачеха и ее дети - Соня старается о всех позаботиться и прокормить. Ради этого всего ей пришлось пойти по желтому билету, но из-за она ни разу не обвинила в этом близких. Сначала она приложила все усилия, чтобы заработать деньги своим трудом - шитьем, но получала за это очень мало денег. Других способов заработка она не видела, так как она не получила хорошего образования и воспитания. Все деньги, которые зарабатывала, отдавала своей семье.

Когда Соня пошла на панель, она старалась реже посещать свою семью. Живет Сонечка Мармеладова в съемной квартире для того, чтобы не позорить семью.

Соня очень красивая молодая девушка, у нее голубые глаза, хотя ей всего восемнадцать лет, она выглядит как маленькая девочка. Добрая и наивная это все Соня Мармеладова. У нее был маленький курносый носик и приятное личико. Сонечка всегда не только стеснялась себя, но и других людей. Первое впечатление о девушке такого - не очень умная и воспитанная. Также Мармеладова совсем не злопамятная личность. Она много терпела, например, крики и ругань от Катерины Ивановна. Девушка умеет слышать и понимать других людей, поэтому Раскольников доверил свою тайну именно ей. Такое качество характера очень ценно и редко.

У Сони Мармеладовой внутри есть свой Бог, по законам которого она живет: любит своих родных и близких, никогда не осуждает, кроме себя самой. Единственный раз когда мачеха заступилась за Соню, это когда Ужин обвинял Сонечку в краже денег. Но Соня никогда не брала чужого, это знали многие, она просто не могла себе позволить что-то украсть, потому что считает, что потом просто замучаешься.

Мармеладова очень надежный человек. Это еще раз подтверждается, когда она отправляется за Раскольниковым в Сибирь. Она считает, что они предназначены друг для друга, потому что и он , и она совершили грех. Раскольника совершил преступление - убил человека, а она - убила свое я в себе, когда пошла торговать собой. В Сибири она всегда была рядом с Раскольниковым, но при этом она отправляет письма родным, потому что молодой человек не желает общаться с родными и равнодушен к ним.

Соня непростая девушка, в ней сочетаются и любовь, и смиренность, и внутренняя красота.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ вечной Сонечки в романе Преступление и наказание

Популярные сегодня темы

История Фенечки в романе И.С.Тургенева Отцы и дети - это рассказ о счастливой судьбе крестьянки, которую полюбил её барин. В девятнадцатом веке подобные истории не были поводом для удивления, однако хорошее отношение

Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.

Портрет является одним из произведений Гоголя Николая Васильевича, в котором автор пытается противопоставить искусство, как прекрасное, с точки зрения творения и искусство с точки зрения наживы других людей

Это произведение – сочетание автобиографического и романтического жанра, где судьба человека (а конкретно – девушки) сочетается со многими социальными проблемами того времени

В первый раз мы слышим о Соне из рассказа несчастного пьяного Мармеладова. В исповеди он рассказывает о своей несчастной судьбе, о голодающей семье и с благодарностью произносит имя старшей дочери.

Соня – сирота, единственная родная дочь Мармеладова. До недавнего времени проживала вместе с семьёй. Её мачеха Катерина Ивановна, больная несчастная женщина, выбивалась из сил, чтобы дети не умерли голодной смертью, сам Мармеладов пропивал последние деньги, семья испытывала крайнюю нужду. От отчаяния больная женщина нередко раздражалась по пустякам, устраивала скандалы, попрекала падчерицу куском хлеба. Совестливая Соня решилась на отчаянный шаг. Чтобы хоть как-то помочь семье, она начала заниматься проституцией, жертвуя собой ради родных ей людей. История бедной девушки оставила глубокий след в израненной душе Раскольникова задолго до личного знакомства с героиней.

Соня Мармеладова, дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника Семена Мармеладова. За­мученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, Катерины Ивановны, Соня вынуждена пойти на панель, чтобы содержать отца и его семью.

Дуня Раскольникова — вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст. Мать и сестра любили Родиона Раскольникова страстно. Чтобы поддержать брата, Дуня поступила гувернанткой в семью Свидригайлова, взяв вперед сто рублей. Семьдесят из них она послала Роде.

Свидригайлов покусился на невинность Дуни, и она вынуждена была с позором оставить место. Чистота и правота ее вскоре были признаны, но практического выхода она все же не могла найти: по-прежнему нищета стояла у порога перед ней и матерью, по-прежнему она не в состоянии была чем-то помочь брату.

В безвыходном своем положении Дуня приняла предложении Лужина, почти откровенно покупавшего ее, да еще с унизительны­ми, оскорбительными условиями. Но Дуня готова идти за Лужина ради брата, продавая свое спокойствие, свободу, совесть, тело без колебаний, без ропота, без единой жало­бы. Раскольников ясно понимает это: «…

В Дуне нет присущего Соне христианского смирения, она решительна и отчаянна (отказала Лужину, готова была стрелять в Свидригайлова). И в то же время душа ее так же исполнена любви к ближнему, как и душа Сони.

На страницах романа Лизавета появляется мельком. О ней рассказывает студент в трактире, мы видим ее в сцене убийства, после убийства о ней говорит Соня, ду­мает Раскольников.

Постепенно вырисовывается облик доброго, забитого существа, кроткого, похожего на боль­шого ребенка. Лизавета — покорная раба своей сестры Алены.

В сознании Раскольникова образ Лизаветы сливается с образом Сони. В полубреду он думает: «Верная Лизаве­та! Зачем она тут подвернулась? Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими…

И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве­та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.

Портрет Сони Мармеладовой

Черты характера Софьи Семёновны Мармеладовой

Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на мачеху, ведь она практически заставила Соню зарабатывать деньги таким способом.

Она понимает и переживает вместе с людьми их боль. Так, она не осудила Раскольникова, когда он признался ей в совершенном преступлении: «Та вдруг взяла его за обе руки и преклонила к плечу голову.

Она любит этого человека и готова поехать с ним даже на каторгу, потому что верит: Раскольников поймет свою вину, раскается, начнет новую жизнь. Жизнь вместе с ней, с Соней. Любовь и вера придают ей силы в любых испытаниях и трудностях.

И именно ее бесконечное терпение, тихая любовь, вера и желание помочь любимому человеку — все это вместе дало возможность Раскольникову начать новую жизнь. Для Сони и для самого Достоевского свойственно сочувствие человека человеку. Раскольников учит Соню смелости, мужественности. Соня учит его милосердию и любви, прощению и сочувствию.

Роль образа Сони Мармеладовой в романе

Нравственные принципы, вера, любовь Сони оказались сильнее эгоистической теории Раскольникова. Ведь только приняв убеждения своей подруги, герой обретает право на счастье. Любимая героиня Фёдора Михайловича Достоевского – воплощение его самых сокровенных мыслей и идеалов христианской религии.

Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! " - символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно "ненасытимого" страдания.

"Вечная Соня" - назвал героиню Раскольников, имея в виду тех, кто будет жертвовать собой ради других.
Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки-это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни- всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны-исступленная гордость.

"Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит" - эти слова могут служить эпиграфом рассказов о судьбах девушек из бедных семей в произведениях Достоевского.

Образ Сонечки Мармеладовой в романе "Преступление и наказание"-это для Достоевского воплощение вечного смирения и страдания женской души, любовью к людям и безграничным самопожертвованием.
Кроткая и тихая Сонечка Мармеладова, слабая, робкая, безответная, ради спасения от голода своей семьи, родных людей решается на страшный для женщины поступок.
А чем лучше судьба Раскольниковой Дуни? Ей грозит та же участь. Её домогается Свидригайлов, в имении которого она служила экономкой. Купить её любовь хочет бездушный делец Лужин, считавший выгодной женитьбу на девушке, которая всем будет обязана только ему. Дуня готова выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы хоть чем-то помочь своей семье выбраться из нищеты. Дуня Раскольникова - вариант все той же Сони: даже для собственного спасения от смерти себя не продаст, а за брата, за мать продаст.

"Соня! Бедные, кроткие, с глазами кроткими. " Особенно остро ощущение ду­ховного родства Сони и Лизаветы дано в сцене призна­ния: "Он смотрел на нее и вдруг в ее лице как бы уви­дел лицо Лизаветы". Лизавета стала "Соней", такая же добрая, отзывчивая, погибшая безвинно и бессмысленно.
И Соня Мармеладова, и Дуня Раскольникова, и Лизаве­та, взаимо дополняя друг друга, воплощают в романе идею любви, милосердия, сострадания, самопожертвования.


сонечка садовая

Читайте также: