Подходы к обоснованию сущности конституции кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тема 4. Конституция РФ: понятие, сущность, юридические свойства.

При всем многообразии подходов к понятию конституции (которое обусловлено различным пониманием предмета конституционного права) ее можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

• выступает в качестве основного закона государства;

• обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

• выполняет роль основы всей правовой системы страны;

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки — легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей. При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ — задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля — Конституционному Суду РФ.

Конституция РФ — ядро правовой системы государства, основа развития текущего (отраслевого) законодательства. Помимо того что Конституция РФ закрепляет компетенцию различных органов публичной власти по нормотворчеству, определяет главные цели такого нормотворчества, сферы общественных отношений, которые должны быть урегулированы федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и пр., она содержит и многие базовые положения для развития других отраслей права. Так, гражданское законодательство России построено с учетом конституционных принципов многообразия и равенства форм собственности, единства экономического пространства, свободы экономической деятельности и предпринимательства, поддержки добросовестной конкуренции и др. (ст. 8, 34, 35 и др.); трудовое законодательство построено на основе конституционных положений о свободе труда, праве на отдых, на ежегодный оплачиваемый отпуск, на разрешение трудовых споров и др. (ст. 37); семейное законодательство не может не учитывать положения ст. 38 Конституции РФ о государственной защите семьи, материнства и детства, основных правах и обязанностях родителей и детей и т. д. Таким образом, Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, являются первичными, для Основного Закона страны нет каких-либо иных предписаний позитивного права (иногда учредительный характер предписаний выделяется в качестве самостоятельного свойства Конституции).

Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами). Как Основной Закон государства, ядро правовой системы Конституция РФ должна быть ограждена от частого и произвольного изменения в угоду различным политическим силам, сменяющим друг друга у власти в стране.

В современной конституционно-правовой науке сложилось несколько основных подходов к пониманию конституции, в которых раскрываются ее различные взаимодополняющие аспекты.

1. Понимание конституции в формальном смысле. Конституция – это Основной закон (основные законы), обладающий высшей юридической силой, особым порядком и субъектом своего принятия и изменения в сравнении с другими законами.

2. Понимание конституции в юридическом смысле. Конституция – это система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих демократический государственный строй.

3. Понимание конституции в фактическом смысле. Конституция – это собственно государственный строй и воплощенные в нем идеи общества об устройстве государства.

4. Понимание конституции в либеральном смысле. Конституция – система ограничений государственной власти путем обеспечения прав и свобод граждан.

5. Понимание конституции в позитивном смысле. Конституция – принципиальное решение о характере и форме политической жизни государства актом учредительной власти.

6. Понимание конституции в естественно-правовом смысле. Конституция – совокупность основополагающих норм естественного права, открытых, обсужденных и облаченных в форму общественного договора.

7. Понимание конституции в социологическом смысле. Конституция – основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей.

8. Понимание конституции как абсолютной формы. Конституция – состояние политического единства и порядка в государстве.

9. Понимание конституции как абсолютной нормы. Конституция – сумма высших правовых норм в государстве, к которым восходят все другие правовые нормы

Для понимания природы конституции обратимся к истории и теоретическим предпосылкам ее возникновения.

Сущность и значение конституции: теории сущности конституции

Формально-юридическая теория

Согласно данной теории сущность конституции заключается в том, что в правовом акте, занимающем высшее место в иерархии правовых актов и обладающем высшей юридической силой, определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти.

Естественно-правовая теория

В рамках естественно-правовой теории существуют различные подходы в понимании сущности конституции. Одни полагают, что сущность конституции заключается в том, что она является выражением суверенитета народа, ее единой воли о правлении, другие сущность конституции усматривают в многовековом опыте народа.

Социологическая теория

Социологическая теория представлена различными подходами в понимании сущности конституции: лассальянским, марксистско-ленинским и компромиссным.

Согласно лассальянскому подходу сущность конституции заключается в соотношении общественных сил в стране. Ф. Лассаль различал писаную конституцию и фактическую конституцию. При этом ценность для него представляла именно фактическая конституция, определяющая реальное положение вещей в обществе. Поскольку действительной руководящей силой и для писанной конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен.

Марксистско-ленинский подход стал развитием и уточнением лассальянского. Согласно указанному подходу сущность конституции заключается в действительном соотношении сил в классовой борьбе.

В отличие от этих подходов социологической теории понимания сущности конституции рассматривающих общественную жизнь исключительно в антагонистическом ключе, компромиссный подход исходит из единства общества и совпадения общих интересов различных социальных групп. Согласно данному подходу сущность конституции заключается в том, что она является формой выражения народных интересов, общественным компромиссом, условием согласованного взаимодействия различных слоев населения.

Теологическая теория

Согласно теологической теории сущность конституции заключается в воплощении в ней божественных предписаний о правилах жизни и организации правления в обществе. В конституции выражаются идеи высшей справедливости.

Либеральная теория

Согласно либеральной теории сущность конституции заключается в ограничении государственной власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Виды конституций

В юридической литературе классификация конституций осуществляется по различным основаниям.

По порядку принятия выделяются октроированные, т.е. дарованные народу королем, верховным правителем, и демократические, принятые народом на референдуме либо специально созванным учредительным органом. Конституция Российской Федерации относится к категории демократических конституций, поскольку принята на всенародном референдуме. Возможность принятия новой Конституции также связана с необходимостью проведения референдума либо созыва учредительного органа (Конституционного Собрания).

В зависимости от степени сложности изменения положений Основного закона различают гибкие конституции, имеющие относительно простой порядок изменения, незначительно отличающийся от порядка принятия и изменения обычных законов (например, Конституция РСФСР 1978 года), и жесткие конституции, предусматривающие многоступенчатые, растянутые во времени процедуры изменения конституционного текста, результативность которых может быть обеспечена лишь при условии согласия с предлагаемыми изменениями подавляющего большинства участников этих отношений (например, Конституция США и Конституция Российской Федерации 1993 года).

По форме выраженияконституции бывают писанными, т.е. облаченными в форму основного закона (основных законов), отличающегося от обычных законом рядом юридических свойств (все российские и советские конституции), и неписаными, выражающимися в системе ординарных законов, конституционных обычаев и судебных прецедентов (Великобритания).

По форме правления конституции бывают монархическими, закрепляющими наследственный статус главы государства (например, Конституция Испании), и республиканскими (Конституция Российской Федерации).

По форме территориального устройства государственной власти различают федеративные, закрепляющие основы организации сложного союзного государства (например, Основной закон ФРГ), и унитарные, устанавливающие правила организации центральных органов государственной власти простого государства и его территориальное устройство (например, Конституция Республики Беларусь).

По критерию соответствия конституционным отношениям различают реальные конституции, адекватно отражающие конституционную действительность, когда развивающие в обществе отношения соответствуют формальным конституционным предписаниям (например, Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации); фиктивные конституции, предписания которых не выражены в общественных отношениях, а фактическая организация государственной власти и состояние дел в области обеспечения прав личности не имеют ничего общего с декларированными в основном законе принципами и нормами (например, Конституция Ирака); и переходные конституции это те конституции, часть принципов и норм которых по фактическим или формальным причинам не материализованы в общественных отношения (например, Конституция Российской Федерации 1993 года и все предшествующие ей российские и советские конституции).

Конституция РСФСР 1918 г.

10 июля 1918 года V Всероссийский съезд Советов (первый в истории развития российских представительных учреждений однопартийный орган) утвердил Конституцию РСФСР [Конституция РСФСР 1918 года // История советской Конституции в документах 1917 - 1956 / Под общ. ред. С. С. Студенкина. М.:Госюриздат,1957]. В её состав была включена Декларация прав трудящегося. 19 июля 1918 г. эта Конституция вступила в силу.

В области правового положения личности был провозглашен принцип равенства прав независимо от расы и национальности, но с ограничениями в интересах рабочего класса.

Избирательные права были предоставлены всем трудящимся и потерявшим трудоспособность с 18 лет. В порядке люстрации лишались избирательных прав лица, использовавшие наемный труд, жившие на нетрудовой доход, частные торговцы, представители духовенства, душевнобольные и умалишенные, осужденные за корыстные и порочащие преступления, служащие и агенты царской полиции и царского дома. Свободы собраний, митингов и союзов также предоставлялись только трудящимся, причем независимо от их гражданства.

Провозглашалась свобода совести. Средства для издания печатной продукции передавались в руки рабочего класса и крестьянской бедноты. Предоставление рабочим и беднейшим крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования провозглашалось как цель государства. В целом права на образование, на труд, на отдых и др. социально-экономические права юридически не гарантировались, т.к. их невозможно было обеспечить в реальности.

Вводились всеобщая трудовая повинность (впервые в мировой практике) и всеобщая воинская повинность.

В экономической области была проведена национализация средств производства и другого недвижимого имущества. Государственный бюджет и правила его расходования устанавливались в Конституции.

Устройство государственной власти было осуществлено в соответствии со следующими принципами. По форме территориального устройства была провозглашена национально-территориальная федерация. Власть объявлялась принадлежащей рабочему населению, объединенному в Советах рабочих, солдатских и крестьянских (с января 1918 г.) депутатов. Избиратели могли в любое время отозвать депутата и избрать нового.

Верховная власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов (выборы были многоступенчатыми: нижестоящие советы формировали вышестоящие, делегатов на всероссийский съезд направляли губернские советы), а в период между съездами – Всероссийскому центральному исполнительному комитету (ВЦИК), формировавшемуся съездом. Исключительную компетенцию съезда составляло изменение Конституции, а съезда и ВЦИКа – руководство внутренней и внешней политикой, законодательство, утверждение бюджета, налогов, формирование Совета народных комиссаров (СНК). Во всероссийский съезд избиралось по 1 депутату от 25 тыс. городского и 125 тыс. сельского населения путем многоступенчатых выборов. Такой же 5-кратный приоритет отдавался городскому населению и в областных и губернских съездах советов. ВЦИК состоял не более, чем из 200 чел. и занимал место высшего законодательного, исполнительного и контролирующего органа РСФСР, издавая декреты по инициативе СНК или самостоятельно.

На СНК, состоявший из 18 народных комиссаров (каждый возглавлял комиссариат, в управлении которым сочеталось единоличное принятие решений и коллегиальный контроль за ними), было возложено общее управление делами. СНК был наделен правом издавать декреты, распоряжения, инструкции и т.д..

Теоретические подходы к пониманию конституции

В современной конституционно-правовой науке сложилось несколько основных подходов к пониманию конституции, в которых раскрываются ее различные взаимодополняющие аспекты.

1. Понимание конституции в формальном смысле. Конституция – это Основной закон (основные законы), обладающий высшей юридической силой, особым порядком и субъектом своего принятия и изменения в сравнении с другими законами.

2. Понимание конституции в юридическом смысле. Конституция – это система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих демократический государственный строй.

3. Понимание конституции в фактическом смысле. Конституция – это собственно государственный строй и воплощенные в нем идеи общества об устройстве государства.

4. Понимание конституции в либеральном смысле. Конституция – система ограничений государственной власти путем обеспечения прав и свобод граждан.

5. Понимание конституции в позитивном смысле. Конституция – принципиальное решение о характере и форме политической жизни государства актом учредительной власти.

6. Понимание конституции в естественно-правовом смысле. Конституция – совокупность основополагающих норм естественного права, открытых, обсужденных и облаченных в форму общественного договора.

7. Понимание конституции в социологическом смысле. Конституция – основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей.

8. Понимание конституции как абсолютной формы. Конституция – состояние политического единства и порядка в государстве.

9. Понимание конституции как абсолютной нормы. Конституция – сумма высших правовых норм в государстве, к которым восходят все другие правовые нормы

Для понимания природы конституции обратимся к истории и теоретическим предпосылкам ее возникновения.


В работе освещены вопросы развития отрасли конституционное право, основы теории Конституции Российской Федерации, политические, экономические, социальные основы конституционного строя Российской Федерации, правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации.

Оглавление

  • 1 Лекция 1 Конституционное право в системе российского права
  • 2 Лекция 2 Основы теории Конституции
  • 3 Лекция 3 Понятие и структура Конституции Российской Федерации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конституционное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

2 Лекция 2 Основы теории Конституции

2.1 Понятие, сущность Конституции.

2.2 Понятие Конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды.

2.3 Верховенство Конституции в Федеративном государстве.

2.4 Фактическая и юридическая Конституции.

2.1 Понятие, сущность Конституции

Ее сущность большинство авторов определяют как баланс основных социальных интересов, представленных в обществе. Близко к этому объяснение сущности конституции как социального плюрализма, политического компромисса.

Этот важнейший политико-правовой акт служит опорой политической и социально-экономической системы, утвердившейся в обществе и государстве. Он, с одной стороны, призван обеспечить стабильность существующих государственных и политических институтов, с другой — делает возможным их динамичное развитие, а в целом ряде случаев позволяет осуществлять радикальные реформы без существенного изменения базовых (основных) норм. Такие нормы также отличаются стабильностью, так как рассчитаны на действие в течение длительного времени.

2.2 Понятие Конституции государства и общества, ее юридические признаки и виды

Все российские конституции (начиная с 1918 г.) были по форме едиными консолидированными актами — документами. В ряде зарубежных государств (Великобритания, Новая Зеландия) существуют несистематизированные основные законы, представленные в виде множества (совокупности) важнейших парламентских актов, судебных решений, отдельных общепризнанных правовых обычаев.

Конституция и государство.

Первые конституционные акты, или конституции в современном смысле этого слова, не случайно появились в XVII — XVIII вв. (Великобритания, США, Франция), хотя государство возникло намного раньше. Именно тогда человечество осознало высшую ценность личной свободы и в связи с этим необходимость обуздать государство, заставив его подчиняться каким — то заданным правилам.

Представления о Конституции были разработаны раньше (в частности, Аристотелем), но они обращались в основном вокруг вопросов о рациональном устройстве государственной власти в соответствии с понятием демократии и справедливости. Но даже в этом ограниченном понимании основные законы не привились в древних государствах. Во времена римской империи этим термином назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.

Таким образом, конституция является элементом определенной философии государства, и эта философия основывается на понимании опасности ничем не ограниченной власти государства для свободы и благополучия человека. Демократическое государство — всегда конституционное государство, но не всякое государство, имеющее конституцию, может быть названо конституционным и демократическим.

Юридические признаки Конституции понимаются в литературе неоднозначно, чаще всего как качества, детерминирующие особую правовую природу и делающие ее Основным законом.

Это нормативность, наивысшая юридическая сила, специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.

Юридическая сила и нормативность конституции определяется через ее функции и прежде всего через юридическую функцию.

Юридическая функция заключается в том, что конституция представляет собой главный источник национальной правовой системы, нормативноюридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и составляют основу всей системы правового регулирования. Юридическая функция характеризует собствен но служебную роль конституции в национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция выполняет следующие юридические функции: а) право на делительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной власти и иных субъектов конституционного права (ст. 83-89, 101, 102, 103, 114, 125 Конституции РФ); б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 и др.); в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая заключается в закреплении основным законом стратегических целей и задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений.

Помимо указанной функции существуют еще и…

Учредительная функция выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственноправовой формы (ст. 1 — 16 Конституции РФ). Учредительная функция указывает на то, что конституция появляется вследствие коренных изменений в жизни общества и выступает политической и правовой основой его дальнейшего развития.

Политическая или социально-политическая функция проявляется в том, что конституция есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции в закреплении и развитии основ государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция выполняет роль генеральной политической директивы.

Кроме указанных функций конституция также осуществляет интеграционную. Современные конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость государства, препятствовать его территориальному распаду.

Специальный порядок принятия и изменения конституционных норм.

Это известные конституционной практике акты учредительной (верховной) власти, посредством которых разрабатывается и вводится в действие новая конституция страны. В мировой практике известны три способа принятия конституции:

— принятие конституции парламентом. Так, к примеру, была принята Конституция Украины в 1996 г.;

— принятие конституции путем референдума, что, в частности, характерно для действующей Конституции РФ. При этом различают ратифицирующие референдумы — ситуация, когда проект конституции разрабатывается специальным органом — учредительным собранием и вносится на всенародное голосование;

— принятие конституции специально учрежденным органом — учредительным собранием.

Государственно-правовой практике XVII-XIX вв. известен такой способ принятия конституции, как октроирование — пожалование, или дарование, властью монарха конституции. Данный способ принятия конституции характерен в основном в государствах с абсолютистским режимом. Октроированными считаются конституции Германии 1871 г., Японии 1889 г. и др., разработанные и дарованные метрополиями своим колониям. Октроированной являлась и первая российская конституция — Основные Государственные законы от 23 апреля 1906 г., принятые по прямому установлению Николая II.

Особым органом осуществления учредительной власти, специально создаваемым для принятия новой конституции, является учредительное собрание.

Именно так принимались многие современные европейские конституции. Учредительное собрание может носить различное название — Великое народное собрание (Болгария), Конституционное собрание (Россия), Национальное собрание и т.д.

Первая конституция принята в 1787 г. в США. В последующем конституции принимаются во Франции (1791, 1793 гг.), Польше (1793 г.). Первой конституцией России правомерно считать Основные Государственные законы от 26 апреля 1906 г.

Отнесение конституций к той или иной классификационной группе в зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и других критериев. По времени принятия принято выделять старые конституции (конституции первого поколения), принятые в XVIII-XIX вв. и продолжающие действовать (конституции США 1787 г., Бельгии 1831 г., Швейцарии 1873 г. и др.), и современные конституции (конституции второго поколения), принятые во второй половине XX в. По времени принятия конституции подразделяются на постоянные (срок действия которых неограничен) и временные, принятые на определенный срок. Характер действия конституции дает основание для выделения юридических (формальных) и фактических (материальных) конституций.

Различаются писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов). Название конституция не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы. Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписаной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

По порядку установления конституции подразделяются на октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом).

По порядку изменения и дополнения конституции бывают гибкими и жесткими. Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то её принято относить к разряду гибких, если в более сложном порядке, то конституция называется жесткой. Гибкими являются все неписаные конституции.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

По формам закрепляемого государственного устройства конституции подразделяются на федеральные и унитарные (ИНОГДА ПРИВОДЯТ И КОНФЕРАТИВНЫЕ). Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и её субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США. ФРГ, Индии, России, унитарными ¾ конституции Италии, Испании, Китая, Франции, республик в составе России 9 .

2.3 Верховенство Конституции в Федеративном государстве

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и, прежде всего, — правом принимать свои конституции. Так, в США каждый штат имеет свою конституцию, в ФРГ — каждая земля, в Швейцарии — каждый кантон и т. д.

Конституция Российской Федерации, исходя из общепризнанных норм международного права и мировой конституционной практики, определяя Россию как федеративное государство, состав ее субъектов и их статус, не содержит положения о суверенитете республик.

Если бы Конституция по примеру конституций СССР и содержала бы положение, признающее за республиками суверенитет, то это было бы не только пустой декларацией, но и признанием того, что Россия не федеративное государство, а конфедерация.

То, что ряд республик в составе Федерации в своих конституциях провозглашают себя суверенными, является произвольным употреблением термина, не имеющего никакого юридического значения.

Ссылки этих республик на Федеративный договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти ее субъектов, в котором республики обозначены как суверенные, во-первых, не признаны Конституцией России, и, во-вторых, в заключительных и переходных положениях указание на суверенитет республик, закрепленное в Федеративном договоре, провозглашается недействующим как противоречащее положениям Конституции России.

Конституционный Суд Российской Федерации, рассмотрев запрос группы депутатов Государственной Думы, своим определением от 27 июня 2000 г. признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, утратившими силу, не подлежащими применению судами, другими органами, должностными лицами и подлежащими отмене положения конституций республик Адыгея, Башкортостан, Ингушетия, Коми, Северная Осетия — Алания, Татарстан, Алтай о государственном суверенитете этих республик.

Несмотря на то что постановления и определения Конституционного Суда после их опубликования должны быть исполнены немедленно, до сих пор конституции названных республик, за исключением частичных изменений, не полностью приведены в соответствие с постановлением Суда и Конституцией России. Это означает, что механизмы, которые должны обеспечить исполнение Конституционного Суда, бездействуют, а федеральные органы надлежащих мер не принимают 12 .

2.4 Фактическая и юридическая Конституции

В правовой науке существует деление конституций на юридическую и фактическую. Юридическая Конституция — это 137 статей, в целом очень правильных формулировок. Реальный порядок действия этих норм — это фактическая Конституция 13 .

Термином “фактическая конституция” или “материальная конституция”, обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя, т.е. система социально-экономических и общественно-политических отношений.

Юридическая конституция — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы.

Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, её содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Для анализа соотношения юридической и фактической конституций важное значение имеет вопрос о правильном отражении в нормах конституции реально сложившихся общественных отношений.

На первый план здесь выдвигается вопрос не только об определяющем, но и опережающем.

Формально-юридическая теория

Согласно данной теории сущность конституции заключается в том, что в правовом акте, занимающем высшее место в иерархии правовых актов и обладающем высшей юридической силой, определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти.

Естественно-правовая теория

В рамках естественно-правовой теории существуют различные подходы в понимании сущности конституции. Одни полагают, что сущность конституции заключается в том, что она является выражением суверенитета народа, ее единой воли о правлении, другие сущность конституции усматривают в многовековом опыте народа.

Социологическая теория

Социологическая теория представлена различными подходами в понимании сущности конституции: лассальянским, марксистско-ленинским и компромиссным.

Согласно лассальянскому подходу сущность конституции заключается в соотношении общественных сил в стране. Ф. Лассаль различал писаную конституцию и фактическую конституцию. При этом ценность для него представляла именно фактическая конституция, определяющая реальное положение вещей в обществе. Поскольку действительной руководящей силой и для писанной конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен.

Марксистско-ленинский подход стал развитием и уточнением лассальянского. Согласно указанному подходу сущность конституции заключается в действительном соотношении сил в классовой борьбе.

В отличие от этих подходов социологической теории понимания сущности конституции рассматривающих общественную жизнь исключительно в антагонистическом ключе, компромиссный подход исходит из единства общества и совпадения общих интересов различных социальных групп. Согласно данному подходу сущность конституции заключается в том, что она является формой выражения народных интересов, общественным компромиссом, условием согласованного взаимодействия различных слоев населения.

Теологическая теория

Согласно теологической теории сущность конституции заключается в воплощении в ней божественных предписаний о правилах жизни и организации правления в обществе. В конституции выражаются идеи высшей справедливости.

Либеральная теория

Согласно либеральной теории сущность конституции заключается в ограничении государственной власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Виды конституций

В юридической литературе классификация конституций осуществляется по различным основаниям.

По порядку принятия выделяются октроированные, т.е. дарованные народу королем, верховным правителем, и демократические, принятые народом на референдуме либо специально созванным учредительным органом. Конституция Российской Федерации относится к категории демократических конституций, поскольку принята на всенародном референдуме. Возможность принятия новой Конституции также связана с необходимостью проведения референдума либо созыва учредительного органа (Конституционного Собрания).

В зависимости от степени сложности изменения положений Основного закона различают гибкие конституции, имеющие относительно простой порядок изменения, незначительно отличающийся от порядка принятия и изменения обычных законов (например, Конституция РСФСР 1978 года), и жесткие конституции, предусматривающие многоступенчатые, растянутые во времени процедуры изменения конституционного текста, результативность которых может быть обеспечена лишь при условии согласия с предлагаемыми изменениями подавляющего большинства участников этих отношений (например, Конституция США и Конституция Российской Федерации 1993 года).

По форме выраженияконституции бывают писанными, т.е. облаченными в форму основного закона (основных законов), отличающегося от обычных законом рядом юридических свойств (все российские и советские конституции), и неписаными, выражающимися в системе ординарных законов, конституционных обычаев и судебных прецедентов (Великобритания).

По форме правления конституции бывают монархическими, закрепляющими наследственный статус главы государства (например, Конституция Испании), и республиканскими (Конституция Российской Федерации).

По форме территориального устройства государственной власти различают федеративные, закрепляющие основы организации сложного союзного государства (например, Основной закон ФРГ), и унитарные, устанавливающие правила организации центральных органов государственной власти простого государства и его территориальное устройство (например, Конституция Республики Беларусь).

По критерию соответствия конституционным отношениям различают реальные конституции, адекватно отражающие конституционную действительность, когда развивающие в обществе отношения соответствуют формальным конституционным предписаниям (например, Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации); фиктивные конституции, предписания которых не выражены в общественных отношениях, а фактическая организация государственной власти и состояние дел в области обеспечения прав личности не имеют ничего общего с декларированными в основном законе принципами и нормами (например, Конституция Ирака); и переходные конституции это те конституции, часть принципов и норм которых по фактическим или формальным причинам не материализованы в общественных отношения (например, Конституция Российской Федерации 1993 года и все предшествующие ей российские и советские конституции).

Формально-юридическая теория

Согласно данной теории сущность конституции заключается в том, что в правовом акте, занимающем высшее место в иерархии правовых актов и обладающем высшей юридической силой, определяются принципы, важнейшие правила организации и осуществления государственной власти.

Естественно-правовая теория

В рамках естественно-правовой теории существуют различные подходы в понимании сущности конституции. Одни полагают, что сущность конституции заключается в том, что она является выражением суверенитета народа, ее единой воли о правлении, другие сущность конституции усматривают в многовековом опыте народа.

Социологическая теория

Социологическая теория представлена различными подходами в понимании сущности конституции: лассальянским, марксистско-ленинским и компромиссным.

Согласно лассальянскому подходу сущность конституции заключается в соотношении общественных сил в стране. Ф. Лассаль различал писаную конституцию и фактическую конституцию. При этом ценность для него представляла именно фактическая конституция, определяющая реальное положение вещей в обществе. Поскольку действительной руководящей силой и для писанной конституции, и для закона является реальное соотношение сил внутри общества. Это действительная причина, которая определяет все законы и правовые учреждения. Конституционные вопросы – вопросы силы, а не права. Реальное соотношение сил записывается на бумаге, и они становятся правовыми учреждениями. Действительную конституцию имеет всякая страна, ведь всякий организм каким-то образом устроен.

Марксистско-ленинский подход стал развитием и уточнением лассальянского. Согласно указанному подходу сущность конституции заключается в действительном соотношении сил в классовой борьбе.

В отличие от этих подходов социологической теории понимания сущности конституции рассматривающих общественную жизнь исключительно в антагонистическом ключе, компромиссный подход исходит из единства общества и совпадения общих интересов различных социальных групп. Согласно данному подходу сущность конституции заключается в том, что она является формой выражения народных интересов, общественным компромиссом, условием согласованного взаимодействия различных слоев населения.

Теологическая теория

Согласно теологической теории сущность конституции заключается в воплощении в ней божественных предписаний о правилах жизни и организации правления в обществе. В конституции выражаются идеи высшей справедливости.

Либеральная теория

Согласно либеральной теории сущность конституции заключается в ограничении государственной власти в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Виды конституций

В юридической литературе классификация конституций осуществляется по различным основаниям.

По порядку принятия выделяются октроированные, т.е. дарованные народу королем, верховным правителем, и демократические, принятые народом на референдуме либо специально созванным учредительным органом. Конституция Российской Федерации относится к категории демократических конституций, поскольку принята на всенародном референдуме. Возможность принятия новой Конституции также связана с необходимостью проведения референдума либо созыва учредительного органа (Конституционного Собрания).

В зависимости от степени сложности изменения положений Основного закона различают гибкие конституции, имеющие относительно простой порядок изменения, незначительно отличающийся от порядка принятия и изменения обычных законов (например, Конституция РСФСР 1978 года), и жесткие конституции, предусматривающие многоступенчатые, растянутые во времени процедуры изменения конституционного текста, результативность которых может быть обеспечена лишь при условии согласия с предлагаемыми изменениями подавляющего большинства участников этих отношений (например, Конституция США и Конституция Российской Федерации 1993 года).

По форме выраженияконституции бывают писанными, т.е. облаченными в форму основного закона (основных законов), отличающегося от обычных законом рядом юридических свойств (все российские и советские конституции), и неписаными, выражающимися в системе ординарных законов, конституционных обычаев и судебных прецедентов (Великобритания).

По форме правления конституции бывают монархическими, закрепляющими наследственный статус главы государства (например, Конституция Испании), и республиканскими (Конституция Российской Федерации).

По форме территориального устройства государственной власти различают федеративные, закрепляющие основы организации сложного союзного государства (например, Основной закон ФРГ), и унитарные, устанавливающие правила организации центральных органов государственной власти простого государства и его территориальное устройство (например, Конституция Республики Беларусь).

По критерию соответствия конституционным отношениям различают реальные конституции, адекватно отражающие конституционную действительность, когда развивающие в обществе отношения соответствуют формальным конституционным предписаниям (например, Федеральная Конституция Швейцарской Конфедерации); фиктивные конституции, предписания которых не выражены в общественных отношениях, а фактическая организация государственной власти и состояние дел в области обеспечения прав личности не имеют ничего общего с декларированными в основном законе принципами и нормами (например, Конституция Ирака); и переходные конституции это те конституции, часть принципов и норм которых по фактическим или формальным причинам не материализованы в общественных отношения (например, Конституция Российской Федерации 1993 года и все предшествующие ей российские и советские конституции).


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: