Президентская республика россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Через несколько дней исполнится 10 лет российскому президентству. Выборы 12 июня 1991 года не только сделали Бориса Ельцина правителем, который мог ставить условия все еще существовавшей союзной власти, и при этом не оглядываться по каждому поводу на большой всероссийский митинг, именовавшийся Съездом народных депутатов. Они еще и положили начало функционированию в стране президентской республики, которая, несмотря на многочисленные упреки с разных сторон, просуществовала до сих пор и доказала свою жизнеспособность. Еще пару лет назад с подачи левых сил всерьез обсуждался вопрос: какой республикой быть России, президентской или парламентской. Сейчас, похоже, в обществе установился консенсус: России суждено оставаться президентской республикой.

С чем связан такой выбор? Только ли с политической волей Бориса Ельцина в первой половине его правления, или с личностью Владимира Путина. Разумеется, нет. Существует целый ряд объективных условий, которые препятствуют существованию в России парламентской республики по образцу Центральной Европы или стран Балтии.

Во-первых, сохраняющаяся, хотя и в меньших масштабах, "сакрализация" власти, свойственная России в течение всех этапов его истории: и княжеского, и царского, и императорского, и советского. Правда, сейчас роль сакрального фактора явно снижается - показательно, что по последнему опросу ВЦИОМа, около 85% россиян не хотели бы покупать изображения (бюсты или портреты) очень популярного президента Владимира Путина. Однако полностью исключать сакральный фактор в сколько-нибудь обозримом будущем невозможно.

Во-вторых, величина страны. Россия (равно как, кстати, и Украина) значительно превосходит по своим масштабам страны традиционной или вновь обретенной парламентской демократии. Отсюда и потребность в более сильной центральной власти, выступающей в роли эффективного управленца, архитектора, а то и ловкого манипулятора. Это может не нравиться, но это реальность, с которой нельзя не считаться.

В-третьих, отсутствие традиции демократии и компромисса внутри элит. У стран Восточной Европы в их сравнительно недавней истории был демократический опыт, хотя бы и недолговременный, и осложнявшийся авторитарными тенденциями. Кроме того, и в послевоенный период ситуация в них отличалась от советской. В Польше, например, и при коммунистах существовала маленькая католическая фракция в Сейме, в СССР верующий депутат был просто невозможен. Тотальное обобществление советской экономики разительно не совпадало с ростками рыночных отношений, сохранявшихся в венгерской экономике. Российские элиты до сих пор не прошли адаптации к условиям жизни в Европе. А провести такую адаптацию может только опять-таки сильная власть, которая по старой российской традиции является единственным европейцем в стране, имеющим рычаги для реализации реформ.

В-четвертых, российское общество не было объединено национальной идеей, при этом гармонирующей с идеей европейской идентичности и солидарности. Именно эта идея, практическое воплощение которой состояло в неудержимом стремлении в НАТО и ЕЭС, сплачивала и сплачивает до сих пор элиты государств бывшего Варшавского договора и Балтийских стран. Поэтому в Европе переход к демократии и рыночной экономике на основе европейских стандартов прошел быстро в условиях парламентской демократии. В России же, где большинство депутатов выступает за сохранение смертной казни, а две три населения далеко не прочь пересмотреть итоги приватизации, парламентская республика объективно бы сдерживала или даже свертывала реформаторский процесс.

В-пятых, в России и на Украине существуют сильные нереформированные, ретроградные коммунистические партии, способные привлечь на свою сторону до трети электората. К чему в этой ситуации может привести парламентская республика, показывает пример Молдавии, в которой именно резкое усиление роли парламента в ущерб президенту способствовало безоговорочной политической победе коммунистов. Пока КПРФ не сменила имя и не подала заявку в Социнтерн, риск коммунистического реванша в результате перехода к парламентской республике слишком велик.

Реформаторский потенциал президентской республики очевиден как на примере "бури и натиска" первых ельцинских лет, так и проектов судебной, налоговой и прочих реформ, которые инициированы именно президентской властью. Но возникает вопрос: не может ли президентская республика привести к росту авторитарных тенденций, а то и, в конце концов, к тоталитарному реваншу?

Не исключая возможности локальных полицейски-авторитарных всплесков, все же можно сказать, что принципиальное перерождение российской президентской республики в диктатуру все же невозможно. И дело не в личных качествах конкретных правителей. Тоталитаризм, "звездными годами" которого стали 1920-30-е, скомпрометировал себя уже несколько десятков лет назад, утратив жизненную силу и массовую привлекательность (отдельные группы адептов не в счет). Разница состояла только в том, что его фашистская форма погибла быстро и насильственно, а коммунистическая умирала долго, то безуспешно пытаясь обновиться, то, напротив, закручивая гайки.

Что касается авторитаризма, то он несовместим с магистральными тенденциями развития современного общества. Глобализация, индивидуализм, информационное общество - все это не стыкуется с авторитарным строем, который апеллирует к коллективистским началам. Традиционные формы коллективизма (от общин до колхозов) к новому тысячелетию себя практически изжили. Так что и возможности для существования авторитарной модели резко сокращаются. Либо попытка ее реализации будет краткосрочной и неудачной, либо ее пределом станет белорусский "полуавторитаризм", при котором, несмотря на "феномен батьки Лукашенко", продолжают функционировать (хотя с существенными ограничениями или в "выхолощенном" варианте) демократические институты - парламент, политические партии, свободные профсоюзы. "Полуавторитаризм" имеет шансы на выживание в обозримом будущем, но не более того - в исторической перспективе он является таким же тупиком, как и авторитаризм в его "чистой" форме.

Поэтому российская президентская республика, вступающая во второе десятилетие своего существования, имеет преимущественные шансы на то, чтобы развиваться, в целом, в демократическом русле. Другое дело, что она еще долго не будет соответствовать строгому европейскому стандарту демократии, подвергаясь критики Европы то за Чечню, то за проблемы со СМИ. Однако это болезни переходного периода, а не симптомы угрозы глобального реванша.

В мире существует свыше двух сотен государств, отличающихся друг от друга формой правления. Последняя определяет то, каким образом осуществляется управление государственными структурами, и как происходит контроль за выполнением указов правительства.


Что это

Президентская республика – форма власти, при которой основная главенствующая роль отведена президенту, имеющему очень широкий круг полномочий. Глава государства в то же время является главой исполнительной власти. Дополнительные особенности:

  • Выборы президента и парламента происходят независимо друг от друга.
  • Именно глава государства набирает правительство, состоящее из министров, не подконтрольных парламенту.
  • Две ветви власти – законодательная и исполнительная четко разделены друг от друга, но правительство и парламент взаимосвязаны и могут воздействовать друг на друга. Эта характеристика дает президентской республике второе название – дуалистическая.


Данная форма правления появилась в Соединенных Штатах Америки в конце 18 века, но спустя практически 3 сотни лет не потеряла важности. Однако на данный момент данный политический строй присущ государствам Латинской Америки.

Признаки

Основным признаком президентской республики является единоначалие – главой правительства президента. Он контролирует работу исполнительной ветви власти, набирает кабинет министров и следит за их деятельностью. При этом данный тип политического строя существует только на бумаге. В каждом государстве имеются свои особенности. Например, в Мексике выборы главы государства происходит исходя из желания каждого гражданина, а в Америке данная процедура передается так называемым выборщикам.


Второй немаловажный признак данного тип политического строя – способ формирования правительства является внепарламентским. Именно президент назначает тех людей, которые будут следить за исполнением его указов, и они же будут отчитываться напрямую перед своим руководителем.

Третий признак – четкое разделение ветвей власти. Президент не может своим указам освободить от должностей сотрудников парламента, а они не могут никак влиять на кабинет министров.

Правительство в президентской республике

Практически во всех государствах основную роль в жизни общества играет исполнительная власть. В президентской республике с ней связаны определенные особенности в связи с полным подчинением главе государства. Именно он формирует кабинет министров.

Вносить изменения в эту государственную структуру также можно без необходимости согласования своих действий с гражданами страны. Однако в части государств имеются дополнительные изменения в законодательства. Благодаря им представители парламента получают возможность влиять на работу министров и президента.

Отличие от парламентской республики

У двух типов политического строя имеется один важны общий фактор – выбор всех правительственных структур производится на конкретный срок. Основное же отличие заключается в том, что в президентской республике главой государства является президент, а в парламентской – парламент. Собственно, это и понятно из названия. В первом случае президент также:


Во втором типе политического строя главенствующую роль занимает именно парламент. Данный орган следит за работой правительственных структур, определяет вектор внутренней и внешней политики, а также формирует бюджет на календарный год и следит за его расходом. Президент в таком государстве также присутствует, но главенствующую роль не занимает.

Форма правления

Как уже говорилось, особенности президентской республики по-разному раскрываются в разных государствах. Это зависит от исторических событий на ее территории, особенностей проживающих на территории национальностей и так далее.

Россия

Согласно Конституции, исполнительная и законодательная властные ветви равны друг другу, из-за чего политический строй в Российской Федерации зачастую обозначается как смешанная республика. По-другому ее можно назвать президентско-парламентской.

В законодательстве Соединенных Штатов Америки прописано, что США гарантируют каждому штату в составе республиканскую форму правления. Она реализована в виде президентской республики. Единственное отличие – роль парламента играет Конгресс. При этом глава государства и данный орган не могут влиять на работу друг друга.

Украина

У данной страны политическим строем является парламентская республика. Выборы президента (главы государства) происходят путем тайного голосования. В должности он находится пять лет. Основные задачи и функции – представление страны на международной арене, назначение различных должностных лиц и так далее.

Франция

Главный законодательный документ Франции был написан в середине 20 века. С тех пор не менялась главная его составляющая – вся власть сосредоточена у органов исполнительной власти. Самым главным действующим лицом является президент, контролирующий работу всех государственных органов, а также является гарантом суверенитета государства, целостности территории и соблюдения всех законов и договоров. Обладает существенным количеством различных возможностей, среди которых выделяется возможность распустить нижнюю палату парламента.

Суперпрезидентская республика

Данный тип политического строя встречается далеко не везде и является довольно специфичным. Особенность заключается в том, что у президента имеется огромное число разнообразных полномочий. Ее признаками является отсутствие разделение власти. При этом глава государства контролируют работу каждой из ветвей при их наличии. Ни одна властная структура или орган не могут влиять на работу президента.


Чаще всего встречается в восточных странах и странах Латинской Америки. При этом стороннему наблюдателю может казаться, что управление осуществляется так, как должно согласно определению данного типа политического строя. Является одной из форм авторитаризма.

Республика - это… Обществознание, 11 класс, ЕГЭ. Виды республики: президентская и парламентская, смешанная. Признаки республиканского государства: как определить форму правления? Монархия и республика - в чем разница? Республики в составе РФ. Союзные республики, входившие в состав СССР: 15 или 16 республик Советского Союза?

Фото Республика как форма правления. Республики в составе РФ, республики СССР

Заседание французского парламента. 1868 год. Изображение: Universal History Archive/Universal Images Group via Getty Images

Что такое республика. Суть республиканской формы правления

Республика - это форма правления, при которой верховная власть в стране является выборной, а не наследственной.

Глава государства избирается либо прямым голосованием, либо косвенно - парламентом или коллегией выборщиков. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу - парламенту. И парламент, и глава государства избираются на определенный, ограниченный срок.

Республика может быть президентской, парламентской или смешанной. Об их различиях читайте ниже.

Противоположность республике - монархия , то есть форма правления, при которой верховная власть является пожизненной, передается по наследству и не избирается.

Большинство современных государств - республики. Но республика - это не синоним демократии. Республикой может называть себя страна с авторитарным или тоталитарным режимом, где царит диктатура. В то же время в странах с ограниченной монархией может существовать демократический режим.

Президентская республика. Признаки и примеры

Президентская республика - это государство, где президент обладает широкими полномочиями.

Население избирает президента напрямую или косвенно - через коллегию выборщиков. Президент является главой государства. Он координирует отношения между законодательной, исполнительной и судебной властью.

Президент формирует правительство, а иногда и сам возглавляет его; вносит законопроекты в парламент; является верховным главнокомандующим; представляет страну на мировой арене.

Примеры президентских республик: Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция, Южная Корея.

  • Президент избирается не парламентом, а напрямую населением (Россия) либо коллегией выборщиков, которых выбирает народ (США).

  • Президент формирует парламент: назначает главу правительства либо сам возглавляет кабинет министров.

  • Правительство несет ответственность перед президентом. Президент имеет право распустить кабинет министров.

  • Президент обладает широкими полномочиями: подписывает законы, зачастую имеет право распускать парламент, ведет международные переговоры от лица страны.

Парламентская республика. Признаки и примеры

Парламентская республика - это государство, где власть сосредоточена в выборном законодательном собрании.

Избранный парламент формирует правительство. Премьер-министром (главой исполнительной власти) становится представитель победившей на выборах политической партии. Правительство несет ответственность перед парламентом. В случае утраты большинства в законодательном собрании правительство уходит в отставку.

В парламентских республиках может существовать должность президента, но он либо избирается парламентом (Швейцария, ЮАР), либо не является главой исполнительной власти и играет в государстве второстепенную роль (Германия, Израиль).

Примеры парламентских республик: Германия, Италия, Индия, Израиль, Греция, Польша, Швейцария.

  • Правительство формируется парламентом из лидеров партии, победившей на выборах.

  • Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству.

  • Полномочия президента чаще всего номинальны, он выполняет в основном представительские функции.

  • Парламент определяет внешнюю и внутреннюю политику, пути социально-экономического развития.

  • Парламент обладает финансовой властью - разрабатывает и принимает государственный бюджет.

Смешанная или полупрезидентская республика. Признаки и примеры

Смешанная республика - это государство, где и парламент, и президент обладают широкими полномочиями. В таких странах сильная президентская власть сочетается с контролем парламента за правительством.

Главная отличительная черта полупрезидентской республики - двойная ответственность правительства (и перед президентом, и перед парламентом).

Парламент смешанной республики может вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. А президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы. Таким образом, для эффективной работы парламент и президент должны искать компромисс и договариваться.

Примеры смешанных республик: Австрия, Франция, Хорватия, Египет, Литва, Украина, Грузия.

  • Президент избирается внепарламентским путем. Однако правительство формируется президентом из лидеров победившей на парламентских выборах политической партии. Парламент утверждает состав правительства.

  • Двойная ответственность правительства: перед парламентом и частично перед президентом.

  • Президент является главой государства. Полномочия исполнительной власти разделены между президентом и правительством.

Что такое теократическая республика

Теократическая республика - это религиозное государство, где в руках правящей верхушки сосредоточены и государственная, и духовная власть. Пример такого государства - Исламская Республика Иран, где де-факто главой государства является не президент, а аятолла, то есть высший по рангу религиозный деятель.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации - республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Конституция РФ. Статья 1

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент - официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Все это позволяет считать Россию президентской республикой .

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики . Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Республики в составе Российской Федерации. Список республик РФ

Республики принимают собственные конституции, которые не могут противоречить федеральной Конституции. Республики имеют право устанавливать свои государственные языки, а также имеют столицы.

Это определение обязывает всех нас — граждан Российской Федерации считать единственно законным политическим режимом демократию, единственно законной формой государственности федерацию, единственно законным способом организации власти (государственным строем) республику. Только соблюдение этих условий дает возможность нашему государству быть правовым, т. е. таким, в котором правит закон, а не произвол одного человека или какой-то группы людей.

О том, в каких режимах на самом деле работала наша политическая система, мы будем говорить в разделе 6, а здесь рассмотрим властную структуру нашей политической системы — ее государственное устройство.

Прежде всего отметим, что наше государство федеративное, а не унитарное. Это значит, что Россия состоит не из административных единиц, власть в которых назначается из центра, а из автономных (самоуправляющихся) субъектов, власть в которых тем или иным способом избирается местным населением. Ближайшими к нам (европейскими) примерами этих двух видов государств являются унитарная Франция и Федеративная Республика Германия.

На момент принятия Конституции в Россию входили 89 субъектов Федерации: 21 республика (согласно ст. 5 п. 2 Конституции они считаются государствами), 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов, а также 2 города федерального значения. Первые пять типов субъектов достались нам от России, которая в виде РСФСР вошла в Союз ССР 30 декабря 1922 г. Города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 г. Ленинград) — получили статус субъектов Федерации по Конституции 1993 г.

Важнейшая особенность Российской Федерации заключается в том, что она как государство была образована не с помощью договора, заключенного ранее самостоятельными государствами (так в 1787 г. возникло государство Соединенные Штаты Америки), а в результате принятия ее многонациональным народом Основного Закона. Поэтому Россию принято называть федерацией не договорной, а конституционной.

Республика (от лат. res — вещь, дело и publicum — государство, общество) — это такая форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок.

Республиканское государственное устройство возможно в двух основных вариантах — как парламентская республика и как президентская республика.

В парламентской республике высший законодательный орган страны (парламент) формирует исполнительную власть (правительство в узком смысле слова) по итогам очередных выборов. Партия или коалиция партий, получившая простое большинство, получает право управлять страной на срок до очередных или внеочередных выборов.

В президентской республике исполнительную власть формирует всенародно избранный президент, который не обязан приглашать в правительство представителей парламентского большинства.

Парламентской республикой является ФРГ, президентской республикой — Франция и США.

По Конституции 1993 г. Россия не является республикой парламентской, следовательно, она президентская

республика. Президент — это глава государства, который избирается всеми имеющими избирательные права гражданами сроком на 4 года. Одно лицо может быть избрано Президентом не более чем на два срока подряд.

Глава государства обладает полномочиями, которые позволяют ему обеспечивать единство в действиях трех ветвей государственной власти.

Основные полномочия Президента РФ

Он представляет Госдуме кандидатуру Председателя Центрального Банка РФ, а Совету Федерации (верхней палате парламента) кандидатуры судей всех высших судов России — Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного, а также кандидатуру Генерального Прокурора. Президент является Главнокомандующим Вооруженными силами РФ.

Ключевым институтом в системе разделенных властей является парламент, поскольку именно он, и только он, вправе принимать федеральные конституционные и федеральные законы.

Устройство российского парламента

Парламент (Федеральное Собрание Российской Федерации) состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Рассмотрение всех законопроектов начинается в Госдуме (поэтому она называется нижней палатой). Каждый проект закона проходит три чтения, после чего считается принятым, если за него проголосовало простое большинство от 450 депутатов. Единственное исключение — бюджет (смета доходов и расходов государства), который ежегодно утверждается Госдумой в четырех чтениях.

Принятый закон поступает на утверждение в Совет Федерации, в котором заседают по два представителя от каждого субъекта Федерации — один от исполнительной, другой от представительной (законодательной) власти. Верхняя палата может отклонить закон, и тогда Госдума должна снова утвердить его квалифицированным большинством (2/3 голосов — 300 депутатов) либо принимать новый.

Закон, прошедший обе палаты парламента, поступает на подпись Президенту, который либо накладывает вето, либо подписывает его. Во втором случае после опубликования закон вступает в силу.

Устройство исполнительной власти

Устройство судебной власти

Судебная власть России состоит из судов трех видов юрисдикции:

· суда Конституционного, который устанавливает соответствие Конституции всех законов, нормативных актов, договоров между органами власти и нератифицированных международных договоров;

· судов гражданской, уголовной и административной юрисдикции во главе с Верховным судом;

· судов арбитражных во главе с Высшим Арбитражным, которые рассматривают экономические споры хозяйствующих субъектов.

К судебной власти Конституция РФ относит и прокуратуру.

Члены всех высших судов и Генеральный прокурор назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства. Федеральные судьи назначаются самим Президентом в соответствии с законом.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: