Пресвитерианская церковь в шотландии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Церкви и соборы. Религия в Шотландии, или кому же они молятся?

Люди молятся Богу — разному, иногда и не все. Некоторые искренне, другие для показухи, для души и ради корысти.

Для окучивания языческого местного населения первые христианские миссионеры прибыли в Шотландию из Ирландии в VI веке. А что же было до этого? Самый крупный кельтский народ — галлы, еще со времен римской империи подвергся сильному влиянию латыни. И таким образом они почти потеряли свой родной язык. Затем на эту землю пришло германское племя франков. Короче говоря, народ заговорил на романо-германском языке. Сегодня в чистом виде на континенте кельты сохранились лишь на полуострове Бретань. Бретонцы истинные потомки местных галлов. По-другому дело обстояло в Британии. В силу своей удаленности и изолированности от римского влияния бритты не приняли латынь и продолжали говорить на кельтских диалектах. На будущих шотландских землях появился религиозный культ друидов, у которых в качестве алтарей использовались огромные камни, поставленные вертикально.

По-видимому, эту религию, где обожествлялись природные силы и в первую очередь Солнце, принесли с собой с востока переселявшиеся племена кельтов. У друидов была хорошо отлажена иерархия, часты были человеческие жертвоприношения. Именно класс друидов обладал священной неприкосновенностью.

Он управлял всем обществом древних кельтов. Священным растением у друидов была омела белая. Гилмертонская пещера, связанная с друидами.

фото из интернета

Объединение племен. Все племена были разрозненными и между ними часто вспыхивали кровопролитные ссоры. Благодаря храбрым сердцам Вильяма Волласа и Роберта Брюса произошло некоторое объединение данных народов. После многолетних междоусобиц было заключено перемирие.

Католическое христианство возглавило шотландскую церковь. Миссионеры пожинали плоды своих трудов. Время меняет многое. Словно горная река оно разрушает власть. Грянул гром… Европа раскололась на два смертельных враждующих религиозных лагеря — на протестантов и католиков. В умах жителей острова появились навязчивые идеи о наличии в Британии и Шотландии нового вида жителей — фэйри. Фэйри — это феи и эльфы. Сказочный мир заполонил дома, крепости и замки Шотландии. Одни исследователи считают, что фэйри — души умерших, другие — что они первые поселенцы здешних мест, маленький народец, вынужденный под напором пришельцев, племен, скрываться в болотах и прятаться в пещерах холмов. В сельской Британии и Шотландии в прошлых веках принято было оставлять плошку с молоком и немного еды для маленького народца, чтобы фэйри защищали дом и хозяев от различных напастей.

Англия порвала с Римом, в ней утвердился протестантизм в виде англиканства — во главе церкви встал король. Поэтому решено было сделать протестантской и Шотландию. Шотландия встала перед выбором либо протестантская Англия, либо католическая Франция. Началась реформация церкви.

Джон Нокс благодаря своему замечательному красноречию увлек идеями протестантизма большую часть жителей Шотландии, даже саму Марию де Гиз( мать Марии Стюарт). С этого времени, в 15 веке протестантизм в Шотландии начал набирать силу. В 1557 году самые влиятельные дворяне страны подписали первый Договор(Covenant) с призывом порвать с Римской католической церковью.

Толпы людей громили католические храмы, уничтожали алтари, религиозные статуи и картины.

Английский трон заняла Елизавета I( дочь Генриха VIII и Анны Болейн). Воодушевленные победой реформации, шотландские протестанты удвоили свои усилия.

Елизавета, королева Англии, начала переговоры и обратилась к Джону Ноксу. Между двумя странами был заключен Эдинбургский договор, который признал Елизавету также королевой Англии и обеспечил удаление из Шотландии как английских, так и французских войск. Данное событие привело Шотландию к окончательной победе протестантизма и стало первым шагом объединения Англии и Шотландии. После казни Марии Стюарт, наследником престола стал её сын — Яков.

Яков не просто хотел объединить две страны Англию и Шотландию, но и уничтожить старую кельтскую культуру и традиции в северной Шотландии, в Хайлендсе. Отныне горные кланы подчинялись королевской власти. Якову нравилось великолепие английского двора и наличие большого числа управляемых епископов. Неожиданно Яков I умер и на трон двух корон взошел его сын Карл I. История нам подсказывает, чем закончилось правление Карла — падением монархии и победой Оливера Кромвеля. Шотландия отстаивала свои интересы, интересы новой Шотландской церкви — пресвитерианской. Давайте посмотрим что это такое. Просветариане — протестанская доминация, в которой церковная власть возложена на избранных преставителей местных общин. В 1707 году союз Англии и Шотландии был одобрен. Так Шотландия потеряла свою независимость. Многие горцы сопротивлялись и отчаявшись люди организовали свою Свободную Церковь Шотландии.

Наверное вам наскучило читать всю эту дребедень. Но как же тогда объяснить, что сегодня произошло с церквью в Шотландии. В 19 веке Шотландская церковь добилась независимости от британского парламента и пресвитерианские церкви страны — Церковь Шотландии и Объединенная Свободная Церковь — достигли соглашения и объединились в одну — Церковь Шотландии.

Прекратилось преследование католиков, в конце 19 века католическая вера вновь приобрела официальный статус, например треть населения в Глазго — католики. Будучи демократической страной, Шотландия сейчас предоставляет полную свободу вероисповедания всем религиям. Свобода свободой, но многие церкви стали выполнять совсем разные функции в Эдинбурге. Например Викторианская готическая церковь Tolbooth Kirk — в настоящее время стала административным центром Международного августовского Эдинбургского фестиваля.

Церковь Шотландии (англ. Church of Scotland) — национальная пресвитерианская церковь Шотландии, возникшая в эпоху Реформации.

Роль в шотландском обществе
В настоящее около 42 % населения Шотландии относят себя к приверженцам этой церкви, а официальное количество её прихожан составляет 600 тысяч человек (12 % шотландцев (данные на 2001 г.)).

Церковь Шотландии

Общее количество священнослужителей церкви превышает 1400 человек, количество церковных приходов в Шотландии — около 1500, объединенных в 43 пресвитерия.

Через систему священнослужителей церковь обеспечивает своё присутствие во всех приходах Шотландии (обычно по одному священнику на приход). Помимо заботы о прихожанах, церковь также берёт на себя обязанность по служению в интересах всех шотландцев, в частности большинство кладбищ находятся в ведении Церкви Шотландии. Кроме того, путём перераспределения финансовых средств из богатых приходов центральной части страны, поддерживается религиозная жизнь в отдаленных уголках Шотландии. Церковь также участвует в обеспечении всеобщности образования, с целью, главным образом, чтобы каждый человек мог прочесть Библию, однако со второй половины XIX века школы изъяты из ведения церкви. Церковь Шотландии также является крупнейшим институтом социальной поддержки различных групп населения страны, включая престарелых, зависимых от алкоголя и наркотиков, душевнобольных и бездомных.

Церковь Шотландии исторически всегда активно участвовала в политической жизни страны. В настоящее время в церкви действует специальный комитет по отношениям между церковью и обществом. Церковь выступает резко против программ ядерного вооружения, поддерживает передачу части функций центральной администрации Великобритании на региональный и местный уровни, активно участвовала в движении за расширение шотландской автономии, приведшем к воссозданию в 1997 г. парламента Шотландии.

Позиция по современным этическим проблемам
Аборты: Эмбрион является человеческим существом с момента зачатия, и поэтому, искусственное прерывание беременности возможно только в случае угрозы жизни матери. (Постановление генеральной ассамблеи 1996 г.)

Усыновление: Главный принцип: интересы детей прежде всего. Наилучшие условия для ребёнка могут быть созданы только в парах, заключивших брак, однако, церковь поддерживает также предложения по разрешению совместного усыновления детей парами, не находящимися в брачных отношениях, в том числе лицами одного пола. (Заявление церкви 2005 г.)

Регистрованные партнёрства: Вопрос о совершении церковных церемоний с лицами, вступившими в партнёрства (в том числе однополые), передан на усмотрение приходских священнослужителей. Совершение церковных обрядов, связанных с заключением однополого союза, не является дисциплинарным проступком священника, но в то же время каждый священнослужитель имеет право отказаться от их совершения. (Постановление генеральной ассамблеи 2006 г.)

Эвтаназия: Церковь Шотландии выступает против любых форм эвтаназии. (Завление церкви 2006 г.)

Каждый из органов структуры управления Церкви Шотландии возглавляется модератором. В церковных сессиях функции модератора выполняет, обычно, священнослужитель, а пресвитерии и генеральная ассамблея избирают модератора из своего состава на один год. Модератор выполняет представительские и организационные функции, однако не имеет каких-либо особых прав или привилегий в церковных вопросах, а также не является официальным представителем церкви. Штаб-квартира Церкви Шотландии расположена в Эдинбурге в здании на Джордж-Стрит 121, построенном по проекту Сиднея Митчела в 1909—1911 гг.

Джон Нокс, основатель Церкви ШотландииСм. также: История Шотландии. У истоков организации Церкви Шотландии стоял лидер шотландской Реформации Джон Нокс. Прибыв в страну в 1559 г., Нокс, будучи учеником Жана Кальвина, возглавил движение шотландского дворянства и горожан против католической церкви. Уже в 1560 г. Реформация одержала победу: парламент Шотландии утвердил ликвидацию юрисдикции папы римского и протестантский символ веры. Решения парламента были ратифицированы королём Иаковом VI в 1572 г. На протяжении следующего столетия в Шотландии шла борьба между сторонниками и противниками упразднения епископата. Идеологическим лидером борцов за чистое пресвитерианство был Эндрю Мелвилл, чьи взгляды легли в основу современной пресвитерианской системы церковного управления. В конце XVI века верховным органом шотландской церкви стала генеральная ассамблея. Однако постепенно королю удалось возродить роль епископов и уменьшить влияние коллегиальных органов церкви.

Некоторые независимые пресвитерианские религиозные организации продолжают существовать. Это, например, Свободная церковь (на основе той части, которая отказалась от объединения в 1900 г.), Объединенная свободная церковь Шотландии, Ассоциированные пресвитерианские церкви.

Доктрина и обряды

Будучи протестантской церковью, пресвитерианство признает только два церковных таинства: крещение и евхаристию (причастие). Церковь Шотландии практикует крещение как взрослых верующих, так и детей. Причастие может принимать приверженец любой христианской конфессии. Церковь Шотландии очень серьёзно подходит к таинству святого причастия, и большинство приходских церквей совершают евхаристию лишь три или четыре раза в год.

Проблемы и реформы
В настоящее время Церковь Шотландии испытвает ряд серьёзных проблем. Начиная с 1950-ых гг. количество прихожан неуклонно снижается, существуют финансовые проблемы, нерешённость правового статуса старинных культовых зданий. До недавнего времени церковь испытывала недостаток священнослужителей, хотя в последние годы численность желающих стать священниками стала расти. Актуальна также проблема увеличения среднего возраста прихожан церкви.

С 1958 г. все должности в Церкви Шотландии открыты для женщин на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время женщины составляют большинство обучающихся на пост священнослужителя. Однако лишь в 2004 г. женщина была впервые выбрана модератором генеральной ассамблеи (Элисон Эллиот). Она же стала первым светским лицом, избранным на этот пост со времени Джорджа Бьюкенена в середине XVI века.

Свободная Пресвитерианская [1]Церковь Шотландии



Эта деноминация основана в 1893 году. Главный офис Церкви находится в Глазго. Так же эта деноминация представлена на нескольких континентах. В США - Санта-Фе; Австралия - Сидней и Графтон; Сингапур; Новая Зеландия - Окланд, Веллингтон, Гизборн, Тауранга; Англия - Барнольдсвик, Лондон, Бродстерс; Ирландия - Ларн; Шотландия (основные) - Глазго Free Presbyterian Church of Scotland, Эдинбург, Абердин, Перт, Инвернесс и тд; Зимбабве - шесть общин (Госпиталь, Школа), Кения - Миссия; Украина - Одесса (Церковь и Миссия) [2].

Какая Церковь?

Время от времени мы встречаем тех, кто спрашивает нас о позиции, учении и практике Свободной Пресвитерианской Церкви Шотландии. Нижеизложенное, является ответом для всех интересующихся, а так же рекомендацией Церкви для тех, кто захочет присоединиться к ней.

Да будет сказано вначале, что наиболее важным, является то, чтобы принадлежать к такой Церкви, которая состоит из истинных христиан – из тех, кто рождён свыше и чьи грехи были прощены чрез веру в Иисуса Христа как Сына Божия (Матфея 16:16 -18).

Принимая во внимание вышесказанное, мы представляем на рассмотрение тот факт, что Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии показывает в своём учении и практике то, что она является законным и уважаемым членом вселенской Церкви Христа. Но такое обобщение может быть сделано и в отношении других Церквей. Мы должны, поэтому быть более конкретными. Поэтому, мы должны более тщательно исследовать характерные черты, присущие верной Христианской Церкви.

Каковы её атрибуты? Во-первых, она не признаёт никакого другого Главы и Царя кроме Иисуса Христа. Таким образом, она принимает Слово Божие как её доктринальное основание и показывает решимость никогда не позволять, каким-либо человеческим писаниям и традициям, посягать на исключительное место Священного Писания как стандарта её веры и практики. Она проповедует Слово и преподаёт Таинства, и её управление и дисциплина соответствуют Духу Христа. Всему, что от мира или от человеческих выдумок, не позволяется портить её поклонение. Конечно, чем она вернее голосу Христа, тем чище она будет.

Вот это основные принципы, за которые боролись наши великие Протестантские Реформаторы, Кальвин и Нокс, и за эти принципы подвизается Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии.

В истории Церкви всегда были те, кто был против использования исповеданий веры. В наши дни их голоса раздаются во всю мощь. Под предлогом набожности и великой преданности Библии существуют широко распространённые искажения в вероучительных документах Протестантской Реформации. Они отвергнуты потому, что, как некоторые утверждают, они ущемляют истину Божью.

Однако надлежащей целью Кредо или Исповедания Веры является изложение Библейских истин в виде системы, чтобы ясно и точно определить и защитить доктрины Христианства. Далёкие от узурпации исключительного положения Священного Писания, основанные на Библии Исповедания веры, определяют и поддерживают его; далёкие от омрачения славы Христа и Его Креста, они определяют и отражают истину Писания.

А те, кто призывает к отказу от исповеданий веры, либо хотят быть свободными, что позволит им придерживаться свободных взглядов на Писание и туманных мнений о Христианской вере. Церковь без Исповедания Веры является абсурдом. Свободная Пресвитерианская Церковь Шотландии сердечно привержена к Вестминстерскому Исповеданию Веры – Исповеданию, которое благодаря своему соответствию Писанию, а так же исчерпывающим и точным определениям остаётся неизменным. Этот документ является результатом труда, который совершался в течение нескольких лет, и был сформулирован самыми способными и образованными английскими и шотландскими теологами семнадцатого века.

Именно это Исповедание, образует подчиняющий стандарт нашей Церкви – подчиняющий конечно Слову Божьему. Было время, когда во всём мире, каждая крупная Пресвитерианская Церковь подписывала это Исповедание Веры. Мы верим, что Церковь, сможет преуспеть только тогда, когда она вернётся к учению, которое её представляет и к практике, которая от неё требуется.

Отличительные особенности.

В то время как свидетельство Свободной Пресвитерианской Церкви Шотландии точно совпадает с общим учением Вестминстерского Исповедания, существует определённое отличие, которое окрашивает её особое свидетельство. Это отличие не заключается в каком-либо добавлении к Вестминстерскому Исповеданию или выдержки из него. Оно, пожалуй, заключается в приверженности Церкви к определённым доктринам, которые другие Церкви либо полностью отвергли, либо по отношению к которым, они придерживаются ошибочных взглядов.

Эти отличия следующие

1. Главенство Христа

Он является единственным Главой Церкви. Он назначил служителей Церкви, которые отличаются от гражданской власти, для управления её делами.

2. Библейская доктрина Искупления как она представлена в Вестминстерском Исповедании.

3. Доктрина об устной инспирации Священного Писания.

Мы отвергаем все теории о частичной инспирации. Мы утверждаем, что Библия является Словом Божьим, вдохновенным и непогрешимым от начала и до конца.

4. Чистота Поклонения.

Мы против использования инструментальной музыки на общественном поклонении в Доме Божьем, и в то же время мы утверждаем, что Псалтирь является божественно назначенным руководством для прославления в поклонении Богу. Следовательно, мы не используем в нашем общественном поклонении не боговдохновенные гимны или парафразы из Писания.

5. Осуществление жёсткой дисциплины в Духе Евангелия.

Эта дисциплина не является господствующей, но служебной. Она делегирована Христом тем, кто руководит в Церкви (Евреям 13:7, 17). Руководить с дисциплиной, значит руководить с Евангелием. Без дисциплины чистота Церкви ставиться под угрозу.

Все вышеприведённые пункты основаны на Писании и изложены в Вестминстерском Исповедании Веры.

Церковное Управление.

Нет никакой необходимости говорить, что форма управления нашей Церкви – Пресвитерианская. Хотя мы и признаём, что этот аспект Церкви не является существенным для спасения, однако он остаётся предметом божественного откровения и потому не может быть пересмотрен. Как вся воля Божия может быть выполнена, если библейское управление не установлено и не утверждено? В то время как мы согласны, что строго детализированная организация, которая характерна для Ветхозаветной Церкви не должна ожидаться от Новозаветной Церкви, которая обладает большей свободой, однако мы утверждаем, что принципиальные черты нового образа управления можно найти в истории Ранней Христианской Церкви. Поэтому нам нужно следовать образцу, показанному в Новом Завете.

Изучение основных принципов, на которых основывались действия Ранней Церкви времён Апостолов то, что форма Церковного управления была Пресвитерианской. Главной особенностью этой системы церковного управления является то, что она возлагает управление Церковью, которая находиться под властью Христа, на пресвитера или старейшин в их общем количестве.

1. Служители избирались народом.

2. Служение Епископа и старейшины идентичны.

3. В каждой церкви было множество старейшин.

4. Рукоположение было делом пресвитерии, - то есть множества старейшин.

5. Существовала привилегия апелляции к Ассамблее старейшин, и власть, данная им для управления использовалась в их общем количестве.

6. Единственным Главой Церкви является Иисус Христос.

Справедливое сравнение трёх принципиальных форм церковного управления, которые разделился христианский мир, такие как – Прелатство, Индепендентство и Пресвитерианство показывает то, что Прелатство не подчиняется не одному из вышеперечисленных принципов, Индепендентство подчиняется только трём из них, в то время как Пресвитерианство подчиняется всем шести принципам. Поэтому мы делаем заключение, что поскольку Пресвитерианство имеет одобрение Писания, то оно имеет божественное право, и это по волеизъявлению и установлению Иисуса Христа. Послание Церкви.

Наш Господь, непосредственно перед Своим вознесением дал Своим Апостолам Великое Поручение: идти по всему миру и проповедовать Евангелие всем людям. И с тех пор это является обязанностью Церкви. Евангелие, которое Христос поручил нам проповедовать, должно быть определено Словом Божьим.

Послание Церкви

1. Это послание рассматривает грех человека.

2. Это послание делает акцент на не способности человека спасти себя самого.

3. Евангельская весть однако не оставляет человека в его безнадёжности.

4. Евангелие призывает к праведной жизни.

Пожалуй, сегодня познания российского обывателя о Шотландии ограничены смутными детскими воспоминаниями из учебника английского языка, чуждыми нашему слуху звуками волынки, чудаковатыми кильтами, да виски. К сожалению, имена святых Патрика, Бригитты, Колумбы в настоящее время многим шотландцам известны чуть более, чем русским. Разберемся, как же так случилось, и как сегодня шотландцы верят в Бога.

Кирха — традиционный храм пресвитерианской шотландской церкви, в котором община собирается на службы

Кирха — традиционный храм пресвитерианской шотландской церкви, в котором община собирается на службы

Данные статистики

На 2016 год население Шотландии составило 5 404 700 человек, из них:

  • шотландцы — 84 %;
  • англичане — 7,9 %;
  • другие европейцы — 4,1%;
  • азиаты — 2,7 % (большинство — пакистанцы).

Какая вера у шотландцев сегодня наиболее массовая?

  1. Согласно переписи 2011 года, 53,8% шотландцев назвали себя христианами (в 2001 году — 65,1%).
  2. Большинство (32,4%) являются приверженцами The Kirk — национальной пресвитерианской церкви Шотландии (42,4 % в 2011 году).
  3. Католиками себя считают 15,9 % опрошенных, христианами других конфессий — 5,5%.
  4. В основном благодаря иммиграции появились пока немногочисленные приверженцы ислама (1,4%), индуизма (0,3%), буддизма (0,2%).
  5. В июле 2017 года опрос, проведенный ScotCen Social Research установил, что 58% опрошенных не являются последователями какой-либо религии.

Была ли Шотландия православной?

Просвещение Шотландии христианством связано с прибытием из Ирландии преподобного Колумба и 12 его учеников еще в VI веке. Они приплыли на о. Айона и основали здесь православный монастырь.

Айона мое сердце,

Айона моя любовь,

Вместо голосов монахов

Здесь будет мычание коров…

Хайлендская корова на острове Айона. В VI веке св. Колумба с учениками основали здесь монастырь, внеся огромный вклад в христианизацию Шотландии

Хайлендская корова на острове Айона. В VI веке св. Колумба с учениками основали здесь монастырь, внеся огромный вклад в христианизацию Шотландии. Фото: cont.ws

В дальнейшем географическое нахождение Шотландии предопределило проникновение католицизма. В эпоху религиозных войн сюда проник протестантизм.

Установление протестантизма

Предводителем реформации в Шотландии были Джон Нокс и Эндрю Мелвилл. Нужно сказать, что протестанты и католики периодически устраивали массовые кровавые возмущения и жестоко воевали друг с другом.

Так и за спиной Нокса, в прошлом католического священника, была каторга. В Англию его не пустили, так что Нокс поехал проповедовать католикам Шотландии. Плодами его пламенной проповеди стали революция и война в Шотландии, завершившиеся утверждением в стране протестантизма.

Средневековые кирхи и замки хранят дух старой Шотландии

Средневековые кирхи и замки хранят дух старой Шотландии

Каждая приходская община сама избирала себе пресвитеров и старейшин. Те, в свою очередь, собирались для решения вопросов на церковный совет. Представители церковных советов раз в полгода собирались на окружной синод.

Такой ход дел не устроил крупных землевладельцев, которые хотели сами назначать священников на принадлежащих им землях (право патроната). Их поддержала власть. Продолжилось дальнейшее дробление: общины, несогласные с назначением священников землевладельцами, основывали свою союзы.

Выделилась и небольшая епископальная церковь, не захотевшая расстаться с поставлением епископов. В отдаленных районах оставались немногочисленные католики, не пожелавшие, или не сумевшие покинуть страну.

Выделение основных протестантских течений

Так в Шотландии образовались национальная церковь и свободная пресвитерианская церковь, длительное время расколотая на три течения:

Несмотря на то, что право патроната отменили еще в XIX в., разделение преодолевалось долго и сложно.

Некоторые догматы

Нокс был последователем учения реформатора Кальвина. Кальвинисты учили, среди прочего:

Не углубляясь, что Нокс и Мелвилл говорили по поводу столько недвусмысленных свидетельств Писания, как, например:

Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего

Современное положение

Сегодня число атеистов в Шотландии растет так же бойко, как и во всей Европе.

Сегодня церковь Шотландии отделена от государства, хотя де-факто является национальной. Она участвует в жизни страны, придерживается политики запрета абортов, ядерного оружия, эвтаназии.

Отношение к однополым бракам и усыновлению детей такими парами в целом поддерживается, но вопрос о венчании содомитов остается на усмотрение конкретного пастора. Высший орган церковного управления, генеральная ассамблея, ежегодно собирается в Эдинбурге.

Богослужение в Церкви Шотландии отличается простотой и состоит из молитв, псалмопения, проповеди. В обиходе оно испытывает влияние Англии и католичества (орган, хоровое пение). По-своему признавая таинства крещения и причащения, пресвитериане не верят в преложение хлеба и вина в Кровь и Плоть Христа.

«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

«Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.

Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?

Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.

Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.

Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.

…С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.

Религиозное прошлое и его печальное настоящее европейских государств оставляет грустное, если не сказать тяжелое, впечатление. Тем трезвее будем относиться к реалиям настоящего и урокам прошлого в нашей стране. Ибо время коротко, а дни лукавы.

Вероучение.

Согласно пресвитерианской теологии, Бог открыл себя в природе, но, поскольку человек ослеплен грехом, Бог в дальнейшем предоставляет ему и отдельное откровение, записанное в Библии. Бог Дух Святой дает верующему возможность распознать в Библии слово Божье и понять его. Слово Бога, содержащееся в Ветхом и Новом Завете и проясненное Святым Духом, должно служить руководством во всех делах как отдельного христианина, так и совокупной христианской церкви.

Пресвитериане верят в существование Триединого Бога и признают как божественную, так и человеческую природу Иисуса Христа. Они приняли общие для всех христиан учения о первородном грехе и вечной жизни, а многие верят в реальность непорочного зачатия. Считая себя духовными наследниками французского теолога Жана Кальвина (1509–1564), современные пресвитериане продолжают верить в Бога-Вседержителя, но не разделяют взглядов Кальвина на избрание и предопределение (к спасению или к погибели).

Пресвитериане признают таинства крещения и евхаристии, или причащения, рассматривая каждое из них как средство достижения благодати Божьей. Крещение есть знак того, что христианин умер для греха и воскрес к новой жизни во Христе благодаря непосредственному действию Духа Божьего. Младенцев крестят во исполнение обетования, данного Богом детям верующих. Практикуются разные виды крещения – окроплением, обливанием и погружением, но в любом случае обряд крещения может осуществлять только пастор. Крещение совершается во имя Триединого Бога. Крестные родители не обязательны и присутствуют лишь в редких случаях. Евхаристия – воспоминание о смерти Христа на кресте. Верующие убеждены, что в причастии духовно присутствует Христос, его присутствие предполагается и во всех богослужениях; но при этом не считается, что он реально присутствует в хлебе и вине, хотя бы на какое-то время. Частота совершения евхаристии не регламентируется; в прошлом во многих церквах причащение совершалось раз в три месяца, но в последние десятилетия в некоторых общинах причащаться стали чаще. Проповедник (minister) повторяет слова Христа, которыми была установлена евхаристия (согласно рассказу апостола Павла о Последней Вечере, 1 Кор 11: 23-26), затем передает хлеб на блюде руководящим пресвитерам, наделяющим им участников богослужения, которые остаются сидеть на скамьях. Вслед за этим раздается и вино.

Организация.

Пресвитерианские церкви управляются группой служителей, в которую входят диаконы, руководящие пресвитеры и проповедники; последние именуются также наставляющими пресвитерами. Община выбирает пресвитеров и диаконов из числа своих членов посредством тайного голосования. Руководящие старейшины наряду с проповедниками ответственны как за управление местной общиной, так и за состоянием дел во всем пресвитерианском сообществе. Диаконы заботятся о нуждающихся и больных прихожанах. Пресвитериане подчеркивают равенство всех верующих и разделяют учение о всеобщем священстве верующих. Сан принимается не для достижения иного духовного статуса, а просто как знак осуществления определенной функции. Если проповедник назначен для работы в местной общине, он называется пастором. Проповедники осуществляют таинства и обряд ординации (посвящения в сан). Церковнослужители обладают равным статусом, сана епископа нет. Священство утрачивается лишь со смертью, через лишение сана или добровольное отречение. В некоторых пресвитерианских общинах проповедником может стать и женщина. Пресвитериане рассматривают сан как служение в рамках не только данной деноминации, но и вселенской церкви.

Пресвитерианские и реформатские церкви управляются трибуналами, или судами, которые имеют четыре уровня, в их состав входят проповедники и руководящие старейшины, а в отдельных реформатских церквях – диаконы. Местными общинами управляют сессии, а в реформатских церквах – консистории. Сессии определяют порядок всех духовных дел, таких как, например, программа богослужения в общине: они имеют власть принимать, отлучать и наказывать верующих. Сессии отдельного округа образуют пресвитерии, или разряды (у реформатов). Хотя лишь местная община полномочна выбирать проповедников, ее выбор должен быть одобрен пресвитерией, которая вправе перемещать священников, отстранять их от службы, организовывать новые церкви и контролировать слияния церквей. Пресвитерии группируются вокруг синодов, которые собираются ежегодно и обладают небольшой реальной властью. Высший орган в пресвитерианстве – генеральный (у реформатов – национальный) синод, собирающийся ежегодно. В его составе члены, избранные пресвитериями и наделенные законодательными, исполнительными и судебными полномочиями.

Зародыш пресвитерианского церковного устройства можно обнаружить в Новом Завете, где говорится, что обычная община имеет одного предстоятеля и несколько помощников. Современная пресвитерианская система управления, появившаяся в ходе Реформации, отличается от методов правления в других конфессиях. Организация по конгрегациональному принципу обеспечивает большую независимость местных общин. Так, при епископальном устройстве контроль за отдельными церквями и священниками возложен скорее на епископа, чем на пресвитерию; а организационная структура Римско-католической церкви предусматривает высшего земного правителя всемирной церкви – папу.

Богослужение.

На начальном этапе своей истории церкви реформатского исповедания на европейском континенте в своих богослужениях придерживались четко регламентированного обряда. Однако британские и американские пресвитериане под влиянием пуританизма стремились к упрощению службы. Они отказались от литургических молитв и пышных священнических облачений, предпочитают пение всей общиной. Позднее американские пресвитериане, под влиянием условий жизни на фронтире и роста ривайвелизма (движения духовного возрождения), еще больше упростили формы своего богослужения. В течение последней части 19 в. эти формы были пересмотрены в рамках всей деноминации, после чего началась их постепенная реформа. В 1906 Пресвитерианская церковь в США приняла Книгу общественного богослужения (Book of Common Worship), к 1970 это руководство было заменено на Богослужебную книгу (The Worshipbook) (использование этих книг не является строго обязательным).

За сессиями отдельных церквей закреплено право определять свои богослужебные формы. Главное богослужение происходит воскресным утром. Оно включает молитвы и пение гимнов частью прихожан, чтение текстов из Библии проповедником или его помощником и обычно сопровождается одним или несколькими церковными песнопениями. Проповедник произносит проповедь на какую-либо тему по своему выбору. Служба длится обычно около часа; часто для удобства верующих проводятся два одинаковых богослужения подряд. Проповедники облачены в одежды, по виду напоминающие академические мантии. Престол, на котором совершается таинство евхаристии, находится на заметном месте перед проповеднической кафедрой или в задней части церковного алтаря.

История.

Наиболее четкие формулировки реформатского исповедания содержатся в Наставлении в христианской вере Жана Кальвина, впервые опубликованном в 1536. Кальвин с помощью основанных на Библии проповедей и строгой дисциплины стремился построить образцовые общество и церковь. Изгнанники из многих стран прибывали в Женеву и возвращались домой, распространяя его интерпретации церковного вероучения и практики. Во Франции первая реформатская община была основана в 1555. Несмотря на запрещения и преследования, это вероисповедание быстро распространялось. В 1559 было принято кальвинистское кредо - Галликанское исповедание, и те, кто поставил под ним свои подписи, стали называться гугенотами. Изданный Генрихом IV в 1598 Нантский эдикт предоставил гугенотам больше свобод в исповедании их религии и восстановил ранее отобранные у них политические права и личные привилегии. Эдикт был отменен в 1685, и тысячи французских гугенотов вынуждены были покинуть страну. Первоначально реформатское вероисповедание преследовалось и в Нидерландах. Реформаты действовали здесь сообща с теми, кто боролся с испанским владычеством; независимость была официально признана в 1648. В Нидерландах религиозная терпимость практиковалась довольно давно, что связано с сильной заинтересованностью в ней торговых групп. В Германии доминировал скорее лютеранский, чем реформатский тип протестантизма. Великий курфюрст Бранденбургский Фридрих Вильгельм (1620–1688), заключив Вестфальский мир (1648), законодательным путем признал реформатские церкви и предоставил их членам те же права, которыми с 1555 пользовались проживавшие там лютеране. В Восточной и Южной Европе число приверженцев Реформатской церкви невелико (за исключением Венгрии). См. также ЦВИНГЛИ, ХУЛЬДРИХ.

Шотландия.

Англия, Ирландия, Уэльс.

В Англии пресвитериане впервые заявили о своих взглядах в 16 в. во времена царствования Елизаветы I. Меньше чем через столетие их влияние возросло настолько, что они играли важную роль на Вестминстерской ассамблее (1643–1649) - синоде, который был назначен парламентом для реформирования англиканской церкви. Ассамблея выпустила Вестминстерское исповедание, Большой и Малый катехизисы, Руководство для богослужения и Формы церковного правления. Акт о веротерпимости (1689) гарантировал религиозную свободу пресвитерианам и другим диссентерам (или нонконформистам), тем не менее их численность в следующем столетии уменьшилось. В 1876 была сформирована Пресвитерианская церковь Англии. В 1972 Пресвитерианская церковь Англии слилась с Конгрегационалистской церковью Англии и Уэльса, создав Объединенную реформатскую церковь (более 150 тыс. членов).

В начале 17 в. переселенцы из Шотландии принесли пресвитерианство в Северо-Восточную Ирландию, где оно процветает до сих пор. В 1840 два объединившихся здесь синода основали Пресвитерианскую церковь Ирландии (более 130 тыс. членов).

Рост ривайвелистского движения в Уэльсе, возникшего в 1735, привело к созданию Уэльсской кальвинистской методистской церкви (1811) с кальвинистской теологией и пресвитерианским устройством церковного правления (более 80 тыс. членов).

Канада.

Пресвитерианство в Канаде имело много источников. Часть верующих составили французские, голландские и немецкие реформаты-эмигранты, прибывшие из Старого Света; другую часть – сторонники Британской империи, покинувшие колонии во время революции в Америке; в большинстве же своем это были шотландские и ирландские переселенцы, прибывавшие в Северную Америку в 18 в. и позже. К 1868 число канадских групп уменьшилось до 4; в 1875 - восемь лет спустя после создания доминиона Канады – они объединились в Пресвитерианскую церковь Канады. В 1902 начались переговоры о слиянии Пресвитерианской, Методистской и Конгрегационалистской церквей Канады. К 1908 была готова вероучительная база, и в 1925 три указанных церкви создали Объединенную церковь Канады (ныне более 900 тыс. членов). Пресвитерианская церковь насчитывает сегодня более 150 тыс. членов.

Соединенные Штаты Америки.

Пресвитерианство принесли в Новый Свет голландские реформаты, заселившие Новые Нидерланды; английские пуритане, образовавшие Новую Англию; немецкие эмигранты-реформаты и другие группы. Однако наибольший вклад внесли шотландцы и шотландские ирландцы, которые прибывали в Мэриленд, Делавэр и другие колонии в последние десятилетия 17 в. Сегодня в США насчитывается более дюжины пресвитерианских объединений общей численностью 3,7 млн. В 1983 два объединения слились, создав Пресвитерианскую церковь США.

Межконфессиональные и внутриконфессиональные отношения.

Большинство пресвитерианских объединений Америки – члены Национального совета церквей Христа в США, Всемирного совета церквей, Всемирного альянса реформатских церквей, придерживающихся пресвитерианской системы церковного управления. В своих официальных заявлениях пресвитерианские церкви часто откликаются на наиболее важные явление социального развития; поскольку их члены в основном принадлежат к среднему классу, заявления обычно носят умеренный характер.

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1–3. М., 1993–1995
Христианство: Словарь. М., 1994
Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998

Читайте также: