Способы оплаты в гостинице кратко

Обновлено: 02.07.2024

С 1 января 2021 года действует постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853 (далее – Постановление № 1853, Правила), которое утвердило новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ с 2021 года. Рассказываем, какие есть изменения и нововведения, а также обращаем внимание на важные моменты в работе гостиниц, отелей и т. п. с 2021 года.

Есть ли изменения

Сразу скажем, что Постановление № 1853 в основном сохранило действующие до 2021 года правила обслуживания в гостиницах. В то же время, есть некоторые изменения в порядке предоставления гостиничных услуг, а также интересные новшества.

Отметим, что новые правила предоставления гостиничных услуг в РФ действуют с 1 января 2021 года по 31 декабря 2026 года.

Прежний регламент – постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 – автоматически утрачивает силу.

Если деятельность гостиницы приостанавливалась (ограничивалась), перед началом работы необходима генеральная уборка помещений с применением дезинфицирующих средств, очистки систем вентиляции, кондиционеров, проверки эффективности их работы (п. 1 МР 3.1/2.1.0193-20 Методические рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях, осуществляющих деятельность по предоставлению мест для временного проживания (гостиницы и иные средства размещения) (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 04.06.2020).

Информация о гостинице

Поскольку Правила тесно связаны с Законом о защите прав потребителей, до сведения потенциальных клиентов нужно довести, в частности:

  • сведения об исполнителе договора, в т. ч. номер его контактного телефона;
  • присвоенную гостинице категорию, реквизиты (номер и дата выдачи) свидетельства о таком присвоении и о выдавшей его аккредитованной организации, а также о приостановлении действия свидетельства;
  • что входит в цену номера (места в нём);
  • форму и порядок оплаты гостиничных услуг;
  • перечень и цены иных платных услуг, оказываемых за отдельную плату, условия их приобретения и оплаты;
  • время заезда и выезда из гостиницы.

Предоставление гостиничных услуг возможно только при наличии свидетельства о присвоении гостинице определенной категории, предусмотренной Положением о классификации гостиниц (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2019 № 158).

Расширены положения о договоре с гостиницей

Вопросы заключения и изменения договора с потребителем или с заказчиком – физлицом, не являющимся ИП, выделены с 2021 года в отдельный раздел III Правил.

Сам договор должен включать больше обязательной информации. Например, о виде и категории гостиницы, категории номера, расчетном часе.

Для соблюдения письменной формы договора с гостиницей (упомянута только она), достаточно выполнить одно из следующих условий:

  • стороны подписали договор (это может быть один документ), в том числе электронный;
  • гостиница подтвердила заявку;
  • получение подтверждения брони (если гостиница прислала соответствующее уведомление);
  • клиент оплатил установленную сумму за проживание или иные действия, направленные на получение гостиничных услуг.

Отметим, что до 2021 года считалось, что договор заключен, если только подписан сторонами.

Порядок размещения и заселения прописали подробнее

С 2021 года заехать в гостиницу клиент может в том числе по временному удостоверению личности. Раньше такого права не было.

Кроме того, Постановление № 1853 более детально регулирует размещение в гостиницах несовершеннолетних. Так:

  • подростков до 14 лет заселят вместе с родителями (усыновителями, опекунами) на основании двух документов – удостоверяющего личность взрослого и свидетельства о рождении несовершеннолетнего;
  • сопровождать несовершеннолетних при заезде в отель могут и иные лица, но с нотариального согласия законных представителей.

Отметим, что до 2021 года в правилах была двоякая фраза об удостоверяющем полномочия сопровождающего лица документе.

Также с 2021 года прописано, что несовершеннолетние от 14 лет и старше вправе заехать в номер без сопровождающих, но с нотариально заверенного согласия родителей.

Новые правила проживания

Гостиница самостоятельно определяет время заезда и выезда (т. н. расчетный час).

Общее правило о расчетном часе в 12 часов текущих суток по местному времени с 2021 года не применяется.

Нормы об оплате проживания с 2021 года стали более детальными. В частности, при раннем заезде плата за период от заселения до заезда не должна превышать плату за половину суток. За этот же период, если он более 12 часов, размер оплаты определяет уже сам отель.

Гостиница может установить посуточную и/или почасовую оплату проживания (п. 23 Правил).

Гостиница вправе самостоятельно устанавливать правила проживания и пользования гостиничными услугами, но не противоречащие законодательству РФ (п. 6 Правил).

Постановление № 1853 сократило перечень бесплатных дополнительных услуг в гостинице. Например, больше нет обязанности предоставлять иголки, нитки, посуду, столовые приборы.

Оплата наличными (Cash) – производится в российских гостиницах в рублях в соответствии с законодательством Российской Федерации и по курсу, установленному распоряжением по отелю. И применяется на дату платежа. Информация о курсе рубля на текущий

Кассир распечатывает 2 экземпляра счета на принтере. Получив деньги, кассир отдает общий счет со всеми счетами на дополнительные платные услуги и телефонные переговоры, предназначенные для гостя.

Другой экземпляр общего счета с двумя экземплярами всех счетов на дополнительные платные услуги и телефонные переговоры кассир будет передавать в бухгалтерию, ночному аудитору или коллеге по смене, в зависимости от режима работы. Кассир должен не забыть поблагодарить гостя.

Оплата кредитными картами (Payment by Credit-Card)

При выписке клиентов в отелях, где берется оплата кредитными картами при помощи импринтера, кассиру следует оформировать общий счет и внести необходимую сумму в уже подготовленный при въезде слип. Дать этот слип на подпись гостю, сделать в авторизационный центр, получить и записать на слипе авторизационный код (при положительном ответе). Для того чтобы платежный документ был полностью оформлен, необходимо:

проставить на слипе дату оплаты;

сокращенно указать код валюты (в нашем случае это только рубли);

сделать отметку рядом с логотипом той платежной системы, кредитная карта которой бралась для оплаты;

указать фамилию кассира.

Слип заполняется разборчивым почерком, необходимо следить за тем, чтобы вся информация присутствовала на всех трех экземплярах. Исправления на слипе не допускаются.

Если при заполнении слипа произошла ошибка, этот слип ликвидируется, прокатывается и заполняется вновь

Кассир вручает предназначенные клиенту документы:

общий счет за предоставленные гостиничные услуги;

один экземпляр слипа (чаще всего это первый экземпляр, где указано Cardholder Клиент или Cardholders copy);

счета за все предоставляемые дополнительные платные услуги.

Для отчета перед бухгалтерией кассиру необходимы:

два подписанных гостем экземпляра слипа с пометками: копия торговой точки/ предприятие и копия банка/ banks copy или United Card Service.

В данном случае кассир вручает гостю:

один экземпляр общего счета, подготовленного на компьютере;

подписанный гостем один экземпляр чека, выданный POS-терминалом;

все положенные гостю счета за оказание дополнительных платных услуг.

Для своей отчетности у кассира остаются:

второй экземпляр общего счета, подготовленного на компьютере;

подписанный гостем второй экземпляр чека, выданный POS-терминалом;

все счета гостя за оказание дополнительных платных услуг в двух экземплярах.

Работа с кредитными картами требует от кассира большой ответственности, внимания, бдительности и профессионализма.

Оплата по безналичному расчету

При выписке гостей, проживающих в отеле по безналичному расчету (Account to company), клерк Front desk обязан проконтролировать, перечислены ли деньги за обслуживание на счет отеля или есть ли гарантия их поступления в ближайшее время. Сотрудник Front desk должен также проверить перечень тех услуг, которые были оказаны гостю по безналичному расчету на условиях договора или гарантийного письма. Суммы по счетам данных гостей должны попасть строго на безналичные счета организаций, по линии которых они размещались. В компьютерной программе есть соответствующий раздел. Если у гостей имеются счета за оказанные гостиницей дополнительные платные услуги, не входящие в этот перечень, необходимо получить за них оплату наличными или кредитной картой и выдать необходимые счета, о которых уже говорилось ранее.

Еще один вид оплаты в гостинице – это оплата ваучерами (Voucher). Он менее распространен, чем наличный расчет и расчет кредитными картами, и является разновидностью безналичного расчета. Ваучер – документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура, и подтверждающий факт их оказания. В ваучере должны быть указаны:

название турфирмы, выдавший его;

государственный номер лицензии турфирмы на право осуществления туристской деятельности (для отечественных туристских организаций);

адрес турфирмы и остальные ее максимально полные реквизиты;

номер ваучера и дата выдачи;

наименование той организации, для которой предназначен ваучер (гостиница, пансионат, дом отдыха и т.д.)

Фамилия гостя или гостей;

Подробный перечень оплаченных услуг, которые необходимо предоставить данному гостю в конкретные сроки;

Телефоны и адреса партнеров турфирмы.

Ваучер должен иметь подпись ответственного лица и печать предприятия. Ваучер выписывается в нескольких экземплярах (обычно в 3-х);

Один остается в организации, выдавший ваучер;

Второй выдается гостю;

Третий предназначен для принимающей организации.

Иностранные и отечественные турфирмы заключают с гостиницей договоры на обслуживание туристов, деловых людей. Платежным документом для гостя является ваучер. Гости покупают в турфирме ваучер, т.е уже заранее оплачивают проживание и некоторые дополнительные платные услуги (обычно завтрак и трансферт). Гостиница или другое средство размещения получают оплату за оказанные услуги от турфирм путем банковских переводов.

Кассир службы приема и размещения сдает ваучеры вместе с другими документами и счетами в расчетную часть гостиницы для дальнейшей обработки.

В компьютерной программе кассир делает соответствующие пометки. За оказанные гостиницей услуги, не входящие в перечень оплаченных услуг по ваучеру, кассир берет оплату наличными или по кредитной карте.

Экспресс-оплата гостиничного счета (Quick Check-out Service) или быстрая выписка (Express Check-out)

Система экспресс-выписки была разработана и внедрена Биллом Марриоттом-младшим.

Иногда в гостиницах возникает необходимость возврата денег гостям. Кассир производит возврат денежных сумм в следующих случаях:

Отказ гостя от номера в течение одного часа с момента поселения, если гость не пользовался номером;

В связи с досрочным выездом из отеля, когда оплата за номер была произведена на больший срок пребывания;

При изменении вида оплаты с наличного на безналичный расчет;

В особых случаях по согласованию с руководством отеля.

Эта процедура сопровождается оформлением расписки гостя в получении неиспользованного аванса с обязательной идентификацией подписи гостя на расписке с подписью в паспорте или другом, удовлетворяющем личность документа. Впоследствии такая расписка будет сдана в бухгалтерию вместе с кассовым отчетом. Соответственно сумма выручки будет меньше на указанную сумму.

Процедура выписки (Check Out Procedure) не должна занимать более восьми минут. В завершении выписки следует напомнить гостю о необходимости забрать паспорт, поблагодарить его за то, что он выбрал ваш отель, пригласить гостя приехать еще. При отъезде подносчик багажа забирает багаж из номера и быстро загружает его в автомобиль, благодарит за проживания в отеле, вежливо прощается.

соответствии с прейскурантами, утвержденными исполнителем гостиничных услуг.

3.2. При этом под прейскурантами понимаются внутренние локальные нормативные акты исполнителя

гостиничных услуг, в которых устанавливаются категории номеров и их параметры; цены номеров и

перечень гостиничных услуг, входящих в цену номеров; перечень имущества Гостиницы и его стоимость, подлежащая возмещению потребителем в случае утраты или повреждения имущества Гостиницы потребителем; суммы для расчета фактически понесенных исполнителем расходов; перечень и стоимость дополнительных гостиничных услуг, в том числе стоимость завтрака, если он не включен в

цену номера. Прейскуранты размещены в помещении Гостиницы, предназначенном для оформления

временного проживания Потребителей (в информационной папке в Службе приема и размещения

3.3. Цены, установленные соответствующим Прейскурантом, дифференцированы в зависимости от

категории номера, количества проживающих в номере и иных факторов, и действуют в течение

ограниченного времени. Цена номера для каждого потребителя (заказчика) устанавливается на момент

подтверждения бронирования исполнителем гостиничных услуг согласно действующему на такой

момент прейскуранту, а при отсутствии предварительного бронирования – при размещении

потребителя согласно прейскуранту, действующему на момент размещения.

3.4. Оплата за предоставление гостиничных услуг осуществляется в рублях РФ.

3.5. К оплате гостиничных услуг принимаются наличные денежные средства, а также кредитные карты

следующих платежных систем: Visa, Visa Electron, Master Card, Maestro при оплате через онлайн банк.

3.6. При осуществлении расчетов с потребителем (Заказчиком) исполнитель выдает потребителю

(заказчику) информационный счет.

3.7. Заказчики, являющиеся юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, могут

осуществлять оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет

Гостиницы согласно заключенным с Гостиницей договорам.

3.8. В гостинице установлена посуточная и почасовая оплата проживания.

3.9. Посуточная оплата проживания применяется в случаях, когда в заявке (договоре) об оказании

гостиничных услуг единицей измерения периода проживания в Гостинице является расчетные сутки.

Под расчетными сутками понимается: в первые сутки проживания - период с расчетного часа

(установленного для заезда) первого дня проживания до 12.00 часов следующего дня; во вторые и

последующие сутки проживания – период с 12.00 часов дня текущих суток до 12.00 часов дня

3.10. Почасовая оплата проживания применяется только в отношении некоторых специальных

предложений, когда в условиях оказания услуг по таким специальным предложениям установлена

почасовая оплата проживания.

3.11. При посуточной оплате проживания применяются следующие правила:

3.11.1. При раннем заезде (т.е. до начала расчетного часа, установленного для заезда) размещение в

Гостинице осуществляется при наличии свободных номеров соответствующей категории,

подготовленных к размещению потребителя.

3.11.2. При размещении потребителя с 0.00 часов до 6.00 часов дня заезда плата за проживание

взимается в размере 50% цены номера за первые сутки проживания.

3.11.3. В случае задержки выезда потребителя в день выезда после расчетного часа оплата проживания

осуществляется по следующим расценкам:

- задержка не более 2 часов после расчетного часа – оплата за проживание взимается в размере

10% от суточной цены номера;

- задержка от 2 до 12 часов после расчетного часа - оплата за проживание взимается в размере

50% от суточной цены номера;

- задержка от 12 до 24 часов после расчетного часа – оплата за проживание взимается в размере

полной суточной цены номера.

Во всех перечисленных в данном пункте случаях суточная цена номера определяется исходя из

соответствующего Прейскуранта Исполнителя, действующего на день (дату) выезда

Потребителя для всех Потребителей (публичные тарифы). При этом цена номера,




установленная для Потребителя при бронировании, не применяется.

3.11.4.При позднем заезде (т.е. после наступления расчетного часа, установленного для заезда)

оплата осуществляется в полной стоимости суточного проживания.

3.12. Возраст ребенка должен быть подтвержден свидетельством о рождении или соответствующей

записью в паспорте одного из родителей.

3.13. При выезде потребителя ранее оплаченного срока проживаниярасчет производится за

фактическое время проживания, но не менее, чем за сутки при посуточной оплаты.

3.14. При этом сумма, превышающая стоимость фактического проживания и оказанных

дополнительных платных услуг, возвращается потребителю в момент выезда из Гостиницы.

3.15. Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги в полном объеме.

3.1. Оплата услуг проживания и дополнительных услуг, предоставляемых Гостиницей, осуществляется в

соответствии с прейскурантами, утвержденными исполнителем гостиничных услуг.

3.2. При этом под прейскурантами понимаются внутренние локальные нормативные акты исполнителя

гостиничных услуг, в которых устанавливаются категории номеров и их параметры; цены номеров и

перечень гостиничных услуг, входящих в цену номеров; перечень имущества Гостиницы и его стоимость, подлежащая возмещению потребителем в случае утраты или повреждения имущества Гостиницы потребителем; суммы для расчета фактически понесенных исполнителем расходов; перечень и стоимость дополнительных гостиничных услуг, в том числе стоимость завтрака, если он не включен в

цену номера. Прейскуранты размещены в помещении Гостиницы, предназначенном для оформления

временного проживания Потребителей (в информационной папке в Службе приема и размещения

3.3. Цены, установленные соответствующим Прейскурантом, дифференцированы в зависимости от

категории номера, количества проживающих в номере и иных факторов, и действуют в течение

ограниченного времени. Цена номера для каждого потребителя (заказчика) устанавливается на момент

подтверждения бронирования исполнителем гостиничных услуг согласно действующему на такой

момент прейскуранту, а при отсутствии предварительного бронирования – при размещении

потребителя согласно прейскуранту, действующему на момент размещения.

3.4. Оплата за предоставление гостиничных услуг осуществляется в рублях РФ.

3.5. К оплате гостиничных услуг принимаются наличные денежные средства, а также кредитные карты

следующих платежных систем: Visa, Visa Electron, Master Card, Maestro при оплате через онлайн банк.

3.6. При осуществлении расчетов с потребителем (Заказчиком) исполнитель выдает потребителю

(заказчику) информационный счет.

3.7. Заказчики, являющиеся юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями, могут

осуществлять оплату в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет

Гостиницы согласно заключенным с Гостиницей договорам.

3.8. В гостинице установлена посуточная и почасовая оплата проживания.

3.9. Посуточная оплата проживания применяется в случаях, когда в заявке (договоре) об оказании

гостиничных услуг единицей измерения периода проживания в Гостинице является расчетные сутки.

Под расчетными сутками понимается: в первые сутки проживания - период с расчетного часа

(установленного для заезда) первого дня проживания до 12.00 часов следующего дня; во вторые и

последующие сутки проживания – период с 12.00 часов дня текущих суток до 12.00 часов дня

3.10. Почасовая оплата проживания применяется только в отношении некоторых специальных

предложений, когда в условиях оказания услуг по таким специальным предложениям установлена

почасовая оплата проживания.

3.11. При посуточной оплате проживания применяются следующие правила:

3.11.1. При раннем заезде (т.е. до начала расчетного часа, установленного для заезда) размещение в

Гостинице осуществляется при наличии свободных номеров соответствующей категории,

подготовленных к размещению потребителя.

3.11.2. При размещении потребителя с 0.00 часов до 6.00 часов дня заезда плата за проживание

взимается в размере 50% цены номера за первые сутки проживания.

3.11.3. В случае задержки выезда потребителя в день выезда после расчетного часа оплата проживания

осуществляется по следующим расценкам:

- задержка не более 2 часов после расчетного часа – оплата за проживание взимается в размере

10% от суточной цены номера;

- задержка от 2 до 12 часов после расчетного часа - оплата за проживание взимается в размере

50% от суточной цены номера;

- задержка от 12 до 24 часов после расчетного часа – оплата за проживание взимается в размере

полной суточной цены номера.

Во всех перечисленных в данном пункте случаях суточная цена номера определяется исходя из

соответствующего Прейскуранта Исполнителя, действующего на день (дату) выезда

Потребителя для всех Потребителей (публичные тарифы). При этом цена номера,

установленная для Потребителя при бронировании, не применяется.

3.11.4.При позднем заезде (т.е. после наступления расчетного часа, установленного для заезда)

оплата осуществляется в полной стоимости суточного проживания.

3.12. Возраст ребенка должен быть подтвержден свидетельством о рождении или соответствующей

записью в паспорте одного из родителей.

3.13. При выезде потребителя ранее оплаченного срока проживаниярасчет производится за

фактическое время проживания, но не менее, чем за сутки при посуточной оплаты.

3.14. При этом сумма, превышающая стоимость фактического проживания и оказанных

дополнительных платных услуг, возвращается потребителю в момент выезда из Гостиницы.

3.15. Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги в полном объеме.

306

Отправляясь в отпуск мы всегда переживаем о финансовых затратах. Нас постоянно волнует вопрос — как лучше перевезти денежные средства, дабы по приезду оплатить проживание в гостинице и в последующем уверенно себя чувствовать в новом городе.

Ритм современной жизни позволяет нам хранить все сбережения на одной пластиковой карте, перевозить которую максимально удобно — ее можно положить в кошелек, карман либо чехол мобильного телефона.

Дабы не возникло дополнительных проблем со снятием наличных средств, перед прибытием в отель в Пензе необходимо заранее узнать, какой же способ оплаты за проживание осуществляется в нем.

Виды оплаты в гостиничных комплексах:

Наличные денежные средства.

Традиционный способ расчета с администратором — это оплата наличными при заселении. Не все отели сегодня располагают возможностью принимать электронные деньги либо считывать валюту с кредитных карт. Поэтому подобна оплата считается максимально простой и удобной.

Минусы: Однако возить с собой одновременно большое количество денег не совсем удобно, так как вам придется постоянно следить за тем, где и когда вы оставляете сумку с денежными средствами.

Кредитные карты.

Вторым по популярности является расчет с помощью кредитных карт. Приветствуется он деловыми людьми, минималистами. Используется в современных отелях и гостиницах, которые располагают специальной техникой, способной считывать информацию с карт. Также в холле гостиницы должны находиться терминалы и банкоматы на случай, когда вам понадобиться обналичить средства.

Плюсы: Помимо оплаты проживания, в ресторанах данных гостиничных комплексов можно рассчитываться картой. Также во многих магазинах сегодня оплатить кредиткой не составит проблем.

Минусы: В основном подобный сервис доступен в крупных комплексах, стоимость услуг и проживания в которых слегка превышает средний уровень. Стоит отметить, что гостиницы заграницей принимают средства лишь с кредитных карт Visa Electron и Master Card. Обычными картами Visa или Maestro можно рассчитываться только на территории РФ.

Электронные деньги.

Нововведением в сфере оплаты услуг вот уже несколько лет является расчет электронными деньгами. Вы можете забронировать номер в гостинице в Пензе через: Webmoney. Qiwi Wallet, Яндекс Деньги и прочие сервисы. В данном случае вам необходимо перечислить виртуальные средства на электронный счет гостиницы. Сделать это можно при помощи компьютера либо телефона с выходом в интернет.

Плюсы: Достаточно удобно тем, кто располагает наличием электронного кошелька. Так как при оплате совершенно не нужно выводить средства, теряя при этом процент.

Минусы: К сожалению, на сегодняшний день не все отели располагают такой услугой.

Иные способы оплаты проживания.

К другим способам можно отнести:

  • Оплату по выставленному счету с расчетного счета компании — если происходит оплата командировочных.
  • Перевод средств через системы: Contact, Unistreem, Western Union.
  • Сегодня можно оплатить проживание в гостинице с мобильного телефона, при помощи Pay Pal и

Плюсы: Очень быстро и удобно. Вам не нужно оплачивать проживание по факту. Вы можете заблаговременно позаботиться о бронировании, одновременно переведя денежные средства на счет отеля.

Минусы: Сегодня мало гостиниц пользуются подобными способами. Немногие доверяют современным системам, что в значительной мере замедляет прогресс.

Стоит отметить, что оплата в гостиничных комплексах проходит в два этапа:

— Раннее бронирование и предварительна оплата.

Вы заранее бронируете номер и оплачиваете проживание. Когда вы приезжаете в гостиницу вам необходимо лишь показать квитанцию об оплате администратору и пройти в свой номер.

— Оплата брони по факту заселения.

По приезду вы называете администратору ID брони и номер, который зарезервировали. После чего производите полную оплату за проживание.

Читайте также: