Пресечение террористических актов в воздушной среде кратко

Обновлено: 04.07.2024

право на жизнь, фундаментальные права человека, терроризм, преступник, противодействие, ограничения прав человека, воздушное судно.

11 сентября 2001 года заставило весь мир по новому посмотреть на террористические угрозы. Одновременно это вынудило большинство государств пересмотреть правила авиационной безопасности. Если ранее самолет определялся как объект террористической угрозы (объект бомбового терроризма), когда могли погибнуть только лица, находящиеся в самолете, то после 11 сентября самолет стал рассматриваться как средство масштабной террористической атаки. Захват четырех самолетов привел к гибели около трех тысяч мирных граждан. Для сравнения: нападение на Перл-Харбор, в котором участвовали более 400 боевых самолетов, привело к гибели чуть более 2400 граждан США.

В настоящее время авиационная безопасность превратилось в одно из главных направлений противодействия террористической деятельности. При этом одним из ключевых проблемных вопросов стала возможность уничтожения захваченного террористами самолета с мирными гражданами (а не штурм и освобождение заложников).

Положение предусматривает полномочия Вооруженных Сил РФ по уничтожению воздушного судна. Основания использования таких полномочий два:

Положение определяет последовательность действий боевого экипажа военного воздушного судна, которую можно выразить в виде ключевых моментов:

Основное бремя принятия решений, оценки сложности ситуации возлагается на Министерство обороны России. Оценка достоверности информации осуществляется Министерством обороны России совместно с ФСБ России. Итоговое решение: сбивать самолет или не сбивать – прерогатива только Министерства обороны России.

Приведенная возможность уничтожения захваченного террористами самолета предусматривается также законодательством Германии. В январе 2002 года (сразу же после теракта 11 сентября 2001 года) был принят Закон о борьбе с международным терроризмом – Gesetz zur Bekämpfung des internationalen Terrorismus (TerrorBekämpfG) [5]. Применительно к теме исследования были расширены полномочия Вооруженных сил Германии по предотвращению авиационного теракта, Пограничная служба получила право участвовать в наведении порядка (для восстановления безопасности) на борту самолета [3]. Кстати, идея о внедрении службы авиационных маршалов неоднократно озвучивалась в российской юридической литературе. Предлагалось даже ввести данное полномочие в статус создаваемых частных военных компаний. Но дальше идей, дело в законотворческом процессе не продвинулось.

[1] Капитонова Е.А. Особенности противодействия терроризму на транспорте / Национальная безопасность в современной России: стратегия противодействия экстремизму и терроризму и перспективы преодоления глобальных проблем. Материалы Всероссийской научной конференции: в 2 томах. М., 2016.

[2] Лули Редион Противодействие актам ненадлежащего использования гражданской авиации: международно-правовые аспект. Диссертация … кандидата юридических наук. М., 2015.

[3] Романовский Г.Б. Правовые основы противодействия терроризму в зарубежном праве // Экономика, педагогика и право. 2017. № 2

[4] Романовский Г.Б. Право на жизнь (общетеоретический аспект) // Известия высших учебных заведений // Правоведение. 2003. № 4 (249).

Терроризм является одним из наиболее опасных уголовно-правовых и социальных явлений, с которым постоянно ведется серьезная и последовательная борьба. Но при этом она строится на строгом соблюдении закона и гарантированных Конституцией России прав и свобод человека и гражданина. Поскольку проявление терроризма и совершение террористических актов возможно, в том числе, в воздушной сфере, государство обязано предусмотреть способы противодействия в такой ситуации.

В целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечения такого террористического акта со стороны государства возможно использование любых средств.

Если воздушное судно незаконно проникает на территорию воздушного пространства, то вооруженные силы могут осуществлять следующие мероприятия:

1) в случае если воздушное судно нарушает правила использования воздушного пространства Российской Федерации, экипажу воздушного судна передаются принятые в международной практике радиокоманды наземных пунктов управления и (или) радиокоманды, визуальные сигналы, подаваемые поднятыми на перехват летательными аппаратами вооруженных сил с дистанции, обеспечивающей их гарантированное наблюдение;

2) в случае если воздушное судно не реагирует на указанные радиокоманды и визуальные сигналы или отказывается им подчиниться без объяснения причин, данное воздушное судно принуждается к посадке летательными аппаратами вооруженных сил;

3) в случае если воздушное судно не подчиняется требованиям об осуществлении посадки и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, применяются оружие и боевая техника для пресечения полета указанного воздушного судна.

При отсутствии реальной опасности гибели людей и (или) наступления экологической катастрофы оружие и боевая техника на поражение не применяются.

В случае наличия достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и возникновения реальной опасности гибели людей либо наступления экологической катастрофы (при условии, что были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки) оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна.

При этом законодатель акцентирует внимание на достоверности соответствующей информации, а это предусматривает ее всестороннюю и тщательную оценку должностными лицами при принятии решения об использовании вооруженных сил. Угроза совершения террористического акта определяется на основании информации, поступающей от оперативных органов единой системы организации воздушного движения, о нарушении воздушным судном правил использования воздушного пространства Российской Федерации, а также сведений, поступающих от дежурных средств радиолокационной разведки радиотехнических войск объединений Военно-Воздушных Сил, других средств разведки (в т.ч. визуальной), о воздушном судне, выполняющем полет в воздушном пространстве Российской Федерации с нарушением установленных правил, в т.ч. приближающемся к границе запретной зоны (зоны ограничений полетов) над объектами без специального разрешения, или о внезапном его обнаружении в воздушном пространстве запретной зоны.

Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться в борьбе с терроризмом как внутри собственной страны, так и за пределами её территории.

Подразделения и воинские части Вооружённых Сил Российской Федерации и других войск привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции.

Они имеют право применять боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Вооружённые Силы Российской Федерации использовались во время контртеррористических операций на Северном Кавказе в 1994-1996 и 1999-2001 гг. Это было сделано во избежание роста потерь среди мирного населения и для предотвращения общей дестабилизации обстановки, сложившейся в этом регионе.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

Вооружённые Силы Российской Федерация применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта указанного воздушного судна путём его уничтожения.

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства.

В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооружённых Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта. Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) применяется для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения.

  1. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения полётов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта.
  2. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
  3. Вооружённые Силы Российской Федерации могут применяться для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
  1. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полёта воздушного судна путём его уничтожения?
  2. Для решения каких задач в борьбе с терроризмом могут привлекаться Вооружённые Силы Российской Федерации?
  3. В каких случаях Вооружённые Силы Российской Федерации применяют оружие военных кораблей для пресечения движения плавательного средства путём его уничтожения?

Дополнительные материалы к § 9

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации

(Извлечения)
IV. Международное сотрудничество
в области противодействия терроризму

48. Международное сотрудничество является необходимым условием обеспечения эффективности противодействия терроризму и осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

49. Российская Федерация ведёт работу, направленную на подтверждение центральной, координирующей роли Организации Объединённых Наций в деле международного сотрудничества в области противодействия терроризму, неукоснительное выполнение резолюций Совета Безопасности ООН и положений универсальных конвенций в этой области, на эффективную реализацию принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2006 г. Глобальной контртеррористической стратегии.

50. Основные усилия Российской Федерации в рамках международного антитеррористического сотрудничества должны быть сосредоточены на следующих направлениях:

а) выявление и устранение пробелов в международном праве в части, касающейся регламентации сотрудничества государств в области борьбы с терроризмом;

б) продвижение российских международных инициатив в области противодействия терроризму, включая Глобальную инициативу по борьбе с актами ядерного терроризма и Стратегию партнёрства государств и бизнеса в противодействии терроризму;

в) обеспечение эффективной работы механизмов как многостороннего (в формате Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации Договора о коллективной безопасности и других международных организаций), так и двустороннего взаимодействия с партнёрами по антитеррористической коалиции;

  • пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
  • пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
  • участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
  • пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

Пресечение террористических актов в воздушной среде

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта. Подробнее
В случае, если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.
В случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения. Скрыть

Пресечение террористических актов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства

Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или в целях пресечения такого террористического акта. Подробнее
В случае, если морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для принуждения к остановке плавательного средства в целях устранения угрозы террористического акта.
Если плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие военных кораблей (летательных аппаратов) Вооруженных Сил Российской Федерации применяется для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения. Скрыть

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в проведении контртеррористической операции

Подразделения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Подробнее
Соединения Вооруженных Сил Российской Федерации привлекаются для участия в проведении контртеррористической операции по решению Президента Российской Федерации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченные для участия в проведении контртеррористической операции, применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации. Скрыть

Выполнение Вооруженными Силами Российской Федерации задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации

Вооруженные Силы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом Подробнее и другими федеральными законами осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации посредством:
• применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
• использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации.
Решение об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, применяемых для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности (далее - формирования Вооруженных Сил Российской Федерации), принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Общая численность формирований Вооруженных Сил Российской Федерации, районы их действий, стоящие перед ними задачи, срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации и порядок замены определяются Президентом Российской Федерации.
Формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, направляемые за пределы территории Российской Федерации, комплектуются на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Указанные военнослужащие проходят предварительную специальную подготовку. Скрыть

Читайте также: