Мышление и познание кратко

Обновлено: 07.07.2024

Существует две стадии когнитивной активности. На первом этапе, называемом сенсорным познанием (от немецкого sensitw — воспринимается через чувства), человек использует чувства для получения информации об объектах и явлениях в окружающем мире. Три основные формы сенсорного познания:

а) ощущение, которое является отражением индивидуальных свойств и качеств объектов окружающего мира, действующих непосредственно на органы чувств

б) восприятие, в процессе которого субъект познания формирует целостную картину, отражающую объекты, действующие непосредственно на органы чувств, и их свойства

в) воображение — форма познания, при которой в сознании сохраняется сенсорная рефлексия объектов и явлений, позволяющая мысленно воспроизводить их даже в том случае, если она отсутствует и не действует на органы чувств.

Роль чувственного восприятия велика, потому что.

  • Органы чувств — единственный канал, который напрямую связывает человека с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Признавая Мыслящее Суждение
  • Органы чувств предоставляют минимум первичной информации, необходимой и достаточной для признания объективной реальности с многих точек зрения.

Второй этап познавательной деятельности — рациональное познание (из латинского соотношения — разум). На этом этапе, основываясь на данных, полученных в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, мы навели порядок с помощью рассуждений и попытались разобраться в сущности объектов и явлений. Рациональное познание принимает форму понятий, суждений и умозаключений.

а) концепция — это форма (вид) мышления, отражающая общие и существенные особенности узнаваемых объектов или явлений.

б) Суждение — это форма рассуждения, которая устанавливает связи между отдельными понятиями и использует эти связи для утверждения или отрицания чего-либо.

в) вывод — это выведение новых мнений на основе существующих мнений с помощью законов логического рассуждения.

Рациональное познание тесно связано с отраженной реальностью, т.е. с сенсорным познанием, которое является его основой. Однако, в отличие от сенсорного познания, которое существует в виде образов, результаты рационального познания фиксируются в виде знаков или языка.

Рациональное познание — это сложный метод отражения действительности через мышление, т.е. процесс целенаправленного, опосредованного и обобщенного отражения в сознании человека существенных свойств и отношений реальности.

Мысль не может ни рождаться, ни течь, ни существовать вне языка, вне речи. Мы думаем словами, которые произносим вслух или говорим вслух, то есть мысль происходит в форме языка. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, точно знают, на каком языке они думают. Когда мы говорим, мысль не только формулируется, но и формируется и развивается.

Соотношение сознания, психики, мышления и познания - Виды мышления

Виды мышления

Выделяется несколько типов мышления. Прежде всего, в соответствии с генезисом — визуально-актуальным, визуально-воображающим, визуально-схематическим и вербально-логическим. Выделяется также особый тип мышления — пралогический, характерный для традиционных обществ. Основами для разграничения типов мышления также являются: их ориентация (практическая и теоретическая, реалистическая и аутистическая), особенности мыслительного процесса (логические и интуитивные, сходящиеся и расходящиеся) и результат (репродуктивный и творческий).

Давайте подробно проанализируем каждый из перечисленных типов мышления.

Следующим типом мышления является образное мышление, в котором субъект наиболее полно воссоздает многообразие различных фактических свойств объектов и ситуаций без какого-либо реального контакта с ними, основываясь только на представлении этих объектов и ситуаций и происходящих в них изменениях. Важным аспектом визуально-воображаемого мышления является то, что в картине можно видеть объект одновременно с нескольких точек зрения, т.е. преодолевается когнитивный эгоцентризм, характерный для решения задач с помощью визуально-реалистичного мышления.

Накопив достаточный опыт решения проблем на основе ориентации в реальном мире, с точки зрения поведения, и распознав причины ошибок, субъект может представить себе схему и результат действия еще до того, как оно начнется, на основе ориентации в образе ситуации. Таким образом, дети (и, по-видимому, первобытные люди) переходят к следующему этапу мышления, получая правильный ответ на основе сенсорного (в основном визуального) анализа ситуации, без прямого контакта с объектами.

Таким образом, можно сказать, что различия между разными типами мышления связаны с разницей в ориентации — либо в ориентации в действии, параллельном решению (визуально-актуальное мышление), либо в ориентации на внутреннем, образном уровне, предшествующем решению (визуально-воображаемое мышление).

Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение

Размышления происходят с использованием трех основных логических конструкций, таких как концепция, суждение и умозаключение, но выходят далеко за их пределы.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в устной или письменной форме — устно или в письменной форме, вслух или беззвучно и т.д. Суждение — это отражение связей между объектами и явлениями или между их свойствами и атрибутами.

Суждения формируются двумя способами: напрямую, когда они выражают то, что воспринимается; косвенно, посредством умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании закона открытых им периодов вывел и предсказал с помощью умозаключений свойства неизвестных в свое время химических элементов.

Дедукцией называется такая связь между идеями (понятиями, мнениями), в результате которой одно или несколько мнений трансформируются в другое мнение, извлекая их из содержания исходных мнений. Первоначальные суждения называются помещениями для выводов. Вывод, сделанный из этих двух помещений, называется выводом.

Вместе с идеями и суждениями умозаключение способно преодолеть ограничения познания. Он незаменим там, где органы чувств не способны понять причины и условия возникновения объекта или явления, его природу и формы существования, законы развития и т.д. Они участвуют в формировании понятий и мнений, которые часто становятся средством дальнейшего познания в результате дедукции.

Структура вывода выделяет два более или менее сложных основных элемента: предпосылка (одна или несколько) и вывод, между которыми также существует определенная связь.

В основе дедукции лежат первоначальные и, более того, уже известные знания.

Вывод — это новый вычет, формируемый из помещений и действующий как их следствие. Вывод заключается в логическом переходе от предпосылки к выводу. Это — связь между предпосылкой и вычитанием; это — необходимая связь между ними, которая делает возможным переход от одного к другому, связь логического следствия.

Психика и сознание

Психика — это системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности.

Психика человека еще более сложна по своей структуре и имеет ряд важных отличий от психики животного:

1) Человеческое поведение, в отличие от поведения животных, основано только на удовлетворении биологических потребностей (например, героизме).

2) Человек способен отвлечься от конкретной ситуации и предвидеть последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

3) Человек способен создавать и поддерживать инструменты в соответствии с заранее разработанным планом. Более того, инструментальная деятельность никогда не выполняется коллективно у животных.

4) Человек способен накапливать и передавать накопленный социальный опыт. У животных тоже есть язык общения, но с его помощью они подают сигналы только о данной ситуации (опасности). Человек способен информировать о прошлом, настоящем и будущем и усваивать опыт, накопленный другими.

Производство, использование и поддержание орудий труда, разделение труда способствовало развитию абстрактной мысли, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек меняет способ своего поведения, трансформирует естественные распределения и функции в высшие психические функции — в частности, человеческие, социально и исторически детерминированные формы памяти, мышления и восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные использованием орудий труда, знаков речи, возникших в процессе исторического развития. Единство высших психических функций формирует человеческое сознание. Таким образом, сознание является высшей ступенью психического развития.

Сознание — высшая функция мозга, свойственная только человеку и связанная с языком; оно является обобщающим и оценивающим отражением действительности, ее творческой трансформацией, предварительным мысленным построением действий и предвидением результатов, рациональной регуляцией поведения.

Сознание, как высшая часть умственного развития, включает в себя следующие компоненты:

  1. знания (о себе и об окружающем мире), приобретенные в процессе познания.
  2. самосознание (отличая себя от окружающего мира и отдаляя себя от других).
  3. целеустремленность (умение ставить цель и достигать ее с помощью воли).
  4. оценка (эмоциональное отношение к окружающему миру).

Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что современная психологическая литература выделяет три основные формы психического существования, а именно: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Указанные формы отличаются друг от друга по временному курсу и степени обобщения умственного.

Мышление и сознание

Значит, когнитивные процессы обеспечивают активность, являются их состоянием. В то же время они формируются и развиваются в процессе деятельности. А это значит, что любой процесс, например, мышление и внимание, можно рассматривать как деятельность. Человек всегда предвзято относится к объектам и явлениям окружающего его мира, к самому себе. Предрассудки отражаются в эмоциях. Процессы восприятия мира и эмоциональные процессы взаимосвязаны. Отношение, в свою очередь, является результатом познания, проявляется в познании.

Человек не только воспринимает окружающий мир, относится к нему, но и активно действует, изменяет его. Это возможно по завещанию. Под волей обычно понимается способность человека самостоятельно регулировать и самостоятельно определять свои действия.

Психические состояния — это целостная характеристика психической активности людей при определенных условиях, когда они выполняют определенные задачи. Каждый компонент психики (когнитивный, эмоциональный, волевой) представлен по-разному в том или ином состоянии.

Психические качества действуют как системные качества человека. Человеческие качества формируются и проявляются в деятельности. Синтез психических качеств приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как личности, как личности, как субъекта деятельности и индивидуальности. Каждая из этих макрохарактеристик, во взаимодействии с другими, отражает вовлеченность человека в приоритетные направления жизненной стратегии, в которых целенаправленная деятельность дает весьма конкретные результаты.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Логика — наука о человеческом мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих человеческое мышление, например от физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Поэтому логика, изучающая познающее мышление и применяемая как метод познания, является философской наукой.

Итак, логика — это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Таково общее понятие науки логики. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить, что такое мышление, что такое форма и закон мышления, наконец, в чем состоит значение логики.

Ответ на эти вопросы и составляет задачу данной работы.

Роль мышления в познании

Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности и являющихся источником всех наших знаний.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.

Целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств, называется восприятием. Таково, например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. д.

Более высокой формой чувственного познания является представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте происшествия.

Нужно отметить, что у каждого человека представление об одном и том же предмете неодинаково: оно имеет индивидуальные черты. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь Кентавр из древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе ряда восприятий, являются их комбинацией, объединением в одно целое образов нескольких предметов действительности.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Такими знаниями человек ограничиться не может. Он стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления.

Диалектический материализм рассматривает мышление как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга — отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т. д. Без теоретического, научно-абстрактного мышления невозможно даже связать между собой два факта природы, выяснить существующую между ними связь.




Было бы, однако, неправильно рассматривать абстрактное мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью абстрактного мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы общественного развития и тому подобное, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание и абстрактное мышление. Особое место в познании занимает практика. Являясь основой и движущей силой познания, его целью и критерием истинности знаний, практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

Рассмотрим основные особенности абстрактного мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Например, мы ежедневно видим многих людей разного возраста и пола, разной профессии и национальности. Выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мы обобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Тем самым мы переходим от познания отдельных людей к научному понятию о человеке, к познанию общего. Подобным же образом создаются научные понятия материи, движения, общественного класса, государства, правоспособности и т. д. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи живого созерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. Так, например, по показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала,в словах и предложениях. Язык есть непосредственная действительность мысли. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышлениепроцесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — абстрактное мышление. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности абстрактного мышления.

Содержание

1. Роль мышления в познании

2. Понятие о формах и законах мышления

3. Логика и язык

4. Логика как наука

5. Значение логики

Введение

Логика — наука о человеческом мышлении. Но в отличие от других наук, изучающих человеческое мышление, например от физиологии высшей нервной деятельности или психологии, логика изучает мышление как средство познания; ее предметом являются формы и законы, приемы и принципы мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Вопросы, связанные с познанием действительности, относятся к важнейшим вопросам философии. Поэтому логика, изучающая познающее мышление и применяемая как метод познания, является философской наукой.

Итак, логика — это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Таково общее понятие науки логики. Но чтобы раскрыть ее предмет, необходимо выяснить, что такое мышление, что такое форма и закон мышления, наконец, в чем состоит значение логики.

Ответ на эти вопросы и составляет задачу данной работы.

Роль мышления в познании

Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности и являющихся источником всех наших знаний.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. д.

Целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств, называется восприятием. Таково, например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. д.

Более высокой формой чувственного познания является представление. Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие уже отсутствует. Таково, например, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или о предмете, находившемся на месте происшествия.

Нужно отметить, что у каждого человека представление об одном и том же предмете неодинаково: оно имеет индивидуальные черты. Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, получеловек-полулошадь Кентавр из древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе ряда восприятий, являются их комбинацией, объединением в одно целое образов нескольких предметов действительности.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Такими знаниями человек ограничиться не может. Он стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления.

Диалектический материализм рассматривает мышление как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга — отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря способности к абстрагированию мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времен года и вращение Земли вокруг Солнца, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т. д. Без теоретического, научно-абстрактного мышления невозможно даже связать между собой два факта природы, выяснить существующую между ними связь.

Было бы, однако, неправильно рассматривать абстрактное мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных при помощи органов чувств. С помощью абстрактного мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы общественного развития и тому подобное, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание и абстрактное мышление. Особое место в познании занимает практика. Являясь основой и движущей силой познания, его целью и критерием истинности знаний, практика пронизывает весь процесс познания от начала до конца.

Рассмотрим основные особенности абстрактного мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Например, мы ежедневно видим многих людей разного возраста и пола, разной профессии и национальности. Выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мы обобщаем эти свойства и создаем абстрактный образ человека. Тем самым мы переходим от познания отдельных людей к научному понятию о человеке, к познанию общего. Подобным же образом создаются научные понятия материи, движения, общественного класса, государства, правоспособности и т. д. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи живого созерцания мы познаем лишь то, что непосредственно воздействует на наши органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. Так, например, по показанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала,в словах и предложениях. Язык есть непосредственная действительность мысли. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышлениепроцесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — абстрактное мышление. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности абстрактного мышления.

При этом возникает вопрос, особенно существенный для самоопределения гуманитарных наук: как деятельность познания соотносится с деятельностью мышления? Служит ли мышление средством приобретения знаний или, напротив, знание представляет лишь одну из ступеней мышления?

Если чувственная активность организмов создает среду по их подобию, то тем более это относится к интеллектуальной деятельности, создающей по своему подобию культурную среду обитания. Адаптация -- это только средство трансформации. Знание -- это адаптивный механизм, посредством которого мышление координирует себя со средой для того, чтобы тем вернее ее трансформировать, приспособить к себе. Все, что мы называем историей и культурой, и есть результат такой адаптации действительности к мышлению. В любом фрагменте искусственной среды, от избушки до небоскреба, от от книги до компьютера, можно увидеть оттиск мышления, систему овеществленных или означенных понятий.

Масса знания, энергия мысли

Возьмем, к примеру, такое тривиальное утверждение: Город Вашингтон является столицей США. Такова элементарная единица знания, относящегося к городу Вашингтон. Следует, конечно, учесть, что любое суждение включает в себя не только эксплицитное, но и имплицитное знание. В вышеприведенном примере это знание того, что такое город, столица, страна, как соотносятся между собой эти понятия. Можно обобщить вышеприведенное суждение в такой схеме: Элемент В является центральным в системе С.

Исследование -- важная часть научного труда, но далеко не единственная. Как уже говорилось, мышление приобретает форму знания, когда адаптирует себя к определенному предмету. Но следующим своим актом мышление распредмечивает это знание, освобождает его элементы от связанности, приводит в состояние свободной игры, потенциальной сочетаемости всего со всем и тем самым конструирует ряд возможных, виртуальных предметов.

Обращаясь к конкретному содержанию научной работы, следует определять ее достоинство как мерой охваченного знания, так и мерой его претворения в мысль, точнее, соотношением этих двух мер. Должна ли научная работа содержать ссылки на все наличные источники? В принципе, больше ссылок лучше, чем меньше. Но лучше и концептуальный охват большего материала, чем меньшего. А когда охватываешь большой материал, тогда и ссылок на конкретные его разделы приходится меньше. Жизнь ученого коротка, а возможности науки беспредельны, вот и приходится соразмерять проработку деталей с широтой замысла.Ограничивать научную или академическую деятельность сферой познания, т.е. накопления и умножения знаний (фактов, закономерностей, наблюдений и обобщений), -- значит упускать то целое, частью которого является знание. Правильнее было бы определить задачу научных и академических учреждений не как исследование, а как мыслезнание, интеллектуальную деятельность в форме познания и мышления, т.е. (1) установление наличных фактов и принципов и (2) производство новых понятий и идей, которые могут продуктивно использоваться в развитии цивилизации. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление -- трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь могут быть претворены в предметы, свойства, возможности окружающего мира.

При этом возникает вопрос, особенно существенный для самоопределения гуманитарных наук: как деятельность познания соотносится с деятельностью мышления? Служит ли мышление средством приобретения знаний или, напротив, знание представляет лишь одну из ступеней мышления?

Если чувственная активность организмов создает среду по их подобию, то тем более это относится к интеллектуальной деятельности, создающей по своему подобию культурную среду обитания. Адаптация -- это только средство трансформации. Знание -- это адаптивный механизм, посредством которого мышление координирует себя со средой для того, чтобы тем вернее ее трансформировать, приспособить к себе. Все, что мы называем историей и культурой, и есть результат такой адаптации действительности к мышлению. В любом фрагменте искусственной среды, от избушки до небоскреба, от от книги до компьютера, можно увидеть оттиск мышления, систему овеществленных или означенных понятий.

Масса знания, энергия мысли

Возьмем, к примеру, такое тривиальное утверждение: Город Вашингтон является столицей США. Такова элементарная единица знания, относящегося к городу Вашингтон. Следует, конечно, учесть, что любое суждение включает в себя не только эксплицитное, но и имплицитное знание. В вышеприведенном примере это знание того, что такое город, столица, страна, как соотносятся между собой эти понятия. Можно обобщить вышеприведенное суждение в такой схеме: Элемент В является центральным в системе С.

Исследование -- важная часть научного труда, но далеко не единственная. Как уже говорилось, мышление приобретает форму знания, когда адаптирует себя к определенному предмету. Но следующим своим актом мышление распредмечивает это знание, освобождает его элементы от связанности, приводит в состояние свободной игры, потенциальной сочетаемости всего со всем и тем самым конструирует ряд возможных, виртуальных предметов.

Обращаясь к конкретному содержанию научной работы, следует определять ее достоинство как мерой охваченного знания, так и мерой его претворения в мысль, точнее, соотношением этих двух мер. Должна ли научная работа содержать ссылки на все наличные источники? В принципе, больше ссылок лучше, чем меньше. Но лучше и концептуальный охват большего материала, чем меньшего. А когда охватываешь большой материал, тогда и ссылок на конкретные его разделы приходится меньше. Жизнь ученого коротка, а возможности науки беспредельны, вот и приходится соразмерять проработку деталей с широтой замысла.Ограничивать научную или академическую деятельность сферой познания, т.е. накопления и умножения знаний (фактов, закономерностей, наблюдений и обобщений), -- значит упускать то целое, частью которого является знание. Правильнее было бы определить задачу научных и академических учреждений не как исследование, а как мыслезнание, интеллектуальную деятельность в форме познания и мышления, т.е. (1) установление наличных фактов и принципов и (2) производство новых понятий и идей, которые могут продуктивно использоваться в развитии цивилизации. Знание есть информация о наличных фактах и связях мироздания; мышление -- трансформация этих связей, создание новых идей и представлений, которые в свою очередь могут быть претворены в предметы, свойства, возможности окружающего мира.

Читайте также: