Преодоление информационного кризиса кратко

Обновлено: 03.07.2024

Информационное общество - это общество, в котором большая часть населения занята производством, хранением, переработкой и реализацией информации.
В истории человечества несколько раз происходили радикальные изменения в информационной области. Их можно назвать информационными революциями:

  • первая информационная революция связана с изобретением письменности;
  • вторая информационная революция связана с изобретением книгопечатания;
  • третья информационная революция обусловлена прогрессом средств связи;
  • четвертая информационная революция связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров.

Критерии,определяющие стадии информационного общества:

  • информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;
  • организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;
  • средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Промышленные рабочие, составлявшие в XX веке более 2/3 населения, на сегодняшний день в развитых странах составляют менее 1/3.Следует отметить, что информатизация изменила характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Информационное и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т.е. вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования.

Основные черты информационного общества:

  1. наличие компьютеров,
  2. уровень развития компьютерных сетей
  3. доля населения, занятого в информационной сфере, а также использующего информационные технологии в своей повседневной деятельности.


Промышленные рабочие, составлявшие в XX веке более 2/3 населения, на сегодняшний день в развитых странах составляют менее 1/3.Следует отметить, что информатизация изменила характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. Информационное и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, т.е. вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования.

Преодоление информационного кризиса

Информационный кризис - явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века.Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни.
Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.


Связь между понятиями "информационное общество" и "свобода доступа к информации"

Информационное общество качественно отлично от предшествующих, поскольку здесь главным фактором выступают не материальные, а идеальные факторы - знание и информация, в процессе получения, обработки, хранения и выдачи. Естественно в этом обществе большую роль играет свобода доступа к информации. Доступность информационных ресурсов напрямую зависело и зависит от самого общества, а в информационном обществе эта доступность очень велика.
Информационная культура - способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять
для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Преодоление информационного кризиса. Информационный кризис - явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века.Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке за приемлемое время. Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило каждые 10 лет, к концу XX века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается, что проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

Политический руководитель, принимающий на высоком уровне ответственное решение, но не владеющий полнотой информации, легко попадет впросак, а последствия могут быть катастрофическими. Разумеется, одной информации в таком деле мало, нужны и адекватные методы политического анализа, но без информации они бесполезны.

В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:

· информационный поток превосходит возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый “информационный шум”), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная, так что должна решаться усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Аватар

Информационный кризис — явление, которое стало заметным уже в начале ХХ века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится всё более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале ХХ века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к концу ХХ века — уже каждые 5 лет, и это, судя по всему, не предел.

Приведем несколько примеров проявлений информационного взрыва. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дублирование работ и иные неприятные последствия.

Часто оказывается проще заново сконструировать некоторое техническое устройство, чем найти документацию о нем в бесчисленных описаниях и патентах.

В результате наступает информационный кризис, проявляющийся в следующем:

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Аватар

Информационный кризис – противоречивое единство между информационным изобилием и проблемой доступа к информации, необходимой для жизнедеятельности человека.

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска.

Информационный кризис общества проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации.

Возникает большое количество избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации.

Укрепляются экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижает барьер доступа к ней и скорость поиска.


В XXI веке большое значение обретают информационно-технологические процессы. Деятельность человека зависит от умения воспринимать и владеть данными. Специалист любой отрасли должен уметь обрабатывать потоки сведений, используя различные средства связи. Именно информационный уровень определяет степень развития государства. Ее индустрия обеспечивает пользователей всеми необходимыми продуктами и услугами.

Но в некоторые периоды истории возникают несоответствия между интеллектуальными способностями человечества и непреодолимым потоком знаний. Человек становится не в состоянии обработать поступающие данные, наступает информационный кризис. О том, что это такое и когда возникает, речь пойдет далее.

Социальные процессы

Информационная экономика стремительно развивается. Человеческое общество приступает к новому этапу своей эволюции – информационному. Доля информационной экономики в передовых странах составляет 40-60% рабочего времени, и она постоянно растет.

Общество постепенно переходит к постиндустриальной, а затем и к информационной фазе. Критерием этих процессов служит количество людей, занятых в обслуживающей отрасли:

  • если больше половины населения работает в обслуживающей области, значит, общество вошло в постиндустриальную стадию эволюции;
  • если более половины населения занимается информационными услугами, тип социума считается информационным.

Информационный кризис

Процесс эволюции социума

Информационный взрыв проходит в сочетании с прочими процессами, говорящими о том, что начинается век информации. Среди них можно выделить:

  • уменьшение времени удвоения количества знаний;
  • повышение материальных затрат на процессы, связанные с информацией, в отличие от таких же расходов на энергетическую отрасль;
  • появление возможности видеть человечество из космоса.

Подобная концепция социальной эволюции была разработана западными учеными. Отечественные исследователи обратились к теории позже. Это объяснялось негативным отношением коммунистического общества к иным видам идеологий.

Процесс социальной информатизации вмещает в себя:

  • медиатизацию – совершенствование методов нахождения и передачи информации;
  • компьютеризацию – обновление методов обрабатывания информации;
  • интеллектуализацию – повышение интеллектуального уровня общества.

Явление сопровождает демократизацию, сливается с процессами интеллектуализации, усиливающими творческий ресурс человечества. В чем заключается информационный кризис – об этом речь пойдет далее.

Кризисы 1970 1980 становление информационного общества

Поворотные моменты эволюции

Информационный кризис – это явление, которое активно проявило себя с наступлением XX века. Он заключается в том, что хлынувшие на человека потоки сведений были столь значительными, что обработка оказалась неосуществимой. Кризис затрагивает научные исследования, работы технической отрасли, общественно-политическую жизнь.

Умножение объема знаний происходит со стремительным увеличением скорости. Если в начале XX века удвоение знаний происходило раз в 50 лет, в 70-х годах оно фиксировалось каждое пятилетие, и процесс ускорения не останавливается.

Проявление

Информационный кризис проявляется по-разному. Научные публикации в различных отраслях знаний печатаются в больших количествах, но доступ к их чтению порой затруднен. В результате специалисты не имеют возможности ориентироваться в научных публикациях, что приводит к дублированию трудов и прочим негативным моментам.

Порой создать техническую модель гораздо проще, нежели найти документацию о нем.

Политические лидеры, не владеющие той или иной информацией, могут попасть в неприятную ситуацию с опасными последствиями. Конечно, не все зависит от осведомленности, но и она играет не последнюю роль.

В итоге наступает информационный кризис, проявление которого заключается в следующем:

  • поток знаний превышает возможности человека по его принятию и обработке;
  • создается большой объем лишних сведений, затрудняющих принятие нужных;
  • появляются различные барьеры распространения знаний.

Кризисы 1970 1980 гг становление информационного общества

Причины

Ученые называют различные причины информационного кризиса. Среди них принято выделять общие и конкретные. К общим относятся:

  • любые эволюционные процессы с течением времени исчерпывают сами себя;
  • научная ценность со временем замещается чем-то иным.

Конкретные причины кризиса можно выразить так:

  • недоступность необходимых сведений для научного развития;
  • недостатки в сборе и обрабатывании информации различных сфер деятельности человека;
  • невозможность нахождения информации для небольших организаций;
  • коммерциализация информационной сферы;
  • нерациональная трата средств при распространении сведений.

Кризисы 1970 1980 гг становление информационного

Выход

Преодоление информационного кризиса частично возможно в результате применения новых технологий. Появление новых способов распространения, переработки сведений уменьшают препятствия при доступе к ним. Конечно, только технологии не решат проблему, ведь она затрагивает экономическую и юридическую сферы – сведения имеют стоимость и владельца. Кризис – это комплексное явление, а потому может быть разрешен в результате совместного подхода деятелей одной страны и мирового сообщества.

Выход из него возможен и в результате информатизации общества. Что подразумевается под этим понятием, мы уже рассмотрели ранее.

Преодоление информационного кризиса

Основные революции

В процессе эволюции человечества известно несколько крупнейших информационных революций:

  • первая обусловлена появлением письменности;
  • вторая, в XVI веке, объяснялась возникновением книгопечатания;
  • третья, в конце XIX века, связана с созданием электричества и появлением радио и телефона;
  • четвертая, в середине XX века, объясняется появлением компьютера и разных телекоммуникационных средств;
  • пятая связана с интеграцией информационных процессов всего мира, с появлением сети Интернет.

Причины информационного кризиса

Важные события

В послевоенный период произошли застои в экономике. Это были кризисы 1974-1975 годов, а также 1980-1982 годов. События охватили все развитые страны. Производство упало, начался рост безработицы.

Мир капитализма вошел в кризисы незаметно. На внутригосударственном рынке царило перенасыщение продуктами.

Кроме экономического кризиса, наступил и энергетический. Арабские страны повысили цены на нефть. Энергия и сырье стали стоить дорого. Требовался переход к интенсивному типу производства, благодаря которому можно было бы сберегать энергию и материалы, а также уменьшить различные затраты.

Подобный переход требовал новых технических средств и приемов. В результате началась третья технологическая революция, благодаря которой закончились два века развития индустриального общества.

Кризисы 1970-1980, становление информационного общества в конце XX века сыграли важную роль. Рассмотрим подробнее эти события.

Кризис 70-х годов выразился в том, что снизилась эффективность обмена информацией. Это проявилось в том, что:

  • вырос объем публикаций;
  • затруднился процесс общения специалистов из разных сфер;
  • увеличился объем знаний, который не были опубликованы;
  • наметилась проблема межъязыкового общения в мире.

Значительным шагом к преодолению этого негативного явления стало появление микропроцессора в 1971 году.

В чем заключается информационный кризис

Результат социальных процессов

К чему привели кризисы 1970-1980 гг.? Становление информационного общества стало результатом предшествующих событий. Специалисты называют несколько черт, присущих такому социуму:

  • произошло разрешение информационного кризиса, то есть преодолено несоответствие между внушительными масштабами информации и голодом;
  • информационный поток находится в приоритете перед другими ресурсами;
  • основная форма развития социума – информационная экономика;
  • фундаментом общества считаются информационные технологии, захватывая все области человеческой жизни;
  • создается одно информационное пространство для всего мира, и каждый человек имеет доступ к его ресурсам.

Это основные положительные моменты.

Итак, мы рассмотрели кризисы 1970-1980 гг., становление информационного общества и его характеристики.

Весь мир переживает процесс перехода от индустриального общества к информационному, которое способно в корне изменить экономическую структуру государств и структуру рынка труда.

Информационный кризис и его последствия

Отсюда и появляются противоречия между сильными потоками информации и ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке этой информации. Ее избыток создает барьер для адекватного восприятия и фильтрации непрерывно поступаемой информации.

Кроме этого, из-за секретности некоторых данных, возникают политические, экономические и другие социальные барьеры, поэтому человек не всегда может рассчитывать на полный объем и достоверность информации.


  • Увеличивается риск нанесения вреда или разрушения частной жизни, как отдельного человека, так и организации;
  • СМИ, и тот, кто их контролирует, получают больше влияния на общество;
  • Появляется проблема отбора адекватной и правдивой информации;
  • Не каждый человек, особенно старшего поколения, готов к приобщению к информационной среде и регулярному повышению уровня профессиональных знаний;
  • Люди, в большинстве своем подростки, не всегда в силах разграничивать действительность и виртуальную реальность. Отсюда у них появляются психологические проблемы;
  • Возрастает социальная напряженность, поскольку к существующим видам неравенства добавляется еще и информационное;
  • Развивается массовая безработица и сокращение рабочих мест в информационной сфере.

Как его преодолеть? Информатизация общества

Преодолеть информационный кризис можно лишь частично. Создание новых технологий и альтернативных способов распространения информации — один из способов. Но он не может решить проблему полностью, поскольку информация может иметь определенного владельца и стоить реальных денег.

Обуздание кризиса возможно и в результате информатизации общества, при которой основной упор делается на обеспечение полных, адекватных и достоверных знаний во всех сферах человеческой деятельности.

Если рассматривать общество в целом, то сейчас мы наблюдаем его переход от индустриального к информационному. Уровень информатизации общества определяет движение страны в целом по этому пути, поэтому бороться с информационным кризисом нужно на государственном уровне.

Многие страны уже давно следуют программам, учитывающим местные условия и особенности устройства государства. Опираясь на опыт передовых стран, мировое сообщество выделило ряд принципов и успешных тенденций информатизации.

В первую очередь, государство должно отказаться от слепого стремления обеспечить экономический рост страны.

Во-вторых, необходимо признать, что информационный сектор носит приоритетный характер и пересмотреть экономическую структуру страны. Вместо тяжелой промышленности, дать дорогу наукоемким отраслям.

В-третьих, донести до граждан, что благосостояние страны и общества в целом, а также упрощение условий коммуникации и обработки информации, напрямую зависят от информатизации.


Этот процесс нелегкий и требует значительных моральных и финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны каждого члена общества.

Как бороться с информационным кризисом бизнесу?

За последние десятилетия развитие IT-сферы изменило не только весь мир, но и ведение бизнеса. Неконтролируемое накопление данных в сети интрнет и социальных сетях может привести предприятие к кризису, но уже не информационному, а экономическому.

  1. Регулярно мониторьте и анализируйте то, что говорят о компании, услугах, сервисе и даже владельце бизнеса. Это поможет иметь представление о том, как вы выглядите в глазах клиентов, и покажет что нужно улучшить в работе компании;
  2. Обрабатывайте негатив, вступайте в диалог с клиентами и пользователями интернета. Обязательно давайте развернутый и нешаблонный ответ на негатив. Если проблема, о которой говорит комментатор, все же имеет место быть, решите ее, а после обязательно публично информируйте об этом общество;
  3. Стимулируйте довольных клиентов оставлять отзывы;
  4. Используйте SERM, который поможет продвинуть в поисковой выдаче ссылки с положительной и нейтральной информацией, а негатив отодвинет как можно дальше.

Еще один хороший способ — информировать пользователей о новостях и достижениях компании на сторонних ресурсах. Это позволит увеличить значимость, экспертность и авторитет компании, что, в свою очередь, заставит клиента задуматься о правдивости негатива в вашу сторону.

Заключение

Чтобы компания не подверглась информационному кризису, в первую очередь, нужно работать честно и чаще вступать в диалог с клиентами. Это поможет понять, чего не хватает потребителю, с какими проблемами и трудностями они сталкиваются, работая с вами.

На просторах интернета потребитель может встретить самую нелестную информацию о вашем бизнесе, и только вы можете убедить его в том, что ваш продукт достоин внимания. Показывайте клиентам открытость, рассказывайте о новиках, акциях и скидках, будьте на связи всегда и везде. Признавайте свои ошибки, исправляйте и не бойтесь извиняться за них.

Используйте SERM, который поможет продвинуть в поисковой выдаче ссылки с положительной и нейтральной информацией, а негатив отодвинет как можно дальше.

Читайте также: