Преображенский собор дивеево кратко

Обновлено: 02.07.2024

Николай II остался под таким сильным впечатлением от визита в обитель, что пожертвовал монахиням крупную сумму на строительство нового храма - выполненного в неорусском стиле Преображенского собора. Работы начались в 1907 году под руководством московского архитектора Александра Антонова, который решил использовать в конструкции церкви железобетон, что на тот момент было большой редкостью. Несмотря на такие новшества, храм был создан с оглядкой на древнерусское зодчество и архитектурные памятники Владимиро-Суздальского княжества. Интересно, что дивеевские монахини сами выполнили росписи на его стенах и написали иконы.

Ещё при закладке Преображенского собора блаженная Параскева предрекла, что на его кровле будут расти деревья. Видимо, она действительно была ясновидящей, так как храм ждала очень печальная судьба: он был достроен прямо перед революцией, но в нём не провели ни одной службы и не успели его освятить (то есть по сути у него не было названия). Так и простоял он безымянным вплоть до перестройки, когда в ужасном полуразрушенном состоянии его вновь вернули православной церкви. Лишь в 1998 году в восстановленном соборе наконец-то состоялась служба и его посвятили Преображению Господню.

Это лишь одна история из тех многих, что мне рассказали в знаменитом Дивеевском монастыре. Приезжайте сюда сами, чтобы услышать остальные. Уверяю, вы не пожалеете😊

Спасо-Преображенский собор – пленительная архитектурная жемчужина дивеевского монастыря. Сестры считают, что Преображенский собор символ вечной ценности монашеской традиции в Дивеево.

Белоснежный Преображенский собор увенчан пятью позолоченными главами. Он очень большой. Высота около 50 м, площадь церкви более 6000 м2. Но кажется необыкновенно легким, устремленным ввысь, к небесам.


Построен в начале XX века в древнерусском стиле. Вернее, в неорусском стиле. Этот стиль обращен к истокам, к изначальной русской храмовой архитектуры.

Освящен собор только в конце этого века. Он строился на крупные пожертвования. Денег хватало. Но случилась оплошность. Когда собор был готов, иконостас установлен, внутреннее убранство практически завершено, выяснилось, что забыли провести отопление.

А потом, октябрьская революция, осквернение церквей. И только в 90 годы 20 века собор вновь был передан возрожденному монастырю и восстановлен. Вновь был освящен главный престол в честь Преображения Господня.

Иисус Христос во время молитвы с учениками преобразился. Ученики увидели Иисуса Христа в его Божественной и Вечной Славе. Его лицо и одежды просияли светом. Из появившегося светлого облака раздался голос Бога Отца, который свидетельствовал, что Иисус его сын.

Церковь считает, что ученикам одновременно были явлены все Лица Святой Троицы: Сын, Отец и Святой Дух в виде светлого облака. Преображение указывает на то, что во Христе соединены два естества. Божественное и человеческое.


Внутреннее убранство отреставрированного собора роскошно. Краски светлые, радостные, словно воздушные. Обилие позолоты на окладах икон и резном редкой красоты иконостасе. Кажется, что собор наполнен мерцающим золотисто-голубым светом.

Много икон, ковчегов с мощами, фресок, ликов святых в медальонах. Росписи на стенах на сюжеты евангельских притч и событий. Есть икона преподобного Серафима Саровского с его полумантией. И витрина с вещами, которые относятся к батюшке Серафиму и Саровской пустыне.

В православии мантия – это верхняя одежда всех монашествующих. Полумантия – укороченный вариант мантии для повседневного использования.

Еще одна чудесная традиция – раздача всем желающим масла из лампады, горящей у мощей преподобного Серафима. И сухариков, освященных в чугунке святого (в зимнее время; в летнее их раздают в часовне около Святой Канавки). Паломники воспринимают сухарики как подарок и благословение из рук Серафима Саровского.


Службы в соборе идут ежедневно. Преображенским собором начинается Святая Канавка. Рядом с ним расположено небольшое кладбище, которое заслуживает особо разговора.

Это светлый и радостный праздник. Существует давний обычай – в этот день освящают плоды. Плоды приносят в храмы для благословения как благодарность Богу. Священник совершает каждение плодов, потом с молитвой окропляет их святой водой.

Окропление святой водой это и есть освящение, в этом предназначение святой воды. Бог освящает естество мира. Посредством освященных воды, хлеба, вина, плодов… освящается и человек. Приходит надежда на избавления от зла, от греха. Надежда на преображение.

Смысл освящения плодов церковь видит в том, что грехопадение человека затронуло весь мир. И природа тоже ожидает обновления. Через освящение плодов вся природа становится причастной к Божественной радости, получает Божие благословление.

Иконы Спасо-Преображенского собора

На иконе отражено великое событие: Преображение Господа во время молитвы Всевышнему. Христос всегда изображается в центре иконы, осиянный светом. Он всегда одет в белое. Белый цвет – символ рая, праведности, чистоты и святости.

Молитвы перед иконой помогают обрести истинную веру, очистить душу от грехов. Во время молитвы можно получить ответы на любые вопросы. Попросить у Всевышнего защиты, помощи себе и близким. А также вознести искреннюю благодарность и хвалу Господу.


Во всем мире образ Архангела Михаила признан чудотворным. Архангел Михаил поставлен Господом главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

Ему молятся о большом и малом, о великом и о житейских делах. О спасении и сохранении России, и при входе в новый дом. Об определении жизненной цели и избавлении от страхов, тревог, душевных мук, обретении терпения. Об успехах в военных делах и помощи на море.

Искренне молящиеся уверены, что Архангел Михаил даст сил для добрых дел и достижений поставленных целей. Направит на правильный путь. Освободит душу от зла и поможет обрести истинную веру.

Святые, это люди, которые при жизни поступками, делами, твердой верой прославляют Всевышнего. После смерти они взяты Богом на небо. Они наши незримые спасители, заступники. Молятся о нас перед Спасителем.

Точное число святых не знает никто, кроме Бога. Они жили в разные времена, в разных странах. На иконе изображены они все. Даже если святой не виден, он незримо там присутствует.

Икона Всех Святых образ универсальный. Она производит грандиозное впечатление. Молитва иконе одновременно обращена и к Господу, и к Богоматери, и к Святому Духу, ко всем святым и собственному небесному покровителю.


Молитва перед иконой поможет укрепиться в вере, одолеть недругов, прибавит жизненной стойкости, поможет перенести тяжелые испытания. Но прежде, надо прославить Святую Троицу, Богородицу и всю Рать Божию. Потом приступать к молитвенным просьбам.

Церковные предания гласят, что Тихвинская икона Божией Матери относится к первым христианским иконам. Первый образ был написан самим евангелистом Лукой, который был еще и первым иконописцем.

Невероятную значимость этого Лика Богородицы понимаешь, когда узнаешь, что изображение создано при жизни Приснодевы. Апостол знал Марию лично, общался с нею.

Через некоторое время икона очутилась в Византии, в Константинополе. В ее честь возвели прекрасную, знаменитую во всем мире Влахернскую церковь. А в 14 веке Тихвинская икона покинула Константинополь и чудесным образом явила себя людям на Руси.

Считается, что икона, в лучезарном сиянии, несомая ангелами по воздуху, остановилась около города Тихвин близ Ладожского озера. На месте, указанном Богородицей, воздвигли церковь. Впоследствии, вокруг церкви утвердился Тихвинский Богородичный Успенский монастырь. Действует и поныне.

Тихвинская икона, по стилю изображения, одна из наиболее строгих, торжественных в православной традиции. И в то же время излучает нежность, чистую материнскую любовь.

У Иисуса в одной руке свиток со священным писанием. Другой рукой он благословляет молящихся. Лицо Марии с любовью и лаской обращено к Иисусу. Они запечатлены в момент доверительного родственного общения Матери и Сына.

Перед Тихвинской иконой также молятся о защите от обманов, наговоров, исцелении глазных болезней и суставов, избавлении от паралича. Искренняя молитва перед Тихвинской иконой поможет сохранить мир, может спасти от разных бедствий и пожаров.

Но среди членов Православной Церкви были люди, которые несмотря ни на что, до последнего, до смерти отстаивали свое право быть в лоне христианской церкви. Открыто говорили о вере в учение Спасителя. Среди этих стойких в вере были исповедники и мученики.

Эти смелые духом люди были канонизированы Церковью. Учрежден праздник в их честь.

Икона новых святых российских мучеников и исповедников – собирательный образ подвига бесчисленного множества членов Русской Православной Церкви в годы гонений.

На иконе есть и священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Тот, который написал историю создания Серафимо-Дивеевского монастыря.

Вид Серафимо-Дивеевского монастыря с юго-западной стороны в начале XX века

Серафи́мо-Диве́евский монасты́рь (Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь) — женский монастырь Нижегородской епархии Русской православной церкви. Расположен в селе Дивеево Нижегородской области. Почитается как четвёртый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.

Содержание

История


Монастырь возник в половине XVIII века: около 1758 прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова († 13 июня 1789), ставшая насельницей Флоровского монастыря и вскоре начавшая странствовать по России в поисках места для основания новой обители. В 1760 она оказалась, по пути в Саровский монастырь, вблизи Дивеева в деревне Осиновка.

В 1773—1780 она устроила в Дивееве Казанскую церковь с приделами во имя святителя Николая и первомученика архидиакона Стефана.

В 1788 местная помещица Жданова пожертвовала 1300 кв. сажен своей усадебной земли, на которой Мельгунова построила три кельи с общей оградой, где поселилась с тремя послушницами.

В 1789 попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим, который в 1827 устроил ещё одну, отдельную общину вблизи первой, а в 1829 — двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова.

По преставлении Серафима обе общины были объединены с наименованием Серафимо-Дивеевской.

В 1861 община получила статус монастыря.

Огромный Троицкий собор сооружался с 1848 по 1875.

К началу ХХ монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.

Казанская церковь была закрыта в 1937.

Современная жизнь обители


Возрождение началось 22 апреля 1989, когда была освящена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери; в апреле 1990 был вновь освящён Троицкий собор.

21 июля 1991 состоялось решение Священного Синода о возобновлении монастыря.

29 июля 1991 в Дивеево торжественно прибыли мощи преподобного Серафима Саровского, вторично обретённые в Санкт-Петербурге в Казанском соборе, бывшем тогда музеем атеизма и религии.

17 ноября 1991 митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) посвятил в сан игуменьи монастыря монахиню Сергию (Конкову), до этого исполнявшую послушание благочинной в Спасо-Преображенской пустыни Рижского монастыря.

13(26) сентября 2000 были обретены мощи преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских; 9(22) декабря 2000 состоялось их прославление как местночтимых святых Нижегородской епархии.

3 декабря 2008 года архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь святых Царственных страстотерпцев освящен новый придел Казанской церкви. [2]

Преображенский собор


Собор был заложен в 1907 году.

В 1916 году строительство в основном завершилось: были готовы иконостас и необходимая утварь, но не было отопления.

В 1991 году собор был передан возрождённому монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Фотографии разрушенного Преображенского собора, также как и других храмов монастыря можно увидеть на памятной доске около Храма Рождества Христова. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня.

Святыни монастыря


Колокол Серафима Саровского

В 2008 году в монастырь был возвращён колокол заказанный Серафимом Саровским. Вес колокола 16 кг (1 пуд). Был приобретён летом 1829 года на Нижегородской ярмарке. На колоколе выгравировано имя заказчика. Из-за трещины планируется поместить колокол в экспозицию создаваемого музея. [4]

Примечания

Литература

См. также

Ссылки

    на сайте епархии на сайте Русское Православие на сайте Православное Приволжье — Дивное Дивеево — История Серафимо-Дивеевского монастыря — Архитектурный облик монастыря сегодня

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Преображенский собор (Дивеево)" в других словарях:

Дивеево — Село Дивеево Страна РоссияРоссия … Википедия

Дивеевский монастырь — См. также: Свято Троицкий монастырь Монастырь Серафимо Дивеевский монастырь Литография с видом Дивеевского монастыря с юго западной стороны (начало XX века) … Википедия

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского мона … Википедия

Серафимо-Дивеевский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского монастыря с юго западной стороны в начале XX века … Википедия

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь — Монастырь Свято Троицкий Серафимо Дивеевский монастырь Вид Серафимо Дивеевского монастыря с юго западной стороны в начале XX века … Википедия

Дивеевский район — Страна … Википедия

Список самых высоких православных храмов и колоколен — в мире, высота которых превышает 70 метров[1][2][3][4]. Содержание 1 Храмы 2 … Википедия

Дивеевский район Нижегородской области — Дивеевский район Страна Россия Статус муниципальный ра … Википедия

АРЗАМАС (город) — АРЗАМАС, город в Российской Федерации, Нижегородская обл., расположен на высоком правом берегу р. Теша (приток р. Ока), в 112 км к югу от Нижнего Новгорода. Железнодорожный и автодорожный узел. Районный центр. Население 110,1 тыс человек (2001).… … Энциклопедический словарь

Монастыри в России — на Руси первые М. появились в Киеве вскоре после принятие христ ва (10 11 вв.), в сер. 11 в. был основан Киево Печерский М. К сер 13 в., ко времени монг. нашествия, действовало до 70 М., около пол. из них приходилось на Киев и Новгород.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Преображенский собор в Дивееве. 2011 год: http://diveevo52.ru/

Своей любимой дивеевской сестре Марии Семеновне Мелюковой ( преподобной Марфе ) батюшка Серафим говорил, что в обители будет кладбищенская церковь во имя Преображения Господня. Слова святого старца исполнились уже после его блаженной кончины. На участке внутри Богородичной Канавки , в юго-восточной ее части, находилось монастырское кладбище.

На средства пензенской дворянки вдовы Дарьи Михайловны Каменской (в монашестве Дорофеи) в 1855 году здесь возвели деревянную церковь во имя Преображения Господня в память о сыне благотворительницы, скончавшемся в этот праздник. Алтарь церкви был устроен из Дальней пустыньки преподобного Серафима, перенесенной в Дивеево Н.А. Мотовиловым. Снаружи алтарь окружала галерея, где в витринах хранились принадлежавшие отцу Серафиму вещи: Псалтирь, епитрахиль, лапти, полумантия, топорик, сапоги, малахай (теплая шапка с наушниками), табуретка и так далее. За престолом, у горнего места, находился обломок камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.

В советские годы собор разорили, сняли кресты, сбили росписи, внутри устроили тир, а впоследствии оборудовали под гараж. В 1991 году его передали возрождающейся Дивеевской обители. Началось восстановление храма, и 20 августа/3 сентября 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил его в честь Преображения Господня – в память о кладбищенской монастырской церкви.

Под руководством члена Самарского отделения союза художников РФ А.А. Беляева Преображенский собор с мая 2003 года по январь 2009 года расписывали мастера из Самары, Ульяновска, Палеха, Шуи и Владимирской области, а также студенты Самарского и Палехского художественных училищ и иконописного отделения Тобольской духовной семинарии. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м 2 ), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня.

Основными сюжетами росписи Преображенского собора стали евангельские события и притчи. На четырех главных арках написаны 48 ликов святых: на восточной арке – преподобные, на южной – благоверные князья и княгини, на западной – мученики, на северной – равноапостольные. Среди них изображены и двенадцать дев, явившихся преподобному Серафиму вместе с Пресвятой Богородицей в праздник Благовещения в 1831 году.

На верхнем ярусе собора устроены еще два престола. Северный алтарь освящен в честь новомучеников и исповедников Российских, а южный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Праздник Преображения Господня отмечается в Дивеевском монастыре с особенной торжественностью. По установившейся традиции накануне в Преображенском соборе совершается всенощное бдение, а в самый праздник – Божественная литургия, которая заканчивается чином освящения плодов и крестным ходом вокруг храма. В Преображенском соборе регулярно служат литургии по субботним и воскресным дням, в двунадесятые и великие праздники, а также в день освящения и на Пасхальной седмице. С благоговением здесь совершаются богослужения, посвященные Успению Пресвятой Богородицы и Ее Погребению: в эти дни в центре храма устанавливается сень с Плащаницей Божией Матери.

Отдельные фото и некоторая информация о дивеевском соборе Преображения Господня содержится на следующих страницах:
- Дивеево: Преображенский собор .
- Олег: Засвидетельствую о небольшом чуде.
- Александр Белоусов: Моя поездка в Дивеево .

Преображенский собор в Дивееве. 2007 год: http://diveevo52.ru/

Литература о Преображенском соборе

1. Преображенский собор // Дивеевский православный календарь на 2013 год. – Дивеево , 2012. – С. 377 – 381.
2. Преображенский собор // Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: Путеводитель..

На верхнем фото: собор Преображения Господня в Дивееве 7 августа 2011 года.
На нижнем фото: собор Преображения Господня в Дивееве 3 сентября 2007 года .

Читайте также: