Представление о строении мира в исламе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Космос… пространство с неограниченным пределом, необъятная пустота, видимая глазу. Высшая точка великолепия и красоты. Чем дальше, тем больше! Словно световое шоу с миллиардами звёзд, похожих на бриллианты. Источник вдохновения для поэтов, любопытства – для учёных.

Даже по сегодняшний день знания, полученные людьми о космосе, являются весьма незначительными. Человек прошёл долгий путь во имя астрономии. Особенно большие шаги в освоении этой науки были осуществлены на протяжении первой и второй половины ХХ столетия!

Интерес человечества относительно астрономии – эта длинная история. Астрономия уходит своими корнями до времён начала записанной истории человечества. Известно, что ещё вавилоняне в 3000-м году до нашей эры дали названия множеству звёзд, которые известны нам сегодня. Позже, в 600-м году до нашей эры, Пифагор сделал геоцентрическую модель мира. Это теория, утверждавшая, что Земля является центром, вокруг которой вертятся солнце и звёзды. Далее последовали Аристотель, а позже и Птолемей.

Модель Птолемея была поддержана церковью и оставалась популярной в Европе 14 столетий, пока не завершилась эпоха Средневековья. Церковь поддержала эту теорию столь фанатично, что противники были жестоко наказаны!

После нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) учёные исламского мира провели исследования и обнаружили много нового, что, в свою очередь, изменило будущее астрономии. Исламские учёные привнесли множество важных обновлений в астрономическую науку со своими теориями, наблюдениями, системой мер и астрономическими инструментами. Мусульманский учёный Аль-Бируни попытался доказать теорию вращения Земли вокруг собственной оси и построил основные положения для системы Коперника.

В той же эпохе мусульманский учёный Аль-Баттани со своей работой о сферической тригонометрии открыл дорогу к современной астрономии. В 11-м веке Ибн Аль-Хайтам из Багдада сказал о том, что планеты крутятся по строго заданным орбитам. Аль-Бетруги из Андалусии развил новую модель, заложившую основу для системы Коперника. Астроном 12-го столетия Бади-ул Устуллади из Багдада с помощью наблюдения за планетами и звёздами сумел измерить их высоту от горизонтальной линии и тем самым вычислить местное время.

Несомненно, главной причиной прогресса исламских учёных были коранические аяты, которые пролили свет на астрономию. С этой точки зрения мусульманские учёные опровергли множество старых теорий и начали новую эпоху в астрономии. В начале 1500 годов у Коперника была идея, столь известная в ту пору, что Земля шарообразная и является одной из шести планет. Более того, планеты вращались вокруг Солнца по строго заданным орбитам. В начале 1600 годов… через изобретение Галилея – телескоп – Коперник получил помощь для наблюдений. Но угроза инквизиции явилась причиной того, что пришлось отказаться от его теории.

Другая поддержка пришла к Копернику от немецкого астронома Кеплера. Кеплер доказал, что Солнце является центром для планет и планеты вращаются по овальным орбитам. Говоря кратко, идея вращения Земли была однозначно и достоверно доказана около 150 лет назад французским астрономом. Да, около 150 лет назад! Так или иначе, Священный Коран уже давно представил свидетельство человечеству – и гораздо ранее, чем это было доказано французским астрономом, – около 1200 лет до открытия Кеплера!

وَتَرَى الْجِبَالَ تَحْسَبُهَا جَامِدَةً وَهِيَ تَمُرُّ مَرَّ السَّحَابِ صُنْعَ اللَّهِ الَّذِي أَتْقَنَ كُلَّ شَيْءٍ إِنَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَفْعَلُونَ

وَهُوَ الَّذِي خَلَقَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ وَالشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ فِي فَلَكٍ يَسْبَحُونَ

وَالشَّمْسُ تَجْرِي لِمُسْتَقَرٍّ لَهَا ذَلِكَ تَقْدِيرُ الْعَزِيزِ الْعَلِيمِ. وَالْقَمَرَ قَدَّرْنَاهُ مَنَازِلَ حَتَّى عَادَ كَالْعُرْجُونِ الْقَدِيمِ

خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ بِالْحَقِّ يُكَوِّرُ اللَّيْلَ عَلَى النَّهَارِ وَيُكَوِّرُ النَّهَارَ عَلَى اللَّيْلِ وَسَخَّرَ الشَّمْسَ وَالْقَمَرَ كُلٌّ يَجْرِي لِأَجَلٍ مُسَمًّى أَلَا هُوَ الْعَزِيزُ الْغَفَّارُ


ключевых слов и обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.

Ответ или решение 1

Вопросы - Ислам - Христианство
Место, время и условия возникновения - 622 год Аравийская пустыня, создан
Мухамедом - Палестина, первые века нашей эры, возникло под влиянием
иудаизма, ученики Иисуса Христа начали проповедовать его идеи по Римской
империи
Представления верующих об основателе вероучения - Мухамед - пророк Аллаха,
обычный человек, которому Бог доверил возвестить людей об истине. Стал главой
мусульманской общины. С мечом в руках сражался против неверных. - Иисус
Христос - богочеловек, умерший за грехи людей на Голгофе, после смерти
вознесся на небо.
Главная священная книга - Коран - Библия
Представление о Боге - Единый Бог-Аллах - Единый Бог, имеющий три ипостаси-
Бог Отец, Бог Сын, Святой дух.
Представление о строении мира - Рай-мир Бога, Земной шар-мир людей, Ад-мир
Шайтана и грешников - Рай-место праведников и Бога, Земной мир-мир людей,
ад-мир грешников и Сатаны.
Представление о центре земного мира - Земли правоверных, центр в Мекке, вокруг
земли неверных, которые будут обращены в ислам - Иерусалим-место проповеди
Христа, и место его погребения и воскресения.
Представление о начале и конце истории - Начало-сотворение мира и человека
Богом, Конец-страшный суд над грешниками - Начало-сотворение мира и человека
Богом, Конец-страшный суд над грешниками
Представление о человеке и цели его жизни - Спасение человеческой души для
вечной жизни в Раю - Спасение человеческой души для вечной жизни в Раю
Правила отношения к Богу - Признавать единого Бога-Аллаха - Возлюбить Бога
Привила объединения с единоверцами - Община верующих мусульман - Церковь
Правила отношений с людьми - Избегать грехов, относиться к людям как к
братьям, однако есть джихад меча-священная война с неверными - Хранить
добродетели, возлюбить ближнего, прощать врагов своих
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих - Хадж-поломничество в
Мекку, пост в священный месяц Рамадан, налог, идущий на нужды бедных,
молитва (5 раз в день) - Молитвы, Таинства церкви-крещение, исповедь,
причащение, венчание и т.д. Поклонение святым.
Черты, которые отличают ислам от христианства:
- Место, время и условия возникновения
- Представления верующих об основателе вероучения
- Главная священная книга
- Представление о Боге
- Представление о центре земного мира
- Правила отношения к Богу
- Привила объединения с единоверцами
- Правила отношений с людьми
- Важнейшие обряды, религиозные действия верующих

Небо и земля, которые сначала были единым целым, были сотворены за два дня. Небо было создано из дыма, составлено из семи небес. На верхнем был помещен трон Аллаха, а на ближнем – солнце, луна, звезды, знаки Зодиака, светильники, направляющие путь жизни человека и управляемые Аллахом. Четыре дня творилось все, что находится на земле: от гор до созданного из воды всего живого. Земля, растения, ветры, воды, реки, по паре каждого животного – все это было создано для того, чтобы человек благоденствовал.

Ангелы были созданы до человека и пытались отговорить Аллаха создавать Адама. После его сотворения Аллах заставил их пасть ниц перед человеком, что они и сделали, за исключением Иблиса, который был низвергнут за это с небес и обречен на муки ада. Однако Иблис испросил у Аллаха отсрочку наказания до дня Суда, а сам поклялся вредить Аллаху на земле и совращать людей.

Для совращения людей Иблис использует злых духов – шайтанов, которые отвлекают сынов Адама от благочестивых дел и подбивают на греховные поступки. Поэтому другое его имя как главы всех злых духов – Шайтан.

Джинны, согласно Корану, были созданы из бездымного огня, они имеют воздушные или огненные тела, способны принимать любое обличье и выполнять сложные работы. Джинны обычно враждебны людям, хотя могут быть добрыми и наделены, подобно людям, свободной волей. Джинны обитают в нечистых местах и могут пугать и смущать людей, появляясь даже в их домах. Время от времени они стремятся завладеть человеческими телами, и их приходится изгонять. В Коране рассказывается, что Мухаммед был послан Аллахом и к людям, и к джиннам. Часть джиннов, услышав чтение пророком Корана, уверовали и стали распространять ислам. Другие же продолжали творить злые дела, следуя за Иблисом и составляя вместе с шайтанами его воинство. Как и все неверующие, они обречены на муки в аду.

В исламе человеческие существа – высочайшие физические творения Аллаха и обладают как материальными, так и духовными свойствами. Каждое существо имеет отдельную индивидуальную душу – рух. Всем людям предопределен срок жизни, над которым они не властны. Они задуманы Богом как Его наместники (халифы) на Земле, ответственные за благосостояние окружающего мира. Люди сотворены равными, но не остаются равными в силу использования свободной воли. Они могут любить и быть добрыми или же ненавидеть и нести с собой разрушение. Добродетели человеческих существ не измеряются глубиной ума и высотой социального положения, а только лишь степенью покорности Богу и праведностью жизни.

Каждому человеку Аллах назначил двух ангелов-хранителей – Мункара и Накира, которые ведут учет хорошим и дурным поступкам и после смерти допрашивают человека в могиле о его вере. Если человек кается, то запись о дурном поступке будет стерта. Праведных мусульман ангелы оставляют в покое, а грешников и неверующих подвергают наказаниям – бьют по лицу и спине, напоминая о муках, уготованных им в аду.

Когда человеку приходит срок умирать, с дерева, растущего у престола Аллаха, падает листок с его именем. Это означает, что в течение сорока дней душа этого человека должна быть отделена от тела.

Ангел смерти Азраил описывается в предании как существо космических размеров, восседающее на ложе света. У него четыре лица, четыре тысячи крыльев, а все тело состоит из глаз и языков, число которых равно числу живущих на земле людей. Люди могут поначалу сопротивляться лишению их души, поэтому Азраилу часто приходится просить помощи у Аллаха. Души верующих изымаются из тел плавно и безболезненно, души неверных грубо и больно вырываются из груди. Считается, что покойник уже в могиле видит свое место в будущей жизни – в аду или в раю. Вечно в аду будут пребывать только неверующие, для мусульман же, даже самых грешных, муки ада не вечны.

Согласно мусульманским представлениям, окончательная судьба людей будет решена в день Страшного суда (Йаум ад-дин), которому будут предшествовать конец света (саа) и воскресение умерших (кийама). Последним искусителем человечества перед наступлением конца света будет Даджжал (обманщик), который появится с востока на огромном осле и будет выдавать себя за настоящего мессию – Ису или Махди. До тех пор он живет прикованный к скале на острове в Индийском океане, и плывущие мимо этого острова люди могут слышать доносящиеся оттуда звуки музыки. После появления Даджжала на земле победят силы зла, с востока придут Йаджудж и Маджудж, которые убьют множество людей, выпьют воду всех больших рек и озер, а затем станут стрелять по небесам. За Даджжалом последуют все неверующие и лицемеры (мунафикун), он сумеет подчинить себе весь мир, кроме Мекки и Медины. Его царствование будет длиться 40 дней или лет, а затем из рая спустится Иса, убьет Даджжала и установит на земле царство справедливости. После чего наступит конец света, воскресение умерших, суд Аллаха над людьми и поселение людей в аду и раю.

Ангел Асрафил затрубит в трубу, звезды упадут с неба, моря переполнятся, горы сдвинутся с места, и все люди умрут. По второму гласу трубы все, кто когда-либо жил на земле, оживут и соберутся в одном месте. Они будут долго стоять перед Аллахом, мучительно истекая потом. Затем Аллах начнет допрашивать людей об их поступках, ангелы принесут книги, в которых записаны все добрые и злые дела людей. Потом все грехи и благие дела будут взвешены на весах. Только пророки и мученики избавляются от этого испытания. Около большого водоема людей встретит пророк Мухаммед, который заступится перед Аллахом за некоторых верующих, совершивших незначительные прегрешения. Все люди должны пройти по тонкому, как волос, и острому, как меч, мосту (сират), протянутому над адом. Праведники пройдут по этому мосту, а грешники свалятся с него в ад. Таков моад (возвращение) – будущая жизнь, или жизнь после конца света.

В исламе жизнь не рассматривается как нечто случайное, но считается испытанием, приуготовляющим к жизни грядущей. Людям судьбой определены обстоятельства, таланты и так далее, и в уготованных испытаниях они должны доказать, что достойны выпавшей им участи.

Если мусульманин обязан служить Господу и исполнять Его волю, то обязанность Господа – ясно объяснить, в чем состоит эта воля, чтобы мусульманин не впал в заблуждение. Рисала и является таким каналом, связующим людей с Аллахом. Мусульмане верят, что вся Вселенная находится под управлением и наблюдением Бога, следовательно, ничто не может произойти без Его соизволения. Случайностей и непредвиденных обстоятельств попросту не существует.

Если собственную историю человек творит и наблюдает самостоятельно, то история священная остается для него закрытой, пока он не получит откровения. Исламская традиция утверждает, что Мухаммед был последним в ряду многочисленных пророков и посланников. Начинается этот ряд с первого человека Адама, еще на заре времен исповедовавшего единобожие. После Адама предание насчитывает более 100 000 пророков, хотя Коран упоминает лишь 28 из них.

Иисус считается мусульманами одним из величайших пророков и чудотворцем. При этом Коран всегда недвусмысленно отрицает христианское представление о нем как о Боге и Сыне Божием. Мусульмане верят в непорочное зачатие, но полагают его чудом Божиим, сотворившим дитя без отца, отнюдь не считая Бога отцом этого чудесного младенца. Повсюду в Коране встречаются изречения, напоминающие мусульманам о том, что наделение Бога друзьями или же семейством – илирк (разделение единства Бога), фундаментальное непонимание природы Бога и самый тяжкий грех. Коран указывает, что Иисус не был убит. Это означает, что Бог спас Его от распятия и вознес к Себе на небо. Его служение состояло не в приношении себя в жертву, чтобы искупить грехи людей, ибо каждый человек судим будет по своим деяниям и никто не несет на себе грехов другого, но в том, чтобы быть посланником Бога и указывать верный путь к Нему.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Картина мира[1]

Глава 7. Новая генеалогическая картина мира: Сим, Хам, Иафет

Представления и картина мира

Представления и картина мира Даже самое элементарное понимание мира требует, чтобы определенные процессы в нервной системе всегда соответствовали определенным явлениям окружающей среды. Если каждый раз, когда я вижу лицо определенного человека, в моем мозгу

АТЕИЗМ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

АТЕИЗМ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА Современные старшеклассники, владея достаточной суммой званий по естественным и точным наукам, не всегда в состоянии философски осмыслить мир, в котором они живут, на чем часто спекулируют религия и церковь. В книге затронуты многие

Картина мира

Картина мира Высшая задача науки, отмечал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах (1804–1872), — познать вещи такими, каковы они есть.Примерно те же мысли о сущности науки высказывал и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879–1955).То, что мы

Современная картина мира и атеизм

Современная картина мира и атеизм Как мы уже отмечали, естествознание XIX столетия, в основе которого лежала классическая физика с ее абсолютной предопределенностью всех мировых событий, по существу, не оставляло места для какого бы то ни было божественного

Картина мира

Картина мира Высшая задача науки, отмечал выдающийся немецкий философ-материалист Людвиг Фейербах (1804–1872), — познать вещи такими, каковы они есть.Примерно те же мысли о сущности науки высказывал и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн (1879–1955).То, что мы

Современная картина мира и атеизм

Современная картина мира и атеизм Как мы уже отмечали, естествознание XIX столетия, в основе которого лежала классическая физика с ее абсолютной предопределенностью всех мировых событий, по существу, не оставляло места для какого бы то ни было божественного

14.1. Картина мира

14.1. Картина мира 14.2. Критерий ценности науки

Картина сотворения мира

Картина сотворения мира В начале сотворил Бог небо и землю.2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.4 И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.5 И назвал Бог свет днем, а тьму

«Картина мира - система интуитивных представлений о реальности.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней.

В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.

Вера в Ангелов. Ангелы - существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.

Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры(Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.

Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.

Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть - в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления.

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Мекку) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Запретная мечеть в Мекке, арабский тип мечети.

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор. по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Мавзолей Имама Резы вМешхеде, персидский тип мечети.

В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном(высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение где находится харам]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.
Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.




Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, внутренний зачастую двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Советский этап развития культуры в XX веке. Соцреализм. Западное искусство первой половины XX века. Стилевые практики авангарда и модерна. Общая характеристика культурного модерна.

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства..XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:- общее в культуре советского периода характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;- особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;- единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

Соцреализм. Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) — мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

-согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Западное искусство первой половины XX века.

Модернизм- это условное обозначение периода культуры конца 19-сер 20в от импрессионизма до театра абсурда.

Стилевые практики авангарда и модерна.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

Абстрактный экспрессионизм,Баухауз,Дадаизм ,Конструктивизм,Куби́зм ,Орфизм ,Примитиви́зм , Сюрреали́зм , Футури́зм ,Экспрессиони́зм

Общая характеристика культурного модерна

Отличительными особенностями стиля Модерн являются:

-Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

-В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).

- Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.

-Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

-отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий.

-интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

- Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

-Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах.

- Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции.

-В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

-Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей.

-Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Билет

«Картина мира - система интуитивных представлений о реальности.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней.

В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.

Вера в Ангелов. Ангелы - существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.

Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры(Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.

Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.

Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть - в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления.

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Мекку) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Запретная мечеть в Мекке, арабский тип мечети.

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор. по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Мавзолей Имама Резы вМешхеде, персидский тип мечети.

В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном(высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение где находится харам]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.
Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, внутренний зачастую двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Советский этап развития культуры в XX веке. Соцреализм. Западное искусство первой половины XX века. Стилевые практики авангарда и модерна. Общая характеристика культурного модерна.

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства..XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:- общее в культуре советского периода характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;- особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;- единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

Соцреализм. Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) — мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

-согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Западное искусство первой половины XX века.

Модернизм- это условное обозначение периода культуры конца 19-сер 20в от импрессионизма до театра абсурда.

Стилевые практики авангарда и модерна.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

Абстрактный экспрессионизм,Баухауз,Дадаизм ,Конструктивизм,Куби́зм ,Орфизм ,Примитиви́зм , Сюрреали́зм , Футури́зм ,Экспрессиони́зм

Общая характеристика культурного модерна

Отличительными особенностями стиля Модерн являются:

-Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

-В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).

- Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.

-Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

-отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий.

-интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

- Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

-Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах.

- Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции.

-В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

-Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей.

-Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Коран - священная книга ислама. Он появился в 7 веке нашей эры. К тому времени античные астрономы уже знали о шарообразности Земли. Но что написано в Коране о форме нашей планеты?

Плоская Земля в Коране

В Коране есть как минимум 10 упоминаний о том, что Земля имеет плоскую форму, а не шарообразную.

В Коране 6 раз упоминается, что Аллах с помощниками простелили, разостлали и распростерли землю, а потом поместили на ней горы и прочие вещи. Слово "простелили" обычно применимо к чему-то плоскому, двумерному. Но нельзя исключать, что арабы времен Мухаммеда могли подразумевать под простертой Землей шар, а не плоский объект.

Также в Коране есть слово "расстилать" по отношению к Земле:

Здесь возможна двоякая интерпретация. Тем не менее, если бы речь шла о шаре, то использовали бы более близкие термины к шарообразности Земли: обволакивать, окутывать или покрывать. Но этого нет. В коранической суре Нух прямо сказано, что Аллах сделал землю ковром.

Как мусульмане оправдывают Коран?

Мусульмане верят, что Коран предопределил научные открытия, поэтому они всячески пытаются доказать, будто в Коране идет речь именно о шарообразности Земли, а не плоскости.

Самая распространенная тактика мусульман - акцент на переводе слов. Они ссылаются на 30 аят 79 суры Корана: "и землю после этого распростер".

Мусульмане утверждают, что в оригинале слово "распростер" звучит как "дахаха", что может быть переведено с арабского как "яйцо", потому что "дахаха" также упоминается в Коране в качестве страусиного яйца. Но этот факт все равно не свидетельствует о шарообразности Земли в Коране, потому что весь контекст книги говорит именно о плоскости Земли.

Как выглядит Земля по Корану?

В Коране Земля представлена в форме плоского семичастного объекта, над которым расположена семичастная небесная твердь. Эти небеса подобны свиткам книги, то есть они плоские. Этот факт усиливает аргумент в пользу плоскости Земли в Коране.

Семичастное строение земли и неба в Коране говорит об арабском заимствовании представлений древних иудеев и христиан.

Читайте также: