Представление о начале и конце истории в исламе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Линия 1. Сформировать представление об утверждении ислама у арабов и основах исламского вероучения. Сформировать представление о расширении исламского мира.

Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в лексику понятий, связанных с исламской цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.

Линия 3. Историческое мышление. Выделить причины и особенности новой религии, осмысление изменений произошедших с арабами после принятия ислама. Выявление закономерностей, приведших к появлению цивилизации.

Линия 4. Нравственное самоопределение. Сравнить моральные и этические основы двух цивилизации: христианской и исламской.

Линия 5. Гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям.

Тип урока: изучение нового материала.

Создание проблемной ситуации

  • Скажите, вы любите праздники?
  • Какие праздники знаете?
  • Какой праздник будем праздновать 25 октября? (Курбан-байрам)
  • Что вы знаете об этом празднике? (религиозный мусульманский праздник жертвоприношения. Этим праздником заканчивается хадж – паломничество к святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников отправятся из нашей Республики).
  • Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм, христианство)
  • Почему мы их называем мировыми? (их исповедают большинство людей независимо от национальности)

Обратимся к историческим источникам (РЛ №1) (читают документы, сравнивают, замечают что 2 документа похожи друг на друга)

Из Библии и священных преданий христиан

“Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.

В конце истории на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога – Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на Землю, его “небесное воинство” победит армию Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасенные поселятся в небесном граде”

Ислам и христианство это разные религии?

Из Корана и священных преданий мусульман

“Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах) создал “из звучащей глины” и вдохнул в него душу.

В конце света Сатана пришлет на землю своего демона, который будет выдавать себя за посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни”

  • Какое противоречие вы обнаружили в документах? (противоречий нет, отрывки из Корана и Библии очень похожи друг на друга)
  • Какую проблему мы будем сегодня решать?
  • Чем ислам отличался от христианства?

Чтобы ответить на этот вопрос мы должны во-первых вспомнить основы христианского вероучения

Во-вторых, изучить условия возникновения новой религии

В-третьих, основы вероучения ислама, и

В-четвертых пути превращения ислама в мировую религию.

В ходе нашей работы мы заполним сравнительную таблицу Рабочий лист №2

Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1 колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2

ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу “Сравнение двух религий” - кратко, только ключевые слова.

ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.

Вопросы Ислам Христианство
Место, время и условия возникновения 7 в. Аравия 1 в. Палестина
Представления верующих об основателе вероучения Мухаммед, человек-пророк Иисус, богочеловек
Главная Священная книга Коран Новый Завет
Представления о боге Единый Бог –Аллах Господь Бог в трех лицах
  • Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
  • Где располагается Аравийский п-ов? (западная Азия)
  • Какими морями омывается? (Красное, Аравийское, Персидский залив)
  • Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на юге и западе)

Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из предложенных вариантов основные занятия арабов, используя информацию из первой колонки таблицы и обведите их.

Внесите в таблицу место возникновения ислама (Аравийский п-ов)

  • Первая группа работая в парах выполняет задание РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы должны выделить три исторические закономерности.
  • Вторая группа закончит заполнение сравнительной таблицы

Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем выполнение схемы (группа 1)

Не забывайте вносить недостающие элементы в свои таблицы и схемы

  1. Ислам возник в ином (наполовину кочевом) обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед; священная книга Коран.
  2. Ислам не допускает существования единого Бога в трех лицах
  3. Центр мира не Иерусалим , а Мекка.
  4. Пять главных обязанностей (единоверие, молитва, пост, милостыня, паломничество)
  5. Джихад.
  • Много общего в вопросах мироустройства, представлениях о начале и конце истории, в вопросах отношения к людям и Богу.
  • Как вы думаете, что самое главное в обеих религиях?
  • Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.

Новая религия способствовала объединению арабских племен в единое государство Арабский халифат. Перед арабами после смерти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в было создано огромное государство со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Что же позволило арабам добиться такого грандиозного успеха?

Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего листа № 6

  • Правитель обладал беспрекословной властью- как светской, так и духовной.
  • Вера в то, что гибель в “священной войне” открывает дорогу в рай, делала воинов неустрашимыми.
  • Слабость завоеванных территорий.
  • Политика завоевателей.
  • Общие черты двух религий.

Вывод. Таким образом, благодаря общим чертам христианства и ислама, арабские завоеватели добились успеха, и создали на Востоке государство Арабский халифат. В результате сложилась новая цивилизация исламский мир, давшая миру множество культурных достижений.

Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные особенности этой страны)

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).



Основная проблема истории заключается в предельной сложности ее осмысления: эта наука предлагает ученому слишком уж неясное, если не совсем непрозрачное видение человека в мире. Понимаемая ли как летопись человеческого прошлого, или как матрица человеческого существования, история, как наука и как философия, раскрывает перед нами немыслимые пределы бытия Человека. Однако, как наука, она встает в тупик перед вопросом своего предназначения; как философия, она полностью расходует себя в попытках преодолеть антиномии разума.

В то время, как человеческое бытие и борьба за осмысленное существование предполагает наделение бесконечности мира структурой и облечение его формой, дарование ей атрибутов конечности и временности, парадокс заключается в том, что такой разделенный на сегменты мир истории и общественной жизни может быть сконструирован исключительно на основе представления об объединяющем эти сегменты целом.

Он может быть произведен из той космологии, которая является трансобщественной и трансчеловеческой. История, другими словами, приобретает свое значение с удаленной перспективы, которая сама по себе метаисторична. По крайней мере, такое утверждение справедливо по отношению ко всем традиционным цивилизациям.

Современность, однако, воспринимает эту проблематику совсем по-иному. В культурном аспекте, она создает себе смысл посредством упорного нежелания выглянуть за пределы человеческих горизонтов и ограничивая значение истории самой историей. Неудивительно, что при этом она отстраняется от задачи поиска своего конечного смысла.

Действительно, даже современная исламская мысль, упорно ставящая себе задачу сохранять нормативное видение мира, не может укрыться от пристального и беспокоящего взгляда современного нигилизма.

В настоящее время стал общепризнанной истиной тот факт, что библейская концепция истории, которая освободила себя от связок с трансцендентностью и секуляризировалась, фактически санкционирует засилие релятивизма и т.н. светскости. Нигилизм же, бесспорно, представляет собой обратную сторону современного секуляризированного сознания; лицевая ее сторона, которая чаще всего представляется именно как подлинное лицо современности, отражает конфликт между наукой и религией, разумом и верой; или между светской историей и историей христианского Искупления.

Поскольку история, оставаясь частичной и неполной, но представленная в виде шествия нации во времени, может сохранять некое подобие осмысленности, то универсальная история, история как рассказ о человечестве утрачивает всякое право на осмысленность при рассмотрении ее эмпирически и без наложения на нее какой-либо заранее подготовленной схемы. Она открывает судьбоносное разделение между реальным и рациональным, историей и теорией, которое, pace Гегель, не может быть преодолено.

Действительно, откровение представлено в нынешней Библии как участие Бога на стороне народа Израилева в действительной истории. Такой подход был ключевым в оформлении взгляда на историю определенной нации как на священную.

Оставляя в стороне моральные неудобства относительно занятия Богом какой-либо из сторон или логическую неувязку нахождения трансцендентности внутри имманентности, нельзя отрицать, что библейское стремление к историзации истины, или сакрализации истории не только подвергается нападкам имманентистского, секуляристского сознания (греха идолопоклонничества своего рода), оно также становится уязвимым для суждений на основе эмпирического видения мира, как только последнее освобождается от связи со своими священными первоисточниками.

К счастью, в Коране существует такое видение истории, Откровения, истины и человека, которое избегает логических противоречий и апорий библейского Искупления. Для начала следует сказать, что кораническая перспектива, будь она теологическая, космологическая или антропологическая, заключается в единстве. Однако это единство не онтологическое, поскольку Бог остается отделен от Своего творения, но единство цели, смысла и предназначения, поскольку все эти понятия относятся к проявлениям Божьей воли, сохраняется.

С этой точки зрения концепция истории и концепция природы кажутся взаимно противоречивыми. Сотворенный мир (природа) и временной мир человека (история) являются реальными и абсолютно необходимыми условиями для выполнения человеком его обязательств по претворению воли Божьей на Земле.

Это же утверждение справедливо в отношении коранической истории: сама концепция истории – чистая имманентность и временность, которые являются аутореферентными и исчислимыми – отсутствует в Коране. История не претендует на какую-либо автономную внутреннюю логику, которая должна неизбежно следовать в каком-либо заданном направлении. Такой детерминистский взгляд на историю вполне совместим с понятием о моральной свободе человека, не говоря об иных его преимуществах.

В соответствии с трансцендентным мировоззрением Корана, адресатом его дискурса является универсальный, архетипический и трансисторический человек. Даже тот договор, которые Бог заключил с человеком, относится к доисторическим временам и вступил в силу до начала исторического времени.

Человек входит в свое историческое существование только после подчинения себя Господу (Коран, 7:172). Более того, Адам (мир ему), первый человек, представляет все человечество постольку, поскольку он является первым пророком, и все человечество в целом никогда не оставляла направляющая его божественная воля.

Таким образом, когда в Коране говорится о существующих в истории мужчинах и женщинах, в особенности о пророках, это делается без какого-либо учета хронологии. Священное Писание Ислама не учитывает историческую последовательность посланников и пророков (мир им всем), но провозглашает единство трансисторического откровения. Оно не делает различия между жившими ранее пророками. Единство и сущность направляющей божественной воли, осознаваемые и проповедуемые всеми пророками, делает все исторические, этнические и географические различия поверхностными.

Само понятие веры, Ислам (покорность Богу) также предполагает трансисторическое и трансцендентное положение человека (фитра). Покорность Богу не является чем-либо постепенно осознаваемым с течением времени. Это одномоментное решение человеческой души: он или покоряется Богу, или нет.

Следовательно, божественное руководство человеком (хидая) не является шествием прогресса к какому-либо единственному, всеразрешающему явлению, но существует в области здесь-и-сейчас, которая вечна и всегда доступна каждой человеческой душе. Таким образом, современный мусульманин может с уверенностью сказать, что кораническая идея об Откровении трансисторична.

«Также невозможно на основе цели и средств (божественного руководства) выстроить историю спасения, которая постепенно исполняет свое предназначение в христианском или нехристианском (секуляристском) смысле, о такой возможности не помышляли ни Мухаммад (мир ему), ни его последователи. Поскольку Коран не признает никакого первородного греха за человеком и соответственно его искупления, он не предлагает никакой истории спасения, которая существует в христианской традиции.

Гораздо более радикальным, чем отказ Корана считать историю хроникой событий, является его представление о времени. Время, согласно Корану, не является вечным потоком, которые выражается в линейной или циклической концепции временности, но представляет собой вечное настоящее, в котором всегда присутствует возможность отдачи себя на милость Господу (Ислам).

Согласно Фалатури, анализ этого термина показывает, что он не подразумевает прогрессивного действия и не имеет регуляторного характера, как хронос (заман), который каждая концепция истории имеет в своей основе. Вакт – это скорее пространственное, само-закрытое статическое, неизменяемое где бытия…

Культ истории является современной ересью, также как и философия истории является в высшей степени высокомерной и нарциссической формой рефлексии о значении и конечной цели западной цивилизации. В эпоху постмодерна, однако, великие повествования христианской истории Искупления и всемирной истории Просвещения оказались отмененными новой логикой глобализации и империализма.

Послание наших дней заключается в том, что история пришла к своему концу и что существующая иерархия властей представляет собой постоянное состояние, в котором суждено пребывать человечеству. И, тем не менее, поиск человечеством осмысленного и морального существования еще не окончен.

Задача мусульман заключается в том, чтобы представить кораническую версию истории и времени – цели и смысла человеческого существования – таким образом, чтобы она стала противоядием современной форме нигилизма, которая является основным источником духовных и моральных мучений современного человека.

Ислам — самая молодая из трех авра­амических религий, появившаяся на полторы тысячи лет позже иудаизма и на шесть веков позже хрис­тианства. Эта религиозная версия была создана арабом из клана курайшитов, жителем Мекки Мохаммедом ибн Абдаллахом по кличке Куцый (такое прозвище Мохаммед получил за отсутствие у него сыновей и страстно его ненавидел).

Мохаммед родился в 570 году, остался без отца еще до своего рождения, в шесть лет потерял мать и вел печальную жизнь сироты. О нем кое-как заботились родственники, а в общем-то никому до него не было особого дела. Образования он никакого не получил, читать и писать не научился, хорошим воином тоже не стал, зато стал торговцем. Вскоре миловидного и скромного юношу приметила богатая вдова Хадиджа, которая была старше его на пятнадцать лет. Она послала к Мохаммеду сватов, и тот, естественно, долго не раздумывал. Так он получил в свое распоряжение не только средства, но и, видимо, надежного друга и советчика. При жизни Хадиджи он ни разу ей не изменил, всегда относился к жене с любовь­ю и почтением.

Когда Мохаммеду исполнилось сорок лет, он сообщил, что к нему стал являться архангел Гавриил и передавать слова Господа. Послания в основном представляли собой довольно наивный пересказ Ветхого и частично Нового завета (благо с иудаизмом и христианством арабы были весьма неплохо знакомы), были сдобрены восточным красноречием и глубокомысленными рассуждениями о злободневных событиях тогдашней Мекки. Эти слова Мохаммед передавал согражданам и надиктовывал секретарям — так был создан Коран. Сограждане, естественно, сперва подняли Мохаммеда на смех, потом, когда пророк допек их, выгнали его из города. Но с этим они запоздали: к тому времени Мохаммед успел собрать вокруг себя достаточно сторонников.

Надо сказать, пророков в Мекке было тогда немало. Собственной полноценной религии у арабов не было, они верили кто во что горазд, и в храме Каабы имелось более трехсот статуй самых различных богов. При этом иудейское и христианское влияние в последние века все больше брало верх над чистым язычеством, так что желавших навести тут порядок было предостаточно. Но Мохаммед оказался самым красно­речивым, настойчивым и талантливым. После ряда кровавых стычек с мекканцами он вернулся в город победителем, пустил под нож всех хулителей (особенно он не любил злословящих его поэтов), окружил себя толпой фанатично преданных сторонников, женился на девяти (по другим сведениям — на 11, 18 и даже 25) женщинах и девушках из самых влиятельных кланов и принялся строить новое общество. Он правил, истреб­ляя врагов и радуя сограждан все новыми предписаниями и законами, которые представляли собой причудливое сочетание традиционных арабских норм, законов Моисея, требований здравомыслия и личных предпочтений пророка (например, он был невероятно брезглив и чистоплотен, так что личная гигиена стала одной из важнейших составляющих ислама). В 632 году Мохаммед умер, создав к тому времени мощную исламскую общину. К Корану (тексты, продиктованные непосредственно Мохаммедом) была добавлена Сунна — воспоминания о словах и поступках пророка, записанные со слов его родственников и близких. Оба эти источника считаются основой ислама.

В данный момент в мире проживает примерно полтора миллиарда мусульман.

Является ли ислам только религией

Ислам — это комплекс представлений о мире, государственном и социальном устройстве, юридическая система и справочник этических норм. Ни одна религия в мире, даже христианство, никогда не регулировала так мощно общественную жизнь и государственную систему. Поэтому противники ислама всегда указывают на его опасную особенность — неготовность оставаться чистой верой, бесплотной идеей, которая может прижиться в любой среде и приспособиться под нее. К сожалению, любой настоящий мусульманин должен соглашаться с тем, что наиболее правильный образ жизни в любые времена — уклад полукочевых арабов VII века, так как никаких модернизаций и реформаций в исламе не предусмотрено: Коран и Сунна даны один раз и навсегда, их можно пытаться толковать на новый лад, но нельзя с ними спорить.

У них есть Книга, у них есть закон, а у нас — только благие намерения. И если в законе сказано, что любой, кто распространяет хулу на ислам, должен умереть, то европейской цивилизации остается только хоронить Тео ван Гогов и прятать Салманов Рушди, осуждать датских карикатуристов и посылать жалобные петиции в Иран о том, как плохо вешать маленьких детей на подъемных кранах.

Что нельзя мусульманину:

1. Есть свинину, а также мясо любых хищных животных и птиц

2. Пить вино

3. Смотреть на женское тело, исключая лицо и кисти рук

Если только эта женщина не приходится тебе женой, сестрой, дочерью или матерью.

4. Посещать общественную баню и носить шорты

5. Держать дома собак

6. Жениться на язычницах

7. Играть в азартные игры

8. Давать деньги в долг под процент

На эту тему пророк, пострадавший в свое время от жадности заимодавцев, высказался категорически: те, кто дает деньги под процент, будут гореть в огне неугасаемом. В связи с этим современное исламское банковское дело является невероятно запутанной штукой, где принято считать кредитора участником торговой сделки, где все вкладчики банка являются торгующими сторонами, спонсирующими конкретные операции в долевом участии и где сам черт ногу сломит, пытаясь потом разобрать, кого из участников этой вакханалии он имеет право забрать в ад, а кто все же ухитрился остаться чистым перед требованиями шариата.

9. Носить шелковую одежду, золото и серебро

10. Выщипывать брови

11. Не брить подмышки

А вот подмышки и лобок обязательно нужно брить (или эпилировать) не реже чем раз в сорок дней — как мужчине, так и женщине. А кто этого не делает, тот большой грешник.

12. Изображать людей

13. Оставаться наедине с женщиной, если она не его жена или родственница, либо прикасаться к ней

Этот запрет особенно украшает жизнь современного исламского мегаполиса. То, что стадионы, кинозалы и общественный транспорт должны быть строго поделены на женские и мужские части, давно уже не подлежит обсуждению. Сейчас же на полном серьезе рассмат­ривается и возможность введения отдельных тротуаров для лиц разного пола. Посещение магазинов, базаров и всяких публичных мероприятий невероятно опасно в смысле осквернения противоположным полом. На стадионы и в рестораны женщин можно просто не пускать, но, например, когда в некоторых регионах Пакистана для женщин сделали запретными городские рынки, то даже среди самых богобоязненных слоев населения начались пусть и робкие, но протесты. Много шумного веселья наделала и знаменитая фетва египетских богословов Аль-Азхара Иззатом Аттыйя и Абделя Махди Абдель Кадера, согласно которой женщина может работать с мужчиной в одном офисе только при условии, что она не менее пяти раз покормит его грудью, став таким образом его молочной матерью. Египет, как одно из наиболее светских государств с исламским населением, чаще остальных сталкивается с тем, что современные реалии плохо коррелируют с требованиями ислама, но даже там идея заставить чиновниц допустить до груди своих коллег мужского пола не показалась глупой шуткой — ее на полном серьезе обсуждали несколько месяцев.

14. Усыновлять детей

Сложное положение сирот в исламе объясняется тем, что некогда Мохаммед решил жениться на Зейнаб — весьма привлекательной барышне, на которой был женат его приемный сын Зейд. С точки зрения арабов, такой брак был бы безусловно кровосмесительным, так как на невестках, даже разведенных, жениться было нельзя, о чем сам Мохаммед сообщал до того неоднократно. Пришлось архангелу Гавриилу доставить пророку особое донесение, в котором говорилось, что у правоверного не может быть иных сыновей, кроме как по крови. Поэтому усыновления шариат не признает. Сироту можно взять на воспитание — при условии, что ребенку оставляют прежнее имя, семья не притворяется его родителями, а сам он не является их наследником. Но даже и такая форма опекунства в мусульманских семьях затруднена, так как перед мальчиком с шести лет его опекунша должна будет появляться только в хиджабе, что в домашних условиях весьма затруднительно, и не будет иметь права прикасаться к нему, а отец не должен будет оставаться один в комнате со своей воспитанницей.

И это далеко не полный перечень запретов, с которыми вынужден иметь дело мусульманин. Ислам — религия регламента, которая не считает ниже своего достоинства вмешиваться в самые ничтожные, казалось бы, мелочи жизни человека — от чистки ногтей до узора на подушках. И в тех странах, где государство не отделено от мечети, несоблюдение этого регламента может привести к весьма трагичным для ослушника последствиям.

Наказания же в шариате, увы, также заимствованы из времен Мохаммеда. Кроме вполне современных штрафов и тюрем, уголовное право ислама кишит телесными наказаниями, отрубанием частей тела и весьма изощренными смертными казнями вроде сбрасывания со скалы и раздавливания каменной стеной.

Чем ислам отличается от христианства?

1. Христиане верят в Троицу, а мусульмане — в Единого Бога. Христианские рассказы про то, что Троица и есть единое существо, мусульмане отметают как вранье язычников, которые мало того что верят в трех богов, так еще и вполне земную женщину Марию тоже норовят в божественный пантеон пропихнуть.

2. Иисуса мусульмане уважают как пророка, но не более того. Никаких сыновей у Аллаха быть не может — только рабы, коими все мы и являемся.

история ислама

Ислам – религия, которая является самой молодой в истории человечества, а по числу приверженцев занимает в мире второе место, число приверженцев ислама составляет около двух миллиардов человек.

Мусульмане проживают в ста двадцати пяти странах по всему земному шару, и в двадцати восеми государств мира ислам является официальной государственной религией.

Мусульмане, в большинстве принадлежат к течению суннитов, составляет от 85 до 90% всех последователей ислама, а остальные подразделяются на шиитов и ибадитов.

Ислам и его источники

Посланник Аллаха Пророк Мухаммед ﷺ – проповедник ислама, а основным источником ислама является Священная Книга Коран, а также Сунна Пророка Мухаммеда ﷺ, которая является вторым по значению источником исламского права и вероучения. Сунна – это совокупность хадисов Пророка Мухаммеда ﷺ или преданий, рассказов, в которых сообщается о жизни Посланника Аллаха ﷺ, его изречениях и мудрых высказываниях, о его деяниях. Исламские богослужения совершаются на арабском языке.

Первые мусульмане

Ислам считает первыми мусульманами первых людей на земле Адама и Еву или Хавву. В ряду исламских пророков называют Нуха или Ноя, Ибрахима или Авраама, Давуда или Давида, Мусу или Моисея, Ису или Иисуса, а также ряд других.

Зарождение Ислама

Точный год возникновения ислама определить нельзя: зарождение ислама связывают с городом Меккой в Западной Аравии и началом седьмого века. В этот период истории господствующей религией было язычество, и каждое племя почитало своих богов, идолы которых были установлены в Мекке. На этом отрезке истории началось постепенное разрушение родоплеменного патриархального строя, и общество начинает разделяться на классы, в результате чего должно было появиться нечто, что объединило бы людей духовно.

В этих условиях и возникает Ислам, который является религией авраамической, как иудаизм и христианство, которые также восходят своими корнями к самым древним формам монотеизма, то есть все эти религии объединяет с исламом принципиально единая картина мира, и относится к богооткровенной или ревелятивной традиции.

Осознание монотеизма происходило на самых ранних этапах зарождения ислама, и это было выражено в проповедях, с которыми обращался к своей умме Пророк Мухаммед ﷺ, главной идеей которых была мысль о необходимости очищения единобожия или таухида от тех искажений, которые были внесены многобожниками, христианами и иудеями.

Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама

В преддверии возникновения ислама на Аравийском полуострове господствовала ханифия или автохтонный аравийский монотеизм, уходящий своими корнями к пророку Аврааму (Ибрахиму). Современная концепция указывает на наличие в тот период двух относительно независимых монотеистических традиций, которые в итоге объединились в аравийское пророческое движение. В период, когда возник ислам, то есть до момента прихода к пророческой миссии Мухаммеда ﷺ, в Аравии уже действовали несколько авраамических пророков, но именно на Мухаммеда ﷺ была возложена Богом миссия распространения Ислама. Пророка Мухаммед ﷺ существенно отличался от остальных пророков, как с политической, так и с идейной точки зрения, что явилось одной из главных составляющих успеха ислама.

Частично население Аравийского полуострова в этот период времени приняли иудаизм, частично – приняли христианство, а в некоторых государствах, таких, как Йемен и Бахрейн, проповедовали зороастризм. Аравийский полуостров в этот исторический период делили между собой княжество Лахмидов, которое являлось союзником с Ираном, где правили Сасаниды, и княжество Гассанидов, которое являлось вассалом Византии.

Центральная же Аравия осталась свободной после того, как на Мекку совершил поход эфиопский царь, и чудесным образом мекканцам удалось спастись, а армия царя и сам эфиопский царь были уничтожены раскаленными камнями, которые скидывали на них прилетевшие с неба птицы. Данное событие было известно арабскими и мекканскими современниками и описывается в суре Корана "Слон".

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Саудовская Аравия в эпоху зарождения Ислама

Основатель ислама: пророческая деятельность Мухаммеда ﷺ

Пророк Мухаммед ﷺ, будучи мекканцем по своему происхождению и рождению, выходцем из курайшитов, вел активную деятельность мекканского ханифа: с момента рождения до начала своей пророческой миссии он вел обычную жизнь, позже занимался скотоводством и перегонял караваны. Мухаммад ﷺ принимал активное участие в восстановлении курайшитами общеарабской святыни Каабы.

Когда ему исполнилось сорок лет, в 610 году, Мухаммед ﷺ объявил, что он – расуль, то есть посланник, и наби, то есть пророк Аллаха, Единого Бога. После этого Пророк Мухаммад ﷺ начал проповедовать новую религию ислам в Мекке. Первые аяты Корана были произнесены Пророком Мухаммедом ﷺ в это же время. В его проповедях звучали призывы вернуться к монотеизму, к вере Ибрахима или Авраама, к вере пророков Мусы или Моисея и Исы или Иисуса, произносить молитвы и держать пост, давать милостыню и честно производить торговые сделки. В своих призывах во время проповедей Посланник Всевышнего говорил о необходимости веры в Единого Бога, о том, что верующие должны сплотиться в единое братство и соблюдать простые нормы морали.

По словам Мухаммеда ﷺ, всем народам были посланы пророки, появление которых было связано с тем, что они должны были наставить на истинный путь людей. Одними из главных вопросов, на которые обращал внимание Пророк Мухаммад ﷺ, был вопросы веры (имана) и неверия (куфра), вопросы загробной жизни, Ада и Рая.

Противостояние распространению Ислама

Но мекканская знать не поддержала идеи Мохаммеда ﷺ и встретила его пророческую проповедническую деятельность враждебно. История возникновения Ислама рассказывает о тех тяжелых испытаниях, которые испытывал Пророк Мухаммад ﷺ поначалу, ведь очень немногие люди приняли для себя новую веру с самого начала: только сам Пророк Мухаммад ﷺ и его жена Хадиджа приняли ислам, а также его двоюродный брат Али ибн Абу Талиб, которого он взял на воспитание, в возрасте 9 лет. Также к числу первых мусульман присоединился Абу Бакр, который был богатым купцом, а также еще сорок человек, среди которых были богатые и бедные люди преимущественно в молодом возрасте, которые впоследствии стали первыми сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ.

От преследований соотечественников многобожников Пророк Мухаммед ﷺ вынужден был спасаться бегством в сопровождении своих последователей.

Переселение мусульман

В Ясрибе (Йасрибе) люди питали надежду на то, что появление Пророка Мухаммада ﷺ положит конец войнам и междоусобицам своим справедливым судом. В Медине Пророк ﷺ и его сподвижники оказались практически без средств к существованию, и местные ансары из числа мединских мусульман помогали им.

В Медине Мухаммаду ﷺ удалось сплотить вокруг себя местное население, и в городе была создана первая мусульманская умма или община. Но религиозная борьба (газават) между мединскими мусульманами и многобожниками Мекки продолжалась еще восемь лет.

переселение в Медину (хиджра)

Причина битв Пророка ﷺ

Пророк Мухаммад ﷺ оправдал надежды мединцев и прекратил конфликты, которые происходили внутри, но мекканские многобожники все еще притесняли мусульман из Мекки, и с 623 года начали происходить военные столкновения мединцев и мекканцев. В 624 году произошла битва при Бадре, которая закончилась поражением мекканцев, хотя их количество превышало количество мусульман в три раза. Многие мекканцы были захвачены в плен, Пророк Мухаммад ﷺ предложил, чтобы пленные обучали грамоте детей мединцев в обмен на их свободу.

Позже в 625 году состоялась битва при Ухуде, в которой верх взяли уже мекканцы. Через год войско из Мекки совместно с племенами Аравийского полуострова пришло к городу Медине, чтобы покончить с исламом раз и навсегда. Мекканским многобожникам также помогало иудейское племя в Медине, нарушившее договор с Мухаммедом ﷺ о взаимопомощи и ненападении. Мусульмане, обладавшие армией в четыре раза меньше, но будучи более мудрыми в тактике и стратегии, сумели противостоять мекканцам, которые вынуждены были вернуться домой ни с чем.

Мухаммад ﷺ покорил Мекку в 630 году, уже установив контроль над большей частью Аравии.

Распространение ислама

Всего за 23 года благодаря пророческой деятельности Мухаммеда ﷺ новая вера ислам быстро распространилась на территории Аравийского полуострова.

Существует предание, по которому Пророк Мухаммед ﷺ отправил письмо с призывом принять ислам тогдашним правителям Византии, Персии (Ирана), Эфиопии и Египта. Все, кроме царя Персии, приняли послов благосклонно: иранский же царь письмо разорвал, но вскоре после этого события иранский царь Хосров Парвиз умер.

Пророк Мухаммад ﷺ умер в 632 году, и к этому году почти все племена арабов приняли ислам.

Успех в распространении ислама во многом был обусловлен тем, что учение Мухаммада ﷺ осуждало неравенство между людьми, ростовщичество, несло справедливость и развитие.

Когда же мусульмане в 630 году завоевали Мекку, ислам стал общей религией всех арабов, а сама Мекка стала центром ислама. В период с пятого по седьмой века древние государства Киндитов, Гассанидов и Лахмидов, Пальмира, Саба, Химьяр и Набатея пришли в упадок и распались, и этот процесс способствовал активной исламизации региона.

История развития ислама после смерти Пророка Мухаммеда ﷺ: Праведный халифат

Появление ислама кардинально изменило всю политическую, социальную, экономическую, бытовую жизнь многих народов от Испании до берегов Индонезии.

После кончины Пророка Мухаммада ﷺ образовалось первое мусульманское государство Халифат, в котором власть, как светская, так и духовная, была сосредоточена в руках халифа. Первыми халифами государства были Абу Бакр, а затем Умар, Усман, Али, после них к власти пришла династия Омейядов, а затем их сменила династия Аббасидов. В результате проводимых Халифатом завоевательных войн в течение седьмого и восьмого веков ислам распространился на Среднюю и Переднюю Азию, а также на Северную Африку, Закавказье, Индию, а затем на Балканский полуостров через Турцию.

Правление Абу Бакра ас-Сиддыка

История ислама гласит, что Абу Бакр сделал многое для распространения ислама: успел начать боевые действия против Персии и Византии, которые в то время были самыми могущественными империями. Накануне своей кончины Абу Бакр назначил Умара (Омара) своим преемником.

Правление Умара ибн аль-Хаттаба

Омар (Умар) стал вторым халифом исламского государства, и он, продолжив военные походы на Византию, отвоевав Сирию, а также захватив Египет, Палестину, частично Магриб, который располагался на территории Северной Африки.

При халифе Умаре мусульмане вели военные действия и против династии Сисанидов, правившей в Персидской империи: в битве при Кадисии и Нихавенде он нанесли армии Ирана тяжелые поражения, а вскоре и заняли столицу государства Сисанидов Ктесифон, который находился неподалеку от Багдада. Мусульмане также заняли Армению, Азербайджан, Ирак, Мазендаран, Хузестан и часть Фарса, что составляло основные территории Ирана.

Во время правления Омара были проведены реформы, которые заложили основы мусульманской государственности: был определен порядок налогообложения, установлены законы. На покоренных территориях халиф Омар придерживался политики веротерпимости, христианам и иудеям была предоставлена защита и свободное вероисповедание своей религии.

Праведный Халифат

Расширение Халифата во времена праведных халифов

Правление Усмана ибн Афвана

Следующий халифом избрали Османа (Усмана), в тот период Усман был самым достойным титула халифа человеком, и выбор членов совета был верным и справедливым.

При нем все ключевые посты в государстве занимали его родственники Омеяды, по этой причине в сторону Усмана (Османа) поступало много критики, в результате поднялся бунт, в ходе которого мятежники убили халифа. Осман сделал важный шаг в дальнейшем развитии ислама и создании основ религии – во время его правления был составлен полный канонический текст Священной Книги Коран. До этого момента текст Корана существовал только в памяти хафизов – людей, заучивших текст Священной Книги Коран наизусть в момент, когда появлялся каждый аят, будучи ниспослан Посланнику Аллаха ﷺ еще при жизни Пророка Мухаммада ﷺ. Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений.

Правление Али ибн Абу Талиба

Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны. Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально.

Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы, а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат.

Развитие Халифата

Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры – были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина.

История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата – Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов. Во время существования этого государства исламский мир распространился на Северную Африку, частично Пиренейский полуостров - Андалусию, а также на Табаристан, Синд, Джурджан, Среднюю Азию, Юго-Восточную Азию, включая Малайзию и Индонезию.

Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман.

История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве.

История ислама, основные вехи истории

По преданию ислам возник в 610 году н.э., когда Мухаммад впервые произнес 5 стихов Священной Книги. После этого он на протяжении трех лет в тайне проповедовал новое вероучение. Первые 40 последователей, которые вверили себя и свою судьбу Аллаху, были близкими Пророку людьми: его родственниками и друзьями.

В 613 году Мухаммад совершил первое публичное выступление в Мекке в качестве Пророка Всевышнего. Однако местная власть имущая знать отреагировала на это враждебно, что спустя некоторое время вынудило Пророка и его сподвижников переселиться в Медину. Более Пророк не мог оставаться в Мекке по соображениям безопасности.

Население Медины в тот момент состояло из племен хазрадж и ауса, которые вскоре последовали за Мухаммадом и стали ключевой и самой многочисленной группой приверженцев нового учения. К концу жизни Пророка было образовано первое исламское государство, территориально занимавшее всю площадь Аравийского полуострова.

После смерти Пророка в 632 году был основан Праведный халифат , которым в разное время управляли халифы Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб и Усман ибн Аффан. Территория новообразованного государства включала в себя Аравийский полуостров, часть Кавказа, Иранское нагорье и часть Северной Африки.

С самого начала главам Праведного халифата пришлось столкнуться со сложностями, связанными с участившимися случаями отступления от веры. В целом проблема вероотступничества была актуальна еще при жизни Мухаммада, однако с его смертью ситуация усугубилась.

После успешного подавления мятежей и усмирения отступников Праведный халифат начал успешные завоевательные войны за границами Аравийского полуострова. К 640 году к халифату были присоединены Сирия, Палестина и Месопотамия, а спустя три года – Египет и Персия.

Основы политической структуры халифата заложил халиф Умаром ибн аль-Хаттабом. Именно он ввел в обращение новый календарь (отсчет от хиджра Мухаммада в Медину), эффективную систему налогообложения и многое сделал для централизации власти. Умар ибн аль-Хаттаб и последующие халифы продолжали довольно агрессивную завоевательную политику, что в свою очередь способствовало распространению ислама.

В 711 году арабы покорили Пиренеи, но спустя несколько десятилетий были вынуждены прекратить продвижение вглубь Европы. В XI-XVIII веках ислам стал главенствующей религией в Северной Индии, Индонезии. Приблизительно в это же время ислам становится широко известен в Причерноморье, Западной Сибири и на Северном Кавказе.

Ближе к концу XIX века в исламе наметились две ключевые тенденции. Консервативно настроенные мусульмане призывали вернуться к исходным трактовкам религии и буквальному пониманию Священной Книги, а модернисты стремились адаптировать отдельные положения религии к реалиям современности. В XX веке началась политизация ислама, что стало причиной появления исламизма.

Читайте также: