Представление и память кратко

Обновлено: 02.07.2024

В процессе своего сохранения и воспроизведения П. п. подвергаются значительным изменениям, выражающимся в сглаживании особенностей воспринятого раньше объекта и его уподоблении др. сходным с ним объектам или, напротив, в усилении своеобразия данного объекта, в подчеркивании его специфических признаков. Такие изменения в П. п. совершаются как непроизвольно, в силу взаимодействия образов, так и под влиянием произвольной деятельности — при мысленном анализе и синтезе с выделением в образах общих и специфических особенностей предметов. Переконструирование образов может привести к возникновению новых образов — представлений воображения.

П. п. различаются и классифицируются по видам доминирующих в них анализаторов (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и др.), а также по их содержанию (математические, географические, технические, музыкальные и т. п.) и степени обобщенности (частные, общие, схематические, типические). Существуют значительные индивидуальные различия в яркости, устойчивости и точности П. п. и их роли в познавательной и творческой деятельности отдельных людей.

Особый вид П. п. — персевирирующие образы, характеризующиеся навязчивостью, непроизвольностью и исключительной яркостью. Они возникают после длительного и напряженного восприятия однородных объектов, причем часто спустя даже некоторое время после этого восприятия, особенно в последующем дремотном состоянии (ср. Персеверация). (Т. П. Зинченко.)

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Полезное

Смотреть что такое "ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПАМЯТИ" в других словарях:

Представления Памяти — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются по ведущему анализатору (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные), по их… … Психологический словарь

ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. — ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. Наиболее распространенной гипотезой о физиологических механизмах, лежащих в основе памяти, была гипотеза Д. О. Хебба (1949) о 2 процессах памяти: кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом… … Большая психологическая энциклопедия

Памяти объём — – 1. число единиц информации, которые индивид воспроизводит сразу же после представления серии разрозненных стимулов. Характеризует кратковременную память на тот или иной вид стимулов (буквы, слоги, короткие слова, цифры и т.д.). В среднем это 7… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

представление памяти — наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Представления памяти различаются: 1) по ведущему анализатору зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные; 2) по… … Большая психологическая энциклопедия

Адресация памяти — Адресация осуществление ссылки (обращение) к устройству или элементу данных по его адресу[1]; установление соответствия между множеством однотипных объектов и множеством их адресов; метод идентификации местоположения объекта[2]. Содержание … Википедия

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ — • Ludi scaenici. Т. представления в древности, как в Афинах, так и в Риме, не были в частных руках; ими заведовало государство, хотя исполнение в каждом отдельном случае предоставлялось частным лицам. В Афинах представления трагедий и … Реальный словарь классических древностей

Перенос памяти — Перенос памяти рассматривавшаяся в 1960 1970 х годах возможность переноса памяти между организмами одного вида посредством молекул белка или РНК. Теория рассматривалась во многих странах мира, включая СССР. Некоторые эксперименты были… … Википедия

без памяти — веселиться; смеяться Имеется в виду, что лицо или группа лиц (Х) в полную силу проявляет свои эмоции, ни на что не обращая внимания. ✦ Х веселится без памяти. Эти люди, каждый день работающие до изнеможения, без памяти веселятся на праздники. С.… … Фразеологический словарь русского языка

Карты памяти — Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы , известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

Психические процессы: виды и краткая характеристика

Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.

Развитие психических процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с окружающим миром: особенные свойства нашей планеты, переход от зимы к лету, изменение силы тяжести и многое другое – выдвигают человеку определенные требования. Поэтому психика выступает в качестве регулятора поведения организма.

Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида. Все психические процессы можно разделить на три вида:

Познавательные:

  • восприятие;
  • память;
  • мышление;
  • ощущение;
  • воображение;
  • представление;
  • речь;
  • внимание.

Эмоциональные:

Волевые:

  • воля;
  • постановка цели;
  • принятие решения.

Методы изучения

В области психиатрии и когнитивистики для изучения процессов памяти, восприятия, мышления, внимания и других функций используются следующие методы:

Следует сказать, что выявить нарушение психического процесса можно лишь с помощью нескольких методик, то есть диагностировать проблемы нужно в комплексе.

Теперь поговорим отдельно о протекании психических процессов и состояний, их характеристике, свойствах и функциях.

Психические познавательные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Восприятие

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Оно протекает в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами: в первую очередь с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Восприятие – это интерпретация того, что собрали наши сенсоры.

К свойствам восприятия относятся:

  • Структурность: предмет воспринимается сознанием в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
  • Предметность: объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.
  • Константность: постоянство восприятия одного и того же объекта.
  • Апперцептивность: на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
  • Избирательность: преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими (восприятие здесь тесно работает с вниманием).

Память

Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями.

Главная функция памяти состоит в том, чтобы хранить информацию, которую затем человек может использовать для тех или иных целей. Без нее у нас бы не существовало личности.

К свойствам памяти относятся: объем, точность, скорость процессов запоминания и забывания.

  • По содержанию: пространственная, социальная, эмоциональная, эйдетическая, сенсорная, словесно-логическая, образная.
  • По сенсорной модальности: моторная, зрительная, вкусовая, слуховая, обонятельная, эйдетическая, болевая.
  • По времени хранения: долговременная, кратковременная, ультракратковременная.
  • По организации запоминания: декларативная и процедурная.
  • По наличию цели: произвольная и непроизвольная.

Мышление

Мышление – это процесс моделирования закономерностей окружающего мира, высший этап обработки информации человеком. Можно сказать, что это окончательный психический процесс, который руководит личностью.

При помощи мышления человек может полностью менять свое восприятие, воображение, внимание, волю и даже ощущения. Высшая степень человеческого познания.

Основные характеристики мышления:

  1. Опосредованное познание объективной реальности: даже на основе непрямой информации мы можем судить о свойствах предметов и явлений.
  2. Обобщение отражения действительности: переход от отдельных предметов к общему.

Ощущения

Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.

Канонически, существует пять видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение, слух.

  • Интенсивность: количественная характеристика ощущений.
  • Модальность: качественная характеристика ощущений.
  • Длительность: временная характеристика ощущений.
  • Локализация: пространственная характеристика ощущений, информация о месте нахождения раздражителя в пространстве.

Воображение

Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними. Функции воображения состоят в том, чтобы представить в голове образец будущего результата деятельности в планировании, поиске стратегии для решения задач.

Представление

Представление – это образ явления или предмета, которые здесь и сейчас человек не воспринимает. Отличается от воображения тем, что человек пытается просто вспомнить образ, а не придумать нечто новое.

Функции представления зависят от рода деятельности человека: художникам требуется вспомнить нужный образ, музыкантам – нужную мелодию или звук. Воображение помогает решать сложные и образные задачи, в том числе творческие.

  • Фрагментарность. Чем более привлекателен объект был для человека, тем с большим количеством деталей он может его представить.
  • Наглядность. Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме.
  • Обобщенность. Образ объекта обладает определенной информационной емкостью.
  • Неустойчивость. Образ можно удерживать лишь в течение некоторого количества времени.

Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Неотъемлемо связана с мышлением и представлением.

Она помогает доносить нам важную информацию, а также передавать общественно-исторический опыт.

Внимание

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Очень тесно связана с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

При помощи воли человек может изменить свое отношение к предмету и обратить на него сознательное внимание, то есть выделить его из остальных. Внимание помогает человеку успешно ориентироваться в окружающем мире.

Под свойствами внимания следует иметь в виду: объем, направленность, сосредоточенность, распределенность, интенсивность, переключаемость и устойчивость.

Психические эмоциональные процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Чувства

Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам. Чувства проявляются у людей по-разному, потому что на них влияет собственный набор индивидуальных черт и личностных качеств. Необходимы для общения, дружбы и понимания других людей.

  • Содержание: отражение различных аспектов, особенностей значения вызывающих их объектов.
  • Стеничность: стенические чувства мобилизуют силы человека, побуждают его к активной деятельности (ненависть, любовь). Астенические парализуют и расслабляют (презрение и страх).
  • Интенсивность: сила чувств.
  • Валентность: приятные, неприятные и амбивалентные чувства.

Эмоции

Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям. При помощи воли человек может вызвать любую эмоцию, которую сочтет нужной.

Свойства эмоций полностью совпадают со свойствами чувств.

Стресс

Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.

Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.

Аффекты

Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.

Психические волевые процессы

Рассмотрим каждый процесс отдельно.

Постановка цели

Постановка цели – процесс выбора одной или нескольких целей. Тесно связана с усилием воли и эмоциями.

Воля – умение человека принимать решение на основе мыслительного процесса и направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.

Как следует из определения, воля тесно связана с мышлением и принятием решений. Но, помимо этого, без нее невозможно осознанное внимание и развитая память.

Принятие решений

Принятие решений – это психический процесс, который характеризуется применением силы воли для постановки цели и твердого намерения ее достичь.

Развитие психических процессов

Когда говорят о развитии психических процессов у детей, в первую очередь выделяют возрастную группу.

С 2 до 6 лет у ребенка происходит формирование психических процессов. На это могут повлиять родители, если будут их тренировать. Вот упражнения, которые можно давать своим детям:

  • Поставьте на стол несколько игрушек. Ребенок должен запомнить их расположение и наличие. Потом он закрывает глаза, а вы убираете или перемещаете одну из них. Он должен сказать, что изменилось.
  • Когда ребенок освоил это упражнение, усложните его. Уберите 2 или 3 игрушки. подойдет следующая игра: положите перед ребенком четыре картинки, где три из них относятся к определенной теме. Ребенок должен угадать, какая лишняя.
  • Во время похода в магазин дайте ребенку перечень продуктов (для начала 3-4) для запоминания. В магазине он должен их вспомнить (тренируется долговременная память).

Если вашему ребенку 7-8 лет, он должен уметь:

  • Находить 10 отличий между предметами.
  • Выполнять задание, не отвлекаясь около 15-20 минут.
  • Копировать в точности движение или узор.
  • Самостоятельно выполнять задания по предложенному образцу.
  • Уметь находить одинаковые предметы.
  • Уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам.
  • Выстраивать логический ряд из определенной группы предметов.
  • Повторять дословно предложения, состоящие из 7-8 слов.

Психические процессы взрослого человека формируются в 16 лет. Но это не значит, что их нельзя тренировать и улучшать. По сути, мышление можно и даже нужно развивать всю жизнь. Поэтому в заключение статьи предлагаем вам пройти на выбор один из наших курсов (или все):

Узнавание - опознание, как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия.

Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. При этом выделяют: индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, родовое узнавание предмета, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-то классу предметов.

Запоминание - мнемический процесс, посредством которого происходит селективный отбор поступающей информации для последующего воспроизведения и включение ее в уже существующую систему ассоциативных связей. Для человека характерно то, что развитие его памяти идет, прежде всего, за счет осмысленной переработки запоминаемой информации. Если в раннем детстве реализуется, прежде всего, непосредственное запоминание, то в дальнейшем за счет употребления опосредствующих элементов происходит формирование опосредствованной памяти, которая является решающей в жизни взрослого человека. Положительную роль в запоминании играет систематическое повторение, когда исходные элементы включаются в новую систему связей.

Воспроизведение - мнемический процесс, в котором происходит актуализация ранее сформированного психологического содержания (мысли, образы, чувства, движения). Воспроизведение имеет избирательный характер, обусловленный потребностями, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспроизведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобретает обобщенных характер, соответствующий решаемым задачам. В силу действия эффектов реминисценции и интерференции воспроизведение сразу после восприятия запоминаемого материала (непосредственное воспроизведение) не всегда дает лучший результат по сравнению с отсроченным.

Забывание - мнемический процесс, который заключается в потере возможности воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается, прежде всего, то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. В соответствии с теорией Б. Андервуда, забывание обусловлено стиранием следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. В рамках теории Р. Аткинсона, забывание определяется неадекватными стратегиями обращения к долговременной памяти, в которой информация может храниться неограниченно долго.

Трехкомпонентная модель памяти разработана Р. Аткинсоном. Здесь структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками:

· блоком сенсорных регистров, где информация хранится не более 1 с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции;

· блоком кратковременной памяти, где объем хранимой в вербально–акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30 с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания;

· блоком долговременной памяти, объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических кодов.

Информация сначала попадает в сенсорные регистры, затем - при соответствии задаче сохранения - попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд, после чего может быть переведена в долговременное хранилище.

Представление - наглядный образ предмета, воспроизведенный по памяти в воображении с максимальной полнотой отображения конкретных признаков. Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия, но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. Различия в яркости, устойчивости и точности представлений памяти очень индивидуальны. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями, происходит перевод представления в абстрактное понятие. По своим нейронным механизмам имеет много общего с образом восприятия, оба они должны последовательно сканироваться (считываться). Вместе с тем, образ воображения опирается и на особенные механизмы. Это, прежде всего - категоризация, которая служит целям хранения и целенаправленного воспроизведения того или иного образа воображения.

Связь представлений и памяти

Представления являются образами памяти в том случае, если в образе воспроизводится прежде воспринятое и если отношение образа к прошлому опыту субъектом осознается. Если представление формируется безотносительно к прежде воспринятому, хотя бы и с использованием его в более или менее преобразованном виде, то представление является не образом памяти, а образом воображения. Основное отличие памяти и представления - в ином отношении к действительности.

Что такое способности? Являются ли они врожденными особенностями личности или полностью приобретаются при жизни? Или врожденными являются некоторые возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями, или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков? Иначе говоря, могут ли развиваться способности человека, например, к математике или музыке, к технике или к управленческой деятельности, если вначале никаких задатков замечено не было?

Способности - это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования способностей внес Б. М. Теплов.

Основным вопросом являлся вопрос о природе таких человеческих качеств, которые определялись как способности. Долгое время считалось, что они изначально присущи человеку и передаются по наследству. Взгляд на способности как врожденные человеческие свойства был подвергнут критике в XVII- XVIII вв., оппоненты которого выдвинули тезис о полной зависимости способностей от внешних условий жизни человека, его опыта (Дж. Локк, К.Гельвеций и др.). Главной силой, способной повлиять на способности человека, признавалось воспитание. Однако роль воспитания оценивалась философами неодинаково. Тема способностей стала частью проблемы соотношения обучения (воспитания) и развития, условий жизни человека и наследственности.

Скорее всего, более верным является утверждение, что во всех случаях следует разуметь врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Т.е. с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое.

Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.

Приняв, что способность существует только в развитии, нельзя упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности.

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности - независимо от склонностей. Выше было указано, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью.

Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Далее надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Представление – психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств 25 .

Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы. Различают зрительные представления (образ человека, предмета, пейзажа), слуховые (представления музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представления предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке).

Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.

Представления различаются по степени обобщенности. Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятия, которое всегда бывает единичным.

Единичные представления основаны на наблюдении одного определенного предмета.

Общие представления обобщенно отражают ряд сходных предметов.

По степени проявления волевых усилий различаются непроизвольные (возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека) и произвольные (возникающие под воздействием воли, в интересах поставленной им цели) представления.

Представления различаются по продолжительности.

Оперативные представления извлекаются человеком из своего сознания для обслуживания оперативных интересов его деятельности.

Кратковременные представления очень непродолжительны по времени.

Долговременные представления сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся в основном профессиональные представления.

Виды, процессы и свойства памяти

Память – психическое отражение результатов прошлого взаимодействия человека с действительностью и использование их в последующей деятельности. Память – это интегративный психический процесс, охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления. Информация сортируется мозгом по принципу ее значимости для деятельности.

Процессы памяти

Запоминание – это запечатление в сознании человека полученной информации.

Сохранение – удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени.

Воспроизведение – это активизация закрепленного ранее содержания психики.

Узнавание – это сопровождающие процессы памяти явления психики, позволяющие им более эффективно функционировать.

Виды памяти

По виду психической активности:

Наглядно-образная память – это память на зрительные, звуковые, осязательные, обонятельные и т.д. образы.

Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации.

Двигательная (моторная) память – это память на движения.

Эмоциональная память – это память на переживания.

В зависимости от приемов заучивания:

В зависимости от приемов заучивания различают память механическую (запоминание информации в той форме, в которой она воспринимается) и логическую, смысловую (запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации).

По срокам хранения информации:

Мгновенная (сенсорная). При знакомстве с ощущениями мы рассматривали эффект последействия, заключающийся в непродолжительном сохранении ощущения после прекращения воздействия раздражителя. Эта инерционность сенсорных систем, продлевающая для нас воздействие сигналов в течение короткого (мимолетного) времени, и называется мгновенной (или сенсорной) памятью.

Кратковременная. Информация из мгновенной памяти либо исчезает бесследно, либо переводится в другую форму памяти, которая является кратковременной. Значение этой формы памяти заключается в предварительной сортировке и переработке поступающей информации (первичная схематизация, обобщение, обеспечение наглядности) поступающей информации, а также переадресовке её в долговременную память. Время хранения информации – несколько минут.

Читайте также: