Просветительские реформы петра 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Петра І можно с уверенностью назвать одним из величайших российских императоров, ведь именно он начал необходимую для страны реорганизацию всех сфер общества, армии и экономики, что сыграло немало важную роль в развитии империи.

Данная тема достаточно обширная, но мы поговорим о реформах Петра І кратко.

Императором было проведено ряд важных на то время реформ, о которых следует поговорить более подробно. И так какие же реформы Петра І изменили империю:

• Реформы в промышленности и торговле

А теперь необходимо поговорить о каждой из реформ Петра І более отдельно.

Областная реформа

В 1708 году уряд Петра І разделил всю империю на восемь больших губерний, которыми стали руководить губернаторы. Губернии в свою очередь делились на пятьдесят провинций.

Данная реформа была проведена для того, чтобы укрепить вертикали имперской власти, а также для того, чтобы улучшить обеспечение российской армии.

Судебная реформа

Верховный суд представлял собой Сенат, а также Юстиц-коллегия. В провинциях еще существовали апелляционные суды. Однако главная реформа в том, что теперь суд был полностью отделен от администрации.

Военная реформа

Данной реформе император уделил особое внимание, так как понимал, что армия новейшего образца – это то, без чего Российская империя не сможет стать сильнейшей в Европе.

Первое чтобы было сделано, это реорганизовано полковое устройство российской армии по европейскому образцу. В 1699 году был произведен массовый рекрутский набор, после чего последовали учения новой армии по всем стандартам сильнейших армий европейских государств.

Перт І начал решительное обучение российских офицеров. Если в начале восемнадцатого века на офицерских чинах империи стояли иностранные специалисты, то уже после реформ их место стали занимать отечественные офицеры.

Не менее важным было открытие первой Морской академии в 1715 году, что в дальнейшем дало России могущественный флот, а ведь до этого момента его не было. Спустя один год императором был издан Воинский устав, который регламентировал обязанности и права солдат.

В итоге, кроме нового мощного флота, состоявшего из линейных кораблей, Россия получила и новую регулярную армию, не уступающую армиям европейских государств.

Церковная реформа

Довольно серьезные изменения произошли и в церковной жизни Российской империи. Если раньше церковь была автономной единицей, то после реформ подчинялась императору.

Секуляризация церковных земель началась, но только частичная, а завершила этот процесс только императрица Екатерина ІІ.

Финансовая реформа

Войны, начатые императором Петром І, требовали огромных средств, которых на тот момент в России не было, и чтобы их найти, император начал реформировать финансовую систему государства.

Сначала был возложен налог на кабаки, где продавали огромное количество самогона. Кроме этого начались чеканиться более легкие монеты, что означало порчу монеты.

В 1704 году основной валютой стала копейка, а не деньга как это было прежде.

Если раньше налогом облаживались дворы, то после реформ налогами облаживалась уже каждая душа – то есть, каждый житель Российской империи мужского пола. Такие слои как духовенство, дворянство и, конечно же, казаки освобождались от уплаты подушной подати.

Финансовую реформу можно вполне назвать успешной, так как она значительно увеличила размер императорской казны. С 1710 года по 1725 год размер доходов вырос в целых три раза, что значит об довольно больших успехах.

Реформы в промышленности и торговле

Потребности новой армии существенно возросли, из-за чего император был вынужден начать активное строительство мануфактур. Из-за границы император привлекал к реформированию промышленности квалифицированных специалистов.

В 1705 году в России начал действовать первый сереброплавильный завод. В 1723 году начал работать железоделательный завод на Урале. Кстати именно на его месте сейчас стоит город Екатеринбург.

После постройки Петербурга, тот стал и торговой столицей империи.

Реформа образования

Император понимал, что Россия должна была стать образованным государством, и уделил этому особое внимание.

С 1701 по 1821 годы было открыто большое количество школ: математическая, инженерная, артиллерийская, медицинская, навигационная. В Петербурге была открыта первая морская академия. Первая гимназия была открыта уже в 1705 году.

В каждой губернии император построил по две полностью бесплатные школы, где дети могли получить начальное, обязательное образование.

Вот такими были реформы Петра І и вот так они повлияли на развитие Российской империи. Многие реформы сейчас считаются не совсем удачным, но нельзя отрицать того факт, что после их проведения, Россия сделала большой шаг вперед.

Бурно развивающееся государство, выходившее по влиятельности в один ряд с такими сильными странами Европы, как Англия, Франция, Австрия, нуждалось в людях, владеющих живыми иностранными языками.

Книги еще в начале царствования Петра I переводили иностранцы, жившие в России, и толмачи Посольского приказа. Басни Эзопа, например, впервые перевел на русский язык поляк Ловзинский. Много книг по приказу царя перевел голландец Андрей Винус.

Петр I требовал изучения иностранных языков: плеяда переводчиков вы­шла из стен Славяно-греко-латинской академии. Среди них Иван Коровин, Иван Поповский, Степан Барсов, Иван Ильинский и др.

Указом царя от 23 января 1724 г. была организована специальная подготов­ка переводчиков из пленных шведов, знавших русский язык. Для этого было создано специальное учебное заведение, в которое, кроме шведов, принимали всех желающих — ежегодно до 30-40 человек.

Переводами занимались сам Петр I и практически все его ближайшие спод­вижники. По распоряжению императора специалисты в различных областях науки и техники переводили соответствующую литературу. К числу крупнейших, пере­водчиков того времени можно отнести Я. В. Брюса, Ф. П. Поликарпова-Орлова, А. А. Винуса, И. А. Мусина-Пушкина, М. П. Шарифова, В. Н. Татищева.

Сохранились кабинетные списки, в которых Петр I отмечал прохождение русских книг в заграничных типографиях, его многочисленные письма к издателям, редакторам, переводчикам, множество отредактированных им текстов, правка в корректурных оттисках, образцы переводов.

О гигантском объеме редакторской работы царя говорит тот факт, что прак­тически все напечатанные гражданским шрифтом книги были просмотрены императором, а многие он редактировал. Причем нередки случаи многоразовой и кардинальной переработки текстов.

При создании учебной литературы и разработке методов обучения широ­ко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Коменского. Особенно большую роль в его распространении сыграли русские просветители и педагоги того времени — JT. Ф. Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.

Выпускались книги по различным отраслям знаний (математике, механике, астрономии, навигации, географии, истории и др.). В 1700—1725 гг. издано около 600 названий переводных и оригинальных книг, в том числе много букварей, учебников, словарей.

В 1724 г. в Москве был напечатан латинский словарь, составленный Иваном Максимовичем. В эти же годы были изданы специальные книги для изучения немецкого, французского, голландского и других языков.

Любимым детищем Петра была Академия наук. При ней был учрежден первый российский университет в Санкт-Петербурге, а при университете — гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала действовать уже после его смерти — в 1726 г. Профессуру приглашали в основном из Германии — среди профессоров были знаменитости европейского уровня, например математики Бернулли и Эйлер.

В 1755 г. аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев) был открыт в Москве. Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев учили главным образом искус­ствам, музыке, пению, живописи, преподавали и технические дисциплины.

Только с введением систематического изучения иностранных языков в учебных заведениях России началась разработка отечественной методики их преподавания.

Жесткая регламентация и контроль за деятельностью типографий позво­лили в кратчайшие сроки наладить выпуск учебных книг, которые отвечали поставленным перед Россией задачам и содействовали формированию нового образования и нового государства в целом.

Благодаря образовательной, издательской, переводческой и редакторской деятельности Пе­тра, были сформулированы и на практике осуществлены многие принципы и методы редакторской подготовки книжных изданий, развитые впоследствии и сохранившиеся до сих пор. Прежде всего, они касаются изданий научной и учебной литературы. В учебники и книги прикладного характера включали различные приложения: таблицы, рисунки, словари.

Просветительные реформы Петра благоприятно отразились на развитии про­мышленности и торговли, способствовали развитию науки и образования, культуры в стране. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные спе­циалисты, некоторые из них обрели в России вторую родину.

Директор Ассоциации языковых школ кандидат пед. наук, доцент
Ольга Николаевна Федорова

Интересуетесь историей образования в России?

Еще статья по теме: Создание государственных языковых школ в России XVIII в.

Еще статья по теме: Историческая роль Петра I в становлении процесса обучения иностранным языкам в России.

К началу XVIII в. в политическом, экономическом и культурном раз-витии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное зем-левладение и очень слабо развивалось промышленное производство.

Экономическая и культурная отсталость угрожала России потерей национальной независимости. Обострение классовой борьбы, общест-венно-политическое движение XVII -- начала XVIII в. требовали от Петра I принять меры к укреплению государственного устройства, уси-лению армии, проведению реформ в области экономики и культуры. Эти реформы были подготовлены всем ходом исторического развития страны, их необходимость осознавалась задолго до начала царствования Петра I. В результате преобразований правительства Петра I в Рос-сии были созданы современная ар-мия и военно-морской флот, экономическая политика правительства обеспечила известный рост промышленности и торговли.

Начинается процесс быстрого развития промышленности, внутрен-ней и внешней торговли. К 1725 г. в стране имелось около 240 госу-дарственных и частных промышленных предприятий, из них на 80 наи-более крупных насчитывалось свыше 17,5 тысяч работников. Наряду со строительством крупных предприятий шел быстрый рост мелкого ре-месленного и кустарного производства. Для лучшего использования водных путей для развивающейся торговли положено начало строитель-ству каналов.

Экономические и политические преобразования в стране вызвали огромную потребность в специально подготовленных людях. Государст-венные учреждения, армия, флот, промышленность, торговля нуждались в большом числе специалистов: офицерах, моряках, артиллеристах, ин-женерах, врачах, государственных служащих, ученых, учителях. В свя-зи с этим и был осуществлен ряд важных просветительных реформ.

Церковь была подчинена государству, светской власти: вместо патриаршества учрежден государственный Синод. Реформы в области просвещения, как и все другие преобразования этого времени, носили ярко выраженный сословно-классовый характер и проводились преж-де всего в интересах укрепления власти дворян. Петр I стремился под-нять образованность помещиков, создать квалифицированный админи-стративный аппарат, подготовить специалистов для армии и флота.

Просветительные реформы благоприятно отразились на развитии про-мышленности и торговли, способствовали развитию науки и культуры в стране. Они получили энергичную поддержку со стороны видных прогрессивных ученых и общественных деятелей того времени. Среди этих деятелей особенно выделялись Ф. С. Салтыков, Л. Ф. Магницкий, Ф. П. Поликарпов, Я. В. Брюс, Г. Г. Скорняков-Писарев, А. А. Курба-тов, Ф. Прокопович, И. Т. Посошков, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир. В России нашли поле для полезной деятельности многие иностранные специалисты, ряд из которых обрел в России себе вторую родину. В светских государственных школах и созданных позднее духовных училищах обучалась кроме русской иностранная молодежь. Среди ино-странных учащихся были, в частности, западные славяне (болгары, сер-бы и др.). Это содействовало взаимопроникновению новых педагогиче-ских идей в среду славянских народов.

Реформы в области просвещения, проведенные в первой четверти XVIII в., имели разносторонний характер.

Большое прогрессивное значение имели мероприятия по органи-зации школьного образования.




Однако основное внимание обращалось на организацию русских государственных светских школ, в которых бы готовились все нужные государству специалисты. Имеются сведения, что в первой половине XVIII в. открыто 133 школы, что составляет внушительную цифру по тому времени. Содержание образования имело ярко выраженное ре-альное направление. На первом месте было изучение математики и дру-гих наук, имевших применение в морском и военном деле, в строитель-стве, промышленности и технике. Общее образование в школах соче-талось со специальным.

Вновь открытые школы закладывали прочную основу дальнейшего развития русской школы. Было положено начало развитию специаль-ного образования: морского, артиллерийского, инженерного, медицин-ского, горнозаводского. Столичные города, Москва и Петербург, стали крупными центрами школьного образования и научной мысли.

Организованные в первой четверти XVIII в. государственные свет-ские школы были новым типом учебных заведений. Религия в них усту-пала место общеобразовательным и специальным предметам. Хотя при комплектовании государственных школ правительство особое внимание обращало на вовлечение в них прежде всего детей дворян, однако в эти школы принимали детей и других сословий. Это давало возмож-ность получить образование более широким слоям населения и благо-приятно сказалось на формировании рядов демократической интелли-генции, из числа которой вышли многие видные деятели русского про-свещения.

Конечно, не все начинания царского правительства имели успех. Многие школы прекратили свое существование вскоре после их учреж-дения. Не увенчалась успехом попытка создать в стране сеть цифирных школ для обучения детей разных сословий. Принципы, на основе кото-рых работали тогда школы, во многом были несовершенными.

В первой четверти XVIII в. повысилась роль государства в управле-нии школьным делом. С этого времени школы находились в ведении тех высших государственных органов (приказов, а затем коллегий), для ко-торых они готовили специалистов. Государство открывало и содержало школы, комплектовало состав учащихся и разрабатывало инструкции, определявшие содержание образования и порядок учебных занятий. Оно стремилось направлять и контролировать работу и духовных школ.

При создании учебной литературы и разработке методов обучения широко использовался зарубежный опыт, в частности педагогическое наследство Яна Амоса Коменского. Особенно большую роль в его рас-пространении сыграли русские просветители и педагоги того време-ни -- Л.Ф.Магницкий, Ф. Поликарпов, Ф. Прокопович, В. Н. Татищев и др.


В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Алексеевич (Петр I), получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем. С 1682 года ввиду своего малолетнего возраста вместе со своим братом Иваном они были правителями при регентстве старшей сестры Софьи. В истории это явление называется двоевластие. Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.


Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в экономическом развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения Петра I. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но из-за отсутствия достаточной поддержки они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Первый русский император Петр Великий

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

которые читают вместе с этой





  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили более успешно.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, приступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Бояре при Петре Ι

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно преуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю, следствие которых стало повышение международного авторитета России (но за счет введения рекрутской повинности – служба длилась 25 лет);
  • Протекционизм – защита и развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги в соответствии с Табелью о рангах (дополнительные обязанности для всех слоев населения );
  • Введение новых налогов (особенно облагались налогами нерусские народы – башкиры, татары).

Масштабные строительства привели к немалым человеческим жертвам, поскольку большинство работников не имели нужного опыта.

Строительство Петербурга

Рис. 3. Строительство Петербурга.

Что мы узнали?

В статье рассказано кратко о реформах Петра I (курс истории 8 класс), которые он активно проводил с 1698 года. Перечислены названия, указаны предпосылки для осуществления основных преобразований. Из текста мы узнали, в чем состояли реформы Петра I. Определили, каково их значение для России.

Читайте также: