Мусса батчаев биография кратко

Обновлено: 02.07.2024

В этот день в библиотеке собрались представители творческой интеллигенции, многочисленные поклонники таланта писателя, родственники и друзья.

Открыла творческую встречу заместитель директора ГНБ КЧР М.Х.Мамтова. Она поздравила всех присутствующих с выходом в свет новых изданий и пожелала плодотворной работы.

Также она отметила, что наша многонациональная республика богата талантами, имеет древнюю культуру и традиции и в стенах Государственной Национальной библиотеки часто проходят творческие вечера, встречи и другие культурные мероприятия.

С обзором жизни и творчества Муссы Батчаева выступила заведующая общим абонементом библиотеки Э.М.Хубиева.

Мусса Хаджи-Кишиевич Батчаев родился в октябре 1939 года в ауле Кумыш Карачаево-Черкесской автономной области. В 1963 году окончил филологический факультет Карачаево - Черкесского педагогического института.

Уже в первых произведениях ярко обозначаются творческие ориентиры писателя – это пристальное внимание к человеку, познание его духовного и внутреннего мира.

Глубокое, самобытное и национальное творчество М.Батчаева по духу и значению своему стало явлением интернациональным и общечеловеческим.

Творчество Муссы Батчаева универсально, он работал во многих жанрах поэзии и прозы. Его перу принадлежат как новеллы, рассказы, повести, пьесы, так и стихотворения и поэмы.

За свою короткую 42- летнюю жизнь он успел написать более 10 книг, стал членом Союза писателей СССР, лауреатом престижных премий, создал современный и качественно новый репертуар для карачаевского драматического театра.

В 2008 году на алее знатных людей Карачая в городе Карачаевске была открыта мемориальная доска Муссе Хаджи-Кишиевичу Батчаеву.

Настоящее издание это полное собрание сочинений Муссы Батчаева и в нем представлена проза, драматургия, поэзия, легенды, а также книги содержат воспоминания и отзывы о жизни и творчестве писателя его современников и фотографии разных лет.

С высокой оценкой творчества писателя выступили М.Х.Чикатуев - Народный поэт КЧР, Заслуженный деятель культуры Республики Абхазия, А.А.Акбаев - Народный поэт КЧР, кандидат юридических наук, З.Б.Кипкеева - доктор исторических наук, Р.М.Алиев - кандидат педагогических наук, Заслуженный работник народного образования, Р.С.Эбзеева - Заслуженный учитель КЧР и многие другие.

В ходе презентации прозвучали художественные зарисовки в исполнении артистов театра Т.Х. Батчаевой - поэтессы, Народной артистки КЧР, М.У.Абдокова - режиссера Черкесского драматического театра им. М.Акова, Б.Х. Уртенова - Заслуженного артиста РФ и КБР, Народного артиста КЧР, звучали песни на стихи М.Батчаева в исполнении победителя конкурса эстрадной песни ' Драйв' М.Токова.

И в завершении творческого вечера прозвучали воспоминания родственников и близких друзей писателя.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Билгенликге токну аджал кючюн,

Бир къауумча, туракъламай артха,

Нёгеринги андан сакълар ючюн,

Башынгы сен салдынг ёлюм отха.

Джан бердинг тёрт элияча джаныб

Замансызлай кетдинг арабыздан.

Джазгъанларынг, къушча, къанат къагъыб

Къарайдыла бюгюн башыбыздан.

Мыдахдыла юйдегинг бла тенг

Къайгъы сёзге джыйылгъан булбулла

Ашхамны да сакъламайын кёкден

Къымсыз болуб къарайдыла джулдузла.

Сабий, къарт да тизгинлешиб джаяу

Чыкъгъандыла ашырыргъа сени.

Сюйген тенгим, салмай бир аяу,

Къалай кёмдюнг бу бушуугъа элни?

Ауушсанг да, кёб сауладан эсе

Санайма мен сени насыблыгъа:

Иннетинги къоратмай биргенге

Джырларынгы къойгъанса халкъынга.

Эсибизден кетмейди.

Турад Къарачай…

Бу сёзле кёз аллыма Къарачайдан сурат этиб сюелдиле. Талай кюнню унуталмай айландым. Белгилисича, ол джыллада сёзлени къыйырларын бири бирине ушаштырсала, анны назмугъа санаб къоюучан эдиле, назму уа, керти назму, къачан да оюмду, сагъышды, философияды.

Газетде мени письмочугъум басмаланнгандан сора, Муссаны назмуларына да джол бердиле.

1964-чю джыл издательство Муссаны кеси кеси бла шагърей болгъанымда,джазыучу мунуча болургъа керекди дедим : сабыр сёлешген, оюмлу адам. Орта бойлу,токъ битген,кёзлеринде кёзлюклери,артыкъ къымылдамагъан Адам. Айтыргъа философ.

- Адам къалай тукъум джашасын ахырсы? – деб къыйналыб айтды.

- Не болгъанды?

- Болуб а не боллукъду, бир къауум адам ишине кесин бериб, джанын – къанын салыб кюрешеди, бирсиле уа анга Уру къаза, кёзлерине джукъу кирмей айланадыла.

- Бусагъатда обкомдан келеме. Энди толусу бла айтыргъа боллукъма.- деди Мусса.- Сени юсюнгден уллу статья джазыб анны издательствода джыйымдыкъ китабха къошуб басмаларгъа айланнганларын билгенимде, бюгюн салыб обкомгъа бардым.

Муссаны джазыучулугъу бише баргъаны бла бирге сюймегенлери да сюре тебрейдиое, чимдеб аз кере ачытмагъандыла, алай болса да анны огъурлу джюреги кишиге да харамлыкъ билмей, ишге кесин бериб эди. Мусса драматургиягъа да эс бёле башлады. Анны пьессалары да философия магъаналы эдиле, бизни театр аланы сюйюб сала эди. Айтыргъа, джазгъан чотда кишини да эниклемей, кесини ызын тутуб бара эди, кесини айтыр сёзю болуб джазгъан джазыучу эди. Муссаны аллына не къадар буру болуб кюрешдиле эсе да, анны фахмусун джукълаталмадыла. Бюгюн ол бизни литературабызда кесини тыйыншлы орнун алады.

Мени акъылым бла, Къумуш элчиле, джыйылыб, элде бир орамларына Муссаны атын атаргъа оноу этерге керекдиле. Къарачай литературада Мусса керти орун алгъанды. Елгюнчю анны не бек къыйнадыла эсе да, энди анны халкъгъа Ким болгъанын ангыларгъа керекди. Ол аз джашаб, кеб зат этгенди, ол огъай, елгени да биреуню къутхарама деб елгенди. Анга тийген шыбыла ток анны сюйген адамланы барыны да джюреклеринден етгенди. Мусса къачан да окъулуб турлукъ джазыучуладан ды.

Биз башында айтханча Мусса халкъда унутулмазлыкъ джазыучуду. Джазыучугъа андан уллу багъаны мен билмейме.

Кайсын Кулиев как-то заметил, что талант - достояние не только того, кому он дан но одновременно он является национальным богатством. Одним из самых талантливых писателей Карачая и Балкарии был Мусса Батчаев.

Его художественное слово, проникнутое мощью и целомудрием народной души, так сильно и честно выразило наше время с его небывалыми потрясениями и невзгодами, что принесло ему не дешевую популярность, а глубокое всеобщее признание. Писатель сказал свое слово во многих областях литературного творчества - поэзии, прозе, драматургии. И везде ощутима печать неповторимости его дарования, свет его щедрого сердца. И как подобает подлинно талантливому писателю, он был правдив и совестлив. Как справедливо заметил Игорь Штокман - автор вступительной статьи к книге Муссы Батчаева "Быть человеком", вышедшей в 1978 году в московском издательстве "Современник", - у писателя "никогда не было осторожных оговорок, оглядок через плечо - были простота и надежность сильного чувства, сильного человека".

В творчестве Муссы Батчаева была тема, к которой он возвращался вновь и вновь - тема Великой Отечественной войны. И это понятно. Он принадлежал к тем, чье детство было опалено войной. "Легкой судьбы ни у меня, ни у моих сверстников не получилось, - писал Мусса Батчаев. - Мы были малы для войны. Воевать ушли наши отцы. Мы были малы, но мы взрослели. Израненные, изувеченные войной бывшие солдаты встречались нам всюду - во всех аулах, во всех городах. Они жили рядом, не давая нам все эти годы забыть о войне. Всякая война рано или поздно кончается, но беда ее остается на долгие годы."

Батчаев-писатель обладал необыкновенной душевной чуткостью, добротой. Он был убежден, что "люди в основе, массе своей - хороши, а не дурны, и время обязательно докажет это" (И.Штокман). В одном из своих ранних стихотворений Мусса Батчаев писал, что в день своей смерти он хотел бы забрать все человеческие невзгоды, болезни, всю печаль земли. Но судьба была к писателю жестока и несправедлива. Смерть пришла к нему внезапно, не дав ему возможности "подвести черту стариковской палочкой"; "на самом донышке посидеть на солнышке" (А. Твардовский). Он умер мгновенно от удара электрического тока высоковольтной линии во дворе дома, который начал строить.

. Я была на похоронах. Они были очень многолюдными. Боже мой! Как горячи, как искренни, как трогательны были речи над его могилой в родном ауле Кумыш! Я подумала тогда: "Как жаль, что хотя бы сотая часть этих добрых слов не была высказана при жизни писателя!" Правда, Мусса - этот общительный, щедрый и остроумный человек - не был обделен друзьями, их вниманием, заботой, добрым отношением.

Мусса Батчаев был активным собирателем карачаево-балкарского фольклора. Еще будучи студентом пединститута он неоднократно принимал участие в фольклорных экспедициях Карачаево-Черкесского научно-исследоватсльного института истории, филологии и экономики. Им были собраны многочисленные сказки, легенды, нартские сказания ("Алауган", "Сын Алаугана" и др.). Его всегда интересовало творчество народных певцов (джырчы). Неизменно вызывали его восхищение песни Капруч улу (Муссы Байчорова). Часть собранного им фольклорного материала была опубликована. Так, в 1969 году в соавторстве с Е. Стефанеевой он издал сборник легенд на русском языке под названием "Горы и нарты". Мусса Хаджикишиевич автор переводов некоторых произведений Лопа де Вегы, А.Н.Островского и др. Всего из его трудов было издано десять книг. Однако значительная часть собранного Муссой Батчаевым фольклорного материала остается не изданной.

Решили победить! Пошли в атаку.
Из окопов хлынула тысяча смертей.
Никто не остановился, и тогда враг побежал.
Отступавший последним повернулся к атакующим и выстрелил.
За громом выстрела всегда следует свинец. Гром уходит в небо, а свинец остается на земле. Или в чьем-то сердце.
Эта пуля ударила в грудь бежавшего первым. Раненый упал. Над ним склонился испуганный друг.
- Что с тобой? Вставай. Что я скажу твоей матери?
Умирающий торопился и не дал договорить ему. Прижал руку к останавливающемуся сердцу, потом высоко поднял ее, вгляделся в окровавленную ладонь и прошептал:
- Скажи - умер наступая.

Утренний луч скользнул по карнизу дома. Ласточка вылетела из гнезда за завтраком. Писком провожали ее четыре разимутых рта.
Когда заботливая мать вернулась с оранжевой стрекозой в клюве, ни золотого карниза, ни гнезда с коричневыми малютками не было. Была только изуродованная земля да багровое пламя пожара.
Слезой искрились ласточьи глаза, острой болью свело натруженные крылья, и ласточка камнем устремилась в огонь.
Падая, подняла к небу полные изумленного отчаяния глаза и увидела в вышине большую железную птицу, но не заметила, что в ней сидит человек. Человек, у которого где-то на этой земле, под этим же солнцем греются, быть может, четверо малышей.

Женщина дала девочке кукурузную лепешку. Себе взяла такую же.
Самую большую протянула больному старику.
В последние дни она пекла ровно по три лепешки: война еще не кончилась, а муки было мало.
- Мам, к чему нашему деду столько хлеба, раз он все равно умрет? - спросила девочка с удивлением.
Женщина вздрогнула.
- Почему он умрет?! Что ты болтаешь.
- Ты ведь сама говорила. соседкам. Я слышала.
Женщина заплакала.
Старик изможденной рукой погладил девочку по головке.
Ночью он умер.
А утром под его подушкой нашли полтора десятка нетронутых кукурузных лепешек.

Мальчик всматривался в знойную даль. Он был совсем маленьким, а степь велика и пески безграничны.
Там, где сейчас висело солнце, из песков вставал одинокий курган. Из-за кургана стрелой вылетала прямая желтая дорога. Мальчик смотрел туда, где она терялась. Смотрел не так, как смотрят дети, - взрослый, тревожный прищур морщил его лобик. По зтой дороге, взбивая сапогами золотую пыль, должен был вернуться с фронта его отец. Так говорила мама, и так возвращались отцы других мальчишек.
И он ждал, а отца все не было.
Под жгучим солнцем горел солончак, горячий ветер играл песком, по степи мячом скакало перекати-поле. Все это было каждый день, и каждый день не было отца.
Вечером небо пылало закатом, приходила душная ночь, и тогда мальчик садился перед матерью.
- А его нет, - говорил он тихо.
- Придет завтpa, - тихо отвечала мать.
- Он может прийти и ночью?
- Нет, ночью все должны спать. И ты тоже.
- А рано утром?
- Утром - да!
- Тогда разбуди меня утром очень рано. Хорошо?
- Хорошо.
- А если он завтра не придет?
- Тогда - послезавтра.
- Если не придет и послезавтра?
- Тогда подождем еще.
- А если и не тогда?
- Тогда папа заснул и забыл проснуться.
- Я так и думал. Какой же соня мой папа. А почему, мама, ты плачешь. Плакать нельзя - ты сама говорила.

Как-то, очень давно, мы приходили в школу.
- Здравствуйте! - говорили мы тогда.
- Здравствуйте, - улыбалась нам тетя Поля. Она работала уборщицей и каждый день, встречая нас в коридоре, просила вытирать ноги. И каждый день, когда мы уходили, мыла в классах полы. Три класса по сорок квадратных метров и коридор - первая смена, три класса и коридор - вторая смена.
С деревьев облетали листья - день тетя Поля мыла полы.
И опять проходили годы, время текло рекой. Первоклассники становились десятиклассниками. К тете Поле привыкали, как привыкают к школьной парте или доске.
Видеть часто - значит не видеть. Было так.
Сегодня у меня в волосах много седых волос. Я опять прихожу в школу, но уже сам ставлю малышам оценки "хорошо", "плохо".
- Здрасьте! - говорю я басом тете Поле.
- Здравствуйте, - улыбается она.
Тетя Поля по-прежнему моет полы. Три класса и коридор - первая смена, три класса и коридор -вторая смена. Много ли будет квадратных метров, если. взять это столько раз, сколько всходило солнце за всю жизнь тети Поли?! Может быть, это земная часть нашей планеты.
Вымыть земной шар!!

- Тук-тук-тук!
- Кто там?
- Это я - Труд! Открой двери - я поживу с тобой.
- Иди прочь! Тесно у меня.
- Тук-тук-тук.
- Кого опять нелегкая принесла?
- Это мы - Слава, Почет, Богатство и Счастье! Впусти нас переночевать.
- Как я рад, дорогие мои! Заходите. Живите у меня до гроба - места всем хватит. Нас только двое - я да жена.
- А Труд разве не у тебя живет?!
- Нет, он поселился у соседей. Да постойте, куда же вы?
- Туда, где наш друг.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Большой Карачай глазами поэтов двух поколений


Автор работы награжден дипломом победителя I степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение

Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги по священной земле, где ступала нога моих предков. Этот край приютил нас всех, дал нам возможность жить на плодородной земле. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Я считаю, что в нашем крае замечательных поэтов и писателей много. Но не все мои ровесники их знают. Поэтому у меня возникло желание познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и обусловило актуальность данной работы.

Новизна исследовательской работы обусловлена тем, что данный материал позволяет расширить представление о поэтах родного края, и будет использован на уроках литературы родного края.

Цели исследования: 1.Провести сравнительный анализ стихотворений местных поэтов с точки зрения их взгляда на родной край.

2.Исследовать различие взглядов двух поколений в соответствии с временем.

Для реализации этих целей было решено взять за основу поэтическое творчество старшего и молодого поколений. Поэтическая гордость нашей земли – старшее поколение: Осман Хубиев, Халимат Байрамукова, Назифа Кагиева, Мусса Батчаев. Молодое поколение – Дина Мамчуева, Шахриза Богатырева, Башир Батчаев, Билял Лайпанов

Объект исследования: литературное краеведение;

Предмет исследования: Большой Карачай глазами поэтов двух поколений.

Задачи исследования выражаются в воспитании у подрастающего поколения интереса к изучению своего родного края, желании учиться и знать поэтов писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Методы исследования: изучение литературы, периодической печати, исследование и анализ творчества писателей.

Проблема исследования: Важно изучать литературу родного края, чтобы иметь представление об особенностях своей малой родины, гордиться своим краем. Литература родного края – это часть национальной культуры

II. Основная часть:

В нашей многовековой истории народа есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров художественного слова, внесших в становление и развитие литературы огромный вклад. Славится и наш район именитыми поэтами и писателями. Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут радостями и тревогами своего времени, своей страны.

Творчество поэтов – земляков питается соками родной земли. В стихах любовь к родным местам, людям.

Почему человек пишет стихи? Потому что не может не писать. Поэзия не профессия, а особое восприятие мира. Рождение стиха – всегда удивительная тайна – даже для самого поэта. А так как я считаю, себя патриотом малой родины и увлекаюсь литературой родного края, решила составить литературный путеводитель по творчеству поэтов и писателей Карачаевского района.

Я сегодня хочу рассказать о двух поколении поэтов нашего района и об их творчестве.

Карачаевский район или как его мы еще называем Большой Карачай – один из самых живописнейших уголков на Кавказе. Достопримечательности района - это пьянящий сосновый воздух, который навевает прекрасные мысли и чувства, родниковый край, который становится лирическим центром стихотворений местных поэтов. Исторические памятники, заповедные места, звонкие ручьи привлекают огромное количество гостей из разных уголков России. И, конечно, не могут оставить равнодушными сердца поэтов .

Здесь сочиняли свои стихотворение многие талантливые люди. Земляки преклоняются перед литературным творчеством односельчан, имена которых очень известны и популярны.

2.1.Приглашаю вас окунуться в творчество старшего поэтического поколения родного края.

Осман Хубиев, родился 1918, году в ауле Верхняя Теберда. (Приложение1)

Я думаю, что с произведениями Османа Ахьяевича знакомы все, кто имеет хоть немного знаком с карачаево-балкарской литературой. Его романы, повести, стихи включены и в школьную программу.

Изучив материал о поэте, я узнала, что творчеству Османа Хубиева присуща преемственность традиций. Он всегда проявлял необыкновенную любовь к родному языку и понимал, что для сохранения самобытности народа нужно чтить ее традиции.

Перу Османа Ахьяевича принадлежат около 20-ти прозаических и поэтических книг, очерков о лучших тружениках Карачаево-Черкесии, участников ВОВ, рассказы и стихи для детей, переводы стихов российских и советских авторов на карачаевском языке.

Широкую известность у читательской аудитории получили его сборники "Время", "Люди", "Родимый край", изданные на русском языке. На стихи Османа Ахьяевича создано более 50 песен. Одна из них - "Карачаево-Черкесия моя" стала призером Всероссийского конкурса.

Азамат Суюнчев так говорил о нем:

Не слагал он властелинам оды,

Не сгибался низко в три дуги,

Истинный певец, слуга народа,

Сочинял о Родине стихи.

У каждого человека своя родина. " Родня", " родник"," родной" , "народ". Из одного слова рождается бесконечное множество картин: высокие горы, задумчивый простор полей. Дорогие сердцу каждого человека картины. На мой взгляд, таковы и стихи Халимат Байрамуковой.

Изучив литературу я узнала, что поэт и философ, писатель и мать – она остро переживала все трагедии своего времени и откликалась своими прекрасными, глубокими стихами. Её беспокойное сердце билось в ритм с пульсом времени.

Своим неравнодушием к добру и злу, к дружбе и вражде, верности и предательству землепашец и пастух, кузнец и храбрый воин становились не только защитниками родной земли, но и певцами, и сказителями. Они в своих песнях, как и в радости и в горе, в любви и в гневе были искренни. И она, дочь сельского плотника Башчы, не лукавила, когда писала:

(Пер. Н. Матвеевой)

Выдающийся немецкий просветитель Гердер внушал своему ученику молодому Гете, что истинно великая поэзия - это та поэзия, в которой выражает себя не тот или иной избранник, а дух всей нации. Я прониклась справедливостью этой мысли, ознакомившись с такими книгами писательницы, как трилогия "Карча" , книгами лирических миниатюр, рассказов и повестей ("Сто раздумий, сто тревог", "На голубой ладони зари", "Назову твои именем", "Глаза матери" и др.), "Книга для чтения". (1)

Кайсын Кулиев как-то заметил, что талант - достояние не только того, кому он дан, но одновременно он является национальным богатством. Одним из самых талантливых писателей Карачая был Мусса Батчаев.(2)

Мусса Хаджи - Кишиевич принадлежит к среднему поколению карачаевских писателей, пришедших в литературу в конце 1950-х начале 60-х годов.

В его произведениях, родимый край ассоциируется в восприятии лирического героя с быстротечной речкой, милым косогором, цветением одуванчиков - прекрасных горных цветов. При этом поэт стремится показать родину с разных сторон.

На мой взгляд, Хаджи - Кишиевич писатель, который имел обо всем свое мнение. Он, как свои пять пальцев, знал фольклор своего народа, издал вместе со Е.Стефанеевой легенды родного края. Хорошо знал историю карачаевской литературы с первых её шагов. Доискивался до всего, изучал историю своего народа, прослеживал пути его известных людей. Вместе с К.Лайпановым написал книгу об Умаре Алиеве.

В небе над родным его Кумышом, над всем Карачаем – горит звезда Муссы Батчаева. Кто способен, окинув ночной небосклон, увидеть звезду Муссы, непременно вернется к своему очагу, снимет с полки одну из заветных его книг, и с головой окунется в его поэтический мир, сопереживая с ним, воскрешая в памяти наше родное, человечное, карачаевское…

2.2. Молодое поколение поэтов представлено творчествомМамчуевй Дины,Шахризы Богатырёвой, Башира Батчаева, Биляла Лайпанова.

Дина Мамчуева. Народный поэт КЧР (Приложение IV )

Многогранность таланта Дины Мамчуевой это не только стихи и поэмы, она также сочиняет музыку, является автором многих песен.

Любовь к поэзии, к слову она переняла от матери, которая в совершенстве владела карачаевским языком и тонко чувствовала народную поэзию и фольклор.

Шахриза Богатырёва (Приложение IV )

Затянута потоком бурным – жизнью,

Но каждый раз, как вспомню невзначай –

Я растворяюсь в ласковой отчизне,

Моя отрада – горный Карачай!

Башир Османович Батчаев. Член Союза писателей РФ, народный поэт КЧР (Приложение IV )

В произведениях Башира. Батчаева, на мой взгляд, хорошо выражен национальный колорит. На его стихи слагаются песни. О чем бы ни писал поэт, читателю все становится понятным и близким. Поэзия его музыкальна и чувственна, глубоко патриотична и гражданственна.
Он не повторим, у него свой особый почерк. В своем творчестве лаконичен, мастерски владеет поэтическими приемами, его стихи читаются легко. В своем творчестве поэт отражает перемены своего времени. Двуязычный автор, пишущий на двух языках - на русском и на родном карачаевском. В своих стихах поэт раскрывает суть бытия, смысл востребованной жизни на земле, общечеловеческие проблемы, и темы неугасающей любви к малой Родине.

Кавказ похож на золотой рудник,

Особы здесь луна и солнца лик.

Сплетались вязы крепче наших душ.

Взгляни на горца, он великодуш.

Кавказ, созвездьем мы к вершинам льнём,

Здесь гость себя представит королём.

Билял Лайпанов. (Приложение IV )

Поэзия Билала Лайпанова занимает особое место в карачаевской литературе, в большой степени остающейся в русле национальной художественной традиции. Творчество его имеет национально-самобытный характер. Мастерство поэта проявляется в умении через точные детали, штрихи передать точные приметы индивидуальной и национальной жизни, в умении извлечь особый символический смысл из переклички эпох и времен. (2)

Б. Лайпанов выступает как выразитель народной точки зрения, как трибун, что влечет за собой и особую стилистику, и поэтику стиха лозунговую, плакатную.

Опомнимся! Вы слышите меня?

У нас одна земля под небесами!

Спасем Язык и Память из огня

И будем спасены мы сами.

В художественном мире Б. Лайпанова язык, являясь хранителем памяти, истории, национального духа, а значит и самого народа, обретает высшую ценность, превосходящую даже ценность веры, приверженность которой поэт демонстрирует достаточно ярко.

Новые сборники лирических произведений этих поэтов, увидевшие свет в начале ХХI века, легшие в основу настоящего исследования, дают добротный материал для значимых выводов о современном этапе эволюции карачаевской лирической поэзии и ее основных тенденциях.

III. Выводы.

В процессе исследования творчества наших земляков я убедилась в очередной раз, что поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Наблюдая за деятельностью авторов, приходишь к выводу: поэты с помощью созданных произведений напрямую вмешивается в общественную и духовную жизнь каждого из нас. Они умеют убеждать, разъяснять, давать оценку, формируют мировоззрение человека, помогают увидеть прекрасное рядом, воспитывают в нас бережливое отношение к природе, любовь к родной земле. Главная цель поэтов — это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче. В настоящее время нам этого так не хватает!

Познакомившись с их творчеством, я пришла к выводу, что Большой Карачай земля богатая талантами. Прекрасный уголок нашего края питает вдохновение местных поэтов, даёт толчок к новым творениям. Два поэтических поколения нашего края, но их стихи и рассказы объединяют любовь к родной земле, уважение к населяющим её людям, преклонение перед достопримечательностями родных уголков. Несомненно, есть и различия, ведь каждый из поэтов – это личность со своими взглядами и мировосприятием.

Хочется верить, что знакомство с поэтами нашего района позволит сблизить современное поколение к литературному богатству родного края.

IV .Заключение.

В ходе исследовательской работы собран и систематизирован большой материал о поэтах - Османе Хубиеве, Халимат Байрамуковой, Назифе Кагиевой, Муссе Батчаевой , Дине Мамчуевой, Шахризе Богатыревой, Башире Батчаеве , Биляле Лайпанове.

V .Список литературы:

1.Егорова Л. Литературы народов Северного Кавказа. - Ставрополь, 2004.

2.Караева А. Концепция человека в творчестве Муссы Батчаева // Обретение художественности. М.: Наука, 1979.

3. Лайпанов, Билал. Пространство моего голоса: Стихи в переводах русских поэтов: в 3 т. / Билал Лайпанов.М.: Тейри, 1993. Т. 1. 235 с.

VI -Приложении

Умер2000 г. (82 года)

Мой город

Немало городов. Они, как братья,
Меня встречали в стороне любой
И предлагали жаркие объятья,
И в каждом – чья-то радость и любовь.
Но ни один с такой не вспомню болью –
Как трудно солнце сравнивать с луной –
Ты невелик, не знаменит собой,
Но сказочен, хотя вполне земной.
С тобой я с детства неразрывно связан,
Как с мамой связан я родством святым.
И, как орла влекут снега Кавказа,
Так и меня зовёшь и манишь ты.
В тебя Кубань влюбились с Тебердой,
У стен твоих ведут извечный спор.
Я называю яркою звездой
Мой Карачаевск, город среди гор.
Перевод Г. Фатеева

Кагиева Назифа Магометовна - писатель, журналист,филолог, члена Союза журналистов СССР, члена Союза писателей СССР

На земле твоей, мама,

Нашла я сосны, похожие на тебя,

Поцеловала, нагнувшись, землю,

По которой ходила ты.

Плача, голову подняла.

Может, ты в вышине летаешь?

Голубой речке твоей поклонилась с надеждой,

Умоляя её, чтобы дала она

Голос твой мне услышать.

Чем смогу твою землю сосновую отблагодарить?

След твой нашла я, услышала голос родной,

Как-будто с тобой повстречалась.

Карачаевская поэтесса и прозаик Байрамукова Халимат Башчиевна родилась 15 августа 1917 года в горном ауле Хурзук Карачаево-Черкесской Республики

Умерла 8 ноября 1996 г. (79 лет), Черкесск

Н ередко горец нежным быть скупится,

Но как он любит, как к тебе стремится,

Его глаза красноречиво говорят.

Заглянешь в них —

и вмиг оторопеешь:

Ягненка кротость приютилась в них,

Реку Кубань увидеть в них сумеешь,

Ликующий цветочный майский вихрь.

И строгое величие Эльбруса увидишь в них,

от счастья ахнув вдруг,

Как сдержанный, застенчивый, безусый

Тебе любовь протягивает вдруг.

Батчаев Мусса Хаджикишиевич — поэт, писатель, член Союза писателей СССР, лауреат ряда премий. (1939 - 1982)

Если постарею и всё ближе холод,

Смерть не позову я – миг дыханья дорог!

Смерть не позову я – как бы не измолот:

Телом ослабею, сердцем – еще молод!

Если ж уроню я человека честь,

Попрошу у смерти чашу не пронесть!

Д ина Тариэльевна Мамчуева . Народный поэт КЧР


В ауле родном запах роз в палисаднике.

Я рано встаю и на горы смотрю.

Эльбрус, в белой бурке ты кажешься всадником
Вершины вдали — как джигиты в строю.

Один на Европу двуглавый красавец ты,

Казбек лишь тебе, исполину, под стать.
Кавказский хребет пред тобой преклоняется,
Султанство тебе предпочтя передать.

Чалма сплошь усыпана звёздами крупными.

А бурку твою заметает буран.

Средь гор, что грядою встают неприступною,
Эльбрус, ты, и впрямь, несравнен как султан!

Ты вместе с Эльбрусом рождён, Карачай.

О, как же мне дорог родной Карачай!

Член Союза писателей России и Союза журналистов России.

В УЩЕЛЬЕ УЧКУЛАН


Хоть непокорный дух мой не поник -
Робею больше в мыслях, чем в поступках,
От жизни взять отсрочку бы на миг,
Рассыпаться калейдоскопом хрупко.

И, отражаясь в зеркале озер,
Перерасти в закатные картины,
Из молний свить мистический узор,
Пронзить лучами сетку паутины.

Волною растекаться в вышине

За всплесками русалочьего смеха,
Оборванно растаять в вышине
В разноголосье гаснущего эха.

Ах, взвиться бы, как ласковый зефир,

И, растворяясь в небе и в паренье,
Тончайшим телом вылиться в эфир -
Летящему неведом страх паденья.

Читайте также: