Предромантизм в русской литературе 18 века кратко

Обновлено: 04.07.2024

Предромантизм — в общепринятом в российском и советском литературоведении смысле, комплекс явлений в английской литературе второй половины XVIII века, включающий кладбищенскую поэзию, готический роман и оссианизм.

Содержание

Термин

Зарождение

Фридрих Мейнеке называет три основных причины зарождения предромантических настроений:

  • радость от простого общения со стариной
  • осознанное культивирование духа прирожденной аристократии, питавшегося воспоминаниями о Средневековье
  • интерес к ранним и средневековым временам европейских народов, в особенности северян

Франция

Строительство в готическом стиле продолжалось во Франции еще в строго классицистскую эпоху Людовика XIV, и высокообразованный коллекционер аббат Мишель де Мароль смог сформировать вкус, позволявший оценивать красоту готических сооружений.

Англия

Переосмысление классики

Готика и интерес к Средневековью

В 1760-63 годах Макферсон опубликовал сборник песен Оссиана.

Предромантизм - очень своеобразный литературный феномен, с ярко выраженной переходностью своего характера. Даже хронологические его границы, тем более - в пестрейший период последней четверти XVIII столетия в России - постоянно, в концепциях различных исследователей, подвергаются корректировке.

Работа содержит 1 файл

Державин.docx

  1. Предромантизм в русской литературе: зарождение, эволюция, современная концепция взглядов.

Амбивалентная природа предромантизма ведет к тому, что сущность его полно отображается в ряде характерных диалектических оппозиций:

Безусловно, важно, возвращаясь к ближнему для предромантизма контексту русской словесности XVIII - начала XIX веков, иметь в виду его творческие диалоги с поэтикой барокко, классицизма и сентиментализма. В литературе барокко конца XVII - начала XVIII веков предромантизму, в частности, наиболее близки оказываются такие принципы, как:

К характерному, ключевому для классицизма, понятию Красоты (Образец - как воплощение вечности эстетического Идеала), предромантизм в диалоге с ним добавляет новые смысловые виды: Ужасного, Экзотического (модификация - так наз. Готическое), Народного и некот.др.

Исследователями западной словесности Нового времени пре(д)романтизм изучается уже давно и, к настоящему моменту, острота научных дискуссий и противоречий уже достаточно стихла. От классических трудов академиков М.Алексеева и В.Жирмунского (первая половина XX века) - к работам Н.Михальской и Н.Соловьевой (1970-1980-е гг.) - и к современным аналитическим монографиям М.Ладыгина, Вл.Лукова, И.Вершинина (2000-е годы). - налицо, разветвленная и единая одновременно, научная школа.

    1. Проф. Владимир Александрович Западов (Ленинградский - Санкт- петербургский педагогический институт / университет), наиболее известны из его последователей: Светлана Александровна Сионова (Елецкий университет им.И.А.Бунина) и Римма Михайловна Лазарчук (Череповецкий университет);

    Б. Акад. Вера Николаевна Аношкина (Москва, Московский государственный областной университет). В 2006 году ученицей В.Н.Аношкиной - Татьяной Васильевной Федосеевой (Рязанский университет) защищена докторская диссертация по проблемам прозы и драматургии русского предромантизма;

    Г. Проф. Анатолий Ильич Разживин (Елабужский педагогический университет). Круг научных интересов этого литературоведа связан прежде всего с поэмами русского предромантизма. В начале 2000-х годов ученик А.И.Разживина Эмиль Наильевич Валеев защитил диссертацию по творчеству одного из виднейших поэтов русского предромантизма - Гавриила Каменева.

    Кроме того, вопросы русского предромантизма, и в первую очередь - аспекты изучения предромантической мифопоэтики, активно разрабатываются: в Магнитогорском университете (проф . Алексей Владимирович Петров ), а также в ближнем Зарубежье: в Белоруссии (проф. Татьяна Евгеньевна Автухович, Гродненский университет), в Украине (доц. Анастасия Валентиновна Попович, Херсонский университет).

    Жанр элегии предполагает грустные размышления о жизни и смерти, о тщетности тщеславных устремлений ввиду неотвратимого конца, воспоминания о прошлом, вздохи о быстролетном счастье. Только природа может предложить утешение герою и читателю элегии. Жанр этот находился на далекой периферии классицизма. Весь круг мыслей и чувств не государственного, а простого человека, обращение к природе как к высокой и художественной, этической ценности,— все это противоречит рационализму и государственной ориентированности классицизма.

    И вот Державин совмещает столь несовместимые жанры оды и элегии. Князь Мещерский был богат, любил наслаждаться жизненными благами, он ничем не прославился ни в военной, ни в гражданской деятельности, и воспёвать его было не за что. Но он был человек; поэтому уже eго кончина настраивала на размышления. Все стихотворение построено на антиномиях — противоречиях, равно убедительных и в то же время непримиримых.

    Предромантизм – это комплекс идейно-стилевых тенденций в европейской и американской литературе, предвосхитивших романтизм.

    Особенности предромантизма

    Предромантизм – это комплекс явлений в европейской литературе во второй половине 18 века, который включает в себя:

    • Готический роман;
    • Кладбищенскую поэзию;
    • Оссианизм.

    Предромантизм предпочитает загадочность и таинственность страстей сентименталистской чувствительности. Исключительные приключения героев предромантических произведений разворачиваются на фоне средневековых развалин, диких утесов и т.д. Интерес к фольклору является характерной чертой предромантизма. Главной отличительной особенностью предромантизма является то, что в читатель не знает разгадки тайны заранее, и это создает особую напряженность при чтении. Однако предромантики используют мотив тайны не только для привлечения внимания читателя, но и для утверждения ключевой для них философской идеи: судьба человека непредсказуема, мир непознаваем, в судьбу всегда могут вмешаться внешние силы.

    Основным мотивом предромантизма является мотив тайны, который реализуется в загадочности и таинственности страстей.

    Готовые работы на аналогичную тему

    Встреча с гревзендским незнакомцем у автора вызывает любопытство, предположение о роке, который убил в нем все чувства. Незнакомец не соглашается с тем, что его страсть к Лиле является преступлением. Он не смиряется с наказанием, продолжает мечтать о встрече с любимой. Потеря героем души связана в первую очередь со скепсисом, результатом которого стал пересмотр отношения к законам морали и нравственности. Герой низвергает всякие представления о рамках дозволенного, оправдывает свой бунт велениями сердца, которое подчиняется законам природы. Песня незнакомца – это изложение позиции личности, которая отрицает Творца и законов, данных им. Святость души здесь подменяется святостью природы.

    Старец, который охраняя добродетель берет на себя роль судьи и наказывает преступников, страдает вместе с ними. Все три героя мертвы для жизни.

    Предромантизм в русской поэзии конца XVIII-начала XIX веков

    III. 3. Новое художественное видение мира в творчестве Г.Р. Державина: отступление от жанровой природы оды, национально-исторические мотивы, влияния Горация, Юнга, Оссиана на творчество Г.Р. Державина 80

    Глава 3. Рассвет русского предромантизма 112

    IV.1. Творчество М.Н. Муравьева середины 70-х годов как новый путь поэзии второй половины XVIII века. Трансформация жанра оды в творчестве М.Н. Муравьева 112

    IV. 3. Баллады М.Н. Муравьева 144

    IV. 4. Переходный характер творчества С.С. Боброва: тема смерти и скоротечности времени 157

    IV. 5. Элементы романтического метода в творчестве Г.П. Каменева: кладбищенская и пейзажная лирика, черты народной поэзии 180

    Список цитируемых и упоминаемых источников и исследований. 196

    Введение к работе

    За последние три десятилетия в отечественной и западноевропейской литературоведческой науке явно проступают тенденции к рассмотрению романтизма в сложных взаимоотношениях с различными эпохами.

    Накопление фактического материала разных национальных литератур сделало возможным изучить романтизм в общеевропейском контексте общественного и культурного развития с учетом динамики внутреннего движения каждой страны, а также специфики межнациональных контактов.

    Заметной тенденцией в исследовании художественного своеобразия романтизма можно считать теоретическое осмысление сложных вопросов об исторических границах, непрерывности и прерывности и о национальных особенностях романтизма как литературного направления.

    Собран огромный и перспективный материал для сравнительно-исторического изучения литературных процессов, сделана серьезная попытка его научного анализа и систематизации в трудах ученых многих стран.

    Проблема перехода от Просвещения к романтизму имеет множество аспектов. Но все романтики по сути своего мировосприятия шли путями, отличными от просветителей, они открывали новые подходы к жизни, они ощущали исчерпанность самой логики мысли 18 века, ее метафизичность. Жизнь оказалась сложнее, она не укладывалась в те рационалистические конструкции, которые, казалось, так убедительно обосновывали просветители.

    Критика просветительских принципов началась уже в литературе так называемого предромантизма.

    В отечественном и зарубежном литературоведении проблемы предромантизма вызывали и продолжают вызывать огромный интерес исследователей. Но общей концепции, целостного представления о поэтике и эстетике этого литературного явления так и не выработано.

    В основе выбора темы лежало следующее гипотетическое предположение: т.к. в современной литературоведческой науке к настоящему времени не сложилось четкого мнения о предромантизме (самостоятельное литературное направление - переходный период в литературном процессе - отождествление с предшествующим и последующим направлениями), то в процессе анализа творчества определенного круга авторов можно получить представление о предромантизме как литературном явлении конца 18 - начала 19 вв. в русской поэзии.

    Мы выбрали для анализа литературную деятельность поэтов, чье творчество может стать показательным в рассмотрении вопросов, связанных с трансформацией литературного процесса в интересующем нас аспекте.

    Это исследование должно было:

    1) показать наличие в русской поэзии указанного периода процесса формирования определенной эстетической системы, вызвавшей закономерный переход от одного литературного направления - сентиментализма - к другому -романтизму.

    2) выявить специфику поэтики и эстетики предромантизма в русской поэзии конца 18 - начала 19 вв., ее связь с западноевропейской поэзией.

    Актуальность работы определяется тем, что творческая деятельность некоторых представителей русского классицизма и сентиментализма рассматривается нами с точки зрения наличия в ней ранних романтических веяний, что подчеркивает планомерность смены одного литературного направления другим.

    По признанию большинства ученых, ближе всего к исследуемой нами проблеме находятся произведения М.Н. Муравьева, М.М. Хераскова, С.С. Боброва, Г.П. Каменева, чьи сочинения анализируются в диссертации. Элементы предромантизма присутствуют в творчестве М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина.

    Таким образом, объектом исследования в работе стали поэтические произведения конца 18 - начала 19 вв. Материалом послужили литературные журналы этого периода, академические издания полных собраний сочинений М.В. Ломоносова, Н.М. Карамзина, М.Н. Муравьева, В.А. Жуковского. Анализ тек стов проводится на основе авторитетных научных изданий. Непосредственным предметом исследования стали основные темы предромантизма, типы видения действительности в эту эпоху, зависимость искусства от истории, связи русской литературы с литературами западноевропейскими.

    В работе была поставлена цель: проследить истоки предромантизма, его место и роль в историко-литературном процессе конца 18 - начала 19 вв.

    Указанная цель определила постановку исследовательских задач:

    1) изучение текстов указанного периода и их анализ с последующим выявлением поэтики предромантизма;

    2) выявление специфических черт русского предромантизма ;

    3) определение круга явлений западноевропейской литературы, влиявших на историко-литературный процесс в России;

    4) разработка теоретических положений, определяющих круг понятий поэтики и эстетики предромантизма.

    Задачи определили выбор методов исследования: историко-генетический, типологический, сравнительно-сопоставительный, метод наблюдения, элементы структурного анализа. Использован метод наблюдения и сравнительно-сопоставительный метод.

    Научная новизна состоит в том, что впервые была осуществлена попытка систематизации научных знаний по данной проблеме и теоретического обоснования явлений предромантизма на основе проанализированного практического материала.

    Также впервые рассматривается поэзия классицистов с точки зрения наличия в ней тенденций, связанных с началом крушения этого метода.

    Теоретическая значимость определяется тем, что материалы диссертации вводят в научный обиход новую информацию, выявленную на базе текстологического анализа, о поэтике и эстетике предромантизма как переходного явления в литературном процессе России. Эти данные могут заинтересовать специалистов, участвующих в разработке самых разнообразных литературных аспектов данного периода: методологии, поэтики, литературных связей, текстологии и др.

    Практическая значимость диссертации состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе преподавания истории русской литературы, в частности, литературы 18 и 19 вв., истории зарубежной литературы, а именно английской литературы 18 в., а также в процессе преподавания культурологии, философии, эстетики. Материал и выводы диссертации могут быть использованы при проведении спецкурсов по русской и английской литературам 18 века.

    На защиту выносятся следующие положения:

    1. Исходя из того, что предромантизм в России проявился не столь ярко, как в странах Западной Европы, и в творчестве лишь определенного круга авторов, среди которых не представляется возможным выявить хотя бы единственного представителя, четко следовавшего только традициям предроман-тизма, мы будем рассматривать предромантизм как переходное явление.

    2. Традиционную тематику, проблематику и поэтику западноевропейского предромантизма следует считать основополагающей для русского предро-мантизма.

    3. Зарождение ранних романтических веяний обнаруживаем уже в недрах классицизма.

    Апробация. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры русской и зарубежной литературы Брянского государственного университета, на научных конференциях Московского государственного университета (1999-2000 г.), Екатеринбургского государственного университета (2003 г.).

    По теме имеется 3 публикации.

    Вопрос о предромантизме в современном литературоведении

    По вопросам предромантизма (или как называли явления, связанные с ним, ранние романтические веяния) существует огромная литература, анализ которой вполне может вылиться в отдельное научное исследование, поэтому остановимся лишь на основных, наиболее авторитетных публикациях, проливающих свет на эту проблему и представляющих собой противоположные точки зрения на предромантизм.

    Существуют и иные точки зрения на проблему бытования сентиментального направления в русской литературе второй половины XVIII века. Некоторые исследователи считают, что русский сентиментализм неоднороден как направление, в нем заложены и содержатся истоки иных направлений, таких, как предромантизм и романтизм. Отдельные авторы считают, что русский сентиментализм и предромантизм - различные литературные направления, имеющие свою собственную специфику, оригинальность, самобытность. В данном случае предромантизм рассматривается не только как этап, предшествующий романтизму, но и как самостоятельное направление русской литературы.

    К.А. Назаретская в работах, посвященных вопросам анализа русского сентиментализма, практически не различает, не отделяет одно направление от другого. Более того, в основу своей концепции автор работ кладет принцип замены одного термина другим. Подобная точка зрения, несомненно, заслуживает внимания, вносит значительный вклад в историю вопроса [Назарет-ская, 1967, 134].

    В этом плане несомненный интерес представляет работа австрийского ученого В. Неухойзера. Он выделяет три этапа в развитии сентиментализма: 1) моралистико-дидактический сентиментализм (50-60-е гг.); крупнейшими фигурами в котором являются М.М. Херасков, Ф.А. Эмин; 2) сентиментальный эстетизм (70-80-е гг.), одним из главных представителей которого, по мнению ученого, следует считать поэта М.Н. Муравьева; 3) предромантизм, который включает творчество Н.М. Карамзина [Неухойзер, 1974, 79, 89, 238]. Следует отметить, что подобная точка зрения позволяет в какой-то степени определить границы литературных направлений второй половины XVIII века.

    Предметом пристального изучения вопросов сосуществования сентиментализма, предромантизма и романтизма стала точка зрения Л.И. Кулаковой, выдвинувшей теорию существования предромантизма и романтизма. Эта позиция позволяет проследить взаимовлияние и взаимопроникновение данных направлений, выявить их сложность и своеобразие.

    Предромантизм выдвинул как центральные проблемы историзма, философии истории. Поэты-предромантики с особой остротой поставили вопрос о национальных формах поэзии, о национальных системах стихосложения, обращаясь за помощью к фольклору как источнику художественного, образной выразительности, роднику древней мифологии.

    Концепция предромантизма В.А. Западова проясняет особенности художественного метода поэтов-предромантиков, своеобразия каждого из них, специфику эстетических воззрений и философских взглядов на мир, окружающую действительность.

    В западноевропейском литературоведении о сентиментализме существует обширная литература (исследования А. Поттла, Э. Бейкера, П. Спакс, Д. Питток), не говоря о многочисленных монографиях и статьях об отдельных представителях этого направления.

    Можно заметить закономерность и регулярность в появлении работ, прямо или косвенно связанных с генезисом романтизма, а следовательно, и с предромантизмом. Наиболее плодотворными периодами в изучении романтизма в XX веке были 20, 30, 40 и 60- годы.

    Такое самоограничение закономерно привело к тому, что стихия эмоционально-поэтического не стала всеопределяющим началом поэзии Ломоносова, в ее эстетике и принципах стиля только препятствия, а не опора в своих творческих исканиях.

    В одах Ломоносов писал о предметах и явлениях, которые его затрагивали и волновали как гражданина, ученого, борца за общественный прогресс. Ода не требовала биографического материала или личных ассоциаций. Иное положение существовало в жанре так называемой духовной оды, то есть в переложениях псалмов, в которых относительно свободнее допускалось вторжение личного элемента. Библейский текст рассматривался русскими поэтами еще со времен Симеона Полоцкого как общая канва, на которой можно было вышивать те или иные собственные узоры, вдохновленные чувствами или переживаниями поэта, фактами или происшествиями его жизни.

    Новое художественное видение мира в творчестве Г.Р. Державина: отступление от жанровой природы оды, национально-исторические мотивы, влияния Горация, Юнга, Оссиана на творчество Г.Р. Державина

    Величия, доброт венец;. [Там же, 96]. Однако такими скрепами можно было соединить только две соседние строфы, а Державину нужно было связать большие словесные группы в логиче-ски-прояснимом единстве.

    Творчество М.Н. Муравьева середины 70-х годов как новый путь поэзии второй половины XVIII века. Трансформация жанра оды в творчестве М.Н. Муравьева

    Читайте также: