Духовная культура средневековья кратко

Обновлено: 03.07.2024

В средние века культура Западной Европы была пронизана духом христианства. Царицей всех наук считалась теология (учение о Боге, богословие), но она была достоянием избранных - духовной элиты общества, отличавшейся ученостью, знанием древних языков. Теологи объясняли мир с позиций христианства, комментировали Библию, писали и философские труды. И хотя традиционная философия считалась в те времена "служанкой богословия", она все же интересовала теологов, в особенности античная философия. В частности, мысль древнегреческого философа Аристотеля о том, что человек может познать окружающий мир с помощью разума, нашла отражение в рано появившихся в западноевропейском богословии идеях, согласно которым путь к Богу лежит через познание сущности человека и природы.
Большое влияние на средневековое богословие оказали арабские и еврейские философы, жившие в Испании: Авиценна (Ибн Сина, 980- 1037), Аверроэс (Ибн Рушд, 1126-1198), Моисей Маймонид (1135-1204). В мусульманской Испании в XI-XIII вв. процветали науки и искусства, активно переводились труды античных классиков (причем не только на арабский язык, но и на латынь). Эти переводы, как и сочинения испанских философов-рационалистов, проникали в средневековую Европу.
Несмотря на сопротивление теологов-догматиков, рационализм, признающий разум основой познания, все увереннее утверждался в богословии. Большой вклад в его развитие внесли теологи - француз Сигер Брабантский (1235- 1282) и итальянец Фома Аквинский (1226- 1274), пытавшиеся найти такое соотношение веры и разума, при котором сохранялось бы значение первой и признавалась ценность второго. А в XIV в. английский богослов Уильям Оккам (1285-1349) заявил, что теология вообще не должна вмешиваться в философию - истинное царство разума. Рационализм, зародившийся в недрах богословия, освобождал естественные науки от влияния религии. А развитие медицины, географии, алхимии (предшественницы современной химии) и других наук помогало укреплению рационалистического взгляда на мир.
Духовная жизнь средневековой Западной Европы опиралась на определенную систему религиозных представлений и церковных догматов, но, разумеется, этим не исчерпывалась. Истинность церковных догматов оспаривали еретики, считавшие земной мир творением не Бога, а дьявола. Отрицая ценность земного мира, они отвергали законы общества, государства и церкви, призывали к духовному совершенствованию и полному отказу от плотских желаний. В XII- XIII вв. ереси приобрели такой размах, что для борьбы с ними церковь учредила инквизиционные (розыскные) суды, подчиненные пале римскому.
Наряду с религиозными идеалами в средние века существовали и иные - их носителями были народная культура и светская литература. Хранителями народной культуры (не только в Западной Европе, но и в Византии и России) были бродячие актеры (скоморохи). Церковь боролась с ними, как и с массовыми зрелищами вообще, но не могла искоренить ни память о древних языческих праздниках, ни уличные танцы и представления, ни народную культуру в целом. Постепенно отношение церкви к народной культуре становилось терпимее. Церковь признала, что взрывы необузданного, "мирского" веселья необходимы как своего рода клапан для выхода энергии.
Светская литература средневековья во многом опиралась на традиции устного народного творчества. Возникший еще в древности эпос продолжал развиваться и в средние века, приобретая феодально-рыцарские черты, проникаясь светскими идеалами. На юге Франции, в Провансе, в XII в. расцветает изысканная поэзия трубадуров, прославляющих любовь к Прекрасной Даме, радости плотской жизни, красоту земного мира. Светская лирика затем распространилась и в других странах Западной Европы. Зародились и новые жанры светской литературы, в частности рыцарский роман. Конечно, светское начало в культуре не могло в ту эпоху разрушить христианское мировосприятие. И все же земные идеалы все увереннее входили в систему ценностей западноевропейского средневековья.

Другие записи

Точно определить границу, отделяющую одну эпоху от другой, всегда трудно. В русской (советской) историографии долгое время считалось, что гранью между средневековьем и новым временем было начало Английской…

В этот период развития европейской культу­ры христианство пронизывает все сферы общества, и прежде всего — его духовную жизнь. В этих условиях, естественно, главной чертой духовной культуры является ее религиозность. Христианство — не просто религия, оно выступает как фунда­ментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневе­ковой культуры.

Третья черта — каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некрити­ческое восприятие, на твердо установленные, став­шие общепринятыми нормами принципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.

Четвертой чертой является символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее со­держания, для самостоятельных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на раз­личном комментировании Библии, трудов теологов. Такое комментирование осуществлялось на трех уровнях. Первый — понимание как бы зашифро­ванного смысла конкретных слов Библии, их разъяс­нение верующим. Второй уровень — расшифровка идей, заложенных в Библии. На третьем, высшем уровне, допускалось развитие этих идей собственными размышлениями, вытекающими из глубоко­го понимания первоисточника автором.

Пятая черта — дидактизм, учительство. Дея­тели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности — не просто уяснить себе вели­чие божественного замысла, но передать это дру­гим людям. Отсюда особое внимание таким фор­мам интеллектуальной деятельности как дискус­сия, проповеди, обучение духовным связям учите­лей и учеников.

Седьмой чертой является психологическая са­моуглубленность средневековой духовной жизни. Это проявляется в огромной роли исповеди, очи­щения, искренности — для душевного спасения человека.

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловенный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цик­личности, повторяемости событий во времени, сред­невековье проникнуто ожиданием Страшного суда размышлениями о конечной судьбе человека, мира в целом.




С творчества английского философа и естество­испытателя Роджера Бэкона, считавшего, что объе­динение веры и знания не удается ни со стороны веры, не желающей подчиняться разуму, ни со стороны знания, сторонящегося мистической при­роды веры, начинается относительно самостоятель­ное существование веры и знания в духовной куль­туре. Названные черты проявляются не только в религиозной сфере.

Средневековая наука выступала как осмыс­ление авторитетных данных Библии. По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. В идеале средневековый разум нацелен на понимание Божественного замысла относительно мира, его предметов. В так понимаемой науке от­крытия как бы и не предполагались, т. к. истина в принципе была дана Богом в Библии, разъясня­лась в трудах отцов церкви. Поэтому средневеко­вая наука разделяется на низшую, основанную на познавательных способностях человека, и высшую — хранительницу Божественного откровения. Глав­ным методом познания в этих условиях является постижение смысла Божественных символов. Мир в средневековье рассматривался как книга, напи­санная Богом, которую надо воспринять.

Единство среденевекового мира олицетворя­лось Богом, он определял судьбу вещей, а не их отношения с другими предметами мира. В самом мире не находили объединяющего начала и Бог выступал своего рода его объяснением. В средне­вековой науке не было представлений о самостоя­тельности мира, не было почвы для идеи о зако­нах природы, чисто вещные, не одухотворенные Богом связи не обладали авторитетом истины. Бог стоял за вещами природы, как мастер за создан­ной им вещью. Отсюда книжное изучение мира, комментирование трудов известных теологов, ан­тичных мудрецов в отрыве от жизни (так, напри­мер, обсуждение вопроса о наличии пятен на Сол­нце осуществлялось как изучение трудов Аристо­теля, а не самой звезды). В этих условиях ведущи­ми науками были, естественно, богословие и фи­лософия, а главным авторитетом (после, разуме­ется, Бога) — Аристотель.

Научное мировоззрение реализовалось и в си­стеме образования. Прежде всего оно выступало как образование религиозное — в соборных (при­ходских) монастырских школах, где ученики чита­ли и комментировали Библию, трудах отцов церк­ви. Богословские знания преобладали и в светс­ком образовании (городские школы), а также в университетах, появившихся в XI веке. Однако, к XV веку, когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них, кроме богословия, изучают право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым было по­ложение и роль искусства. Это вызвано его взаи­моотношениями с христианской идеологией. Хрис­тианство отвергло идеалы, воодушевляющие ан­тичных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент мира), разрушило античную гармонию тела и духа, чело­века и земного мира. Главное внимание художни­ки средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобще­ния человека к Богу.

В этот период развития европейской культу­ры христианство пронизывает все сферы общества, и прежде всего — его духовную жизнь. В этих условиях, естественно, главной чертой духовной культуры является ее религиозность. Христианство — не просто религия, оно выступает как фунда­ментальная мировоззренческая основа сознания, всей жизни человека и общества, всей средневе­ковой культуры.

Третья черта — каноничность, то есть опора на определенные труды отцов церкви, их некрити­ческое восприятие, на твердо установленные, став­шие общепринятыми нормами принципы духовной жизни человека и общества, правила религиозной деятельности.

Четвертой чертой является символизм: текст Библии дает возможность для толкования ее со­держания, для самостоятельных размышлений. Вся духовная культура средневековья основана на раз­личном комментировании Библии, трудов теологов. Такое комментирование осуществлялось на трех уровнях. Первый — понимание как бы зашифро­ванного смысла конкретных слов Библии, их разъяс­нение верующим. Второй уровень — расшифровка идей, заложенных в Библии. На третьем, высшем уровне, допускалось развитие этих идей собственными размышлениями, вытекающими из глубоко­го понимания первоисточника автором.

Пятая черта — дидактизм, учительство. Дея­тели средневековой культуры — прежде всего проповедники, преподаватели богословия. Главное в их деятельности — не просто уяснить себе вели­чие божественного замысла, но передать это дру­гим людям. Отсюда особое внимание таким фор­мам интеллектуальной деятельности как дискус­сия, проповеди, обучение духовным связям учите­лей и учеников.

Седьмой чертой является психологическая са­моуглубленность средневековой духовной жизни. Это проявляется в огромной роли исповеди, очи­щения, искренности — для душевного спасения человека.

Наконец, следует отметить историзм духовной жизни средневековья, обусловенный христианской идеей неповторимости событий, их единичности, вызванной уникальностью факта явления Христа как начала истории. В отличие от античной цик­личности, повторяемости событий во времени, сред­невековье проникнуто ожиданием Страшного суда размышлениями о конечной судьбе человека, мира в целом.

С творчества английского философа и естество­испытателя Роджера Бэкона, считавшего, что объе­динение веры и знания не удается ни со стороны веры, не желающей подчиняться разуму, ни со стороны знания, сторонящегося мистической при­роды веры, начинается относительно самостоятель­ное существование веры и знания в духовной куль­туре. Названные черты проявляются не только в религиозной сфере.

Средневековая наука выступала как осмыс­ление авторитетных данных Библии. По мнению церковных идеологов, греховным является всякое знание, если оно не имеет своей целью познание Бога. В идеале средневековый разум нацелен на понимание Божественного замысла относительно мира, его предметов. В так понимаемой науке от­крытия как бы и не предполагались, т. к. истина в принципе была дана Богом в Библии, разъясня­лась в трудах отцов церкви. Поэтому средневеко­вая наука разделяется на низшую, основанную на познавательных способностях человека, и высшую — хранительницу Божественного откровения. Глав­ным методом познания в этих условиях является постижение смысла Божественных символов. Мир в средневековье рассматривался как книга, напи­санная Богом, которую надо воспринять.

Единство среденевекового мира олицетворя­лось Богом, он определял судьбу вещей, а не их отношения с другими предметами мира. В самом мире не находили объединяющего начала и Бог выступал своего рода его объяснением. В средне­вековой науке не было представлений о самостоя­тельности мира, не было почвы для идеи о зако­нах природы, чисто вещные, не одухотворенные Богом связи не обладали авторитетом истины. Бог стоял за вещами природы, как мастер за создан­ной им вещью. Отсюда книжное изучение мира, комментирование трудов известных теологов, ан­тичных мудрецов в отрыве от жизни (так, напри­мер, обсуждение вопроса о наличии пятен на Сол­нце осуществлялось как изучение трудов Аристо­теля, а не самой звезды). В этих условиях ведущи­ми науками были, естественно, богословие и фи­лософия, а главным авторитетом (после, разуме­ется, Бога) — Аристотель.

Научное мировоззрение реализовалось и в си­стеме образования. Прежде всего оно выступало как образование религиозное — в соборных (при­ходских) монастырских школах, где ученики чита­ли и комментировали Библию, трудах отцов церк­ви. Богословские знания преобладали и в светс­ком образовании (городские школы), а также в университетах, появившихся в XI веке. Однако, к XV веку, когда в Европе насчитывалось уже 65 университетов, в них, кроме богословия, изучают право, медицину, искусство, а в дальнейшем — и естественные науки.

В духовной культуре средневековой Европы достаточно сложным и противоречивым было по­ложение и роль искусства. Это вызвано его взаи­моотношениями с христианской идеологией. Хрис­тианство отвергло идеалы, воодушевляющие ан­тичных художников (радость бытия, чувственность, телесность, правдивость, воспевание человека, осознающего себя как прекрасный элемент мира), разрушило античную гармонию тела и духа, чело­века и земного мира. Главное внимание художни­ки средневековья уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобще­ния человека к Богу.

В средневековой духовной культуре существовало множество разных уровней. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном -христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому, что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам сплачивал разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами.

В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:

Ислам возник в 7 в н.э. и в буквальном переводе означал "покорность". Он возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образованию Арабского государства. С 7-8 вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в 9 в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль.

Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догаматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на:

Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в 7 в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения".

В 12 -13 вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому Университету свидетельствуют о том, что в 15-нач.16 вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через 2 года экзамен держало 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек.

В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматики, риторики, диалектики как искусства спора) и квадриума (арифметики, астрономии, музыки, геометрии). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В 12-13 вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров.

Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышения.

Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры.

Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С 9 в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов. В Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.

Особый период в поздней средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут.

Гуманисты подвергли критике схоластическое богословие. Они содействовали тому, что границы религиозной мысли расширились и "очистились" от церковного предания. Благодаря использованию античных источников усилилась светская, а иногда и языческая линия в религиозных рассуждениях и художественных произведениях. Гуманисты обличали нравы духовенства, институты католической церкви (монашество и папство). Разница между гуманистической критикой духовенства и самокритикой духовных лиц на церковных соборах в том, что первые критиковали эти институты с точки зрения попрания человеческого достоинства, а вторые - с целью улучшить нравы духовенства. Гуманисты положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Завета. Они поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествленном мире. Они заложили основы новых художественно-стилевых и идейных принципов искусства в разных его видах (литературе, театре, живописи, скульптуре, архитектуре). Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский, Д.Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир и многие другие - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения.

Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель 19 в. Ф. Энгельс заметил: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"1.

Выводы:

Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам:

· этническое обогащение евро-азиатского ареала;

· опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этно-территориальных сообществ (город, цех, родо-племенные образования и т.п.);

· детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда;

· утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаики, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.);

· итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др.

Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII в.
В 1206 г. образовалась монгольская империя во главе сТемучином (Чингисханом). Монголы разгромили Приморье, Северный Китай, Среднюю Азию, Закавказье, напали на половцев. На помощь половцам выступили русские князья (киевский, черниговский, волынский и др.), но в 1223 г. на Калке они были разбиты из-за несогласованности действий.
В 1236г. монголы покорили Волжскую Булгарию, а в 1237 г., ведомые Батыем, вторглись на Русь. Они разорили Рязанскую и Владимирскую земли, в 1238 г. разбили на р. Сить Юрия Владимирского, сам он погиб. В 1239 г. началась вторая волна нашествия. Пали Чернигов, Киев, Галич. Батый ушел в Европу, откуда вернулся в 1242 г.
Причинами поражения Руси стали ее раздробленность, численное превосходство сплоченной и мобильной армии монголов, ее умелая тактика, отсутствие на Руси каменных крепостей.
Установилось иго Золотой Орды — государства захватчиков в Поволжье.
Русь платила ей дань (десятину), от которой освобождалась лишь церковь, и поставляла воинов. Сбор дани контролировали ханские баскаки, позднее сами князья. Они получали от хана грамоту на княжение — ярлык. Старшим среди князей был признан князь владимирский. Ордынцы вмешивались в распри князей и многократно разоряли Русь. Нашествие нанесло большой урон военной и экономической мощи Руси, ее международному престижу, культуре. Южные и западные земли Руси (Галич, Смоленск, Полоцк и др.) позднее перешли к Литве и Польше.
В 1220-х гг. русские участвовали в Эстонии в борьбе против немецких крестоносцев — ордена меченосцев, в 1237 г. преобразовавшегося в Ливонский орден, вассал Тевтонского. В 1240 г. в устье Невы высадились шведы, стремясь отрезать Новгород от Балтики. Князь Александр разбил их в Невской битве. В том же году начали наступление ливонские рыцари, взявшие Псков. В 1242 г. Александр Невский разгромил их на Чудском озере, прекратив набеги ливонцев на 10 лет.

Анонс:после долгих мучений радуешься любому улучшению.

1613 – 1645 (32 года)– правление Михаила Романова(деда Петра I).

1645 – 1676(31 год) – правление Алексея Михайловича Романова (отца Петра I).

1649 – создано Соборное уложение. Этим документом укрепили власть дворян и царя. Беглых крепостных по закону стали преследовать пожизненно.

1654 – воссоединение Украины с Россией. Украинцы просили помочь им в войне. Своих сил и средств им не хватало. Пришлось воевать с Польшей, помогая Украине.

1670 – 1671 – народное восстание под руководством Степана Разина. Волны возмущенного народа пошли от Каспийского моря к Москве. Разин выражал мнение, что воеводы обманывают царя, творят беззаконие. После нескольких сражений был побежден и взят в плен. Казнен в Москве как государственный преступник. Но правительство приняло меря по смягчению положения народа.

Проблемы политики и экономики начали решать. Но не было морской выгодной торговли, из-за потери земель. Мануфактуры развивались слабо. Не было энергичных контактов с Европой. Россия продолжала экономически отставать.

Мало знать, что и как сделать, нужно еще натуру сильную иметь для этих дел.

12.1. Зарождение абсолютизма в России во второй половине XVII века.

12.2. Абсолютная монархия Петра I.

12.3. Просвещённый абсолютизм Екатерины II.

12.1. Предпосылки абсолютной монархии в России, по мнению учёных, лежат во внешнеполитической плоскости, а именно, в необходимости содержания огромной армии для защиты протяжённых границ от многочисленных соседей: шведов, поляков, крымцев. Содержание армии, при относительно низком уровне развития производительных сил страны, требовало от тяглового населения чрезвычайного напряжения в сфере уплаты податей и несения повинностей, повлекло за собой закрепощение крестьянства. Данные процессы были возможны только в полицейском государстве, где сословия различались не правами, а обязанностями. Таким полицейским государством для средневековья являлась абсолютная монархия с её мощным аппаратом угнетения.

В XVII веке абсолютистские тенденции наиболее последовательно прослеживаются в системе государственного управления: росте в составе Боярской думы доли незнатных членов (думных дворян и дьяков), отмирании к середине столетия института Земских соборов, бурном развитии приказной системы, замене губного и земского управления в уездах воеводским, отмене в 1682 г. местничества. Показательным стало противостояние в правление Алексея Михайловича (1645 - 1676) царской власти и церкви, завершившееся поражением последней и ссылкой патриарха Никона.

12.2. Российский абсолютизм окончательно сложился в правление Петра I, когда были сформированы мощная бюрократия, строгая вертикаль власти, полиция и регулярная армия. Победа в Северной войне 1700 – 1721 гг. сделала Россию империей. С принятием в 1722 г. Табели о рангах окончательно утвердился новый бюрократический принцип государственной службы – продвижение по служебной лестнице на основании профессиональных качеств и выслуги, положенный в основу ещё после отмены в 1682 г.местничества. В 1722 г. был утверждён новый порядок престолонаследия – завещательный, что положило начало эпохе дворцовых переворотов.

12.3. Правление Екатерины II именуют эпохой просвещённого абсолютизма – монархии переходного общества – от феодального к буржуазному. Указанный политический строй, был присущ некоторым европейским монархиям XVIII века – века Просвещения, и преследовал цель плавного (без революционных потрясений) перехода к новому буржуазному этапу социально-экономических отношений. Просвещённый абсолютизм использовал во внутренней политике идеи французских просветителей: Вольтера, Дидро, Монтескьё, д’ Аламбера – о наличии у человека ряда неотчуждаемых прав: на жизнь, свободу, частную собственность, семью, равенство перед законом.

Екатерина II в своей внутренней политике старалась руководствоваться принципами Просвещения, наиболее последовательно проводя данную линию в сфере законодательства, расширяя систему прав дворянского и городского сословия.

Средневековая культура. Культура Средневековья

Средневековье — это тысячелетие, условными историчес­кими рамками которого являются V и XV века. Культура ев­ропейского средневековья возникла в руинах Римской импе­рии. В грозовой атмосфере всеобщей неразберихи решалась судьба европейской культуры. Три силы столкнулись в борь­бе, от исхода которой зависело будущее.

Первая из них — это традиции дряхлеющей греко-римс­кой культуры. Они сохранялись в немногих культурных центрах, но новых идей дать уже не могли. Если бы эта сила смог­ла выстоять и вновь утвердиться в обществе, то вектор даль­нейшей культурной жизни Европы был бы обращен в про­шлое. Культура Европы застыла бы в античных формах, по­добно индийской или китайской культуре.

Второй силой был дух варварства. Носителями его были различные народы, населявшие провинции Римской империи и вторгавшиеся в нее извне. Если бы им удалось укоренить в Рим­ском государстве свой образ жизни, то Европа стала бы местом обитания диких орд полукочевников. Античная культура исчез­ла бы с лица земли, и культурное развитие Европы пошло бы по какому-то совсем иному пути, как бы начавшись заново.

Христианство было третьей и самой могущественной из сил, определявших путь культурного развития Европы. Оно опиралось на традиции, сложившиеся вне античного мира и ввело в сознание людей принципиально новые гуманистичес­кие установки. Христианство являло собою свежую струю, способную вдохнуть новую жизнь в культуру Европы. К тому времени, когда рухнула Римская империя, христианское дви­жение уже имело централизованную церковную организа­цию, объединяющую всех христиан. Это позволило ему стать главной политической силой и одержать победу над греко-римским многобожием и варварством.

В этой борьбе культурных влияний и традиций средневе­ковое христианство претерпело некоторые изменения. Про­стые люди, новообращенные варвары, принимали Христа просто как более могучего бога , сохраняя при этом язычес­кое сознание: верили в леших, русалок, домовых, колдунов и т.п. Вытесняя язычество, христианская церковь пошла на трансформацию некоторых языческих персонажей, включив их в свою обрядность или объявив дьявольской нечистью.

Церковь отвергла античный культ разума, античный культ тела, заменив его принижением разума и постулатом греховно­сти чувственных наслаждений, здоровья и телесной красоты.

Аскетизм был официальным учением, пропагандируемым с церковной кафедры, преподаваемым юношеству в школе, входившим как необходимый элемент во многие виды средне­вековой литературы. Аскетизм был наиболее ярким выраже­нием господства религии в средние века, когда точные науки были еще в зародыше, власть человека над силами природы крайне несовершенна, а общественные отношения обрекали народные массы на постоянное терпение, воздержание, ожи­дание возмездия и блаженства в потустороннем мире.

Культура Средневековья

Если духовенство в средневековом обществе заботилось о душе человека, то другая сословная группа — дворянство — имело иные представления о человеке. На его основе возник­ла так называемая рыцарская культура, со своим идеалом че­ловека. Этот идеал предполагал знатность происхождения, храбрость, заботу о славе, чести, стремление к подвигам, вер­ность своему сеньору и богу, благородство, поклонение пре­красной даме.

Наиболее распространенными направлениями средневе­ковой науки были схоластика и мистика. Схоластика наиболее яркое выражение нашла в богословии. Основной чертой ее было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианс­кой веры. Священное писание и священное предание — эти главные источники христианского учения, которые схолас­ты стремились подтвердить соответствующими местами из древних философов, главным образом, Аристотеля. От Ари­стотеля средневековое учение заимствовало самую форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. В работах по географии, например, авто­ритет Аристотеля и других древних авторов в средние века считался бесспорным.

Схоласты возобновили изучение античного наследства, разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания, наконец, многие из схоластов были универсальными учены­ми, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук. Крупнейшими средневековыми схоластами были па­рижские профессора Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, английский ученый, монах Роджер Бэкон, уделяв­ший наибольшее внимание вопросам естествознания.

Официальное и светское искусство Средневековья

Безусловно, что официальное искусство носило черты христианской идеологии и было направлено на религиозные церковные нужды. Живопись превратилась в иконопись. В скульптуре, как и в живописи, господствовали библейские сюжеты. Вообще скульптура как вид изобразительного искус­ства в средние века не получила самостоятельного развития. Ведь ее объектом было тело человека в его динамике, эмоци­ях, красоте. А христианское мировоззрение считало телесную красоту греховной. Но статуи святых украшали готические храмы и внутри и снаружи. Возник своеобразный синтез цер­ковной архитектуры и скульптуры.

Музыка обслуживала интересы церкви. Высокого совер­шенства достигли такие жанры духовной музыки, как хорал, месса, реквием. Музыкальная культура средневековья осо­бенно проявилась в профессиональном многоголосии — дис­канте. Сложились каноны торжественного церковного пения. Следует отметить, что зависимость изобразительного искус­ства от религиозного мировоззрения придала ему символи­ческий характер, способствовала развитию условных приемов и стилизации форм. Фигуры святых разномасштабные, об­разы лишены реалистичности, схематичны.

Рыцарская культура

Рыцарская культура Средневековья

Признавая духовное руководство церкви, каждый класс феодального общества, тем не менее, развивал и свою осо­бую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы. Господствующий класс светских феодалов — рыцарство в широком смысле слова — выработал к XIII веку сложный ритуал обычаев, манер, светских, придворных и военно-ры­царских развлечений. Из последних особенно большое распространение получили рыцарские турниры — публичное состязание рыцарей в умении владеть оружием. В рыцарской среде создавались военные песни, прославлявшие подвиги рыцарей. Позже они превращались в поэмы, широкое рас­пространение получили романы, излагавшие различные ры­царские приключения. Большое место в рыцарской литера­туре занимала любовная лирика. Миннезингеры в Германии, трубадуры в южной Франции и труверы в Северной, воспевавшие любовь рыцарей к их дамам, были непременной при­надлежностью королевских дворов и замков крупнейших феодалов.

Городская культура и народное творчество Средневековья

Средневековый город, сыгравший важную политическую роль в средние века, сделал много и для развития культуры. В городе, прежде всего, делала быстрые успехи светская лите­ратура, рано обнаружившая свои антифеодальные черты. В городах в ХII-ХIII веках начали появляться так называемые фаблио, в которых содержались остроумные нападки на фе­одалов. Много сатирических моментов, направленных про­тив феодалов, содержали и итальянские городские повести — новеллы.

Дело в том, что религиозность простых людей была свое­образной, и сочетание скабрезности и богохульства было не проявлением развращенности простых людей, а варварской детскости их представлений и восприятий. Во время мисте­рий, народных праздников распевались непристойные пес­ни о евангельских персонажах, осмеивалось все высокое и серьезное в христианской культуре.

Народные праздники, карнавалы, занимали в жизни на­рода Западной Европы в средние века довольно много време­ни. Они были выражением своеобразной смеховой культу­ры, к созданию которой имел доступ простой человек.

Я желал бы умереть
Не в своей квартире,
А за кружкою вина
Где-нибудь в трактире.

Особой фривольностью отличалась лирика вагантов (бро­дячие певцы). Даже в официальное христианской культуре, к созданию которой имел доступ простой человек, гротеск­ное мироощущение проявлялось в мистериях (театрализован­ное жизнеописание Христа), в дьявольских буффонадах, в са­тирических жанровых сценках (фарс), в фольклорных обра­зах вурдалаков, чудовищ и т.п.

Средневековая архитектура

Средевековая архитектура

Средние века оставили после себя много грандиозных па­мятников архитектурного искусства.

За время ІХ-ХІІІ веков в Европе сменились два основных архитектурных стиля — романский и готический. Первый по­лучил свое название от того, что он является подражанием древним римским постройкам. В действительности романс­кий стиль был гораздо грубее и несовершеннее, чем антич­ный римский. Толстые стены, сравнительно невысокий ку­пол, толстые и приземистые колонны, узкие и небольшие окна романских соборов явно отражали и слабую в этот период строительную технику, и саму политическую обстановку по­стоянных феодальных войн и усобиц, когда те же церкви лег­ко превращались в крепости, где отсиживалось от набегов рыцарей местное население.

Гораздо интереснее и совершеннее в техническом отно­шении готическая архитектура. Ее характерной чертой явля­ется стремление архитектора построить здание как можно выше. Место полукруглой сводчатой арки заняла острая стрельчатая арка. Готические соборы имели внутри много высоких и изящных колонн. Их окна были больше, с множе­ством цветных разрисованных стекол. Обилие статуй, баре­льефов, причудливая резьба богато украшали здания изнут­ри и снаружи. Одна или несколько высоких башен и величе­ственные двери придавали соборам торжественность.

Из памятников римской архитектуры наиболее известны соборы в Пуатье и Орли (Франция), в Шпейере, Вормсе, Майнце (Германия). Лучшими памятниками готического искус­ства является собор Парижской Богоматери (Париж), Линкольнский собор (Англия), Миланский (Италия).

Несмотря на сословно-корпоративный характер, который носила культура Средних веков, она отличается определенной целостностью. Эту целостность придавали ей два опре­деляющих фактора: феодализм и христианство.

Отличительные черты культуры Средневековья

Подводя итоги, можно сказать, что отличительными чер­тами культуры средневековья были:

христианский, религиозный характер, через который просвечиваются идеи свободы и ценности земной жизни че­ловека;

традиционализм, который выразился в приверженнос­ти к иконам, архетипам, в ограничении свободы творчества рамками теологического мировоззрения, в безличности про­изведений;

символизм, нашедший свое выражение в семантичес­ком, широком толковании и анализе текстов из Библии;

историзм и дидактизм духовной жизни средневековья: праведники и преподаватели богословия стремились в ходе дискуссий, споров, поучений передать уникальность явления Христа и величие божественного замысла;

универсальность духовной культуры, сущность которой заключалась в создании общей картины мира, созданных ком­пиляцией теоретических знаний.

Творчество народов средневековой Европы заложило ос­новы дальнейшего развития культуры. Следует согласиться с теми культурологами, которые считают, что главным дости­жением этой культуры следует считать открытие духовных сил человека, открытие источников гуманистического миро­воззрения. По отношению к нашей, современной культуре она сыграла, по сравнению М.К.Петрова, роль строительных лесов: без них постройку здания вести невозможно.

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Лекция 11

Культура Средневековой Европы

Средневековая культура Западной Европы – эпоха великих духовных и социокультурных завоеваний в истории всего человечества.

Средневековая культура отличается от многих предыдущих и последующих эпох особым напряжением духовной жизни как в сфере идеального, должного, так и в области реального, практического. Несмотря на сильное расхождение между идеальным и реальным, все же сама социальная и повседневная жизнь людей в средние века была попыткой, стремлением воплощать христианские идеалы в практической деятельности. Поэтому мы сначала рассмотрим сами идеалы, к которым были устремлены многие усилия людей того времени, а затем отметим особенности отражения этих идеалов в реальной жизни.

Духовная жизнь Средневековья обычно описывается через господствующую в то время религию – христианство. Картина мира Средневековой культуры определяется как богоцентрическая. Это обусловлено тем, что абсолютной ценностью является Бог. Средневековая картина мира, религиозность данной культуры принципиально глубинно отличается от всех предыдущих, т. е. языческих культур. Бог в христианстве – Единый, Личностный и Духовный, то есть абсолютно внематериальный. Также Бог наделяется множеством добродетельных качеств: Бог Всеблагий, Бог есть Любовь, Бог – Абсолютное Добро.

Благодаря такому духовному и абсолютно позитивному пониманию Бога особое значение в религиозной картине мира обретает человек. Человек – образ Божий, величайшая ценность после Бога, занимает главенствующее место на Земле. Главное в человеке – душа. Одно из выдающихся достижений христианской религии – дар свободы воли человеку, т. е. право выбора между добром и злом, Богом и дьяволом. Благодаря наличию темных сил, зла, Средневековую культуру часто называют дуалистичной (двойственной): на одном ее полюсе – Бог, ангелы, святые, на другом – Дьявол и его темное воинство (бесы, колдуны, еретики).

Трагедия человека состоит в том, что он может злоупотребить свободой воли. Так и случилось с первым человеком – Адамом. Он уклонился от запретов Бога в сторону соблазнов дьявола. Этот процесс называется грехопадением. Грех – результат уклонения человека от Бога. Именно из-за греха в мир вошли страдания, войны, болезни и смерть.

По христианскому учению сам, своими силами человек вернуться к Богу не может. Для этого человеку нужен посредник – Спаситель. Спасителями в Средневековой христианской картине мира выступают Христос и Его Церковь (в Западной Европе – католическая). Поэтому наряду с категорией греха большую роль в картине мира Средневековья занимает проблема спасения души каждого человека.

Таким образом, вся жизнь человека в Средние века выстаивается между двумя точками отсчета – грехом и спасением. Для ухода от первого и достижения последнего человеку даются следующие условия: следование христианским заповедям, совершение добрых дел, уклонение от соблазнов, исповедание своих грехов, активная молитвенная и церковная жизнь не только для монахов, но и для мирян.

Вассалы нуждались как в феодах, так и в сильных и знатных покровителях, а могущество сеньоров зависело, прежде всего, от числа преданных и боеспособных вассалов.

В целом опираясь на христианские идеалы выстраивалась вся общественная и культурная жизнь. Более того, по образу и подобию небесной, духовной иерархии строилась и земная иерархия. Если первый вид иерархии (духовный) имеет вид мира подлинного бытия, как раз полной реализации идеалов христианства, то второй вид иерархии предстает в Средневековой картине мира в качестве зеркального отражения в земной реальности небесного бытия.

Каждое сословие имело собственное представление о христианских идеалах. И все же всех их объединяла фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души каждым на своем месте! На практике проявление этой ценности было столь своеобразным в каждом сословии, что достаточно далеко уводило от изначального строго церковного понимания христианских заповедей. Так, католическая церковь зачастую, помимо господства в духовной жизни, претендовала на первенство в государственно-политической сфере. Церковь стремилась к строительству Града Божьего на Земле. Ярким примером этих притязаний явились крестовые походы – попытка мечом, силовым путем объединить и расширить христианский мир под властью папства. Когда же в позднее Средневековье все больше людей и народов стали отпадать от католической церкви, тогда последняя прибегла к репрессивным мерам защиты своих идеологических и политических – к инквизиции.

Наиболее ярко и глубоко христианское мироощущение было передано в искусстве Средневековья. Главное внимание художники Средних веков уделяли миру потустороннему, Божественному, их искусство рассматривалось как Библия для неграмотных, как средство приобщения человека к Богу, постижения Его сущности. Католический собор служил художественно-религиозным воплощением образа всего мироздания.

Таким образом, культура Средних веков в Западной Европе положила начало новому направлению в истории цивилизации – утверждению христианства не только как религиозного учения, но и как нового мировосприятия и мироощущения, значительно повлиявшего на все последующие культурные эпохи.

Читайте также: