Праздники донских казаков кратко

Обновлено: 05.07.2024

Зимние праздники донских казаков прочно связаны с обрядовой практикой. В народном обряде, этот мир, нужно привести к порядку. После упорядочивания, рождение всего мира происходит заново. Символически всё это реализуется в рождественском посте.

Рождество у донских казаков

Рождеству предшествовал сочельник – казаки в это время не вкушали совсем никакой еды и многие даже не пили воду. В Рождественский сочельник, каждый шаг, каждое действие, что-то означало. Например, если казачка не успевала надеть нарядную одежду до первой звезды, непосредственно перед праздником, то это считалось дурным знаком и означало, либо она не выйдет замуж в этом году, либо станет нелюбимой женой.

Ранее, у казаков была традиция: выходили с первой звездой на порог своего дома и стреляли из оружия. Семантику выстрела можно тоже рассмотреть в контексте обрядовой практики. Таким образом происходило символическое стирание границ между мирами.

Во время рождественского поста ели постную еду. Низовые казаки ели пирог с осетриной, "бабышки" (постные печенья). На столе обязательно был взвар (компот из сухофруктов), кутья из зерен с медом, позднее с рисом и изюмом.

В ночь на Рождество добывали огонь (в некоторых поселеньях сжигали солому) - это тоже было обрядовой традицией, символом зарождения новой жизни. Потом обязательно все посещали храм.

На рождественский ужин у донских казаков была обильная трапеза. На столе обязательно был холодец, много мясных блюд подавали блины.

После рождественской трапезы обязательно оставляли кутью, которую ставили под иконой, на сено. Сено потом отдавали коровам, считалось, что у животных после этого сена будет хороший приплод. Поздно вечером дети разносили кутью близкой родне, для поминания своих родных. Часть кутьи отдавали бабам-повитухам. У казаков Верхнего Дона был обряд "бабья каша", который случался на второй день после Рождества. Все женщины станицы собирались у бабки-повитухи, преимущественно те, у кого в этом году, бабка принимала роды. Они приносили с собой ту самую кутью и другие продукты. Повитуха готовила из этих продуктов кашу и после одаривала своих гостей бабьей кашей, а женщины, в ответ, дарили ей подарки.

С первых петухов, после Рождественской ночи, начинали обход дворов и пели ирмосы. Для хозяев первые колядовщики, у которых не редко была в руках рождественская восьмиконечная звезда, были очень важны. Их сажали на пороге и обязательно давали блины. Вечером ходила молодежь, они вставали под окном у какого-нибудь двора и пели величальные песни для девушек или для парней, смотря кто жил в доме.

Обход всегда начинался с атаманского двора. На Дону не встречалось рождественского персонажа Коляды, она была характерна для русской традиции. Но для донских станиц было характерно, что "славить" по дворам ходили разные группы: дети отдельно от молодежи, отдельно ходили старики и женщины, взрослые казаки. Так же у казаков по дворам ходили атарщики - особая категория казаков, которая следила за конными табунами, не несла воинскую повинность. Они приходили с горстью овса и кидали на порог дома с пожеланиями богатства и счастья.

Святки у казаков

Святки (святые вечера) приурочены к Христианской истории, но они имели более древние основы, относящиеся к языческим верованиям. Центральное место в Святках занимало зимнее солнцестояние - переходное состояние природы. И предшествовала Святкам - самая длинная ночь в году. Мир к концу года стареет, утрачивает гармонию, стираются границы, поэтому посредством обрядов нужно наладить порядок. На Дону эти дни называют "страшные вечера". Существует много баек, на тему "нечистой силы" и казаки, особенно молодежь, очень боялись во время Святок выходить ночью на улицу.

В традиционной культуре донских казаков, в этот период, происходит некое "свертывание женского пространства". Повсеместно действует запрет на женские вечеринки, запрещено прясть. И, наоборот, активизируется мужское начало, мужские обрядовые персонажи, настает время мужской казачьей молодежи. Изначально, колядовщиками были только мужчины, уже в поздний период к ним стали присоединяться и остальные возрастные группы, в том числе и женщины.

На Святки разрешались молодежные бесчинства и на них нельзя было обижаться. Молодежь выхлестывала агрессию. Снимали калитки, буйствовали нарядившись в разных животных или даже изображали мертвецов. Если бы "бесчинства" делали в другие дни – то от атамана и других казаков было бы немедленное жесткое наказание, но в эти дни, к таким бесчинствам относились спокойно и все вспоминали свою бурную молодость. Все понимали, что молодежь в этот период символизирует хаос, после которого происходит рождение нового мира.

Новый год у донских казаков

На Новый год (старый новый год) или Васильев вечер (в русской традиции) казаки так же совершали обходы дворов пели "авсеньки" или "таусеньки", в украинских поселениях эти песни назывались "щедровки". В этот период по дворам ходила только молодежь. Среди колядовщиков назначался "атаман" и казаки ходили, как они сами называли - "дуванить". У каждого хозяина, они спрашивали: "Разрешите Авсеньку кликать?" - и только после одобрения, можно было петь песню "Авсенька - дуда" или "Сорока-дуда". Как проходили Святки и Новый год в казачьем хуторе - вы так же можете ознакомиться здесь.

Крещение у донских казаков

Крещение Господне ("Богоявление") - очень почитаемый праздник у донских казаков. Перед Крещением начищали до блеска кресты, мыли иконы. Празднику Крещению, так же, как и Рождеству, предшествовал крещенский сочельник, который называли "свечки" или "голодная кутья". Как раз в этот сочельник и готовили "голодную кутью" состоявшую только из пшена с медом.

Заранее, казаки готовили "иордань" (прорубь). Раньше это была обязанность взрослых казаков. Они отправлялись на реку вырубали иордань во льду, в виде креста, делали царские врата. Есть даже свидетельства, что находились мастера, которые делали из льда портреты Христа.

В Крещение совершали Крестный ход к реке, впереди шли казаки со знаменами, стреляли из ружей или другого оружия, потом совершали омовение в реке. Вода в Крещение считалась целебной. Если в хуторе не было реки все жители собирались вместе и ходили к колодцам. На улицу так же вытаскивали ведра и оставляли на ночь, считалась, что вода заряжается "божьей благодатью".

Казаки – народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. Веками в казачьих поселениях и станицах сохранились традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов. И по сей день каждое событие в семьях донцов, кубанцев, уральцев и прочих войсках отмечается с соблюдением предписаний предков.

В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.

Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующей о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом – кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки.

Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок, облитых льдом, на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженого, а умудренные – на жизнь или смерть или на урожай. Заканчивались святки Крещением.

Перед Крещением также соблюдался пост. После на стол ставили угощения с традиционной кутьей. Потом шли на молебен. Ночью в храмах освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. К проруби, вырубленной часто в форме креста, шли всей станицей красным ходом. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.

Этот праздник символизировал приход лета, роста и жизни. Он был ориентирован на поминание усопших. Казаки семьями ходили после молебна на кладбище и молились об умерших. Для станиц в разных регионах были характерны свои традиции: кто-то украшал деревце, где-то плелись венки. Но главный посыл был один у всех – природа просыпалась, оживала, и вместе с ней просыпались и люди.

Праздник Покрова Богородицы

Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству – православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери. В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.

Праздники по войскам

Помимо православных праздников, в казачьей культуре много воинских праздников. Они довольно разрознены, и приурочены к славным победам каждого из казачьих войск в многочисленных сражениях.

Амурское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг войска.

Астраханское казачество 1 сентября отмечает праздник всех частей.

Донское казачество отмечает:

  • 14 января – круг Донского казачества;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 13 августа – праздник первого полка;
  • 29 августа – праздник четвертой сотни;
  • 30 октября – праздник всех частей и войсковой круг;
  • 3 декабря – праздник одиннадцатого полка;
  • 19 декабря – праздник первой батареи.

Забайкальское казачество отмечает:

  • 30 марта – праздник всех частей войска;
  • 4 июля – круг Забайкальского войска.

Кубанское казачество отмечает:

  • 16 апреля – войсковой круг Кубанского войска;
  • 19 апреля – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни;
  • 19 мая – совместный круг Кубанского и Донского войск;
  • 12 сентября, 30 октября – праздник всех частей войска и войсковой круг;
  • 19 декабря – праздник Лейб-Гвардии Кубанской сотни и Кубанского казачьего дивизиона.

Оренбургское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник всех частей войска;
  • 22 мая – праздник четвертого полка;
  • 12 сентября – праздник пятого полка.

Семиреченское казачество отмечает:

  • 6 мая – праздник первого конного полка и войсковой круг;
  • 26 июля – праздник второго конного полка.

Сибирское казачество отмечает:

  • 16 февраля – праздник первого конного полка;
  • 25 февраля – праздник третьего конного полка;
  • 19 декабря – праздник всех частей.

Терское казачество 7 сентября отмечает праздник всех частей и войсковой круг.

Уральское казачество отмечает:

  • 14 августа – праздник первого полка;
  • 21 ноября – праздник всех частей и войсковой круг.

Уссурийское казачество 30 марта отмечает праздник всех частей войска.

Праздники и памятные даты по месяцам

7 января (25 декабря) – Рождество Христово, воспоминание об избавлении Церкви и Державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков

16(3) января 1570 - Старшинство Донского казачьего войска

16 (3) января 1818 - смерть Платова М.И., графа, Донского атамана, героя Измаила, персидского похода 1796, Отечественной войны 1812

16 (3) января 1916 - взятие крепости Эрзерум Кавказской армией, в составе которой казаки составляли половину численности

16 января 1947 - казнены казачьи военачальники Краснов П. Н., Шкуро А. Г. Султан - Гирей Клыч, Краснов С. Н., Доманов Т. И.

21 (8 ) января 1654 - решение Переяславской Рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии; де факто ликвидировано беловежским сговором

25 (12) января 1921- переброска казаков Донского корпуса в эмиграции из лагерей Читалджи на о. Лемнос

27 (14) января 1788 - бывшему полковнику бывшего Запорожского войска Сидору Белому с казаками разрешено поселиться на Тамани

6 февраля 1921 - убийство Дутова А. И., последнего Оренбургского атамана походного атамана всех казачьих войск

23 февраля 1701 - Полковой праздник Якутского казачьего полка

24 февраля 1919 - Издано церкулярное письмо, Утвержденное на заседании
Оргбюро ЦК РКП(б) подписанное Я.М. Свердловым "О Поголовном уничтожении казачества"

25(12) февраля - День тезоименитства Св. Патриарха Алексия II

1 марта (17.02) 1612 - смерть от голода в польском заточении патриарха Московского и всея Руси Гермогена, из донских казаков

марта (17.02) 1621 - Советом священного Собора, патриархом Филаретом и Государем Царем всей Руси Михаилом Федоровичем указано правило: Ермаку Тимофееву сыну Повольскому, с ним каждому убиенному, кликати вечную память

марта (17.02.) 1738 - Первый Наказной атаман на Дону - Степан Ефремов

марта (18.02.) 1613 - донскими казаками атамана Ф. Межакова возведен на престол Михаил Федорович, первый русский царь из дома Романовых.

15(2) марта 1917 - отречение в результате заговора от престола Николая П, Начало гибели Государства Российского

23(10) марта 1607 - Войсковой праздник Енисейского казачьего войска

30 (17) марта - Алексия, человека Божьего. Войсковой праздник Амурского, Забайкальского и Уссурийского казачьих войск

2 апреля (19 марта) 1814 - открытие гвардейскими казаками шествия российских, английских и прусских войск по вступлению в Париж

4 апреля 1924 - застрелен Соловьев И.Н., атаман повстанческого отряда в Сибири

5 апреля (23.03) 1917 - открытие 1-го Общеказачьего съезда в Петрограде

7 апреля (25.03) - Благовещение Пресвятой Богородицы

10 апреля (28.03.) 1809 родился казачий генерал, герой Кавказской войны, гордость донских казаков Бакланов Я. П.

10 апреля (28.03) 1750 - образование Астраханского казачьего войска

13 апреля (31 марта) 1918 - погиб сибирский казак, генерал Корнилов Л.Г.

16(3) апреля 1642 - оставление казаками по решению Земского Собора и Указу царя, г. Азова, после Азовского осадного сидения.

мая (21.04.) - 1861 - смерть Ермолова А.П., генерала, Наместника Кавказа

6 мая (23.04) - Великомученика Георгия Победоносца, Войсковой Праздник Семиреченского и Оренбургского казачьих войск

9 мая - День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Особое
поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в 1941-1945 годах

11 мая (28.04) 1918 - Созыв Крута Спасения Дона, избрание Атаманом П. Краснова

14 (01) мая 1629 - Поход донских казаков на Крым. Взятие Бахчисарая.

19 (6) мая 1868 - Память Иова Многострадального, день рождения Романова Николая Александровича, последнего Русского царя Николая II

(11) мая 1570 - основание Всевеликого Войска Донского; мая 1905 - на хуторе Кружилин ст. Вешенской Донецкого округа родился русский советский писатель, академик, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии Шолохов Михаил Александрович

26 (13) мая 1696 - победный бой донского флота под руководством Фрола Минаева и московского флота Петра I в Азовском море. Гибель турецкого флота

10 июня (28 мая) 1990 - День интронизации Свят. Патриарха Алексия II

10 июня 1906 - в станице Прохладная, Терской области, родился терский казак адмирал Головко Арсений Григорьевич

12-июня (29.05) 1873 - победное завершение Хивинского похода с участием оренбургских и семиреченских казаков.

15 июня 1736 - взятие казаками Азова

30 июня 1990 - День Возрождения казачества России (создания Союза Казаков)

1 июля 1855 - закладка станицы Алматинская, начало мирного наступления
России в Туркестан, переноса границы России на 2000 километров к югу

3 июля (20.06.) 1648 - начало похода якутского казака Семена Дежнёва, закончившегося открытием пролива между Азией и Америкой

8 июля (25.06.) 1697 - сотня якутских казаков Атласова В.В. водрузила на
Камчатке крест в знак присоединения полуострова к Якутсткому воеводству России

10 июля (27.06.) 1709 - Полтавская битва. Участвуют донские казаки под командой Атамана Фрола Минаева

13 июля (30.06.) 1792 - Войску верных казаков Черноморских Екатериной II пожалованы земли между рекой Кубанью и Азовским морем

26 (13) июля 1867 - учреждение Семиреченского казачьего войска

31(18).07.1696 - взятие донскими казаками и русскими воинами Азова при Петре I

1 августа (19.07) 1914 - начало Великой (Первой мировой) войны

6 августа 1753 - родился Донской Атаман, граф Платов М.И.

8 августа (26.07) 1869 - родился Иванов-Ринов П.П., руководитель антисоветского восстания в Омске, атаман Сибирского казачьего войска с 16.07.1918

9 августа (27.07.) 1657 - умер Хмельницкий Зиновий - Богдан Михаилович,
Малороссийский гетман, организатор борьбы южнорусского народа против польского угнетения (род. ок. 1595)

12 августа (30.07) 1904 - родился Романов Алексей Николаевич, цесаревич, последний Августейший Атаман всех казачьих войск

18 (5) августа 1585 - гибель атамана Ермака Тимофеевича, покорителя Сибирского ханства

19 (6 ) августа - Преображение Господне

29 (16) августа 1914 - гибель Самсонова А.В.,командующего 2-й русской Армией, бывшего наказного атамана Донского и Семиреченского казачьих войск

(15) августа - Успение Пресвятой Богородицы августа 1946 - казнь Семенова Г.М. последнего атамана Забайкальского казачьего войска, (родился 26(13) сентября 1890).

31(18) августа 1722 - начало Персидского похода Петра I с участием казачьих соединений

1 сентября (19.08.) 1850 - Войсковой праздник Астраханского казачьего войска.

7 сентября (25.08) -1577 - Войсковой праздник Терского казачьего войска

8 сентября (26 августа) 1812 - Бородинское сражение, в котором блестяще проявил себя казачий корпус Платова М. И.

9 сентября (27.08.) 1689 - заключение Нерчинского договора с Китаем. России отошли Забайкалье и побережье Охотского моря

14 (1) сентября 1581 - начало похода атамана Ермака Тимофеевича в Сибирь

18 (5) сентября 1745 - родился Кутузов М.И. фельдмаршал русской армии

21 (8 ) сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

26 (13) сентября 1826 - участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией

27 (14) сентября - Воздвижение Креста Господня

27 (14) сентября 1866 - родился Филимонов А.П.. первый выборный атаман Кубанского казачьего войска

4 октября 1880 - в г. Омске в семье казачьего офицера родился генерал, ученый фортификатор, Герой Советского Союза Карбышев Д. М.

10 октября (27.09) 1760 - вступление казачьих формирований в авангарде русских войск в Берлин

14 (01) октября - Покров Пресвятой Богородицы

18 (5) октября - Войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск

21 октября 1934 - года умер последний выборный атаман Войска Донского Богаевский А.П.

4 ноября 1990г. Возрождения казачества на Воронежской земле.

4 ноября (22.10) 1612 - освобождение донскими казаками Китай-города в Москве от польских оккупантов

18 (5) ноября 1920 - оставление казачьими частями Крыма

8 ноября (26.10) 1582 - взятие Ермаком столицы Сибирского ханства Искера (Кашлыка).

21 (8 ) ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил
бесплотных. Войсковой праздник Уральского казачьего войска

24 ноября 1730- родился великий русский полководец, один из основоположников русского военного искусства, генералиссимус (1799) Суворов Александр Васильевич

1 декабря (17.11) 1896 - родился выдающийся русский полководец, Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Жуков Георгий Константинович

4 (21) декабря - Введение во Храм Пресвятой Богородицы

17 декабря 1991 - Войсковой праздник Черноморского казачьего войска

19 (6) декабря - Святителя Николая, Войсковой праздник Сибирского и Иркутского казачьих войск в ознаменование окончательного разгрома у Абалака в 1582 году хана Кучума и его бегства в ногайские (татарские) степи

19 (6) декабря 1788 - взятие г. Очакова

19 (6) декабря 1852 - Праздник Донского Императора Александра III кадетского корпуса

19 декабря 1994 - Войсковой праздник Казачьего войска Калмыкии

У казаков существовало множество различных религиозных обрядов и праздников. Казаки были глубоко верующими людьми. Ни одного великого дела казаки не начинали без молитвы, они чувствовали свою духовную связь с умершими. Обязательно поминали усопших.

У казаков существовало множество различных религиозных обрядов и праздников. Самыми почитаемыми праздниками на Нижнем Дону считались Троица и Покров. На Верхнем Дону любили зимние святки, Рождественское славление, обряд посевания и святочные гадания. Праздник праздников и торжество торжеств – пасхальные обряды и обычаи.

А теперь подробнее расскажем только о некоторых из этих праздниках и связанных с ними обычаями.

Второй день, т. е. понедельник, церковь посвящает во славу духа Святого, поэтому этот день и называется Духовным днем. Его празднование начинается, по обыкновению, вечерним богослужением в Троицын день.

Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Кроме частных дней, установленных для поминовения усопших, православная церковь установила общие дни, в которые должны поминаться все православные крестьяне. Такие дни называются вселенскими или родительскими: одним из них является суббота в канун Троицына дня, когда в храмах совершаются поминальные молитвы.

Праздник Святой Троицы праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.

А на Руси Троица слилась с древнеславянским праздником – Семиком. Он знаменовал конец весны и начало лета и приходился на четверг седьмой недели после Пасхи.

Именно в Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех, еще древние славяне считали, сто береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. У молодой сочной березки выбирали место, что бы водить хороводы. С березой связан и обычай завивания венков. В Семик ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно – на кого-то другого. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.

Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

В настоящее время обычаи праздновать Троицу возвращаются. Хочется верить, что уже навсегда.

Особо любимыми в народе были рождественские праздники. Россияне, в том числе и донцы, праздновали их красочно и ярко.

На Руси праздничные дни продолжались две недели: начинались праздником Рождества Христова и завершались Крещением Господним.

К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Этот день назывался сочельником, т. к. по церковному уставу в этот день полагалось употреблять сочиво (пшеницу с медом).

– Чем же вы берете? – спрашивали хозяева.

– Чем бог послал, – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами.

Их принимали только до восхода солнца.

Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распивая при этом специальную песню коляду.

В ночь перед Рождеством на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг стога собирались родственники. Это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда спаситель еще не родился, и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.

С кострища, которое сохранялось ( на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни. священной травой кочевников, по поверьям отгонявших злых духов, хранилась в ладанке на груди.

В святочные дни отмечалось три праздника: Рождество Христово, памяти Василия Великого и Крещение Господне.

В Полночь начинали гадать. Гадания были самыми разнообразными.

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую долиницу,

В поле стогами, у нас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем я пришел поздравить вас!

Девушки при посевании ловили зерна и гадали. Если число зерен было четным, значит, девушка скоро выйдет замуж.

Широко был распространен обычай, в крещенский вечер рисовать мелом или копотью свечи на окнах и дверях, чтобы черти не поселились в доме. Обычно это действо совершал глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.

Как в Рождество, так и в Крещенский сочельник крестники шли к крестным поздравлять их с праздником. Несли кутью пироги, получая в свою очередь от них подарки и угощения.

В память того, что Спаситель своим Крещением освятил воду, в этот праздник бывает два великих водосвятия. Первое – накануне праздника в храме. Второе совершали в самый праздник под открытым небом на прудах и реках. Шествие для освещения воды в водоемах совершалось

, в центре делалось отверстие, куда забивался Чоп. Когда священник завершал молебен, Чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполнялись емкости. Некоторые из прихожан даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто искупается в проруби, в ледяной воде, на праздник, будет весь год здоровым.

К рождественским праздникам, как и к Пасхе, готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением дома была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. Каждая хозяйка старалась удивить гостей разнообразием блюд.

Закончился Рождественский пост, поэтому хозяйки готовили огромное количество мясных блюд. Конечно, главным блюдом на столе был рождественский поросенок или рождественский гусь.

Рождественского поросенка сначала ошпаривали, затем насухо вытирали полотенцем, слегка натирали мукой и опаливали на огне. После этого промыть водой, посолить, положить на противень и жарить до румяной корочки. На стол так же подавали окорок, домашнюю колбасу, студень. Хозяйки пекли пироги с повидлом, творогом и другими начинками.

Сохранилось описание праздника Рождества на верхнем Дону в конце Х1Х начало ХХ века в богатых семьях:

Пасха – один из самых любимых, красочных и светлых праздников!

Когда Иисус въезжал в Иерусалим, множество народу приветствовало его. Люди постилали свои одежды, другие срезали ветки с деревьев и бросали их под ноги. Народ приветствовал его, держа в руках пальмовые ветви, которые считались символами жизни, радости и спасения.

На Руси пальмовые ветви не растут, и по этому для символического христианского обряда в русском православии была выбрана верба.

Мы, держа распускающиеся зеленые ветки, прославляем Спасителя как победителя смерти. Ветка служит знаком победы Христа над смертью. Считалось, что освещенная верба будет оберегать ваш дом от напастей и бед.

Донские казаки особенно почитавшие светлый праздник

Пасхи соблюдали все необходимые обряды и обычаи, связанные с этим праздником.

Освещенной вербой били в Вербное воскресенье скот, чтобы коровы и овцы были здоровы и плодовиты.

Освященную вербу хранили в течение всего года до следующего Вербного воскресенья.

У казаков живших на среднем Дону праздник Святой Пасхи праздновали так:

«В пятницу Христос был схвачен стражниками и передан суду, и принял крестную смерть. Великая суббота – день печали.

К празднику готовились заранее: убирали двор, самым тщательным образом мыли и украшали дом, на окна вешались белые накрахмаленные занавески, комоды покрывались вязанными белыми скатертями, расстилались чистые праздничные половики. Если в пост в интерьере дома преобладали темные или даже где-то мрачные тона, то на кануне Пасхи дом преображался, блистая чистотой и белизной, наполнялся запахом испеченных куличей и пасок, сиянием и разноцветьем пасхальных яиц.

В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую входили пасха, куличи и крашенные яйца.

Яйцо – символ зарождающейся жизни – занимает центральное место в пасхальном обряде. Как из яйца возникла новая жизнь, так и мир заново родился через Воскресение Христово. Окрашенное яйцо стало своего рода символом и знаком праздника.

Красный цвет знаменует не только радость воскресения и возрождения рода человеческого, но это и цвет пролитой на кресте крови Христовой, которой искуплены грехи мира.

Кроме крашенных яиц к праздничному пасхальному столу готовили сырую пасху и пекли куличи. Обязательно кулинарным шедевром на пасхальном столе всегда был освященный в церкви кулич.

Наличие на столе сырной пасхи и кулича было обязательным на Дону. Это особенность пасхального стола сохранилась в казачьих семьях до сегодняшнего дня. Вся ритуальная еда готовилась заранее, начиная с четверга и до воскресенья.

И вот наступал сам праздник – Воскресение Христово. В Евангелиях рассказывается о том, что преданный Иудой Иисус Христов был приговорен к смертной казни за то, что назвал себя Христом – сыном Божьим. Две женщины, пришедшие с восходом солнца к гробу Иисуса, увидели ангела, возвестившего о том, что Христос воскрес. Это событие евангельской истории и составляет содержание христианского праздника Пасхи.

Своей смертью и воскресением Иисус Христос искупил первородный грех человечества. И своим воскресением Господь открыл путь к личному спасению каждому из верующих христиан.

«На Дону в пасхальную ночь задолго до полуночи верующие в светлых одеждах стекаются в храм и ожидают наступающего пасхального торжества. Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного праздника – Воскресения Христова. После пасхальной литургии совершается освещение куличей, пасок, сала, мака, соли и т. д.

Придя из церкви после литургии, вся семья садилась разговляться освященной в церкви обрядовой едой. Трапеза обычно начиналась с яйца. Совместная еда одного яйца должна была укрепить семью, сохранить в ней дружеские отношения и любовь друг другу.

Всю святую неделю длиться праздник, стол оставался накрытым, угощали особенно тех, кто не имел такой возможности, привечали нищих, убогих, больных.

Первое воскресенье после Пасхи – Красная горка. В этот день устраивались массовые гуляния с хороводами, песнями, играми. Красная горка та же была днем свадеб и сватовства. На Красную горку девушки надевали свои лучшие наряды.

Важным событием пасхальных торжеств было поминовение усопших. Основным поминальным днем была Радуница, отмечаемая во вторник на второй недели после Пасхи.

Казак не стремится к сословности в ряд,

И в этнос дорога закрыта.

Казачество – жизни особый уклад,

Явление русского быта.

И в этом явлении сила и твердь,

Духовность и святость движенья.

Открыть бы в истории нужную дверь

На трудных путях возрожденья.

В казаках всегда сильной была вера. В казачьих обрядах, преданиях, праздниках вере отводилась одна из главных ролей. Наравне с любовью, честью, отвагой, героизмом и беззаветной преданностью своему донскому краю стояло у казака понятие - веры.

А то, во что веришь, любишь, охраняешь и ценишь еще дороже, порой дороже жизни

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проект Календарь казачьих праздников. Подготовили учащиеся 3 класса МБОУ ООШ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проект Календарь казачьих праздников. Подготовили учащиеся 3 класса МБОУ ООШ.

Проект
Календарь казачьих праздников.
Подготовили учащиеся 3 класса МБОУ ООШ №19
Руководитель проекта: Лунева Е.А.

Краткая аннотацияДонская земля-это малая родина донских казаков, которые из п.

Краткая аннотация
Донская земля-это малая родина донских казаков, которые из поколения в поколение жили и трудились на ней, воевали за неё, молились о ней.
Казаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру.
Веками в казачьих поселениях и станицах сохранялись традиции празднования различных торжеств с соблюдением особых обрядов.
Казаки –народ дружный и веселый. И праздники у них всегда готовились и проводились с размахом. В основном, все казачьи праздники совпадали с великими христианскими событиями. Казаки – народ верующий, поэтому и дни поклонения святыням были и остаются для них днями особенными. Зачастую, празднование начиналось с молебна в церквях. После него в станичной избе организовывался большой праздничный обед с песнями и плясками. На стол ставили угощения, принесенные каждой семьей. Но у празднования каждого события были и свои особенности.И сейчас каждое событие, праздник в семьях казаков отмечается с соблюдением предписаний предков.
В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обычаям и обрядам наших предков.
Человек должен знать свои корни. Писатель Даниил Гранин говорил, что не зная прошлого, не понимаешь настоящего и не имеешь будущего. Поэтому сейчас необходимо возрождать народные культурные традиции наших предков-донских казаков.

Основание необходимости проектаВ древности говорили: «Каждое дерево сильно св.

Цель и задачи проекта: Цель: Сделать календарь казачьих праздников. Задачи.

Цель и задачи проекта:

Цель: Сделать календарь казачьих праздников.

Основное содержание проекта. Мы начали работу над проектом. Сначала мы опр.

Основное содержание проекта.

Мы начали работу над проектом. Сначала мы определили группу учащихся, которая будет заниматься проектом. Составили план реализации нашего проекта. Первым пунктом плана было изучение традиций и обычаев казачьих праздников. Каждый член группы получил индивидуальное задание: изучить традиции и обряды определенного праздника. Дома, вместе с родителями, мы стали искать информацию и картинки по данной теме в интернете. В результате этой работы мы узнали, что казаки очень дружный и веселый народ. Что все праздники, народные гулянья не проходят без игр, забав и, самое главное, без соревнований. Казаки очень любили показать свою силу, ловкость, отвагу. Ни один казачий праздник не обходился без кулачного боя, скачек на лошадях и джигитовки. Узнали о том, что большинство казачьих праздников связаны с церковным календарем.
Мы изучили традиции таких праздников как: Рождество Христово, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха, Троица, Покрова Пресвятой Богородицы, Общий казачий воинский праздник, День матери казачки.

Основное содержание проекта.Праздник Рождество Христово. Празднование на.

Основное содержание проекта.
Праздник Рождество Христово.
Празднование начиналось с вечера. По православной традиции, в казачьих семьях в сочельник садились за стол только после появления на небе первой звезды. Это символизировало событие, указанное в Библии, повествующее о том, что, когда родился Христос, на небе загорелась новая звезда. В этот вечер казаки собирались семьями и начинали трапезу с постной каши с изюмом-кутьи. Утром совершался молебен, после которого все казаки во главе с атаманом ходили по станице и славили Рождение Христа. После Рождества начинались Святки. Святки на Руси традиционно длятся с сочельника до Крещения. В эти дни в казачьих станицах было весело. Дети и молодежь катались с горок на санях или в корзинах. Взрослые женщины и молодые девушки ходили по дворам и пели песни, славящие Рождество – колядовали. В это мистическое время, которое наши предки называли порубежным, так как считалось, что души предков в эти дни навещают живых, было принято гадать. Гадали молодые на суженного, а более взрослые – на долгую, счастливую жизнь, или на урожай. Заканчивались Святки Крещением.

Основное содержание проекта.Крещение. Перед Крещением соблюдался пост. После.

Основное содержание проекта.
Крещение.
Перед Крещением соблюдался пост. После на стол ставили угощения и традиционную кутью. Потом шли на молебен. Ночью в храмах проходили службы и освящалась вода, а утром считалось, что вода становится святой в реках, озерах, ручьях и прочих водоемах. В Крещение одной из традиций было купание в проруби, вырубленной в виде креста, К водоему шли кресным ходом всей станицей. В воду окунались трижды с головой. Считалось, что после такого омовения к казаку весь год не будут приставать хвори, и будет стороной обходить неудача в бою.
Казачий праздник Новый год.
Это торжество приходится как раз на середину всего зимнего праздничного цикла – Святок. Празднуется в ночь с 13 на 14 января. Самое главное в праздновании наступления Нового года у казаков был стол. Чем богаче угощение-тем обильнее будет урожай, и тем сытнее будет в семье. Одной из традиций этого праздника – это вареники с сюрпризами. В новогоднюю ночь гадали, а утром казаки ходили по домам с посеванием - рассеиванием зерен пшеницы, гороха или кукурузы по полу избы и на головы хозяев. Также утром нового года смотрели, кто первым придет к семье в гости: если мужчина- к удаче, если женщина к убытку. Праздновали новый год в станицах все вместе. Это позволяло почувствовать себя членом большой дужной семьи. Что очень сплачивало народ.

Основное содержание проекта.Масленица. Для казаков проводы зимы – относитель.

Основное содержание проекта. Пасха. Великий для каждого казака праздник Пасх.

Основное содержание проекта.

Основное содержание проекта. Праздник Троица. Это один из летних праздников к.

Основное содержание проекта.

Основное содержание проекта. Казачий праздник Покрова Пресвятой Богородиц.

Основное содержание проекта.

Казачий праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Этот день совместил в себе две традиции, присущие казачьему братству-православную и воинскую. В православной традиции этот праздник посвящен великому событию – явлению Пресвятой Богородицы Андрею Юродивому в храме, в котором хранилась риза Божьей Матери.
В воинской традиции казаков этот день был посвящен не менее важному событию – победе казачьего войска над турками под Азовом в XVII веке. В Покров традиционно поминаются воины, погибшие при Азовском осадном сидении. По ним служится молебен, и в честь них устраиваются традиционные кулачные бои.
Общеказачий воинский праздник.
Донские казаки празднуют его 30 октября. Его проводят в большинстве станиц. Главная цель организации такого торжества- демонстрация умений молодых и опытных казаков. Начиналось все с общевойскового построения. Атамам с символами власти-булавой и насекой-возглавлял шествие, направляющееся на традиционную литургию в храм. После нее из храма выносились иконы и знамена. Далее начинались игрища. Проводились состязания, показательные выступления с оружием, скачки на конях, джигитовка. Завершал праздник общий пир и массовые гулянья с песнями и плясками.

Основное содержание проекта. День матери казачки. Более 200 лет День Матери-к.

Основное содержание проекта.

Основное содержание проекта. После знакомства с казачьими праздниками мы рис.

Основное содержание проекта.

Основное содержание проекта. После всей проделанной работы мы принялись за ег.

Основное содержание проекта.
После всей проделанной работы мы принялись за его изготовление.
Для этого нам понадобились картонные папки, которые мы разрезали и обклеили цветной бумагой. Мы решили обклеить картонные листы в зависимости от времени года. Зимние праздники расположили на листах синего цвета, весенние - на листах зеленого цвета, летние мы обклеили красным цветом, а осенние - оранжевым. После этого мы принялись за оформление листов нашего календаря, на которые поместили ранее подобранную и подготовленную информацию. Когда все было готово, нам оставалось соединить листы календаря между собой. Для этого мы прокололи дырочки дыроколом и связали листы календаря нитками для вязания по временам года. Для того, чтобы наш календарь можно было повесить на стену, к титульному листу мы привязали атласную ленточку. Наш календарь был готов.

Ресурсы, партнеры, целевая аудитория Ресурсы: Картонные папки – 55 руб Цветн.

Ресурсы, партнеры, целевая аудитория

Ресурсы:
Картонные папки – 55 руб
Цветная бумага – 45 руб
Нитки для вязания – 25 руб
Атласная лента– 15 руб
Клеящий карандаш – 25 руб
Картинки с изображением казачьих праздников – использовали ресурсы интернета.
Итого: 165 руб.
В создании нашего проекта нам помогали классный руководитель и родители.
Партнеры: родители учащихся, классный руководитель
Целевая аудитория: учащиеся школы

Ожидаемые результаты, перспективы дальнейшего развития.Ожидаемые результаты.

Краткое описание документа:

Презентация предназначена для учеников начальной школы. Знакомит с традициями и обрядами праздников донских казаков.

Читайте также: