Поединок история создания повести кратко

Обновлено: 08.07.2024

История создания

Считается, что замысел масштабного произведения о русской армии появился у Куприна в начале 1890-х годов. В это время выходит множество рассказов, посвященных этой теме, но за усиленную работу писатель принимается только к 1903-му году.

Жанр и направление

Особое внимание уделяется описанию эмоций и чувств, в частности, тех, что связаны с любовными переживаниями.

Композиция

Суть: о чем повесть?

Молодой подпоручик Георгий Ромашов полтора года состоит на службе в небольшом городе. Он командует полуротой, но мечтает о более почетном положении. Тем не менее, ему непонятно, зачем люди участвуют в войнах и понапрасну губят себя, если можно просто решить все мирным путем.

Серые будни Ромашов разбавляет поездками в гости и случайными интрижками с замужними женщинами – сначала с Раисой Петерсон, затем с Александрой Николаевой. В доме последней бывает достаточно часто – ему кажется, что она из тех немногих, кто способен по-настоящему понять. Но как раз чувства к ней и приведут Георгия к трагическому финалу.

На майском смотре полурота героя переживает настоящий позор – захваченный ощущением собственного величия, Ромашов совершенно забывает о правилах, и полностью разрушает построение. Униженный перед всеми, он окончательно отстраняется от людей, считая себя презренным существом. Тут же появляется и муж Шурочки с обвинениями в распространении сплетен и развратном поведении – оказывается, кто-то посылает анонимные письма с намеками на любовные отношения между Георгием и Александрой. Доведенный до предела подозрениями, Николаев в один из вечеров серьезно ссорится с Ромашовым. Дело доходит до суда, на котором назначают дуэль.

Уверенный, что ему не причинят вреда – к нему приходит Шурочка и говорит, что супруг не станет в него целиться – герой отправляется на поединок. На следующий день он умирает от выстрела в живот.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Основная идея

Чему учит?

Художественные особенности

Благодаря большому количеству монологов и диалогов, мы можем глубже понять персонажей. Вдохновенные речи Назанского, мысли Ромашова, циничные фразы Раисы и Александры – все это создает нужный образ и содержит вложенные автором смыслы.

Критика

Критик А. А. Измайлов отметил некоторую небрежность писателя и скомканность финала, но согласился с остальными и выразил радость относительно того, что в литературе появился новый талант.

Работа над повестью (сам А.И. Куприн называл свое произведение романом) началась в 1902 году. Уже в 1903 году А.И. Куприным были написаны отдельные главы повести, однако писатель уничтожил созданные главы, так как они не устраивали его.

Когда к А.И. Куприну пришли жандармы, чтобы произвести обыск, рукописи были изъяты, и писателю пришлось восстанавливать некоторые написанные главы по памяти.

Первое отдельное издание купринской повести вышло в 1927 году.

Как говорилось выше, в основу произведения легли реальные воспоминания А.И. Куприна о своих годах службы. Так, конфликт между Ромашовым и Шульговичем имеет весьма автобиографические начала: А.И. Куприн, будучи офицером, не смог вынести грубости командира полка.

Литературно-исторические заметки юного техника

История создания повести

Известные источники указывают на то, что замысел большого произведения (романа) о быте русского офицерства в глухой провинции родился у писателя ещё в начале 1890-х годов.

В 1893 году, в недатированном письме к Н.К.Михайловскому, Куприн упоминает о своей работе над большим романом:

В 1890-е годы в печати появился ряд рассказов Куприна, посвящённых быту и нравам русского офицерства, но к новому большому произведению из жизни военных Куприн обратился лишь в 1902-1903 годах.

Появление романа немецкого автора и возникшая вокруг него шумиха произвели на Куприна тяжелое впечатление, он даже несколько раз бросал начатую работу. След этих переживаний сохранился у него и много позднее.

Реакция современников

Анализ произведения

Герой-неудачник

Невольно напрашивается вывод, что такой герой на любом избранном им поприще мог бы прийти к такому же разочарованию, отторжению окружающей действительности и просто погибнуть. При чём же здесь армия?

Гибель героя накануне возрождения – вполне удачный литературный приём. Она происходит именно в тот момент, когда Ромашов сделал попытку подняться, вырвавшись из чуждой ему среды, а потому символизирует активную враждебность этой среды всякому, кто так или иначе вступает в столкновение с ней.

Система персонажей повести

Не менее убедительна портретная характеристика Куприна и тогда, когда он изображает людей несложных и даже примитивных, ясных с первого взгляда: унылый штабс-капитан Лещенко, многодетный вдовый поручик Зегржт и т.д.

Назанский

Сегодня все затянутые философские монологи этого персонажа выглядят, скорее, как пародия, искусственная авторская вставка-ремарка в тело живого произведения. Но в тот момент Куприн и сам был очарован ницшеанством, находился под влиянием Горького и считал, что в повести они совершенно необходимы.

Впрочем, нельзя сказать, что Назанский, этот герой-резонёр, герой-рупор, призванный донести до читателя некую идею, в полной мере выражает мнение автора повести по всем затронутым им злободневным проблемам.

Шурочка

Принципы, проповедуемые Назанским, в повести полностью осуществляет Шурочка Николаева, обрекающая на верную смерть во имя своих корыстных, эгоистических целей влюбленного в неё Ромашова.

Своеобразно дан в повести и портрет Шурочки. Куприн намеренно уклоняется от авторского описания её внешности, предоставляя самому Ромашову нарисовать её такой, какой он видит её. Из его внутреннего монолога перед нами возникает не просто обстоятельно выписанный портрет, но и выраженное отношение героя к любимой:

Для Шурочки любовь Ромашова – лишь досадное недоразумение. Как средство к достижению её заветной цели этот человек совершенно бесперспективен. Конечно, ради своей любви Ромашов мог бы сдать экзамены в академию, но это было бы лишь бессмысленной жертвой. Он никогда бы не вписался в ту жизнь, которая так манила его избранницу, никогда бы не достиг того, что было столь необходимо ей. Николаев, напротив, с точки зрения Куприна, обладал всеми необходимыми для этого качествами. Он покладист, усерден, трудолюбив, а природная глупость ещё никому не помешала добиться высоких чинов и завоевать положение в обществе. У читателя даже не возникает сомнений в том, что при такой женщине, как Шурочка, увалень Николаев лет через двадцать обязательно станет генералом. Только вот на генеральскую пенсию после октября 1917 года ему рассчитывать не придётся.

Образы солдат

Образы солдат не занимают в повести такого значительного места, как образы офицеров. Они введены Куприным исключительно с целью наглядно продемонстрировать социальное неравенство и сословные предрассудки, царившие в армии.

Герои и прототипы

Верность Куприна фактам биографии отдельных офицеров Днепровского полка, послуживших ему прототипами, в некоторых случаях просто поразительна. Например, вот что говорится в повести о полковом казначее Дорошенко:

Из послужного списка штабс-капитана Дорошевича, хранящегося в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) следует, что в молодости он участвовал в русско-турецкой войне и был ранен во время сражения у села Мечке в правую ногу двумя ружейными пулями. Служа в течение многих лет в Днепровском полку, Дорошевич с 1888 по 1893 год был полковым казначеем, а с марта 1894 года - членом полкового суда. В Днепровском полку Дорошевич прослужил до 1906 года и вышел в отставку полковником.

Прототипом образа батальонного адъютанта Олизара послужил другой сослуживец Куприна, адъютант Олифер.

В автобиографии Куприна, относящейся к 1913 году, рассказывается о его столкновении с командиром полка, Александром Прокофьевичем Байковским. Старый полковник охарактеризован так, что невольно вспоминается Шульгович, командир полка, в котором служит Ромашов: .

«Однажды полковой командир, в душе прекрасный, добрый и даже сентиментальный человек, но притворявшийся на службе крикуном, бурбоном и грубияном, так закричал на меня по пустячному поводу, что я ему ответил только:

— Позвольте мне выйти в запас, г-н полковник! На другой день я обедал у него. Он был мил, гостеприимен и хлебосолен, как всегда. Сошлись родством по Пензенской губернии. В конце концов он с удивлением спросил меня:

«. Ах, да! — спохватывается он вдруг. — Ведь вы, подпоручик, кажется, наш, пензенский?

— Точно так, господин полковник, пензенский.

— Ну да, ну да. Я теперь вспомнил. Ведь мы же земляки с вами. Наровчатского уезда, кажется?

— Точно так. Наровчатского.

Интересные сведения о Байковском сообщила Т. Гойгова, дочь сослуживца Куприна С. Бек-Бузарова, отдельные черты которого Куприн использовал, создавая образ Бек-Агамалова:

Начальник и земляк подпоручика Куприна Байковский также превратился под пером писателя Куприна в одну из самых ярких фигур его произведения.

Впрочем, большинство представителей нынешней молодёжи, способное прочесть до конца разве что этикетку на пакетике с чипсами, узнаёт о проблемах современной армии не столько из художественной литературы, сколько на собственном горьком опыте. Что с этим делать, и кто виноват – вот вечные русские вопросы, решение которых зависит от нас самих.

Елена Широкова

Афанасьев В.Н.. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк.- М.: Художественная литература, 1960.

Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. – Изд-во Академии наук СССР, М-Л.,1956

Дружников Ю. Куприн в дёгте и патоке// Новое русское слово. – Нью-Йорк, 1989. – 24 фев.

История повести "Поединок" Александра Ивановича Куприна во многом схожа с жизнью автора. Ни для кого не секрет, что А.И. Куприн служил в армии и был молодым офицером. Военная среда была хорошо знакома писателю и наложила свой отпечаток на литературное творчество автора, в том числе и на повесть "Поединок".

Задумки будущей повести формировались несколько лет. В это же время в свет выходит роман немецкого писателя на подобную тематику, который производит неоднозначное впечатление на людей из высших кругов, из-за чего немецкий автор снимается с должности на службе. Впечатлившись таким поворотом событий, Александр Иванович решает ненадолго отложить написание своего труда.

Через несколько лет, под влиянием Максима Горького, Куприн в 1902 году продолжает работать над, как сам он называл, большим "романом". Соединить личные впечатления и увиденную жизнь армии изнутри в единую повесть получается у автора с введением в историю образа доверчивого Ромашова, которому чуждо военное дело, осознающего безвластие солдат и бесчеловечность офицеров.

Работа над повестью была достаточно длительной, с постоянными остановками. В 1903 году были уже готовы отдельные главы повести, но писатель решает их уничтожить, так как эти главы не удовлетворяли его. Весна и лето 1904 года были продуктивны для Куприна, в то время велась Русско-Японская война, которая оставила свой след, из-за чего повесть была в то время совершенно актуальна.

Финал повести был написан за ограниченное время, так как труд писателя поджимали сроки для печати в журнале. Только из-за этой причины в тексте отсутствует детальное описание дуэли.

Первоначально повесть "Поединок" должна была быть напечатана в журнале "Божий мир", но по решению А.И. Куприна она была напечатана в сборнике "Знания" в 1905 году. Первый же тираж повести составил ни много ни мало 20 тысяч экземпляров и был раскуплен за месяц. Отдельное издание труда вышло в 1927 году.

После выхода "Поединка" в счет писатель подвергся критике со стороны многих офицеров. Они считали, что они стали прототипами героев без их личного согласия. Однако сам Куприн это отрицал и утверждал, что в повести описаны лишь типичные представители воинского дела. Но после Гражданской войны 20-го века общество изменило своего отношение к автору и содержанию уже известного всем "Поединка"

Повесть внесла огромнейший вклад в творчество и популярность Александра Николаевича Куприна и поставила его в ряд с великими писателями, такими как Чехов, Горький и Бунин.

2 вариант

Основой написания произведения являются автобиографические моменты жизни писателя, который в силу обстоятельств проходит обучение в военном училище.

Материал для книги писатель собирает в течение нескольких лет, намереваясь изобразить более детально и реалистично бытовую историю жизни русских офицеров в заброшенной провинции.

В этот момент на свет появляется роман немецкого автора Фриц фон Кюрбурга, описывающий подобную тематику, который производит неоднозначную реакцию и шумиху в высших кругах, в результате чего Кюрбурга исключают с военной службы. Писатель находится под тяжелым впечатлением от этой ситуации и на несколько лет откладывает работу над повестью, поскольку задумывает произведение как некую автобиографию и исповедь.

Лишь под влиянием Горького А.М. писатель возобновляет написание повести, замыслом которой является увиденное и лично пережитое. Соединение личных впечатлений в единое произведение получается у писателя с введением в повесть образа ранимого, доверчивого Ромашова, глубоко чуждого военному делу, осознающего и страдающего от реальной действительности в виде бесправия обычных солдат, бездуховности офицерского состава, сословных пережитков, бытующих в армейских традициях и обычаях.

Современники неоднозначно воспринимают повесть, поскольку писатель изобличает своим повествованием ситуацию, царящую в армии, тем самым оскорбляя чувства тех, кто считает военное дело жизненным призванием. Однако многие критики положительно оценивают повесть, отмечая смелость автора, изобразившего бюрократизм, военщину и монархический милитаризм.

Прототипами персонажей повести, которую сам писатель называет романом, служат многочисленные сослуживцы автора, проходившие с ним военную службу в 46-м пехотном Днепровском полку. Именно характерные черты штабс-капитана Дорошенко, адъютанта батальона Олизара, командира полка Шульговича, офицера Бек-Агамалова писатель черпает из воспоминаний о коллегах по службе.

После выхода в свет повести писатель обвиняется многими офицерами в их литературном изображении без личного согласия, однако автор считает, что в произведении не живых образов, а лишь описаны типичные представители армейского сообщества.

Повесть вносит значительный вклад в творчестве писателя, поскольку дает широкое представление о пороках армейского быта, демонстрирующихся с ярким выражением внутреннего человеческого мира и его противоречивых психологических портретах.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания повести Поединок

Популярные сегодня темы

Мой любимый домашний питомец – это кошка, нет у меня, конечно, есть еще питомцы, такие как черепаха, хомяк, но ее я люблю больше всех. Мою кошку зовут Снежинка, сама она белая и пушистая.

Заканчивается свежее утро. Солнце уже высоко поднялось и начинает припекать. Вся роса которая сверкала на траве и цветах постепенно высыхает

При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.

Читайте также: