Православный народ это кратко

Обновлено: 04.07.2024

Что такое православие

Православие – одно из трёх главных направлений в христианстве (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся в первом тысячелетии от Рождества Христова на территории Восточной Римской империи (Византии). Занимает третье место по численности (около 300 млн. человек) среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд.) и протестантизма (800 млн.).

Когда появилось православие: краткая история

Этот термин возник в 4 веке. Вообще, православная церковь идет от апостолов. Просто в древности было другое слово. То, что мы называем православием, во времена первых христиан называлось благочестие. В древнем смысле благочестие — это правильное почитание Бога. Просто определения православной церкви менялось. Это все одна реальность, которая не включает в себя лжеучения. А с первого века были разделения внутри христианства. Церковь не знает ни одного периода, когда все были едины.

В русской истории, начиная с крещения Руси в X в., церковь была связана с государственной властью. А церковные деятели (вначале митрополиты, а с 1589 патриархи) всегда входили в ближайшее окружение царя. Православие было господствующей конфессией.

Православие: основы, значение, особенности религии

Более четырех веков россияне жили под негласной властью византийской церкви. Однако московская церковь претендовала на собственную исключительность и в 1448 году московские священники объявили собственную самостоятельность, не признанную Константинополем и остальным миром вообще. А еще через 140 лет у новой церкви появился официальный глава – патриарх.

С падением монархии для русской церкви начался период испытаний. С началом революции в России развернулась политика насильственного навязывания атеизма. Результатом чего стало разграбление многих храмов.

Государственное давление на церковь ослабло в последние месяцы 1941, после ряда военных неудач советских войск в войне с Германией. Война 1941–1945 сплотила верующих и неверующих.

После распада СССР в 1991 русская православная церковь стала возрождаться, а вместе с тем прекратились гонения на верующих, распространенные в советские времена, прекратились. Началось возрождение старых (около 1,5 тысяч уцелевших из 50 тысяч, насчитывающихся до революции 1917 г.) и строительство новых христианских храмов.

Во что верят православные: основные положения христианства

В догматике есть четыре основных момента. Первое — вера в Троицу: Отец, Сын и Святой Дух. Для нас это не три бога. Это не три маски одного и того же божества. Это три божественные личности между которыми есть отношения и общение. И отношения эти — любовь. Отсюда и идет главная христианская заповедь — любовь. Ведь мы созданы по образу и подобию Божьему.

Православие: основы, значение, особенности религии

Второе — Христос есть Бог и человек. Почему это важно? Бог неуязвим. А тут он принял человеческую плоть и душу, чтобы сделать себя уязвимым. Чтобы прочувствовать на своем опыте человеческие страдания: и физические, и душевные. Это сближает Бога с нами. А практическое применение — когда мы обращаемся к Господу в молитве он нас понимает, потому что все это прочувствовал здесь на земле.

Третье — вера в воскресение. Христос, после распятия на кресте, спустился в ад и победил смерть. Он воскрес плотью. И мы верим, что мы воскреснем плотью, как Христос, после его второго пришествия. Мы верим, что в вечную жизнь мы войдем и душой, и телом. Поэтому в духовной жизни важны и телесные подвиги. Например, брачная верность. Наше тело — храм Духа Святого. Оно принадлежит Христу и жене. Больше никому.

Четвертое — вера в церковь. Христиане считают, что прийти к Богу невозможно без церкви. Речь не идет о здании. Нужно приблизиться к другим людям. То, что мы вместе собираемся на молитву в храме — важнейший момент. Нельзя приближаться к Богу отдаляясь от других людей.

Отличия православия от католицизма

Православие: основы, значение, особенности религии

Главные отличия между православием и католичеством можно свести к нескольким пунктам:

Основные таинства православия

Первое – таинство Крещения, в которым мы соединяемся со Христом. Потому что погружение в воду, это символ смерти , как Спаситель умер и был погребен. Когда человека поднимают из воды — это символ воскресения. А троекратное погружение совершается во имя святой Троицы.

Православие: основы, значение, особенности религии

Второе – таинство миропомазания. В нем человеку дается дар святого духа. Оно совершается после крещения. И цель жизни человека, развивать этот дар в себе.

Третье – Причастие или Евхаристия. Через него связь, образовавшаяся между человеком и Христом во время Крещения, поддерживается на протяжении всей жизни.

Четвертое – исповедь. Оно помогает человеку избавляться от грехов для дальнейшей работы над собой.

Пятое – венчание. Оно делает мужа и жену одним целым.

Основные православные праздники

Практически всем известно, что главным православным (и вообще христианским) праздником является пасха. Однако наряду с ней существует еще несколько знаменательных дат.

Пасха

Православие: основы, значение, особенности религии

Рождество Христово

25 декабря (7 января) – великий день для всего христианского мира. Предпразднество его начинается за пять дней до самого праздника. Канун праздника называется сочельником. В сочельник читают т.н. царские часы, это богослужение совершается при открытых царских вратах в центре храма перед Евангелием, положенным на аналое в знак того, что отныне Спаситель пребывает среди людей.

Православие: основы, значение, особенности религии

Рождество Богородицы

Преображение Господне

6 (19) августа. Этот праздник – воспоминание о том, как Иисус явился ученикам в славе своего Божества, преобразившись перед ними на горе Фавор. Свидетелями этого события, по синоптическим евангелиям, было три человека – любимые ученики Иисуса – апостолы Петр, Иоанн и Иаков.

Православие: основы, значение, особенности религии

Успение Божьей Матери

15 (28) августа. Это последний двунадесятый праздник церковного года. Успение Богоматери – это смерть, конец земной жизни Марии. Но кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. За порогом смерти ее ждало воскресение и вознесение на Небо. У одра Богоматери произошло соединение церкви земной и небесной, так как попрощаться с Марией явились живые и уже умершие апостолы, иерусалимские священники и девы, ангелы и архангелы.

Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост. Богослужение начинается всенощным бдением с паремиями, на котором происходит вынос святой плащаницы Богоматери на середину храма. На следующий день совершается чин погребения Богоматери, во время которого плащаницу трижды обносят вокруг храма.

Православие: основы, значение, особенности религии

По традиции, верующие приходят в этот день в храм с веточками распустившейся вербы, которые заменили в России пальмовые ветви. Принесенные как дар Христу ветви освящаются на службе кроплением святой водой. Как и пальмовые ветви, они служат символом победы над смертью и твердой веры в воскресение.

Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи. После своего воскресения Христос являлся ученикам, уверяя их в истине воскресения, и подготавливал к проповеди Евангелия всем народам. В последний день своего пребывания на земле Он взошел на Елеонскую гору, благословил апостолов, воздел руки к Небу, и сияющее облако Славы скрыло его.

Православие: основы, значение, особенности религии

Вознесение Господне – христологический догмат: прославленное человеческое естество Христа после вознесения вошло во внутрибожественную жизнь Св. Троицы. Поэтому церковь в песнопениях праздника призывает славить вознесшегося Жизнодавца Христа.

Пятидесятница

Пятидесятница, или Троицын день, отмечается в пятидесятый день после Пасхи. Именно в пятидесятый день после своего восстания из гроба Господь послал ученикам Святого Духа, чтобы облечь их силою свыше. Дух Святой сошел на апостолов в виде языков пламени, символизирующих живое и действенное слово, при помощи которого они были призваны проповедовать Евангелие народам. День Пятидесятницы считается началом истории церкви, днем ее рождения.

Православие: основы, значение, особенности религии

Праздник Пятидесятницы продолжается целую неделю. Первый день целиком посвящен прославлению Св. Троицы. Во второй день прославляется Святой Дух. В состав Троицкой вечерни входят особые коленопреклоненные молитвы во имя Пресвятой Троицы, разделенные на три части. Эти молитвы произносит настоятель храма, стоя на коленях в царских вратах. В них он просит триединого Бога освятить всех умерших и живущих на земле. В русской традиции день Св. Троицы связывался с проводами весны и встречей лета.

Одной из самых распространенных мировых религий является христианство, проповедующее веру в Иисуса Христа — Спасителя всех обиженных и жаждущих справедливости. Однако в ходе исторических событий христианство распалось на три течения: православие, католицизм и протестантизм.

Во что верят православные

Православный народ — это люди, верующие в Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

православный народ это

Для них Бог един, но воплощен в указанной Троице. Основными постулатами православия являются:

Вера в то, что Иисус Христос имеет одновременно две природы — человеческую и Божественную.

Вера в искупительную жертву, которую принес Иисус ради спасения человечества.

Вера в загробную жизнь и в то, что каждому после смерти воздастся по его заслугам.

Вера в таинственную силу, называемую Божественной благодатью, которая посылается людям свыше для освобождения от греха.

Вера в существование ангелов и бесов.

Главной святыней является Библия, которую чтит православный народ.

Это книга, которая состоит из Ветхого и Нового Заветов, отражает основные христианские идеи и наставляет верующих на путь истинный.

Устои православного общества

Наибольшее распространение православие получило среди славянских народов.

православные традиции русского народа

Благодаря христианским устоям в жизни православных появились такие значимые праздники, как Рождество Христово, Крещение, Пасха.

Православный народ — это люди, которые свято чтут семейные ценности и традиции. В частности, перед Рождеством верующие держат длительный пост. Его окончание приходится на 6 января — Сочельник.

В этот день нельзя принимать пищу до восхода первой звезды. Традиционно после вечерного богослужения семья собирается за праздничным столом, где разговляется кутьёй (сочивом).

Основные праздники в православии

Рождество является праздником рождения Бога Сына — Иисуса Христа, пришедшего в мир в качестве Мессии, Спасителя. Благодаря Иисусу люди обрели веру и получили надежду на милосердие, доброту, истину и вечную жизнь, о которых говорил в своих проповедях Христос. По юлианскому календарю отмечается этот праздник 7 января, в то время как католики празднуют рождение Христа 25 декабря.

православные народы россии

В этот день по домам ходят колядовщики, славящие в колядках рождение Христа и желающие всем домочадцам здоровья и достатка.

Еще один значимый праздник, который отмечает православный народ, - это Крещение, знаменующее крещение Иисуса, которому на тот момент было 30 лет. Обряд был совершен Иоанном Предтечей в реке Иордан и символизировал очищение души и тела человека от грехов.

Накануне праздника в храмах и церквях проводят церемонию освящения воды. Считается, что после этого обряда вода приобретает чудодейственные свойства, способные исцелять больных, а также губительным образом влиять на нечистую силу. По традиции крещенская вода хранится в доме целый год, до следующего праздничного освящения.

Крещение Иисуса Христа послужило началом традиции крещения детей, которое стало одним из таинств православной церкви.

Главным христианским праздником является Воскресение Христово — Пасха. Она посвящена воскрешению Иисуса из мертвых. Этот день отмечается с особым торжеством: проводятся многочасовые службы; верующие готовят пасху, пекут куличи, красят яйца, которые освящаются после окончания богослужения.

православный народ значение

Православные традиции русского народа заключались в том числе и в вере в спасение души, очищении ее от грехов за совершение добрых дел. Поэтому на Пасху прихожане жертвовали на благо церкви и нуждающихся особенно много.

Влияние религии на общество

Православные народы России составляют значительную часть от общего населения страны. Тем не менее, они хорошо уживаются с представителями других религий, например, мусульманами, католиками, буддистами.

Немаловажным фактом является и то, что Русская православная церковь — крупнейшая в своем роде.

Ее влияние довольно ощутимо во всех вопросах жизни человека и государства. И все-таки в наше время оно не столь велико, как раньше. Так, церковь в значительной мере повлияла на творчество многих выдающихся писателей и композиторов: А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Н.В.Гоголя, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина. К произведениям этих выдающихся людей очень трепетно относится православный народ. Значение их для культуры и быта верующих огромно, как и соблюдение обычаев и традиций предков.

Опричник — "государевый человек", воин-телохранитель Ивана Грозного, состоящий в личной гвардии царя (опричном войске).

Православный народ — в "Песне. " М.Ю. Лермонтова — русский народ.

Кручиниться — грустить, находиться в тоске и печали.

Зазубрилась сабля — затупилась, на острие появились вмятины, сколы, зазубрины.

Отороченный — обшитый, чаще всего мехом.

Фата — тонкая накидка для женщин, закрывающая голову и лицо.

Сваха — женщина, договаривающая о свадьбе, "мастерица женить".

Перевенчана — женщина, которая венчалась в церкви.

Горю пособить — помочь в беде.

Простоволосая — без головного убора, с непокрытой головой.

Сказывать —говорить, рассказывать.

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Народ, народность. Статья из словаря В.И. Даля

Народ, народность. Статья из словаря В.И. Даля

В славянском Евангелии выразилось необычное для других народов осмысление народной сущности через язык

Языки при таком понимании являются выражением духовного соборного своеобразия каждого народа, подобно тому как родо-кровное начало выражает телесное, плотское своеобразие народов. Возможность полного взаимопонимания между представителями разных языков-народов в будущей вечной жизни предуказана даром говорения на различных языках, полученным апостолами от Святого Духа.

свв. Кирилл и Мефодий

свв. Кирилл и Мефодий

Итак, в славяно-русском православном представлении важнейшими началами народности (свойствами народа) искони считались язык общения и передаваемые этим языком дух, вера, мировоззрение, предания, обычаи народа.

Нации рассматриваются как одинаковые кирпичики, из которых можно сложить интернациональное единство рода человеческого

Наиболее развитую систему таких представлений создали немецкие мыслители рубежа XVIII–XIX веков. Они основывались на платонизме и неоплатонизме – лучших из выработанных в древности философских обоснований пантеистической магии. Самыми распространенными изводами платонизма в романтическую эпоху стали учения Шеллинга и Гегеля. В общем виде они сходились в том, что божественный, безликий всеобъемлющий дух в своей преизбыточествующей творческой силе изливает из себя все виды жизни ‒ духовной, вещественной и плотской (претерпевающей оплотнение по мере удаления от первоисточника).

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

В России магическое понимание нации и национальности распространилось вместе с общим западным влиянием

Западноевропейский интернационализм и национализм проповедовались в России второй половины XVIII века в тишине масонских лож, а также в гласной творческой и общественной деятельности масонских просветителей и близких им писателей, политиков, в их философских, публицистических, художественных сочинениях, в построенной ими системе светского образования, включая и высшее университетское, в осуществляемых ими многочисленных переводах научных трудов и художественных сочинений западноевропейских просветителей, гуманистов, античных философов и писателей.

Виссарион Григорьевич Белинский

Виссарион Григорьевич Белинский

Некоторые писатели так и не выпутались в полной мере из противоречий между отечественным и западным умонастроением.

Бог бродяжных иноземцев,
К нам зашедших за порог,
Бог в особенности немцев,
Вот он, вот он русский бог [61] .

Пётр Андреевич Вяземский

Пётр Андреевич Вяземский

Василий Андреевич Жуковский

Василий Андреевич Жуковский

Боже! Царя храни!

Перводержавную
Русь православную,
Боже, храни!

Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже, храни! [64]

Боже, Царя храни.
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь православный.
Боже, Царя, Царя храни! [65]

Двуединство языка и веры – вот подлинное начало народности

Возрождению русского православного понятия о народности сильно поспособствовала Отечественная война 1812 года. Ф. Глинка вспоминал о том времени в 1830-е:

И показался Божий перст.
О, как душа заговорила,
Народность наша поднялась:
И страшная России сила
Проснулась, взвихрилась, взвилась… [78]

Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

Обдумав наконец намеренья благие,
Министра честного наш добрый царь избрал,
Шишков наук уже правленье восприял.
Сей старец дорог нам: друг чести, друг народа,
Он славен славою двенадцатого года;
Один в толпе вельмож он русских муз любил [80] .

Понадобились новые общественные потрясения: польское восстание, холерные бунты, международное напряжение, чтобы новый царь, подобно Александру I в последние годы его правления, проникся православной верой и поддержал исконно русское отношение к народности.

Обратили внимание на основу основ – народное воспитание и образование

Николай Михайлович Карамзин

Николай Михайлович Карамзин

…образ целого народа, что пронес
Сквозь всяческих невзгод им созданное царство
И всем, всем жертвовал во имя государства,
Жива бо Церковь в нем, а в ней Господь Христос [88] .

Святитель Феофан Затворник

Святитель Феофан Затворник

[1] Остафьевский архив князей Вяземских. Т. 1. Переписка князя П.А. Вяземского с А.И. Тургеневым. 1812–1819. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1899. С. 357–358.

[2] Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. Т. 7. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1958. Стб. 450.

[3] Старославянский (или древнецерковнославянский) ‒ язык самых ранних переводов с греческого; он сохранился до нашего времени, претерпев в течение веков незначительные изменения. Его современное состояние принято именовать церковнославянским языком или, для краткости, просто славянским.

[5] Памятники литературы Древней Руси: XI–XVII века: В 12 т. М., 1978–1994. Т. 12. Кн. 3. С. 589.

[12] Мифы народов мира. Т. 1. С. 585.

[13] Толковая Библия, или Комментарий на все книги Священного Писания: В 11 т. СПб., 1904–1913. Т. 1. С. 1, 15; Мифы народов мира. Т. 1. С. 585.

[15] Словарь русского языка XI–XVII веков. Вып. 1–28… М., 1975–2008… Т. 10. С. 216.

[19] Словарь русского языка XI–XVII веков. Т. 10. С. 215.

[20] Памятники литературы Древней Руси. Т. 12. Кн. 3. С. 598.

[21] Памятники литературы Древней Руси. Т. 3. С. 130.

[22] См.: Дьяченко Григорий, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. [Снимок с издания 1900 г.]. С. 552.

[27] Словарь русского языка XI–XVII веков. Т. 21. С. 130, 128.

[28] Дьяченко Григорий, священник, магистр. Полный церковно-славянский словарь. C. 553; Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь: Около 50 000 слов. 3 изд., испр. М.: Русский язык, 1986. С. 505.

[29] Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 185, 562.

[30] Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения (1872–1884).

[31] Шеллинг Ф.-В.-Й. Сочинения: В 2 т. М., 1987–1989. Т. 2. С. 338.

[34] В.Ф. Одоевский на основании личного общения с Шеллингом пришел к такому выводу в дневниковой записи 1842 года (Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. М., 1982. С. 140). Близкого мнения придерживался и друг В. Одоевского Н.А. Мельгунов, рассказавший в путевых заметках о встрече с Шеллингом (Отечественные записки. 1839. Т. 3. № 5. С. 125). См.: Гулыга А.В. Философское наследие Шеллинга // Шеллинг Ф.-В.-Й. Сочинения. Т. 1. С. 37.

[35] Самарин Ю.Ф. Два слова о народности в науке // Русская беседа. 1856. Т. 1. С. 43.

[36] Кузен В. О великих людях // Московский телеграф. 1829. Ч. 25. № 3. С. 301, 303.

[37] Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов: В 3 т. М., 1865–1869. Т. 2. С. 478–479 (перепечатка: М., 1994).

[38] Кёниг Г. О теперешнем состоянии немецкой литературы // Московский наблюдатель. 1836. Ч. 7. С. 466–467 (в переводе с немецкого).

[40] Дьяченко Григорий, священник магистр. Полный церковно-славянский словарь. С. 563.

[41] Декабристы. Избранные сочинения: В 2 т. М., 1987. Т. 1. С. 86.

[48] Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М., 1953–1959. Т. 1. С. 68.

[50] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 45–46.

[52] Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 т. М., 1979. Т. 4. С. 7.

[53] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 10. С. 21

[54] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М., 1994. Т. 2. С. 462.

[55] Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т. 1. С. 92.

[57] Герцен А.И. Сочинения: В 9 т. М., 1955–1958. Т. 5. С. 133.

[58] Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. М., 1984. С. 169.

[61] Вяземский П.А. Стихотворения. Л., 1986. С. 220.

[62] Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика. С. 414–415.

[63] Жуковский В.А. Собр. соч.: В 4 т. М.; Л., 1959–1960. Т. 4. С. 468–469.

[64] Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 12 т. СПб., 1902. Т. 2. С. 77.

[65] Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М.: Панорама, 1993. С. 169. Без повторов, отражающих мелодию: Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 4. С. 23.

[66] Жуковский В.А. Полн. собр. соч.: В 12 т. Т. 11. С. 121–122. См. также: Русские писатели XVIII–XIX веков о языке: Хрестоматия: В 2 т. М.: Русское слово, 2000 / Под общей редакцией Н.А. Николиной. Т. 1. С. 236.

[67] Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1979. С. 240.

[70] Шеллинг Ф.-В.-Й. Сочинения: В 2 т. Т. 2. С. 290.

[71] Киреевский И.В. Критика и эстетика. С. 372.

[75] Там же. С. 383–392.

[78] Глинка Ф.Н. Сочинения. М., 1986. C. 71.

[79] Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. М.: Русская книга, 1994. Т. 5. С. 27.

[80] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1969. Т. 1. C. 260.

[81] Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 3 т. М., 1986. Т. 2. С. 305–306.

[83] Московский вестник. 1828. № 1. С. 67.

[84] Пушкин А.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. C. 237–238.

[85] Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972–1990. Т. 26. С. 144

[86] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 т. СПб., 1888–1910. Т. 4. СПб., 1891. С. 2.

[87] Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 29.

[88] Майков А.Н. Сочинения: В 2 т. М., 1984. Т. 1. С. 483.

[89] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 4. СПб., 1891. С. 1.

[90] Там же. С. 82–83; Лемке М. Николаевские жандармы и русская литература 1826–1855 гг. По подлинным делам IV отделения собственной е. и. в. канцелярии. Изд. 2-е. СПб., 1909. С. 83.

[91] Журнал Министерства народного просвещения. 1834. Ч. 1. С. V.

[93] Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. Т. 6. С. 270.

[94] Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. 10. С. 375.

[95] Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т. 14. С. 35.

[96] Титов Н. Слова два-три о началах народности // Маяк. 1842. Т. 2. Кн. 4.
С. 199–200.

[98] Бурачок С.А. Русская народность // Маяк. 1841. Ч. 17–18. С. 11.

[99] Марков И. Повесть о русской народности (Письмо к издателю) // Маяк. 1843. Т. 8. С. 69.

[103] Егоров Б.Ф. Борьба эстетических идей в России середины XIX в. Л., 1982. С. 100.

[104] Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Т. 12. С. 131.

[105] Россия перед Вторым Пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. С. 122.

Православием именуется одна из основных и наиболее древних ветвей христианства – мировой религии, которую исповедует около трети населения Земли. Другими главными направлениями являются католицизм и протестантизм. Также существуют менее распространённые древневосточные христианские течения. Тем, кому интересна история Православия, необходимо узнать о происхождении этого понятия. Оно появилось задолго до разделения христианской Церкви.

история Православия

Монастырь Русской Православной Церкви

Раскол христианской Церкви

Как появилось Православие? К 4-му веку христианство окончательно утвердилось в Римской империи. Однако в том же столетии произошло разделение государства на Западную и Восточную (Византийскую) империю с перенесением столицы в Константинополь. Политические изменения затронули и жизнь Церкви. При сохранении формального единства христианство в Риме стало всё больше отличаться от христианства в Константинополе. Естественным образом возникли и постепенно накопились значительные обрядовые, дисциплинарные, а затем и догматические расхождения.

Так, римский епископ стал именоваться папой, а константинопольский – патриархом. Падение Западной Империи в 5-ом веке привело к кризису гражданской администрации в тех землях. Поэтому её функции стал выполнять папа. Претензии римских епископов на светскую власть в последующие столетия лишь усиливались.

Перечислим другие основные отличия Римского и Византийского христианства. Богослужения на Западе и Востоке велись на разных языках (латынь и греческий соответственно). Западные священники, в отличие от восточных, соблюдали безбрачие. Латинская Церковь использовала для Евхаристии пресный хлеб. Это противоречило Евангельскому преданию, согласно которому, Господь на Тайной Вечере преломлял именно квасной хлеб.

О чем спорили христиане между собой?

Когда появилось Православие на официальном уровне? Многочисленные разногласия и притязания римского папы на господство во всей Церкви создали непреодолимые противоречия между Западом и Востоком. Формально история Православия началась в 1054 году: христианские иерархи Востока и Запада предали друг друга анафеме – отлучению от Церкви. Это событие считается официальным актом разделения христианства на католицизм и Православие.

Краткая история Православия в России

Откуда пришло христианство на Русь? До конца первого тысячелетия на землях восточных славян господствовало местное язычество. Зародившееся в 9-ом веке Древнерусское государство с центром в Киеве установило тесные политико-экономические связи с православной Византией. Это привело к постепенному проникновению христианства на территорию будущей Руси. Уже во второй половине 9-го века там появились первые христианские общины.

В 988 году киевский князь Владимир Великий принял христианство греческого обряда и сделал его государственной религией. В следующем столетии преподобным Антонием Печерским была основана по афонскому образцу Киево-Печерская монашеская обитель. Монастыри стали духовно-культурными центрами молодой страны, из которых распространялись проповедь и грамотность. Монахи вели историческую хронику (летописи), развивали иконопись и книжное дело.

Во время татаро-монгольского ига (1237-1480 гг.), на фоне политической раздробленности и ослабления Руси, авторитет Церкви значительно возрастает. Она становится идеологической, экономической и политической силой, объединяющей народ в освобождении Отечества от захватчиков.

В течение первых пяти столетий своего существования Русская Церковь была одной из митрополий Константинопольского патриархата. Автокефалию (административную независимость) она де-факто обрела в 1448 году, когда русские архиереи самостоятельно избрали и поставили митрополита Иону предстоятелем Церкви. Русское Православие стало самостоятельным в связи с падением Византийской империи в середине 15-го века.

В 1589 году на Руси было утверждено собственное патриаршество – система церковного управления с патриархом во главе. Это высший церковный сан (титул), носитель которого обладает большими полномочиями, по сравнению с митрополитом. Так русская Церковь повысила свой статус в мире и встала на один уровень с древними Церквями. Первым отечественным патриархом стал митрополит Московский Иов.

История Православия в России XVII-XX веков

Во второй половине 17-го века в Русском Православии произошёл раскол (разделение). Он был вызван реформой патриарха Никона по изменению богослужебных книг и некоторых церковных обрядов. Противники реформы – старообрядцы – были преданы анафеме как еретики (отменена в 1971 году). Вплоть до начала 20-го века они преследовались церковными и светскими властями. Сегодня старообрядческие общины легально действуют не только на постсоветском пространстве, но и во многих других странах.

Период Русской Церкви с 1700 по 1917 гг. именуется Синодальным. Петр I упразднил патриаршество и учредил государственный орган общецерковного управления – Святейший Синод. Данная реформа сделала Церковь практически полностью зависимой от государства, встроила её в бюрократическую систему светской власти.

Патриаршество было восстановлено лишь после падения монархии, в революционный 1917 год. Всероссийский поместный собор тогда избрал предстоятелем Церкви митрополита Московского Тихона (Белавина).

История Православия в России на протяжении почти всего 20-го века — история гонений со стороны безбожной советской власти. Подавляющее большинство храмов было закрыто или разрушено, а почти всё духовенство – репрессировано. Власть воспринимала религию как пережиток прошлого, который мешает развитию нового коммунистического общества. Конкретно русскую Церковь большевики также рассматривали как один из главных столпов ненавистного им монархического строя.

Возрождение Православия в России началось лишь во второй половине 80-х годов – во время Перестройки и празднования 1000-летия Крещения Руси.

Современное состояние Православия

Сегодня Православие – третье по численности последователей христианское направление. Его исповедуют около 280 млн. человек, (католицизм – свыше 1 млрд., протестантизм – около 800 млн). Данная конфессия наиболее распространена в странах бывшего СССР и Балканского полуострова (Греция, Сербия, Румыния, Болгария и др).

Православие является государственной религией в Греции и Финляндии (наряду с евангелическим лютеранством). В Греции Церковь не отделена от государства, в Финляндии – отделена, но финансируется за счёт государственного бюджета. Православие имеет особый статус во многих других странах Восточной Европы.

Мировое Православие представляет собой сообщество поместных Церквей, которые находятся в евхаристическом общении друг с другом (возможность совместного участия в Таинстве Причастия). Большинство из них являются автокефальными, то есть полностью самостоятельными и независимыми с канонической и административной точки зрения. Существуют и автономные Церкви, которые канонически зависимы от автокефальных. Тем, кто уже понял, откуда взялось Православие, полезно ознакомиться со списком всех Поместных Церквей. Диптих Московского Патриархата включает 11 автокефальных (Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, в Америке) и 4 автономных Православных Церкви (Синайская, Финляндская, Японская, Китайская).

Читайте также: