Деятели литературы и искусства на защите отечества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Горчакова Людмила Николаевна
Методическая разработка по литературе будет интересна преподавателям литературы СОО, СПО, студентам, обучающимся старших классов общеобразовательных учреждений. Вниманию читателей предлагается подробный план-конспект урока-дискуссии по повести В.Быкова "В тумане". Проблема нравственного выбора человека, оказавшегося в критической ситуации, становится главным вопросом урока.

Преподаватель Горчакова Л.Н. делится с коллегами и учениками своим опытом по проведению нестандартного урока- групповой дискуссии с использованием современных оразовательных технологий: сотрудничества, гуманно-личностного обучения, информационно-коммуникационных, поддержки и опережающего обучения.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




Деятели культуры и искусства на защите Отечества


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет

А. Т. Твардовский

2020 год объявлен в России Годом памяти и славы. В этом году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы.

Мы, группа исследователей, посчитали важным и актуальным этапом в данной работе - обращение к героическому прошлому нашей страны. Именно это сейчас формирует нравственные ценности и воспитывает патриотические чувства нашего молодого поколения, чему и способствует богатый материал произведений композиторов, художников, писателей и поэтов – фронтовиков.

В рамках нашего проекта мы провели опрос студентов техникума (1 курс, опрос проводился до эпидемии коронавируса) и выяснили, что большинство ребят не были знакомы с их творчеством и не могли назвать ни одного их произведения. Это еще раз убедило нас в нужности и актуальности нашего проекта.

Знакомы ли вы с творчеством композиторов, художников, писателей, поэтов военного времени?

Где и когда познакомились с их творчеством?

Какие произведения можете назвать?

Цель проекта: привлечение внимания студентов и преподавателей к творчеству деятелей искусства и литературы военной поры с последующим созданием дополнительного материала по теме проекта.

Наши задачи:

Изучить литературу по данной тематике;

Провести опрос студентов техникума;

Исследовать творчество композиторов, художников, писателей и поэтов военного времени;

Создать мультимедийную презентацию,

изготовить наглядное пособие (папку-передвижку, реферат)

Гипотеза: Если память в потомках жива, то человек прожил и оставил свой след на земле не зря.

Срок реализации проекта – 2-3 месяца.

Творчество деятелей культуры и искусства

Деятели искусства и литературы – блестящая плеяда талантливых литераторов и композиторов фронтового поколения. В свинцовые военные годы сформировался их талант, определилось направление творчества, для которого характерно обращение пристального внимания к происходящим на глазах историческим событиям.

Сергей Сергеевич Орлов (22 августа 1921- 7 октября 1977) - русский советский поэт и сценарист.

Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось у него в детстве, он начал писать стихи.

После начала Великой Отечественной войны отправился на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда.

Руками, огрубевшими от стали,

Писать стихи, сжимая карандаш.

Солдаты спят — они за день устали,

Храпит прокуренный насквозь блиндаж.

Под потолком коптилка замирает,

Трещат в печурке мокрые дрова…

Когда-нибудь потомок прочитает

Корявые, но жаркие слова

И задохнется от густого дыма,

От воздуха, которым я дышал,

От ярости ветров неповторимых,

Которые сбивают наповал. (1945)

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Поднимут старинные марши

Армейские трубы страны,

И выедет к армии маршал,

Не видевший этой войны.

И мне не додуматься даже,

Какой там ударит салют,

Какие там сказки расскажут

И песни какие споют.

Но мы-то доподлинно знаем,

Нам знать довелось на роду,-

Что было девятого мая

Весной в сорок пятом году.

( Когда это будет, не знаю. )

Георгий Кузьмич Суворов ( 11 апреля 1919 - 18 февраля 1944 ) - советский поэт, писатель, гвардии лейтенант РККА (Рабоче - Крестьянской Красной Армии) .

Происходит из бедной крестьянской семьи, родители умерли рано, будущий поэт вместе с сестрой воспитывался в детском доме.

В 1933 году поступил в Абаканское педагогическое училище, в 1937 году уехал работать в село Бондарево учителем начальных классов.

В 1939 году поступает в Красноярский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Однако уже с первого курса Георгия Кузьмича призывают на срочную военную службу.

В конце сентября 1941 года Георгий Суворов отправляется на фронт. Начав Великую Отечественную войну рядовым красноармейцем, дослужился до звания лейтенанта. Первые месяцы войны провел в рядах прославленной Панфиловской дивизии, был ранен в бою под Ельней, но с начала 1942 года был снова в строю.

Умер от ран 13 февраля 1944 года в районе деревни Красненка Нарвского района ЭССР после боев за Нарвский плацдарм. Похоронен неподалеку от места гибели.

При строительстве Нарвского водохранилища останки Георгия Суворова перенесены в братское захоронение в городе Сланцы Ленинградской области.

Встанем и погреем руки

На алеющем дыму.

Вспомним об убитом друге.

И не скажем никому,

Как смеялся, как любил он

Этот звездный снегопад.

Вспомним, друг, о самом милом

И храбрейшем из солдат.

Может, написать два слова.

В дальний край его жене.

Между тем дымок лиловый

Разойдется в вышине.

На широком перекрестке

Встанет парень молодой.

И ударит ветер хлесткий

Пеплом, дымом и зарей.

В моем вине лучистый белый лед.

Хвачу в жару — и вмиг жара пройдет.

В моем вине летучий вихрь огня.

Хвачу в мороз — пот прошибет меня.

В моем вине рассветная заря.

Хвачу с устатку — снова молод я.

Так много троп и много так дорог

Утрат и непредвиденных тревог.

Но что метель и смертное темно

Тому, кто пьет солдатское вино!

При рождении получил фамилию Кузнецов, которую сменил в 1912 году на фамилию Шолохов.

В 1912 году Михаил поступил сразу во второй класс Каргинской министерской (а не церковно-приходской, как утверждают некоторые библиографы писателя) начальной школы.

С 1915 по 1918 год Михаил Шолохов жил в семье законоучителя Д. Тишанского. В это время десятилетний Михаил начал сочинять свои первые рассказы, записывал их в тетрадку. Его сочинения в классе хвалила учительница Ольга Павловна Страхова, некоторые зачитывала вслух.

В июне 1942 года при бомбардировке станицы Вёшенской во дворе дома М. А. Шолохова погибла мать писателя Анастасия Даниловна.

Военные произведения.

Маргарита Иосифовна Алигер (фамилия при рождении - Зейлигер ; 24 сентября 1915 - 1 августа 1992 ) — русская советская поэтесса и переводчица, журналистка, военный корреспондент. Лауреат Сталинской премии второй степени (1943).

В годы Великой Отечественной войны Алигер была военным корреспондентом в блокадном Ленинграде. В 1942 году вступила в ВКП(б), в 1943 году передала присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны.

Когда ты в бой идешь, боец,
Запомни свято: за тобой
Родная мать, родной отец,
Твой милый край, твой дом родной.
Когда ты в бой идешь, пилот,
Запомни: под твоим крылом
Твой друг живет, твой сын растет,
Сияют звезды над Кремлем.

В 1895 году семья переехала в Москву .

Николай Ульянович Фёдоров (1923-2007) - участник великой Отечественной войны, член Союза и заслуженный работник культуры России, Почётный гражданин города Энгельса, ветеран педагогического труда и кандидат филологических наук.

Мы для счастья росли,

Но созрела невзгода,

И посыпались души

В лихой молотьбе.

Кто живой из ребят

Двадцать третьего года?

Я родственник ваш по судьбе…

Слякоть в тесных окопах,

На размытых дорогах привалы,

Жажда в пыльной степи,

И снарядами срубленный лес,

И тоска от разлуки,

Когда зелень весны бушевала

Под невинною синью

Роняющих бомбы небес.

Села – в дымных закатах,

Города – груды серых развалин,

Кровь на грязных бинтах

И усталость, валящая с ног,

И раздумья о лучших,

Что на веки в земле оставались…

Это с вами прошел я

Исаак Осипович Дунаевский ( 18 1900 - 25 июля 1955 ) - советский композитор и дирижёр, музыкальный педагог. Автор 11 оперетт и 4 балетов , музыки к нескольким десяткам кинофильмов, множества популярных советских песен, народный артист РСФСР ( 1950 ), лауреат двух Сталинских премий ( 1941 , 1951 ). Депутат Верховного Совета РСФСР 1-го созыва.

С 1934 по 1940 год И. Дунаевский сочинил музыку к шестнадцати кинофильмам.

В 1950 году, в год своего пятидесятилетия, был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Существует неподтверждённая версия о самоубийстве И. Дунаевского. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв; 1907-1979) - советский российский композитор, пианист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1975). Народный артист СССР (1967). Лауреат Ленинской премии (1959) и двух Сталинских премий второй степени (1943, 1947).

Писал музыку к художественным (более 40), к мультипликационным, научно-популярным и документальным кинофильмам (около 15), музыку к драматическим спектаклям и радиопостановкам (около 40).

Василий Павлович Соловьёв-Седой умер 2 декабря 1979 года в Ленинграде. Похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Бесплатно, на стипендию, выделенную историком-медиевистом П. Г. Виноградовым, учился в10-й Московской гимназии. По окончании в 1917 году гимназии с золотой медалью поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но окончить его не смог из-за революции и гражданской войны.

Один из основателей СП СССР и член с 1934 года.

Депутат ВС РСФСР с 1938 года.

Член ВКП(б) с 1939 года.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (12 сентября 1906 - 9 августа 1975) - русский и советский композитор, пианист, педагог, музыкально-общественный деятель.

Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР(1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974).

В 1957-1974 годах - секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960 -1968 годах - председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний и 15 квартетов, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Через год композитор написал Восьмую симфонию.

В 1943 году композитор переехал в Москву и до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года - профессор).

В 1945 году, после завершения войны, написал Девятую Симфонию.

Художники военного времени также работали на своем поприще, не зная сна и отдыха, будучи уверенными, что их творчество является весомым вкладом в дело общей победы над врагом.

Они стремились запечатлеть на своих полотнах образ человека и победителя, раскрыть его простоту и величие, героизм и скромность, бесстрашие и волю к победе, сделать это так, чтобы картины были понятны потомкам. Около 900 художников были призваны в армию. Они не только сражались с оружием в руках, но и работали во фронтовой печати, создавали листовки, плакаты, фронтовые зарисовки. Их произведения сегодня стали подлинными документами истории, сохранившими для потомков память о том великом и трагическом времени.

Проза, поэзия фронтовиков, музыкальные произведения композиторов , работы художников поражают, потому что их создавали люди, пережившие войну на собственном опыте. Они принесли в литературу пронзительную искренность, умение просто и честно говорить о самых страшных вещах и самых сокровенных мыслях, отказ от изображения парадной стороны войны и утверждение самых высоких идеалов: верность другу и Родине, чувство причастности ко всему, что совершается в мире, и ответственности за весь мир.

Мы рады тому, что в течение работы над проектом смогли познакомиться с творчеством замечательных писателей, художников, поэтов и композиторов и привлечь к ним внимание наших студентов и преподавателей. Мы полностью подтвердили гипотезу проекта.

На основе полученных данных подготовили дополнительный материал в помощь студентам и преподавателям техникума (очень красочную и содержательную презентацию, папки-передвижки).

Продуктом нашего проекта являются классные часы, на которых мы представляем свою работу и читаем полюбившиеся стихи.

После проведения мероприятий мы провели повторный опрос наших студентов, который показал, что количество знающих творчество деятелей культуры и искусства значительно увеличилось.

Завершить работу хотелось бы словами известного поэта:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

В основу многих очерков, рассказов, а затем и крупных художественных произведений легли подлинные события и факты войны, и героями их стали подлинные герои войны: Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина, Александр Чекалин, Николай Гастелло, Виктор Талалихин, 28 панфиловцев. Народ хотел знать правду о войне, ее трагических событиях и подвигах советских людей. Такие произведения отвечали этим запросам.

Писатели-прозаики показывали в своих произведениях участников войны, их нравственную силу, мужество, стойкость, непоколебимую волю к победе.

Эту ответственность писатели оправдали. В ходе войны они создали глубоко реалистические произведения, раскрывающие ее суровую правду, великий подвиг и героизм советского народа.

Общему делу борьбы с врагом отдавали свой талант работники сценического искусства. Актеры и музыканты выступали в действующей армии на передовой и в запасных учебных полках, на призывных пунктах, на кораблях действующего флота, в госпиталях, на предприятиях в глубоком тылу. Многие театры с начала войны создали фронтовые бригады, а с 1942 г. начали действовать и фронтовые театры (их было 20). Наиболее популярными из них были фронтовой филиал Театра имени Евг. Вахтангова, Театр ГИТИС, Театр музыкальной комедии и миниатюр. Не было, наверно, воинской части, где не слышали бы голос актера или музыканта. Всего за время войны на фронте побывало 42 тыс. актеров, 3685 концертных бригад. Они провели 1360 тыс. концертов, 437 тыс. из них непосредственно на фронте. Среди участников военно-шефской работы были старейшие талантливые актеры: П. Садовский, А. Остужев, Е. Турчанинова, В. Мичурина-Самойлова, Ю. Юрьева, Н. Обухова, В. Барсова, Н. Шпиллер, И. Козловский, С. Лемешев, Г. Уланова, А. Тарасова, М. Лит-виненко-Вольгемут, И. Паторжинский, М. Александровская, Ку-ляш Байсеитова, Бюль-Бюль Мамедов. Выступления зачастую проходили в расположении частей на фронте, в госпиталях, на кораблях, на улицах и площадях освобожденных городов и сел.

И в глубоком тылу шла творческая жизнь. На Урал, в Сибирь, Среднюю Азию летом и осенью 1941 г. из угрожаемых районов были эвакуированы театры. Вывезти все театры не представлялось возможным, и часть театров и музыкальных коллективов была расформирована, часть закрыта, в первую очередь областные, районные, детские и кукольные.

Вдали от родных мест, привычных условий театры делали все максимально возможное, чтобы быстро возобновить работу. Ставились лучшие спектакли, и шла работа над новым репертуаром.

Театры обращались и к произведениям, созвучным дням Отечественной войны.

Композиторы, которые находились в рядах Красной Армии (К. Листов, Д. Кабалевский, Т. Хренников, В. Мурадели и Б. Мокроусов), писали музыку к песням и исполняли их, руководили красноармейскими ансамблями, помогали армейской самодеятельности.

Документальные фильмы запечатлели героическую борьбу советского народа. Они не только фиксировали события, но и объясняли их, призывали к борьбе.

В это же время создавались и художественные фильмы.

Лучшие документальные и художественные фильмы широко пропагандировались. В кинотеатрах устраивались кинофестивали и тематические показы, посвященные борьбе советского народа с немецкими захватчиками, городам-героям, важнейшим историческим и политическим событиям, великим русским людям и т. д. Кино служило и оборонно-массовой работе. Студия научно-популярных и учебных фильмов стала выпускать фильмы, помогавшие овладевать военными знаниями. Особую роль в условиях войны обретали кинопередвижки. Они были повсюду: на призывных пунктах, оборонительных рубежах, в агитпунктах, госпиталях.

Работникам кино приходилось преодолевать немалые трудности. Резко сократилось число киноустановок, многие из них остались на занятой территории. Ушли в армию опытные киноработники и киномеханики, не хватало горючего, электроэнергии. С 1943 г. СНК СССР и СНК РСФСР, Комитет по делам кинематографии приняли ряд мер для улучшения кинообслуживания населения: возобновился выпуск съемочной киноаппаратуры, ассигновывались средства на восстановление и ремонт кинотеатров. В результате уже к 1944 г. постепенно возросло число кинотеатров и зрителей.

Деятели литературы и искусства в своем творчестве показывали великий подвиг советского народа, раскрывали нравственную силу и стойкость советского человека.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Первый слайд презентации: Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 2

Литература Великой Отечественной войны не только летопись драматических событий тех лет, но и кладезь духовного опыта народа. Эра Гольцева

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 3

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 4

В дни войны газета-воздух. Люди раскрывают газету прежде, чем письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. И. Эренбург

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 5

К концу 1942 года выходило 4 центральных, 13 фронтовых, 60 армейских, 33 корпусных, 600 дивизионных и бригадных газет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 6

Слайд 7

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 8

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 9: Журналисты и писатели ВОВ

Леонов Леонид Максимович Ш о лохов Михаил Александрович Фад е ев Александр Александрович

Журналисты и писатели ВОВ

Слайд 10

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 11

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 12

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 13

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 14

Слайд 15

Смотришь на ваши плакаты, и становится легче дышать. Верим: наш народ непобедим! (из письма ленинградца художникам)

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 16

Ку приянов Михаил Васильевич, Кры лов Порфирий Никитич, Ник олай Александрович С околов

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 17: Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой!

Поэзия надела военную шинель и шагнула в бой!

Слайд 18

С и монов Константин (Кирилл) Михайлович

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 19

Слайд 20

Только на передовой можно видеть нужных героев, черпать материал, следить за боевыми фактами. М. Джалиль

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 21

Твард о вский Александр Трифонович

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 22

АХМАТОВА (настоящая фамилия Горенко) Анна Андреевна Алиг е р Маргарита Иосифовна Бергг о льц Ольга Федоровна

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 23

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 24

Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 25

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 26

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 27

Шварц Евгений Львович

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 28

Анна Куприяновна Барышникова (Куприяниха)

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 29

Деятели литературы и искусства на защите Отечества

Слайд 30

Сатира Самуила Маршака В бой, дивизия гвардейская, Под огнем твоих атак Отступает рать злодейская. Дело Гитлера - табак! (на пачке сигарет) Пообедал немец плохо- На чужих живет хлебах. Захотел поесть гороха, А остался на бобах. ( на пакете с концентратом горохового супа)

Читайте также: