Композиция романа рудин кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Работу над созданием своего романа русский писатель завершил в 1855 году.

Жанр и направление

Направление творчества Тургенева — реализм. Все события реальны, конфликт не выходит за рамки типичных обстоятельств, герои находятся в традиционных для себя условиях и отражают особенности своего сословия и положения.

Суть романа

Ухажер Натальи, Волынцев, ревнует, но ничего не может поделать. Между Натальей, Волынцевым и Дмитрием образуется любовный треугольник. Волынцев давно ухаживает за Натальей, но она предпочитает Дмитрия. При этом Михаил рассказал, что новый знакомый семьи отличается ветреностью и несерьезностью. Волынцев пытается защитить Наталью от его влияния, но девушка все равно влюбляется и переживает разочарование: Дмитрий не готов к серьезным отношениям. Когда она призналась матери в своем намерении выйти замуж, та отказала ей в благословении. Узнав об этом, Рудин предложил ей покориться судьбе. Она восприняла это как трусость и убежала. Он лишь убеждает себя, что любит, но на самом деле — нет. Жар его чувства растрачен впустую. Он много говорит и знает, но ничего не делает. В итоге Рудин уезжает из поместья навсегда.

Спустя два года Наталья выходит замуж за Волынцева и забывает Рудина. Свою праздную и пустую жизнь он приносит в жертву на баррикадах, участвуя во французской революции.

Главные герои и их характеристика

Проблемы

  1. Разочарование в жизни. Рудин уезжает с горечью после расставания с Натальей. Как мы узнаем позже из его общения с Лежневым, он рассказывает, что много чем занимался, был чем-то вроде домашнего секретаря при богатом помещике, занимался мелиорацией, преподавал русскую словесность в гимназии… И везде потерпел неудачу, стал даже побаиваться своей несчастливой судьбы. Рудин поверхностно относится к делам, поэтому быстро перегорает и разочаровывается в сфере деятельности. Поэтому он ничего не достиг.
  2. Проблема применения себя и своих сил. Рудина ничего не увлекает, он не понимает, что ему нужно и что ему интересно, поэтому этот человек становится лишним в обществе. Он много говорит, много знает, но ничего не делает и ко всему относится легкомысленно. Поэтому все свои светлые порывы он растрачивает впустую.
  3. Трагедия лишнего человека. Рудин приезжает в деревню и очаровывает каждого. Он зажигает огонь во всех, особенно в Наталье, он говорит, как важно заниматься делом, что все еще впереди и влияет своим обаянием на каждого. Проходит несколько лет, и уже с Лежневым он говорит печально, спокойно и разочарованно. Нет того красноречия, а ведь прошло всего два года. Смерть Рудина на баррикадах заставляет читателя сопереживать ему и понять, что лишний человек страдает не меньше, чем жертвы его неприкаянности.
  4. Испытание любовью. Наталья Ласунская выдержала испытание, став только выше и сильнее в результате любовной горячки и разочарования в идеале. А вот Рудин не выдержал: он и сам понял, что проявил позорную слабость. С этого момента его жизнь начала катиться к закату. Герой нигде не находил покоя, везде был гоним и несчастен.

Главная мысль

Чему учит?

Тургенев показывает определённый тип человека, который отражает реальность того времени. Тогда одаренным людям было непросто добиться высот без капитала и связей, поэтому Рудиных было много. Автор заставляет задуматься о том, можно ли винить в таком положении одного лишь Дмитрия? Или это проблема всего общества? Увы, замкнутая и кастовая система распределения власти и денег ставит многих даровитых граждан в сомнительное положение. Они вынуждены перебиваться подаяниями и откладывать свои грандиозные планы на потом.

Автор учит и тех барышень, которые только слушают, а не смотрят на поступки. Пример Натальи весьма поучителен: девушка была наивна и отдала свое сердце за красивые слова. При этом она не замечала настоящей любви, которая все время была у нее под боком. Поэтому в выборе спутника жизни важно оценивать все стороны его натуры и не спешить с выводами.

Изменить Рудиных невозможно, ведь они, по сути, не глупы, они цельны, но по-своему, они слеплены из своих рассуждений, переспорить их довольно сложно. Можно лишь сделать вывод, что такие люди несчастны, и нам остается лишь проявить понимание и простить им холодное красноречие, лишенное опоры на опыт.

Критика

А вот критик С. Аксаков сопереживал главному герою и не винил его во всем, что с ним произошло:

Критик Григорий Бялый и вовсе оправдывал Рудина, выражая одобрение его способностям:

Автор: Аида Убиева

Автор: Самый Зелёный · Published 05.02.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 01.12.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 28.04.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Наиболее полному и всестороннему выявлению характера главного героя и выяснению его взаимоотношений с социальной средой. Выяснению его общественной роли в исторической перспективе содействовало не только мастерство композиции образа, но и мастерство композиции романа в целом, но и воплощение принципа лаконизма в сочетании с простотой и целеустремленностью. Каждая глава (за исключением двух первых, имеющих экспозиционное значение) или непосредственно показывает Рудина, обнаруживая те или другие его стороны во взаимоотношении с другими действующими лицами, или передает, как в его отсутствие эти лица судят о нем, переживают свое общение с ним. Каждая сцена имеет, прежде всего, назначение с новой стороны «повернуты) образ Рудина перед читателем, но в основном это делается не при помощи детальных описаний, а в непосредственном показе взаимодействия героя с окружающими людьми и через многочисленные оценки его, вложенные в уста различных персонажей В результате характер Рудина раскрывается во всей сложности и противоречиях.

Вначале Рудин выступает как личность, неизмеримо возвышающаяся над обычной дворянской средой, но это еще не является всей правдой о нем; затем внимание концентрируется на противоположных, отрицательных его качествах, — этим обогащается представление о герое, но на какой-то период слабые стороны заслоняют собой все положительное; и, наконец, в эпилоге характер Рудина осмысливается в единстве противоположностей, в его целостности, и знание о нем достигает наибольшей истинности. Хотя все сцены и подчинены, в основном, задаче уяснения характера Рудина, но одновременно они рисуют и второстепенные персонажи.

Второстепенная сюжетная пиния (отношения Лежнева и Липиной) художественно полно Тургеневым не развивается, так как она, опять-таки, не имеет самостоятельного значения. Ее роль, главным образом, сводится к тому, чтобы параллельным сопоставлением судьбы Лежнева и Рудина ильнее оттенить, что все жизненные блага составляют удел именно Лежневых, а не Рудиных; последние остаются нищими и одинокими. Немалую роль в композиции романа играет пейзаж, хотя пейзажных картин в нем немного. Служа могучим средством психологического анализа и придавая лирическую настроенность повествованию, они углубляют идейное содержание романа.

Самым значительным вкладом И. С. Тургенева в русскую литературу стали его романы. Все они приурочены к какому-то определенному отрезку времени и иллюстрируют смену различных течений в русском обществе, начиная с 30-40-х и кончая 70-ми годами XIX века. Писатель обладал удивительным даром предвидения. По словам Н. А. Добролюбова, Тургенев поразительно “быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях непременно обращал… внимание

Сам Тургенев писал: “Наше время требует уловить современность в ее преходящих образах; слишком запаздывать нельзя”. И писатель не запоздал: его роман “Рудин” не только попал в “настоящий момент” жизни общества, но и по-своему этот момент предвосхитил.

В романе “Рудин” (1856) Тургенев попытался осмыслить эпоху на пороге больших социальных перемен. Самой важной из общественных проблем недавнего прошлого становится для него проблема “лишнего человека” 30-40-х годов. Герой его романа – одна из разновидностей

“лишних людей”, созданных русской действительностью и уже воплощенных в героях произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Но осветил эту проблему Тургенев по-новому: “лишний человек” оказался у него предметом дискуссии, в ходе которой сталкиваются различные точки зрения. В результате возник неоднозначный, противоречивый образ, раскрытию которого подчинены все элементы композиции романа.

Необычная простота построения, которая достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, – главная отличительная особенность “Рудина”. Это определило монологический характер романа и ход развития событий.

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

Писатель вспоминал о своей работе над “Рудиным”: “…у каждого писателя своя манера работать. Со мной бывает разно. Чаще всего меня преследует образ, а схватить его я долго не могу.

И странно: часто выясняется мне прежде какое-нибудь второстепенное лицо, а затем уже главное. Так, например, в “Рудине” мне прежде всего ясно представился Пигасов, представилось, как он заспорил с Рудиным, как Рудин отделал его – и после того уже и Рудин передо мной обрисовался…” Главный герой романа – это человек тургеневского поколения, сформировавшийся в конце 30-40-х годов, один из лучших представителей культурного дворянства.

Рудин получил блестящее философское образование сначала в студенческом кружке Покорского, а затем в Берлинском университете. В облике Рудина современники без труда узнавали друга Тургенева М. А. Бакунина – будущего революционера-анархиста.

В “Рудине” проявились характерные особенности мастерства Тургенева-романиста. В романе писатель дает замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров. Действие романа относится к концу 30-х годов.

В традициях критического реализма Тургенев рисует дворянскую провинцию, главным образом умственную и нравственную жизнь дворянского общества. Раскрывая в образах богатой аристократки Ласунской, циника Пигасова и других духовное и моральное убожество дворянско-крепостнического общества, Тургенев противопоставляет ему Рудина и других участников кружка Покорского, ту немногочисленную передовую дворянскую интеллигенцию, которая была частью этого общества и одновременно являлась его нравственным отрицанием.

Роман “Рудин” начинается контрастным изображением нищей деревни и дворянской усадьбы.

Деревня утопает в море цветущей ржи, усадьба омывается водами русской реки. В деревне – разорение и нищета, в усадьбе – праздность. Невзгоды и беды “забытой деревни” напрямую связаны с образом жизни хозяев дворянских гнезд: умирающая в курной избе крестьянка просит не оставить без присмотра свою девочку-сиротку: “Наши-то господа далеко…”

К концу романа социальная тема переводится в иной, национально-философский план. Сбываются пророческие слова Рудина, которые вначале могли показаться незначительными: “Мне остается теперь тащиться по знойной и пыльной дороге, со станции до станции в тряской телеге…” Спустя несколько лет Рудин едет в тряской телеге неизвестно куда и неизвестно откуда. Тургенев умышленно не конкретизирует место действия, придавая повествованию обобщенно-поэтический смысл: “…в одной из отдаленных губерний России” “тащилась в самый зной по большой дороге плохонькая рогожная кибитка, запряженная тройкой обывательских лошадей. На облучке торчал… седой мужичок в дырявом армяке…”

В эпилоге романа изменяется не только внешний вид, но и речь Рудина. Утонченный диалектик говорит теперь языком Кольцова: “До чего ты, моя молодость, довела меня, домыкала, что уж шагу ступить некуда”. Несчастной судьбе героя вторит скорбный русский пейзаж: “А на дворе поднялся ветер и завыл зловещим завыванием, тяжело и злобно ударяясь в звенящие стекла. Наступила долгая осенняя ночь.

Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под кровом дома, у кого есть теплый уголок… И да поможет Господь всем бесприютным скитальцам!”

Финал романа героичен и трагичен одновременно. Рудин гибнет на парижских баррикадах 1848 года. Верный себе, он появляется тогда, когда восстание было уже подавлено.

Русский Дон Кихот поднимается на баррикаду с красным знаменем и с кривой и тупой саблей. Сраженный пулей, он падает замертво, и вспоминаются его слова: “Я кончу тем, что пожертвую собой за какой-нибудь вздор, в который даже верить не буду…”

Людей типа Рудина создала эпоха, среда, исторические условия. Несчастье таких людей заключалось в том, что они были оторваны от народа, задавленного рабством и нищетой. Все планы Рудина рушились один за другим.

В конце романа он предстает перед читателями бесприютным скитальцем, гонимым властями, измученным неудачами.

“Рудин” – социально-идеологический роман. Тургенев показал читателям Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки.

Внутренний мир героя, его психологический облик даны в связи с его стремлениями к общественной деятельности.

В ту пору, когда писался роман “Рудин”, в жизни России начиналась новая эпоха. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа и заключалась в мысли, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью.

Но, как признавал сам Тургенев, в середине 50-х годов ему были еще не совсем понятны носители новых передовых общественных идей – разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Критика “Современника” видела в “Рудине” новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Некрасов отмечал: “При многих недостатках “Рудина” в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя”.

Первыми слушателями этого романа стали Мария Николаевна (сестра Льва Толстого) и ее муж Валериан Петрович. Тургенев учел их замечания по тексту произведения, так же по их совету он изменил сцену последней встречи главного героя со своей матерью.

Изначально произведение было опубликовано как повесть. Через четыре года Тургенев написал эпилог к этому произведению. В 1862 году роман перевели на французский язык.

Характеристика героев

  • Дмитрий Николаевич Рудин — мужчина лет тридцати пяти, гость в доме Ласунской. Своим красноречием производит впечатление на окружающих, находится в поиске истины, делает попытки разбудить общественную мысль в дворянских усадьбах, выступает за свободу людей в рабовладельческой стране.
  • Наталья Алексеевна Ласунская — 17-летняя девушка, серьезная, вдумчивая, умная. Внешне она кажется всегда спокойной, но на самом деле имеет чуткую и впечатлительную душу. Она влюбляется в Рудина, поближе узнав его она сильно разочаровывается, первое неудачное увлечение оставило серьёзные следы в ее душе. Затем она выходит замуж за Волынцева.
  • Дарья Михайловна Ласунская —богатая дама, вдова, мать троих детей, в том числе Натальи Ласунской. Он умная, но чопорная, самовлюблена, тщеславна женщина, имеет влияние в знатных кругах.
  • Михайло Михайлович Лежнёв — ему около лет тридцати, помещик, сосед Ласунской, знаком с Рудиным со студенчества. Ему чужд лоск высшего общества, он умен, проницателен, но не выставляет все свои положительные качества на показ.
  • Басистов — 22-летний учитель, воспитывающий сыновей Ласунской, прямой и честный человек, ненавидит подхалимство, подвержен влиянию Рудина.
  • Африкан Семёнович Пигасов — частый гость в доме Ласунской, озлоблен, скептичен, эгоистичен, однако умен и образован, в жизни ему часто не везло, критикует Рудина. Несмотря на то, что является женоненавистником, в конце женится на мещанке.
  • Александра Павловна Липина — молодая бездетная вдова, живет с братом — Сергеем Волынцевым.
  • Сергей Павлович Волынцев — отставной штаб-ротмистр, брат Липиной. Наталья Ласунская сначала предпочла ему Рудина, отчего Волынский впал в депрессию, но в последствии Наталья все-таки выходит за муж за него.

Готовые работы на аналогичную тему

Сюжет романа

Барыня Дарья Михайловна Ласунская летом выезжает со своей семьей в деревню. В ее доме царит атмосфера светского салона, она стремится к привлечению различных образованных светских людей.

В ее доме появляется Рудин. Молодой человек сразу же поражает всех своим красноречием, его мысли относительно просвещения и науки приходятся по вкусу хозяйке, и она предлагает пожить ему некоторое время у них в доме. Вскоре он становится любимым собеседником хозяйки. Дочь Ласунской Наталья находится под впечатлением от Рудина, так же, как и Басистев, учитель сыновей Дарьи Михайловны.

Однако о том, что Рудин живет в имени Ласунской доходит до помещика Лежнева. В студенчестве Руднев И Лежнев были знакомы. Они вместе посещали кружок, на собраниях которого вели дискуссии о литературе, философии, науке. Лужнев был влюблен в одну девушку и дело активно шло к свадьбе, однако Рудин стал активно вмешиваться в эти отношения, и женитьба так и не состоялась.

Между Рудиным и Наталье вспыхивает любовное чувство. Однако это пришлось не по душе матери Натальи, она была категорически против этих отношений. Рудин в этой ситуации повел себя как человек нерешительный, он решил повиноваться судьбе, поэтому возлюбленные вскоре расстаются. Такое равнодушие поражает Наталью. Сам же Рудин понимает, что в той ситуации повел себя как ничтожество. Он решает уехать из имения, когда Бассистов провожал его, на глазах Рудина выступили слезы, однако это были слезы самолюбия.

О дальнейшей жизни Рудина известно мало. Однажды он встречается в губернской гостинице Лужнева. Руднев рассказывает, что сменил много мест и переменил множество различных видов деятельности, однако практически везде претерпел неудачу.

В конце жизни Рудин становится участником восстания в Париже, там на баррикадах он и погибает.

Идея, тема и проблема произведения

Главная проблема этого произведения – это проблема человека и среды. Эта проблема была центральной для натуральной школы. Мыслящая и независимая личность вступает в конфликт с консервативной средой, однако герой терпит одну неудачу за другой.

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Читайте также: