Призвание апостола матфея сюжет кратко

Обновлено: 05.07.2024

Примечательно, что это первая публичная картина художника, написанная не по частному заказу. По сей день полотно украшает стены римской капеллы Контарелли, наряду с еще двумя крупными произведениями мастера, сделавшими его, фактически, самым известным живописцем религиозной тематики Рима конца XVI – начала XVII вв.

Караваджо сумел создать полотно не нарушая собственный взгляд на вещи. Картина сохраняет присущий руке художника реализм.

Картина переносит нас в ту часть библейской истории, когда сборщик пошлин Левий Матфей встречает на своем жизненном пути Иисуса, и, последовав за ним, становится одним из ближайших его апостолов. Судя по обстановке, действие разворачивается в таверне, где проходит встреча Левия с одним из должников. Как раз в тот момент, когда налогоплательщики пересчитывают монеты, в таверне появляются двое – апостол Петр, изображенный совершенно непримечательным мужчиной в небогатой одежде и сам Иисус, стоящий позади своего ученика.

Некоторые современники сочли вопиющим тот факт, что Сын Божий спрятан едва ли не в тени своего апостола. Несмотря на поверхностное сокрытие персонажа, Караваджо удалось выделить Иисуса на фоне других присутствующих: жест, которым он указывает на Матфея, пронзительный взгляд, выразительные черты лица и, разумеется, нимб над головой не оставляют никаких сомнений в том, что это и есть Иисус.

Куда больше вопросов среди критиков вызывает фигура Левия Матфея, касательно которой по сей день много сомнений. Кто же именно из собравшихся подле стола тот самый мытарь? Если исходить из визуального восприятия, взгляд падает на молодого бородатого мужчину, который сидит в центре стола. Его лицо попадает в лучи света, пробившегося во мрак комнаты вместе с вошедшими. Пальцем он показывает на себя, словно уточняя, действительно ли гости явились за ним. Такая версия наиболее распространена, но существует и другая.

Ближе всех на стуле сидит юноша, склонившийся над кучкой монет. В одной его руке крепко сжат кошелек. Луч света попадает в том числе и на него, но глаза его опущены. Пока еще он не видит вошедших. Есть вероятность, что именно он и есть Матфей, пока еще погруженный в свой мир алчности и тьмы. Быть может, через секунду он поднимет голову и увидит то, что полностью изменит его жизнь.

Обе версии вероятны, обе версии по своему оправданы. Но куда важнее другое: художник дает зрителю совершенно обыденный сюжет с очень красивой моралью. В простой таверне сидят обычные люди, со своими грехами и пороками, страхами и предубеждениями. И каждый из них в любой момент своей жизни может оказаться Левием Матфеем.

"Призвание святого Матфея" – одна из самых прекрасных и неоднозначных картин Караваджо .

Сюжет ее предельно прост, он описан в Евангелии от Матфея : ". Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: "Следуй за Мной". И он встал и последовал за Ним".

По сути, Матфей занимался одним из самых неблагодарных дел – он обирал людей, а после подсчитывал прибыли. Как раз за этим занятием и застали его Иисус и сопровождающий его святой Пётр.

Помещение с простыми голыми стенами – тёмное и печальное – озаряет единственный луч света. Он выхватывает из мрака лицо Матфея , с удивлением воззрившегося на необычных странников. Мы видим, как он пальцем указывает себе на грудь, словно спрашивая: "Как, вы пришли за мной?"

И жест руки Иисуса словно отвечает ему: "Да, Матфей, за тобой. Встань и иди".

Образ Христа удваивается: стоящий рядом с ним Пётр , кажется, сливается с Иисусом и практически повторяет его движение; однако вместо уверенности Христа в жесте его сквозит недоверие.

Ничто не напоминает нам о том, что мы видим перед собой евангельский сюжет , кроме едва заметного нимба над головой Иисуса . Сборщики пошлин одеты по моде времен Караваджо , в то время как Христос и святой Пётр закутыны в бесформенные хламиды.

По мере того, как сидящие за столом осознают, что за ними наблюдают, они отрываются от своей работы: с лёгким удивлением смотрит на вошедших богато одетый юноша, готовится приподняться со стула опоясанный шпагой мужчина – он явно подозревает незнакомцев в коварных планах…

Но особенно поразительны два образа: святого Матфея , казалось бы, занимавшегося секунду назад одним из самых неблагородных дел, однако предстающего перед нами с просветленным и кротким ликом, и Иисуса , пребывающего в молчании, но единым жестом говорящим больше, нежели сотней слов. Он знает, кого он избрал, но избранный ещё сам не знает, кто он есть на самом деле. Рука Христа , освещенная светом, выхваченная из мрака, словно передаёт это знание по воздуху. Она связывает два мира: Божественный и человеческий , проводит мостик между темнотой и печалью этой убогой земной комнаты с её переходящими дарами и тем небесным блаженством, какое ждёт каждого, кто последует за Спасителем .

Кое-кто из находящихся в комнате уже лишились этого блаженства, не подняв голову от стола, все продолжая и продолжая пересчитывать свои монеты… Другие, возможно, могут на что-то надеяться.

Однако лишь Петр станет апостолом, учеником Христа.

“Призвание святого Матфея” (1600) – одна из самых необычных картин Караваджо. Она произвела сенсацию среди современников мастера.

Даже сейчас она кажется неординарной. Христос стоит не в центре. И не на самом видном месте.

Нет, наоборот. В самом углу картины. В тени. Да ещё и почти полностью скрыт другой фигурой! Но мы все равно сразу видим его. Благодаря его красивому и благородному жесту “Ты! Следуй за мной!”

А кто же среди сидящих является Матфеем? Вроде очевидно. Тот, что показывает на себя “Кто? Я? Я должен следовать за тобой?”. Нет. Это не он.

Хотя большинство искусствоведов считает, что это Матфей. Я все-таки придерживаюсь другой версии. Ее разделяет гораздо меньшее число специалистов. Но все же она мне ближе.

Кто же на картине Матфей?

Согласно этой менее популярной версии, картину я читаю так.

Лицом к нам сидит налогоплательщик. С бородой. В чёрном берете с дорогой брошью. Ему лет 35-38. Одной рукой он подкладывает монеты на середину стола.

Рядом с ним юноша 14-15 лет. Тоже хорошо одет. Его сын или ученик. И старик. Видимо прихваченный с собой счетовод.

Сами дворяне такими делами вряд ли занимались. Скорее всего, это управляющий со своими помощниками пришёл заплатить подати. За проезд по мосту. За пользование мощеными дорогами. Мало ли за что ещё.

Матфей – городской мытарь. На современном языке – сборщик налогов. Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный. Клиент может и на скамейке посидеть.

Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.

На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И нагло уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.

Вдруг в таверну входит Христос с апостолом Петром. Луч света “разрезает” пространство. Как будто в тёмный мир грехов и пороков пробился луч спасения.

Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.

Юнец, наоборот, отпрянул назад, оперевшись на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.

Матфей ещё не успел поднять глаза. Он погружён в подсчёт денег. Он ещё принадлежит этому миру греха и порока. Но Христос его уже призывает. Мы знаем, что через секунду он поднимет глаза. И пойдёт за учителем.

Ещё один факт говорит в пользу того, что именно юноша во главе стола является святым Матфеем.

Для той же церкви Караваджо написал ещё одну картину “Святой Матфей и Ангел”.

Судя по этой картине, Караваджо изобразил того самого юношу в старости. Та же поза и взгляд. Та же большая голова и коренастая фигура. Посмотрите, насколько мужчина с бородой не похож на Матфея-старика.

Призвание апостола Матфея

История создания.

По завещанию богатого строительного подрядчика Матьё Контреля капелла в честь евангелиста Матфея в церкви французской общины Сан-Луиджи-деи-Франчези должна была быть оформлена фресковыми росписями. Тематика росписей и их количество были строго оговорены завещателем. В 1593 году контракт на эти работы был подписан с известным римским художником Чезари д’Арпино , бывшим хозяином Караваджо и его соперником. Однако весьма популярный д’Арпино, заваленный заказами, к 1599 году выполнил лишь роспись свода капеллы. Из-за опасений, что к юбилейному году церковь так и не будет оформлена, и, учитывая недовольство французского посла Филиппа де Бетюна, распорядитель фонда разорвал договорённость с д’Арпино и обратился к Караваджо.

Отношение автора к вере.

Караваджо Микеланджело был человеком, который прошел тернистый жизненный путь, полный роковых ошибок, греховных падений, но невероятных творческих взлетов и душевных смятений. По характеру художник обладал необузданным темпераментом, который ввергал его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках. В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию. В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

Биография.

Суровый реализм Караваджо не был понят современниками, вызывал нападки со стороны духовенства и официальных лиц. Но художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью. После того как во время игры в мяч он убил своего противника, Караваджо бежал из Рима.

Последние годы его жизни прошли в скитаниях. Умер 8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле.

Читайте также: