Правоцентристские и левоцентристские коалиции италии кратко

Обновлено: 18.05.2024

Движение Сопротивления, сыгравшее важную роль в освобождении Северной Италии от германских войск, и устранение диктатора Муссолини от власти были теми причинами, по которым Италия, будучи агрессором и союзником Германии, не утратила своей государственности. Итальянцам было предоставлено право восстановления демократического режима.

Вопрос о форме государственного устройства решался на референдуме 2 июня 1946 г. Итальянцы высказались за республику. Одновременно проходили выборы в Учредительное собрание, которое позднее приняло конституцию.

Выборы позволили оценить позиции основных политических партий: Христианско-демократическая партия (ХДП) получила 35 % голосов, Социалистическая партия (ИСП) — 20 %, Коммунистическая партия (ИКП) — 19 %.

Пропорциональная система выборов позволила партиям занять соответствующее число мест в палате представителей и сенате. Правее ХДП располагались мелкие партии — республиканская, либеральная, монархисты, национальная правая (неофашисты) и другие, получившие по 2—3 % голосов. Они самостоятельной силой в парламенте не являлись.

В Италии утвердилась парламентская республика с многопартийностью.

Центризм

Особенностью итальянской партийно-политической системы было господствующее положение на протяжении почти полувека Христианско-демократической партии. Оппозиционный левый фланг был представлен коммунистами и социалистами, которые со времени движения Сопротивления и до 1954 г. были союзниками. На крайнем правом фланге заняли место неофашисты — национальная правая партия.

В 1960 г. Италия пережила серьёзный кризис. ХДП лишилась поддержки ряда мелких партий и пыталась опереться на неофашистов.

До этого инцидента ХДП отвергала союзы и с левым, и с правым флангами партийно-политической системы. Такая позиция оценивалась как центризм. Этому соответствовала и политическая линия правительства ХДП. В 1940-е — начале 1960-х гг. насущные реформы — аграрная реформа на юге, жилищная реформа на севере, пенсионная реформа и реформа социального обеспечения в национальном масштабе и др. — не проводились. Этот застой в политике ХДП и главы правительства де Гаспери компенсировался до середины 1960-х гг. более чем благополучным экономическим развитием страны.

Важную роль в экономическом восстановлении сыграли внешние условия — либерализация мировой торговли, стабилизация мировой финансовой системы, помощь по плану Маршалла.

Однако не менее важными были внутренние факторы — наличие резервов дешёвой рабочей силы, предприимчивость итальянцев, освобождение общества от тоталитарного контроля, активная роль государственного сектора и государственного регулирования и развитые рыночные отношения. Италия в массовом порядке скупала лицензии и патенты на новейшие технологии и научные разработки. На этой основе была осуществлена глубокая структурная перестройка экономики. Большую роль сыграли все секторы экономики — государственный сектор, крупнейшие корпорации, мелкий и средний бизнес, каждый из которых имел свою нишу в экономической системе.

Однако на фоне бурного развития передовых отраслей — автомобильной, электроники, нефтехимической промышленности, бытовой техники — на итальянском севере остро выявились диспропорции в экономике в целом, особенно отсталость аграрного юга. С этим связаны и контрасты в развитии страны: демократия на севере, клиентелизм и мафия на юге; конфликты и преступность в обществе — коррупция, терроризм, внедрение мафии в политику.

Нерешённость многих проблем объяснялась фактической монополией на власть Христианско-демократической партии и отстранением от государственного руководства мощных левых оппозиционных партий — коммунистической и социалистической.

Левоцентризм и его кризис

Создание левоцентристской коалиции происходило на основе согласованной программы реформ (национализация электростанций, программа пенсионного обеспечения, аграрная реформа, реформа образования, введение областной автономии). Эта политика получила название левоцентризм. На основе коалиции ХДП и ИСП в 1963—1976 гг. формировались левоцентристские правительства. Расчёт был сделан на создание широкой опоры правительству в стране и продолжение линии на изоляцию коммунистической партии.

Однако левоцентризм не обеспечил политическую устойчивость в Италии. Реформы проводились с большим трудом и под нажимом массовых выступлений трудящихся. Продолжалась правительственная чехарда — за 30 лет с 1948 г. сменилось 40 правительственных кабинетов. К середине 1970-х гг. кризис левоцентризма стал кризисом ХДП. На выборах 1976 г. ХДП получила 35 % голосов избирателей, а коммунистическая партия — 34 %. Таким образом, многолетняя борьба правых сил Италии за изоляцию компартии провалилась.

После этого в 1980-е гг. менялись одно за другим правительства, формировавшиеся без коммунистов, на основе коалиции пяти партий (ХДП, ИСП, социал-демократы, республиканцы, либералы).

Перемены произошли и в Итальянской коммунистической партии: большая часть коммунистов перешла на социал-демократические позиции. Партия приняла новое название — Демократическая партия левых сил (ДПЛС) — и вступила в Социалистический интернационал. Были сняты лозунги диктатуры пролетариата, демократического централизма, изменены символы партии.

Парламентские выборы 1992 г. показали катастрофическое падение влияния главных политических партий, включая бывшие ИКП, ИСП и ХДП.

Послевоенная партийно-политическая система вступила в конечную фазу своего кризиса.

Развал прежней партийной системы

Партийная система Италии – это система, основанная на многопартийности, преодолевшая последствия фашистского и авторитарного прошлого и утвердившая институты плюралистической демократии и многопартийности.

Для современной политической жизни Италии характерны:

  • многочисленность политических партий (более 50 активно действующих);
  • отсутствует сильная правая или правоцентристская организация, действующая в общенациональном масштабе;
  • государство финансирует партии, которые принимают участие в выборах;
  • запрещены пропаганда фашизма и деятельность фашистских организаций.

Многопартийности, как одной из важнейших характеристик существующей партийной системы, Италия обязана пропорциональной избирательной системе при формировании представительных учреждений.

В процессе выборов, кроме политических партий, участвуют:

  • профсоюзы рабочих;
  • организации предпринимателей;
  • сельскохозяйственные союзы;
  • другие, подобные им, организации, союзы и объединения.

Мощное положение в стране традиционно занимает католическая церковь, штаб-квартира которой находится в Ватикане, расположенном в столице страны.

Крупнейшие политические коалиции и блоки Италии

Готовые работы на аналогичную тему

Сепаратистская Северная Лига, возглавляемая У. Босси, стоит вне блоков.

Основные политические партии современной Италии

По своей значимости в политической жизни страны после крупнейших политических коалиций Италии идут основные политические партии, среди которых:

Блоковая стратегия в Италии сохранила свои традиции и в современном мире, при том, что вместо либерального компонента между властью и обществом встает большой бизнес. В правящих кругах прошли важные изменения: некоторые партии заявили о прекращении своего существования, некоторые расформировались или преобразовались, в некоторых произошел раскол. Правые партии, принявшие правила блоковой политической игры, руководят страной.

На одном из избирательных участков Рима во время парламентских выборов в Италии.

В январе представители коалиции подписали совместную предвыборную программу, в которой вошли меры, направленные на снижение налогов, кредитную поддержку предприятий, введение бесплатных детских садов, поддержку работающих матерей, сокращение государственных расходов, экологические меры, образовательные реформы.

В мае 1994 года Сильвио Берлускони возглавил правительство Италии, но нестойкость коалиции привела к скорой отставке правительства.

В 1999 году партия одержала победу на выборах в Европейский парламент, получив 25,17% голосов избирателей.

После выборов 2006 года к власти пришло правительство левоцентристов во главе с Романо Проди, но острое соперничество между партиями коалиции сделало кабинет нежизнеспособным.

В ноябре 2011 года Сильвио Берлускони ушел в отставку с поста премьер-министра Италии.

В феврале 2013 года по итогам выборов в парламент правоцентристская коалиция Сильвио Берлускони набрала 29,18% голосов в Палате депутатов и 30,72% — в Сенате.

Согласно действующему Уставу, партия имеет вертикальную структуру, поделенную на три уровня управления: национальный, региональный и локальный.

Политическую линию партии определяет ее высший орган — Национальный съезд, который может выбирать и назначать председателя партии, вносить изменения в устав. Съезд должен собираться, по крайней мере, один раз в три года.

"Лига Севера"

"Лига Севера" (полное название "Лига Севера за независимость Падании" (Lega Nord per l'Indipendenza della Padania) — итальянская евроскептическая партия правого толка.

Она возникла в декабре 1989 года как политический союз шести различных региональных общественных движений, которые действовали на севере Италии и выступали за предоставление самой широкой автономии северным областям страны и превращении Итальянской республики из унитарного в федеративное государство.

Основатель, идеолог и многолетний лидер партии (1989-2012) — Умберто Босси.

С начала своего существования "Лига Севера" сочетала этнорегионализм с экономическим либерализмом, в 1990-е годы она начала поддерживать этнонационалистический дискурс, а в конце десятилетия после начала евроскептической пропаганды стала придерживаться праворадикальных настроений, которые выражались в антимигрантских и антимусульманских настроениях, а также в защите христианских ценностей.

С момента основания партии до конца 1990-х годов "Лига Севера" поддерживала ЕС, поскольку в то время площадка Союза представлялась ей более перспективной для достижения своих целей, связанных с отделением Падании от Италии. Поворот партии к евроскептицизму специалисты объясняют углублением европейской интеграции и изменением внутриполитической ситуации в Италии. Официально "Лига Севера" заявляет, что проводит политику в русле современных настроений, возникших в странах-членах ЕС, имея в виду, что "народы Европы хотят непосредственно участвовать в принятии политико-институциональных решений, которые их касаются".

Несколько членов партии "Лига Севера" вошли в первое правительство Берлускони, однако через семь месяцев вышли из него, вызвав падение кабинета. После распада в 1994 году правительственной коалиции партия действовала в одиночестве, превратившись в по-настоящему сепаратистскую организацию. В 1996 году "Лига Севера" объявила о независимости регионов севера Италии (под названием Падания).

В 2011 году после ухода в отставку правительства Сильвио Берлускони "Лига Севера" не поддержала новый кабинет министров.

В 2012 году партия сменила лидера. Умберто Босси ушел в отставку в связи с обвинениями в использовании партийных средств в личных целях.

Бразды правления перешли в руки Роберто Марони. "Лига Севера" стала главной силой итальянской оппозиции.

В 2013 году лидером партии стал Маттео Сальвини, который сконцентрировал лозунги против мечетей, цыганских поселений, "чудовища" ЕС в Брюсселе (Бельгия) и дополнил их обещаниями снизить налоги, повысить безопасность, ввести химическую кастрацию педофилов и насильников.

В 2014 году "Лига Севера" стала единственной партией в Италии, которая поддержала легитимность референдума о независимости Крыма от Украины, и ее представители были первыми во всей Европе, кто приехал в Крым в том же году. Партия выступает за отмену антироссийских санкций.

"Лига Севера" заявляет свою готовность решать миграционные проблемы, эффективно бороться с терроризмом, защитить семейные ценности и выступает за налаживание сотрудничества с Россией. Между российской партией "Единая Россия" и "Лигой Севера" подписано соглашение о сотрудничестве в марте 2017 года.

В предыдущем парламенте Италии "Лига Севера" имела 22 места в Палате депутатов и 11 кресел в Сенате.

"Братья Италии"

"Братья Италии" (Fratelli d'Italia, FDI) — правая политическая партия Италии.

Основатели партии — политические деятели Иньяцио Ла Русса, Джорджией Мелони и Гвидо Крозетто. Главными задачами партия ставит защиту национального суверенитета, поддержку правоохранительных органов и вооруженных сил, ужесточение миграционной политики, увеличение социальных выплат, поддержку молодых предпринимателей, сокращение налогов, защиту окружающей среды и др.

В 2013 году на выборах в Палату депутатов партия набрала 666 тысяч голосов, что составило 1,95%, и получила девять депутатских мест. По итогам выборов в Палате депутатов была сформирована фракция "Братья Италии — Национальный альянс", включавшая 12 депутатов.

На выборах в Сенат за FDI отдали голос более 590 тысяч избирателей (1,9%), при этом она не получила ни одного места.

"Братья Италии" — это единственная партия, которую возглавляет женщина. Лидером является политик из Рима Джорджия Мелони.

"Мы с Италией — Союз центра"

"Мы с Италией — Союз центра" (Noi con l'Italia — UDC) — блок христианско-демократических партий.

Учредителями являются Раффаэле Фитто (бывший министр по вопросам отношений с регионами), Саверио Романо (бывший министр сельского хозяйства), Маурицио Лупи (бывший министр транспорта), Флавио Този (бывший мэр Вероны), Энрико Дзанетти (лидер партии "Гражданский выбор").



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Италия"

Вопросы занятия будут такими:

провозглашение республики в Италии, итальянский центризм;

левоцентризм и его кризис;

новая партийная система.

В годы Второй мировой войны Италии являлась агрессором и союзником Германии.


Но действия Итальянского движения Сопротивления, сыгравшего важную роль в освобождении Северной Италии, и устранение диктатора Бенито Муссолини от власти стали теми причинами, по которым Италия, не утратила своей государственности. Итальянцы получили право восстановить демократический режим в своей стране. 2 июня 1946 года состоялся референдум, на котором населению предстояло решить: останется Италия монархией или станет республикой. Большинство избирателей (55 %) отдали предпочтение республике.

В этом же году прошли выборы в Учредительное собрание. В ходе его работы была принята Конституции Итальянской Республики, вступившая в силу в 1948 году.


Выборы 1946 года выявили расстановку политических сил в Италии. Христианско-демократическая партия получила 35 % голосов.

Итальянская социалистическая партия – 20 %. Итальянская коммунистическая партия – 19 % голосов.

В Италии действовала пропорциональная избирательная система. Поэтому ХДП, ИСП и ИКП заняли соответствующее набранным процентам голосов число мест в палате депутатов и сенате.


Правее ХДП находились мелкие партии – Итальянская республиканская партия, Итальянская либеральная партия, Итальянское социальное движение и иные. Каждая из них набрала по 2–3 % голосов. Эти партии не являлись самостоятельной силой в парламенте.


В итоге после 1946 года в Италии утвердилась парламентская республика с многопартийной системой. Особенностью политической системы Италии было почти полувековое господство Христианско-демократической партии. В оппозиции к ней находились коммунисты и социалисты. Со времён движения Сопротивления и до 1954 года они были союзниками. Крайне правый фланг занимали неофашисты – Итальянское социальное движение.


В 1960 году в Италии разразился политический кризис. Лишившись поддержки ряда мелких партий, ХДП сформировала правительство при содействии неофашистов. Этот шаг вызвал возмущение в обществе и привёл к беспорядкам. Правительство ушло в отставку. До этого инцидента ХДП отвергала союзы как с левыми, так и с правыми партиями. Такая позиция оценивалась как центризм. Со второй половины 1940-х до начала 1960-х годов в Италии не проводилось насущных реформ.

Прежде всего это:

аграрная реформа на Юге;

жилищная реформа на Севере;

реформа социального обеспечения.

Но до середины 1960-х годов застой в политике удавалось компенсировать небывалым ростом итальянской экономики.


Почти два десятилетия, между серединой 1950-х и серединой 1970-х годов, экономика государства развивалась очень динамично. Среднегодовой прирост ВВП составлял 5,6 %. По этому показателю Италия занимала второе место в мире, уступая лишь Японии, где всё это время ежегодный прирост составлял почти 10 %. В это же время экономика США росла в среднем на 4 % в год, Великобритании на 2,5 %.


либерализация мировой торговли;

стабилизация мировой финансовой системы;

помощь по плану Маршалла.

Но не менее важными были и внутренние факторы:

наличие дешёвой рабочей силы;

освобождение общества от тоталитарного контроля;

высокая роль государственного регулирования;

развитые рыночные отношения.

Италия массово закупала лицензии и патенты на новейшие технологии. Это позволило создать основу для структурной перестройки экономики.


Промышленный Север, где бурно развивались автомобилестроение, электронная промышленность, нефтехимия. И отсталый аграрный Юг. С этим связаны и контрасты в развитии страны. На Севере развивались демократические институты. На Юге процветали клиентелизм и мафия. Отсюда – постоянные конфликты в обществе, высокий уровень преступности, коррупция, проникновение мафии в политику. Христианско-демократическая партия обладала фактической монополией на власть. Её стараниями от руководства была отстранена оппозиция в лице влиятельных левых сил – коммунистической и социалистической партий. Этим отчасти и объясняется острота многих проблем в итальянском обществе.


Союз ХДП с крайне правыми 1960 года вызвал бурный протест левых сил и привёл страну к политическому кризису. Это вынудило руководство ХДП искать союзников среди социалистов.

Левоцентристская коалиция была создана на основе согласованной программы реформ.

Среди её пунктов были:

улучшение пенсионного обеспечения;

проведение аграрной реформы;

введение областной автономии.

Политика союза ХДП – ИСП получила название левоцентризм. На основе коалиции ХДП и ИСП в 1963–1976 годах формировались левоцентристские правительства.


Они рассчитывали создать широкую опору правительству в стране. Продолжали линию на изоляцию коммунистической партии. Но левоцентризм не обеспечил политической стабильности в Италии. За 30 лет, начиная с 1948 года, сменилось 40 кабинетов министров. К середине 1970-х годов кризис левоцентризма перерос в кризис ХДП.


В 1980-е годы правительство Италии формировалось на основе коалиции из 5 партий, коммунисты в ней участия не принимали. Это – ХДП, ИСП, социал-демократы, республиканцы, либералы.


К концу 1980-х годов большая часть коммунистов из ИКП перешла на социал-демократические позиции. В 1991 году партия получила новое название – Демократическая партия левых сил (ДПЛС). Также – вступила в Социалистический интернационал. ДПЛС отказалась от лозунгов диктатуры пролетариата, демократического централизма.

Выборы 1992 года показали небывалый спад влияния главных политических партий. Партийно-политическая система Италии оказалась в кризисе.

Под следствие попали около 290 тысяч человек. Всего за взяточничество было осуждено более 5000 человек. Среди обвиняемых были бывшие премьер-министры: христианский демократ Джулио Андреотти. Лидер социалистов Беттино Кракси.


Коррупционный скандал дискредитировал практически все старые партии за исключением коммунистов и неофашистов На местных выборах 1993 года ХДП потерпела сокрушительное поражение. Полностью утратила свои позиции и ИСП. В 1994 году эти партии самораспустились. Прежняя многопартийная система Италии потерпела полный крах.



Предполагалось ввести всенародное избрание президента, создать условия для чередования у власти двух главных политических блоков (фактически создать двухпартийную систему). Но референдум провалился. Явка составила менее 50 % избирателей. В 2001 году у власти вновь оказался блок правых партий во главе с Берлускони. Его правительство действовало до 2006 года.



Политика Берлускони строилась на основе идей неоконсерватизма:

поощрение частной инициативы;

развитие механизмов рынка;


Левые силы обвиняли Берлускони в том, что отмена государственных ограничений и снижение налогов ведёт к бесконтрольности бизнеса, к уменьшению социальных гарантий работников.

При Берлускони в Италии была проведена политическая реформа. Страна вернулась к пропорциональной системе выборов. Также правительство разработало реформу государственного устройства. Италия должна была стать федерацией. Но на референдуме 2006 года о деволюции большинство избирателей не поддержало этой инициативы. Отсутствие экономического роста и высокая безработица подорвали доверие итальянцев к правому блоку. На выборах 2006 года победу одержала коалиция левых сил во главе с Романо Проди.


Но начавшийся в 2008 году политический кризис позволил Сильвио Берлускони вновь занять кресло премьера. Всего, начиная с 1994 года, Берлускони четырежды становился премьер-министром Италии и занимал этот пост с перерывами до ноября 2011 года. Интересно, что за всю историю единой Италии, по продолжительности

срока полномочий Сильвио Берлускони занимает третье место после Бенито Муссолини и Джованни Джолитти.


В 2014 году приступило к работе 63-е правительство Итальянской Республики. Его главой является Маттео Ренци.


Таким образом, в 1946 году в Италии была провозглашена республика. Власть оказалась в руках ХДП.

До 1960 года ХДП проводила курс, получивший название центризм.

Фактическая монополия ХДП на власть привела к кризису левоцентризма.

Новая партийная система Италии построена на основе коалиций правых и левых сил.

Читайте также: