Право при петре 1 кратко

Обновлено: 05.07.2024

В основе наиболее определяющих преобразований в сфере права у Петра I лежало изменение соотношения между источниками права: главное значение Петр стремился закрепить за законом, отрицая роль обычая и позволяя ему действовать лишь там, где государство либо не могло его искоренить, либо не видело в нем препятствий для себя.

· Общество устранилось от нормотворчества;

· Закон теряет свою функцию в деле закрепления и поддержания обычая;

· Закон становится созидательной силой, основанной на признании государством за собой исключительного права устанавливать нормы и правоотношения даже если таковые вообще не известны обществу;

· При этих условиях правоприменения о охранении законности государства принимают карательный характер (репрессивный);

· В судебном процессе государство становится не тритейским судьей, а заинтересованной стороной в процессе;

· Обеспечение прав потерпевшей стороны для государства теряет свое значение.

Вышеуказанные изменения в правовой системе порождали у общества ответное стремление обойти закон.

Как можно полагать, Петр желал предупредить существование пробелов и противоречий в законодательстве. Он, во-первых, значительно расширил зародившуюся много раньше тенденцию к изданию комплексных законодательных актов – уставов, тем самым обновляя или даже создавая целые разделы права. Во-вторых, именно Петр предпринял первую попытку осуществить систематизацию им созданной массы законодательных материалов. Тем не менее, Петр сталкивался с невозможностью искоренить обычай, добиться результативности в деле регламентации жизни общества. При этом условии, защищая интересы государства, Петр признает преступлением даже не противозаконное только, но и противогосударственное деяние, т.

Вместе с тем, Петр оставался в плену традиций и основные признаки монархии, им созданные – абсолютизм, узаконил в военно-уголовном праве.

Петр узаконил следующие признаки власти монарха, его власть:

Таким образом, правовые преобразования в петровскую эпоху были чрезвычайно обширными, многогранными и далеко не всегда последовательными. Тем не менее, их направленность и результат состояли в законодательном обеспечении абсолютной монархии и закладывали правовую базу полицейского государства.

Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале XVIII в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.

Регламенты это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В первой четверти XVIII в. было утверждено семь регламентов — Кригс-комиссариату (1711), Щтатс-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).

Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.

Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г., Устав благочиния 1782 г.

Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности государственных органов. Указы издавались монархом или от его имени сенатом. Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714 г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д.

Основным источником права продолжало являться Соборное уложение 1649 г.

Во второй половине XVII в. были проведены частичная систематизация и кодификация отраслевых норм: в 1667 г. утвержден Новоторговый устав, в 1669 г. — Новоуказные статьи о разбойных, татебных делах и убийствах, в 1676 г. — Новоуказные статьи о поместьях, в 1680 г. — Новоуказные статьи о вотчинах, в 1681г.— Новоуказные статьи о вотчинных и поместных делах.

В XVIII в. предпринимались неоднократные попытки создания нового Уложения, ни одна из них не увенчалась успехом. Для создания нового проекта Уложения учреждались различные комиссии. В некоторые из них входили представители разных сословий. Однако в ходе работы обнаруживались противоположные интересы сословий, и проект Уложения так и не был создан.

Результатами кодификационной работы первой четверти XVIII в. стали:

Артикул воинский 1715 г., представляющий собой уголовный кодекс. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию;

Краткое изображение процессов или судебных тяжб 1715г.— процессуальный кодекс;

Генеральный регламент 1720 г. — сборник административного законодательства;

Пункты о вотчинных делах 1725 г. — обобщение судебной практики и толкования законов о наследовании.

В XVII—XVIII вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.

Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.

Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным.

К смягчающим обстоятельствам относились: состояние аффекта; душевная болезнь; малолетство преступника; служебное рвение, в пылу которого совершено преступление; неведение и давность. Состояние опьянения, прежде бывшее смягчавшим вину обстоятельством, стало относиться к отягчающим обстоятельствам.

Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались.

Институт соучастия в преступлении был недостаточно разработан. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.

Артикулы включали следующие виды преступлений:

религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж;

государственные преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена и др.;

должностные преступления: взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;

воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине и т. д.;

преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство;

преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей;

преступления против личности: убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом и др.;

имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество;

преступления против нравственности: изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией.

Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.

Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания, подразделявшиеся на членовредительные, клеймение и болезненные; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания (конфискация имущества, штраф, вычет из жалованья). Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.

Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично, о них предварительно объявлялось.

Гражданское право в значительной мере восприняло многие западноевропейские правовые традиции и институты. Начала прослеживаться индивидуализация частных имущественных и обязательственных прав. Доминирующим источником прав и обязанностей стал закон, а традиционные и обычные нормы отошли на второй план.

В области вещных прав Указом о единонаследии, принятым 23 марта 1714г., были ликвидированы правовые различия между вотчиной и поместьем, они стали именоваться недвижимостью. С целью укрепления положения дворянства затруднялся порядок, отчуждения недвижимости, запрещался ее заклад. Продажу можно было осуществлять лишь при наличии чрезвычайных обстоятельств и с уплатой высокой пошлины.

Чтобы избежать дробления земельных владений, был сокращен круг лиц, участвовавших в наследовании и выкупе недвижимого имущества. По наследству владения передавались только одному сыну. Право выкупа принадлежало главному наследнику, в 1737 и 1744 гг. право родового выкупа также было предоставлено ближайшим нисходящим наследникам продавца. Срок выкупа устанавливался в 40 лет, впоследствии он был сокращен до 3 лет.

С развитием промышленности устанавливались новые ограничения на земельную собственность. В соответствии с Указом 1719г. добыча полезных ископаемых, обнаруженных на частных землях, составляла привилегию государства. Собственник земель получал преимущественное право перед третьими лицами открывать производство по добыче ископаемых и их обработке или право на долю прибыли (1/32) от разработки полезных ископаемых.

В рассматриваемый период получает развитие и залоговое право. Разрешалось закладывать движимое и недвижимое имущество, находившееся в собственности. Указ о единонаследии 1714г. запретил залог недвижимости. После отмены Указа в 1731 г. этот правовой институт был восстановлен в прежнем виде. Залог имущества совершался в крепостном порядке.

В развитии обязательственного права можно отметить нормы, развивающие действующие и регламентирующие ранее неизвестные формы договорных отношений: договор поставки, договор личного найма, договор имущественного найма, договор поклажи, договор займа.

Большие изменения в сфере наследственного права внес Указ о единонаследии, принятый 23 марта 1714 г. Различалось наследование по завещанию и по закону.

При наследовании по закону действовал майоратный принцип, при котором недвижимое имущество наследовал старший сын, а движимое имущество делилось поровну между остальными наследниками.

Бездетная вдова получала пожизненное право на имущество мужа, а после ее смерти к наследованию призывались наследники по закону. В 1716г. этот порядок изменился: вдова стала получать в собственность 1/4 часть имущества мужа.

В1731 г. Указ о единонаследии был отменен. Наследование по закону регламентировалось следующим образом: имущество переходило ко всем сыновьям в равных долях, причем дочери получали 1/14 часть недвижимого и 1/8 часть движимого имущества, а вдова — 1/8 часть недвижимого и 1/4 часть движимого имущества.

При наследовании по завещанию наследователь обладал большей свободой распоряжения: он мог завещать наследственную массу, за исключением майоратных и заповедных имуществ, по своему усмотрению.

В области семейного права при Петре I были внесены большие изменения.

В соответствии с Указом о единонаследии 1714 г. был повышен брачный возраст для мужчин до 20 лет, а для женщин — до 17 лет. Законную силу имел только церковный брак.

Для заключения брака необходимо было соблюдение некоторых требований. В брак могли вступать лица, не лишенные здравого рассудка. Запрещалось вступать в брак близким родственникам. Законодательство требовало согласия брачующихся на вступление в брак, а также обязательного согласия их родителей. Для вступления в брак военнослужащим требовалось разрешение начальства, для дворян — также знание арифметики и геометрии.

Поводами для расторжения брака являлись следующие: политическая смерть (т. е. лишение всех гражданских прав) и ссылка на вечную каторгу, безвестное отсутствие одного из супругов в течение 3 лет, произошедшее не по вине отсутствующего супруга, поступление в монашество, прелюбодеяние одного из супругов, неизлечимая болезнь, покушение одного из супругов на жизнь другого.

Брак не был равноправным — жена находилась в подчинении мужа. Правовое положение жены определялось социальным статусом мужа. Имущественные права жены ничем не ограничивались. Она могла свободно распоряжаться своим движимым и недвижимым имуществом без согласия мужа.

С 1721 г. было разрешено заключать смешанные браки с христианами других конфессий, брак же с иноверцами запрещался.

Родители в отношении своих детей имели почти такую же власть, как и раньше. Они могли их наказывать, отдавать внаймы, отправлять в монастырь. В 1775 г. родители получили право заключать своих непослушных детей в смирительные дома. За убийство детей родители подвергались колесованию.

Развитие получили положения об опеке. Опека устанавливалась над несовершеннолетними детьми и продолжалась до их совершеннолетия. Совершеннолетие наступало: для наследников недвижимого имущества — в 20 лет, для наследников движимого имущества — в 18 и 17 лет для мужчин и женщин соответственно. Опекуном для своих малолетних братьев и сестер становился наследник недвижимого имущества, он должен был заботиться о содержании, воспитании и имуществе опекаемых. Опека также могла быть установлена над сумасшедшими и жестокими помещиками.

Детальная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

Процесс делился на три стадии (части): первая начиналась оповещением о начале судебного процесса и заканчивалась получением показаний ответчика; вторая представляла собой собственно судебное разбирательство и продолжалась до вынесения приговора; третья длилась от вынесения приговора до его исполнения.

Первая стадия процесса оповещение о явке в суд заинтересованных лиц — делалась официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и объяснения ответчика требовали письменной формы и протоколировались.

Судебное представительство по уголовным делам не допускалось. При рассмотрении гражданских дел представители могли участвовать только в случае болезни стороны.

Закон устанавливал основания для отвода судей: нахождение судьи в сговоре с одной из сторон, наличие между судьей и стороной враждебных отношений или долговых обязательств.

С получением показаний ответчика первая стадия заканчивалась.

Вторая стадия процесса начиналась с анализа доказательств. Доказательства были четырех видов — собственное признание, свидетельские показания, письменные доказательства, присяга.

Свидетельские показания не были равноценными. Противопоставлялись показания мужчин и женщин, знатного человека и незнатного, ученого и неученого, духовного лица и светского человека. Определялся круг лиц, которые не могли быть свидетелями: клятвопреступники, проклятые церковью, изгнанные из государства, судимые за воровство, убийство, разбой и др. Как правило, свидетеля мог допрашивать только судья и только в суде.

К письменным доказательствам относились различные документы: записи в городовых и судейских книгах, записи в торговых книгах, долговые обязательства, деловые письма и т. д. Обычно письменные доказательства нуждались в подкреплении присягой.

Очистительная присяга применялась в крайних случаях, когда другим способом было невозможно доказать обвинение.

Принесший присягу ответчик считался оправданным, отказавшийся принести присягу признавался виновным.

После анализа доказательств суд переходил к вынесению приговора. Он выносился большинством голосов, при их равенстве перевешивал голос председателя. Приговор составлялся в письменной форме, подписывался членами суда, председателем и аудитором. Затем секретарь в присутствии сторон публично зачитывал приговор.

Приговоры по делам, где применялась пытка, подлежали утверждению фельдмаршалом или генералом. Последние могли изменить меру наказания.

Устанавливался апелляционный порядок пересмотра приговоров суда.

После вынесения приговора он приводился в исполнение.

Принципы розыскного процесса также вводились и в гражданские споры. Подробная регламентация инквизиционного процесса давалась в специальном Кратком изображении процессов или судебных тяжб, принятом в 1715 г.

При Петре 1 значительную часть законодательства занимают воинские и морские уставы, которые содержали нормы гражданского права, хоть систематического собрания норм права до Петра 1 не издавали. Первая попытка (после Соборного Уложения 1649 г.) систематизации правовых норм была сделана учрежденной в 1700 г. Палатой об уложении. Главной задачей органа стало приведение в соответствие с Судебниками и Соборным Уложением всего массива вновь принятых нормативных актов. Вторая задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики путем включения в нее новых норм права. Работа Палаты продолжалась до 1703 г., когда в целом был закончен проект Ново-уложенной книги = работа Палаты - первый опыт по систематизации права.

Развивается институт опеки. По указу 1714 г. опекунство над малолетними членами семьи возлагалось на наследника недвижимого имущества. Совершеннолетие наступало для наследников недвижимости в 20 лет, для наследников движимого имущества в 18 лет (для женщин – в 17). Опекун распоряжался всем имуществом опекаемых. Для недорослей в возрасте от 17 до 21 года могло устанавливаться попечительство. Попечительство распространялось только на распоряжение недвижимым имуществом, всем остальным мог распоряжаться подопечный. По акту 1724 г. опека устанавливалась магистратом. Опека могла устанавливаться также над умалишенными и патологически жестокими помещиками.

1714 г. - Кодификационная работа. Пересмотр Соборного Уложения. Специальной комиссии поручалось свести все последующие (после 1649 г.) указы и приговоры в сводные сборники. Работу должна была проводить канцелярия Сената. Главным направлением кодификационной работы в это время было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса. С 1720 по 1725 г. Уложенной комиссией было проведено более двухсот заседаний. Результаты: 1. Утвержденные в 1714 г. и изданные в 1715 г. Воинские Артикулы, свод военно-уголовного законодательства, относящегося преимущественно к области процессуального права. Каждый артикул описывал отдельный вид правонарушения и назначал определенную санкцию; 2. Утвержденный в 1720 г. Генеральный регламент, или Устав коллегиям, охватывал всю сферу нового административного законодательства. За основу взят шведский Канцелярский устав 1661 г. Регламентировало: положения об обязанностях и должностях коллегий и государственных учреждений, сферы и формы их деятельности, установление состава и категории служащих. 3. Кодификация норм частного права, почерпнутых из Указа о единонаследии и последующих актов о наследовании. Сводный документ, получивший название Пункты о вотчинных делах (1725 г.), был обобщением судебной практики и толкованием закона по вариантам правоприменения, дополнявшим и изменявшим предшествующее законодательство о наследовании à развитие права стремилось к созданию отраслевого деления.

1721 г. Был установлен порядок приписки к мануфактурам государственных крестьян (в государственном секторе экономики) и покупки крестьян с землей при обязательном использовании их труда на мануфактурах (в частном секторе). Эти категории крестьян получили наименование приписных и посессионных.

Законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновниками. Издан Петром Iв 1722году. Табель о рангах устанавливала 14 рангов (классов, классных чинов, 1-й — высший) по трем видам: военные (армейские и морские), штатские и придворные (до 1917 г.) Этот учредительный ставил заслуги и выслуги бюрократической иерархии на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к табели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат".

Законодательные акты содержали правила благоустройства, строительные нормы. Внедрялись строгие противопожарные правила. Все более расширялись правила проезда по городу. Вводились строгие санитарные правила, определялся порядок захоронения, при эпидемиях устанавливались жесткие карантинные ограничения. Недоброкачественные продукты подлежали изъятию и уничтожению. Ответственность за административные правонарушения была столь же суровой, как и за уголовные преступления.

Государство активно регулировало договорные и рыночные правоотношения. Заключение сделок в отношении фабрик и заводов допускалось только с разрешения Мануфактур - и Берг-коллегий. Договор личного найма заключался для выполнения работ по дому, на земле, в промыслах, цехах, мануфактурах, заводах и торговых предприятиях. Были установлены ограничения на договора заключение личного найма (требовалось согласие отца для несовершеннолетних, мужа для женщины, помещиков для крепостных). Эти договоры регистрировались в полицейских органах. Широкое развитие получили договоры подряда и поставки. Договор подряда дополняется договором поставки заказчиком, в котором, как правило, являлись государство, его органы или крупные частные и смешанные компании. Такие договоры на постройку, ремонт, поставку материалов и т.п., заключенные с казной, гарантировались поручителем. Поручительством обеспечивался и договор займа. Договор займа с развитием денежной системы и корпуса ценных бумаг (закладных, акций, купчих, векселей и пр.) приобретает новые черты. Закон формально запрещал взимать проценты по займам. Договор поклажи заключался крепостным порядком, но военнослужащие могли оставить вещи на хранение без оформления договора, а утрата этих вещей хранителем рассматривалась как хищение. Договор поклажи на движимое имущество заключался любыми субъектами, кроме монахов, которым Духовный регламент запрещал брать на хранение деньги и вещи. Общие положения договора поставки распространялись и на договор купли-продажи. Договор купли-продажи регулировал перемещение любых объектов собственности (движимой и недвижимой). Ограничения государства касались как предмета договора (запреты продавать родовую недвижимость, некоторые виды полезных ископаемых), так и его условий (установленные сроки для выкупа родовых имуществ, ограничение круга субъектов, приобретающих недвижимость и крестьян). Обман, заблуждение и принуждение, допущенные при заключении договора, являлись основаниями для его аннулирования. Предусматривалась купля-продажа с рассрочкой платежа ("в кредит"), выплатой аванса или предоплаты ("деньги вперед").

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил отдавали законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, то есть о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским – пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.

Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Российской Империи дает такую картину: на вторую половину XYII века приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов, в первой половине XYIII века ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.

Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. На практике в громадной Империи, столица которой была вынесена на самую границу, творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному, неограниченному, абсолютному монарху. Иногда массовые нарушения закона приводили к тому, что с ними приходилось мириться и даже возводить нарушение в новую норму. Так было, например, со столь важным вопросом как сыск беглых крестьян. Несмотря на серию жестоких законов о возвращении беглых, остановить этот процесс полностью не удалось. Более того, возникло известное противоречие между интересами государства и потребностями отдельных феодалов в вопросе о возвращении крестьян, бежавших на окраины Российской Империи или поступавших в солдаты. Государство, заинтересованное в заселении отдаленных районов, пограничной полосы, отказалось возвращать собственникам бежавших от них крестьян.

Наряду с провозглашением крупных реформ и больших преобразований законодательство XYIII века отличается мелочной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений и т.п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти. Отсюда оправдание принуждения и грубого насилия.




До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами законов – маленькими и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская Судная Грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.

В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по пути создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул – первый в русском праве военно-уголовный кодекс; было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 года.

Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов,к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.

Вместе с тем источниками права в XYIII веке продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 года, а также многочисленные регламенты, манифесты, учреждения, указы, уставы и резолюции монархов. Всеобщей систематизации законодательства в XYIII веке проведено не было.

Единственным источником права в XYIII веке окончательно признается закон. В соответствии с этим устанавливается понятие о законе и способах его возникновения и силе действия. Закон – это воля государя, правильно объявленная.

Устанавливается правило, что незнанием закона никто не может отговариваться.

По Указу 1714 года устанавливалось, что закон обратной силы не имеет. Толкование закона принадлежало императору, в исключительных случаях (в отсутствие императора и только по конкретному делу) – Сенату.

В XYIII веке было издано огромное количество нормативных актов, регламентирующих все сферы жизни общества.

Основными формами закона в это время были:

Уставы – сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (Воинский устав 1716 года, Морской устав 1720 года, Вексельный устав 1729 года).

Регламенты – это акты, определяющие общую структуру, статус деятельности отдельных госучреждений (Регламент о торговле 1719 года, Регламент о Синоде и церковном управлении и т.д.).

Указы –наиболееобильная и важная частьзаконодательства. Были нацелены на решение конкретного дела или случая. В них содержались правовые нормы и предписания.

Манифесты – издавались только монархом и были обращены ко всему населению (о вступлении на престол, о начале войны, о заключении мира и т.д.).

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Гражданское право. Уголовное право и процесс в Российской империи в XVIII в.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материал.

Переход к абсолютизму знаменовался широким развитием законодательства. При этом авторами законов часто являлись сами монархи. Особенно много внимания и сил отдавали законотворчеству Петр I и Екатерина II. Говорили даже о легисломании Екатерины, то есть о страсти к изданию законов. Над Воинским уставом Петр работал целый год, а над Морским – пять лет. Генеральный регламент, определявший права и обязанности должностных лиц, подвергался редактированию двенадцать раз.

Петра I отличала вера во всесилие закона, во всемогущество государственной власти, призванной регулировать жизнь подданных. Отсюда активная законодательная деятельность. Полное собрание законов Российской Империи дает такую картину: на вторую половину XYII века приходится 1821 указ, в среднем в год по 36 указов, в первой половине XYIII века ежегодно в среднем издавалось по 160 указов.

Однако вера Петра во всесилие закона была в большой мере иллюзорной. На практике в громадной Империи, столица которой была вынесена на самую границу, творилось отнюдь не то, что хотелось самодержавному, неограниченному, абсолютному монарху. Иногда массовые нарушения закона приводили к тому, что с ними приходилось мириться и даже возводить нарушение в новую норму. Так было, например, со столь важным вопросом как сыск беглых крестьян. Несмотря на серию жестоких законов о возвращении беглых, остановить этот процесс полностью не удалось. Более того, возникло известное противоречие между интересами государства и потребностями отдельных феодалов в вопросе о возвращении крестьян, бежавших на окраины Российской Империи или поступавших в солдаты. Государство, заинтересованное в заселении отдаленных районов, пограничной полосы, отказалось возвращать собственникам бежавших от них крестьян.

Наряду с провозглашением крупных реформ и больших преобразований законодательство XYIII века отличается мелочной регламентацией многих сторон жизни: хозяйственной деятельности, быта, развлечений и т.п. Подоплекой этого был постулат, согласно которому подданные передали свой суверенитет верховной власти. Отсюда оправдание принуждения и грубого насилия.

До второй половины XYII века все крупные законодательные акты были межотраслевыми. Они были как бы своеобразными сводами законов – маленькими и большими. Так строились и Русская Правда, и Псковская Судная Грамота, и Соборное Уложение. В период становления абсолютизма рост массы законов сопровождается отраслевой дифференциацией законодательства.

В соответствии с этим ведется и систематизация права. Петр первоначально хотел издать новое Уложение, которое должно было заменить собой Соборное Уложение 1649 г., но затем пошел по пути создания отраслевых кодексов. При любви и внимании Петра ко всему военному, в первую очередь подверглись кодификации военные отрасли права. Так возник Воинский артикул – первый в русском праве военно-уголовный кодекс; было издано Краткое изображение процессов, посвященное целиком процессуальному праву и судоустройству в военной юстиции. Воинский и Морской уставы – тоже кодифицированные законы, регламентирующие соответствующие сферы жизни. По существу значение кодекса наследственного права имеет и Указ о единонаследии 1714 года.

Таким образом, система феодального права, развивавшаяся вместе с развитием феодального государства, при абсолютизме начинает оформляться в систему отраслевых законодательных актов,к тому же кодифицированных, то есть система права превращается в систему законодательства.

Вместе с тем источниками права в XYIII веке продолжало оставаться Соборное Уложение 1649 года, а также многочисленные регламенты, манифесты, учреждения, указы, уставы и резолюции монархов. Всеобщей систематизации законодательства в XYIII веке проведено не было.

Единственным источником права в XYIII веке окончательно признается закон. В соответствии с этим устанавливается понятие о законе и способах его возникновения и силе действия. Закон – это воля государя, правильно объявленная.

Устанавливается правило, что незнанием закона никто не может отговариваться.

По Указу 1714 года устанавливалось, что закон обратной силы не имеет. Толкование закона принадлежало императору, в исключительных случаях (в отсутствие императора и только по конкретному делу) – Сенату.

В XYIII веке было издано огромное количество нормативных актов, регламентирующих все сферы жизни общества.

Основными формами закона в это время были:

Уставы – сборники, содержащие нормы, относящиеся к определенной сфере государственной деятельности (Воинский устав 1716 года, Морской устав 1720 года, Вексельный устав 1729 года).

Регламенты – это акты, определяющие общую структуру, статус деятельности отдельных госучреждений (Регламент о торговле 1719 года, Регламент о Синоде и церковном управлении и т.д.).

Указы –наиболееобильная и важная частьзаконодательства. Были нацелены на решение конкретного дела или случая. В них содержались правовые нормы и предписания.

Манифесты – издавались только монархом и были обращены ко всему населению (о вступлении на престол, о начале войны, о заключении мира и т.д.).

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Гражданское право. Уголовное право и процесс в Российской империи в XVIII в.

Читайте также: