Россия и мир в конце 20 начале 21 века кратко

Обновлено: 06.07.2024

Современный мир (конец 20 — начало 21 века), прежде всего, выделяется разнообразием, богатством изменений и беспрецедентным размахом, охватив­шим все сферы жизни людей. Далее, взаимодействие народов, как целостный фактор, многократно возросло. Формируется основанный на единстве прав и обязанностей новый мировой порядок. При этом следует обратить внимание на следующее.

  • Развитие науки, техники и технологий вышло на новый уровень.
  • Осуществился переход производства на новый тип, общественно-политические результаты которого являются до­стоянием не только одной страны.
  • Углубились мировые хозяйственные связи.
  • Возникли глобальные связи, охватившие основные сферы жизнедеятельности народов и государств.

Все это привело к обновлению картины Социума.

Глобализация

Многополярный мир

Европа в современном мире

В годы блокового противостояния США были лидером боль­шой группы стран Запада, преследовавших одну цель — помешать дальнейшему росту влияния СССР. С распадом Советского Союза эта группа не исчезла, как можно было ожидать, а, напротив, расши­рилась. Достигнутый Западом высокий уровень социально-экономи­ческого развития, гарантии соблюдения прав человека оказались привлекательными для ряда восточноевропейских стран, что по­влекло за собой расширение ЕС и НАТО. Сплочение Запада, раз­витие интеграционных процессов проходило на фоне разрушения прежних союзов на Востоке Европы.

Западная Европа

Восточная Европа

Россия

Азиатско-Тихоокеанский регион

Помимо Европы, огромное влияние на судьбы современного мира оказывает Азиатско-Тихоокеанский регион. Динамично раз­вивающийся АТР охватывает треугольник от российского Дальне­го Востока и Кореи на северо-востоке до Австралии на юге и Па­кистана на западе. В этом треугольнике проживает примерно по­ловина человечества и находятся такие динамичные страны, как Япония, Китай, Австралия, Новая Зеландия, Южная Корея, Малайзия, Сингапур.

Если в 1960 г. суммарный ВНП стран данно­го региона достиг 7,8 % мирового ВНП, то к 1982 г. он удвоился, а к началу XXI в. составил около 20 % мирового валового нацио­нального продукта (то есть приблизительно стал равен доле ЕС или США). АТР превратился в один из главных центров мировой экономической мощи, что ставит вопрос о расширении его поли­тического влияния. Подъём в Юго-Восточной Азии во многом был связан с политикой протекционизма и защитой национальной эко­номики.

Китай

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.

Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;

в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;

в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;

во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

лютый трешь .
пенсию не платят. постоянно дома бахают. курск на дне . смена власти с питерского озера . ммм. ну коротко .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Насколько она актуальна для современных условий, мы сегодня и узнаем.


Вопросы занятия будут такими:

конфликты на Балканах;

интеграционные процессы в мире.

Вместе с распадом СССР прекратила существование биполярная система. По мнению ряда экспертов, США остались единственной сверхдержавой. Такое положение привело к изменению формата международных отношений. В частности, заметно выросла роль США и их союзников, упал международный авторитет и влияние России. Завершение противостояния НАТО и ОВД позволило начать новый этап интеграции в Европе.


Согласно его условиям, все имеющиеся на территории Беларуси, Украины и Казахстана ядерные боеголовки ликвидировались или передавались России.

В 1993 году Россия и США подписали договор СНВ-2. Однако в силу он так и не вступил.


В конце 20 – начале 21 века обострилась проблема распространения ядерного оружия. Ряд государств, в частности Пакистан и КНДР, реализовали собственные ядерные программы.

Правда, были и исключения. Например, к 1994 году ЮАР ликвидировала свой ядерный арсенал и стала первым в мире государством, добровольно отказавшимся от использования ядерного оружия.

В 1990-е годы продолжилось развитие сотрудничества по безопасности в Европе. В 1995 году СБСЕ получило название Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).


Переименование было связано с частичным изменением формата организации. Теперь, помимо предотвращения конфликтов и урегулирования кризисных ситуаций, основными задачами ОБСЕ стали:

поддержание экономической и экологической безопасности;

защита прав человека и развитие демократических институтов в регионе.

Но благодаря усилиям международного сообщества часть противоречий удалось сгладить. Ещё в 1991 году состоялась Мадридская конференция. В её ходе были заложены основы для нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.


В дальнейшем, Израиль согласился расширить самоуправление на палестинских территориях. В 1994 году признал образование на части территории бывшей Палестины Палестинской автономии. В 2006 году на выборах в парламент Палестинской автономии одержала победу организация ХАМАС. Она не признавала государство Израиль и в ряде стран считалась террористической.


Это привело к новому обострению арабо-израильских отношений. И всё же к 2014 году независимость Палестины признали 135 государств-членов ООН.

В 1990-х – начале 2000-х годов удалось ликвидировать ряд конфликтов в Африке. В 1991 году завершилась гражданская война в Эфиопии.

В 1992 году – гражданская война в Мозамбике. В 2002 году – в Анголе и Сьерра-Леоне. Однако мир на африканском континенте не наступил.

С 1988 года не утихает конфликт в Сомали. Одним из эпизодов гражданской войны в Руанде (1990–1994 годов) стал геноцид народа тутси – количество жертв превысило 1 миллион человек.


Вторая конголезская война 1998–2002 годов стала одним из самых кровопролитных конфликтов со времён Второй мировой войны. В той или иной степени, в него было втянуто 12 государств Африки. Количество жертв превысило 5 миллионов человек.

Многие конфликты в Африке не остаются без внимания и вмешательства европейских государств и США.


Примером может служить интервенция в Ливию в 2011 году. Одним из значительных событий современности, затронувших Африку, является Арабская весна.

В 2010–2011 годах произошли перевороты в Тунисе и Египте. Массовые антиправительственные протесты в Алжире, Марокко, Мавритании, Судане.


В современном мире продолжает играть заметную роль ООН. Эта организация внесла большой вклад в разрешение конфликтов 1990-х – 2000-х годов.

Кроме того, полномочия Организации Объединённых Наций выходят за рамки чисто военных. В её ведении находится решение гуманитарных, социальных, общественных,

политических проблем. Но на новом этапе возникла необходимость в реформе ООН.


В частности, остро стоит вопрос об увеличении числа постоянных членов Совета Безопасности. На это звание претендуют Германия, Япония, Индия, Бразилия, ЮАР и ряд иных региональных лидеров. Но ООН не всегда была в силах предотвратить конфликты. Примером тому служат войны на Балканах. Распад Югославии привёл к череде кровавых войн.


На фоне роста национализма в Европе в конце 1980-х годов и экономических трудностей, в СФРЮ обострились этнические противоречия.

С ними переплелись религиозные разногласия. Между мусульманами – в основном боснийцами и албанцами, католиками – словенцами и хорватами, православными – сербами, черногорцами, македонцами.


Важно отметить, что изначально деление Югославии на республики не всегда совпадало с этническими границами. Такая ситуация только усугубила противоречия. Стала одной из главных причин этнических чисток, практиковавшихся сторонами конфликта. Бескровно из состава Югославии вышла только Македония. В 1993 году она была принята в ООН.

В ходе Десятидневной войны в июне-июле 1991 года из СФРЮ вышла Словения.

Выход в 1991 году Хорватии из состава Югославии привёл к масштабному военному конфликту. Сербское население Хорватии провозгласило своё государство на её территории – Республику Сербская Краина.

И только после завоевания Краины хорватами в 1995 году между Сербией в Хорватией был установлен мир.

В 1992 году разгорелась война в Боснии и Герцеговине. На территории этой республики проживали боснийцы (большинство), сербы и хорваты.


В 1995 году было подписано Дейтонское соглашение. Была подтверждена независимость Боснии и Герцеговины. В состав государства вошли Республика Сербская и Федерация Боснии и Герцеговины. Функции главы государства передавались Президиуму. Он состоял из трёх человек – по одному от каждого народа.


В 1998 году началась Косовская война. Проживавшие в Сербии в районах Косово и Матохин албанцы выдвинули требования о независимости. Они стали вытеснять сербов из этих автономий. Руководство Сербии начало военные действия против сепаратистов. События в Косово подверглись критике со стороны мирового сообщества.

В итоге, в 1999 году силы НАТО во главе с США, без санкции Совета Безопасности ООН и вопреки протестам России, начали военные действия против Югославии.


Край перешёл под управление ООН. Одним из следствий войны стало низложение Слободана Милошевича в 2000 году.


Однако новые власти Сербии также отвергли требования об отделении Косово. Дальнейшие переговоры о статусе Косово не принесли существенных результатов.

В итоге, в феврале 2008 года Парламент Косово объявил о независимости края в одностороннем порядке. Одним из итогов конфликтов на Балканах и распада Югославии стало появление 6 независимых стран и одного частично признанного государства.

Ими стали Сербия, Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Хорватия, Черногория, Косово.

В 1991 году Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай и Венесуэла подписали соглашение о создании общего рынка (Меркосур).


В 2004 году был образован Союз южноамериканских наций (Унансур) – региональная политическая и экономическая организация государств Южной Америки.

В 1994 году вступило в силу соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой – НАФТА.

В 1995 году появилась Всемирная торговая организация. Её целями стали:

либерализация международной торговли;

регулирование торгово-политических отношений стран-участниц ВТО.


В 2016 годы в ВТО состояли уже 164 страны. В 2006 году Бразилия, Россия, Индия и Китай приступили к налаживанию экономического и политического сотрудничества.

В 2011 году к этой группе присоединилась ЮАР. Организация получила название БРИКС – по первым буквам английского названия стран-участниц.


Совместными усилиями удалось сгладить конфликты на Ближнем Востоке, частично урегулировать ситуацию в Африке.

Однако обстановка на этом континенте до сих пор остаётся напряжённой.

Распад Югославии привёл к ряду кровопролитных войн на Балканах.

Конец 20 – начало 21 века стали периодом развития интеграционных процессов в мире.

Содружество Независимых Государств (СНГ) – это организация международного уровня, регулирующая отношения между странами, которые ранее были республиками Советского Союза.

После того, как СССР перестал существовать, Украина, Россия и Белоруссия подписали соглашение о создании Союза Славянских Государств. Позднее оно было переименовано в Содружество Независимых Государств. В документе содержалась информация о том, что страны создают организацию на основе исторической общности, имеющихся связей. Целями создания СНГ были обозначены:

  1. Стремление к правовому демократическому государству.
  2. Намерение развивать свои отношения на равных правах и при сохранении суверенитета.

В декабре в СНГ вступили Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан Туркмения. Они также получили право равного участия. В рамках СНГ сохранилось объединенное военное командование и сохранился единый контроль над ядерным оружием. СНГ не является надгосударственной организацией. Его работа является добровольной и осуществляется при согласии всех членов.

Создание СНГ позволило повысить эффективность сотрудничества между странами в экологической, политической, культурной, научной и других областях. Содружество способствует развитию и экономическому росту участниц, поддерживает права и свободы граждан каждой из стран. Также Содружество поддерживает международный мир и безопасность, обеспечивает правовую помощь и способствует мирному разрешению споров и конфликтов.

Совместными усилиями решаются вопросы миграционной и социальной политики, обеспечивается охрана здоровья граждан и сохранение окружающей среды. Страны развивают сотрудничество в экономической сфере, стремятся к созданию общей таможенной политики.

Россия и СНГ в конце 20-го века

Россия долгое время была донором стран бывшего Союза. Распад СССР позволил снять с себя это бремя. Создание СНГ делалось с расчетом на то, что большая часть ресурсов будет сосредоточено на территории РФ, а другие бывшие республики станут получать дотации. Чтобы перестать тратить огромные ресурсы на соседей, СНГ стал выстраиваться по принципу независимости и сохранения суверенитета страны. РФ очень быстро признала границы новых государств. В первые годы становления страны основными были внутренние проблемы. Во внешней политике Россия ориентировалась на отношения с Западом. РФ было важно сохранить все те статусы и права, которые имел СССР, например, место в Совете Безопасности ООН, контроль над ядерным вооружением.

Готовые работы на аналогичную тему

Чтобы занять ту нишу, которую ранее занимал Советский Союз, Москва решилась на то, чтобы закрыть долги Союза. Возникновение СНГ помогло в том числе сосредоточиться на внутренней и внешней политике со странами дальнего зарубежья. Сохранение отношений с бывшими республиками создало стабильное и спокойное положение в регионе. То есть СНГ, по сути, не стало интеграционным образованием, а помогло странам-участницам опереться друг на друга в период освоения собственной государственности и независимости. Бывшие республики сохранили открытыми границы, стали сообща регулировать миграционные, финансовые потоки. На базе СНГ появились новые таможенные, торговые, экономические зоны. Совместными усилиями удавалось справляться с этническими конфликтами. Стоит отметить, что роль СНГ в решении данных вопросах оставалась крайне низкой.

Пока РФ и СНГ занимались своими внутренними проблемами, со стороны Европы началось продвижение НАТО на Восток. Украина так и не ратифицировала договор по СНГ. Турция также предприняла попытки усилить свое влияние в Азербайджане, поэтому РФ пришлось обозначить границы, нарушение которых будет рассматриваться, как угроза безопасности страны.

Россия и СНГ в начале 21 века

После событий 11 сентября 2001 года Россия позволила США разместить свои базы в Киргизии и Узбекистане с целью защиты Центральной Азии от угрозы со стороны Афганистана. Но эта мера носила временный характер. Большие сложности возникли тогда, когда в Грузии, Украине и Киргизии произошли цветные революции. Все они привели к дестабилизации отношений с этими странами и усложнению обстановки безопасности в данных регионах.

Если в 1990-х и начале 2000-х РФ была сосредоточена на внешней политике со странами дальнего зарубежья, то только после 2010 началось интеграционное сближение со странами СНГ. С 2010 года стал действовать Таможенный Союз между Белоруссией, РФ и Казахстаном. А с 2012 было образовано Единое экономическое пространство. Планируется создание единого валютного союза, где рубль будет основной валютой.

На базе СНГ была создана еще одна важная Организация – ОДКБ. Сюда вошли все страны, которые находятся в процессе экономической интеграции:

  1. Армения.
  2. Белоруссия.
  3. Казахстан.
  4. Киргизия.
  5. Россия.
  6. Таджикистан.

ОДКБ обеспечивает безопасность на всем пространстве. Посредством интеграции Россия стремится обрести равновесие и занять высокое место на мировой арене. В СНГ она выступает основным донором. Каждая страна-участница СНГ приоритетной задачей считает сохранение независимости от России. Помимо экономической интеграции с бывшими союзными республиками РФ все равно требуется установление продуктивных отношений со странами ЕС, Китаем, странами Южно-Азиатского региона.

Специалисты полагают, что постепенное расхождение в культуре, языке, укрепление собственных государственных сил бывших союзных республик приведет к тому, что они будут восприниматься в качестве иностранных государств россиянами. Чтобы объединить вокруг себя страны, России необходимо решить внутренние проблемы и укрепить свое собственное положение в мире и в регионе.

Читайте также: