Право окружающей среды зарубежных стран кратко

Обновлено: 05.07.2024

Благоприятная окружающая среда – важнейшее условие для системного роста и развития человека и общества. Предупреждение негативного воздействия на окружающую среду и внедрение наилучших доступных технологий для локализации, либо устранения производственных выбросов и сбросов, ухудшающих среду обитания общества и качество жизни граждан РФ.

Права граждан РФ в области охраны окружающей среды – центральный институт экологического права РФ.

  • благоприятную окружающую среду;
  • достоверную информацию о ее состоянии;
  • возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением.

Это значит, что каждый гражданин имеет право на чистый атмосферный воздух, соответствие водных ресурсов надлежащим нормативам, качественные продукты питания, соответствующие требованиям и ГОСТам, надлежащие условия отдыха и труда, постоянный доступ к информационным ресурсам, содержащим полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды с использованием таких методов, как экологический мониторинг и т.д.

Право граждан РФ на качественную окружающую среду осуществляется путем внедрения широкого числа инструментов: государственный надзор за соблюдением законодательства; общественный контроль за деятельностью субъектов-природопользователей с помощью проведения общественных слушаний и общественной экологической экспертизы; государственное регулирование природопользования и установление правил пользования природными ресурсами; предупреждение аварийных ситуаций и т.д.

Достоверная информация о состоянии окружающей среды является вторым основным конституционным правом граждан в области охраны окружающей среды. Но, несмотря на закрепление права граждан и их объединений на получение экологической информации в Конституции и федеральных законах, а также наличии утверждаемых Правительством РФ положений о специально уполномоченных федеральных органах в области охраны окружающей среды, которым вменяется в обязанность предоставлять гражданам экологическую информацию, получение последней до сих пор связано с большими проблемами. [1, с. 88]

Конституционное право граждан РФ на предоставление информации о состоянии окружающей среды подкреплено ч.2 ст.24 Конституции РФ. Поэтому граждане РФ имеют право требовать предоставления документов и материалов, непосредственно затрагивающих их права и свободы, в том числе связанных с экологической обстановкой и состоянием окружающей среды.

В дополнение к вышеперечисленным конституционным правам граждан РФ относится конституционное право на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции РФ).

Возможность осуществления трудовой деятельности в комфортных и приемлемых условиях является одной из основополагающих задач перед РФ и работодателями. Они обязаны обеспечить все необходимые условия для осуществления трудовой деятельности работников в условиях, соответствующих всем требуемым законодательством нормативам, чтобы обеспечить требования безопасности и гигиены, в особенности на промышленных объектах. Промышленные объекты осуществляют деятельность, которая зачастую наносит негативное воздействие на состояние окружающей среды и может повлечь за собой нарушение основных конституционных прав граждан. Поэтому в ч.3 ст.37 Конституции РФ было закреплено конституционное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Конституция РФ определяет право каждого человека на жизнь (ч.1 ст.20), поэтому право на жизнь и благоприятную окружающую среду неразрывно взаимосвязаны. Характеристики окружающей среды напрямую воздействуют на условия и уровень жизни человека, потому что при некоторых физико-химических природных условиях (уровень загрязненности атмосферного воздуха, почв, вод и др.) жизнь человека невозможна.

Данного воззрения придерживается А.С. Алихаджиева, которая подтверждает, что загрязнение воздуха, почвы, воды неотвратимо влияет на состояние здоровья, продолжительность жизни людей. Но в то же время отмечает, что экономическое развитие страны сопровождается ростом объема выпуска продукции, строительством новых предприятий, увеличением автопарка – основных загрязнителей воздуха в крупных городах и населенных пунктах. [4, с. 21]

Право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу тех прав и свобод, совокупность которых дает возможность судить о положении личности в конкретном обществе, а также и о характеристиках государства. Наряду с другими социальными институтами оно определяет показатели качества жизни, и с этих позиций обеспечение благоприятной окружающей природной среды выступает как составная часть общих мероприятий по повышению качества жизни человека. [5, с.4]

Конституционную обязанность по сохранению природы и окружающей среды можно рассмотреть как с моральной, так и с правовой стороны. Современное общество обеспокоено современным состоянием окружающей среды, поэтому накладывает моральные и нравственные требования к каждому индивиду, находящемуся на территории РФ, бережно относиться к природным богатствам и окружающей среде РФ, вносить свой вклад в минимизацию потребления различных видов природных ресурсов на бытовом уровне. На правовом уровне Конституция РФ требует от граждан неукоснительно соблюдать природоохранное законодательство.

Обязанность бережного отношения к природным богатствам предполагает минимизацию деятельности, связанной с использованием природных богатств, таких как леса, почва, водные ресурсы и др., способной повлечь за собой загрязнение окружающей среды и истощение природных богатств.

  • на благоприятную окружающую среду;
  • на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
  • на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
  • на возмещение вреда окружающей среде.
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природе и природным богатствам;
  • соблюдать иные требования законодательства.

Рассмотрение вышеперечисленных НПА показывает, что конституционные права и обязанности граждан в области экологии закреплены в иных НПА.

  • состояние компонентов окружающей среды, таких как вода, воздух и атмосфера, почва, биоразнообразие и его компоненты, включая генетически модифицированные организмы и естественные места обитания, а также взаимодействие между этими компонентами;
  • шумовом загрязнении или облучении, в том числе, вызванном радиоактивными отходами;
  • выбросах в соответствии с параграфом 2 п. 2 в окружающую среду в агрегированной или статистически представленной форме;
  • превышении предельных значений выбросов (аналог ПДК в России);
  • потреблении природных ресурсов, воды, воздуха или почвы в агрегированном или статистически представленном виде. [6, с. 1]

Согласно статье 124-3 Экологического кодекса Франции «Любое лицо, обратившееся с такой просьбой, получает информацию об окружающей среде, находящуюся в распоряжении [7, с. 41]:

Соблюдение экологических прав граждан в области экологии и защиты окружающей среды позволит: защищать права граждан РФ в случае чрезвычайных ситуаций, нарушения установленных количественных и качественных требований по качеству различных компонентов окружающей среды в зонах работы и отдыха, проживания; существенно снизить величину аварийных ситуаций техногенного происхождения; решить проблему с перевозкой, хранением, переработкой, утилизацией и ликвидацией твердых коммунальных отходов; улучить качественные показатели водоемов всех категорий; сохранять виды флоры и фауны, занесенные в Красную книгу РФ и находящиеся в пределах ООПТ; усилить ответственность субъектов-природопользователей за ненадлежащее использование природных ресурсов; обеспечивать доступ к экологической информации о состоянии окружающей среды для граждан в настоящее время и по временным интервалам в прошлом.

Список литературы:

И.А. Соловьев

Возникшая проблема была бы быстро и эффективно решена, как это неоднократно случалось в истории науки, если бы не одно важное обстоя­тельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших усилий. Проявление таких усилий должно начинать­ся с качественно нового отношения между природой и обществом, ве­ществом естественным и социальным. Такое экологическое воспитание и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое "завоевательное" отношение к природе. Ведь все, что человек мог и мо­жет создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимству­ет из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

Во второй половине текущего столетия государственно-управленческий подход к социальной экологии занял прочные позиции в большинстве стран. Если в начале 70-х годов насчитывалось не более 10 стран, в которых имелись государственные органы регулирования различных аспектов взаимоотношений общества и природы, то в середи­не 70-х годов их уже было более 60, а к началу 80-х годов - более 100. Следует заметить, что одновременно растет и число неправительственных организаций и учреждений экологического профиля: к началу 80-х годов в мире было более 15 тыс. таких организаций. Активно идет рост право­вых средств регулирования: развитые в промышленном отношении стра­ны имеют уже свои своды и кодексы экологического законодательства — отдельные страны насчитывают по 100-300 природоохранных актов. На­личие достаточно строгих государственно-правовых мер вполне оправдано и необходимо. Однако, по данным ЮНЕП, общее состояние природной среды в мире за период 1982-2000 гг. не улучшилось, более того, состоя­ние ряда природных объектов и компонентов быстро ухудшается. Как известно, социальная экология изучает те закономерности, которые свойственны механизмам жизнеобеспечения в естественной и социальной средах. В дуализме природы и общества действуют собствен­ные, только им свойственные закономерности субсистем, поэтому главная задача — найти ту "золотую середину", которая позволила бы соединить в оптимальном экологическом равновесии потребности природы и об­щества.

Во многих странах мира остается актуальной проблема ускоренной эрозии и дефляции почв. Самый рациональный способ защиты почв - система лесонасаждений, что уменьшает интенсивность турбулентного обмена и скорость ветра. По мнению специалистов, противодефляционные лесонасаждения сокращают количество выдуваемой почвы примерно в 4 раза. Каждый смытый сантиметр пахотного слоя почвы — это снижение урожайности примерно на 1 ц/га. Американские специалисты озабочены возрастающими эрозионными процессами, в результате которых ежегод­но теряется около 6,4 млрд. т почвы. Служба охраны почв США разработа­ла систему охраны земельного фонда страны, которая апробируется в штате Иллинойс с применением донных отложений водохранилища Пара­диз, в которое поступало с момента его создания в 1900 г. около 10 тыс. т. наносов ежегодно.

Специалисты ФАО считают, что 60% сельскохозяйственных земель Ближнего Востока, 51% пахотных угодий в Индии, а также 35% почв Афри­ки к северу от экватора деградированы настолько, что требуют немедлен­ного осуществления целого комплекса мелиоративных мероприятий. К их числу относится и обновление древней системы заповедных террито­рий Ближнего Востока, существование которых также позволяло эффек­тивно регулировать использование засушливых пастбищ этого региона.

Загрязнение атмосферы привело во многих странах к поражению хвой­ных лесов на значительных территориях: в Германии за последние 2—3 года ущерб лесам увеличился с 8 до 24%. Большую опасность представляет комбинированное действие загрязняющих веществ на растительность, например кислых осадков и озона. Исследования в Баден-Вюртемберге показали, что в наибольшей степени поражены де­ревья, непосредственно обращенные к солнцу и поэтому растущие в ат­мосфере, обогащенной озоном и другими продуктами фотохимических реакций. Вообще концентрация озона в атмосфере горных районов вы­ше, чем в городах, что дает основание считать потенциальное разрушение озонного слоя важной причиной поражения лесной растительности.

Оберегать земельные ресурсы планеты — важная задача и мирового сообщества, и отдельных государств. Например, внимание к тропической зоне привело к необходимости создания тропических биосферных заповед­ников, площадь которых составляет уже около 20 млн. га, т. е. около 17% общей территории заповедников в мире, причем лишь 14,8 млн. га (около 74%) из них заняты лесом. Во многих странах такими способами старают­ся предотвратить почти полное сведение тропических лесов, темпы кото­рого, по некоторым данным, уже достигают 15—18 млн. га в год. Это озна­чает, что за год в количественном отношении вырубается примерно терри­тория всех заповедных лесов в мире. Специалисты ФАО, однако, считают, что такие цифры весьма завышены и указывают в среднем на 7 млн. га в год. Но даже эти данные говорят о критическом положении тропических лесов, многие из которых вряд ли доживут до следующего века.

Проблемы охра­ны природы приобрели в последние годы ярко выраженный глобальный характер. Наибольшее внимание среди этих проблем обращается на воп­росы сохранения экологического равновесия планеты, защиты окружаю­щей человека среды обитания от загрязнения, сохранения природного наследия. Официальное признание актуальности таких задач широкой международной общественностью произошло на первой интернациональ­ной конференции ООН по окружающей среде в Стокгольме в 1972 г. Нача­ло работы этого исторического форума было встречено с таким вооду­шевлением, что день ее открытия — 5 июня — был учрежден решением ООН Всемирным днем окружающей среды.

усилиями ЮНЕП и МСОП в течение трех лет была подготовлена "Все­мирная стратегия охраны природы", поддержанная Всемирным фондом а дикой природы (утверждена в 1980 г.). На специальной юбилейной сессии ЮНЕП в Найроби была провозглашена новая, теперь уже Найробийская, декларация, под­твердившая принципы Стокгольмской декларации и развившая их далее, в соответствии с новыми экологическими задачами.

Благодаря усилиям ЮНЕП были разработаны программы согласован­ных мероприятий государств и всего международного сообщества (т.е. отдельных правительств и систем ООН) по сохранению экологического равновесия, разумному использованию природных ресурсов.

Экологическая политика современного создается на базе общих исторических закономерностей взаимодействия природы и общества с точки зрения современных достижений социальных, естественных и других отраслей научного знания. Такой вывод позволяет прийти к заключению о нали­чии некоторых общих черт, имманентно свойственных экологической политике любого государства. Действительно, для экологической поли­тики необходим определенный конгломерат подсистем права, управле­ния и, конечно, образования. Но тут надо видеть и определенные особен­ности, связанные как с историей, культурой, традициями каждого ре­гиона, каждой страны, так и с существующим уровнем и степенью "со­циализации природы". Для промышленно развитых государств — это скорее борьба с загрязнением среды обитания, экологизации всех ви­дов хозяйственной деятельности; для молодых развивающихся — охрана природы, генетического разнообразия флоры и фауны, предотвращение возможности дальнейшей деградации природы.

Не будет преувеличением сказать, что при всех попытках унифика­ции и классификации все-таки различий в подходах к сохранению эко­логического равновесия в отдельных странах больше, чем общего. На­пример, даже в однотипных системах англосаксонского права и управ­ления такие различия проявляют себя достаточно существенно. Амери­канская модель экологического регулирования базируется на основном законодательном акте — Законе о национальной политике в области ок­ружающей среды, в котором важнейшее место уделяется экологической экспертизе хозяйственных проектов. Но, главное, конечно, заключается в том, что американский подход характерен ходом от общего к частному, т. е. от общей идеи апробации всех промышленных и хозяйственных объектов с точки зрения их воздействия на экологичес­кое равновесие до частных вопросов сохранения качества отдельных при­родных объектов. Государственному регулированию в настоящее время подвержены практически все природные объекты и ресурсы. Например, число законов по правовому режиму этих объектов только в США пере­валило за сотню, в Венгрии - за 300, в Чехии - 400.

Содержание великобританского "основного" экологического закона говорят о том, что английская прак­тика исходит из ориентации на регулирование уровней антропогенного воздействия на состояние отдельных природных объектов и экологического равновесия в целом.

Все вышеуказанное говорит о том, что охрана окружающей природ­ной среды как новая функция современного государства имеет некото­рые отличия в различных группах стран, в особенности в конкретных направлениях природоохранной деятельности. Так, при всем внимании в большинстве промышленно развитых стран к сокращению антропогенных воздействий, оптимизации природопользования, предотвращению отрицательных для эколо­гического и природного равновесия последствий научно-технического про­гресса сохраняется важность и традиционного направления — охраны при­роды и заповедного дела. Примечательно, что Европа занимает первое место в мире по количеству национальных парков — 400. Великобритания занимает первое место по объему заповедных территорий, приходящихся на одно­го жителя, Венгрия — по общему объему охраняемых территорий в стра­не (более 5% площади), хотя в большинстве европейских стран заповед­ные территории не достигают и одного процента. Многие национальные парки создаются из экономических соображений, с тем чтобы стимули­ровать развитие территорий и занятость, а не из стремления к охране при­родных ресурсов. Так произошло в случае организации национального парка в Канаде (Гросс-Морн) площадью 1900 км 2 на п-ве Ньюфаундленд, который рассматривается как перспективная база для туризма: число по­сещений возросло с 25 тыс. в 1974 г. до 192 тыс. чел. в 1980 г. за счет раз­вития охоты, рыболовства и зимнего туризма.

Для большинства стран в системе государственного природоохранного регулирования продолжает наблюдаться противоборство двух тенденций в заповедном деле — рекреационного и природоохранного, т. е. сохране­ния природных систем и ландшафтов, имеющих природно-историческое значение, наравне с обеспечением благоприятных условий для рекреации, научного и образовательного использования национального природного наследия. Поэтому многие национальные парки как бы разделены на две части: относительно свободную (рекреационную) и закрытую — приро­доохранную.

Эколого-энергетические, продовольственные и другие актуальные проблемы, стоящие перед современным обществом, обостряют вопрос о преодолении противоречий между публичным и индивидуальным "интересами" в обществе. Например, по­ведение рациональное по всем индивидуальным параметрам и потреб­ностям может привести к "коллективному" ущербу для всего общества или значительной его части, чего, конечно, никто не желает. Типичный пример — загрязнение воздуха выхлопными газами автомобилей. Поэтому в экологической сфере общественное благо далеко не всегда совпадает с индивидуальным. Здесь противоречие не столько в "арифметическом дисбалансе", сколь­ко в концептуальных разночтениях понятий рационального для отдель­ного индивида и общества в целом. С точки зрения рыночной экономии и невмешательства государства в большую часть процессов производства и потребления рациональность и эффективность общественного "блага" есть сумма индивидуальных "удовлетворений". Поэтому социальное бла­госостояние есть результат удовлетворения индивидами своих частных потребностей. В экологической сфере необ­ходима новая концепция рациональности, берущая начало в понимании

Отсюда и экологическая политика должна ориентироваться на необхо­димость достижения гармоничного развития "целого".

Активная роль в охране окружающей природной среды принадлежит политической системе государства. Это объясняется тем, что решение этой задачи влияет на все сферы жизни, труда, быта и отдыха населения, имеет большое экономическое, социальное и культурное зна­чение.

Среди важнейших конституционных принципов охраны окружаю­щей природной среды следует назвать следующие.

1. Закрепление в конституциях зарубежных социалистических стран самостоятельной функции государства по охране природы, рациональ­ному использованию природных ресурсов, охране окружающей среды (ст. 1 5 Конституции Германии, ст. 31 Конституции Болгарии и др.).

2. Закрепление права исключительной государственной (социалис­тической) собственности на природные объекты и ресурсы. Следует учи­тывать, что при различной степени, уровне обобществления природных объектов характер собственности на эти объекты носит социалистичес­кий характер (ст. 8 Конституции Венгрии, ст. 12 Конституции Румынии и т. д.)

4. Формулирование прав и обязанностей юридических и физических лиц по охране окружающей природной среды. Причем важно, что праву граж­дан на проживание в благоприятной окружающей среде корреспондирует конституционная обязанность по охране природы (ст. 87 и ст. 192 Кон­ституции Югославия, ст. 34 Конституции Германия и т. д.).

Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и другие государства СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 1980-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Раньше, чем в России, в этих государствах были созданы министерства охраны окружающей среды. Взаимодействуя с другими государственными структурами на национальном и местном уровне, они решают проблемы окружающей среды.

Процессы урбанизации в этих государствах всегда были очень интенсивными. В результате к концу 1960-х гг. состояние окружающей среды в них многими оценивалось как кризисное. Экологический кризис проявился, прежде всего, в высоких уровнях загрязнения. Тогда же пришло осознание, что загрязнять природную среду – вред не только здоровью людей, но и тормоз в развитии экономики.

Реакцией на деградацию природы в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании, других экономически развитых государствах явилось создание системы законодательства в области окружающей среды. Одновременно в них создавались государственные структуры, призванные обеспечивать соблюдение этого законодательства. Важно подчеркнуть, что законотворческий процесс по вопросам взаимодействия общества и природы весьма динамичен. По мере необходимости в принимаемые законы вносятся поправки и дополнения. Законы в области окружающей среды иногда принимаются как реакция на острую экологическую проблему. Существенным импульсом развития в этих государствах законодательства об окружающей среде служило и служит общественное экологическое движение.

Исторически развитие права окружающей среды начиналось с местного уровня. Проблемы загрязнения вод, атмосферного воздуха решались в рамках главным образом санитарного законодательства или законодательства о здравоохранении путем принятия актов органами местного самоуправления. Правда, в некоторых государствах на национальном уровне принимались законы уже в прошлом и начале нынешнего века. Их образцами могут служить Закон Великобритании о щелочном и других видах производства (1863 г.), который предусматривал регулирование охраны атмосферного воздуха от загрязнения химическими предприятиями, или Закон Франции, регулировавший размещение промышленных предприятий с учетом их экологической опасности (1917 г.). В нем, в частности, предписывалось размещать экологически опасные предприятия вне жилых зон. Первым актом законодательства об охране окружающей среды Нидерландов явился Закон о зловредности (1875 г.), который и сейчас является основой природоохранительной политики региональных властей.

При характеристике общих закономерностей формирования права окружающей среды в зарубежных экономически развитых государствах следует подчеркнуть, что оно происходит в рамках исторически сформировавшихся систем права романо-германской (или континентальной) и общего права. Соответственно, главным источником права в странах романо-германской правовой системы является закон, в странах общего (англо-американского) права – наряду с законом, источником правового регулирования охраны окружающей среды является прецедент, т.е. решение суда по конкретному делу.

В странах континентального права суды также играют важную роль в решении проблем охраны окружающей среды, но только лишь в рамках концепции разделения властей. В США и Великобритании также действует принцип разделения властей, но роль судов там иная, более активная, чем, скажем, в континентальной Европе. Но и там, наряду с принципом разделения властей, действует иной принцип – сдержек и противовесов. К примеру, в США это проявляется в том, что каждая из властей имеет влияние на другую. Например, руководитель Агентства по охране окружающей среды или судьи Федерального суда назначаются Президентом США, но с согласия Сената. Принятие закона в области охраны окружающей среды требует согласия обеих палат Конгресса и Президента. Президент имеет право наложить вето на принятый закон.

В систему источников права окружающей среды зарубежных стран входят конституции, законы, подзаконные акты, судебные решения.

Конституции большинства государств содержат так называемые публичные заявления о том, что государство заботится о природе. Так, согласно Конституции Швейцарии федеральная власть заботится о пейзаже, природных достопримечательностях и памятниках и охраняет их, она субсидирует меры по охране природы и ландшафта. Конституция Италии декларирует лишь то, что Республика охраняет природу. В соответствии со ст. 21 Конституции Нидерландов Правительство заботится о качестве жизни в стране, защите и улучшении окружающей среды.

Право на благоприятную окружающую среду – одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина – предусмотрено преимущественно новыми конституциями зарубежных государств (Португалии, Испании, Турции и Бразилии). Определяется это право различно. Например, согласно Конституции Испании всякое лицо имеет право пользоваться окружающей средой для развития своей личности.

Конституции формируют основы правового регулирования охраны окружающей среды. Но наиболее важный и эффективный источник права окружающей среды – законодательство. Современное законодательство в данной сфере экономически развитых государств представляет собой комплекс законов, принятых в основном за последние 30 лет. При характеристике источников права окружающей среды западноевропейских государств важно подчеркнуть их особенность, заключающуюся в том, что наряду с национальными законами и подзаконными актами, источниками права являются также правила, решения и директивы Европейского Союза, членами которого они являются. Законодательное регулирование охраны окружающей среды на национальном уровне, как правило, достаточно детально. В то же время к особенностям правового регулирования в данной сфере в Нидерландах относится то, что национальное законодательство традиционно носит рамочный характер. Органам исполнительной власти предоставлены широкие полномочия развивать и детализировать в своих постановлениях общие положения законов.

Объем и характер мер по охране окружающей среды, предусматриваемых головными законами об окружающей среде, различен. Так, Закон США о национальной политике в области окружающей среды определил ответственность государственных органов в области охраны окружающей среды, предусмотрел создание Совета по качеству окружающей среды, возложил на Президента США обязанность подготовки и представления ежегодного доклада о качестве окружающей среды и тенденциях ее изменения. В нем установлены также общие требования по оценке воздействия планируемой деятельности на окружающую среду и планированию природоохранительной деятельности. Этот закон оказал огромное влияние на развитие правового регулирования охраны природы во многих других государствах.

Одним из основных направлений законодательного регулирования отношений в сфере взаимодействия общества и природы является охрана окружающей среды от загрязнения. Для этого во многих странах созданы законодательства по охране атмосферного воздуха, вод, почв, по контролю за токсичными веществами, об отходах производства и потребления и так далее.

Большой интерес к ознакомлению с зарубежным законодательством и практикой регулирования взаимодействия общества и природы продиктован не только стремлением сравнить состояние российского и зарубежного права, но важен также с точки зрения заимствования положительного опыта. Кроме того, по мере интернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации национального законодательства. Особенно активен он на европейском континенте*.

* Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства в Европе. Киев, 1996.

В современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состояние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Рассмотрим кратко опыт состояния права окружающей среды в некоторых государствах – ближайших соседей России и в экономически развитых государствах.

1. Право окружающей среды стран – членов снг и других государств Центральной и Восточной Европы

Как и в Российской Федерации, законодательство об окружающей среде в государствах – бывших республиках СССР находится в стадии формирования. В этих государствах приняты новые конституции и некоторые новые законы в сфере взаимодействия общества и природы.

Объем регулирования экологических отношений в конституциях различен. Так, охрана окружающей среды и природопользование достаточно широко регулируются в Конституции Украины, принятой 28 июня 1996 г. Она признает право своих граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Кроме того, каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение (ст. 50). С правом граждан соотносится обязанность государства обеспечивать экологическую безопасность и поддерживать экологическое равновесие на территории Украины, преодолевать последствия Чернобыльской катастрофы, сохранять генофонд украинского народа (ст. 16). Таким образом, в Конституции Украины закреплена экологическая функция государства.

Конституция Республики Казахстан, принятая на референдуме 30 августа 1995 г., содержит лишь публичное заявление о том, что государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека (ст. 31). При этом экологические права граждан не признаются.

В определенной степени совпадают подходы этих государств к регулированию отношений собственности на природные богатства. В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности. Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, определяемой Конституцией (ст. 13). Кроме того, Конституция гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).

Польша, Венгрия, Словакия, Чехия и другие бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы имеют более развитое право окружающей среды, чем Россия и государства – члены СНГ. Оно было более развитым и на этапе социалистического развития. Уже в 80-е гг. в Болгарии, Венгрии, Польше были приняты комплексные законы об охране окружающей среды. Сейчас такие законы приняты во всех государствах этого региона. Они предусматривают всестороннее регулирование охраны окружающей среды от вредных воздействий.

Основными направлениями законодательной деятельности этих государств являются, во-первых, принятие законов, которых недоставало в прежней системе экологического законодательства, а во-вторых, гармонизация экологического законодательства с европейским. В этом, в частности, проявляется тенденция к их вхождению в европейское правовое пространство.

Раньше, чем в России, в этих государствах были созданы министерства охраны окружающей среды. Взаимодействуя с другими государственными структурами на национальном и местном уровне, они решают проблемы окружающей среды.

В условиях перехода к рыночной экономике эта группа государств испытывает объективные трудности, связанные с дефицитом финансовых средств, необходимостью модернизации производств с учетом более высоких экологических требований и т.п.

Читайте также: