Бескорыстная любовь в повести гранатовый браслет кратко

Обновлено: 04.07.2024

Вера Николаевна Шеина — княгиня, жена предводителя дворянства — живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата, умна, держит себя гордо, уверенно. В ее жизни нет места душевным потрясениям.

Завязка действия происходит на именинах Веры Николаевны. Размеренное, несколько чопорное течение праздника (чинные, благородные гости, изысканно сервированный стол, деликатные разговоры, дорогое угощение) нарушает горничная, которая с таинственным видом вручает своей красавице хозяйке небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в бумагу и перевязанный ленточкой. Под бумагой оказался футляр, а в нем — золотой гранатовый браслет.

Вера рассказала своему родственнику, генералу Аносову, очень умному и тонкому человеку, эту историю. Генерал сказал очень правильные, очень мудрые слова о браке, любви, семейных отношениях. В современном мире, утверждает Аносов, любовь потеряла свой великий смысл. Верочка, вероятно, немного обидевшись, возразила ему, что ее брак с мужем счастливый, гармоничный. Аносов не перечит княгине, но все-таки говорит: что-то исчезло из отношений между влюбленными, ушла какая- то красота. Вступая в брак, люди чаще всего думают не о любви, а о своем удобстве.

Куприн устами генерала Аносова отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Вот почему образ ничем не замечательного чиновника Желткова овеян почти мистическим очарованием. И вот почему внешне как будто красивая жизнь Веры Николаевны лишена истинного смысла. По сути дела, рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви.

Повесть А. И. Куприна “Гранатовый браслет” поражает читателя глубиной чувств одного из героев, а также вопросом, который ставит в произведении автор, – что же есть любовь? Во все времена люди пытались найти ответ на вопрос относительно причин возникновения этого пылкого чувства. Но универсального ответа нет.

Каждый человек на протяжении собственной жизни отвечает на вопрос о любви по-своему. И мелкий чиновник Желтков, посмевший любить княгиню Веру Николаевну, представляется одновременно жертвой судьбы и удивительным возвышенным

человеком, ничуть не похожим на окружающих.
Действительно, бескорыстная любовь – это явление совершенно уникальное, которое встречается очень и очень редко. Не случайно княгиня Вера Николаевна, находясь у гроба влюбленного в нее Желткова, “поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее”.
В повести практически ничего не сказано о самом Желткове. Читатель узнает о нем благодаря мелким деталям. Но даже эти незначительные подробности, используемые автором в своем повествовании, свидетельствуют о многом. Мы понимаем, что внутренний мир этого неординарного человека был очень

Этот человек не был похож на других, он не погряз в убогой и унылой повседневности, его. душа стремилась к прекрасному и возвышенному.
Что может быть прекраснее и возвышеннее самой любви? Вера Николаевна по какой-то прихоти судьбы однажды показалась Желткову удивительным, совершенно неземным созданием. И в сердце его вспыхнуло сильное, яркое чувство. Он всегда находился на некотором расстоянии от своей любимой, и, очевидно, это расстояние способствовало силе его страсти.

Он не мог забыть прекрасный образ княгини, и его совершенно не останавливало равнодушие со стороны возлюбленной.
Желтков ничего не требовал за свою любовь, его письма к княгине были всего лишь стремлением высказаться, донести свои чувства до любимого существа. В остальном же любовь была единственным сокровищем бедного мелкого чиновника. При всем желании он не мог быть властен над своей душой, в которой слишком большое место занимал образ княгини.

Желтков идеализировал свою возлюбленную, он ничего не знал о ней, поэтому рисовал в своем воображении совершенно неземной образ. И в этом также проявляется неординарность его натуры. Его любовь невозможно было опорочить, запятнать именно потому, что она была слишком далека от реальной жизни. Желтков так никогда и не встретился со своей возлюбленной, его чувства остались миражом, они не были связаны с реальностью.

И в связи с этим влюбленный Н Желтков предстает перед читателем оторванным от Н жизни мечтателем, романтиком и идеалистом.
Он наделил лучшими качествами женщину, о которой не знал ровным счетом ничего. Быть может, если бы судьба подарила Желткову хотя бы одну встречу с княгиней, то он изменил бы свое мнение о ней. По крайней мере, она бы не казалась ему идеальным существом, абсолютно лишенным недостатков.

Но, увы, встреча оказалась невозможной.
Говоря о любви, нельзя не вспомнить разговор генерала Аносова с княгиней Верой Николаевной. Разговор касается именно этого уникального явления – любви. Аносов говорит: “Любовь должна быть трагедией.

Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться!”.
Если подходить к любви именно с такой меркой, тогда становится ясно – любовь Желткова именно такая. Он с легкостью ставит свои чувства к прекрасной княгине превыше всего на свете. В сущности, сама жизнь не имеет для Желткова особой ценности. И, вероятно, причина этого – невостребованность его любви, ведь жизнь господина Желткова не украшена ничем, кроме чувств к княгине.

При этом сама княгиня живет совершенно иной жизнью, в которой нет места влюбленному Желткову. Более того, знаки внимания с его стороны, то есть многочисленные письма, просто-напросто сердят прелестную Веру Николаевну. И она не желает, чтобы поток этих писем продолжался. Княгиня не заинтересована в своем неизвестном поклоннике, ей хорошо и без него.

Тем более удивительным и даже странным предстает Желтков, сознательно культивирующий свою страсть к Вере Николаевне.
Можно ли назвать Желткова страдальцем, бесполезно прожившим свою жизнь, отдающим себя в жертву какой-то удивительной бездушной любви? С одной стороны, он предстает именно таким. Он готов был отдать жизнь своей любимой, но такая жертва никому не была нужна.

Сам гранатовый браслет является деталью, еще более ярко подчеркивающей всю трагедию этого человека. Он готов расстаться с семейной реликвией, украшением, передающимся по наследству женщинами его рода. Желтков готов отдать единственную драгоценность совершенно посторонней женщине, причем этот подарок был ей совершенно не нужен.
Повествование сопровождается дополнительными иллюстрациями любовных отношений различных людей. Генерал Аносов рассказывает Верочке историю своей женитьбы. При этом он признает, что его чувства можно назвать чем угодно, только не настоящей любовью. Также он рассказывает о ситуациях, с которыми ему пришлось столкнуться в собственной жизни.

В каждой из этих историй прекрасное человеческое чувство любви предстает в каком-то извращенном виде.
История молодого прапорщика и жены полкового командира, а также история капитанской жены и поручика Вишнякова показывает любовь в самом неприглядном ее виде. Всякий раз читатель с негодованием отвергает мысль, что подобные отношения можно назвать любовью.
Любовь должна быть созидающей, а не разрушающей. Любовь, оторванная от жизни, вызывает восхищение, но не более того. Человеком, который способен на столь возвышенные чувства, можно восхищаться, можно считать его совершенно особенным и удивительным.

Также его можно чисто по-человечески пожалеть. Ведь его любовь хотя и скрасила его жизнь, воссияла на небосклоне, подобно яркой звезде, но не позволила при этом Желткову стать счастливым человеком или хотя бы осчастливить объект своей любви.
Именно поэтому смерть главного героя в финале повести кажется вполне закономерным исходом. Любовь высушила его, забрала все лучшее, что было в его натуре. Но ничего не дала взамен. Поэтому несчастному человеку ничего другого не остается.

Очевидно, смертью героя Куприн хотел выразить свое отношение к его любви. Желтков, безусловно, человек уникальный, совершенно особенный. Поэтому ему очень трудно жить среди обычных людей.

Получается, что нет ему места на этой земле. И в этом его трагедия, а совсем не вина. Желтков обожествлял свою возлюбленную, к ней была обращена его молитва: “Да святится имя Твое”.
Однако при всем этом княгиня Вера была обыкновенной земной женщиной, искренне любившей своего мужа. Так что ее обожествление – это плод фантазии бедного Желткова. Конечно, его любовь можно назвать явлением уникальным, чудесным, удивительно красивым. Когда княгиня слушала сонату Бетховена, “она единовременно думала о том, что мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет”.

Да, подобная бескорыстная и удивительно чистая любовь встречается очень редко. Но все-таки хорошо, что это происходит именно так. Ведь такая любовь идет рука об руку с трагедией, она ломает жизнь человеку.

И красота души остается невостребованной, о ней никто не знает и не замечает ее.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Вера Николаевна Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства - живет спокойной, размеренной жизнью. Она красива, богата, умна, держит себя гордо, уверенно. В ее жизни нет места душевным потрясениям.

Завязка действия происходит на именинах Веры Николаевны. Размеренное, несколько чопорное течение праздника (чинные, благородные гости, изысканно сервированный стол, деликатные разговоры, дорогое угощение) нарушает горничная, которая с таинственным видом вручает своей красавице хозяйке небольшой квадратный предмет, аккуратно завернутый в бумагу и перевязанный ленточкой. Под бумагой оказался футляр, а в нем – золотой гранатовый браслет.

Вера рассказала своему родственнику, генералу Аносову, очень умному и тонкому человеку, эту историю. Генерал сказал очень правильные, очень мудрые слова о браке, любви, семейных отношениях. В современном мире, утверждает Аносов, любовь потеряла свой великий смысл. Верочка, вероятно, немного обидевшись, возразила ему, что ее брак с мужем счастливый, гармоничный. Аносов не перечит княгине, но все-таки говорит: что- то исчезло из отношений между влюбленными, ушла какая- то красота. Вступая в брак, люди чаще всего думают не о любви, а о своем удобстве.

Куприн устами генерала Аносова отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Вот почему образ ничем не замечательного чиновника Желткова овеян почти мистическим очарованием. И вот почему внешне как будто красивая жизнь Веры Николаевны лишена истинного смысла. По сути дела, рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви.

В этом рассказе тема любви истолкована в музыкальном ключе.Исходной точкой замысла рассказа послужила, по признанию самого писателя, вторая соната Бетховена.

Этот пейзаж дает началу произведения спокойный, медленный ритм, являясь экспозицией и предвосхищая будущие события.

Пейзажные зарисовки в рассказе выполняют и другие функции: характеризуют внутренний мир героев, выражают отношение автора к своим героям.

Далее ритм убыстряется. К главной героине Вере Шеиной на именины съезжаются гости: ее сестра Анна, муж Василий Львович, его сестра Людмила Львовна, знаменитая пианистка Женни Рейтер, генерал Аносов.

Портрет у Куприна всегда психологический, порой у него трудно провести грань между описанием внешности героя и упоминанием о его личных качествах и поступках. Через портрет Куприн часто показывает, как меняется человек на протяжении короткого промежутка времени.

Завязкойглавной сюжетной линии (безответной любви телеграфиста Желткова к Вере Николаевне) является получение героиней дорогого гранатового браслета на свои именины от неизвестного Г.С.Ж.

Бедный телеграфист Желтков уже восемь лет любит княгиню Веру Николаевну, любит издали, и эта любовь не оставляет места для других интересов в его жизни.

Затем Куприн начинает незаметно вводить в текст мотив душевного пробужденияВеры Николаевны, пробуждения, протекающего сначала в утонченной сфере предчувствий, затем внутренних потрясений.

Посланные Желтковым письмо и подарок - браслет с пятью густо-красными (точно кровь) гранатами вызывают неожиданную тревогу у женщины. С этого момента ритм повествования меняется: нарастает мучительное ожидание несчастья. Вот это ощущение какой-то неустроенности, несуразицы, неустойчивости Куприн передает через запахи, которыми предмет обычный не обладает: морская вода, по наблюдениям Анны, пахнет резедой, стручки левкоя - капустой, гроздья винограда - клубникой, а белая акация - конфетами. Эти несвойственные запахи усиливают состояние тревоги. Читатель понимает, что, несмотря на размеренный быт, ровные и спокойные отношения с мужем, Вера Николаевна несчастлива, что она не знает, что такое настоящая любовь.

Эту главу можно назвать кульминационной, потому что в ней звучит главный аккорд в повествовании, так как потом Вера Николаевна будет часто вспоминать именно эти слова генерала.

А.И. Куприн наделил свою героиню гораздо большими возможностями, чем просто разочарование человека в себе. Настоящая любовь, только лишь задевшая ее своим крылом, изменила всю суть Веры. Любовь действительно оказывается сильнее смерти, холода, неизменности, она преображает человека.

Языком ассоциаций и символов, лаконично и целомудренно А.И.Куприн передает удивительно сложный и сокровенный процесс, происходящий в душе героини в момент окончательного расставания с Желтковым, когда она слышит бессмертную Бетховенскую сонату. Ласковый шепот деревьев, легкий ветерок, а главное, божественная музыка, просветляют горечь героини, как бы благословляя ее на вечную память об усопшем, на чуткость к подлинной красоте, нетленной любви.

Итак, любовь для Куприна – это освежающая сила, оберегающая человека от пошлости, дающая смысл и оправдание всему его существованию.

Несмотря на то, что автор использует реалистический метод изображения действительности (социальная типизация, интерес к подробностям быта, индивидуализация характеров, углубленное изображение внутреннего мира человека), заметную роль играют и черты романтизма: затрагивается тема неравной и безответной любви, приобретающая трагическое звучание.

Значение творчества А.И.Куприна

А.И.Куприн в своих многочисленных рассказах благословил жизнь, в которой человек, вопреки обстоятельствам, остается романтиком, способен одухотворяться общением с природой и музыкой, быть верным в любви, не опускаться до мелочного и подлого житейского расчета. Куприн воспевает ту жизнь, которая, вопреки войнам и революциям, углубляющим национальные и классовые распри, творится живыми душами, верящими в Бога, Красоту, Добро, Человечность.

Гордович, К.Д. История отечественной литературы ХХ века: сборник статей/ К.Д.Гордович. – 2 изд., перераб. и доп.- Санкт-Петербург: С-Петербургский институт печати, 2005.

Лебедев, Ю.В. Русская литература XIX в. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч./ Ю.В. Лебедев. - М.: Дрофа, 2003.

Литература. Практикум: учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений/ под ред. С.П.Белокуровой. – М.: Высшая школа, 2008.

Литература. Практикум: учеб. пособие для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / Г.А. Обернихина, А.Г. Антонова, И.Л. Вольнова.; под ред. Г.А. Обернихиной. – М.: Высшая школа, 2007.

Русская литература ХХ в.11кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2 ч. /В.В. Агеносов [ и др]; под ред. В.В. Агеносова. – 4 изд.- М.: Дрофа, 2005.

Русская литература ХХ век. Хрестоматия 11 кл. для общеобразовательных учреждений. – В 2-х частях/ составители А.В. Баранников, Т.А. Калганова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2009.

Русская литература ХХ в. 11 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2ч. / под ред. В.П. Журавлева. – М.: Владос, 2001.

Чалмаев, В.А Литература ХХ в.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – В 2-х ч./ В.А. Чалмаев. – М.: Просвещение, 2009.

История русской литературы ХIХ в.: учебное пособие / под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М.: Высшая школа, 2008.

Кожинов, В.В. Пророк в своем Отечестве: биографии и мемуары / В.В. Кожинов. – М.: Высшая щкола, 2007.

Михайлов, А.А.. Жизнь А.Куприна/ А.А. Михайлов. – М.: Молодая гвардия, 2003.

Мусатов, В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.: учебное пособие / В.В.Мусатов. – М.: Высшая школа, 2001.

Читайте также: