Право на жизнь кратко

Обновлено: 07.07.2024

ПРАВО НА ЖИЗНЬ - основное, неотъемлемое (принадлежащее от рождения) и неотчуждаемое право, гарантирующее и защищающее одну из основополагающих ценностей личности и общества - человеческую жизнь, недопустимость ее произвольного лишения. П. на ж. - это личное, абсолютное, естественное и неотчуждаемое право каждого человека. Согласно международно-правовым документам, в частности принятой 4 ноября 1950 г. в рамках Совета Европы Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 2), П.на ж. не включает запрещения смертной казни. Указывается лишь, что наказание в виде смертной казни может быть вынесено только на основании закона. Кроме того, Конвенция (п. 2 ст. 2) предусматривает три исключения - случаи лишения жизни человека, которые не рассматриваются как умышленное лишение жизни и как нарушение данной статьи Конвенции, поскольку являются результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой: а) для защиты любого лица от незаконного насилия; б) для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях; в) в случае действий, предусмотренных законом, для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Впервые П. на ж. было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина 22 ноября 1991 г. Юридическое содержание данного права, закрепленного в Конституции (ст. 20), заключается в формуле: "никто не может быть произвольно лишен жизни". Из этой формулы вытекает комплекс обязательств государства по обеспечению права на жизнь. Это прежде всего отказ государства от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, проведение миролюбивой внешней политики; целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия террористическими организациями и обеспечение всеми его (государства) возможностями безопасной среды существования личности. Важное значение имеют общегосударственные мероприятия в сфере здравоохранения, надлежащее медицинское обслуживание, организация службы скорой помощи, борьба с наркоманией, предупреждение детской смертности, охрана труда, профилактика дорожно-транспортных происшествий, обеспечение пожарной безопасности и др. Обеспечение П. на ж. напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека, охраной животного мира, атмосферного воздуха, иных природных объектов, обеспечением комплекса мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и др.

С расширением гарантий П. на ж. связаны конкретизирующие нормы Конституции РФ, значительно сужающие возможности применения смертной казни. Эта мера наказания сохраняется временно впредь до ее отмены (ч. 2 ст. 20 Конституции РФ), она может применяться на основании федерального закона лишь в качестве исключительной меры только за особо тяжкие преступления против жизни и предполагает предоставление обвиняемому права на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Наказание в виде смертной казни предусмотрено пятью статьями Уголовного кодекса РФ: за убийство (ст. 105); за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277); за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295); за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317); за геноцид (ст. 357).

Вступление России в Совет Европы выдвинуло на повестку дня вопрос об отмене смертной казни, так как это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. статья 1 указанного Протокола устанавливает: "Смертная казнь отменяется. Никто не может быть ни приговорен к этому наказанию, ни казнен". Из ст. 2 Протокола № 6 к Конвенции следует, что введение смертной казни разрешается государствам - участникам Конвенции только за преступления, совершенные во время войны либо при неизбежной угрозе войны. Для России условием вступления в Совет Европы является отмена законом смертной казни в течение 3 лет с момента вступления. До принятия такой законодательной нормы Россия обязывается ввести мораторий на исполнение приговоров о смертной казни. На реализацию данного обязательства направлен Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". В соответствии с изменениями, внесенными в январе 1998 г. в ст. 184 и 185 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Президент РФ может помиловать всех без исключения осужденных к смерти, даже если они и не обращаются с просьбой о помиловании. Это означает, что законодательные нормы, связанные с применением смертной казни, перестают действовать. Кроме того, постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. содержит прямое указание о том, что применение смертной казни как вида уголовного наказания возможно только судом присяжных заседателей. Поскольку такие суды созданы лишь в отдельных субъектах РФ, то применение смертной казни и юридически, и фактически невозможно.

Полезное

Смотреть что такое "ПРАВО НА ЖИЗНЬ" в других словарях:

ПРАВО НА ЖИЗНЬ — (right to life) Это понятие – скорее лозунг, чем точно сформулированный термин. Гоббс (Hobbes) утверждал, что самосохранение – главная обязанность каждого человеческого существа и, следовательно, его естественное право – делать все, что… … Политология. Словарь.

ПРАВО НА ЖИЗНЬ — одно из основных прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства демократических стран, в т.ч. РФ. П. на ж. корреспондирует обязанность государства всемерно охранять человеческую жизнь от любых противоправных… … Юридический словарь

ПРАВО НА ЖИЗНЬ — одно из основных прав граждан, закрепленное в ст. 20 Конституции РФ. Она гласит: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие… … Энциклопедический словарь конституционного права

право на жизнь — одно из основных прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства демократических стран, в т.ч. РФ. П. на ж. корреспондирует обязанность государства всемерно охранять человеческую жизнь от любых противоправных… … Большой юридический словарь

ПРАВО НА ЖИЗНЬ — одно из основных личных прав человека, защищаемое международным правам и конституциями большинства демократических стран. Содержание П.н.ж. многогранно и различается в разных государствах. Так, в государствах, где отменена смертная казнь… … Энциклопедический словарь экономики и права

ПРАВО НА ЖИЗНЬ — одно из основных личных прав человека, защищаемое международным правом и конституциями большинства демократи ческих стран. Содержание П. на ж. многогранно и различается в разных государствах. Так. в государствах, где отменена смертная казнь как… … Энциклопедия юриста

Право на жизнь (фильм, 1987) — Право на жизнь A Better Tomorrow Жанр боевик Режиссёр Джон Ву В главных ролях Чоу Юньфат … Википедия

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

Право на жизнь означает возможность человека родиться в достойных условиях, получить нормальное физическое и духовное развитие, уйти из жизни в силу естественных причин. В научной литературе оно справедливо рассматривается как самое главное фундаментальное естественное право человека, без которого все другие лишаются всякого смысла. По существу, это право определяет базовый юридический статус каждого человека.

Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Кроме Конституции РФ, право на жизнь закреплено во всех демократических конституциях мира, а также в международных документах. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. декларируется: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (ч. 1 ст. 6).

При научном анализе гарантий права человека на жизнь и их практической реализации возникает много серьезных проблем, требующих своего решения. Камнем преткновения остается проблема, с какого момента развивающийся в утробе матери организм следует считать человеком, когда начинается человеческая жизнь. Именно от ответа на эти вопросы зависит своевременность применения гарантий права человека на жизнь, их эффективность.

Согласно ныне действующим нормам в российском законодательстве право на жизнь и здоровье возникает у человека только с момента отделения жизнеспособного плода от организма матери, но не раньше.

В нашем законодательстве есть правовые нормы, защищающие права эмбриона на определенных стадиях его развития. Так, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливаются ограничения по проведению искусственного прерывания беременности, в соответствии с которыми искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Можно сделать вывод, что в этой статье законодатель устанавливает правовую оценку постулируемой жизнеспособности эмбриона (фетуса), начиная с 22 недель. Поэтому, если нет никаких медицинских противопоказаний, искусственное прерывание беременности после 22 недель не допускается.

Тем самым законодатель признает, что эмбрион имеет права (по крайней мере, право на жизнь) не с момента рождения, а в период нахождения его в утробе матери. В остальных случаях искусственное прерывание беременности не допускается.

С 1 января 2012 г. вступила в силу ст. 66 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которой моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

Серьезные дискуссии в отечественной и зарубежной литературе вызвал вопрос о допустимости эвтаназии, о ее соотношении с конституционно-правовыми гарантиями права человека на жизнь.

Эвтаназия означает намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. В РФ законодательно эвтаназия не предусматривается.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 20 допускает смертную казнь впредь до ее отмены в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Согласно Конституции РФ смертная казнь допускается как мера наказания только за особо тяжкие преступления против жизни и по закону она не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.




В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления.

Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы были взяты международные обязательства немедленно ввести мораторий на применение смертной казни и законодательно ее отменить в течение трех лет. 16 мая 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Последняя смертная казнь в Российской Федерации была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г. С этого момента приговоренным к смертной казни она фактически заменяется на пожизненное заключение, и приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

При этом законодательно смертная казнь в нашей стране так и не была отменена. Вначале Президент РФ заблокировал исполнение смертной казни, отказавшись рассматривать ходатайства о помиловании осужденных, затем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П признал неконституционным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Президентом РФ были помилованы все лица, приговоренные на тот момент к смертной казни (с заменой на пожизненное наказание или 25-летние сроки).

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала подписанный ею 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Российская Федерация должна была подписать его в течение одного года с момента вступления в 1996 г. в Совет Европы), а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории Российской Федерации, 19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ своим Определением N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П" указал, что мораторий на смертную казнь продлен до ратификации Российской Федерацией Протокола о ее отмене.

То, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией, не препятствует его фактическому исполнению, так как в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, и до вступления договора в силу.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в Российской Федерации не применяется.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20).

Право на жизнь означает возможность человека родиться в достойных условиях, получить нормальное физическое и духовное развитие, уйти из жизни в силу естественных причин. В научной литературе оно справедливо рассматривается как самое главное фундаментальное естественное право человека, без которого все другие лишаются всякого смысла. По существу, это право определяет базовый юридический статус каждого человека.

Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Обладание им является предпосылкой осуществления всех прав человека и гражданина. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Кроме Конституции РФ, право на жизнь закреплено во всех демократических конституциях мира, а также в международных документах. В ст. 3 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашено право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. декларируется: "Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни" (ч. 1 ст. 6).

При научном анализе гарантий права человека на жизнь и их практической реализации возникает много серьезных проблем, требующих своего решения. Камнем преткновения остается проблема, с какого момента развивающийся в утробе матери организм следует считать человеком, когда начинается человеческая жизнь. Именно от ответа на эти вопросы зависит своевременность применения гарантий права человека на жизнь, их эффективность.

Согласно ныне действующим нормам в российском законодательстве право на жизнь и здоровье возникает у человека только с момента отделения жизнеспособного плода от организма матери, но не раньше.

В нашем законодательстве есть правовые нормы, защищающие права эмбриона на определенных стадиях его развития. Так, в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливаются ограничения по проведению искусственного прерывания беременности, в соответствии с которыми искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Можно сделать вывод, что в этой статье законодатель устанавливает правовую оценку постулируемой жизнеспособности эмбриона (фетуса), начиная с 22 недель. Поэтому, если нет никаких медицинских противопоказаний, искусственное прерывание беременности после 22 недель не допускается.

Тем самым законодатель признает, что эмбрион имеет права (по крайней мере, право на жизнь) не с момента рождения, а в период нахождения его в утробе матери. В остальных случаях искусственное прерывание беременности не допускается.

С 1 января 2012 г. вступила в силу ст. 66 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), согласно которой моментом смерти человека является момент смерти его мозга или его биологической смерти (необратимой гибели человека).

Серьезные дискуссии в отечественной и зарубежной литературе вызвал вопрос о допустимости эвтаназии, о ее соотношении с конституционно-правовыми гарантиями права человека на жизнь.

Эвтаназия означает намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. В РФ законодательно эвтаназия не предусматривается.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 20 допускает смертную казнь впредь до ее отмены в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Согласно Конституции РФ смертная казнь допускается как мера наказания только за особо тяжкие преступления против жизни и по закону она не применяется к лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет, женщинам, а также к мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65 лет.

В действующем Уголовном кодексе РФ эта мера предусмотрена только применительно к единичным составам преступления.

Вместе с тем в связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы были взяты международные обязательства немедленно ввести мораторий на применение смертной казни и законодательно ее отменить в течение трех лет. 16 мая 1996 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ "О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы". Последняя смертная казнь в Российской Федерации была приведена в исполнение 2 сентября 1996 г. С этого момента приговоренным к смертной казни она фактически заменяется на пожизненное заключение, и приговоры к смертной казни в исполнение не приводятся.

При этом законодательно смертная казнь в нашей стране так и не была отменена. Вначале Президент РФ заблокировал исполнение смертной казни, отказавшись рассматривать ходатайства о помиловании осужденных, затем Конституционный Суд РФ в Постановлении от 2 февраля 1999 г. N 3-П признал неконституционным вынесение смертных приговоров в отсутствие судов присяжных во всех регионах страны. Президентом РФ были помилованы все лица, приговоренные на тот момент к смертной казни (с заменой на пожизненное наказание или 25-летние сроки).

Несмотря на то что Российская Федерация до сих пор не ратифицировала подписанный ею 16 апреля 1997 г. Протокол N 6 (об отмене смертной казни) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Российская Федерация должна была подписать его в течение одного года с момента вступления в 1996 г. в Совет Европы), а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории Российской Федерации, 19 ноября 2009 г. Конституционный Суд РФ своим Определением N 1344-О-Р "О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 года N 3-П" указал, что мораторий на смертную казнь продлен до ратификации Российской Федерацией Протокола о ее отмене.

То, что Протокол N 6 до сих пор не ратифицирован Российской Федерацией, не препятствует его фактическому исполнению, так как в соответствии со ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если оно выразило согласие на обязательность для него договора, и до вступления договора в силу.

Таким образом, в настоящее время смертная казнь в Российской Федерации не применяется.

Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность и первейшее право индивидуума. Реальность обеспечения права на жизнь - один из существенных показателей степени демократичности государства. Если жизнь является объектом угроз, то теряется смысл во всех правах личности. Именно абсолютный характер жизни как ценности предопределяет высочайшую значимость права на жизнь в системе всех прав.

Провозглашение в статье 20 Конституции Российской Федерации данного права требует от государства соответствующей охраны и защиты, т.е. закрепления и реализации конкретных форм и методов деятельности государственных, международных и общественных организаций, направленных на предотвращение угроз жизни человека и создание условий его нормального существования.

Право на жизнь имеет каждый - от рождения до смерти. Установление временных и биологических границ жизни представляет собой сложную проблему, над которой в течение многих лет работали ученые и практики самых разных специальностей.

Провозглашения права на жизнь в Конституции РФ недостаточно для его обеспечения, т.е. необходимо создание таких условий, при которых право не нарушается и свободно осуществляется каждым. Право на жизнь обеспечивается комплексом правовых средств, закрепленных как в Конституции, так и в отраслевом законодательстве.

Во-первых, это конституционные гарантии, направленные на свободное развитие человека, право не подвергаться пыткам, другому жестокому обращению или наказанию, а также медицинским, научным или иным опытам и др.

В-третьих, это меры ответственности, установленные за действия, причиняющие вред жизни и здоровью человека или создающие опасность причинения такого вреда. Наибольшее число этих мер закреплено в Особенной части Уголовного кодекса РФ, нормы которого предусматривают ответственность за убийство, причинение опасных для жизни телесных повреждений, подвержение опасности и оставление в опасности. Как особо тяжкие преступления рассматриваются преступления против мира и безопасности человечества, связанные с производством или распространением запрещенного оружия массового поражения, использованием запрещенных средств и методов ведения войны, геноцидом.

Конституция РФ гарантирует право человека на жизнь. Согласно общепринятому мнению, гарантии делятся на общие и специальные (последние еще называют гарантиями правосудия). К общим гарантиям можно отнести такие, как, например, возможность обжалования неправомерных действий и актов, право на международную защиту, на возмещение причиненного вреда, запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих конституционное право на жизнь. Специальные гарантии – это право на судебную защиту, на юридическую помощь, презумпция невиновности и т. п.

К институтам, непосредственно обеспечивающим реализацию правовых норм и гарантий в области обеспечения и защиты конституционного права на жизнь относят: судебный механизм, включающий функции, систему и деятельность судов; механизм прокурорского надзора; механизм Уполномоченного по правам человека; механизм защиты прав человека и гражданина, заложенный в природу и компетенцию органов государственной власти, государственного управления, конституционного надзора (в некоторых субъектах РФ) и местного самоуправления.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

История

10 декабря 1948 года была принята Всеобщая Декларации Прав Человека. Ее значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты. Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве и правах. В статье 3 закрепляются право каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Но это далеко не единственный документ закрепляющий права человека. Так, 4 июля 1776 году в Филадельфии была принята Декларация независимости Соединенных Штатов. Основные истины были сказаны в извлечение к этой декларации, в том что все люди равные; что они имеют свои права; что среди всех прав на первом месте должно стоять право на жизнь, свободу и на счастье и т.д.

Обеспечение права на жизнь

Государство - это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, классов, организаций и т.д. Таким образом, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Право обязательно как для государства, так и для общества.

Проблемы обеспечения и реализации прав человека на жизнь

На данный момент не все страны обеспечивают защиту права на жизнь.

Несколько примеров таких стран где на данный момент ведутся боевые действия:

  • Ливия. В настоящий момент страна поделена на различные территории которые контролируются разными группировками, но в стране есть правительство признанное ООН.
  • Украина. Вооруженный конфликт на востоке Украины длится уже с 2014 года. Многие страны принимают меры по его урегулированию и с того момента как она началась, ее интенсивность спала.
  • Нагорный Карабах. Эта война началась еще в 1990 году между Арменией и Азербайджаном за Нагорный Карабах и в данный момент это место считается непризнанной республикой.
  • Сирия. Началась война в Сирии в 2011 году и идет по сей день. Левые действия ведут друг с другом армия официального правительства, вооруженая оппозиция и террористические формирования.
  • Ирак. Война началась в 2003 году после вторжения США и идет до сих пор. Идет она против нового правительства.
  • Афганистан. Военный конфликт длится уже 13 лет с 2001 года. Боевые действия ведутся между правительством и исламской организацией Талибан.

Кто в мире контролирует выполнение прав человека?

Личные и индивидуальные возможности человека защищать свои права - малы. Намного больше возможностей и средств у правозащитных организаций. Опираясь на их помощь, человек может надеятся на успех в борьбе с несправедливостью.

Характеристика конституционного права на жизнь

Конституция - это Основной Закон государства. Она определяет государственное устройство, регулирует образование законодательных и исполнительных органов власти, устанавливает принципы избирательной системы, закрепляет права и обязанности граждан. Значение конституции как юридического документа велико. Она лежит в основе законодательствам страны, наделена высшей юридической силой. Основным Законом конституция называется потому, что обладает особыми юридическими свойствами и все остальные законы должны на нее ориентироваться, ей подчиняться, строго соответствовать ее нормам.

В текст Конституции была включена Декларация прав и свобод человека и гражданина. Высшей ценностью в России Конституция назвала человека, его права и свободы. Политика государства направлена на создание условий достойной жизни человека. Человек получает право на жизнь с момента рождения и имеет права свершать любые действия которые не противоречат закону.

Смертная казнь

Смертная казнь - принудительная мера в качестве наказания преступника. Она может быть установлена только за особо тяжкие преступления.

Россия в 1997 году подписала Протокол №6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, который отменяют смертную казнь. В России смертная казнь приостановлена, а не отменена. Такое решение вынес Конституционный Суд РФ в 1998 году.

В соотвествии со статьей 44 Уголовного Кодекса Российской Федерации смертная казнь включена в список видов наказаний. Смертная казнь входит в основной вид уголовного наказания.

Терроризм

Право регулирует различные стороны жизни общества, в том числе и противодействие терроризму. Проблема терроризма в России ухудшилась в 90 годы, и существует в наши дни по всему миру. Взрывы в жилых домах, в транспорте, похищение людей, захват заложников, угон самолетов и т.д. Терроризм провоцирует власть, общество на ответное насилие, что может привести к нарушению демократических институтов общества, к нарушению конституционных прав и свобод человека. Поэтому власть РФ и все страны в мире пытаются противостоять этому и ужесточают всяческие меры по борьбе с терроризмом.

Аборты

Аборт - искусственное прерывание беременности. Официально аборты разрешены в России, но возникают много споров по поводу этого. Многие утверждают, что нельзя прерывать беременность так как они просто убивает уже живое существо внутри организма матери. Но это живое существо нельзя считать юридически живым, так как оно еще не появилось на свет.

Ситуаций когда женщины решают сделать аборт много, иногда они вынуждены это сделать, потому что потенциальные роды могут быть опасными для их здоровья. Или у них появляется нежелательная беременность, и у нее нет финансов для будущего обеспечения ребенка. Или просто женщина не желает детей.

В разных странах разные законы на аборты. В некоторых их можно делать свободно, например в нашей стране, а в некоторых с ограничениями. К примеру, как я уже писал, если жизни матери угрожают будущие роды, то разрешено провести аборт.

Мое мнение такое, что я против абортов если потенциальной матери ничего не угрожает и у нее есть средства для содержания ребенка и его развития.

Эвтаназия

Эвтаназия - намеренное прекращение жизни по просьбе пациента, из за мучительной болезни. Эвтаназия имеет два вида: добровольную и недобровольную. К добровольной относят случаи, когда пациент просит врачей вести препараты для прекращения его жизнедеятельности. К недобровольной относят решение родственников пациента о прекращении его жизни. Насчет этой процедуры в мире также идет очень много споров. Однако, в клятве Гиппократу содержится запрет на эвтаназию.

Почему мнения разделились? Во первых, когда человек болеет чем то он мучается, а у некоторых людей эти болезни и мучения длятся годами, и когда им уже не хватает сил, чтоб бороться, они решают уйти из жизни безболезненно. Или существуют ситуации когда лечение стоит слишком больших финансовых затрат и спустя время уже не хватает на них средств. Но с моральной точки зрения, этого делать нельзя.

Эвтаназия разрешена в некоторых странах, но во многих она запрещена. Например в России существует запрет на эту процедуру и наказывается по статье 105.

Рабство

Рабство - нахождение человека в собственности другого. По-моему мнение рабство - это самое явное нарушение права человека на жизнь, это полностью ограничение его свобод и принуждение к какой-либо деятельности. Самое печальное, что оно существует и сейчас. Рабство запрещено и жестко отвергается большинством цивилизованных стран мира, и официально запрещено во всех государствах мира.

В современном мире торговля людьми занимает третье место по торговле, после оружия и наркотиков.

Заключение

Право на жизнь - это право каждого человека на свободу жизни. Каждый житель Земли, получает его при рождении. Оно закреплено законом и гарантируется его защита. Человек может свободно управлять своей жизнью и своими действия, не нарушая закона. Государство закрепляет меры по нарушениям права жизнь. Для всех людей, важность жизни превосходит все вокруг, именно поэтому это важнейшее право из всех возможных.

Право на жизнь

Несмотря на это, право на жизнь является одним из наиболее противоречивых прав из-за присущих ему проблем, касающихся определения его сферы действия в самом начале и конце жизни. В этом контексте следует отметить, что проблемы абортов и смертной казни являются лишь одним из многих вопросов связанных с правом на жизнь. Среди других вопросов, затрагивающих его – смертельные случаи, которые происходят во время обычных полицейских операций и действий властей по пресечению беспорядков, а также обязанность государства по предотвращению убийств своих граждан и других лиц.

Право на жизнь не является абсолютным, о чем свидетельствует применение основных норм прав человека в условии вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право включает в себя гарантии, касающиеся защиты жизни во время военных действий. Однако, особенно в вооруженных конфликтах немеждународного характера, преследование меньшинств не является чем-то необычным – преступление геноцида, под которым подразумевается систематическое уничтожение определенной группы людей, представляет собой грубейшее нарушение права на жизнь.

В статье 3 Всеобщей декларации прав человека право на жизнь связывается с правом на свободу и на личную неприкосновенность. Однако в последующих документах они излагаются раздельно. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах право на жизнь рассматривается в статье 6, а право на свободу и личную неприкосновенность – в статье 9.

Обязанность государства защищать жизнь человека.

Международный пакт и многие другие международные и региональные документы четко закрепляют позитивные обязательства государств по защите жизни человека. Таким образом, государства должны предпринять определенные действия для демонстрации своей готовности активно защищать право на жизнь всех людей, находящихся на их территории.

Обязанность государства по юридической защите права на жизнь.

Обязанность государства расследовать случаи смерти.

Государствам следует также принять меры для обеспечения открытого и прозрачного расследования всех случаев смерти. Следовательно, государства должны создавать органы, обладающие полномочиями по расследованию причин каждой смерти и, при необходимости, привлечению к ответственности виновных. Нельзя сказать, что государство имеет эффективную правовую систему для защиты жизни, если причина смерти умершего осталась неустановленной. Данная обязанность не требует, чтобы государство инициировало расследование каждого конкретного случая; для ее выполнения государство должно лишь организовать функционирование соответствующей системы.

Обязанность государства по охране здоровья.

Право на жизнь: аборт и эвтаназия.

Главная проблема с правом на жизнь заключается в моральных и религиозных спорах, касающихся начала жизни, в том числе прав будущего ребенка. Тем не менее, также активизируются обсуждения прав человека в конце жизни и потенциального существования права на смерть. На этапе подготовки Всеобщей декларации прав человека было рассмотрено предложение указать, с какого момента времени право на защиту жизни вступает в действие. Однако в окончательном варианте вопрос, касающийся его применения к абортам и эвтаназии, остался открытым.

Право на жизнь и аборт.

Сторонники запрета абортов, ссылаясь на нравственные соображения, утверждают, что пренатальные дети обладают тем же фундаментальным правом на жизнь с момента зачатия, которым люди обладают с момента своего рождения. Аргументы в отношении права на аборт варьируются от разрешения абортов только в случае необходимости для спасения жизни женщины до, в широком смысле, абортов по социально-экономическим причинам или просто по желанию.

Комитет по правам человека в подготовленном в 2017 году Проекте замечаний общего порядка 36 указывает, что:

Государства-участники должны обеспечить безопасный доступ к аборту для защиты жизни и здоровья беременных женщин, а также в ситуациях, когда вынашивание беременности до родов может причинить женщине существенную боль или страдание, особенно в тех случаях, когда беременность является результатом изнасилования или кровосмешения, либо когда плод развивается с патологиями несовместимыми с жизнью.

Эвтаназия или право на смерть?

Легализация эвтаназии – одна из самых обсуждаемых тем в мире. Противники эвтаназии утверждают, что жизнь священна, и никто не имеет права ее прерывать. Ее сторонники говорят, что жизнь принадлежит только самому человеку, и поэтому каждый человек имеет право решать, что он хочет с ней делать. В Проекте замечаний общего порядка 36 Комитет по правам человека отмечает:

государства-участники могут разрешить [не должны препятствовать] медицинским специалистам использовать врачебную помощь или лекарственные средстве для облегчения прекращения жизни страдающих взрослых, таких как смертельно раненые или неизлечимо больные, которые испытывают серьезную физическую или психическую боль и страдания и хотят умереть с достоинством.

Допустимое лишение жизни.

Право на жизнь, как уже отмечалось, не является в прямом смысле абсолютным. Несмотря на неотъемлемость права на жизнь, существуют признанные обстоятельства, при которых лишение жизни может быть правомерно, такие как использование смертной казни, смерти, причиненные силами национальной безопасности, и смерти в ходе вооруженного конфликта.

Смертная казнь.

Традиционно международное право признавало право государств применять смертную казнь в качестве высшей меры наказания за самые тяжкие преступления, вынесенной по приговору компетентного суда. Однако в настоящее время смертная казнь однозначно осуждается международным сообществом. По мере приближения конца двадцатого века политический климат был таков, что большинство международных организаций приняли протоколы и конвенции, призывающие к отмене смертной казни. Пока что такие шаги не были одобрены всеми государствами. Например, смертная казнь по-прежнему является правомерной формой наказания в некоторых штатах США, Саудовской Аравии и Китае. Международный пакт о гражданских и политических правах свидетельствует об отношении к смертной казни международного права – статья 6 призывает те государства, которые не отменили смертную казнь, проявлять максимальную осторожность при осуществлении подобного наказания.

Смерть в результате действий сил безопасности государств.

Лишение жизни со стороны властей государства всегда с особой тщательностью рассматривается международными организациями. Несмотря на это признается, что государства в отдельных узко определенных обстоятельствах имеют законное право лишать человека жизни. Государства могут применять смертоносную силу, например, для предотвращения гибели большого количества людей или подавления мятежа. В статье 2.2 Европейской конвенции о правах человека приводится исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых гибель людей не будет считаться нарушением права на жизнь:

  • защита любого лица от противоправного насилия;
  • осуществление законного задержания;
  • предотвращение побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
  • подавление, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Смерть во время вооруженного конфликта.

Любой вооруженный конфликт существенно повышает вероятность гибели людей. Международное гуманитарное право стремится, на сколько это возможно, сохранить право на жизнь во время вооруженного конфликта. Жизни гражданских лиц защищаются с помощью принципов пропорциональности и избирательности: воюющие стороны должны проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами, и только комбатанты могут подвергаться нападению. Эти принципы применимы как в международных вооруженных конфликтах, так и в вооруженных конфликтах немеждународного характера. В международных вооруженных конфликтах существуют группы защищенных лиц (раненых и больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданских лиц), которые защищены от нападения и бесчеловечного обращения. В немеждународных вооруженных конфликтах подобных групп защищенных лиц нет. Там не менее, со всеми, кто не принимает активного или непосредственного участия в военных действиях, требуется обращаться гуманно, что включает в себя и уважение его или ее права на жизнь.

Похожие записи

Свобода мысли и слова — это фундаментальная свобода человека, которая предполагает право беспрепятственно формировать,

Коллективные права или права солидарности — совокупность прав и свобод человека, особенность которых заключается

Читайте также: