Правление гильгамеша в городе урук кратко 5

Обновлено: 04.07.2024

Лейт­мо­тив по­эмы - не­дос­ти­жи­мость для смерт­ных уча­сти бо­гов, тщет­ность че­ло­ве­че­ских уси­лий в по­пыт­ках об­рести бес­смер­тие. В кон­це эпо­са под­чёр­ки­ва­ет­ся, что един­ст­вен­но дос­туп­ное че­ло­ве­ку бес­смер­тие - па­мять о его слав­ных де­лах.

Об­раз эпического Гильгамеша на­шёл от­ра­же­ние в ак­кад­ском искусстве XXIV-XXII веков до н. э., осо­бен­но в глип­ти­ке. Скульп­ту­ры Гильгамеша и Эн­ки­ду ох­ра­ня­ли вход во дво­рец ас­си­рий­ско­го ца­ря Сар­го­на II (VIII век до н. э.).

Издания:

Ancient Near Eastern texts, relating to the Old Testament / Ed. J.B. Pritchard. Princeton, 1969;

По­эзия и про­за древ­не­го Вос­то­ка. М., 1973;

Das Gilgamesch-Epos / Hrsg. A. Schott, W. von Soden. Stuttg., 1994.

Иллюстрации:

Гиль­га­меш. Рельеф на воротах дворца Саргона IIв Дур-Шаррукине. VIII век до н. э. Лувр (Па­риж). Архив БРЭ;

Великие люди в истории человеческой цивилизации. Как много их было. Царей, императоров, полководцев, мыслителей, врачей, учителей… Поимённо всех и не вспомнить. Но кто-то же был первым. Первый великий человек в истории планеты Земля. Кто же он?

Первый город, основанный человеком в Месопотамии, назывался Урук (Унуг). В Библии он встречается под названием Эрех как один из городов Нимрода (внука Хама):

Именно там правил наш герой ориентировочно в XXVII веке до н.э. Его матерью была языческая богиня Нинсун, а отцом царствующий Лугальбанда, хотя позднее возникла версия, что Нинсун зачала Гильгамеша от некоего духа. Так что становится неудивительно, что наш джигит со временем сам стал почитаться как божество.

Гильгамеш прославился тем, что первым начал обустраивать для города защитные сооружения. Город Урук был окружен крепостной стеной. До этого момента крепостные стены для защиты городов не использовались. Причём крепостная стена Урука поражала современников своими циклопическими размерами. Протяженность стены была порядка 9,5 км. С юга и севера были обустроены входы в город в виде ворот шириной 3,5 метра. Толщина самой стены достигала 5-ти метров.

Опираясь, на мощную оборонительную систему Урука, наш герой смог бросить вызов главенствующему над соседями городу Киш. После падения Киша в регионе на века установилось верховенство Урука. Легендарности Гильгамешу добавил дальний поход в горы Загроса (территория современного Ирана). В этой, возникшей несколько позднее легенде, Гильгамеш смог победить неведомого Хумбабу (Хувава), оставленного верховным шумерским божеством Эллилем охранять кедры. В процессе борьбы с Хумбабу, Гильгамешу удалось завладеть некими семью таинственными лучами. Что это за загадочные лучи история умалчивает. По-видимому, важность похода в глазах жителей Урука была столь велика, что он был удостоен отдельной легенды.

Также отдельной легенды заслужил поединок Гильгамеша с быком. Отвергнутая Гильгамешем языческая богиня Инанна (Венера), между прочим, центральное женское божество у шумеров, натравила на Гильгамеша небесного быка. Но наш герой вонзил в лоб быка топор и убил его.

Время правления Гильгамеша согласно шумерским царским спискам составило 126 лет. Но надо учитывать, что, например, Лугальбанда, если верить этим спискам, правил целых 1200 лет. Так что Гильгамеш далеко не рекордсмен в длительности правления. Столь большая продолжительность правления, явно за пределами сроков жизни обычного человека, до сих пор не разгадана. Умер Гильгамеш, скорее всего своей смертью и, что часто бывало в древности, после своей смерти был обожествлён.

Гильгамеш был правителем, чьи деяния завоевали ему такую широкую славу, что он стал основным героем шумерской мифологии и легенд. Поэмы о Гильгамеше и его подвигах писались и переписывались на протяжении веков не только на шумерском языке, но и на большинстве других самых крупных языков Западной Азии. Гильгамеш стал героем всего Древнего мира — искателем приключений, храбрецом, но фигурой трагической, символом человеческого тщеславия и неуёмной жажды известности, славы и бессмертия — до такой степени, что современные учёные часто воспринимали его легендарным персонажем, а не реальным человеком и правителем.
В начале своего правления Гильгамеш был подчинён лугалю Киша Аге. Ага через послов потребовал, чтобы Урук принял участие в предпринятых Кишем ирригационных работах. Совет старейшин Урука предлагал Гильгамешу подчиниться и исполнить требование Аги, но Гильгамеш, поддерживаемый народным собранием, отказался покориться. Народное собрание провозгласило эна Гильгамеша военным вождём — лугалем. Ага прибыл с войском на ладьях, спустившись вниз по Евфрату, но начатая им осада Урука окончилась поражением кишцев.
В 2675 году до н. э. Гильгамеш добился независимости города Урук. Гегемония над Нижней Месопотамией перешла к Гильгамешу.
В дальнейшем Гильгамеш объединил под своей властью такие города как Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма и др. Гильгамеш упоминается в качестве строителя ниппурского святилища Туммаль. В Лагаше Гильгамеш построил ворота, носящие его имя.
Впоследствии Гильгамеш стал героем целого ряда шумерских эпических песен (см. Эпос о Гильгамеше) . Эпосы представляют в качестве его важнейших подвигов постройку городской стены Урука (длина городской стены достигала 9 км, а толщина была более 5 м) и поход в Ливан за кедровым лесом. Был ли в действительности такой поход — неизвестно. И, вероятно, если он и был, то не в Ливан, а в Элам.

Вроде как пытался достичь бессмертия, даже на остров Дильмун приплыл, да не удалось.

В древности в Месопотамии было королевство Урук, которым правил молодой герой по имени Гильгамеш. Он был невероятно силен и упрям. Мог голыми руками одолеть льва. Характер у героя отличался тем, что он признавал только собственное мнение, решения. А власть богов — игнорировал.

Гильгамеш и Энкиду

Как-то царь приказал сделать вокруг города оборонную каменную стену. При её строительстве людей абсолютно не жалели. Они воззвали к богам о защите. Тогда боги создали Энкиду — человека, равного Гильгамешу силой.

И Гильгамеш с Энкиду стали сражаться, но победить не удалось никому — оба были одинаково сильны. С той поры правитель и Энкиду стали друзьями, назваными братьями: царица (мать Гильгамеша), приняла Энкиду, будто он был ее сыном. Сам же властитель под влиянием Энкиду перестал был тираном, его характер смягчился. Ему только хотелось вершить подвиги.

Поход против чудища Хубаба

Гнев богини и волшебный бык

После этого приключения богиня Урука, Иштар, предложила Гильгамешу взять ее в жены и стать очень богатым и могущественным. Гильгамеш отказался. И тогда рассерженная богиня, при помощи своего отца, отправила на землю волшебного буйвола, чтобы тот убил Гильгамеша. Но тот и его верный соратник Энкиду без труда победили волшебного быка.

Смерть Энкиду

Это событие вызвало гнев богов, и, по воле божества справедливости, Энкиду начал болеть и после двенадцати дней его не стало.

Пока такого не произошло, Гильгамеш принимал смерть, как естественную часть жизни. Но царь часто мечтал, как Энкиду няньчит сына Гильгамеша, рассказывая ему об их совместных подвигах. Теперь же, без верного друга, Гильгамеш очень опечалилися. И днем, и ночью его стал преследовать страх смерти.

В поисках бессмертия

Обретение истины

Но, пока царь отдыхал, на аромат волшебного цветка приполз змей, съел растение, скинул старую шкурку и стал молодым! Вот так Гильгамеш понял, что смерть ему не не победить. Обретя покой, он смирился и перестал грустить, потому что понял: жизнь человека подобна короткой вспышке, но, пока о человеке и его деяниях помнят, он жив. А значит — бессмертен.

Миф о древнем царе и его преданном друге содержит глубокую философскую мысль о том, что человек может все. Способен открыть в себе и проявлять самые невероятные качества. Важно только быть справедливым и не впадать в жестокость и гордыню. Ценить преданную дружбу, сострадание, смирение. Положительные свойства, дающие возможность проявить благородство, справляться с препятствиями, которые могут встретиться на жизненном пути.

Читайте также: