Воображение у детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 07.07.2024

В данном разделе очень кратко затронуты только те особенности высших функций слабовидящих и слепых, которые могут быть связаны с наличием у них зрительного дефекта.

4.6.Особенности воображения

Воображение - это одна из форм психического отражения действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение является необходимой стороной творческой деятельности: художественной, конструкторской, научной. Особым видом воображения является фантазия. Воображение играет существенную роль в игре, обучении, труде.

Существуют две точки зрения на развитие воображения у слепых. Одни тифлопсихологи считают, что у незрячих воображение выражено сильнее, чем у зрячих, другие находят его менее ярким и бедным. Однако следует иметь в виду, что у людей с глубокими нарушениями зрения имеется сужение чувственного познания, что действительно может оказывать существенное влияние на реконструкцию образов воображения.

Из вышесказанного следует важный практический вывод. Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих, производственных, художественных, музыкальных и математических образов. У детей и взрослых людей с глубокими нарушениями зрения творческое воображение может достигать высоких результатов благодаря связи воображения не только с ощущениями, но и с мышлением, речью, памятью, которые восполняют дефицит чувственного отражения. Таким образом, формирование творческого воображения у лиц с глубокими нарушениями зрения зависит от развития чувственного и логического познания. Единство этих форм отражения и их своевременное формирование у детей создает предпосылки для высокого развития творческого воображения у слепых и слабовидящих.

При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализаторов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

В статье рассмотрены особенности развития воображения у старших дошкольников с нарушением зрения. Затронуты проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии. Проведено экспериментальное исследование, целью которого стало изучение особенностей воображения детей 5-6 лет с нарушением зрения. Выявлено, что особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта. Разработаны методические рекомендации в этом направлении. Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. В процессе рисования необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дети могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.


2. Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте / Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии // Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982. 504 с.

4. Кудрявцев В.Т. Сила воображения: природа и диагностика / В Т. Кудрявцев // Дошкольное образование. 2001. № 7 (55). С. 14–15.

В настоящее время в психологической науке широко обсуждаются теоретические аспекты творчества, разработаны методики диагностики воображения и существуют отдельные программы по его развитию у детей. Однако большинство этих исследований опирается на данные, полученные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. Выдвижение на первый план проблемы социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также активно развивающиеся процессы инклюзии и интеграции обуславливает актуальность изучения проблемы развития творческого воображения у детей с нарушениями в развитии.

У детей с глубокими нарушениями зрительной функции наблюдается сужение чувственного познания, что оказывает неблагоприятное влияние на реконструкцию образов воображения. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение восполняет восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием сохранных анализаторов и словесных описаний дети с нарушениями зрения формируют и создают образы объектов, которые недоступны им при непосредственном ощущении или восприятии.

Исследование показало, что воображение старших дошкольников с нарушениями зрения отличается от воображения у детей с нормальным зрением. Особенностями воображения детей с нарушениями зрения являются схематичность, стереотипность, бедность содержания воображаемых образов, неточность, размытость представлений, что объясняется нарушениями зрительной функции, недостаточности развития знаково-символической функции, трудностями восприятия, проблемами в создании воображаемой ситуации за счет обеднения чувственного опыта и трудностей в формировании операциональных механизмов.

Воображение является важнейшим компонентом процесса познания и деятельности человека. Как и другие психические процессы, воображение развивается и формируется у человека в течение всей его жизни. Традиционно воображение расcматривают, как самостоятельный процесс создания новых образов на основе имеющихся в сознании человека представлений.

Выделены следующие виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации; произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое [1].

Отрицательное влияние на развитие воображения у детей с нарушением зрения оказывает присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, а также недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы.

Обзор специальных исследований по данной тематике (В. Зайкаускас, И.Г. Корниловой, А.Г. Литвака, Л.И. Плаксиной, В.М. Сорокина) позволил предположить, что особенности воображения у детей с функциональными нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью.

По итогам проведения диагностики, нами сделаны следующие выводы:

1) результаты диагностики показали, что уровень развития воображения у 40 % детей экспериментальной группы и 10 % контрольной группы отстает от нормы;

2) старшие дошкольники с низким уровнем развития воображения при решении задач на построение образов воображения с использованием заданного элемента, не умеют проявлять оригинальность и необычность изображения, создают контурные, лишенные деталей, схематичные изображения, выявлена крайне низкая способность к созданию образов предметов и явлений; недостатки внутренних этапов творческой деятельности, не наблюдалось сосредоточенности и целенаправленности в работе, наблюдалось соскальзывание с выполнения задания, высокая отвлекаемость, недостаточная проработка деталей рисунков;

3) уровень развития воображения в контрольной группе детей выше, чем у детей экспериментальной группы.

Таким образом, выявленные низкие результаты диагностики показали необходимость разработки методических рекомендаций по развитию воображения у детей с проблемами зрения.

Изобразительная деятельность, или, другими словами, рисование – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка [2]. Дети рисуют то, о чем думают, что привлекает их внимание, вкладываютв изображаемое свое отношение к нему, живут в рисунке.

Для коррекции выявленных недостатков с детьми экспериментальной группы в количестве 10 детей была проведена коррекционно-развивающая работа, построенная с опорой на главные для дошкольника виды деятельности (игровую, изобразительную, речевую). Она включала в себя следующие направления развития творческой деятельности:

1. Развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия).

2. Развитие игровой деятельности.

3. Развитие речевого творчества.

4. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности.

5. Совершенствование навыков межличностной коммуникации.

При разработке коррекционно-развивающих мероприятий учитывалась специфика нарушений зрения у детей экспериментальной группы. Коррекционная работа строилась на основе методических рекомендаций таких авторов, как М.А. Васильева, Л.И. Плаксина.

При работе с детьми следует обратить внимание на выразительные средства живописи и рисунка. В этом разделе следует особо выделить нетрадиционные техники рисования.

Содержание занятий следует разработать с учетом особенностей воображения у детей с функциональными нарушениями зрения, выявленными в процессе диагностики.

Комплекс психокоррекционных занятий включал в себя специально подобранные игры и упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, развитие психических процессов (мышления, внимания, памяти), стимуляцию творческой активности детей.

В процессе работы необходимо использовать беседы и элементы игры. На каждом занятии дошкольники могут выполнять изображения, используя нетрадиционные техники рисования: рисование на мокрой бумаге, рисование клеем с солью, ниткография, рисунок под пленкой, рисование свечой и акварелью, кляксография с трубочкой, точечный рисунок, рисование мыльными пузырями, рисование пальчиками и ладошкой.

Следует отметить, что детей очень привлекают нетрадиционные материалы. И чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. У детей возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Возможные варианты: монотипия, граттаж, кляксография с трубочкой, использование малярной ленты (скотча), рисование с использованием соли, рисование мятой бумагой и пр.

Большое внимание уделялось развитию речевого творчества: проводились различные речевые игры, как на занятиях, так и в процессе режимных моментах; дошкольники придумывали сказки, небольшие рассказы. Детям постоянно приходилось придумывать названия для своих рисунков, для игровых образов, для картин, участвующих в обсуждении.

Повторная диагностика на контрольном этапе исследования показала следующие результаты – дети экспериментальной группы:

– стали более заинтересованы при выполнении заданий и в процессе создания новых образов. Эта заинтересованность проявлялась во всех видах деятельности (игровой, изобразительной, речевой);

– у детей экспериментальной группы появился исследовательский интерес: им было интересно пробовать новые техники рисования, перевоплощаться в новых героев, использовать в своих играх известные им предметы в новом назначении;

– дети экспериментальной группы практически не нуждались в помощи педагога, все образы рисунки и названия к ним придумывали самостоятельно;

– у детей данной группы значительно выросло количество оригинальных решений, их рисунки стали более творческими, названия к ним ранее не встречались;

– у детей экспериментальной группы практически полностью пропало стремление к копированию. Каждый ребенок старался придумать собственный образ при перевоплощении или создании изображений;

– наблюдались изменения и в общем поведении детей этой группы. Так, было выявлено стремление доводить первоначальный замысел до завершения, снизилась частота отвлекаемости, было замечено стремление к более тщательной проработке деталей изображения;

– отмечено снижение такого явления как персеверация. Во время создания рисунков дети старались максимально разнообразить придумываемые объекты.

Дополнительным коррекционно-развивающим эффектом обучения послужило обогащение эмоциональной сферы и развитие психических процессов детей экспериментальной группы. Отмечена положительная динамика в развитии внимания и памяти. Произошло совершенствование коммуникативных умений и навыков.

У детей сформировались умения анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появилось стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и т.д.

Отсюда следует, что нетрадиционные техники рисования направляют творческую активность, развивают воображения ребенка. В результате поэтапной творческой работы у детей появились навыки воображения и творческой деятельности.

Таким образом, созданию благоприятных условий для развития воображения в творчестве детей способствует расширение их реального жизненного опыта, накопление впечатлений. И только, когда взрослые поддерживают в ребенке искру творчества и фантазии, его воображение может дать чудесные результаты.

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций – основная цель деятельности педагога по развитию воображения у детей. Как показывает практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В виде таблицы представлена взаимосвязь развития воображения с развитием некоторых видов детской деятельности (игровой, продуктивной, коррекционно-образовательной).

ВложениеРазмер
na_sayt_voobrazhenie.doc 74.5 КБ
etapy_voobrazheniya.doc 52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности и способы развития воображения

ребенка с нарушением зрения в процессе дошкольного детства

Боровкова Надежда Сергеевна,

учитель – дефектолог высшей квалификационной категории,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

В течение последних 10ти лет я разрабатываю проблему развития воображения и предпосылок творческого мышления у детей с нарушениями зрения. Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.

Однако с самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера, придумывать сказки, стихи и многое другое. Как показала практика, ребенок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.

В рамках реализации данного направления деятельности была проведена большая исследовательская работа, включающая в себя несколько этапов: изучение специальной литературы, диагностика детей, опрос педагогов и родителей по проблеме развития воображения. Поскольку воображение рассматривается мной как форма активности, выражающаяся в изменении и гибком использовании элементов опыта (своего и чужого), была сформулирована основная цель деятельности:

Создание условий для развития у детей с нарушениями зрения способности к созданию новых образов и использованию их как средства управления активностью своих познавательных функций.

1.Расширение детского опыта.

2.Формирование понятийного мышления.

3.Расширение круга понятий и выведение их за рамки непосредственного детского опыта.

4.Повышение познавательной активности и мотивации к познавательной деятельности детей с нарушениями зрения.

5.Формирование знаково-символической функции сознания.

Проанализировав теоретические источники и собственный практический опыт, были определены четыре этапа деятельности по развитию воображения у детей с нарушением зрения (при этом возрастные границы этапов мы определяем лишь условно, поскольку биологический возраст ребенка не всегда совпадает с психологическим, может быть либо ниже, либо выше).

На первом этапе (возраст 3-4 года), когда происходит становление словесных форм воображения, отмечается отрыв условного действия от предметной опоры, идет детализация образа посредством слова, появляется фантазийная ложь. Происходит опредмечивание образа действием. Главной целью педагога в этот период является формирование операциональных навыков, необходимых для создания образов воображения, и основное внимание направлено на отработку действий замещения в разных видах деятельности.

Как известно, базой воображения всегда являются продукты восприятия, предоставляющие материал, из которого будет строиться новое. Затем идет процесс переработки этого материала, его комбинирование и перекомбинирование. Из этого следует, что ребенку необходимо предоставлять возможность для восприятия максимального количества предметов и явлений, знакомить ребенка с видами и формами взаимосвязей между предметами. Для этого в работе выделяются два пути, или два основных условия :

1.Организация условий, способствующих углубленному познанию того или иного объекта. Это познание происходит в процессе включения предметов и явлений во множество связей с другими предметами и явлениями. Объекты мы рассматриваем не сами по себе, а в системе их функциональных связей с другими объектами.

2.Формирование особой деятельности, которая наиболее ярко проявляет активность дошкольников - детского экспериментирования. В процессе экспериментирования формируется способность самостоятельно познавать объект в практических действиях, фиксировать связи между многочисленными элементами предметной ситуации.

В результате у детей формируется умение переносить освоенное действие на новые предметы, включать объект в новые ситуации, варьировать условия действия, комбинировать разные действия с одним предметом (как начальный этап сюжетных построений), использовать предмет в новой, необычной функции (в дальнейшем это ведет к образованию метафор). Проводятся познавательные игры-занятия с включением проблемных ситуаций, задач-загадок, какого-либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления. Нахождение способа или ответа на вопрос приводят к положительной эмоции, которая может быть названа как познавательная и вести к возникновению познавательного интереса.

На II этапе (возраст 4-5 лет) ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий, активно оперировать образами памяти и представлений. Следует обучать детей видению и построению образов знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренировать в умении выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке. Также интенсивно развиваются в этом возрасте речевые формы воображения, поэтому в этот период основное внимание уделяется занятиям по ознакомлению с художественной литературой, в которые заложены задачи по развитию воображения:

1.Развитие детализации образов воображения.

Здесь особое внимание уделяется переходу от образов схематичных, упрощенных к образам, наполненным различными деталями. Такая детализация происходит в процессе придумывания детьми детальных описаний предметов и ситуаций, а также совместного дорисовывания схематичных изображений.

2.Развитие оригинальности воображения.

Работая по этому направлению, дети вместе с педагогом сочиняют сказки, окончания к сказкам, разные считалки; подбирают рифмы к словам. Главное условие при этом - высказывания детей не должны повторяться. В процессе сочинения постепенно вводятся наглядные модели (например, три медведя могут быть изображены в виде трех полосок или кругов разной величины, и т.п.).

На этом этапе целесообразно вводить наглядные модели в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить с помощью заместителей выделять самые главные события, последовательность изложения; научить детей абстрагироваться (насколько это вообще возможно в данном возрасте) от мелких деталей и подробностей, помочь понять принципы замещения: заместители обладают теми же признаками и свойствами, что и реальные предметы.

На IIIм этапе (возраст 5-6 лет) основной целью становится обучение видению и созданию сюжетных композиций на основе наглядной опоры и образов представлений; особое внимание уделяется при этом приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Этот этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы. Здесь правомерно включение в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают детям стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, и подталкивают к поиску своих оригинальных собственных решений, к свободному высказыванию их и запечатлению.

Основной целью работы на данном этапе является формирование у детей способности анализировать объекты, выделяя в них различные стороны, соотносить и увязывать эти стороны между собой в единое целое; объединять разрозненные представления об отдельных предметах и их свойствах в целостные образы; разбираться в сложных противоречивых явлениях и принимать оптимальные решения.

Вся работа ведется по нескольким разделам:

1.Выделение оснований для классификаций.

3.Нахождение части в целом.

4.Определение предмета по частям и признакам.

5.Формирование комплексных представлений (целое из частей, преобразование предмета и.т.п.).

6.Формирование циклических представлений.

7.Формирование понятий инвариантности, неизменяемости (феномен Пиаже).

8.Формирование действий построения и применения моделей (способности наглядного моделирования).

В результате работы на данном этапе формируется умение выделять главные и второстепенные признаки объектов, видеть связь предметов по качественным и функциональным признакам, умение располагать объекты в контексте ситуации, менять их порядок в зависимости от собственного замысла, умение планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, умение вносить новые элементы в изображение, включать знакомые фигуры и абстрактные элементы в различные изображения, умение строить и использовать модельные представления (мысленные и наглядные) в повседневной деятельности и специально созданной ситуации.

На IYм этапе (возраст 6-7 лет) целью работы является развитие самостоятельного словесного и изобразительного творчества ребенка, формирование активной позиции ребенка при решении нестандартных ситуаций.

На данном этапе происходит обобщение всех способов воображения, сформированных на предыдущих этапах, и их углубленное развитие:

1)агглютинация - слияние отдельных элементов или частей нескольких объектов в один причудливый образ;

2)акцентирование - выделение и подчеркивание тех или иных черт объектов, в результате чего какая-то одна часть становится доминирующей;

3)гиперболизация - преувеличение или преуменьшение предмета, изменение количества частей;

4)реконструкция - создание целого образа по частям предмета;

5)схематизация - уподобление, сглаживание различий предметов и выделение черт сходства между ними;

6)типизация - выделение в одном образе черт разных объектов.

Вся работа по развитию способов воображения на данном этапе проводится в форме решения проблемно-поисковых задач разного вида и содержания; материалом служат самые разнообразные виды деятельности - музыкальная, литературная, художественно-прикладная, конструктивная, коммуникативная, и другие.

Разрабатывая вышеописанные способы развития воображения, я исходила из того, что основным условием формирования воображения в детском возрасте должно быть целенаправленное поэтапное обучение. Этапы обучения включают систему занятий, в которых предлагаются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Я считаю, что развитое воображение может быть источником проявления элементов творчества ребенка, и развитие воображения как одной из важнейших способностей человеческой психики – одна из ведущих задач тифлопедагога в детском саду.

Работа по развитию способов воображения органически вплетается в повседневную деятельность детей, включается в общеразвивающие групповые занятия, являются неотъемлемой частью коррекционных занятий тифлопедагога.

Основными принципами организации работы по развитию способов воображения у детей с нарушениями зрения являются:

1) приоритет интересов и потребностей ребенка;

2) непрерывность сопровождения;

В своей работе я использую следующие формы занятий:

  1. Индивидуальные занятия.
  2. Подгрупповые занятия.

Основным средством педагогического воздействия в процессе развития воображения является система специально подобранных дидактических игр и творческих заданий, что в достаточной степени гарантирует формирование исследовательских и творческих умений у детей. Специальными методами, развивающими творчество детей, являются следующие:

  1. направленное воображение;
  2. образно-символическое рисование, конструирование;
  3. развивающие и игровые упражнения (игры-драматизации, сюжетно-ролевые и др) ;
  4. игры-задания с изобразительным материалом;
  5. задания на совместную деятельность (со сверстниками, со взрослым);
  6. метафорические сказки, рассказы, истории ;
  7. диагностирующие задания.
  8. упражнения (подражательно-исполнительского и творческого характера);
  9. этюды, импровизации;
  10. наблюдения, прогулки, экскурсии;
  11. моделирование и анализ заданных ситуаций;
  12. свободное и тематическое рисование;
  13. лепка;
  14. чтение художественных произведений;
  15. мини-конкурсы, игры-соревнования.

Практика показала, что целенаправленная деятельность по развитию способов воображения позволяет повысить общий уровень познавательного развития детей с нарушениями зрения и активизирует все мыслительные процессы, что говорит о высоком развивающем эффекте данного направления работы (см. Приложение). Взаимосвязь с различными видами деятельности отражена в Приложении.

Развивая воображение в рамках проекта, мы решаем следующие задачи :

  1. формирование мотивационного поля детей;
  2. формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в различных видах деятельности;
  3. развитие способности делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции;
  4. развитие эмоциональной экспрессии, способности с помощью жестов выражать внутренние переживания;
  5. развитие волевых процессов как саморегуляции ребенком своей деятельности;
  6. расширение информационного запаса ребенка;
  7. создание условий для восприятия объекта всеми органами чувств (решение этой задачи особенно важно для детей с нарушениями зрения);
  8. формирование у детей умения доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относиться к высказываниям других детей;
  9. побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в продуктивной деятельности;
  10. создание условий для самовыражения ребенка в моделировании проблемной ситуации;
  11. создание условий для познания окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирования мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок);
  1. создание условий для формирования у детей умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей.

Всего с 2009 по 2012 год коррекционный курс по программе развития творческого мышления и воображения прошли более 90 детей 3-7ми лет.

Эффективность работы психолога отслеживается с помощью ряда диагностических методов и приемов:

1) набор специальных диагностических методик ;

2) включенное наблюдение (непосредственно в группе);

3) анализ продуктов детской деятельности;

4) анализ поведения детей на занятиях;

5) беседы с родителями, педагогами;

  1. 85% детей показывают положительную динамику в освоении способов воображения;
  2. наблюдается повышение уровня развития способов наглядно-образного мышления - в 90% случаях;
  3. у 83% детей, имеющих по результатам входящей диагностики нарушения в системе восприятия, при итоговом психодиагностическом обследовании этих нарушений не наблюдается;
  4. у 80% детей наблюдается повышение уровня развития способов логического мышления, из них 30% имеют высокий уровень;
  5. у 82% детей, имеющих по результатам входящей диагностики заниженную или завышенную неадекватную самооценку, отмечается повышение степени реалистичности самооценки при итоговом обследовании.

Кроме того, по наблюдениям педагогов и родителей, заметно снизилась тревожность многих проблемных детей; уменьшилось количество негативных эмоциональных реакций; заметно улучшился психологический климат в группах; дети стали лучше общаться между собой, самостоятельно разрешать многие конфликты.

Как мы можем видеть по результатам диагностики, отмечается высокая положительная динамика в развитии детей. Улучшились не только количественные показатели (количество освоенных навыков и технических приемов), но и качественные характеристики, такие как глубина освоенных способов, способность переносить их в другие виды деятельности. Отмечается достаточно высокий уровень развития элементов творческого воображения и абстрактного мышления, а также повышение произвольности внимания и деятельности, повышение критичности мышления и развитие планирующей функции мышления.

Одним из немаловажных результатов реализации проекта является включение в течение последних 4х лет в годовые задачи учреждения задач по созданию особой коррекционно-образовательной среды для полноценной реализации творческого и интеллектуального потенциала всех субъектов педагогической деятельности. Это позволяет говорить, в том числе, о решении задач профилактической направленности.

Значение воссоздающего воображения для формирования образов и объектов у слепых. Анализ связи воображения с эмоциональной сферой личности. Роль педагога в воспитании воображения у слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 09.01.2018
Размер файла 16,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Особенности воображения детей с нарушением зрения

Воображение - это своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшихся. Для слепых воображение имеет огромное значение и не отличается от воображения у нормально видящих детей в том смысле, что оно преобразует имеющиеся у них представления и понятия и создаёт возможность предвидеть результаты деятельности, а также способствует развитию высших психических функций у слепого ребенка младшего школьного возраста.

Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частичного выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Воображение напрямую зависит от возраста, в котором наступила слепота. Тифлопсихологи отмечают возрастную зависимость потери зрения и делят её на три основных периода: дошкольный, школьный и период зрелости. Для развития воображения у слепых наиболее сложным случаем является потеря зрения в дошкольном возрасте, т.к. в этот период накопленный опыт слишком мал, а образы представлений ещё достаточно узки. Всё это в итоге скажется на формировании мышления. Если ребенок ослеп в школьном возрасте, то воображение более приближено к воображению и представлениям нормально видящих детей, что обеспечивается накоплением знаний, умений и навыков. К этому времени у ребёнка уже сформированы элементарные представления об окружающем мире. Потеря зрения в период зрелости не оказывает большого влияния на воображение. Это объясняется сформированностью к этому времени всех высших психических функций человека и большим накопленным опытом. Примером этого могут служить сны. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

В непроизвольных формах воображения при внезапной слепоте или резком снижении зрения в зрелом возрасте может иметь место их интенсификация. Она проявляется в наплыве зрительных сновидений, носящих яркую эмоциональную окраску или в возникновении зрительных иллюзий и функциональных галлюцинаций. В психологии это явление получило название "синдром Шарля Боне". Считается, что в условиях неопределенности, или при недостатке информации воображение активизируется. При слепоте и слабовидении как раз имеет место некий информационный голод и для его возмещения воображение усиливает свою деятельность.

Несоответствие воображаемого незрячими детьми действительности, возникновение у них желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте - особом виде воображения, создающем картины будущего. Исследование И.Г. Морозовой показало, что слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, капитанами, актрисами, археологами и т.д. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности (Морозова 1964: 153). Так, например некоторые учащиеся в школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей не соизмеряют свои возможности с реалиями жизни, мечтая стать следователями, учеными - первооткрывателями в области точных наук. Многие девочки видят себя великими актрисами и певицами, а мальчики комбайнерами и даже ракетчиками. Поэтому для правильного развития способности мечтать необходимо, чтобы человек с дефектом зрения, глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности, познакомился со сферой их применения. И в этом ему должен помочь педагог.

Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее. Наиболее отчётливо это проявляется при врожденной абсолютной слепоте. А.Г. Литвак в своих трудах еще в середине 20 века отмечал, что художественное творчество может быть полноценным только в том случае, если оно отражает жизнь во всей ее полноте. Само по себе творческое воображение не может возместить тех пробелов в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у слепых. Л.С. Выготский же вообще считал, что слепорожденный, никогда не воспринимавший мир во всем великолепии его красок, игры света и тени и т.д., мог бы образно и типично воспроизвести его в художественном произведении. И так как низкий уровень творческого воображения у слепых связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствует овладению ребенком культурой, так как человеческая культура, как показал, слагалась при известном постоянстве биологического типа и ее орудия, институты и т.п. рассчитаны на нормальную психофизическую организацию. Это означает, что творческая деятельность во многих областях культуры, науки, искусства возможна только при наличии зрения.

Однако нельзя сказать, что творческое воображение ограничивается только искусством. Например, в области кибернетики и топологической алгебры слабовидящий учёный Н. Винер и незрячий Л. Понтрягин сделали свои великие открытия, обогатившие науку.

Качественные изменения в сфере воображения проявляются в снижении уровня оригинальности, т.е. новизны, нестандартности образов.

Для воображения слепых и слабовидящих детей особенно дошкольного и младшего школьного возраста, характерна стереотипность, схематичность, условность, подражательность, стремление к прямым заимствованиям, подмена образов воображения образами памяти. У них наблюдается частая повторяемость образов с небольшой модификацией. Все образы носят упрощённый характер, т.к. они формируются на основе очень простых аналогий.

Примером, доказывающим бедность воображения и его сниженную оригинальность у слепых детей, может служить даже самая незатейливая игра. В ней можно наблюдать слабую изобретательность сюжетов и стереотипность в поведении. Слепой ребёнок скован, в его движениях мало динамики.

А.Г. Литвак указывает, что воображению слепых и слабовидящих свойственна неустойчивость первоначального замысла, у них имеются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Часто образы оказываются лишенными единого смыслового стержня - они становятся результатом простого механического соединения различных элементов.

Воображение тесно связано с эмоциональной сферой личности. Эмоциональная окрашенность является одной из важнейших особенностей образов фантазии. С этой точки зрения, воображение слепых и слабовидящих можно охарактеризовать как эмоционально незрелое, так как его образы как правило эмоционально не выразительны (Литвак 2004).

В заключение необходимо отметить, что воображение у слепых и слабовидящих детей намного беднее, нежели у нормально видящих, и напрямую зависит от возраста, в котором наступила слепота. Надо учитывать и то, что воображение, создание новых образов фантазий у слепорождённых сильно отличается от поздно ослепших. У первых оно скудно, упрощённо, что не может не сказываться на творческих возможностях ребёнка. Надо сказать, что роль педагога в воспитании воображения у таких детей весьма значительна. Педагог должен учить отличать верные образы от фантастичных, формировать у слепого правильное представление об окружающем мире, чтобы ребенок не заблудился в своих образах, полагаясь только на своё воображение. Благодаря своему профессиональному опыту учитель поможет слепому ребёнку интегрироваться в общество нормально видящих и адаптироваться к его социальным нормам.

воображение слабовидящий педагог школьный

Бюрклен К. Психология слепых. - М., 1933.

Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - М., 2004.

Морозова И.Г. Интересы и мечты слепых школьников младших и средних классов // Специальная школа. 1964. Вып. 1-2.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946.

Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих, - Л., 1982.

Сорокин В.М. Формирование невербально направленного воображения у слепых и слабовидящих младших школьников // Психологическое изучение слепых и слабовидящих и методика работы с ними: Сб. - Л.. 1988.

Подобные документы

Основные виды воображения и способы создания творческих образов. Особенности воображения у детей дошкольного возраста. Развитие воображения как основы творческой деятельности дошкольников. Разработка рекомендаций по развитию воображения у детей.

курсовая работа [108,6 K], добавлен 11.10.2013

Проблема развития способностей у ребенка. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в процессе творческой деятельности. Понятие и виды творческого воображения.

курсовая работа [8,5 M], добавлен 11.07.2011

Понятие и разновидности воображения, принципы и обоснование его формирования. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста, специфика и этапы организации его анализа. Организация эксперимента и анализ полученных результатов.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 19.06.2014

Особенности формирования воображения у младших школьников с ОНР. Связь творческой деятельности детей с формированием воображения. Организация, методы и содержание коррекционной работы по развитию воображения у младших школьников с ОНР 2-3 уровня.

дипломная работа [218,6 K], добавлен 15.11.2010

Понятие творческого воображения в научно-педагогической литературе. Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста. Анализ и реализация комплекса эстетико-педагогических условий развития творческого воображения младших школьников.

Особенности развития творческого воображения у детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

Features of development of creative imagination in preschool children with visual impairment

Петрунива Анна Алексеевна –бакалавр, Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого, г.Тула

Petruniva Anna Alekseevna - bachelor, Tula state pedagogical University named after L. N. Tolstoy, G. Tula

С психологической точки зрения дошкольное детство является самым благоприятным периодом для развития творческое воображение потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта, а накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление старших дошкольников еще не задавлено стереотипами, оно более независимо, а это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития воображения, что дает прекрасные возможности для развития творческое воображение, и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, З И Калмыкова. Д. Б. Эльконин и др.).

Творческое воображение в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творческого воображения является новизна его результата (художественное произведение, идея, механический прибор и т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой мыслительной деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало (Я. А. Пономарев, 1976). С этой позиции говорить о творческом мышлении детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего объективно и принципиально нового. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Однако отечественные психологи и педагоги (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Н. П. Сакулина, Е. А. и др.) доказали, что творческое воображение у детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.п. Новизна открытий и продукта субъективна и это – первая важная особенность детского творческого воображения.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. И это – вторая особенность детского творческого воображения.

По мнению В. Богай (1999), для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей, (если конечно, над ним не довлеют жесткие требования педагогов и родителей). Он с легкостью и, прежде всего, практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную, деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творческого воображения, безусловно связанная с первыми двумя и особенно со второй.

Указанные выше особенности детского творческого воображения демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее, педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе можно добиться успеха в формировании и развитии у детей творческого воображения в период дошкольного детства.

Как отмечает А. Г. Литвак (1985), узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения не могут не сказаться на уровне развития способности к воображению. Бедность воображения слепых можно наблюдать на самом низшем уровне его проявления – при непроизвольной трансформации образов в сновидениях .

По мнению Б. Г. Мещерякова (2005), творческая мыслительная деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его творческое воображение .

М. И. Земцова (1973) отмечает, что творческое мышление, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные фантастические образы. Эти образы фантазии, являющиеся для развития бесполезными, для характера вредными, а для жизненного успеха гибельными, ребенок с нарушением зрения оценивает часто как свое высшее духовное состояние, так как они приносят ему самоуверенность и уводят от суровой действительности, питая и поддерживая его жизнь, полную грез. Результатом этого являются мечтательность и мнительность, которые ведут его к деморализации и отчуждению от реального мира .

Л. И. Солнцева (2000) отмечает, что творческое воображение детей с нарушением зрения из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может увести ребенка с нарушением зрения в сторону от реальной жизни, к которому в силу своего недостаточно активного включения в деятельность (игровую, трудовую, учебную) склонны дети с косоглазием и амблиопией .

Л. С. Выготский отмечает, что творческое воображение дошкольника с нарушением зрения отличается от творческого воображения нормально видящего ребенка, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов творческого воображениия лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у старших дошкольников с нарушением зрения в силу недостаточности чувственного опыта знаний и представлений явно не хватает.

Г. В. Никулина (1999) отмечает, что особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой дошкольник с косоглазием и амблиопией не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.

В своем исследовании И. Г. Корнилова (2000) говорит о том, что в старшем дошкольном возрасте у детей с нарушением зрения возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В этом возрасте появляются мечты о будущем, однако они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик. Таким образом, творческое воображение превращается в особую интеллектуальную творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм творческого воображения, тесно связанных с развитием речи, когда ребенок с нарушением зрения сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.

По мнению Л. И. Плаксиной (1998), целенаправленное развитие творческого воображения у детей с нарушением зрения сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы, а затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.

Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – это не умозрительный, а тесно связанный с действительностью процесс. Творческое мышление помогает дошкольнику с косоглазием и амблиопией найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности), поэтому его важнейшей характеристикой является реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что средства и приемы творческого воображения интенсивно осваиваются в дошкольном возрасте. К основным особенностям развития творческого воображения у детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте относятся следующие: узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщенность и другие недостатки образов у детей нарушением зрения сказываются на уровне развития способности к творческому мышлению, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов; творческое мышление ребенка с нарушением зрения неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры, а предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило.

Процесс творческого воображения носит глубоко личностный характер, и его результатом является формирование особой внутренней позиции, возникновение личностных новообразований: стремление изменить наличную ситуацию, умение находить новое в известном, игровое отношение к действительности. И если в этот период творческое мышление у дошкольника с нарушением зрения специально не развивать, то наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением творить что-то новое, необычное, у ребенка со зрительным дефектом обедняется личность, гаснет интерес к искусству, учению.

Читайте также: