Позвоночные 5 класс биология кратко
Обновлено: 07.07.2024
Базовый учебник: А. А. Плешаков, Н.И. Сонин "Введение в биологию" 5 класс 2013 г.
Цель урока: продолжение формирования представлений о существенных признаках царства животных, в частности позвоночных животных, их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роли в природе и жизни человека; создание условий для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих особенностей в процессе работы над изучением нового материала.
Задачи:
- изучить существенные признаки представителей царства животных;
- характеризовать позвоночных животных, их строение, особенностей жизнедеятельности, мест обитания;
- раскрыть роль животных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты. Формирование УУД:
Личностные: приобретение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, направленной на изучение животных.
Метапредметные.
- Познавательные: умение структурировать материал, работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- Коммуникативные: адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания; умение перефразировать мысль; способность работать совместно в атмосфере сотрудничества.
- Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; умение найти и устранить причины возникших трудностей.
Предметные: умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности позвоночных, проводить сравнение беспозвоночных и позвоночных животных.
Оборудование и организация образовательного пространства: учебники, электронное приложение, презентация учителя, компьютер, наличие Интернета, чучела, схемы позвоночных животных.
1. Организационный момент
А) Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих.
Б) Назначение лаборантов.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.
3. Определение темы урока. Актуализация изучаемого материала. Самоопределение к деятельности.
– О какой группе животных идет речь, если о них говорят, что у них имеется позвоночник (осевой скелет)?
– Каких животных сюда относят?
Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте загадки.
Загадки.
1. Не хожу и не летаю,
А попробуй догони!
Я бываю золотая.
Ну-ка, в сказку загляни!
3. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним не знает страха,
Гуляет … .
4. Вокруг ствола большой сосны
Шишки по снегу.
Здесь на кузнице затратил
Много сил проворный … .
5. Лежала между елками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала.
– Что мы сегодня будем изучать на уроке? (Признаки, строение, жизнедеятельность, значение, роль в природе).
4. Учебно-познавательная деятельность
Имеют позвоночник, череп, защищающий мозг, челюсти, две пары конечностей.
Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Обитают на суше и в воде, но размножаются только в воде.
Крокодилы, черепахи, змеи, ящерицы.
Тело покрыто шерстью, теплокровные, рождают живых детенышей, вскармливают их молоком. Самые высокоорганизованные.
5. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
А) Проверка заполнения таблицы (по цепочке).
Б) Сравнение с информацией учащихся (демонстрационно) на экране вносятся дополнения, корректировки учащихся.
6. Оценочно-рефлексивная деятельность
А) Выполнение интерактивного задания с использованием Смартдоски.
Б) Самоанализ и самооценка.
– Я понял (а), что рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих объединили в одну группу потому, что … . Например, … – рыба, жаба – …, … – пресмыкающееся, … – птица, тигр – ….
Я доволен (льна) своими результатами, так как я сумел (а) правильно заполнить таблицу, внести в нее дополнения. А это значит, что я понял (а) тему …,
умею…,
запомнил(а) … .
7. Домашнее задание.
А) Подготовить вопросы п.21.
Б) Составить кроссворд о птицах (по желанию).
В) Создать ребусы по теме урока.
Позвоночные животные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Холоднокровные животные – это животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Теплокровные животные – это животные с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек относится позвоночным животным, потому что у нас с вами есть позвоночник, а ещё у нас с вами есть череп, который защищает головной мозг, кроме этого, у нас есть парные конечности. Наши парные конечности – это руки и ноги. С помощью парных конечностей позвоночные перемещаются в пространстве, в поисках добычи, а иногда совершают длительные миграции. Какие же еще живые существа относятся к позвоночным?
Позвоночные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела. У большинства позвоночных животных основой скелета является позвоночник, чем и объясняется их название. Позвоночник состоит из большого количества отдельных костей – позвонков. Они соединены между собой прочно, но подвижно. Позвоночник проходит вдоль всего тела животного – от головы до кончика хвоста.
К современным позвоночным животным относят рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
По строению и образу жизни позвоночные находятся на более высоком уровне развития, чем все остальные животные.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр. Это самые древние и наиболее разнообразные современные позвоночные животные. Рыбы являются холоднокровными животными.
Холоднокровными называют животных с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Тело многих рыб покрыто тонкими, налегающими одна на другую, чешуями. Самая распространённая форма тела у рыб – обтекаемая, как у макрели. Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни плавники проталкивают рыбу вперёд, другие – удерживают тело рыбы в равновесии и помогают изменять направление движения.
Земноводные – это холоднокровные позвоночные животные. Они приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Органы дыхания земноводных – лёгкие. К земноводным относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг. Наиболее известные земноводные – лягушки.
Пресмыкающиеся – это наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью лёгких. Тело пресмыкающихся покрыто сухой ороговевшей кожей, чешуями или щитками. К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах, крокодилов.
Птицы – покрытые лёгкими перьями теплокровные животные, которые проявляют активность в любое время года.
Теплокровными называют животных с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Передние конечности птиц – крылья, задние – ноги. Большинство птиц прекрасно летает. Не могут летать крупные сухопутные птицы – страусы. Некоторые птицы освоили водный образ жизни, утратив способность к полёту. Таковы пингвины.
Для млекопитающих характерна широкая приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Они встречаются на земном шаре практически повсеместно, за исключением Антарктиды. Наземные звери – наиболее обширная группа млекопитающих, заселивших практически всю сушу. Подземные млекопитающие почти всю жизнь проводят в толще почвы. Среди млекопитающих есть группа водных зверей, которые никогда не выходят на сушу. Таковы киты и дельфины. К полёту приспособлены летающие звери.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса: Распределите животных по соответствующим группам.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Позвоночные (Vertebrata) – подтип хордовых животных, который включает в себя: млекопитающих, птиц, амфибий, рептилий и рыб. Сегодня на Земле обитает приблизительно 57000 видов позвоночных, на долю которых приходится около 3% от всех известных видов на нашей планете. Остальные 97% видов животных являются беспозвоночными. Позвоночные имеют позвоночник, который состоит из множества позвонков, формирующих основной костяк. Позвонки служат для защиты нервных цепей и обеспечивают структурную поддержку животного.
Описание
Позвоночные имеют хорошо развитую голову и мозг, который защищен черепом, а также парные органы чувств. У них высокоэффективная дыхательная система, мышечная глотка с прорезями и жабры (у наземных позвоночных прорези и жабры сильно модифицированы), мышцы кишечника и камерное сердце.
Еще одной заметной характеристикой позвоночных является эндоскелет. Эндоскелет – внутренний каркас хорды, костей или хрящей, который обеспечивает животному структурную поддержку. Эндоскелет растет вместе с животным и обеспечивает крепкий каркас, к которому крепятся мышцы.
Позвоночник у позвоночных является главной определяющей характеристикой этого типа животных. У большинства позвоночных, хорда присутствует в начале их развития. Хорда представляет собой гибкий поддерживающий стержень, который проходит вдоль длины тела. По мере развития животного, хорда заменяется серией позвонков, которые формируют позвоночный столб.
Базально-позвоночные, такие как хрящевые и лучеперые рыбы для дыхания используют жабры. Амфибии имеют внешние жабры в личиночной стадии своего развития и легкие у взрослых особей. Высшие позвоночные, такие как рептилии, птицы и млекопитающие имеют вместо жабр легкие.
Первые позвоночные животные
На протяжении многих лет, самыми первыми позвоночными животными считали ostracoderms (группа бесчелюстных донных рыб) с фильтром для кормления. Но в течение последнего десятилетия, исследователи обнаружили несколько ископаемых позвоночных, которые старше, чем ostracoderms. Эти недавно обнаруженные образцы, которым около 530 миллионов лет, включают в себя группу базально-хордовых рыб myllokunmingia и haikouichthys. Эти окаменелости демонстрируют множество характерных для позвоночных особенностей, таких как сердце, парные глаза и примитивный позвонок.
Происхождение челюстей стало важным моментом в эволюции позвоночных. Челюсти позволили позвоночным захватывать и глотать большую добычу чем были способны их бесчелюстные предки. Ученые считают, что челюсти возникли в результате модификации первой или второй жаберной дуги. Эта адаптация, как полагают в первую очередь был направлена на увеличение жаберной вентиляции. Позже, когда развилась мускулатура и жаберные дуги наклонились вперед, структура стала функционировать как челюсти. Из всех живущих позвоночных, только миноги не имеют челюстей.
1. Что общего у всех позвоночных животных?
У этих животных есть позвоночник.
2. Какие из позвоночных дышат жабрами? Как еще эти животные приспособились к жизни в водной среде?
Это рыбы. Они дышат специальными органами, жабрами, тело их обтекаемой формы, покрыто слизью и чешуей. Есть плавники, у некоторых – воздушный пузырь.
3. Жизнь каких животных неразрывно связана как с водой, так и с сушей?
Земноводные .
4. Какие животные считаются первыми настоящими наземными позвоночными животными? Почему?
Пресмыкающиеся. Они размножаются на суше.
5. Какие особенности строения птицы связаны с ее способностью к полету?
Тело покрыто перьями. Кости легкие. Есть крылья для полета – видоизмененные передние конечности. Нет мочевого пузыря. Есть воздушные мешки для двойного дыхания.
6. Перечислите характерные черты млекопитающих.
Тело покрыто шерстью. Теплокровные. Выкармливают детенышей молоком. Зубы дифференцированы на резцы, клыки и коренные.
7. Назовите по 3-4 представителя каждой из групп позвоночных животных.
Рыбы – акула, скат, карась, окунь.
Земноводные – лягушка, тритон, саламандра.
Пресмыкающиеся – уж, кобра, крокодил.
Птицы – голубь, орел, воробей.
Млекопитающие – тигр, собака, кошка, волк.
8. Какая группа позвоночных животных является самой высокоорганизованной на Земле? Почему?
Млекопитающие, так как у них хорошо развит головной мозг;
они имеют живорождение;
зародыши развиваются в материнском организме – в специальном органе (матке);
имеют интенсивный обмен веществ со сложной системой терморегуляции (постоянная температура тела).
9. Рассмотрите рисунок на с. 98 учебника. Вспомните таких древних животных, как трилобит, стегоцефал, динозавры, фороракос, саблезубый тигр. К каким группам царства животных они принадлежат?
Трилобит – это членистоногие
Стегоцефал – земноводные
Динозавры – это пресмыкающиеся
Фороракос – это птицы
Саблезубый тигр – млекопитающие.
Читайте также: