Политическое сознание обыденное и теоретическое кратко

Обновлено: 02.07.2024

Политическое сознание — это совокупность знаний, оценок, представлений и идей, которые выражают интересы социальных субъектов: индивидов, групп, классов, государства.

Оно является отражением реальной политики в сознании людей: зависит от условий жизни социального субъекта и является реакцией на общественно-политическую жизнь.

Сущность представлений о политике многофакторна.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Может прогнозировать развитие различных процессов в политике, тем самым влияя на них.
  2. От его уровня зависит характер политической деятельности индивидов и объединений.
  3. Это одновременно процесс и результат освоения политической реальности.

Какие функции выполняет политическое сознание

Политическое сознание выполняет ряд функций.

  1. Регулятивная. Регулирует социальное поведение людей. Сознание широких слоев общества и установки власти в совокупности определяют эффективность политической системы.
  2. Познавательно-информационная. Помогает людям усвоить необходимую информацию, ориентироваться в политике, определить свое место в общественно-политической жизни. Это необходимо, поскольку в современности невозможно не сталкиваться с политикой: она присутствует в каждой сфере жизни, от экономической до бытовой.
  3. Оценочная. Формирует нравственные оценки, выводы людей относительно явлений и проблем в политике. На основе этой оценки формируются взгляды и убеждения.
  4. Мобилизующая. Способствует формированию гражданственности — осознанию не только обязанностей перед государством, но и своих прав, свобод и интересов. Это мобилизует перейти от пассивности к активному конкретному участию в общественно-политической жизни.
  5. Интегрирующая. Способствует тому, что социальные группы объединяются на основе общих ценностей, взглядов и мнений.
  6. Прогностическая. Прогнозирует развитие политики и отношений между ее субъектами.

Уровни политического сознания

В современной науке выделяют 4 основных уровня, на которых существуют представления о политике.

  1. Государственный. На этом уровне разрабатывается и обосновывается официальная политика страны. Правящие силы стремятся выразить общие интересы через нормативные и правовые документы. Политическая действительность воспринимается позитивно-прагматически: ориентирована на достижение выгоды в процессе управления.
    Проявления: законопроекты, программы, решения, конституции, поправки к статьям и т. д.
  2. Теоретический. Тесно связан с наукой и идеологией. Представляет собой теории и концепции, исследующие проблемы в политике и принципы ее построения.
    Проявления: идеи, концепты, точки зрения, взгляды, политические программы, декларации, доктрины.
  3. Эмпирический. Отражает политическую действительность на практике. Характеризует практический опыт конкретного субъекта.
    Проявления: ощущения, представления, переживания.
  4. Обыденный. Является совокупностью идей и взглядов, возникающих из будничной жизни. Имеет идеологические и теоретические элементы. Этот уровень нестабилен и зависит от эмоций, когнитивного фактора и личного опыта субъекта.
    Проявления: чувства, настроения, эмоции.

Формы политического сознания

Существуют классификации по разным признакам. Основным критерием является субъект политики.

Классификация по субъекту политики:

  1. Индивидуальное — информация, мотивация и ценности, обеспечивающие познание политики личностью и ее участие.
  2. Групповое — установки и мотивы конкретных классов, слоев, групп, партий.
  3. Массовое — общественное мнение, настроения и действия широких групп населения.

У индивидуального политического сознания несколько источников:

  1. Семья: воспитание, социально-психологический багаж.
  2. Информация: через общение и средства массовой коммуникации.
  3. Личный опыт.

Виды политического сознания

Типы сознания

Радикализм в общем смысле представляет собой бескомпромиссную приверженность крайним взглядам и концепциям. В политике радикальное сознание направлено на коренное изменение существующих институтов.

Правый радикализм также известен как архаизм. Он призывает к активным действиям, направленным на то, чтобы восстановить ушедший в прошлое, как правило, религиозный строй.

Левый радикализм стремится к установлению нового строя, которого до этого не существовало в истории. Внутри такого сознания существует больше различных течений, чем в правом радикализме. Примером является анархизм — движение, отрицающее любое проявление власти над личностью.

Либерализм и консерватизм относят к умеренным видам.

Сторонники либерализма провозглашают права и свободы человека наивысшей ценностью. Как правило, либеральные течения являются демократическими.

Сторонники консервативного направления привержены традиционным ценностям. Традиции общества ставятся превыше всего. Они редко предлагают изменить общество, в отличие от правых радикалов. Являются скорее реакционерами, чем реформаторами.

В политическом сознании розрізняютьтакож два уровне - будничную и теоретическую сознание.

Обыденное политическое сознание - это несистематизированная массовые представления о политике.


Она возникает стихийно, непосредственно из повседневной практики и отражает политические явления и процессы поверхностно, не проникая в их суть. Но и на этом уровне сознание имеет познавательную ценность, является одним из источников теоретической сознания. Большинство людей воспринимает политику именно на уровне обычного сознания.

Обыденное политическое сознание тесно связана с политической психологией. Она имеет такие ярко выраженные социально-психологические черты, как чувства, настроения, эмоции и т.д.

Непосредственная связь с практикой и социально-психологическая оформленность предоставляют политическом сознании особой гибкости и динамизма. Именно на уровне обычного сознания происходит быстрая реакция людей на политические события, а их отношение к политической власти формируется прежде всего через факты повседневной жизни.

Поскольку главным источником формирования будничной политического сознания является повседневная практическая деятельность, то нередко ее называют еще эмпирической политическим сознанием. Однако обыденное сознание не сводится к эмпирической, потому что, кроме приобретенных в практической деятельности знаний, в ее состав входят такорк элементы знаний идеологических и теоретических.

Теоретическая политическое сознание - это совокупность идей, взглядов, ученик, которые возникают на основе научного исследования политических явлений и процессов.

Теоретическая политическое сознание имеет много общего с политической идеологией, однако они не являются тождественными. Систематизированы, теоретические знания составляют основное содержание идеологии, но кроме этих знаний идеология содержит еще и ценностный аспект, связанный с выражением ней классовых интересов. Если теоретическое знание основывается прежде всего на фактах, то идеология - на ценностях, отражающих интересы того или иного класса.

Ценности как один из важнейших элементов политической культуры - это такие политические знания и представления, которые рассматриваются субъектами политики как неотъемлемые от их существования, ориентируют их политические действия. Ценности является мотивационным базисом политической культуры, они предопределяют соответствующие политические ориентации и поведение, а их потеря означает разрушение самой политической культуры.

Однако наличие в идеологии ценностного аспекта не унижает, а, наоборот, повышает ее роль в жизни общества.

Каждая из различных форм политической идеологии претендует на истинное и полное отражение действительности, хотя приближенные они к истинному, научного знания неодинаковой степени. Из-среди других систематизированных взглядов и идей - религиозных, философских, эстетических и др . - политическая идеология в наибольшей степени ориентирована на практику.

Основные различия между обыденным и теоретической сознанием заключаются в их познавательных возможностях. За восприятие политики на научном уровне расширяется сфера достоверных политических знаний, научный анализ дает возможность выяснить глубинные причины политических явлений и процессов, закономерностей их развития. Будничная же сознание воспринимает политику поверхностно, приобретенные им знания имеют конъюнктурное, личностную окраску. Многие из ориентаций, которые составляют политическую культуру, заложенные в людях подсознательно и часто оказываются в них невольно, без предварительных размышлений. Сохраняясь в подсознании, эти ориентации существенно влияют на поведение людей и содержание политической деятельности. Рядом с неосознанными реакциями ориентационной порядке политическое поведение содержит и сугубо импульсивные действия.

Политическое поведение большинства граждан любой страны определяется не столько теоретической, сколько обычным политическим сознанием, а то и подсознательными мотивам, что негативно отражается как на политике, так и на судьбы самих граждан и делает особенно важными политическое образование масс, формирование высокого уровня их политической культуры.

Политическое сознание является составной частью общественного сознания. В философии и психологии сознание определяется как человеческая способность идеального воспроизведения (отражения) действительности в мышлении. Как один из видов общественного сознания политическое сознание отражает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности общества.


Политическое сознание имеет сложную структуру. Можно выделить три уровня, три составных элемента политического сознания:

1) обыденный уровень — политическая психология;

2) теоретический уровень — политическая идеология;

3) мотивационно-поведенческий уровень — установка на определенного рода действия.

Политическая психология включает различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к политике, например, привычки, традиции, предрассудки, установки, стереотипы, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств психики занимает свое место в структуре политической психологии и выполняет свою определенную роль. Так, если традиции, как правило, являются инерционной силой и в процессе формирования политического сознания, и в процессе развития общественных отношений, то социальные эмоции, настроения, мнения более динамичны.

Одним из важнейших элементов политической психологии являются политические установки. Они представляют собой готовность, предрасположенность субъекта политики действовать определенным образом. Это определенная направленность проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию будущих событий.

Установка формируется под воздействием мнений, суждений, слухов, обобщенного опыта или усваивается индивидом из общественного сознания. Другой важный элемент политической психологии — стереотипы. Они возникают на основе многократного повторения одного и того же действия или схожих событий.

Кроме установки и стереотипов, политическая психология включает политические предпочтения, в основе которых лежит рациональный выбор и политические ориентации, представляющие собой обоснование того или иного выбора.

Политическая идеология составляет ядро политического сознания, так как позволяет классу или социальной группе осознать свои коренные интересы. Она также предполагает определенную программу политических действий для достижения своих целей.

Установка на определенного рода действия вырабатывается в результате взаимодействия (противодействия) политической психологии и политической идеологии. Лишь те идеи (знания, представления), которые овладевают сознанием людей, становятся достоянием духовного мира личности, социальных групп, их убеждениями и мировоззрением, могут стать мотивами их поведения.

В свою очередь, участие в политической деятельности, политическом процессе также способствует формированию политического сознания. Политическое сознание носит конкретно-исторический характер. Это означает, что одни и те же понятия могут восприниматься и оцениваться по-разному. Кроме того, политическое сознание обладает достаточной динамичностью и может изменяться в зависимости от специфики политического бытия, политических событий.

По уровню осознания политической сферы политическое сознание делится на эмпирическое, обыденное, идеологическое и научное.

По субъектам-носителям политическое сознание подразделяют на индивидуальное, групповое, массовое, общественное, по типам политических режимов — на тоталитарное, либеральное, демократическое.

Политика состоит их двух основных компонентов: политической практики – сферы принятия и реализации решений и политического сознания, на основе которого практика формируется и может быть понята. В политологии существует функциональный подход к структуре политического сознания. Согласно данному подходу политическое сознание выполняет две основные функции:

I. познавательная (знания) (политология)

II. регулятивная (интересы)

Бóльшая часть населения находится на уровне обыденного политического сознания, которое характеризуется следующими стереотипами:

1. Политика – грязное дело, а политики – ловкачи, использующие власть в своих интересах.

3. От политики следует держаться подальше (бегство от политики – абсентеизм).

Рассмотрим каждый из этих стереотипов с позиции научно-теоретического политического сознания:

1. Обыденное сознание в данном стереотипе не в состоянии даже назвать проблему, тем более ее разрешить. Речь идет о проблеме взаимодействия политики и морали, более конкретно – о соотношении цели и средств. Политология исследует 4 основных варианта:

а) для достижения цели допустимы любые средства;

б) цель оправдывает средства – вариант Н. Макиавелли. Примеры реализации подобного варианта: крестовые походы, коммунистическое движение, агрессивная политика США в XX – XXI вв.;

в) для достижения цели должны использоваться средства, не разрушающие цель;

г) для достижения цели должны использоваться только благородные, нравственные средства. Определите наиболее эффективный вариант, дайте обоснование.

3. Что касается абсентеизма, в политологии есть четкое мнение: если ты не будешь заниматься политикой, она займется тобой так, как выгодно ей, а не тебе. Подобная позиция дает зеленый свет в политику худшим людям. Абсентеизм – серьезное заблуждение русской интеллигенции.

На основе интересов формируются два уровня политического сознания регулирующие отношения социальных групп:

а) политическая психология, понимающая и оценивающая политиков на основе эмоций, чувств;

б) политическая идеология – система идей, взглядов на политику различных социальных слоев и групп.

На выборах президента в 1996 г., когда конкурировали помимо будущего Президента, Г.А. Зюганов и Б.Е. Немцов, российские женщины отдали предпочтение Немцову, оценивая внешность кандидатов. Правильно осознанный политический выбор можно сделать, понимая идеологические (программные различия). Сколько бы ни лицемерил, обманывал политик, он вынужден действовать в рамках заявленной политической идеологии. К сожалению, даже студенты старших курсов не могут назвать основные политические идеологии в современной России, что свидетельствует о неразвитом политическом сознании россиян.

Лекция вторая

Основные вопросы

· Власть и влияние. Основные подходы к определению сущности власти.

· Природа власти. Ресурсы власти и мотивы подчинения.

· Проблема лидерства. Качества лидера. Типология лидеров. Особенности лидерства в России.

· Проблема легитимности власти.

Власть и влияние.

Основные подходы к определению сущности власти.

Власть всегда означает наличие влияния как способности воздействовать, подчинить своей воле. Политическое влияние может быть громадным, подобным сильнейшему массовому гипнозу; но может быть и слабым, незначительным. Сила влияния определяется двумя факторами:

Предреволюционный период, начало XX в., когда сильнейшее воздействие на царскую семью оказал теневой лидер, полуграмотный сибирский крестьянин, обладавший гипнотическим даром, Григорий Распутин.

Наконец, в постсоветское время, когда больной, к тому же страдавший алкоголизмом Б. Ельцин, перестал контролировать себя и попал под влияние собственной семьи.

Особенно негативно проявляет себя теневая власть в России, приводя к тяжелейшим последствиям. Почему? Ответ ищите в теме №1.

Примером технологии сотрудничества власти и народа является послевоенная Германия, покаявшаяся в страшном грехе фашизма.

В американской политологии разработаны два подхода к определению сущности власти:

1. Структуралистский: субъект власти влияет на объект власти, в основном игнорируя потребности и интересы объекта.

В данном подходе структурно противопоставлены Субъект и Объект власти. Власть обслуживает, прежде всего, свои интересы, в более мягком варианте интересы социального меньшинства, которое ее поддерживает.

2. Функционалистский: субъект власти влияет на объект власти, в основном учитывая потребности и интересы объекта, тем самым превращая его в субъект политики.

Власть и народ – сообщающиеся сосуды,

А В чем выше власть, тем ниже народ:

«Каждый народ достоин правительства,

которое им управляет (Гегель).

Превращение объекта в субъект возможно лишь при активной, сознательной, систематической политической деятельности населения.

А теперь подумайте, к какому из этих подходов тяготеет современная российская власть.

Итак, власть есть способность, и возможность социального субъекта осуществлять свою волю, опираясь на силу, право, авторитет.


Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней.

Станислав Ежи Лец

В политической психологии политическое сознание – одна из центральных категорий, обозначающая результаты восприятия субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также его действия и состояния, связанные с политикой.

В традиционном отечественном понимании политическое сознание трактовалось как вариант общественного сознания, возникающий как отражение, прежде всего, социально-экономических условий человеческого бытия. В общепринятой мировой традиции политическое сознание рассматривается в более широком контексте, как вся совокупность психического отражения политики, как ее субъективный компонент, проявляющий себя на разных уровнях, в различных ситуациях.

Политическое сознание – это опосредованное отражение политической жизни общества, сущностью и содержанием которого является проблема власти, формирование, развитие и удовлетворение интересов и потребностей политических субъектов, совокупность взглядов, оценок, установок, которые, отражая политико-властные отношения, обретают относительную самостоятельность.

Политическая социология выделяет в политическом сознании несколько иные, прежде всего, идеологический и массовый уровни, и сосредоточивает внимание на раскрытии содержательных характеристик консервативного, либерального, реформистского, революционного, тоталитарного, авторитарного, демократического и других конкретных типов политического сознания, трактуя его, прежде всего, как совокупность, с одной стороны, установок и стереотипов, сформировавшихся вне сферы политического сознания, и, с другой стороны, выводов, полученных в результате самостоятельного анализа индивидом или группой социально-политической действительности, выделяя в качестве особых факторов идеологические компоненты политического сознания, оказывающие на него значительное искажающее влияние.

Исследование политического сознания средствами политической психологии характеризуются стремлением соединить анализ его социально-политического содержания и индивидуальных механизмов его функционирования, используя общепсихологические и социально-психологические понятия (потребности, интересы, ориентации, установки и т.п.), оценивая политическое сознание на основе данных, касающихся информированности людей в отношении политики, характера их мировоззрения, системы ценностей и т.п.

В конкретном выражении это, во-первых, уровень ожиданий людей и оценка ими своих возможностей влиять на политическую систему в целях реализации имеющихся ожиданий. Во-вторых, это социально-политические ценности, лежащие в основе идеологического выбора (например, справедливость, демократия, равенство, стабильность, порядок и т.д.). В-третьих, это быстро меняющиеся мнения и настроения, связанные с оценками текущего положения, правительства, лидеров, конкретных политических акций и т.д.

Политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Наиболее распространенный способ выявления такого политического сознания – опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Динамика и характеристики разных этапов развития политического сознания обычно исследуются на всех доступных уровнях – массовом, групповом и индивидуальном, – что позволяет строить достаточно надежные прогнозы и оценивать вероятность конкретных вариантов модификации политических систем в исследуемых обществах. В целом, одним из ключевых в данном контексте является вопрос о связи политического сознания с функционированием политической системы.

Важным функциональным направлением изучения политического сознания является исследование его обыденных и теоретико-идеологизированных форм.

Теоретико-идеологизированное политическое сознание исходит из строгих и стройных представлений, представляющих собой целостную рациональную систему взглядов и суждений, определенное мировоззрение, объясняющее окружающую человека политическую действительность на основе той или иной идеологической концепции и сводящееся к расширенной экспликации идеологии на подлежащие осознанию сферы жизни.

Диалектика перехода тех или иных компонентов политического сознания из одной формы в другую представляет собой существенный показатель социально-политического развития.

Подавляющее большинство конкретных исследований политического сознания носит прикладной, практически ориентированный характер и, в основном, направлено на обслуживание целей и интересов организованных в политическом отношении групп и сил. В первую очередь, они нацелены на изучение внутренних, психологических причин и механизмов поведения электората. С другой стороны, они направлены на изучение и возможности увеличения политической поддержки и повышения уровня политического участия граждан. Ориентированы они и на анализ различных аспектов общественного мнения (важный эмпирический показатель политического сознания) по тем или иным актуальным вопросам в контексте взаимоотношений правящих сил и оппозиции, массового, а также групповых вариантов политического сознания – и организацией власти и управления в политической системе. Не менее важными являются исследования политического сознания в контексте его идеологической обработки с выходами на возможности управляющего воздействия на политическое сознание.

Наряду с сознанием, не менее важной категорией политической психологии является политическое самосознание. В психологии оно определяется как осознание человеком себя как индивидуальности, и направлено соответственно на самого субъекта [29].

Самосознание политическое понимается как процесс и результат выработки относительно устойчивой осознанной системы представлений субъекта политических отношений о самом себе в социально-политическом плане, на основе которой субъект целенаправленно строит свои взаимоотношения с другими субъектами и объектами политики как внутри социально-политической системы, так и за ее пределами, и относится к самому себе. Это осознание себя в политике как самостоятельного деятеля, целостная оценка своей роли, целей, интересов, идеалов и мотивов политического поведения.

Субъектом политического самосознания может выступать отдельная личность. В этом случае говорят об индивидуальном политическом самосознании, об осознании себя в качестве воспринимающей, мыслящей, чувствующей и сознательно действующей в политике личности.

Субъектом политического самосознания может выступать и социальная группа. В данном случае речь идет о групповом политическом самосознании, подразумевающем наличие в большей или меньшей степени идеологизированных концепций, касающихся коллективного осознания группой особенностей свойственного ей политического восприятия, мышления, характера и направления деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и мотивами. Причем размер группы не имеет практического значения. В реальности встречаются проявления политического самосознания как в отношении малой группы (например, политическое самосознание родового клана, небольшой парламентской фракции, или претендующей на власть политической клики), так и в отношении большой социальной группы, нации или народности, социального слоя или класса.

Политическое самосознание независимо от специфических особенностей субъекта включает три основных аспекта: когнитивный, эмоциональный и оценочно-волевой.

Эмоциональный аспект политического самосознания выражается в определенном эмоционально окрашенном субъективном отношении к знанию своего объективного политического статуса. Последний может устраивать или не устраивать, восприниматься как высокий или низкий, благоприятный или неблагоприятный и т.п. С эмоциональным аспектом политического самосознания связаны такие явления, как политическое самоуважение (свойственное, например, представителям сил, господствующих в политической системе) или, напротив, политическое самоуничижение (отличающее обычно представителей смирившихся со своим угнетением групп и слоев), политическое себялюбие (особенно проявляющееся на уровне индивидуальных амбиций политических деятелей, стремящихся к личной власти), и т.п.

Оценочно-волевой аспект политического самосознания тесно связан с эмоциональным и проявляется, прежде всего, в стремлении повысить политическую самооценку, завоевать политическое уважение, обрести или укрепить политическое влияние, авторитет, а в конечном счете – политическую власть. Это может проявляться в разных формах. На уровне индивидуального субъекта политического самосознания – как борьба, например, за массовую поддержку того или иного кандидата на выборный пост. На групповом уровне – как те или иные лоббистские тенденции, связанные с продвижением к власти своих представителей. На социальном макроуровне это может выражаться в массовом стремлении, например, угнетенного социального слоя к социальной революции, радикальным преобразованиям в социально-политической системе общества.

Политическое самосознание выступает одновременно и как предпосылка и как результат социально-политического взаимодействия. Это деятельностное, а не умозрительное политико-психологическое образование.

Читайте также: