Познавательная сфера дошкольника кратко

Обновлено: 05.07.2024

Познавательная сфера дошкольников – это сложное психическое образование, обеспечивающее нормальное и полноценное интеллектуальное существование в окружающем мире.

В познавательной сфере выделяют три компонента: информация, отношение к информации, психические процессы.

Первый компонент познавательной сферы включает:

  • интересы ребенка, то есть то, что он выбирает из всего окружающего мира для познания;
  • получение ребенком информации, то есть способы и средства познания;
  • типы получения информации ребенком, то есть способы и средства познания;
  • переработка ребенком информации, то есть ее систематизация, отбор, забывание, упорядочивание и пр.

Информацию рассматривают в качестве средства, посредством которого у детей развивают необходимые для познавательного развития процессы, умения и навыки.

Познавательные процессы – это психические процессы, посредством которых человек познает окружающий мир, самого себя и других людей. К познавательным процессам относят: память, восприятие, мышление, речь и воображение.

В дошкольном возрасте ребенок воспринимает окружающий мир совершенно не так, как взрослый. Дети рассматривают предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие, они не видят вещи в их внутренних отношениях. Мгновенное восприятие считается ими единственно возможным и абсолютно истинным.

Развитие познавательной сферы детей в старшем дошкольном возрасте

На сегодняшний деть в системе дошкольного образования есть эффективный метод развития познавательной сферы – экспериментирование. В дошкольной организации имеет место быть детское экспериментирование.

Готовые работы на аналогичную тему

Познавательная экспериментальная деятельность идет с первых дней жизни самого ребенка и способствует эффективному формированию его личности. Детское экспериментирование во всех его видах и формах – необходимое условие успешного становления личности ребенка-дошкольника.

По природе своей дошкольники ориентированы на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Они стремятся не только рассматривать предметы, но и прикоснуться к ним, понюхать, лизнуть и пр. Павлов и Выготский назвали специфическое мышление детей, базирующееся на обследовании объектов – ручным. Позже его назвали действенным мышлением.

В экспериментальной деятельности ребенок самостоятельно влияет различными способами на окружающие предметы и явления, чтобы более полно их познать.

В экспериментировании четко представлено саморазвитие: преобразование объекта, которое производит ребенок, раскрывает перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования.

Фундаментальное доказательство – затрагивание экспериментированием всех сфер жизни детей.

К основным результатам прменения метода экспериментирования в ДОУ относят:

  • получение детьми реальных представлений о разных сторонах изучаемого объекта, а его взаимосвязях с другими объектами и средой обитания;
  • обогащение детской памяти, активизация его мыслительных процессов, так как постоянно возникает необходимость совершения операций анализа и синтеза, а также сравнения и классификации;
  • развитие детской речи, так как необходимо дать отчет об увиденном, сформулировать обнаруженные закономерности и сделать выводы;
  • накопление основ умственных приемов и операций, рассматриваемых в качестве умственных умений;
  • формирование самостоятельности, способности преобразовывать различные предметы и явления, чтобы достичь определенного результата;
  • развитие эмоциональной сферы ребенка, творческих способностей, формирование трудовых навыков, укрепление здоровья благодаря повышению общего уровня двигательной активности.

Поддьяковым Н.Н. было доказано, что лишение возможности экспериментировать и постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрастах вызывают серьезные психические нарушения, которые могут сохраняться на протяжении всей жизни, отрицательно влиять на развитие и саморазвитие ребенка и на дальнейшую способность обучаться.

В ходе своей самостоятельной деятельности, детьми осуществляется не простой, а состоящий из нескольких уровней, эксперимент:

  • физический – ребенок учится управлению собственным телом и отдельными его органами;
  • природоведческий – ребенок знакомится с миром, со свойствами объектов и изучает причинно-следственные связи;
  • социальный – дети отмечают и запоминают особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный – тренировка мыслительных процессов, освоение мыслительных операций;
  • лингвистический – дети играют в словесные игры, занимаются словотворчеством, обсуждают итоги своих экспериментов;
  • поведенческий – моделирование своего поведения в разных ситуациях.

Благодаря многолетним исследованиям экспериментальной деятельности стало возможным сформулировать следующие основные положения:

  • детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой ярче всего выражены процессы целеобразования, возникновения и развития новых мотивов личности, являющихся основой самодвижения и саморазвития дошкольников;
  • детское экспериментирование активизирует деятельность детей, направляемую на получение ряда новых сведений и знаний, а также продуктов детского творчества – новых построек, рисунков и сказок;
  • детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества;
  • детское экспериментирование органично взаимодействует с психическими процессами дифференциации и интеграции при условии общего доминирования интеграционных процессов;
  • экспериментирование – всеобщий процесс функционирования психики.

Обязательный компонент детского экспериментирования, выделенный Н.Н. Поддьяковым, – этап проб и ошибок. Превращаясь в каждодневную деятельность дошкольника, экспериментирование способствует возникновению позиции маленького исследователя-экспериментатора. Такая позиция психологами называется активно-наступательной и считается ведущей в структуре детской личности, т. е. той, которая положительно воздействует на развитие всех сфер детской психики.

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений, так много тайного и неосознанного.

Активность ребенка является основной формой его жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Чем беззаветнее ребенок отдается собственной активности, тем сильнее затем у него возникает потребность в совместной деятельности с взрослым. В этой фазе ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого -носителя знаний, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Именно на основе собственной активности у дошкольников возникает ряд специфических видов детской деятельности, выполнение которых характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности.

- предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию;

- образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;

- содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового и т. д.

Однако полноценной развивающей среды и условий, а которых говорилось выше не достаточно, чтобы у детей повысился уровень познавательной активности. Здесь важно разнообразие форм и методов организации детской познавательной деятельности.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста по формированию познавательной активности, успешны такие при мы, как картосхемы, алгоритмы, модель обследования предмета, рабочие листы, а так же:

- моделирование ситуаций с участием персонажей,

- индивидуально-личностное общение с ребенком,

- побуждение и поддержка детских инициатив во всех видах деятельности,

- оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка.

Именно такое многообразие методов и при мов позволяет развивать познавательную активность и любознательность детей.

Наиболее эффективными формами работы, для поддержки детской инициативы являются следующие:

1. Познавательные занятия.

Можно провести проведено познавательное занятие "Путешествие в мир посуды" (в комнате русской сказки). Детям рассказать из чего были сделаны первые ложки, о том, что первой вилкой была заточенная палочка. Предложить такой палочкой наколоть кусочек картофеля. Проблема - пища соскакивала с палочки. (Рассуждение детей) Что же дальше придумал человек, чтобы было удобней есть? Пришли к выводу, что человек создал инструмент, похожий на рогатину, то есть палочки с раздвоенным концом. Дети попробовали наколоть такой палочкой картофель, но у многих она сломалась. Дети сделали вывод, что такая вилка тоже неудобная.

На другом занятие "Путешествие в прошлое стула", также детям было предложено посидеть на полу - удобно или нет, посидеть на бревне, пеньке, табурете, стуле, кресле - порассуждать, что было раньше, что потом.

2. Совместная исследовательская деятельность взрослого и детей - опыты и экспериментирование. Предложить детям пересказать рассказ "Утята". Затем сравнить игрушки - курицу и утку. Проблема: почему курица не плавает? В результате игры погружения игрушек в воду дети сделали вывод, что у курицы нет на ногах перепонок. Затем обратила внимание на лежащие на столе перья. Чьи они могут быть? Дети рассматривают их через увеличительные стекла, пускают их в воду, дуют на них. Проблема: почему перья не намокают? Проведен эксперимент: дети смазывают руки кремом, опускают в воду. Вывод: перья покрыты жиром. 3. Наблюдение и труд в уголке природы. Дети могут заниматься посадкой лука, наблюдать, как развивается растение, постоянно поливать его, делая вывод, что без воды растение засыхает. 4. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.

При изучении темы "Животные севера" – можно дать детям силуэты вырезанного из картона белого медведя. Предложить подумать, что можно наклеить на него, чтобы он был мягкий? Можно предложить кусочки ткани, бумага, вата. Изучив все материалы, дети сделают вывод - что вата мягче.

Можно занести в группу веточки дерева. Проблема: как сделать, чтобы веточки были похожими на зимние? Рассуждение детей - покрасить белой краской, украсить ватой, обернуть и наклеить белые салфетки.

Предложить детям шишки, перья, пластилин, скорлупки грецкого ореха, задать вопрос - что можно смастерить? Дети могут придумать и конструировать поделки из природного материала.

Знакомство с водой происходит в процессе хозяйственно-бытового труда мытья игрушек. Путем проб можно выявить свойство ткани, стекла, металла, резины, пластмассы (быстро впитывают влагу, плавают, тонут).

5. Самостоятельная деятельность детей.

Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей. Свое общение с родителями мы строим на основе сотрудничества, которое, по утверждению родителей, сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности своего ребенка.

Организованная с семьей работа: помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно). Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе. Родители с большим интересом изготавливают книжки-малышки, оформляют альбомы, плакаты, организуют фотосессии и многое другое.

Таким образом, правильно организованная предметная среда и ее содержательное наполнение, ряд эффективных методов и приемов, тесное взаимодействие с родителями, организация совместной практической деятельности взрослых и детей являются важными условиями поддержания и развития детской познавательной активности.

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей

Проектно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Содержание: Основные подходы к изучению сферы познавательного развития у дошкольников. Факторы и условия, влияющие на развитие познавательной сферы детей. Процесс развития познавательно сферы дошкольников.

Основные подходы к изучению сферы познавательного развития у дошкольников .

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

ФГОС ДО рекомендует виды деятельности, обеспечивающие познавательное развитие дошкольников:

- организацию и решение познавательных задач;

- применение экспериментирования в работе ДОО;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Содержание познавательного развития детей предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

- формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

- формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

- формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

- Формирование элементарных математических представлений.

- Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

- Ознакомление с предметным окружением.

-Ознакомление с социальным миром.

-Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

На главную Лекции и практикум по психологии Возрастная психология Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Познавательная сфера дошкольника

Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста - Познавательная сфера дошкольника
Лекции и практикум по психологии - Возрастная психология
Индекс материала
Что нужно знать воспитателю о психологии детей раннего и дошкольного возраста
Условия психического развития ребенка в дошкольном возрасте
Деятельность дошкольника
Познавательная сфера дошкольника
Формирование личности дошкольника
Развитие индивидуальности ребенка. Темперамент ребенка
Психологическая готовность ребенка к школе
Все страницы

1.4. Познавательная сфера дошкольника

Читайте также: