Классификация органов государственной власти кратко

Обновлено: 05.07.2024

Классификацию органов государства можно проводить по разным основаниям.

I. По характеру функций органы делятся на следующие виды:

● Законодательные - органы, уполномоченные принимать законы. Обычно эти органы носят представительный характер - то есть представляют все основные слои общества, различные территориальные части, основные политические направления. В современных государствах это достигается путем всеобщих выборов членов законодательного органа при достаточно большом количестве этих членов. Примеры законодательных представительных органов: Государственная Дума России (450 депутатов), Московская областная Дума (50 депутатов), Бундестаг ФРГ (496 депутатов), Палата представителей Конгресса США (435 представителей). Обобщающим названием для такого типа органов является термин "парламент" (французское слово, буквально означающее "говорильня").

● Исполнительные - органы, осуществляющие преимущественно исполнительно-распорядительные функции. Например, Правительство России, Администрация Московской области, Министерство финансов России, Федеральное правительство ФРГ, Мэрия города Парижа.

● Судебные - органы, осуществляющие функции правосудия, разрешения споров между субъектами общества. Например, Верховный Суд России, Московский областной суд, Верховный суд США.

Некоторые авторы выделяют как специальный вид органы надзора и контроля - например, органы прокуратуры, органы парламентского контроля, всевозможные инспекции.

II. В зависимости от территории деятельности государственные органы подразделяются на:

1. Центральные - органы, территорией деятельности которых является вся страна. Обычно руководство и основной аппарат этих органов помещается в столице страны. В федеративных государствах такие органы часто называются "федеральными". Примеры: Федеральное Собрание России, Министерство внутренних дел России, Федеральный канцлер ФРГ.

2. Региональные - органы, территорией деятельности которых является крупная часть страны, обычно - формально определенная административно-территориальная единица (провинция, область). В федеративных государствах, состоящих из государственных образований - субъектов федерации, региональные органы государства могут являться как органами собственно субъекта федерации (Московская областная Дума, Сенат штата Мэрилэнд, Правительство земли Бавария), так и федеральными по своей природе органами, действующими на территории определенного субъекта федерации (Представитель Президента России по Московской области, Прокуратура города Москвы) или на территории нескольких субъектов федерации (Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, Управление ФСБ России по Москве и Московской области).

3. Местные - органы, территорией деятельности которых является небольшая, часто самая "элементарная" административно-территориальная единица страны (графство, район, коммуна) или даже отдельное поселение (город, поселок). Аналогично ситуации с региональными органами, можно выделить на местном уровне собственно местные органы власти (Городской Совет города Долгопрудный, Мэр города Нью-Йорка) и региональные или даже центральные по своей природе органы, действующие на местном уровне (Народный суд города Долгопрудный, Прокуратура Мытищинского района).

К этой классификации можно сделать два замечания. Во-первых, разумеется, не обязательно в конкретном государстве имеется ровно три уровня органов - центральные, региональные, местные. В небольших государствах бывает два уровня (Мальта) или даже один уровень (Сан-Марино, Андорра). В очень больших государствах число уровней может быть более трех - например, система Советов в СССР в некоторых местах включала пять уровней: Верховный Совет СССР - Верховный Совет РСФСР - Московский областной Совет - Долгопрудненский городской Совет - Поселковый Совет поселка Шереметьевский. Во-вторых, следует различать понятие "орган государства" (в том числе - центральный, региональный, местный) в теории государства и права и определение "орган государственной власти" в законодательстве конкретной страны или в политико-правовых доктринах. Например, в России органы, избираемые непосредственно населением городов и районов (районный Совет депутатов, Мэр города) определены в Конституции не как органы государственной власти, а как "органы местного самоуправления". В СССР, напротив, подобные органы рассматривались как "местные органы государственной власти". С точки зрения теории государства и права, так сказать, "в первом приближении" (когда под "государством" понимается вся организация политической власти в обществе), все эти органы безусловно являются органами государства; в следующих приближениях можно, если угодно, часть организации политической власти назвать собственно "государством", а часть - "местным самоуправлением". Важно только всегда ясно понимать, о чем идет речь.

III. По характеру (объему) полномочий государственные органы можно подразделить на следующие виды:

1. Органы общей компетенции - то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Например, Государственная Дума или Правительство России могут принимать решения по широкому кругу вопросов экономики, политики, социальной сферы.

2. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Например, Министерство финансов занимается бюджетом и другими финансовыми вопросами, Министерство государственного имущества - приватизацией и другими вопросами, связанными с управлением и распоряжением государственной собственностью.

IV. По порядку принятия решений выделяются:

1. Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов. Например, Государственная Дума России принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов. Правительство России по определенному кругу вопросов также принимает решения исключительно на своих заседаниях - хотя, естественно, практически никогда не происходит реального "раскола голосов" между членами Правительства. Дело в том, что в Правительстве есть начальник (Председатель Правительства), а остальные члены Правительства - его подчиненные; поэтому Председатель Правительства в большинстве случаев может провести свою линию.

2. Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Например, Президент России, Генеральный прокурор России, судья (в тех случаях, когда рассматривает дело единолично). Разумеется, при подготовке решений единоличного органа может участвовать много людей (например, подготовкой указов Президента России занимается Администрация Президента; судья выслушивает мнение сторон, свидетелей, экспертов), но окончательное решение принимает один человек.

V. По субъекту формирования:

1. Представительные (формируются путем выборов, например, Государственная Дума РФ);

2. Формируются иным государственными органами (например, правительство).

VI. По способу возникновения государственные органы подразделяются на:

2. Первичные органы – эти органы не создаются никакими другими органами. Они либо возникают в порядке наследования (наследственная монархия), либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей (представительные органы).

3. Производные органы – эти органы создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т. д.

23 вопрос. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Государственный аппарат –категория, характеризующая систему органов государства, отражающая статический аспект существования государства и модель органов государственной власти.

Государственный аппарат – структурная часть механизма государства, включающая только государственные организации. Кроме того, в государственный аппарат не входят органы местного самоуправления. Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица (физические лица, на которых возложено осуществление властных функций от имени государства).

Государственный аппарат следует отличать от политических организаций общества. Если в государственный аппарат входят только государственные органы, то политическая организация общества состоит из государственных и общественных организаций, а также органов местного самоуправления.

Принципы организации государственного аппарата -

это исходные теоретические начала, лежащие в основе построения системы государственного аппарата, разработанные наукой, но находящие отражение в действующем законодательстве

Принципы организации государственного аппарата делятся на:

I. конституционные (базовые)

ü ст. 3 Конституции РФ

ü проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления

ü носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ - народ

ü ст. 3 Конституции РФ

ü в государстве учитывается мнение большинства и существует политический плюрализм

3) социальное ориентирование

4) разделение властей

ü ст. 10 Конституции РФ

ü согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

ü предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти

ü обеспечивает механизм сдержек и противовесов в отношении органов

ü предотвращает чрезмерное усиление власти какой-либо одной ветви власти, захват власти и присвоение властных полномочий, установление диктатуры

5) отделение церкви от государства

6) разграничение компетенций органов федерации и органов субъектов федерации

ü ч.3 ст. 11 Конституции РФ

7) отделение органов местного самоуправления от органов государства

ü ст. 12 Конституции РФ

8) верховенство права и законности

9) приоритет прав и свобод личности и гражданина

10) обеспечение контроля и надзора за деятельностью органов государства

11) независимость и верховенство правосудия

II. научные (доктринальные)

1) единство властной вертикали

2) сочетание единоначалия и коллегиальности при принятии решений

ü обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата

ü предполагает коллективное обсуждение вопросов, но индивидуальное принятие решений и, соответственно, индивидуальную ответственность за их реализацию

3) гласность деятельности органов государственной власти

ü ч. 4 ст.29 Конституции

ü обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов

4) экономичность деяте

5) профессионализм государственных служащих

ü создает благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата

ü гарантирует высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны

6) соблюдение этики в деятельности органов государства льности государственного аппарата

7) недискриминация в сочетании с цензовой системой при формировании государственного аппарата

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Основные признаки государственных органов:

а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;

б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;

в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

Среди государственных органов различают:

в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.

Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.

Государственный аппарат - это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

  • 1. Государственный орган является самостоятельным элементом механизма государства;
  • 2. Государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, в т.ч. возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
  • 3. Государственный орган действуют от имени государства и по его поручению;
  • 4. Государственные органы образованы и действуют на основе принятых государством нормативно-правовых актов;
  • 5. Выполняют свойственные только им задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
  • 6. Состоят из государственных служащих и соответствующих подразделений;
  • 7. Имеют соответствующую материальную базу;
  • 8. В процессе реализации имущественных прав выступают в качестве юридического лица;
  • 9. Осуществляют свою деятельность на определенной территории.

Классификация государственных органов:

1) По порядку образования:

  • - органы, избираемые непосредственно народом;
  • - органы, формируемые другими государственными органами.

2) По способу принятия решений:

  • - коллегиальные (Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ);
  • - единоличные представлены одним лицом (Президент РФ, Ген. прокурор РФ).

3) По характеру компетенции:

  • - органы общей компетенции - круг вопросов, по которым принимаются властные решения, охватывает многие сферы общественной жизни (экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и др.);
  • - специальной компетенции - специализируется на выполнении какой-то одной функции (министерство финансов, министерство юстиции).

4) По принципу разделения властей:

  • - законодательные;
  • - исполнительные;
  • - судебные.
  • - высшие - распространяют свои полномочия на территорию всего государства;
  • - местные – функционируют в административно-территориальных единицах и их полномочия распространяются только на эти регионы.

6) По правовым формам деятельности:

  • - правотворческие;
  • - правоприменительные;
  • - правоохранительные.

7) По срокам полномочий:

  • - постоянные;
  • - временные - создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.

Государственный орган - это одно лицо или организованная группа лиц, специально предназначенные для реализации государственной власти в предусмотренных законом случаях. К числу государственных органов относятся, например, суд, президент, парламент и т. д.

Основные признаки государственных органов:

а) создаются и функционируют в соответствии и на основе норм права;

б) относительная структурная и функциональная обособленность в механизме государства по признаку их специализации;

в) функциональное взаимодействие друг с другом в процессе реализации каждым своих полномочий, обязанностей.

Среди государственных органов различают:

в) органы законодательной, исполнительной, судебной власти и др.




Система государственных органов образует так называемый государственный аппарат.

Государственный аппарат - это часть механизма государства в лице системы его государственных органов.

Задачи и функции государства реализуются посредством деятельности его механизма.

Орган государства - это элемент механизма государства, создаваемый в установленном законом порядке, обладающий установленной законом структурой и наделенные определенной компетенцией. Государственный орган (ГО) – основная ячейка механизма государства, обладающая определенными специфическими признаками:

Для того чтобы начать говорить о классификации органов государственной власти, стоит еще раз обратиться к понятию орган государства. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Можно привести большое количество классификаций органов государственной власти, все зависит от основания. Остановимся на самых основных.

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:

а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;

б) временные, которые создаются на определенный срок.

В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:

1) Конституции РФ;

2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;

3) указов Президента РФ;

4) постановлений Правительства РФ;

5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям

Статья 38. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям 1. Содействие органов государственной власти и органов местного самоуправления садоводческим, огородническим

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

Статья 49. Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства

Статья 49. Дисциплинарная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления за нарушение законодательства Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, виновные в неисполнении либо

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Вопрос 3 Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Бюджетные полномочия — это права и обязанности органов государственной власти и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений,

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Статья 9. Полномочия Президента Российской

§ 7.4. Классификация органов публичной власти

§ 7.4. Классификация органов публичной власти Независимо от правовой природы (государственные или негосударственные) органы публичной власти обладают рядом специфических признаков.1. Их деятельность направлена на удовлетворение общественных (публичных) интересов, в

Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований)

Статья 154. Бюджетные полномочия исполнительных органов государственной власти (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований) 1. Исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований)

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 6. Полномочия органов государственной власти

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ

12. Формы и методы взаимодействия органов государственной власти и органов МСУ. Ограничения самостоятельности МСУ Взаимодействие – это согласованная деятельность организационно неподчиненных органов и подразделений для решения своих задач и достижения целей.Формами

44. Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления

44. Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления,

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

3. Оспаривание решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих В соответствии со ст.254 ГПК гражданин или организация вправе оспорить в суде решение, действие

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием

СТАТЬЯ 30. Порядок разграничения компетенции органов государственной власти и органов управления образованием 1. Установленная статьями 28 и 29 настоящего Закона компетенция в области образования федеральных органов государственной власти, федеральных органов

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

Раздел II. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ

Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ПЕСТИЦИДАМИ И АГРОХИМИКАТАМИ СТАТЬЯ 4. Полномочия органов

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации

СТАТЬЯ 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации 1. К полномочиям органов государственной власти Российской


Оглавление

  • 1. Понятие государственного управления
  • 2. Сущность государственного управления
  • 3. Методы государственного управления
  • 4. Субъекты и объекты государственного управления
  • 5. Исторические аспекты понятия государства
  • 6. Понятие и признаки государства
  • 7. Политическая власть как общесоциологическая категория
  • 8. Типы государства
  • 9. Понятие формы государства
  • 10. Формы правления
  • 11. Формы государственного устройства
  • 12. Политический режим
  • 13. Понятие, правовой статус органа государственной власти
  • 14. Классификация органов государственной власти

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Государственное и муниципальное управление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

14. Классификация органов государственной власти

Орган государства — это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно—властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществ—ления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

По уровню деятельности различаютфедеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровнесистема органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерациигосударственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти;

2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых — исполнительно—распорядительная;

3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;

4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:


Государственную власть в России осуществляют президент, Федеральное собрание, Правительство и суды. Их еще называют высшими органами государственной власти. Давайте рассмотрим их полномочия и характеристики.

О чем эта статья:

Характеристики органов государственной власти

В Российской Федерации есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные.

Разновидности органов государственной власти РФ:

  • единоличные — такие, как президент;
  • коллегиальные — законодательные органы и избирательные комиссии;
  • единоначальные — министерства;
  • высшие — президент, Государственная Дума;
  • центральные — различные ведомства;
  • территориальные — органы местной или региональной власти.

К федеральным органам власти относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (вместе с Министерством России, федеральными службами и федеральными агентствами России, управляемыми президентом или подведомственными и управляемыми Правительством России);
  • Верховный суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.

Региональные органы власти — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ реализуется при помощи Конституции, законов, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент

Президент РФ — глава государства, занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабиль­ность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство РФ на междуна­родной арене.

По Конституции Президент РФ прямо не относится ни к од­ной из ветвей власти, при этом обеспечивает их согласованное функциони­рование.

Полномочия Президента РФ — это совокупность прав и обязанностей, которые предо­ставлены Президенту РФ для выполнения определенных функций.

Сфера деятельности Основные полномочия Президента РФ
Правотворческая деятельность Издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Подпи­сывает федеральные законы.
Правовой статус личности Предоставляет гражданство РФ и политическое убежище в России. Обладает правом помилова­ния. Награждает государственными наградами РФ, присваивает почетные звания, высшие во­енные и высшие специальные звания.
Федеративное устройство государ­ства Назначает и освобождает полномочных предста­вителей Президента РФ в федеральных округах. Приостанавливает действие органов исполни­тельной власти субъектов РФ в случае их проти­воречия обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Отношения с парла­ментом Назначает выборы в Государственную Думу. Об­ладает правом законодательной инициативы. Имеет право вето. Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основ­ных направлениях внутренней и внешней политики. Распускает Государственную Думу в уста­новленном законом порядке.
Отношения с органами исполнительной власти Назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности, принимает решение об отставке Правительства. Утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения. Осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации, вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Руководит деятельностью части федеральных министерств, служб и агентств. Отменяет постановления и распоряжения Правительства РФ, противореча­щие Конституции РФ и федеральным законам.
Отношения с органами судебной власти Выдвигает кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов РФ. Назначает судей других федеральных судов. Назначает на должность Генерального прокурора РФ.
Оборона и безопас­ность страны Является Верховным главнокомандующим Воо­руженными силами РФ. Утверждает военную до­ктрину. Вводит в случае необходимости на тер­ритории РФ или отдельных ее местностей воен­ное или чрезвычайное положение.
Внешняя политика Ведет переговоры и подписывает международ­ные договоры. Назначает и отзывает послов и других диплома­тических представителей в иностранных госу­дарствах и международных организациях.

Основные функции Президента РФ:

Выступает в роли гаранта Конститу­ции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимо­сти и государственной целостности.

Обеспечивает согласованное функционирование и взаимодей­ствие органов государственной власти.

Определяет основные направления внутренней и внешней по­литики государства.

Представляет РФ внутри страны и в международных отноше­ниях.

  • гражданство РФ;
  • постоянное проживание в РФ не менее 25 лет;
  • возраст не младше 35 лет;
  • отсутствие гражданства либо вида на жительство иностранного государства.

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента — это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя — Государственная Дума (ее членов называют депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Полномочия Совета Федерации:

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения.
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны.
  • Назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности.
  • Лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.
  • Назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента.
  • Проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), которые руководят вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, которые свидетельствуют о невозможности осуществления судьей своих полномочий.
  • Заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

Полномочия Государственной Думы:

  • Утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ.
  • Утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров.
  • Решение вопроса о доверии Правительству РФ.
  • Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека.
  • Объявление амнистии.
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Федеральное собрание РФ

Исполнительная власть

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Государственная Дума.

Полномочия Правительства РФ:

Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально-ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды.

Обеспечивает государственную поддержку научно-технологического развития Российской Федерации, сохранение и развитие ее научного потенциала.

Обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.

Осуществляет управление федеральной собственностью.

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики.

Осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности.

Содействует развитию предпринимательства и частной инициативы.

Обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным.

Создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Структура органов исполнительной власти

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть — через конституционное, гражданское, арбитражное, административное и уголовное судопроизводство.

Судебная власть осуществляется при помощи различных видов ответственности: уголовное, административное, гражданское, конституционное.

Элементы судебной системы РФ:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • мировые судьи субъектов РФ.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону. При этом они несменяемы и неприкосновенны.

Разбирательство дел в судах происходит в открытом формате.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

Разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
  • конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;
  • договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;
  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами субъектов РФ.

По жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

Дает толкование Конституции РФ.

Дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также: