Позиция автора в пьесе гроза кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Прототипом главной героини пьесы, Катерины, была актриса Косицкая, с которой драматург состоял в очень близких отношениях. Женщина была замужем, да и сам драматург имел жену. Несмотря на это, они любили друг друга, и первой исполнительницей роли Катерины стала именно Косицкая.

Смысл названия

Сама же гроза, как природное явление, играет важную роль в пьесе, символизируя собой неизбежность кары — рок, нависший над героями. Тучи сгущались над Катериной после измены, и вот ее признание и, наконец, самоубийство, совпавшее с громовым явлением природы, стали своеобразными стихийными бедствиями в судьбе семьи Кабановых и самого Калинова. Роль грозы в пьесе — это метафора происходящих там событий, природное выражение социального конфликта.

Направление и жанр

Композиция

В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Композиция пьесы вполне традиционна, и делится на нижеследующие элементы:

  • Экспозиция: перед нами предстают основные действующие лица (действие 1, сцена 1-2);
  • Завязка, в которой обозначается конфликт. Тихон уезжает, а его мать наставляет и поучает невестку (действие 2);
  • Развитие действия: Варвара организует свидание Бориса и Катерины (действие 3, сцена 1-2)
  • Кульминация, в которой конфликт достигает своей высшей точки. На небе собираются тучи, гремит гром, и все горожане ожидают кары с небес. После разговора о геенне огненной Катерина осознала вину и покаялась перед всеми (действие 4).
  • Финал, подводящий все сюжетные линии к логичному завершению: Катерина остается одна и бросается в омут, Варвара сбегает, Тихон во всем обвиняет мать (действие 5).

Огромную роль в развитии сюжета играет природа, в частности гроза, усиливающаяся по мере приближения к кульминации.

Конфликт

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.

Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Действие разворачивается в Калинине — маленьком городке на берегу Волги. В начале пьесы нам представляют двух молодых людей: Катерину Кабанову, живущую в купеческой семье под жёстким давлением со стороны своей свекрови – Кабанихи, и молодого человека Бориса, который тщетно пытается получить своё законное наследство, присвоенное его дядей Савёлом Прокофьичем.

Муж Катерины временно покидает дом, и между героями вспыхивает страсть. Однако со временем Катерину начинает мучать совесть. Не выдержав душевных терзаний, она публично признаётся в своей измене.

В конце повествования затравленная горожанами и оставленная своим возлюбленным Катерина кончает жизнь самоубийством, бросившись в Волгу.

Главные герои и их характеристика

имя героя сословная принадлежность и роль харатеристика
катерина кабанова дворянка, жена купца главная героиня произведения. умная, возвышенная и добрая девушка. искренне презирает мелочность, лицемерие и зашоренность жителей города. мечтает вырваться из этой атмосферы. принципиальна, а потому не смогла скрыть супружескую измену и призналась в этом. однако в итоге оказалась не готова к прямому противостоянию с обществом и, не выдержав травли, покончила с собой.
марфа кабанова (кабаниха) купчиха, вдова, глава семьи богатая купчиха. вдова. поборница ханжеской морали. суеверна, необразованна, ворчлива, однако абсолютно уверена в своей безграничной мудрости. считает себя правой во всех вопросах. установила в доме свою неоспоримую власть. безраздельно управляет сыном — тихоном, ограничивает во всём дочь – варвару, и изводит катерину.
борис племянник дикого, пытающийся вернуть наследство прогрессивный молодой человек. желая вернуть деньги, которые положены ему по закону, попал в кабальную зависимость от дикого. как и катерина, искренне презирает консервативных и невежественных жителей калинина, но также не выдерживает прямого противостояния и оставляет катерину, рекомендуя ей покориться судьбе.
кулигин мещанин, изобретатель, сторонник прогрессивного мышления механик-самоучка. один из немногих достойных жителей города, вынужденный, однако, смириться с порочностью и лицемерием его жителей. пытается собрать средства на устройства громоотводов, которые могли бы помочь городу, но терпит неудачу. один из немногих, кто сочувствует катерине.
савел прокофьич дикой купец, хозяин жизни, важное лицо в городе старый жадный купец. брюзга и самодур. невежественен и самодоволен. периодически обворовывает своих работников. жестоко тиранит и принижает тех, кто беднее и слабее, чем он, включая своего племянника — бориса, но пресмыкается перед теми, кто богаче и влиятельнее его.
тихон кабанов сын кабанихи, купец безвольный сын марфы игнатьевны. до ужаса боится матери, а потому не может защитить от неё даже свою жену. предел его мечтаний – это покинуть дом хотя бы на пару недель, чтобы избавиться от контроля кабанихи. в эти периоды он пьет и гуляет. признаётся кулигину, что во время отъезда сам изменял катерине. только самоубийство катерины вдохновляет его на краткосрочный бунт против матери.
варвара кабанова сестра тихона сестра тихона. в отличие от брата, не испытывает безвольного ужаса перед матерью. заметив взаимные чувства между катериной и борисом, она организует их тайную встречу, внося свою лепту в самоубийство главной героини. в конце пьесы сбегает из дома с любовником.

Литрекон дополнил список тем, но если Вам нужно описание еще каких-нибудь конкретных тем или мотивов, обращайтесь к Литрекону в комментариях, он еще раз дополнит перечень.

Проблемы

  1. Дикой груб, скуп, глуп и бесчестен. Он без конца ругает и тиранит домочадцев. С окружающими общается дерзко и повелительно. Родному племяннику он не дает его законную долю наследства. При этом Дикой не отказывает напрямую, а использует труд молодого человека до последнего, то есть проявляет лицемерие. В вопросе о пользе громоотвода Дикой обнаруживает невежество: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
  2. Кабаниха деспотична, лицемерна, суеверна, жестока и глупа. Она сама же настояла на женитьбе сына, а после стала винить его уже в другом грехе — мать забыл, одну жену любит! Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в ее отношении к религии: на словах она — добрая христианка, а на деле не гнушается насилием, оскорблениями, гневом, ревностью. Именно она настаивает, чтобы сын избил Катерину за измену — это и есть ее жестокость. Никакого всепрощения и смирения в ее поведении не наблюдается. Зато все явления в жизни героиня объясняет бредом странниц, то есть ее интеллектуальное развитие весьма посредственное.
  3. Тихон глуп, слаб, инфантилен и к тому же пьяница. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках. Жене он не помогает, матери же слепо подчиняется.
  4. Борис слабоволен и инфантилен. Он бросает Катерину на произвол судьбы, когда ей очень сильно нужна была его поддержка. Получив взаимность, юноша не несет ответственности за свой поступок. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он все равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви.
  5. Варвара имеет много положительных черт, но все же имеет порок — лживость. Она не идет против законов темного царства, а потакает им на словах — ведет двойную жизнь. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.

Основная идея

Чему учит?

Критика

О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.

В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2019

Анализ рассказа Ионыч (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 25.08.2021

комментариев 7

Хорошо, сделаем в ближайшие дни)

информация была полезна, но я думаю, что в статье не хватает информации об городе из пьесы, сословиях.

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь в ремарках, коих немного. Мало того, если они и есть, то не отличаются выразительностью.

Варвара, которая противопоставляется Катерине, напротив не мучается душевными порывами, не задумывается над грехами. Ее позывы звериные, низкие, приземленные. Варварские. Опять же имя говорит само за себя.

Однако автор показывает, что некоторые верят в искупление грехов чистое и правильное, а некоторые считают, что совершать прегрешения можно, если потом вовремя откупиться. Допустим, это Варвара, Дикий, Тихон. Что же касается Кабанихи, она приверженец домостроя. По домострою живет и Катерина. Да только автору и героине не вполне приятен такой образ жизни. Возможно, именно поэтому Островский делает Тихона таким жалким и ничтожным. Тем не менее, героине он предстает таким же важным, как Господь. Она считает, что изменив мужу, она изменила Богу.

Тем не менее, драматург скорее на стороне Катерины, нежели против нее. Это видно как по описаниям, так и по репликам. По крайней мере, он не осуждает героиню за эту связь, поскольку понимает, что это неподдельное, чистое стремление изменить свою жизнь, наконец обрести счастье.

Более или менее прямо авторская позиция изложена в репликах Кулигина. И частично в конфликте Кати с Кабанихой. Можно сказать, что Островский более симпатизирует Катерине, нежели ее несправедливым односельчанам, но в то же время, он сохраняет некий нейтралитет. Его позиция – это некий фон, позиция рассказчика и критика.

2 вариант

Действия пьесы "Гроза" разворачиваются в переломный этап общественного развития пятидесятых годов девятнадцатого века, когда происходит радикальное изменение устоев общества. Сложно представить произведение без определённой позиции автора. В пьесе "Гроза" мнение автора можно узнать по небольшим ремаркам, через символику и героя-резонера.

Островский даёт своим героям говорящие имена, что выражает его отношение к некоторым действующим лицам. Например, госпожа Кабанова. Кабан — это животное, которое может смести все на своём пути, это прослеживается и в характере Кабанихи. Женщина достаточно грозная, суровая и даже жестокая и деспотичная. Пренебрежительная кличка "Кабаниха" также выражает неприязнь Островского к своей героине. То же самое можно сказать и про Дикого. Это помещик, не отличающийся умственными способностями, он не интересуется событиями, происходящим за пределами "Тёмного царства". Помещик деспотичен и жесток. Стоит уделить внимание и Катерина, имя которой с греческого переводится как "чистая". Действительно, эта героиня отличается от остальных, она стремится к очищению, к праведной жизни, она словно луч света в этом тёмном царстве. В имя Варвары же автор не вкладывал определённого смысла. Эта героиня, считающая, что все идёт своим чередом, она не боится грехов так, как Катерина, ибо считает, что их можно искупить.

Действительно, герои пьесы словно разделяются на две группы: те, кто старается не грешить, жить по законам божьим, и те, кто уверены, что любой грех можно искупить. К людям, верующим в искупление грехов относятся Дикой, который однажды на коленях просил прощение у простого крестьянина, Варвара и Тихон. К другой группе относится Катерина — очень религиозная и набожная девушка, старающаяся не совершать грехов. Девушка очень винила себя после измены мужу, ведь считала, что раз она помолвлена с ним, то она изменила не Тихону, а Богу. Но с другой стороны Катерина осознает, что это был порыв страсти, она молода, поэтому раздор сердца и души — вполне нормальное явление. В этом проявляется личный конфликт героини. Кабаниха вообще подчиняется лишь своей вере — Тёмному царству. Марфа Игнатьевна считает, что только жизнь по её законам можно назвать по-настоящему правильной.

Но в пьесе прослеживается её только личный конфликт, но и конфликт взаимоотношений. Катерина — это героиня с горячем сердцем, которая оказалась в ледяной среде. Это и объясняет непонимание Катерины другими героями.

Особый смысл автор вкладывает в понятие Божьего гнева. Всё представители "тёмного царства" боялись грозы, так как считали её карой Божьей. Они просто напросто боялись предстать перед Божьим судом, не искупив свои грехи. В данном эпизоде Авторская позиция передана через речь Кулигин, который говорит "Судия милосерднее вас". Кулигина можно назвать героем-резонером, так как именно через его речь автор передаёт свои взгляды на происходящее.

Таким образом, авторскую позицию в "Грозе" можно назвать неоднозначной, так как она проявляется отрывисто, лишь в некоторых эпизодах. Однако, несмотря на эти черты, Авторская позиция создаёт определённое настроение в произведении, формирует отношение к героям.

Также читают:

Картинка к сочинению Позиция автора в Грозе (позиция Островского, авторская позиция)

Популярные сегодня темы

Свой родной город я очень сильно люблю, очень. Он и древний, и современный. Все в России знают Тулу, очень много ассоциаций при этом названии.

Произведение Недоросль автор наделяет малым количеством положительных героев и одним из них является образ Правдина. Чиновник, который борется за права человека и пытается уловить

Учитывая, что в пьесе рассматривается проблема общественного перелома, оставаться в стороне драматургу очень сложно. Тем не менее, у него достаточно узок простор для изложения своей позиции – ведь ее выражение возможно лишь в ремарках, коих немного. Мало того, если они и есть, то не отличаются выразительностью.

Варвара, которая противопоставляется Катерине, напротив не мучается душевными порывами, не задумывается над грехами. Ее позывы звериные, низкие, приземленные. Варварские. Опять же имя говорит само за себя.

Однако автор показывает, что некоторые верят в искупление грехов чистое и правильное, а некоторые считают, что совершать прегрешения можно, если потом вовремя откупиться. Допустим, это Варвара, Дикий, Тихон. Что же касается Кабанихи, она приверженец домостроя. По домострою живет и Катерина. Да только автору и героине не вполне приятен такой образ жизни. Возможно, именно поэтому Островский делает Тихона таким жалким и ничтожным. Тем не менее, героине он предстает таким же важным, как Господь. Она считает, что изменив мужу, она изменила Богу.

Тем не менее, драматург скорее на стороне Катерины, нежели против нее. Это видно как по описаниям, так и по репликам. По крайней мере, он не осуждает героиню за эту связь, поскольку понимает, что это неподдельное, чистое стремление изменить свою жизнь, наконец обрести счастье.

Более или менее прямо авторская позиция изложена в репликах Кулигина. И частично в конфликте Кати с Кабанихой. Можно сказать, что Островский более симпатизирует Катерине, нежели ее несправедливым односельчанам, но в то же время, он сохраняет некий нейтралитет. Его позиция – это некий фон, позиция рассказчика и критика.

Главный конфликт в произведении заключается в противостоянии морали самодуров, которая уже изжила себя, с новой моралью людей, обладающих чувством человеческого достоинства. А.Н. Островский показывает мир, полный жестокости и страха. Мир, в котором хозяевами являются Дикие и Кабановы. Их жизненная цель — накопить побольше денег. Они находятся в постоянной войне друг с другом, не уважая никого вокруг. В их мире нет места искренности и состраданию. Они негативно относятся к жизненным изменениям, стараясь всеми силами сохранить старые устои и обычаи. Их боятся, с ними не спорят и не конфликтуют.

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно — авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант — авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д. Очень символичны в пьесе имена. Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину. Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека. Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным — механиком-самоучкой, с другой стороны, “кулига” — это болото. Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кулигиным Волги. Его имя “относит” его к болоту города Калинова, он естественный обитатель города, город его породил. Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара — “варварка” — не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью. Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. С одной стороны, это те, кто верит в христианское искупление грехов, возможность после совершения греха через страдания и (или) дары “откупиться” от него. Среди них Дикой (он рассказывает про то, как просил на коленях прощения у простолюдина), Варвара, Тихон (он кутит и развлекается, когда ему удается уехать из Калинова, а потом ничуть не раскаивается). Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир — они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе “свободу”. На другой стороне — закоснелая блюстительница законов Домостроя Кабаниха. Кулигин и Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Катерина живет по Домострою и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с душой. Это является одним из основных конфликтов пьесы. Второй конфликт — социальный: взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье. Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет, сам Островский дал таким людям название — “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза, как физическое явление, пытается растопить этот лед. Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, — говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу. Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи. Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустойной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие канонам приведет к духовному и социальному конфликту. Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация наступает, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце. Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант — духовный. Духовная борьба Катерины разрешается кульминацией во время ее покаяния и развязкой — гибелью. В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия — это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции. Если здесь отражен только социальный конфликт, то это драма. Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях— внешнем и внутреннем. Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины. В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза внутри Катерины вводит ее в страшный грех — самоубийство. Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Однако у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

Для того, чтобы показать свою точку зрения на проблему, поставленную в произведении, а также обозначить отношение к героям, автор использует авторскую позицию.

Авторская позиция может выражаться и через авторские ремарки. Ведь авторские ремарки даны для того, чтобы разъяснить краткую или подробную характеристику драматургического действия, внешнего вида персонажей, особенностей их поведения, речи. Например, в сцене прощания Катерины с Тихоном во втором действии Кабаниха приказывает своему сыну дать наказы Катерине, при этом выглядит все это довольно несправедливо и грубо по отношению к Катерине:

Кабанов (сконфузившись). Не заглядывайся на парней!

Катерина строго взглядывает на него.

Нам это кажется чрезвычайно дико, когда мать говорит сыну, как прощаться со своей женой и говорит такие унизительные слова своей невестке. Этой ремаркой Островский показывает всю абсурдность происходящего. Одна из самых пронзительных сцен – сцена последней встречи Катерины и Бориса. Дикой отсылает племянника в Сибирь, чтобы тот больше не смог видеться с Катериной. И, конечно же, Борис мог бы взять Катерину с собой и сбежать, если бы он того хотел и если бы он действительно любил ее. Но он не решился на такой поступок, а значит, его любовь не была чистой, настоящей. После разговора с Борисом Катерина осознала это, и в тексте есть следующая ремарка:

Борис уходит. Катерина провожает его глазами и стоит несколько времени задумавшись.

Кабанов. Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! (Падает на труп жены.)

В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах, смены общественных устоев. Автор не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается один вариант – авторская позиция представляется через определенного героя, через композицию, символику и т. д.

Очень символичны в пьесе имена. Говорящие имена, употребляемые в “Грозе”, – это

Имя Кабановой живо рисует нам грузную, тяжелого характера женщину, а прозвище “Кабаниха” дополняет эту неприятную картину.

Дикого автор характеризует как дикого, безудержного человека.

Имя Кулигина многозначно. С одной стороны, оно созвучно с Кулибиным – механиком-самоучкой. С другой – “кулига” – это болото.

Существует поговорка: “Всяк кулик свое болото хвалит”. Этой поговоркой можно объяснить возвышенное восхваление Кули-гиным Волги. Его имя относит его к болоту города Калинова,

Важны женские греческие имена. Катерина обозначает “чистая”, и действительно, всю пьесу ее мучает проблема очищения. Противопоставляемая ей Варвара – “варварка” – она не углубляется в свою душу, живет естественно и не задумывается над своей греховностью.

Она верит, что каждый грех можно искупить.

Именно по этому принципу разделяются все персонажи “Грозы”. Те, кто верит в христианское искупление грехов, возможности после совершения греха через страдания и дары “откупиться” от него. Это Дикой, Варвара, Тихон.

Их философия позволяет им избавиться от душевных страданий, их не тяготит окружающий мир – они умеют закрыть на него глаза, разрешить себе свободу.

На другой стороне – закоснелая блюстительница выродившихся законов “Домостроя” Кабаниха. Кулигин, Катерина находятся на распутье, как и вся Россия. Душа ее очень верующая, но как-то не похристиански – она не верит в прощение.

Она живет по “Домострою” и считает эту жизнь единственно верной. В ее глазах ее муж, Тихон, так же важен, как Бог, и, когда она изменила мужу, она изменила Богу. Но, с другой стороны, она молода, ее сердце вступает в раздор с ее душой.

Это является одним из основных конфликтов пьесы – духовным, по мнению Ю. М. Лотмана.

Вторым конфликтом является социальный конфликт – взаимоотношения невестки и свекрови, неволя женщины в купеческой семье.

Долгое время в критической литературе рассматривался либо один, либо другой конфликт. Но автор придал произведению более глубокий смысл – это народная трагедия.

Добролюбов назвал Катерину “лучом света в темном царстве”, но позднее, через несколько лет сам Островский дал таким людям название – “горячее сердце”. Действительно, это конфликт “горячего сердца” с окружающей ледяной средой. И гроза как физическое явление пытается растопить этот лед.

Другое значение, вложенное автором в грозу, символизирует гнев Божий, и все, кто боится грозы, не готовы принять смерть и предстать перед судом Божьим или думают так. Но автор вкладывает свои слова в уста Кулигина. “Судия милосерднее вас”, – говорит он. Таким образом он характеризует свое отношение к этому обществу.

И этот конец выражает надежду.

Мотив подъема проходит через всю пьесу, опираясь на слова Катерины о полете, на пейзаж. Автору удалось передать пейзаж ограниченными средствами: вид на просторы Заволжья, открывающийся с обрыва, создает ощущение, что Калинов – не единственное место, пригодное для человека, как думают калиновцы. Но для Катерины это город гроз и страшных огненных геенн, это город-возмездие.

Стоит покинуть город, и ты оказываешься в новом, едином с Богом и природой мире – на Волге, величайшей реке России. Но на Волгу можно пройти ночью, когда не видно ни своих, ни чужих грехов, ни глубины падения, из которой невозможно подняться. Другой путь к свободе – через обрыв, через смерть.

Островский сознает, что болото, “кулига” – город Калинов – затягивает и не отпускает. В ремарках, то есть в начале пьесы, Борис назван единственным человеком в европейском костюме. И имя у него – Борис – “борец”. Но он сначала опускается до отношений с замужней женщиной, а потом, не способный на борьбу, уезжает, отсылаемый Диким.

Если вначале он говорил, что живет в Калино-ве лишь из-за наследства, оставленного бабушкой, то теперь, когда он прекрасно понимает, что денег ему не дадут, остается здесь. Его поглотила эта среда.

Мир Калинова, по мнению Кабанихи, – это последний оплот истинной веры, а она – последний ее носитель. Она искренне верит в рассказы странницы Феклуши, что Москва погрязла в грехах, дьявол разгуливает по улицам, а горожане запрягли огненного змея. Даже в то, что время там идет быстрее.

Это. вполне закономерно – перед концом света время изменяется. Но изменяется оно и в Калинове. Кули-гин, воплощающий идеи Ломоносова, Державина и более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть время по ним.

Все время в Калинове Островский делит, как и пьесу, на день и ночь. Днем люди играют в благоверных, живущих по “Домострою”, а ночью они снимают маски. Молодежь идет гулять и развлекаться, а старшие закрывают на это глаза.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция выражена в композиции. Композиция “Грозы” вполне стандартна. Основное действие предваряет краткая предыстория, и единственным отступлением от развития сюжета являются мечты Катерины о полете и рассказ ее о детстве.

Когда Катерина рассказывает о своем доме, она описывает идеал христианской староустройной семьи, но в нем уже намечаются изменения: не могло быть столько свободы у девушки. И именно это изначальное несоответствие с канонами приведет к духовному и социальному конфликту. Всю жизнь Катерина мечтала летать, как ангел.

Это греховное желание, конечно, привлекает своей художественностью и дает нам понятие о глубокой, мечтательной душе Катерины, но уподобиться Богу и даже ангелам на земле нельзя. Именно желание полета столкнет Катерину в пропасть.

Особенностью композиции являются два возможных варианта кульминации и развязки. Если считать, что кульминация происходит, когда Катерина идет гулять на Волгу, то развязкой станет раскаяние, то есть на первый план выходит драма свободной в своих проявлениях женщины. Но раскаяние происходит не в самом конце.

Тогда что же такое гибель Катерины? Существует другой вариант – духовный, духовная борьба Катерины связывается кульминацией во время ее покаяния и развязкой – гибелью.

В связи с этим вопросом возникает проблема определения жанра пьесы. Сам Островский назвал ее драмой, потому что после величайших трагедий Антигоны или Федры назвать трагедией историю простой купчихи было бы немыслимо. По определению, трагедия – это внутренний конфликт героя, при котором герой сам толкает себя к гибели. Это определение подходит ко второму варианту композиции.

Если социальный конфликт, то это драма.

Столь же неоднозначен вопрос о смысле названия. Гроза разражается на двух уровнях – внешнем и внутреннем.

Все действие происходит под звуки раскатов грома, и каждый из героев характеризуется через отношение к грозе.

Внутренняя, никому не видимая гроза происходит в душе Катерины.

В то время как гроза внешняя приносит облегчение и очищение, гроза в Катерине вводит ее в страшный грех – самоубийство. Именно раскаты грома убивают Катерину, очищая застывший мир от начинающего отделяться элемента.

Авторская позиция выражается частично в монологах Кулигина, частично ее можно понять из противодействия Катерины и Кабанихи.

Авторская позиция в пьесе “Гроза” выражена явно, в ней остается много спорных моментов, но она создает определенный фон, благодаря которому мы понимаем, что Кабаниха, хотя она кажется блюдущей все обряды и традиции, не права, так же как не права и Катерина. Но у Катерины есть выбор, и она еще может измениться и пойти по истинному пути, и великий народ, олицетворенный в ней, еще сможет возродиться.

Читайте также: