Пожарная охрана предприятий кратко

Обновлено: 07.07.2024

Государство обязано обеспечивать пожарную безопасность. Это одна из главных функций. Для выполнения предусмотрен комплекс действий, есть соответствующая служба, входящая в состав МЧС РФ. Государственная противопожарная служба. Подразделения ежедневно борются с огнем, личный состав рискует жизнью, спасая граждан.

Рассмотрим основные задачи пожарной охраны. Узнаем о функциях. Выясним, какие профилактические меры предпринимаются в противостоянии с огнем.

Что такое пожарная охрана

Это совокупность органов, служб, обеспечивающих предупреждение возгораний, ликвидацию последствий. Структура проводит аварийно-спасательные работы, реагирует на вызовы граждан.

История

В документе говорилось, что караульный состав должен получать вознаграждение, объезжать город с целью профилактики, наказывать тех, кто нарушил закон. Создание службы стало оправданным, подобные подразделения начали появляться по всему Российскому Государству.

Назначение

Основные задачи противопожарной службы

Пожарная охрана защищает население, объекты от возгорания. Она занимается организацией профилактических мероприятий, чтобы минимизировать возможность появления огня.

Структура предназначена для тушения пожаров любых типов и сложности.

Функции

Основные задачи противопожарной службы:

  • ликвидация очагов возгорания;
  • ведение работ по спасению людей, имущества;
  • взаимодействие с подразделениями при тушении пожара.

Также в функции ПО входит налаживание бесперебойной связи с медицинскими службами, коммунальщиками.

Виды пожарной охраны

В состав входят различные подразделения. Они выполняют возложенные на них обязанности. Защищают население от огня, последствий ЧС.

Рассмотрим подробно виды и задачи пожарной охраны.

Государственная

В ГПС входят Федеральная и службы субъектов РФ. Основные функции следующие:

  • разработка и реализация программ, позволяющих предотвращать ЧС. Повышение уровня безопасности на предприятиях в городах и других объектах;
  • формирование, координация, выполнение Государственного надзора;
  • проведение спасательных операций во время ЧС;
  • подготовка профессиональных и опытных кадров.

ГПС является головной структурой противопожарной системы России.

Муниципальная

Ее создают органы местного самоуправления. Она выступает в роли объектового отряда, несет службу на определенной территории. Чтобы пожарная охрана выехала в другой район, необходимо особое распоряжение.

Выполняет команда такие задачи:

  • ведет профилактические противопожарные меры на вверенной территории;
  • если возникает возгорание – ликвидирует его, спасая людей, их имущество;
  • разрабатывает комплексные меры для противостояния ЧС.

Местное самоуправление своим решением может реорганизовать или ликвидировать эту структуру.

Ведомственная

Она создается федеральными органами исполнительной власти. Занимается обеспечением пожарной безопасности морских, речных, железнодорожных, других транспортных средств, а также построек.

Деятельность структуры, ликвидация, реорганизация, определена положением. Оно согласовывается с ГПС.

Частная

Частная пожарная охрана. Такие подразделения создают в различных населенных пунктах, городах, на предприятиях. Для получения услуг, касающихся пожарной безопасности, с этой структурой требуется заключить договор.

Ей, чтобы вести деятельность, необходимо взять лицензию. Она соответствует законодательству РФ.

Добровольная

Зачем нужна противопожарной службы

Такое общественное подразделение создают физические, юридические лица. Оно занимается профилактикой, тушением возгораний. Также добровольное объединение принимает участие в аварийно-спасательных работах.

В него вступают люди, имеющие понятие о пожарной безопасности.

Основные задачи

Кроме ликвидации возгораний различной сложности, у спасателей есть другие цели. Разберемся в этом детально.

Профилактика

Термин пожарная безопасность – это такое состояние различных охраняемых объектов, при котором, появление возгорания максимально минимизировано. А если произошло, то будет проведена его ликвидация.

Профилактические меры заключаются в следующем:

  • подготовка мероприятий, направленных на тушение огня, причин его появления с последующей реализацией;
  • создание условий, которые позволяют эвакуировать граждан, а далее их имущества, если возник пожар;
  • монтаж систем, дающих возможность обнаруживать возгорание либо дым;
  • установка сигнализации, автоматических средств, которые тушат огонь.

Главной целью мероприятий по профилактике является недопущение пожара. Еще сюда входит создание условий, чтобы для машин и личного состава не было преград.

Спасение людей и имущества

Основная задача пожарной охраны – это, при возникновении ЧС, сберечь жизнь, здоровье граждан. Их требуется эвакуировать с опасной зоны. Пути отхода определяет руководитель операции.

Для спасения людей применяются технические средства. Эвакуация граждан проводиться в таком случае:

  • если им угрожает ОФП;
  • при возможном взрыве либо обрушении;
  • люди не имеют возможности покинуть территорию ЧС;
  • будут применяться опасные огнетушащие вещества;

Методы спасения следующие:

  • вывод граждан с опасной зоны по задымленным путям, по которым самостоятельно уйти они не могут;
  • вынос на носилках либо на себе тех, кто не может передвигаться;
  • спуск по пожарным лестницам (стационарным, автоматическим или ручным), когда выходы отрезал огонь.

Только после мероприятий пожарный расчет занимается спасением имущества. Человеческая жизнь стоит на первом месте.

Тушение пожара

Что входит в обязанности противопожарной службы

В зависимости от классификации и вида возгорания, его ликвидируют такими способами:

  • механический срыв пламени. Для этого подается мощная струя воды со стационарного лафета либо машины. Используются огнетушители, подручные средства, включая ветки деревьев;
  • перекрытие доступа кислорода. На очаг набрасывают специальное полотно или кошму, заливают пеной, порошковыми составами, негорючими веществами;
  • химическое ингибирование. Вводят огнетушащие вещества специальными установками;
  • охлаждение. На очаг подается жидкость или различные солевые растворы;
  • разбавление. Для этого используют пар, туман, инертные газы;
  • полоса пожаротушения. На всех расстояниях, куда может достать огонь, поливают водой, кладут соль. Всеми возможными путями охлаждают близлежащие здания.

Кроме непосредственной ликвидации воспламенения, на территории, где оно распространяется, сливают горючие жидкости. Также устанавливается дополнительная оборона.

Другие

Представители пожарной службы охраны занимаются пропагандой. Хоть и второстепенная задача, но действенная.

Они информируют общество о проблемах безопасности. Доносят к населению необходимую информацию через СМИ. Посещают школы, университеты, другие учебные заведения, где проводят лекции.

Выводы

По закону Российской Федерации в государстве пять структур, на которых лежит ответственность за безопасность. Они отличаются между собой. У них одна цель – защита людей от пожара. Для этого они выполняют все, что в их силах. Но в огне не перестают гибнуть граждане. Это часто происходит по собственной вине. Требуется соблюдать технику пожарной безопасности как на производстве, так и в домашних условиях.

Специальные подразделения для устранения очагов возгорания, как пожарно-спасательная часть, также направлена на устранение возникшей чрезвычайной ситуации.

Нормы устанавливают общие требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при создании и функционировании пожарной охраны предприятий.

Министерство внутренних дел
Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА ПРЕДПРИЯТИЙ.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

МОСКВА 1996

Разработаны ГУГПС МВД России (Молчанов В.П., Дешевых Ю.И.) и ВНИИПО МВД России (Болодьян И.А., Угорелов В.А., Борисов В.Н.)

Внесены и подготовлены к утверждению отделом пожарной охраны объектов ГУГПС МВД России

Утверждены главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору

Введены в действие приказом ГУГПС МВД России от 30 апреля 1996 года № 19

Дата введения в действие 1 июля 1996 года

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Пожарная охрана предприятий. Общие требования

Industrial fire brigades. General reguirements

1.1. Настоящие Нормы устанавливают общие требования пожарной безопасности, подлежащие выполнению при создании и функционировании пожарной охраны предприятий.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

1.2. Создание и содержание пожарной охраны предприятий осуществляются за счет их собственных средств, а также в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(Измененная редакция. Изм. № 1 ).

1.3. Задачи пожарной охраны предприятия выполняются объектовыми подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) МВД России (по договорам) ведомственной пожарной охраной и дружинами (командами) добровольной пожарной охраны, а также другими организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности.

1.4. Допускается обслуживание одним подразделением пожарной охраны нескольких предприятий. При этом его общая численность и техническая оснащенность определяются в соответствии с требованиями настоящих норм с учетом производственных характеристик каждого предприятия.

1.5. В нормах используются следующие основные понятия:

личный состав пожарной охраны - сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие, работники ГПС и ведомственной пожарной охраны, а также члены дружин (команд) добровольной пожарной охраны и персонал предприятий, выполняющий задачи пожарной охраны;

объекты предприятия - здания, помещения, наружные установки, сооружения и территория предприятия;

последующая подготовка - боевая и специальная подготовка личного состава пожарной охраны;

тренировка - выполнение упражнений, моделирующих действия личного состава пожарной охраны по тушению пожара;

пригодность личного состава пожарной охраны -отсутствие физических, медицинских и возрастных противопоказаний для работы в пожарной охране;

документы предварительного планирования боевых действий - типовые схемы, планы боевых действий личного состава пожарной охраны, разработанные на основе прогнозирования развития пожара на предприятии;

эксплуатация пожарной техники - работы, связанные с ее использованием, техническим обслуживанием, ремонтом, учетом и хранением.

2.1. На пожарную охрану предприятий возлагаются задачи по организации предупреждения пожаров и их тушению.

2.1.1 Организация предупреждения пожаров включает в себя:

контроль за соблюдением на предприятии требований пожарной безопасности;

разработку и реализацию, в пределах предоставленной компетенции, мер пожарной безопасности.

2.1.2. Организация тушения пожаров регламентируется Боевым уставом пожарной охраны и другими документами, утвержденными в установленном порядке.

2.2. Тушение пожаров пожарной охраной предприятия, не оснащенной мобильной пожарной техникой в соответствии с настоящими нормами, осуществляется имеющимися на предприятии средствами пожаротушения.

2.3. Для решения возложенных на пожарную охрану предприятия задач должны быть разработаны необходимые документы, в том числе:

положение о пожарной охране предприятия, согласованное с ГПС;

должностные инструкции личного состава пожарной охраны;

график дежурства личного состава пожарной охраны;

схемы, планы расположения на предприятии участков (секторов) с указанием порядка наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия;

перечень пожарной техники и средств связи, а также порядок их эксплуатации;

расписание занятий по последующей подготовке личного состава пожарной охраны;

документы предварительного планирования боевых действий по тушению пожаров и взаимодействию со службами предприятия и подразделениями гарнизона пожарной охраны.

2.4. Документы, регламентирующие организацию деятельности пожарной охраны предприятия, рекомендуется разрабатывать применительно к нормативным и иным актам ГПС.

2.5. Численность пожарной охраны предприятия определяется в соответствии с настоящими нормами, с учетом сменности работы личного состава, необходимости его подмены на период отпусков и болезней.

2.6. В зависимости от штатной численности личного состава в организационную структуру пожарной охраны предприятия могут входить группы (структурные подразделения) по предупреждению пожаров, пожаротушению и ресурсному обеспечению.

При численности личного состава группы 8 и более человек в штат подразделения пожарной охраны вводят должности заместителя руководителя по указанным направлениям.

При численности личного состава пожарной охраны, находящегося на дежурстве, 2 и более человек вводят должности старших смен (начальников караулов).

Примерная организационная структура пожарной охраны предприятия приведена в прил. 2.

2.7. Структура и штаты объектовых подразделений ГПС определяются с учетом требований настоящих норм и типовых штатов, утвержденных в установленном порядке.

2.8. Численность группы, выполняющей задачи по предупреждению пожаров, определяется в соответствии с разд. 4 настоящих норм.

2.9. Количество и тип пожарных машин, другой пожарной техники, средств связи, а также необходимая численность личного состава пожарной охраны предприятия, осуществляющего дежурство на пожарных машинах, определяются в соответствии с разд. 5 настоящих норм.

2.10. Порядок введения в структуру пожарной охраны группы ресурсного обеспечения, состоящей из финансовых, кадровых работников, специалистов по обслуживанию пожарной техники и средств связи, определяется в соответствии с существующими нормативами.

2.11. При наличии в пожарной охране предприятия 2 и более подразделений, исходя из местных условий, создаются отряды пожарной охраны и службы пожаротушения.

3.1. Личный состав пожарной охраны должен быть пригоден к выполнению возложенных на него задач, а также должен иметь необходимые знания и навыки для осуществления должностных обязанностей.

3.2. Личному составу пожарной охраны необходимо проходить медицинское освидетельствование на предмет отсутствия физических и медицинских противопоказаний для работы в пожарной охране.

3.3. Личный состав пожарной охраны должен пройти соответствующее специальное первоначальное обучение по программам, утвержденным ГПС.

Личный состав пожарной охраны, не прошедший первоначальное обучение, к самостоятельной работе не допускается.

3.4. Последующая подготовка личного состава пожарной охраны осуществляется руководителем пожарной охраны предприятия. Программа последующей подготовки согласовывается с начальником гарнизона пожарной охраны.

В ходе последующей подготовки личный состав должен изучать документы, регламентирующие организацию работы по предупреждению пожаров и их тушению, эксплуатации пожарной техники, а также пожарную опасность обслуживаемых объектов предприятия и правила по охране труда.

Программа последующей подготовки должна предусматривать проведение теоретических и практических занятий.

3.5. Последующая подготовка должна планироваться таким образом, чтобы весь личный состав пожарной охраны не менее одного раза в квартал практически отрабатывал действия по тушению условных пожаров на предприятии с использованием имеющейся в его распоряжении пожарной техники. Подразделения пожарной охраны предприятия должны участвовать не реже одного раза в год в тренировках в составе гарнизона пожарной охраны.

3.6. Руководитель пожарной охраны предприятия должен иметь:

высшее или среднее специальное образование пожарно-технического профиля;

высшее или среднее специальное образование и стаж работы в пожарной охране на должностях начальствующего состава не менее пяти лет.

3.7. Руководящему составу пожарной охраны необходимо проходить обучение на курсах повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

3.8. Специальное первоначальное обучение и повышение квалификации личного состава пожарной охраны должны осуществляться в пожарно-технических учебных заведениях МВД России, учебных центрах и пунктах ГПС за счет средств предприятий.

3.9. Личный состав пожарной охраны, выполняющий работы по эксплуатации пожарных машин, изолирующих противогазов и средств связи, должен иметь соответствующую квалификацию.

4.1. Личным составом пожарной охраны для осуществления работы по предупреждению пожаров организуется наблюдение за противопожарным состоянием объектов предприятия.

4.2. Для организации наблюдения за противопожарным состоянием территория предприятия, его здания и сооружения делятся на участки (секторы). Маршруты обхода участков (секторов) следует планировать таким образом, чтобы периодичность контроля объектов предприятия не превышала времени, указанного в табл. 1.

Порядок организации наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия

Группа сложности объектов предприятия

Критерии отнесения объектов
предприятия к соответствующей
группе сложности

Периодичность контроля
(час)

Рекомендуемая площадь участка (сектора), м 2

Объекты предприятия, более 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категории А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты использования атомной энергии

Объекты предприятия, до 50 % площади застройки которых занимают здания и помещения, отнесенные по взрывопожарной и пожарной опасности к категории А, Б и В1-В4, а также объекты предприятия, имеющие открытые технологические установки и сооружения, в процессе производства которых обращаются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (газы); объекты энергетики; открытые площадки для хранения и переработки сгораемых материалов; объекты культуры, здравоохранения, социально-бытовой сферы; научные учреждения, гостиницы, административные здания

4.3. Периодичность контроля объектов предприятия, оборудованных автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации, может увеличиваться на 50 % от установленного.

4.4. Для наблюдения за противопожарным состоянием объектов предприятия допускается использование не более 30 % численности личного состава, осуществляющего дежурство на пожарных машинах.

4.5. Общая численность личного состава пожарной охраны, выполняющего обязанности по предупреждению пожаров, устанавливается в зависимости от количества участков на предприятии.

5.1. Для выполнения функций по тушению пожаров пожарная охрана предприятия оснащается пожарной техникой и средствами связи.

Перечень необходимой для этих целей техники и ее виды определяются предприятием в соответствии с настоящими нормами.

При оснащении пожарной техникой объектовых подразделений ГПС учитываются также утвержденные в установленном порядке нормы положенности пожарной техники, средств связи и другого оборудования.

5.2. Пожарная охрана оснащается пожарными машинами при:

удаленности объектов промышленного предприятия от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние 1 , превышающее установленное СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий";

1 Расстояние определяется по пути следования от места дислокации подразделения пожарной охраны до наиболее удаленного здания сооружения предприятия по дорогам общего пользования или проездам.

удаленности объектов предприятий (не отнесенных к категории промышленных) от места дислокации территориальных подразделений ГПС на расстояние более 3 км в городах и более 12 км в сельской местности;

отсутствии в гарнизоне пожарной охраны количества пожарных машин, необходимого для обеспечения подачи воды на нужды пожаротушения на предприятии.

Методика определения требуемого количества пожарных машин приведена в прил. 3.

5.3. Количество пожарных машин, необходимое для тушения пожаров на объектах предприятия, определяется исходя из расхода воды на наружное пожаротушение в соответствии с действующими нормами и правилами с учетом тактико-технических данных пожарных машин 2 , приведенных в табл. 2.

2 Тактико-технические данные пожарных машин приведены с учетом их оснащения типовым комплектом пожарно-технического вооружения.

Тактико-технические данные пожарных машин

Максимальный расход воды (л/с) при численности личного состава пожарной охраны чел.

Пожарный автонасос, с производительностью пожарного насоса 40 л/с и более

Пожарная автоцистерна с производительностью пожарного насоса 40 л/с и более

Пожарная автоцистерна с производительностью пожарного насоса 40 л/с и более

5.4. Для тушения пожаров на предприятиях, на которых в технологических процессах обращаются взрывопожароопасные, пожароопасные вещества и материалы и для их тушения требуются повышенный расход воды, применение огнетушащих порошков и/или газов, а также в целях обеспечения работы личного состава на высоте пожарная охрана должна быть оснащена специальными пожарными машинами: пожарной автонасосной станцией, рукавным пожарным автомобилем, пожарным автомобилем водопенного тушения, автомобилем порошкового пожаротушения, пожарным автомобилем газового тушения, пожарной автолестницей (автоподъемником).

5.5. Количество и тип специальных пожарных автомобилей, тактико-технические данные пожарных машин, не указанных в табл. 2, определяются по согласованию с территориальными органами управления ГПС.

5.6. Численность личного состава пожарной охраны, необходимая для работы на пожарных машинах, определяется исходя из тактико-технических данных находящихся на вооружении пожарных автомобилей.

5.7. При численности находящегося на дежурстве личного состава пожарной охраны предприятия 3 и более человек для выполнения работ по эвакуации людей и тушению пожара в непригодной для дыхания среде личный состав должен быть обеспечен изолирующими противогазами или противогазами на сжатом воздухе.

Количество противогазов определяется с учетом возможностей их индивидуального или группового использования и 100 - процентного резерва.

Порядок эксплуатации противогазов должен соответствовать рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей.

5.8. Для организации управления пожарной охраной на предприятии создается система связи, которая должна обеспечивать:

немедленный вызов личного состава пожарной охраны для тушения пожара;

передачу распоряжений личному составу пожарной охраны, получение информации с места пожара;

руководство тушением пожара и взаимодействие с гарнизоном пожарной охраны. Для этого на предприятии должен быть организован пункт связи, личный состав пожарной охраны оснащен достаточным количеством средств радиосвязи (мобильные и носимые радиостанции, пейджеры и т.п.).

5.9. Пункт связи должен быть обеспечен прямым каналом связи (телефон, радио) с центром управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны. Персонал, выполняющий обязанности по обеспечению связи, должен знать правила ее эксплуатации и порядок действий в случае получения информации о пожаре.

5.10. Пожарные автомобили должны быть обеспечены мобильной и двумя носимыми радиостанциями. Носимыми средствами связи должны быть обеспечены также руководитель тушения пожара и личный состав, осуществляющий дежурство и по условиям работы находящийся вне места постоянной дислокации пожарной охраны предприятия.

5.11. Личный состав пожарной охраны, находящийся на дежурстве, должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты, а также ручным пожарным инструментом, групповыми и индивидуальными электрическими фонарями.

Исходя из местных условий личный состав пожарной охраны обеспечивается приборами радиационной разведки и дозиметрического контроля, а также химического контроля и газового анализа.

5.12. Пожарная техника, имеющаяся на вооружении пожарной охраны предприятий, должна размещаться, эксплуатироваться в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.009-83 "Пожарная техника для защиты объектов".

5.13. Пожарные машины должны быть размещены в пожарных депо, выполненных в соответствии с НПБ 101-95 "Нормы проектирования объектов пожарной охраны". Размещение пожарных депо и их количество должны соответствовать требованиям СНиП II-89-80* "Генеральные планы промышленных предприятий".

Приложение 2 считать Приложением 1 (Измененная редакция. Изм. № 1 ).

ПРИМЕРНАЯ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА
ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Пожарная охрана

Определение, задачи, классификация

Итак, пожарная охрана – это объединение организаций, подразделений, органов управления, направленные на борьбу с возгораниями. Основные ее задачи:

  1. Предотвращение возгораний.
  2. Спасение и защита людей, имущества, ценностей.
  3. Локализация, тушение пожаров.

Согласно федеральному закону № 69-ФЗ пожарная охрана России подразделяется на следующие виды:

  • государственная противопожарная служба;
  • ведомственная пожарная служба (ПО);
  • муниципальная;
  • частная;
  • добровольная.

Государственная противопожарная служба (ГПС) является частью МЧС России. Она подразделяется на федеральную ПС и ПС субъектов РФ.

Прежде, чем основательно разберем все виды, познакомимся с историей создания службы тушения огня.

История образования пожарной службы в России

Древесина — одна из самых больших ценностей нашей страны. Русские строили из дерева дома, деревни, села, города. Всем хороша древесина, но это очень горючий, легко воспламеняемый материал. Огонь всегда был главным врагом наших предков. Что уж говорить о всей Руси, если Москва сгорала более, чем 100 раз.

Тушение пожаров на Руси

Тушение пожаров на Руси

Городской наказ содержал сведения о количестве тушителей, финансировании их деятельности. Он обязывал служивых нести дежурство, а нарушители правил обращения с огнем подвергались наказанию. За 369 лет развития служба ПО появилась в каждом селе, городе, крупных предприятиях, а 30 апреля отмечается день ПО России.

Федеральная противопожарная служба (ФПС)

Вся деятельность ФПС подчиняется Положению (Постановление правительства № 385 от 20.06.2005 года). Структура ФПС состоит из:

  • подразделений центрального аппарата МЧС и региональных органов гражданской обороны (ГО); ;
  • образовательных учреждений МЧС;
  • научных организаций МЧС;
  • пожарно-спасательных подразделений ФПС для закрытых территориальных образований, особо важных и режимных учреждений, организаций.
  1. Государственный пожарный надзор. Уполномоченные представители посещают поднадзорные объекты, проверяют их деятельность, выявляют нарушения противопожарного режима, проводят расследование по этим нарушениям, составляют протоколы, акты, постановления, предостережения, то есть ведут дело об административных нарушениях. Кроме того, информация о нарушениях учитывается статистикой.
  2. Профилактика пожаров. Как правило, это огромный комплекс мероприятий, направленный на предупреждение возгораний, создание путей эвакуации, создание систем оповещения и пожаротушения.
  3. Тушение возгораний на поднадзорных объектах.
  4. Научные исследования, направленные на улучшение противопожарной безопасности. Огромное значение имеют испытательные лаборатории, которые изучают новые материалы на горючесть, токсичность, дымообразование и другие показатели. Научные работы выполняют не только специалисты в области пожарной безопасности. Многие НИИ предоставляют свои противопожарные выводы при выполнении своей научной работы.
  5. Образовательная деятельность. В первую очередь это относится к воспитанию специалистов (подготовка, переподготовка, повышение квалификации) и обучение должностных лиц. При этом решаются вопросы, связанные с обеспечение противопожарной грамотности населения.

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

По договоренности с федеральными структурами выполняются и другие важные функции:

  1. анализ безопасности, прогнозирование возгораний;
  2. ведение статистического учета;
  3. участие в научной работе и создании новых нормативных актов (законов, положений, постановлений);
  4. обеспечение противопожарной грамотности;
  5. участие в региональных программах.

Кроме этого, ПС субъектов РФ сотрудничает с ведомственными, добровольными ПО.

Если ФПС существует за счет государственного обеспечения, то финансирование ПС краев, областей, республик происходит за счет:

  • бюджета субъекта РФ;
  • целевых средств, выделенных для проведения региональных программ;
  • денежных средств от оказания платных услуг;
  • пожертвований, взносов, не противоречащих законам России.

Муниципальная ПО

Муниципальный вид ПО образуется на территории с местным самоуправлением. Местная администрация работает в соответствии с законодательством России, законов субъекта РФ, с учетом этнических, экономических, исторических особенностей, местных традиций. Она имеет право самостоятельно определять порядок создания, организации муниципальной ПО, ее цели и задачи, взаимоотношения с другими видами пожарной службы России.

Тем не менее, это тоже не означает полной независимости от государственной власти. Муниципальная ПО находится в оперативном подчинении пожарной службы МЧС России, которая привлекает ее к тушению огня. Кроме того, муниципальная ПО входит в состав гарнизона пожарной охраны (это определение означает совокупность, комплекс всех органов управления и подразделений пожарной службы, находящихся на определенной территории).

Финансирование деятельности этого вида ПО происходит соответственно из муниципального бюджета.

Ведомственная ПО

Согласно закону ведомственные ПО создают федеральные органы исполнительной власти РФ. Федеральные органы исполнительной власти – это министерства с подчиненными им службами, агентствами, надзорами. Ведомственная ПО не территориальное образование, она организуется в сфере, ограниченной определенной деятельностью.

Пожарная охрана на железнодорожном транспорте

Пожарная охрана на железнодорожном транспорте

Например, транспортные ПО. Они обеспечивают безопасность при эксплуатации железнодорожных, речных, морских, воздушных транспортных средств. Также существует ведомственная ПО Вооруженных Сил, которая обеспечивает безопасность военных объектов. Еще один вид – консульская и дипломатическая ПО, так как представительства за рубежом являются территорией России и работают в соответствии с российским законодательством.

Ведомственная ПО осуществляет свою деятельность на средства своего ведомства. Отдельные подразделения часто контролируют предприятия своей отрасли. Основные функции и задачи направлены на профилактику и тушение пожаров. Подразделения контролирую противопожарный режим и в случае выявленных нарушений имеют право остановить производственную деятельность до момента устранения замечаний.

Частная ПО

По сути Частная ПО является коммерческой организацией. Организовать деятельность Частной ПО может юридическое лицо, обладающее лицензией МЧС России на выполнении услуг пожарной службы. Такие компании заключают договора на предоставление услуг по обеспечению противопожарной безопасности. Перечень услуг может быть следующим:

  1. Тушение пожара.
  2. Профилактика и контроль.

На первый взгляд функции те же, что и в других видах ПО, но здесь есть своя специфика. Частная ПО работает с определенными объектами на условиях заказчика. Нередко у заказчика возникает потребность в специалистах, личном составе, при этом автомобильный парк и средства пожаротушения собственные. Пожарные по договору должны привести технику в рабочее состояние, проводить техническое обслуживание. Они должны контролировать противопожарный режим и выполнять еще целый комплекс других обязанностей.

Почему на территории Российской Федерации наряду с другими видами охраны появилась Частная ПО? Ответ очевиден, это выгодно большим предприятиям. Содержание собственного штата вылетает в копеечку. Личный состав нужно обучать, снабжать полным социальным обеспечением, поощрять денежными премиями и т.д. А Частные ПО нередко выигрывают в споре за клиентов за счет демпинга (снижения стоимость услуг).

При этом нельзя сказать, что услуги выполняются некачественно. Скорее наоборот, договорные отношения позволяют жестко контролировать деятельность, выставлять претензии, начислять штрафы. Кроме того, специалисты в них высокой квалификации, так как нередко в такие организации идут работать пенсионеры государственной противопожарной службы, то есть вполне здоровые мужчины с большим опытом.

Частные ПО также взаимодействуют с федеральными службами, входят в состав пожарного гарнизона. Они выезжают на тушение пожаров в соответствии с планами привлечения сил и средств.

Добровольная ПО

Добровольцем называется человек, который выполняет определенную деятельность по собственному желанию, можно сказать – по велению души, при этом, не рассчитывая на материальное вознаграждение. Добровольная ПО на предприятиях создается с привлечением добровольцев, которые изъявили желание вступить в борьбу с возгоранием. Потребность в организации добровольной пожарной дружины (ДПД) может возникать по таким соображениям:

  • Предприятие находится в черте города, но проезд затрудняется пробками, неудобными транспортными развязками, узкими дорогами и т.д.
  • Предприятие находится в сельской местности: при нормативе приезда на возгорание в 20 минут после вызова, имущество успевает сгореть.

Сами пожарные часто советуют начинать тушение пожара до приезда спасателей, ведь дорога каждая секунда. Поэтому создается отряд, члены которого выполняют следующие функции:

  1. Следят за соблюдением противопожарного режима.
  2. Проверяют системы оповещения и тушения.
  3. При возгорании оказывают первую помощь пострадавшим, организуют эвакуацию, используют имеющиеся средства тушения.

Добровольцы обязательно проходят обучение, принимают участие в учениях, в том числе совместных с государственной ПС.

Популярное пожелание пожарных

Популярное пожелание пожарных

Заключение

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров (см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) , их тушения (см. ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ) и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ (см. АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ) [1].

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров ( см. ПОЖАРНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) ;

спасание людей и имущества при пожарах ( см. ПОЖАР);

организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды :

Государственная противопожарная служба

Муниципальная пожарная охрана

Ведомственная пожарная охрана

Частная пожарная охрана

Добровольная пожарная охрана.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА - составная часть сил обеспечения безопасности личности, общества и государства от пожаров. Является основным видом пожарной охраны в РФ и координирует деятельность других видов пожарной охраны. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА входит в состав МЧС России с 2002.

В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОТИВОПОЖАРНУЮ СЛУЖБУ ВХОДЯТ:

Федеральная противопожарная служба;

структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (см. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ) , осуществляющие управление и координацию деятельности Федеральной противопожарной службы;

органы исполнительной власти и подведомственные им государственные учреждения;

пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, судебно-экспертные учреждения;

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в организациях (объектовые подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в населённых пунктах (территориальные подразделения);

подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на договорной основе (договорные подразделения федеральной противопожарной службы ) ;

Противопожарная служба субъектов РФ.

Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности федеральной противопожарной службы определяются положением о федеральной противопожарной службе, утверждаемым в установленном порядке [1].

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – вид пожарной охраны, создаваемый органами местного самоуправления для предупреждения и тушения пожаров на территории муниципальных образований.

Органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением д ля организации пожаротушения на своей территории имеют право на создание Муниципальной пожарной охраны [2].

Муниципальная пожарная охрана финансируется за счёт средств местных бюджетов, а также иных не запрещенных законодательством РФ источников.

Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности Муниципальной пожарной охраны, порядок её взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления [1].

В действовавшем до 2003 года законодательстве одним из вопросов местного значения являлась организация Муниципальной пожарной охраны. Новый закон отнёс к категории вопросов местного значения лишь обеспечение первичных мер ПБ в населённом пункте муниципального образования.

Первая в России муниципальная пожарная часть была создана летом 2007 года на базе пожарного депо Ярославского судостроительного завода.

Создание Муниципальной пожарной охраны является правом, а не обязанностью местного самоуправления. Муниципальная пожарная охрана может создаваться лишь при наличии достаточных средств в местных бюджетах, что присуще крупным поселениям и городским округам, в которых, как правило, уже имеется Государственная противопожарная служба. Небольшие поселения зачастую являются дотационными и не в состоянии создать собственную Муниципальную пожарную охрану.

ВЕДОМСТВЕННАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - вид пожарной охраны, которую могут создавать федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения ПБ.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений Ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в обл. ПБ.

При выявлении нарушения требований пожарной безопасности (см. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ) , создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей в подведомственных организациях, Ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить полностью или частично работу организаций (отдельных производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отд. видов работ.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности при эксплуатации воздушных, морских, речных и ж.-д. транспортных средств, а также плавающих морских и речных средств и сооружений осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Контроль за обеспечением пожарной безопасности дипломатических и консульских учреждений РФ, а также представительств РФ за рубежом осуществляется в соответствии с законодательством РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций личному составу осуществляется их учредителями за счёт собственных средств [1].

ЧАСТНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА - один из видов пожарной охраны в РФ. Частная пожарная охрана создается в населённых пунктах и организациях и оказывает услуги по обеспечению ПБ на основе заключаемых с предприятиями договоров. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений Частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

К Частной пожарной охране следует относить и подразделения пожарной охраны, создаваемые юридическими лицами — хозяйствующими субъектами, основанными на праве частной собственности, которые защищают собственника без заключения договора. Относить такие формирования к ведомственной пожарной охране ошибочно.

Организационно-штатная структура, задачи, функции, организация работы Частной пожарной охраны, специализация и виды выполняемых работ, порядок привлечения сил и средств пожарной охраны, требования к личному составу и технике Частной пожарной охраны определяются Положением о частной Пожарной охране и Уставом организации.

В Российской Федерации деятельность по тушению пожаров требует наличия лицензии. Частная пожарная охрана вправе заниматься уставной деятельностью с момента получения лицензии на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров до истечения срока её действия. Нормативы численности и технической оснащённости Частной пожарной охраны устанавливаются её собственником самостоятельно [4].

Участие в тушении пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, взаимодействие с подразделениями Государственной противопожарной службы и других видов ПО регламентируются специальными инструкциями и указаниями, соглашениями и договорами [1].

Выезд на тушение за пределы объекта возможен только при согласовании расписания выезда для населенного пункта руководителем защищаемой организации. В случае отказа от согласования, руководители частной пожарной охраны не несут никакой ответственности и не обязаны выезжать на возникающие вне обслуживаемых объектов пожары [4].

ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Подразделения Добровольной пожарной охраны создаются в виде дружин (Добровольная пожарная дружина – ДПД, подразделение, не имеющее на вооружении выездной пожарной техники или мотопомп) или команд (Добровольная пожарная команда – ДПК, подразделение, имеющее на вооружении выездную пожарную технику и (или) мотопомпы). Те и другие могут быть территориальными или объектовыми.

Команды Добровольной пожарной охраны подразделяются на разряды:

Первый – с круглосуточным дежурством добровольных пожарных в составе дежурного караула (боевого расчёта) в спец. здании (помещении);

Второй – с круглосуточным дежурством только водителей пожарных машин и нахождением остального состава дежурного караула (боевого расчёта) по месту работы (учёбы, жительства).

Создание и деятельность Добровольной пожарной охраны осуществляются в соответствии с принципами:

1) равенства перед законом общественных объединений пожарной охраны независимо от их организационно-правовых форм;

2) добровольности, равноправия и законности деятельности добровольной Добровольной пожарной охраны;

3) свободы в определении внутренней структуры добровольной Добровольной пожарной охраны, целей, форм и методов деятельности Добровольной пожарной охраны;

4) гласности и общедоступности информации о деятельности Добровольной пожарной охраны;

5) готовности подразделений Добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных к участию в профилактике и (или) тушении пожаров, проведении аварийно-спасательных работ и оказанию первой помощи пострадавшим;

6) приоритетности спасения людей и оказания первой помощи пострадавшим при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

7) обоснованного риска и обеспечения безопасности добровольных пожарных при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Основными задачами Добровольной пожарной охраны в области пожарной безопасности являются:

осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах, проведении аварийно-спасательных работ и оказание первой помощи пострадавшим;

участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ [3].

Наряду с подразделениями Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) добровольчество предусматривает участие граждан на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности проффесиональных подразделений пожарной охраны по предупреждению и тушению пожаров. Добровольными пожарными могут быть физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет и способные по состоянию здоровья исполнять обязанности, связанные с участием в профилактике пожаров и (или) участием в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.

Личный состав добровольной пожарной охраны включает в себя работников добровольной пожарной охраны, состоящих на должностях, предусмотренных штатным расписанием, и добровольных пожарных.

Подразделения Добровольной пожарной охраны (дружины, команды) в населённых пунктах создаются по инициативе граждан и (или) общественных объединений по согласованию с администрацией органа местного самоуправления, на предприятиях – решением их собственников (рук) [7].

Для личного состава Добровольной пожарной охраны учредителем (учредителями) соответствующих общественных объединений пожарной охраны могут быть установлены знаки отличия и форма одежды.

Гражданский Кодекс Российской Федерации ч.1 ст. 49.

Цечоев Х.И., Кочережникова А.О Гражданско-правовые основы регулирования деятельности частной пожарной охраны//Безопасность. Чрезвычайные ситуации, 2014.

Микеев А.К. Добровольная пожарная охрана. М., 1987;

Савельев П. С. Пожарные добровольцы России. V. 1992;

Читайте также: