Назначение элементов рельсовой цепи кратко

Обновлено: 17.05.2024

Рельсовой цепью называют совокупность рельсовой линии и аппаратуры, подключаемой к ней вначале и в конце. Они являются основным элементом многих устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. С помощью рельсовых цепей определяется свободность блок-участков на перегонах и станционных участков; контролируется целостность рельсовых нитей; передается информация о показаниях путевых светофоров на локомотив для работы автоматической локомотивной сигнализации; исключается перевод стрелок в устройствах электрической централизации при движении по ним подвижных единиц; осуществляется сигнализация о приближении поездов к переездам и управление автошлагбаумами; контролируется на диспетчерском посту и на посту дежурного по станции состояние блок-участков на перегонах и приемо-отправочных путях [1].

Основными элементами рельсовой цепи являются: аппаратура питающего конца, аппаратура релейного конца и рельсовая линия. Рельсовая линия состоит из изолирующих стыков, стыковых соединителей, рельсовых звеньев (Рисунок 1).

1 – рельсовые нити; 2 - стыковые соединители; 3 – изолирующие стыки;

Рисунок 1 - Схема рельсовой цепи

Рельсовые нити служат для пропускания тока. Аппаратура питающего конца питает рельсовые цепи. Для электрического разделения смежных рельсовых цепей используются изолирующие стыки, а стыковые соединители служат для стабилизации сопротивления рельсовых нитей.

Аппаратура питающего конца состоит из регулируемого резистора, ограничивающего ток источника питания от короткого замыкания при нахождении поезда на питающем конце рельсовой цепи, аккумулятора и выпрямителя. Аппаратура релейного конца содержит путевое электромагнитное реле, расположенное в релейном шкафу. Главной задачей путевого реле является замыкание фронтовых контактов, при наличии на его обмотках тока срабатывания и тыловых контактов, при снижении тока до значения, при котором происходит отпускание якоря [1].

Рельсовой цепью называетсяэлектрическая цепь, проводниками которой служат рельсовые нити пути. Рельсовые цепи являются основным элементом всех устройств железнодорожной автоматики и телемеханики: автоблокировки, автоматической локомотивной сигнализации, электрической централизации стрелок и сигналов, диспетчерского контроля движения поездов, автоматической переездной сигнализации и ряда других систем

Назначение: рельсовые цепи служат для контроля свободного или занятого состояния участка пути на перегонах и станциях, контроля целостности рельсовых линий, передачи кодовых сигналов с путевых устройств на локомотив и между путевыми устройствами.

Классификация РЦ:

1. По принципу действия:

- нормально замкнутые;

- нормально разомкнутые.

Под нормальным состоянием рельсовой цепи подразумевается такое состояние, когда рельсовая цепь свободна от подвижного состава.

В нормально замкнутой рельсовой цепи путевое реле и источник питания включены на разных ее концах. Поэтому при свободном состоянии рельсовой цепи путевое реле находится под током, контролируя свободность рельсовой цепи и исправность всех ее элементов, а при занятии рельсовой цепи подвижным составом реле отпускает якорь, чем фиксируется ее занятость.

В нормально разомкнутой рельсовой цепи путевое реле нормально не возбуждено, т.к. источник питания и само путевое реле размешаются на одном конце рельсовой цепи. Прохождение тока и возбуждение путевого реле происходит только при нахождении на рельсовой цепи поезда. При свободном состоянии в нормально разомкнутой рельсовой цепи исправность элементов не контролируется, поэтому такие рельсовые цепи применяются лишь на сортировочных горках и в схемах фиксации проследования поезда в системах полуавтоматической блокировки.

Т.к. в нормально замкнутой рельсовой цепи при свободном ее состоянии имеется контроль исправности всех ее элементов, то такие рельсовые цепи являются основным видом рельсовых цепей в устройствах автоматики и телемеханики, и дальнейшая классификация рельсовых цепей будет относиться к нормально замкнутым рельсовым цепям.

2. По роду питающего тока:

- постоянного тока;

- переменного тока.

Рельсовые цепи постоянного тока применяются только на участках с автономной тягой.

Рельсовые цепи переменного тока получили наибольшее распространенно. Они применяются как на участках с электрической тягой, так и с автономной. Рельсовые цепи переменного тока различаются между собой частотой подаваемого в рельсы сигнального тока.

При электротяге постоянного тока в качестве сигнального тока в рельсовых цепях переменного тока используется ток частотой 50 Гц. На участках с электротягой переменного тока применяются рельсовые цепи с частотой сигнального тока 25 или 75 Гц.

3. По способу подачи сигнального тока в рельсы различают РЦ с:

- непрерывным питанием;

- импульсным питанием;

- кодовым питанием.

В РЦ с непрерывным питанием при свободной РЦ сигнальный ток непрерывно поступает в рельсы, и ПР находится в возбужденном состоянии. В РЦ с импульсным питанием при свободной РЦ сигнальный ток поступает в рельсы периодически равномерными импульсами и путевое реле работает в импульсном режиме. В рельсовых цепях с кодовым питанием при свободной РЦ сигнальный ток поступает в рельсы в виде кодового сигнала, содержащего один, два или три импульса различной продолжительности, и путевое реле работает в кодовом режиме в такт принимаемым кодам.

4. По способу пропуска обратного тягового тока в обход изолирующих стыков различают:

- двухниточные;

- однониточные.

В двухниточных рельсовых цепях обратный тяговый ток протекает по обеим рельсовым нитям. Для этого по обе стороны изолирующего стыка между рельсовыми нитями включаются два дроссель - трансформатора. Их средние точки соединяют между собой перемычкой, обеспечивая пропуск обратного тягового тока в обход изолирующих стыков. Такие двухниточные рельсовые цепи обеспечивают работу автоматической локомотивной сигнализации и меньше подвержены влиянию тягового тока. Поэтому они применяются на кодируемых путях станций и на перегонах.

B однониточных рельсовых цепях тяговый ток пропускается по одной рельсовой нити пути. Для пропуска тягового тока между нитями, относящимися к смежным рельсовым цепям, устанавливаются косые тяговые соединители К. Однониточные рельсовые цепи наиболее подвержены влиянию тягового тока, что снижает надежность их работы. Такие рельсовые цепи применяют на станциях па неответственных путях при длине рельсовой цепи до 500 м.

Основные элементы:

- источник питания – трансформатор и аккумуляторная батарея;

- стыковые соединители – стальные (автономная тяга) и медные (электрифицированные участки); штепсельные и приварные;

- изолирующие стыки для электрического разделения смежных рельсовых цепей;

- путевое реле, установленное в релейном шкафу, и регулируемый резистор;

- кабельные стойки, через которые путевое реле и источники питания подключаются к рельсовым нитям.

Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Тест Тулуз-Пьерон (корректурная проба): получение информации о более общих характеристиках работоспособности, таких как.

Рельсовая цепь представляет собой электрическую цепь, в которой имеется источник питания и нагрузка (путевое реле), а проводниками электрического тока служат рельсовые нити железнодорожного пути.

Содержание

Устройство и принцип действия

Рельсовые цепи служат для контроля свободного или занятого состояния участка пути на перегонах и станциях, контроля целостности рельсовых линий, передачи кодовых сигналов с путевых устройств на локомотив и между путевыми устройствами.

Параметры рельсовых цепей

При передаче сигнального тока от источника питания к путевому реле, часть энергии теряется за счёт падения напряжения на сопротивлении рельсовых нитей и утечек тока через сопротивление изоляции. Сопротивление изоляции рельсовой цепи зависит от типа балласта и шпал, их загрязнения, температуры и влажности окружающей среды, зазора между балластом и подошвами рельса и практически не изменяется при изменении частоты сигнального тока от 0 до 2000 Гц. Хорошими изоляционными свойствами обладают щебень и гравий, худшими — песок. Железобетонные шпалы имеют меньшее сопротивление по сравнению с деревянными, поэтому подошвы рельсов изолируются от них резиновыми прокладками. Установлена норма минимального удельного сопротивления изоляции для всех видов балласта — 1 Ом·км. В зимнее время сопротивление изоляции может достигать 100 Ом·км.

Удельное сопротивление рельсовой цепи зависит от частоты сигнального тока и увеличивается от 0,5 Ом/км при частоте 25 Гц до 7,9 Ом/км при частоте 780 Гц. Для стабилизации сопротивления рельсовых нитей, состоящих из звеньев, скреплённых накладками, на токопроводящих стыках устанавливаются стыковые соединители.

Виды рельсовых цепей

По принципу действия рельсовые цепи разделяются на нормально-замкнутые и нормально-разомкнутые. В нормально-замкнутых рельсовых цепях, при свободном состоянии контролируемого участка, путевое реле находится под током, контролируя свободность участка и исправность всех элементов. В нормально-разомкнутых рельсовых цепях, при свободном состоянии контролируемого участка, путевое реле находится в обесточенном состоянии. Преимуществами нормально-разомкнутых рельсовых цепей являются более высокое быстродействие при фиксации занятости контролируемого участка пути (так как реле быстрее притягивает якорь, чем отпускает) и меньший расход кабеля (поскольку питающий и релейный конец рельсовой цепи совмещены). Однако в нормально-разомкнутых рельсовых цепях не контролируется исправность элементов и целостность рельсовых нитей, поэтому они применяются только на сортировочных горках.

Существуют три основных режима работы нормально-замкнутых рельсовых цепей:

  • нормальный — рельсовая цепь свободна от подвижного состава;
  • шунтовой — хотя бы одна колёсная пара подвижного состава находится на рельсовой цепи;
  • контрольный — нарушена целостность рельсовой цепи.

В нормальном режиме сигнальный ток протекает по рельсовым нитям от источника к путевому реле, фронтовые контакты которого замыкаются, чем фиксируют свободность контролируемого участка. В шунтовом режиме рельсовые нити замыкаются между собой через малое сопротивление колёсных пар, резко уменьшается сила тока, протекающего через путевое реле, которое размыкает фронтовые контакты и замыкает тыловые, чем фиксирует занятость контролируемого участка. В контрольном режиме ток через путевое реле уменьшается (но не до нуля, из-за распространения тока через балласт в обход места разрыва), в результате чего фиксируется занятость контролируемого участка.

Для питания рельсовых цепей может использоваться постоянный или переменный сигнальный ток. Рельсовые цепи постоянного тока применяются на участках с автономной тягой, переменного — на участках, как с автономной, так и с электрической тягой.

Режим питания рельсовых цепей может быть:

  • непрерывный — используется в рельсовых цепях, контролирующих станционные пути и стрелочные переводы; рельсовые цепи могут дополняться аппаратурой кодирования (при этом кодирование рельсовой цепи включается при определении её занятости);
  • импульсный — применяется для питания рельсовых цепей постоянным током;
  • кодовый — применяется в системах кодовой автоблокировки на перегонах.

В рельсовых цепях используются одноэлементные, двухэлементные, электронные и микропроцессорные путевые реле. Двухэлементные (фазочувствительные) реле имеют путевую обмотку, включенную в рельсовую цепь и местную обмотку. Срабатывание реле происходит при одинаковой частоте тока в путевой и местной обмотке и сдвиге фаз между ними на определённый угол. Достоинством фазочувствительных реле является надёжная защита от влияния тягового тока и других помех.

Для контроля занятости стрелочных переводов используются разветвлённые рельсовые цепи, которые могут иметь два или три путевых реле.

Разделение смежных рельсовых цепей

Для разделения смежных рельсовых цепей на границах контролируемых участков устанавливаются изолирующие стыки. При повреждении (сходе) изолирующих стыков должно быть исключено влияние источника питания одной рельсовой цепи на путевое реле смежной цепи, путевые реле обеих цепей должны фиксировать ложную занятость. Для этого в рельсовых цепях с непрерывным питанием при использовании постоянного тока чередуется полярность источников питания смежных цепей, при использовании переменного тока — чередуются фазы. Контроль схода стыка в кодовых рельсовых цепях осуществляется схемным путём.

Тональные рельсовые цепи на перегонах работают без изолирующих стыков. Взаимные влияния исключаются применением на смежных участках сигналов с различными несущими частотами и частотами модуляции.

Канализация обратного тягового тока

Обратный тяговый ток может пропускаться по одной нити рельсовой цепи (однониточные цепи) или по двум рельсовым нитям (двухниточные цепи). В двухниточных рельсовых цепях для пропуска тока в обход изолирующего стыка используются дроссель-трансформаторы. Возникающая, вследствие неравенства сопротивления нитей или сопротивления изоляции, асимметрия тягового тока оказывает неблагоприятное воздействие на работу АЛСН и не должна превышать 15 А. Однониточные рельсовые цепи проще двухниточных, так как в них отсутствуют дроссель-трансформаторы, но из-за неравномерности распределения тягового тока невозможна работа АЛСН, поэтому однониточные рельсовые цепи используются только на некодируемых станционных путях.

См. также

Литература

Системы железнодорожной автоматики и телемеханики: Учеб. для вузов/ Ю. А. Кравцов, В. Л. Нестеров, Г. Ф. Лекута и др.; под ред. Ю. А. Кравцова. М.: Транспорт, 1996. 400с.

Изолирующие стыки. Электрические стыковые соединители. Стыковые соединители головочного типа. Соединители сварного типа. Стыковые соединители с механическим закреплением. Рельсосверлильные станки. Утечка в рельсовой цепи. Нейтральные и поляризованные рельсовые цепи. Типы рельсовых цепей. Лопнувшие рельсы и их замена. Кодовые рельсовые цепи.

Рельсовые цепи

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, составной частью которой являются рельсовые нити. Главное назначение рельсовой цепи — обнаруживать присутствие поезда или подвижного состава на участке пути, образующем рельсовую цепь. Рельсовые цепи являются основным элементом автоматической блокировки и применяются для различных целей в устройствах точечной и диспетчерской централизации, при ограждении переездов, в устройствах поездной авторегулировки, а также на механизированных сортировочных станциях.

Изолирующие стыки. Рельсовые цепи отделяются одна от другой изолирующими стыками в каждом их конце. Такими стыками оборудуются также стрелочные переводы. В состав изолирующего стыка входят изолирующие части, такие, как торцовые прокладки, болтовые втулки, нижние и боковые прокладки, изготовленные из твердой фибры и собираемые вместе со стальными угловыми накладками и болтами (рис. 1). На стрелках должны быть изолированы переводные тяги и сквозные полосы во избежание электрического соединения двух рельсовых нитей. На мостах с металлическим настилом необходимо изолировать от металла моста один из рельсов, а лучше оба. Один конец рельсовой цепи соединяется с источником электрической энергии, например с батареей, а к другому присоединяется реле. Нормально батарея подает ток по рельсовым нитям к катушкам реле. Реле, получая питание, возбуждается и держит свои контакты притянутыми. Эти контакты включаются в цепь управления сигналами или в другие цепи в соответствии с требованиями.
При занятии поездом рельсовой цепи значительная часть тока батареи проходит через колесные скаты подвижного состава; в результате этого происходит шунтирование цепи и напряжение в реле снижается до такой степени, что якорь его отпадает, а контакты размыкаются.
Этот тип нормально замкнутой рельсовой цепи удовлетворяет требованиям, согласно которым повреждение в батарее или проводах должно вызвать заграждающее показание соответствующего сигнала.
При сложных схемах путевого развития, когда трудно организовать двухниточные рельсовые стыки, оборудуются однониточные рельсовые цепи. На некоторых электрифицированных дорогах, где один рельс используется для обратного тока, изолирующие стыки также устраиваются только в одной рельсовой нити. Недостаток таких цепей заключается в том, что здесь неисправный изолирующий стык представляет значительно большую опасность, чем такой же стык в двухниточной рельсовой цепи.
На путях электрифицированных линий, где для пропускания обратного тягового тока используются обе рельсовые нити, концы смежных рельсовых цепей соединяются стыковыми дросселями. Стыковые дроссели пропускают тяговый ток, но препятствуют прохождению токов рельсовых цепей.
Электрические стыковые соединители. Ржавчина и пленка на поверхностях прилегания стыковых накладок к рельсу создают дополнительное сопротивление прохождению тока в рельсовой цепи. Во избежание нарушения работы рельсовых цепей вследствие большого сопротивления в рельсовых стыках, а также для создания небольшого и одинакового сопротивления между рельсовыми концами применяются стыковые соединители между рельсами. Наличие таких соединителей исключает один из переменных факторов в работе электрических цепей. При соответствующем регулировании факторов, относящихся к шпалам и балласту, малое сопротивление стыковых соединителей позволяет применять более длинные рельсовые цепи, а также более низкие рабочие напряжения, что уменьшает утечку тока через балласт и улучшает контроль лопнувших рельсов.

Эта статья предназначена для студентов железнодорожных ВУЗов или профессиональных железнодорожников, а также для технически-продвинутых романтиков. Для обывателей, желающих понять, что же такое рельсовая цепь и для чего она нужна, есть материал здесь.

Что такое Рельсовая цепь?

Рельсовой цепью называется электрическая цепь, включающая источник питания и потребителей (в числе которых может быть путевое реле), в качестве токопроводящих элементов которой выступают рельсовые нити пути.

Схема работы рельсовой цепи | Схема работы рельсовой цепи | Движение24

​На базе рельсовых цепей строятся многие системы железнодорожной автоматики и телемеханики: автоблокировка, АЛСН (автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия), централизация стрелочных переводов и сигналов светофоров, системы диспетчерского контроля, переездная сигнализация и другие.

Таким образом можно выделить основное предназначение рельсовых цепей:

Выше представлена инфографика, с классификацией рельсовых цепей. Далее разберем подробно, что представляет из себя каждая из них.

Для разделения различных рельсовых цепей применяется так называемый изолирующий стык, или изостык, в котором по-сути установлена диэлектрическую прокладку между двумя рельсами.

Рельсовые цепи по принципу действия

Базово рельсовые цепи делятся на две категории: нормально замкнутые (1) и нормально разомкнутые (2). Как известно любая электрическая цепь должна включать источник электродвижущей силы и потребителей электрической энергии. В любых рельсовых цепях всегда присутствует источник питания и приемник, однако в зависимости от принципа действия рельсовой цепи их взаиморасположение может быть различным. В нормально-разомкнутых цепях источник питания и приемник расположены на одном ее конце, в то время как в нормально-замкнутых источник и приемник находятся на противоположных концах цепи.

Нормально-замкнутая рельсовая цепь

В нормально-замкнутых РЦ в тот момент, когда ни одна колесная пара подвижного состава не находится на контролируемом участке, катушка путевого реле находится под током и сигнализирует свободность участка и целостность цепи.

Такие цепи могут работать в четырех режимах:

Катушка реле, расположенная на противоположном конце цепи от источника питания, оказывается под напряжением, таким образом сердечник катушки втягивается, замыкая контакты реле и сигнализируя свободное состояние контролируемого участка. Путевое реле должно надежно удерживать якорь в притянутом состоянии (при непрерывном питании) или надежно срабатывать от каждого импульса (при импульсном питании).​

Неблагоприятными условиями в данном режиме работы являются: минимальное напряжение источника, минимальное сопротивление изоляции и максимальное сопротивление рельсов.​

Неблагоприятными условиями являются: максимальное напряжение источника, минимальное сопротивление рельсов, максимальное сопротивление изоляции.​

Шунтовая чувствительность рельсовой цепи должна ​быть не менее 0,06 Ом.

  • В третьем, контрольном режиме работы, нарушается целостность рельсовой цепи, соответственно реле размыкается, при отсутствии падения напряжения на R0.

Неблагоприятными условиями являются: максимальное напряжение источника, минимальное сопротивление рельсов, критическое сопротивление изоляции.​

Данный режим соответствует наезду колесной пары поезда на входной конец рельсовой цепи.​

Ток в рельсах под приемными катушками локомотива должен быть не менее расчетного, необходимого для надежной работы устройств АЛС на локомотиве.​

Минимальный расчетный ток д.б. не менее:​

  1. 1,2 А при автономной тяге;​
  2. 2 А при электротяге постоянного тока (частота сигн.тока=50 Гц);​
  3. 1,4 А при электротяге переменного тока (частота сигн.тока=25 Гц).​

​Неблагоприятные условия совпадают с ​нормальным режимом работы.​

Нормально-разомкнутая рельсовая цепь

В таких цепях при отсутствии колесной пары на контролируемом участке, путевое реле обесточено. Источник питания и реле находятся рядом друг с другом на одном конце цепи, при этом к одному полюсу питания подключается одна рельсовая плеть, а противоположная подключается к катушке реле, второй вывод которой подключается к другому полюсу питания.

В момент наезда на контрольный участок колесная пара замыкает электрическую цепь, и в катушке реле появляется ток. Есть данные о том, что такие цепи обладают большим быстродействием при определении занятости участка. Это происходит из-за того, что якорь реле быстрее притягивается к катушке, нежели под действием пружины, возвращается в исходное состояние. Но однозначным преимуществом нормально-разомкнутой рельсовой цепи является экономия кабелей, так как в качестве проводов используются непосредственно рельсы. Одновременно с этим такая цепь лишена важного качества — возможности контролировать свою целостность и исправность элементов, и это ограничивает ее использование только сортировочными горками.

Параметры рельсовых цепей

Рельсовые цепи работают на различных схемах питания, с разным характером подачи сигнального тока, от чего зависят их параметры. В качестве сигнального применяется как постоянный, так и переменный ток. В случае с переменным током его частота варьируется от 25, 50 Гц, либо частоты от 420 — 780 Гц и 4,5 — 5,5 кГц, в тональном режиме работы.

При передаче сигнального тока от источника к потребителю на преодоление электрического сопротивления среды приходится тратить часть энергии, помимо сопротивления рельсовых нитей имеют место токи утечки, возникающие через низкое сопротивление изоляции. Рельсовая цепь хоть и изолирована от земли, все же конкретное сопротивление этой изоляции зависит от балласта, на котором лежит путь, от материала шпал, загрязнения пути, температуры и влажности среды (наличия осадков), зазора между балластом и подошвой рельса. Железобетонные шпалы обладают меньшим сопротивлением изоляции и уступают шпалам из дерева, по этому применяются дополнительные резиновые прокладки между рельсом и шпалой. Минимальное сопротивление изоляции в норме должно быть не менее 1 Ом*км, зимой 100 Ом*км. Удельное сопротивление зависит от частоты тока и тем выше, чем выше частота.

Также источник питания может работать в нескольких режимах: непрерывном, импульсном и кодовом. Последний применяется для передачи сигналов автоматической локомотивной сигнализации. Действующие показания светофора кодируются специальным устройством, и передаются по рельсам на приемные катушками, установленные на любом локомотиве или самоходном подвижном составе.

Обратный тяговый ток

Любая рельсовая нить для электродвижущего подвижного состава выполняет роль низшего потенциала по отношении к контактной сети. Токи, протекающие от локомотива к тяговой подстанции, достигают огромных значений, и безусловно могут повлиять на работу рельсовых цепей. Обратный тяговый пропускается по одной нити цепи в случае с однониточными цепями, или по двум нитям, в двухниточных рельсовых цепях. Основной проблемой является разделение разных рельсовых цепей, соединенных для прохождения тягового тока. И если в однониточных цепях тяговый ток попеременно может передаваться по одной из нитей, то в двухниточных цепях приходится устанавливать разделяющие дроссель-трансформаторы. Стоит отметить, что в однониточных цепях невозможна передача сигналов АЛСН, а значит их применение сильно ограничено.

Двухниточные и однониточные рельсовые цепи | Двухниточные и однониточные рельсовые цепи | Движение24

Дроссель-трансформатор обратного тягового тока рельсовой цепи | Дроссель-трансформатор обратного тягового тока рельсовой цепи | Движение24

Дроссель-трансформатор

Параметры дроссель-трансформаторов

путевые дроссель-трансформаторы | путевые дроссель-трансформаторы | Движение24

путевые дроссель-трансформаторы | путевые дроссель-трансформаторы | Движение24

Первые цифры в названии определяют полное сопротивление переменному сигнальному току частотой 50 Гц (0,2 и 0,6), вторые цифры определяют номинальный тягового тока, на который рассчитана основная обмотка (500 и 1000 А на каждый рельс).​

Основная обмотка дроссель-трансформатора выполнена из медной шины большого сечения и имеет малое сопротивление постоянному тяговому току (от 0,0008 до 0,0024 Ом).​

У дроссель-трансформатора ДТ-0,2 дополнительная обмотка имеет несколько выводов, что позволяет устанавливать различные коэффициенты трансформации (7, 10, 13, 17, 23, 30, 33, 40). Основная обмотка содержит 14 витков из медной шины сечением 100 мм2 для ДТ-0,2-500 и 221 мм2 для ДТ-0,2-1000. Поскольку в рельсовых цепях практически применяют дроссель-трансформаторы ДТ-0,2 с коэффициентом трансформации 17 или 40, с 1985 г. завод выпускает ДТ-0,2, имеющие только один коэффициент трансформации (17 или 40). Дроссель-трансформаторы с коэффициентом 40 имеют на крышке маркировку n=40, а с коэффициентом 17— не имеют маркировки.​

У дроссель-трансформатора ДТ-0,6 дополнительная обмотка имеет только два вывода, коэффициент трансформации равен 15. Основная обмотка содержит 16 витков медной шины сечением 100 и 243 мм2 для ДТ-0,6-500 и ДТ-0,6-1000 соответственно.​

Основные элементы рельсовой цепи

Рельсовые соединители

Стальной штепсельный рельсовый стыковой соединитель состоит из двух стальных проволок диаметром 5 мм, заварен­ных по концам в штепселя конической формы. Длина соедини­теля в развернутом виде 1276 мм. ​

Элементы рельсовой цепи - стык | Элементы рельсовой цепи - стык | Движение24

Стальной приварной рельсовый соединитель состоит из куска стального троса диаметром 6 мм, заваренного по концам в стальные наконечники (манжеты). Длина соединителя в выпрямленном состоянии 200 мм, масса 36 г. Стальные приварные соединители устанавливают на участках без электротяги.​

На электрифицированных участках применяют приварные медные рельсовые соединители Такие соединители предназначены для уменьшения сопротивления не только сигнальному, но и тяговому току. Соединитель представляет собой гибкий медный трос длиной 200 мм, заваренный по концам в стальные наконечники (манжеты).

Изолирующие стыки

изолирующий стык рельсовой цепи, изостык, стык покрашенный краской | изолирующий стык рельсовой цепи, изостык, стык покрашенный краской | Движение24

изолирующий стык рельсовой цепи, изостык, стык покрашенный краской | изолирующий стык рельсовой цепи, изостык, стык покрашенный краской | Движение24

Изолирующие стыки устанавливают для электрического разделения смежных рельсовых цепей. Изолирующий стык состоит из двух металлических накладок фасонной формы, стянутых болтами. Болты изолированы от рельса изолирующими втулками. Между накладками и рельсами установлены изолирующие прокладки, а между торцами смежных рельсов — стыковая изолирующая прокладка. Изолирующий стык крепят навесу без сдвоенных шпал.​

На участках бесстыкового пути устраивают высокопрочный стык с пазухами между накладками и рельсом, заполненными изолирующей композицией. При помощи болтов обеспечивается необходимое сжатие склеиваемых поверхностей на период отвердения клеевого шва.

Схемы рельсовых цепей

Рельсовая цепь постоянного тока с импульсным питанием

Рельсовая цепь постоянного тока с импульсным питанием | Рельсовая цепь постоянного тока с импульсным питанием | Движение24

В импульсных рельсовых цепях постоянного тока путевое реле всегда размещают на выходном конце блок-участка — импульсы для питания реле посылаются по ходу поезда.

Кодовые рельсовые цепи переменного тока 50 Гц без дроссель-трансформаторов

Кодовые рельсовые цепи переменного тока 50 Гц без дроссель-трансформаторов | Кодовые рельсовые цепи переменного тока 50 Гц без дроссель-трансформаторов | Движение24

Применяют на перегонах участков без электротяги с учетом последующей электрификации или там, где не предусмотрен переход на электротягу, но имеется надежный источник электроснабжения переменного тока 50 Гц от основной и резервной линий.

Рельсовая цепь постоянного тока с непрерывным питанием

Рельсовая цепь постоянного тока с непрерывным питанием | Рельсовая цепь постоянного тока с непрерывным питанием | Движение24

Для контроля замыкания изолирующих стыков предусматривают чередование полярности тока в смежных рельсовых цепях.​

Рельсовые цепи постоянного тока с непрерывным питанием используются только на станциях участков, не подверженных влиянию блуждающих токов. ​

Рельсовые цепи переменного тока

Рельсовые цепи переменного тока 50 Гц с малогабаритной аппаратурой широко используют на некодированных путях станций без электротяги. ​ Фазочувствительные рельсовые цепи переменного тока 50 Гц. с путевыми реле ДСР-12 или ДСШ-12 применяют на станциях участков с автономной тягой, подлежащих электрификации

Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12

Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12 ​ | Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12 ​ | Движение24

Может применяться на всех путях и стрелочных путевых участках станций

Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12​

Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12​ | Двухниточная рельсовая цепь с дроссель-трансформаторами и фазочувствительным путевым реле ДСШ-12 или ДСР-12​ | Движение24

Однониточные рельсовые цепи переменного тока 50 Гц​

Однониточные рельсовые цепи переменного тока 50 Гц​ ​

АВМ -автоматические выключатели многократного действия для защиты аппаратуры от случайного повышения тягового тока

Разветвленные рельсовые цепи​

Разветвленные рельсовые цепи​
Разветвленные рельсовые цепи​

В случае кодирования бокового пути размещение стрелочных соединителей по типовой схеме изоляции не обеспечивает нормальной работы устройств АЛС в маршрутах приема поездов на боковой путь и отправления с бокового пути. ​

Читайте также: