Появление революционно демократических и социалистических идей в россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Наиболее глубоким было увлечение европейским социализмом, именно фурьеризмом — у кружка петрашевцев (конец 40-х г.). Правда, отдельные члены этого кружка (особенно Спешнев) (см.) были даже последователями французских революционных коммунистов 40-х г.; но в центре социалистических увлечений петрашевцев стояло все же учение Фурье, в котором они видели картину светлого, радостного, гармонического будущего, находившегося в таком резком контрасте с неприглядной российской действительностью. Противоречие между Фурье, отрицавшим всю буржуазно-европейскую цивилизацию, и политическими идеалами и стремлениями петрашевцев, которые именно мечтали о европейских порядках для России, лучше всего свидетельствует, что для них, вышедших в большинстве из мелкого чиновничества и разночинцев, тогдашний европейский социализм был лишь смутным, мечтательным и притом абстрактным, оторванным от реальной действительности выражением их демократических стремлений в политике, для которых они не находили почвы.

И анархизм, и максимализм, и даже социалисты-революционеры почти сошли на нет в годы реакции. И только марксизм, несмотря на непрерывную жестокую внутреннюю борьбу и внешние преследования, сохранил свои виднейшие идейные позиции в рабочем классе, что нашло себе отражение, между прочим, при выборах во все 4 Государственные Думы.

Широкое распространение партии социалистов-революционеров после Февральской революции 1917 г., приведшее ее даже к власти в коалиции с буржуазией, было успехом мелкобуржуазной демократии, а не социализма; а их борьба с большевиками после Октября была именно борьбой этой мелкобуржуазной демократии против социалистической диктатуры пролетариата. Поэтому в историю социалистической мысли в России этот заключительный этап в развитии народничества не внес ничего нового.

Организационные и тактические взгляды ленинизма, выявившиеся в его борьбе с меньшевизмом (см. ниже в этом же томе Российская социал-демократия), всегда подымались им до принципиальной, теоретической высоты, как противовес революционного марксизма русской разновидности международного оппортунизма. И первой теоретической заслугой Ленина является именно восстановление в чистом и полном виде старого революционного учения самих Маркса и Энгельса, как оно сложилось в бурную эпоху середины XIX в., учения, искаженного и затушеванного впоследствии, лишенного его революционной сущности большинством марксистов II Интернационала. Но, кроме того, Ленин внес ряд новых теоретических элементов в марксизм, и поэтому ленинизм справедливо считается особым этапом в развитии революционного марксизма. Прежде всего, Ленин внес в марксизм углубление и новое освещение крестьянской проблемы. Для Ленина — крестьянство, особенно беднейшее, важнейший союзник пролетариата в борьбе за социализм. Совершенно самостоятельным вкладом Ленина в теорию марксизма является его учение об империализме, как последнем этапе развития капитализма. Ленин впервые анализировал все мировые последствия новейшего развития капитализма и, в соответствии с этим, огромное значение придавал национальному и колониальному вопросу. Ленин наново и самостоятельно разработал марксистское учение о государстве и диктатуре пролетариата, использовав для этого опыт русских революций. Одним из элементов ленинского учения о государстве является признание необходимости — после победы революции — разрушить старый государственный аппарат и создать новый, пролетарский, в форме власти Советов, которая соединяет диктатуру пролетариата, руководимого коммунистической партией, с максимально возможным в революционную эпоху участием широких трудящихся масс в вопросах государственного управления. Наконец, Ленину принадлежит тщательная разработка учения о революционной партии пролетариата и ее роли в революции. Если к этому прибавить глубокие исследования Ленина в области марксистской политической экономии и материалистической философии, его теоретическую борьбу с международным оппортунизмом (которую он вел наравне с Плехановым), наконец, его инициативу в возрождении коммунистического революционного движения на Западе и в создании Коммунистического Интернационала, то в самых общих чертах обрисуется тот вклад, который внес ленинизм в развитие социалистической мысли не только в России, но и во всем мире (см. в этом же томе Ленинизм).

С конца 30-х годов XIX в. в России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Горячо воспримет их идеи Белинский. Поклонником этих социалистических идей станет до определенного времени и Герцен. Активными пропагандистами идей Фурье и Сен-Симона будут петрашевцы. В тех условиях основной формой протеста против феодально-крепостнических порядков была пропаганда передовых идей через литературу, искусство, с университетской кафедры. Велась она крайне осторожно, завуалированно, эзоповым языком, к пониманию скры­того смысла которого был приучен тогдашний читатель. Особую роль здесь играли художественная литература и критика.

Видное место в истории освободительного движения 40-х годов занимает деятельность кружка петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Кружок Петрашевского начал свою деятельность как литературный кружок.




Руководителей кружка отправили на каторгу в Сибирь, остальных разослали по арестантским ротам. После декабристов это был самый значительный полити­ческий процесс в России.

С конца 30-х годов XIX в. в России стали распространяться различные социалистические теории, преимущественно Ш. Фурье, А. Сен-Симона и Р. Оуэна. Горячо воспримет их идеи Белинский. Поклонником этих социалистических идей станет до определенного времени и Герцен. Активными пропагандистами идей Фурье и Сен-Симона будут петрашевцы. В тех условиях основной формой протеста против феодально-крепостнических порядков была пропаганда передовых идей через литературу, искусство, с университетской кафедры. Велась она крайне осторожно, завуалированно, эзоповым языком, к пониманию скры­того смысла которого был приучен тогдашний читатель. Особую роль здесь играли художественная литература и критика.

Видное место в истории освободительного движения 40-х годов занимает деятельность кружка петрашевцев. Основателем кружка был молодой чиновник Министерства иностранных дел М.В. Буташевич-Петрашевский. Кружок Петрашевского начал свою деятельность как литературный кружок.

Руководителей кружка отправили на каторгу в Сибирь, остальных разослали по арестантским ротам. После декабристов это был самый значительный полити­ческий процесс в России.

Однако после того, как европейское революционное движение было подавлено в 1848 г. Герцен разочаровывается в Западной Европе. Он приходит в мысли, что крестьянская община и артель в России содержат основы социализма, который в России более осуществим, чем в любом другой стране. Белинский и Герцен становятся приверженцами социалистических идей: считали, что основное средство преобразований в обществе - это классовая борьба вместе с крестьянской революцией.

Герцен был первым в русском общественно-политическом движении, кто воспринял идеи утопического социализма. В то же время они были уже широко развиты в Западной Европе. Герценовские идеи общинного устройства общества впоследствии были развиты Н. Г. Чернышевским, который предвосхитил появление разночинцев в общественном движении в России. Дело в том, что основным классом, который до 1860-х занимался общественным прогрессом, были дворяне-интеллигенты. После 1860-х гг. активное участие в социальной жизнипринимают разночинцы – выходцы из различных сословий (купечество, мелкие чиновники, духовенство, мещанство).

Готовые работы на аналогичную тему

Работы Герцена и Чернышевского создали программу общественных преобразований. Чернышевский выдвигал следующие идеи:

  • крестьянская революция, свержение самодержавия и создание республики;
  • освобождение крестьян от крепостного права и уничтожение помещичьего землевладения;
  • бывшая помещичья земля должна передаваться крестьянским общинам по принципу уравнивания;
  • крестьянская община с коллективизмом и самоуправлением должна была предотвратить развитие капиталистических отношений в деревне, при том, что у нее не было частной собственности на землю, в ней проводились бы переделы земли;
  • крестьянская община при этих условиях была бы социалистической ячейкой общества.

Реакция современников Герцена и Чернышевского на их программы была разная: интеллигенция, настроенная радикально, восприняла идею общинного социализма как призыв к действию, а те, кто придерживался умеренных идей – как программу поэтапного продвижения вперед.

Отмена крепостного права и обострение классовой борьбы в период правления Александра II стали факторами, спровоцировавшими формирование революционных народников, которые были последователями идей Чернышевского и Герцена. Народникам были присущи следующие идеи:

В целом, они считали, что социальная революция в России необходима и возможна.

В 1870-е гг. идеологами народничества были П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров. Они разрабатывали три направления народничества:

  • заговорщическое,
  • анархическое,
  • пропагандистское.

Приверженцы пропагандизма (П.Л. Лавров) считали движущей силой прогресса интеллигенцию, а не крестьянство. Последние не способны к критическому мышлению, а поэтому не готовы творить революцию. Обращение же к крестьянству нужно не для провоцирования их на бунт, а для пропаганды социализма и их подготовки к революции. Необходимо было создать партию, основанную на принципах демократического централизма. Революционер, по мнению пропагандистов, должен быть нравственно чист.

1. XIX в. в России стал временем бурного роста организованного революционного движения. Меньше чем за столетие революционное движение в России прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия народа в революционной борьбе, создания революционных политических партий.

В.И. Лениным была дана классификация этапов революционного движения, ставшая распространенной. Так, в революционном движении XIX в. объективно выделялись этапы:

  • дворянский;
  • разночинский;
  • пролетарский.

2. Дворянский этап был характерен для первой трети XIX в. Его особенностью являлась революционная деятельность дворян-одиночек, которые не искали поддержки в широких слоях народа. Ярким примером дворянских революционеров были декабристы, потерпевшие поражение в 1825 г.

3. Разночинский этап длился с 1840-х по 1880-е гг. Его особенностями были.

В разночинском этапе революционного движения можно выделить два самостоятельных периода:

  • мирный (литературно-публицистический): 1840 — 1860-е гг.;
  • террористический: 1860 — 1880-е гг.

В течение первого периода (эпоха Николая I, начало царствования Александра II) революционная борьба шла преимущественно с помощью печатного слова. Наиболее видные представители данного направления:

После отмены крепостного права, ослабления реакции, начала зарождения капиталистических отношений в городе и деревне разночинное революционное движение в России вступило в террористическую фазу. Особенностями данного периода были:

Наиболее сильные и известные революционные организации того времени:

  • ликвидация самодержавия;
  • наказание крупных чиновников, служащих самодержавию;
  • установление в России равенства и справедливости.
  • пропагандистскую деятельность;
  • террор.

4. Пролетарское революционное движение имело ряд отличий от всех предыдущих революционных движений в России:

  • оно имело самое большое число сторонников;
  • формировалось на основе общности классовых интересов быстро растущего класса наемных рабочих;
  • имело глубокие народные корни;
  • было организованным;
  • стало социальной основой для создания и деятельности революционных партий.

Особенности пролетарского революционного движения 1890-х гг.:

  • распространение идей марксизма;
  • создание марксистских и иных рабочих кружков;
  • проведение эффективных мероприятий в защиту своих прав — стачек, забастовок;
  • общероссийский характер движения;
  • появление у рабочего движения квалифицированных лидеров — Г. В. Плеханова, В. И. Ленина и др.

Вершиной революционного пролетарского движения стало создание массовых революционных партий, куда вошла самая активная часть как городского и сельского пролетариата и которые возглавили революционное движение. Крупнейшими революционными партиями, возникшими в начале XX в. и возглавившими революционный процесс, стали:

  • движение (затем партия) большевиков Российской социал-демократической рабочей партии — РСДРП(б), организационно сложившееся в 1903 г.;
  • РСДРП (меньшевики);
  • партия социалистов-революционеров (эсеров), созданная в 1906 г.

Несмотря на все его разнообразие, главное значение революционного движения XIX в. было в том, что оно подготовило почву для трех русских революций — 1905 — 1907 гг. и двух 1917 г., и последовавших за ними революционных преобразований.

Марксистское идейно-политическое течение в России в конце XIX – начале ХХ веков. Социал-демократия была одним из основных идейно-политических направлений в российской оппозиции. В 1917 году социал-демократы меньшевики входили в правящую коалицию, а с октября 1917 года к власти пришли социал-демократы большевики.

Первые марксистские группы

РСДРП

Молодое марксистское течение претерпело ряд расколов. Легальные марксисты (П. Струве, Н. Бердяев, М. Туган-Барановский и др.) полагали, что капитализм в России успешно развивается, следовательно, нет необходимости в революции, тем более социалистической. Однако большинство социал-демократов выступили против этой точки зрения.

Организующим ядром Р.С.Д. стала созданная за границей газета "Искра". Ее редакция состояла из лидеров Группы освобождения труда и недавно эмигрировавших за границу молодых последователей Г. Плеханова, В. Ленина и Ю. Мартова. Среди редакторов обнаружились серьезные разногласия. Плеханов и Ленин выступали за партию профессиональных революционеров, каждый член которой должен работать в партийной организации. Старые марксисты В. Засулич, П. Аксельрод и др. считали, что бороться за свободу можно только с помощью партии, которая сама построена на более свободных принципах. В 1903 году организационные разногласия привели к расколу на большевиков и меньшевиков на II съезде РСДРП. Во время обсуждения устава партии Ленин предложил считать членами партии тех, кто постоянно работает в организации партии и подчиняется ее дисциплине, а Мартов - кто сочувствует ее взглядам и оказывает ей “регулярную личную поддержку”. Большинством голосов была принята формулировка Мартова. Но при выборах ЦК победили сторонники Ленина и Плеханова, и это течение получило название “большевизма”. Течение умеренных социал-демократов в России получило название “меньшевизма”.

На II съезде РСДРП в партию не вошли противники самостоятельной политической борьбы марксистов экономисты и члены еврейской социал-демократической партии Бунд. Существовали и другие национальные социал-демократические партии (например, украинская).

В 1904 году на сторону меньшевиков перешел Г. Плеханов. На IV объединительном съезде РСДРП в 1906 году меньшевики оказались в большинстве в ЦК РСДРП, так как для значительной части социал-демократов был неприемлем авторитарный политический стиль В. Ленина. В РСДРП вошел Бунд. В 1907 году большевики вернули себе большинство в ЦК, но восстановить единство партии не удалось – ее разделяли острые фракционные противоречия.

Р.С.Д. вела политическую борьбу за демократию, улучшение социального положения рабочего класса, создание экономических и культурных предпосылок социализма. При этом меньшевики считали, что нельзя проводить социалистическую революцию в такой отсталой стране, как Россия. Рабочий класс еще недостаточно культурен, чтобы суметь взять на себя управление страной и производством, поэтому после революции власть перейдет к буржуазии. Социал-демократам казалось, что хозяйство еще недостаточно сконцентрировано капитализмом, чтобы им можно было управлять из единого центра. Большевики и некоторые меньшевики (Л. Троцкий) считали, что уже революция 1905-1907 годов вышла за рамки буржуазной, и нужно действовать более решительно, создавая в союзе с крестьянством такую власть, которая сможет проводить преобразования, переходные к социализму.

Революция 1905-1907 годов. Государственная дума

Первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции

Во время Первой мировой войны Р.С.Д. разделилась на оборонцев и интернационалистов. Оборонцы приняли участие в Рабочей группе Центрального военно-промышленного комитета. После Февральской революции 1917 года меньшевики (в основном центристы) вместе с эсерами получили большинство в Советах рабочих и солдатских депутатов и 5 мая 1917 года вошли во Временное правительство. Председателем ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов был меньшевик Н. Чхеидзе. К осени 1917 года из-за нерешительности при проведении социальных преобразований произошла большевизация части Советов. В августе 1917 года большинство фракций меньшевиков объединились в Российскую социал-демократическую рабочую партию (объединенную), где к концу года возобладало левое крыло (интернационалисты) во главе с Ю. Мартовым. Межрайонцы вступили в партию большевиков, которая продолжала называться РСДРП до марта 1918 года, когда переименовалась в Российскую коммунистическую партию (большевиков). После этого партия меньшевиков стала называться просто РСДРП и стала отождествляться с Р.С.Д.

После революции

Читайте также: