История болгарской церкви кратко

Обновлено: 04.07.2024

В 865 году болгарский царь принял крещение от греческого епископа, принял имя Борис I и велел крестить весь народ. Пошло постепенное обращение народа в новую веру. В 870 болгарская церковь стала автономной с составе патриархата. В 10 веке болгарское царство окрепло и в 919 была провозглашена автокефалия церкви. Столицей патриархата был Перславль. В 927 году статус церкви был признан Константинопольской церковью. Однако резиденция патриарха постоянно перемещалась, из Преславля в Доростол, затем в Триадицу (ныне София), Воден, Муглен, Преспу, и, наконец, в Охрид. В 1018 году Византия разгромила Болгарию, была уничтожена и патриархия. Церковь была низведена до статуса автокефального архиепископства Охрида, а на кафедру стали назначаться исключительно греки. После восстановления независимости Болгарии было образовано и независимое архиепископство в столице Второго Болгарского царства - Тыроново. В 1204, после переговоров с папой Римским и признанием его главенства над болгарами, архиепископ был назван "Примасом Болгарии и Македонии", а в 1235 году этот союз был расторгнут, так как болгарский царь заключил союз с Византией против Латинской империи, и взамен патриарх признал автокефалию церкви и также была восстановлена болгарская патриархия. После завоевания Болгарии турками-османами была уничтожена и патриархия (1393). Во время турецкой оккупации болгарам приходилось бороться не только с жестокими притеснениями со стороны турок, но и с греческим влиянием. Греки, особенно фанариоты, стремились держать народ в невежестве, везде насаждали эллинизм. Богослужение, ранее проводившееся на славянском языке, стало проводиться только на греческом. Славянская литургия сохранилась только в селах. В 19 веке стало развиваться национальное движение болгар, частью которого было и стремление к автокефальной церкви. Это стремление поддерживала и Россия, однако Константинопольская патриархия не шла ни на какие уступки. Народ перестал принимать греческих священников. Тогда по турецкому фирману 1870 г. бы учрежден Болгарский экзархат, а через два года восстановлена автокефалия Болгарской церкви. Собор Константинопольской церкви автокефалию не признал, а саму церковь объявил схизматической.

В 1913 году экзархат был перенесен из Константинополя в Софию. Но в период с 1915 по 1945 церковь не имела главы. Отношения с церковью поддерживала только Русская православная церковь. Наконец в 1945 была восстановлена полноценная иерархия и автокефалия церкви была признана Константинополем, схизма была закончена.

На соборе 1953 года было решено восстановить патриархию. Избранный патриархом Кирилл был хиротонирован 10 мая 1953 года. Константинополем он был признан патриархом только в 1961 г.

В 60-ых годах церковь приняла решение о переходе на "новоюлианский" календарь. Это вызвало отделение небольшой группы старостильников. После падения коммунистического режима был создан Совет по делам религии, который в марте 1992 вынес решение, что избрание патриархом Максима в 1971 было неканонично, так как он был назначен коммунистическими властями. Сразу появилась оппозиция из трех епископов, во главе с митрополитом Пименом, которые призывали патриарха уйти в отставку. Раздор закончился схизмой - 4 июля 1996 митрополит Пимен был избран патриархом, в противовес Максиму. Власть поддержала раскольников и в 1997 при принятии должности президентом Петро Стояновым его благословил патриарх Пимен. В январе 1998 году президент Стоянов призвал обоих патриархов уйти в отставку, избрать единого наследника и закончить схизму церкви. 30 сентября - 1 октября проходил "внеочередной и расширенный синод" Болгарской церкви под председательством экуменического патриарха Варфоломея, при участии шести других патриархов и 20 митрополитов. Собор подтвердил патриаршество Максима и примирил обе враждующие группировки, схизматические епископы были приняты назад в общение с православной церковью в рангах епископов. Этот конфликт породил глубокие разногласия в Болгарском обществе.

Болгарская церковь возникла еще за столетие до Крещения Руси. В 864 году, потерпев поражение в войне с Византией, Болгария официально принимает христианство. В дальнейшем, следуя привычной схеме, Константинополь предпринимает попытки установить контроль и над государственной властью. Это вызвало ответную реакцию болгарской знати и вооруженное восстание. Результатом стало то, что Болгария превратилась в самостоятельную церковно–административную единицу неподвластную ни Риму, ни Константинополю.

"Новость об обращении болгар быстро дошла до Ростислава, так как Болгарское царство граничило с восточною стороною Моравии, а недавний союз (против германцев — прим. авт) еще более сплачивал эти нации. Таким образом христианство, представленное германскими миссионерами, проповедуемое на незнакомом языке и никак не приживавшееся в Моравии пришло с новою силою, когда было представлено набожными и мирными монахами, рекомендовано монархом дружеской державы и проповедано на родном языке."[219]

Болгарская церковь возникла еще за столетие до Крещения Руси. В 864 году, потерпев поражение в войне с Византией, Болгария официально принимает христианство. В дальнейшем, следуя привычной схеме, Константинополь предпринимает попытки установить контроль и над государственной властью. Это вызвало ответную реакцию болгарской знати и вооруженное восстание. Результатом стало то, что Болгария превратилась в самостоятельную церковно–административную единицу неподвластную ни Риму, ни Константинополю.

"Новость об обращении болгар быстро дошла до Ростислава, так как Болгарское царство граничило с восточною стороною Моравии, а недавний союз (против германцев — прим. авт) еще более сплачивал эти нации. Таким образом христианство, представленное германскими миссионерами, проповедуемое на незнакомом языке и никак не приживавшееся в Моравии пришло с новою силою, когда было представлено набожными и мирными монахами, рекомендовано монархом дружеской державы и проповедано на родном языке."[219]

Христианство на территории современной Болгарии начало распространяться очень рано. Согласно преданию, в Варне (древний Одесс) первым епископом был ученик апостола Павла Амплий. Церковный историк Евсевий сообщает, что во II в. здесь уже имелись епископские кафедры в городах Дебелт и Анхиал. Епископ Сардики (будущая София) Протогон был участником I Вселенского собора (325 г.), а впоследствии в Сардике состоялся Поместный собор, принявший важные для древней Церкви канонические правила. В конце IV и в начале V в.в. христианство на Балканском полуострове распространял миссионер св. Никита Ремесьянский.

Славянское, а затем болгарское нашествие на Балканы в VI–VII в.в. подорвало основы церковной жизни в этой местности. Однако впоследствии через пленников-византийцев и собственных воинов-наемников, служивших в византийской армии и императорской гвардии, христианство стало постепенно распространяться среди местного населения.

Во второй половине VII в. в восточной части Балкан образовалось Болгарское царство. Создателем новой державы был пришедший с северных берегов Черного моря воинственный народ тюркского племени — болгары. Покорив живших на Балканском полуострове славян, болгары с течением времени совершенно смешались с местным населением. Два народа — болгары и славяне — слились в один, получив от первого имя, а от второго язык.

В 863 г. святое крещение от византийского епископа принимает болгарский царь Борис-Михаил (852–889), а 865 г. становится годом массового крещения болгар по византийскому обряду. Первоначально князь Борис пытался лавировать между Римом и Константинополем, пытаясь получить церковную автокефалию, однако в 870 г. на Поместном соборе в Константинополе вопрос о принадлежности Болгарской Церкви к Вселенскому Патриархату был решен окончательно, а сама Церковь во главе с архиепископом Иосифом, рукоположенным в этот сан Константинопольским Патриархом Игнатием, получила права автономии. Страна была разделена на несколько епархий, которые с расширением границ Болгарского государства постепенно возрастали в количественном отношении.

§ 2. Краткий очерк истории апологетики

§ 2. Краткий очерк истории апологетики Для более удобного рассмотрения историю апологетики обычно разделяют на периоды. Поскольку строго установленной периодизации не существует, в данном обзоре предлагается следующее деление:1. Раннее христианство и эпоха Вселенских

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики)

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Введение Краткий очерк истории Китая до Конфуция

Введение Краткий очерк истории Китая до Конфуция 1Приступая к изложению жизни и учения великого философа Китая, мы считаем необходимым предпослать этому изложению краткий очерк истории Китая до Конфуция — чтобы познакомить читателя, во-первых, с эпохой, когда жил и

5.1. Краткий очерк истории Грузинского Патриархата

5.1. Краткий очерк истории Грузинского Патриархата 5.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Грузии По преданию, Грузия (Иверия) — апостольский жребий Божьей Матери. После Вознесения апостолы собрались в Сионской горнице и бросали жребий, в

6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви

6.1. Краткий очерк истории Сербской Православной Церкви 6.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Сербии Нынешняя Сербская Православная Церковь сложилась из трех исторических ветвей: Православной Церкви в Сербии, митрополии в Черногории и

7.1. Краткий очерк истории Румынского Патриархата

7.1. Краткий очерк истории Румынского Патриархата 7.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Румынии В настоящее время считается, что территория между Дунаем и Черным морем известная из античных источников под названием Скифии, была крещена

9.1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви

9.1. Краткий очерк истории Кипрской Православной Церкви 9.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви на Кипре Кипр находится на пересечении основных торговых путей и в зоне политических интересов многих государств. Это определило сложную и подчас

10.1. Краткий очерк истории Элладской Православной Церкви

10.1. Краткий очерк истории Элладской Православной Церкви 10.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Элладе Первоначально проповедь евангельского учения на территории Греции — тогда провинции Римской империи Ахаия — была совершена апостолом

11.1. Краткий очерк истории Албанской Православной Церкви

11.1. Краткий очерк истории Албанской Православной Церкви 11.1.1. История основания Албанской Церкви и первые века ее существования История христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Древнейшее население территории Албании — иллирийцы — было подчинено

12.1. Краткий очерк истории Польской Православной Церкви

12.1. Краткий очерк истории Польской Православной Церкви 12.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви в Польше Христианство проникало на территорию славянской Польши с запада из Великой Моравии и Германии, и с востока из Киевской Руси. Археологи

13.1. Краткий очерк истории Церкви Чешских земель и Словакии

13.1. Краткий очерк истории Церкви Чешских земель и Словакии 13.1.1. Возникновение и первые века существования Православной Церкви Чешских земель и Словакии Славянское население в Центральной Европе достаточно рано познакомилось с евангельской верой. Начало христианства

14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке

14.1. Краткий очерк истории Православной Церкви в Америке 14.1.1. История основания Православной Церкви в Америке Происхождение Православной Церкви в Америке было обусловлено миссионерской деятельностью Русской Церкви. Распространение Православия на Американском

II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

II. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ВЕТХОГО ЗАВЕТА В древности вопрос о том, кто и когда писал книги Ветхого Завета, не представлялся спорным. По традиции считалось, что автором всего Пятикнижия был Моисей, всей Псалтири — Давид, а писания пророков целиком приписывались тем

VII. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ

VII. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ДОГМАТИЧЕСКОЙ НАУКИ Историю православной догматики можно разделить на три эпохи. 1. Эпоха до Вселенских Соборов.2. Эпоха Вселенских Соборов.3. Эпоха после Вселенских

1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке

1. Краткий очерк истории православного монашества на Востоке Древнерусское христианство — это греко–православное христианство. Пришло оно на Русь из Византии; приняв его, Русь включилась в религиозно–культурный мир Восточной Церкви. Церковная жизнь на Руси

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МИСТИКИ

КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ МИСТИКИ Первобытная мистикаГлавное отличие первобытной, или архаической, мистики от мистики древней, средневековой и современной состоит в том, что в ней еще отсутствуют представления о сверхъестественном, потустороннем, ирреальном. Обобщающее

Верховная церковно-юридическая и административная власть принадлежит Священному Синоду в который входят патриарх и все митрополиты. Законодательная власть принадлежит Церковному Собору, в который входят все служащие архиереи, представители духовенства и монашествующих, а также определенное число мирян. Новый Устав Болгарской Православной Церкви был принят на IV Церковно-народном соборе Церкви в декабре 2008 года.

Болгарская Православная Церковь организована как Патриархат и разделена на митрополии, которые являются самостоятельными епархиями во главе с архиереями в сане митрополитов. Существует ряд викарных кафедр возглавлемых епископами.

Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.
Епархии Болгарской Православной Церкви. Составитель Пакко, 11 августа 2008 г.

Епархии

Исторический очерк

На территории современной Болгарии Христианство начало распространяться с апостольских времен. По преданию, епископские кафедры имелись в городе Одисс (ныне Варна), где епископом был ученик апостола Павла апостол Амплий, и в Филиппополе Фракийском (ныне Пловдив), где епископствовал апостол Ерм. Во II веке епископские кафедры были также в городах Дебелт и Анхиал. В V-VI веках христианство начинает распространяться среди балканских славян заселивших территорию современной Болгарии и служивших нередко наемниками в войсках Византии.

В 670-е годы на территорию современной Болгарии вторглись тюркоязычные млемена болгар под предводительством хана Аспаруха. В их среду христианство проникало гораздо труднее, чем к славянам. Однако в VIII - IX веках происходило слияние этих двух живших в смешении этнически разнородных элементов: в результате тюркоязычные болгары были ассимилированы в языковом и культурном отношении славянами, хотя за народом закрепилось имя болгары, а за страной Болгария.

Всеобщее крещение болгарского народа произошло в 865 году, при святом князе Борисе I.

В 870 году Болгарская Церковь получила автономию в рамках Константинопольского Патриархата и пользовалась широким внутренним самоуправлением. С 919 года стала автокефальной, а в 927 году - Патриархатом с центром в Охриде. Эта церковная независимость постоянно оспаривалась Византией. С XIV в. Болгария оказалась под властью турок и снова попала в зависимость от Константинополя, автокефалия была ликвидирована, церковь стала управляться греческими епископами которые стремились вытеснить из богослужения церковно-славянский язык и полность эллинизировать церковь. Стремясь противодействовать этому болгары настаивали на автокефалии. Многие Константинопольские патриархи старались решить этот сложный вопрос, но из-за давления оказываваемого балканскими греками, им это не удавалось.

После упорной борьбы самостоятельность была самочинно восстановлена. В 1860 г. болгарские епископы откололись от Константинополя и добились от турецкого султана разрешения на создание отдельного болгарского экзархата. По этому поводу Константинопольский патриарх Анфим I созвал в Константинополе поместный собор (1872 г. ), на котором присутствовали также патриархи Александрийский и Антиохийский. По решению этого собора болгарский экзархат был запрещен, а болгарская автокефалия объявлена Константинопольским Патриархатом схизматической. Только в 1945 г. схизма была снята, а в 1953 г. Болгарская Церковь стала Патриархатом.

В 1994 году в Болгарской Православной Церкви произошел раскол во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, 2 епископа и часть клириков образовали свой синод и объявили о низложении патриарха Максима. Священный синод Болгарской православной церкви осудил раскольников, лишив их не только сана, но и монашества, однако они постановлений синода не признали.

Предстоятели

Архиепископы

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий
  • Дамиан (927 - после 971)
  • Герман (кон. X в.)
  • Филипп (кон. X в. - нач. XI в.)
  • Давид (1016 - 1018)
  • Иоанн (1018 - 1019)
    • см. далее архиепископов Охридских

    Архиепископы Тырновские

    Патриархи Тырновские

    • свт. Иоаким I (1235 -1246)
    • Василий II (1246 - ?)
    • Иоаким II (ок. 1265)
    • Игнатий (до 1273 - после 1277)
    • сщмч. Макарий
    • Иоаким III (1280-е - 1300)
    • Дорофей
    • Роман
    • Феодосий I (ок. 1337)
    • Иоанникий I
    • Симеон (ок. 1346)
    • Феодосий II (ок. 1348 - ок. 1360)
    • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х - ок. 1375)
    • свт. Евфимий (1375 -1393)

    Экзархи Болгарские

    • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
    • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 - 17 июня 1877)
    • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 - 20 июня 1915)
      • Парфений (Иванов) (1915 - 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
      • Василий (Михайлов) (июнь 1918 - октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
      • Максим (Пелов) (22 октября 1921 - 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
      • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 - 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
      • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 - 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
      • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 - 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
      • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 - 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
      • Паисий (Анков) (4 января 1949 - 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

      Патриархи Болгарские

        • Кирилл (Константинов) (3 января 1951 - 10 мая 1953) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
        • Максим (Минков) (13 марта - 4 июля 1971) митр. Ловечский, наместник-председатель Священного Синода
        • Кирилл (Ковачёв) (10 ноября 2012 - 24 февраля 2013) митр. Варненский, наместник-председатель Священного Синода

        Исторические титулы предстоятеля

        Святые и святыни

        В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис - креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) - создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) - один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей - преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

        Статистика

        • 1999 - 8 млн. членов [7]
        • кон. 2008 - ок. 2600 приходов; ок. 1500 священников; в Болгарии 120 монастырей с около 200 монашествующих [3]
        • 2011 - в Болгарии 4 374 135 "восточноправославных" [8]

        Учебные заведения

        Ставропигии

        • Бачковский монастырь
        • Рыльский монастырь
        • Троянский Успенский монастырь (с 1830 - ставропигия Константинопольского патриарха)
        • Софийский Александро-Невский собор, патриарший кафедральный храм-памятник
        • Софийский Иоанно-Рыльский семинарский храм
        • Пловдивский Кирилло-Мефодиевский семинарский храм
        • Бывшие ставропигии:
          • Поморийский Георгиевский монастырь (? - 2008)
          • Преображенский монастырь на Янтре (? - 2008)

          Внешние связи

          Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

          Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

          • Болгарская церковная община в Стамбуле, ведает православными болгарами Турции, на территории Константинопольской Церкви
          • Московское подворье, представительство при патриархе Московском и всея Руси
          • Западноевропейская епархия включает:
            • На территории Сербской Церкви: Загребский Седмочисленницкий храм
            • На территории Чехословацкой Церкви: Пражский Никольский храм, Братиславский Иоанно-Предтеченский храм

            Литература

            • Народы и религии мира. Энциклопедия, Научное издательство "Большая Российская Энциклопедия", Москва, 1999, 693.

            Использованные материалы

            [5] По переписи населения Болгарии 2011 года, http://censusresults.nsi.bg/Census/Reports/2/2/R10.aspx , в которой ответ на вопрос о религии был необязательным, "восточноправославными" записались 4 374 135 человек. Вычитая количество раскольников и прибавляя количество членов Болгарской Церкви в диаспоре, можно предположить что сумма изменится незначительно.

            Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

            Читайте также: