Органическая школа ф ратцеля кратко

Обновлено: 05.07.2024

ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА – вульгарно-социологическая концепция, популярная в России (П.Ф.Лилиенфельд и др.) и в Западной Европе (А.Шеффле, Р.Вормс, А.Эспинас и их многочисленные эпигоны на рубеже 19–20 вв.).
Уподобляя общество биологическому организму, а отдельные его части и функции – аналогичным органам и деятельности животного, последователи органической школы объективно стремились наукообразно оправдать существовавший тогда общественный строй, включая его социальную структуру, неравенство в распределении благ, привилегированное положение определенных слоев общества и т.п. тем соображением, что они выполняют жизненно важные функции, обеспечивающие выживание и процветание всего общественного организма.
Вообще говоря, сходные сопоставления человеческого общества с биологическими организмами имели место и прежде: в античной философии (Платон), в проводимых социальными философами Нового времени (Ф.Бэкон, О.Конт и Г.Спенсер) сопоставлениях социологических процессов с биологическими, когда процессы высших форм движения материи подвергались редукции, сводились к низшим. Однако, как правило, вплоть до появления органической теории все уподобления такого рода носили метафорический либо слишком абстрактный характер, вписывающийся в логику иерархии наук. Органическая же школа в социологии пыталась придать подобным сопоставлениям закономерный характер и перейти от общих сравнений общества с биологическим организмом к их подробному, псевдонаучному функциональному сравнению. Напр., пищеварение при этом уподоблялось промышленности, кровообращение – торговле и транспорту, финансовая система отождествлялась с передачей важной для общества информацией, а деятельность высшей нервной системы – с управлением всем обществом. В соответствии с таким распределением обязанностей выстраивалась и вся социальная иерархия, воспринимаемая как естественно предопределенное, вполне оправданное положение различных членов общества с их функциями и привилегиями.
Одним из вариантов органической школы было также уподобление функционирования общества с поведением, присущим естественным сообществам животных (стаям птиц, стадам и колониям определенных животных).
Однако все подобные сопоставления были лишены научного содержания, ибо примитивизировали и даже просто искажали как жизнедеятельность животных, так и сложную социальную организацию человеческого общества. В большинстве случаев постулаты органической школы социологии объективно носили апологетический характер по отношению к существующему строю.
Отрицание органической социологии, разумеется, не следует воспринимать как отрицание всякого организующего начала в любом обществе. Однако речь при этом идет о социальных, а не биологических формах организации.
Э.А.Араб-оглы

Подобную миграцию Ратцель справедливо связывал с избытком населения в небольших городах-полисах, расположенных в прибрежных районах Средиземноморья. В противоположность полной неожиданностей судьбе морских путешественников, континентальная жизнь однообразна, ей не хватает остроты, и она рано приходит в застой. Отсюда ученый делал вывод, что в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне цивилизации и даже враждебны ей. Настоящими мировыми державами, с его точки зрения, были те, которые владели морем (Рим, Испания, Англия).

Ф. Ратцель также обстоятельно проанализировал значение климата в жизни народов, в частности, влияние освещенности, теплоты, давления и влажности воздуха на тело, психику и образ жизни человека. Он отмечал, что солнце и влага тропических широт действует на проживающих там людей усыпляющим образом, тогда как сухость пустыни возбуждает нервную систему. Отсюда различия в характере провансальца (Прованс – область во Франции) и австралийца. Кроме того, климатические условия определяют темпы переселения людей и их занятия. Так, степные просторы располагают к кочевничеству. Переходя с места на место, скотоводы вторгаются в другие страны, где постепенно обращаются в земледельцев. Весьма важным для автора является замечание, что при определенном уровне технических достижений негативные последствия плохого климата можно уменьшить (В Финляндии – северной стране – сегодня в каждой квартире есть сауна). В целом же, температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют обмену веществ в организме, здоровью, развитию интеллекта и культуры.

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что большим странам свойственна географическая экспансия. Расширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с его жизненным циклом, который, как и у отдельного человека, состоит из рождения, становления и умирания. Мыслитель открыл законы, описывающие этот цикл:

• подконтрольное государству пространство увеличивается вместе с ростом его материальной и духовной культуры;

• экспансия предполагает повышенную активность во всех сферах общественного бытия;

• расширение территории идет за счет поглощения (присоединения) малых (отсталых) стран и народов;

• очертания границ — это индикатор здоровья или болезни, мощи или слабости государственного организма;

• объектами захвата являются стратегически важные геофизические рубежи: береговые линии, поймы рек, районы, богатые ресурсами;

• стремление к поглощению соседей характерно для набирающих силу могущественных государств.

Углубление контактов между людьми, расширение обмена и торговли понимались классиком геополитики как прелюдия к покорению новых территорий, а торговля и война — как две формы и две стадии территориального роста передовых стран. Таким образом, нетрудно заметить, что в трудах Ратцеля содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется теория и практика международных отношений

Такая морская кочевая жизнь, полагает Ратцель, обусловлена из­бытком населения, повторяющимся через несколько поколений, что-то сходное с природой моря лежит в истории этих народов. Он утвер­ждает, что история Египта или Китая, где отсутствует морская кочевая жизнь, однообразна, ее ходу не хватает живого обмена противоречий, и она рано приходит в застой. Отсюда он делает вывод: в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пасту­шеские народы живут вне границ культуры, враждебны ей.

Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая владела морем,— Рим, Испания, Англия.

Ратцель также обстоятельно анализирует значение климата в жизни народов. Особо останавливается на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влажности воз­духа на тело и психику человека, влияние света, климата на вне­шний образ жизни человека, а также исследует образ жизни челове­ка в течение одних суток и годового цикла времени. Он отмечает троякого рода влияние климата[25].

1. Происходят непосредственные изменения в физической и ду­шевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырос­ти, сухости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом, тогда как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характеров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличай видны, по его мнению, в характере жителей Северной Америки или Техаса, новой Англии и Канады или Калифорнии.

2. Климат воздействует на переселение народов. Континенталь­ный климат степей приводит к кочевому образу жизни: кочевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земледельцев.

3. От климата зависят произрастание растительности и распреде­ление животных, а следовательно, образ жизни человека. В Ислан­дии невозможно развитие земледелия, и население занимается овце­водством и рыболовством. В тех же южных штатах Северной Америки, где произрастают табак, хлопок, появились рабы-нефы и образо­вался своеобразный социальный слой.

Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени развития одинаково подчиняются вли­янию климата. Но при работе и переселении на новые места, осо­бенно в тропиках, климатические воздействия сказываются всего сильнее. По мере развития культуры противодействие этому влия­нию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.

Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здо­ровью и культуре, обмену веществ, развитию ума, и тропический климат действует так удручающе и усыпляюще исключительно бла­годаря малым колебаниям температуры.

Человек — гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он — одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою и из них выходит великое движение, субстратом которого является все человечество. Таким образом, мы получаем право говорить о единстве человечес­кого рода, если под единством мы будем подразумевать общность естественной почвы, создаваемую природой.

Этот тезис он подтверждает ссылкой на плотность населения Китая и Индии (кочевых народов Монголии и Тибета, восточных тюркских народов), где проживает менее 1 /60 части населения от числа китайцев и индийцев.

Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе заключает повод к упадку: его небольшая численность легче подвергается ослаблению и исчезновению. Быстрый расход жизнен­ных сил является признаком всех народов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и не­полна: воздержанность часто граничит с бедностью, нужда является частым гостем и отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествую­щими силами природы арктических стран и степных областей южно­го полушария упадок, замечаемый на границе Эйкумены, может до­ходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.

По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в двух случаях: самоуничтожение и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.

Таким образом, распространение культуры представляется ему самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному осуществлению единства чело­веческого рода.

Связь между почвой, пространством, народом взаимоукрепляется, становится чем-то единым, немыслимым одно без другого. По мнению ученого, государства имеют тенденцию врастать в естествен­ные замкнутые пространства. Тенденция эта может быть реализова­на, удовлетворена лишь в границах континентов. Сущность госу­дарства такова, что оно развивается, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части пространства. Государство, если оно желает быть подлинно великой державой, должно иметь в качестве своей про­странственной основы площадь приблизительно в пять миллионов квадратных километров[33].

1. Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

2. Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, тор­говли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.

3. Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.

4. Граница — это периферийный орган государства, она являет­ся признаком его роста, силы или слабости и изменений в его орга­низме.

5. Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные эле­менты физического окружения: береговые линии, русла рек, райо­ны, богатые ресурсами.

6. Первотолчок к территориальному росту приходит к неразви­тым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.

7. Тенденция к слиянию — характерная черта государств, кото­рая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.

Исследования Ратцеля — исходные основания для многих его последователей, и в первую очередь для шведа Р. Челлена и немца К. Хаусхофера.

Теоретическим источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древ­ний источник познания. Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встре­чаем у Геродота, Гиппократа, Фукидида и других античных ав­торов. Полибий (ок. 200—ок. 120 до н.э.), например, объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством туманного и холодного климата:

По этой. причине народы представляют столь резкие отличия в ха­рактере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий8.

Остров Крит как бы предназначен к господству над Грецией, и гео­графическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, во­круг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны он находится на небольшом расстоянии от Пелопонеса, с другой — от Азии.

Наиболее глубоко, обстоятельно эти факторы наравне с другими были развиты немецким ученым Фридрихом Ратцелем и шведом Рудольфом Челленом.

Одним из основателей геополитики по праву считается немец­кий ученый Фридрих Ратцель, геолог, палеонтолог и зоолог. Мировоззрением и методологией Ф. Ратцеля были идеи эволю­ционизма и дарвинизма.

Человек — гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он — одно из самых под­вижных. В качестве доказательства влияния почвы, географической среды на виды деятельности человека Ф. Ратцель приводит дан­ные статистики о плотности населения развитых регионов пла­неты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т.д.

Другим фактором, влияющим на образ жизни населения, по его мнению, является культура, в частности, культура землевла­дения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население.

Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе, заключает повод к упадку; его не­большая численность легче подвергается ослаблению и исчезнове­нию.

Государство является организмом. потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Обитаемое пространство. способствует разви­тию государства, особенно если это пространство окружено естест­венными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же харак­теристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него.

Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умира­ют, проявляется тенденция к географической экспансии. Рас­ширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с жизненным циклом. Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы про­странства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государства

• Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.

• Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.

• Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.

• Граница — это периферийный орган государства, она -признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.

• Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, рус­ла рек, районы, богатые ресурсами.

• Первотолчок к территориальному росту приходит к не­развитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.

• Тенденция к слиянию - - характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно наби­рая силу.

Таким образом, мы видим, что в его трудах содержатся все основные идеи, на которых и поны­не базируется наука геополитика.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .

Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .

К основателям классической геополитики конца XIX – первой половины XX века можно отнести таких авторов, как Ф. Ратцель (Германия). Своим возникновением классическая геополитика обязана именно Ф. Ратцелю. Его можно считать подлинным “отцом” геополитики: “Без Ратцеля развитие геополитики было бы немыслимо,.

Под влиянием дарвиновских идей Ратцель рассматривал государство как живой организм, борющийся за свое существование. В этом плане Ратцель является также прямым продолжателем всей школы немецкой “органической” социологии, наиболее ярким представителем которой был Ф. Теннис (1855–1936) – один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, называвший расизм “современным варварством” и демонстративно ушедший с поста президента Немецкого социологического общества после прихода нацистов к власти. Приверженец “органической” или “органицистской” школы, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX веке принципах эволюции и естественных наук вообще. Развивая идеи географического детерминизма в духе К. Риттера и Г. Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. Так, он рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.

Читайте также: