Органическая школа ф ратцеля кратко
Обновлено: 05.07.2024
ОРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА – вульгарно-социологическая концепция, популярная в России (П.Ф.Лилиенфельд и др.) и в Западной Европе (А.Шеффле, Р.Вормс, А.Эспинас и их многочисленные эпигоны на рубеже 19–20 вв.).
Уподобляя общество биологическому организму, а отдельные его части и функции – аналогичным органам и деятельности животного, последователи органической школы объективно стремились наукообразно оправдать существовавший тогда общественный строй, включая его социальную структуру, неравенство в распределении благ, привилегированное положение определенных слоев общества и т.п. тем соображением, что они выполняют жизненно важные функции, обеспечивающие выживание и процветание всего общественного организма.
Вообще говоря, сходные сопоставления человеческого общества с биологическими организмами имели место и прежде: в античной философии (Платон), в проводимых социальными философами Нового времени (Ф.Бэкон, О.Конт и Г.Спенсер) сопоставлениях социологических процессов с биологическими, когда процессы высших форм движения материи подвергались редукции, сводились к низшим. Однако, как правило, вплоть до появления органической теории все уподобления такого рода носили метафорический либо слишком абстрактный характер, вписывающийся в логику иерархии наук. Органическая же школа в социологии пыталась придать подобным сопоставлениям закономерный характер и перейти от общих сравнений общества с биологическим организмом к их подробному, псевдонаучному функциональному сравнению. Напр., пищеварение при этом уподоблялось промышленности, кровообращение – торговле и транспорту, финансовая система отождествлялась с передачей важной для общества информацией, а деятельность высшей нервной системы – с управлением всем обществом. В соответствии с таким распределением обязанностей выстраивалась и вся социальная иерархия, воспринимаемая как естественно предопределенное, вполне оправданное положение различных членов общества с их функциями и привилегиями.
Одним из вариантов органической школы было также уподобление функционирования общества с поведением, присущим естественным сообществам животных (стаям птиц, стадам и колониям определенных животных).
Однако все подобные сопоставления были лишены научного содержания, ибо примитивизировали и даже просто искажали как жизнедеятельность животных, так и сложную социальную организацию человеческого общества. В большинстве случаев постулаты органической школы социологии объективно носили апологетический характер по отношению к существующему строю.
Отрицание органической социологии, разумеется, не следует воспринимать как отрицание всякого организующего начала в любом обществе. Однако речь при этом идет о социальных, а не биологических формах организации.
Э.А.Араб-оглы
Подобную миграцию Ратцель справедливо связывал с избытком населения в небольших городах-полисах, расположенных в прибрежных районах Средиземноморья. В противоположность полной неожиданностей судьбе морских путешественников, континентальная жизнь однообразна, ей не хватает остроты, и она рано приходит в застой. Отсюда ученый делал вывод, что в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне цивилизации и даже враждебны ей. Настоящими мировыми державами, с его точки зрения, были те, которые владели морем (Рим, Испания, Англия).
Ф. Ратцель также обстоятельно проанализировал значение климата в жизни народов, в частности, влияние освещенности, теплоты, давления и влажности воздуха на тело, психику и образ жизни человека. Он отмечал, что солнце и влага тропических широт действует на проживающих там людей усыпляющим образом, тогда как сухость пустыни возбуждает нервную систему. Отсюда различия в характере провансальца (Прованс – область во Франции) и австралийца. Кроме того, климатические условия определяют темпы переселения людей и их занятия. Так, степные просторы располагают к кочевничеству. Переходя с места на место, скотоводы вторгаются в другие страны, где постепенно обращаются в земледельцев. Весьма важным для автора является замечание, что при определенном уровне технических достижений негативные последствия плохого климата можно уменьшить (В Финляндии – северной стране – сегодня в каждой квартире есть сауна). В целом же, температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют обмену веществ в организме, здоровью, развитию интеллекта и культуры.
Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что большим странам свойственна географическая экспансия. Расширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с его жизненным циклом, который, как и у отдельного человека, состоит из рождения, становления и умирания. Мыслитель открыл законы, описывающие этот цикл:
• подконтрольное государству пространство увеличивается вместе с ростом его материальной и духовной культуры;
• экспансия предполагает повышенную активность во всех сферах общественного бытия;
• расширение территории идет за счет поглощения (присоединения) малых (отсталых) стран и народов;
• очертания границ — это индикатор здоровья или болезни, мощи или слабости государственного организма;
• объектами захвата являются стратегически важные геофизические рубежи: береговые линии, поймы рек, районы, богатые ресурсами;
• стремление к поглощению соседей характерно для набирающих силу могущественных государств.
Углубление контактов между людьми, расширение обмена и торговли понимались классиком геополитики как прелюдия к покорению новых территорий, а торговля и война — как две формы и две стадии территориального роста передовых стран. Таким образом, нетрудно заметить, что в трудах Ратцеля содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется теория и практика международных отношений
Такая морская кочевая жизнь, полагает Ратцель, обусловлена избытком населения, повторяющимся через несколько поколений, что-то сходное с природой моря лежит в истории этих народов. Он утверждает, что история Египта или Китая, где отсутствует морская кочевая жизнь, однообразна, ее ходу не хватает живого обмена противоречий, и она рано приходит в застой. Отсюда он делает вывод: в замкнутой среде материковых земель развиваются лишь полукультуры, а пастушеские народы живут вне границ культуры, враждебны ей.
Настоящей мировой державой, по его мнению, была та держава, которая владела морем,— Рим, Испания, Англия.
Ратцель также обстоятельно анализирует значение климата в жизни народов. Особо останавливается на факторах воздействия климата на человека: влияние теплоты, давления и влажности воздуха на тело и психику человека, влияние света, климата на внешний образ жизни человека, а также исследует образ жизни человека в течение одних суток и годового цикла времени. Он отмечает троякого рода влияние климата[25].
1. Происходят непосредственные изменения в физической и душевной жизни человека под влиянием света, тепла, холода, сырости, сухости, давления воздуха и ветров, влажный воздух тропиков действует усыпляющим образом, тогда как сухость австралийского воздуха возбуждает нервную систему. Отсюда различия характеров провансальца, живущего в климате Средиземного моря, и бретонца или нормандца, страна которого обладает климатом южной Англии. Те же отличай видны, по его мнению, в характере жителей Северной Америки или Техаса, новой Англии и Канады или Калифорнии.
2. Климат воздействует на переселение народов. Континентальный климат степей приводит к кочевому образу жизни: кочевники переходят границы своих земель, наводняют другие страны, где под влиянием сырого климата обращаются в земледельцев.
3. От климата зависят произрастание растительности и распределение животных, а следовательно, образ жизни человека. В Исландии невозможно развитие земледелия, и население занимается овцеводством и рыболовством. В тех же южных штатах Северной Америки, где произрастают табак, хлопок, появились рабы-нефы и образовался своеобразный социальный слой.
Однако автор делает исключение из этого правила, отмечая, что народы не на всякой ступени развития одинаково подчиняются влиянию климата. Но при работе и переселении на новые места, особенно в тропиках, климатические воздействия сказываются всего сильнее. По мере развития культуры противодействие этому влиянию увеличивается, так что для недоразвившегося народа климат является главнейшим условием его дальнейшего существования.
Температурные колебания, по Ратцелю, благоприятствуют здоровью и культуре, обмену веществ, развитию ума, и тропический климат действует так удручающе и усыпляюще исключительно благодаря малым колебаниям температуры.
Человек — гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он — одно из самых подвижных. Отдельные движения сплетаются между собою и из них выходит великое движение, субстратом которого является все человечество. Таким образом, мы получаем право говорить о единстве человеческого рода, если под единством мы будем подразумевать общность естественной почвы, создаваемую природой.
Этот тезис он подтверждает ссылкой на плотность населения Китая и Индии (кочевых народов Монголии и Тибета, восточных тюркских народов), где проживает менее 1 /60 части населения от числа китайцев и индийцев.
Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе заключает повод к упадку: его небольшая численность легче подвергается ослаблению и исчезновению. Быстрый расход жизненных сил является признаком всех народов более низких ступеней культуры. Основа, на которой держится их хозяйство, узка и неполна: воздержанность часто граничит с бедностью, нужда является частым гостем и отсутствуют все меры предосторожности, которыми врачебное искусство окружает нашу жизнь. В борьбе с торжествующими силами природы арктических стран и степных областей южного полушария упадок, замечаемый на границе Эйкумены, может доходить до полного истощения, даже до уничтожения целого народа.
По мнению Ратцеля, вымирание диких народов происходит в двух случаях: самоуничтожение и под влиянием высшей культуры. Обе эти причины действуют вместе.
Таким образом, распространение культуры представляется ему самоускоряющимся разрастанием культурных народов на земном шаре, которое ведет к более полному осуществлению единства человеческого рода.
Связь между почвой, пространством, народом взаимоукрепляется, становится чем-то единым, немыслимым одно без другого. По мнению ученого, государства имеют тенденцию врастать в естественные замкнутые пространства. Тенденция эта может быть реализована, удовлетворена лишь в границах континентов. Сущность государства такова, что оно развивается, соревнуясь с соседними государствами, причем наградой в борьбе в большинстве случаев являются части пространства. Государство, если оно желает быть подлинно великой державой, должно иметь в качестве своей пространственной основы площадь приблизительно в пять миллионов квадратных километров[33].
1. Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
2. Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т.е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.
3. Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.
4. Граница — это периферийный орган государства, она является признаком его роста, силы или слабости и изменений в его организме.
5. Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
6. Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.
7. Тенденция к слиянию — характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.
Исследования Ратцеля — исходные основания для многих его последователей, и в первую очередь для шведа Р. Челлена и немца К. Хаусхофера.
Теоретическим источником геополитики являются концепции географического детерминизма. Это наиболее древний источник познания. Идеи о влиянии географической среды (климата, почв, рек, морей и пр.) на историю и человека встречаем у Геродота, Гиппократа, Фукидида и других античных авторов. Полибий (ок. 200—ок. 120 до н.э.), например, объяснял суровость нравов жителей Аркадии господством туманного и холодного климата:
По этой. причине народы представляют столь резкие отличия в характере, строении тела и в цвете кожи, а также в большинстве занятий8.
Остров Крит как бы предназначен к господству над Грецией, и географическое положение его прекрасно: он соприкасается с морем, вокруг которого почти все греки имеют свои места поселения; с одной стороны он находится на небольшом расстоянии от Пелопонеса, с другой — от Азии.
Наиболее глубоко, обстоятельно эти факторы наравне с другими были развиты немецким ученым Фридрихом Ратцелем и шведом Рудольфом Челленом.
Одним из основателей геополитики по праву считается немецкий ученый Фридрих Ратцель, геолог, палеонтолог и зоолог. Мировоззрением и методологией Ф. Ратцеля были идеи эволюционизма и дарвинизма.
Человек — гражданин земли в самом широком смысле слова. Из всех существ, связанных с почвой, он — одно из самых подвижных. В качестве доказательства влияния почвы, географической среды на виды деятельности человека Ф. Ратцель приводит данные статистики о плотности населения развитых регионов планеты: Африки, Северной Америки, Азии, Океании и т.д.
Другим фактором, влияющим на образ жизни населения, по его мнению, является культура, в частности, культура землевладения, садоводства. Где выше уровень культуры земледелия, там гуще население.
Ратцель делает вывод о том, что редкое население уже само в себе, заключает повод к упадку; его небольшая численность легче подвергается ослаблению и исчезновению.
Государство является организмом. потому что эта связь взаимоукрепляется, становясь чем-то единым, немыслимым без одного из двух составляющих. Обитаемое пространство. способствует развитию государства, особенно если это пространство окружено естественными границами. Если народ чувствует себя на своей территории естественно, он постоянно будет воспроизводить одни и те же характеристики, которые, происходя из почвы, будут вписаны в него.
Ратцель одним из первых сформулировал мысль о том, что у больших стран, государств, которые рождаются, растут, умирают, проявляется тенденция к географической экспансии. Расширение и сжатие государства — естественный процесс, связанный с жизненным циклом. Ратцель сформулировал семь законов пространственного роста государств, прежде всего законы пространства и местонахождения. Это совокупность принципов пространственного роста государства
• Пространство государства растет вместе с ростом его культуры.
• Рост государства предполагает дальнейшее развитие идей, торговли, т. е. повышенную активность во всех сферах жизни общества.
• Рост государства идет за счет поглощения (присоединения) малых государств.
• Граница — это периферийный орган государства, она -признак его роста, силы или слабости и изменений в его организме.
• Государство стремится вобрать в себя наиболее ценные элементы физического окружения: береговые линии, русла рек, районы, богатые ресурсами.
• Первотолчок к территориальному росту приходит к неразвитым государствам извне, от более развитых (высоких) цивилизаций.
• Тенденция к слиянию - - характерная черта государств, которая переходит от одного к другому, постоянно набирая силу.
Таким образом, мы видим, что в его трудах содержатся все основные идеи, на которых и поныне базируется наука геополитика.
Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием .
Романтизм как литературное направление: В России романтизм, как литературное направление, впервые появился .
К основателям классической геополитики конца XIX – первой половины XX века можно отнести таких авторов, как Ф. Ратцель (Германия). Своим возникновением классическая геополитика обязана именно Ф. Ратцелю. Его можно считать подлинным “отцом” геополитики: “Без Ратцеля развитие геополитики было бы немыслимо,.
Под влиянием дарвиновских идей Ратцель рассматривал государство как живой организм, борющийся за свое существование. В этом плане Ратцель является также прямым продолжателем всей школы немецкой “органической” социологии, наиболее ярким представителем которой был Ф. Теннис (1855–1936) – один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, называвший расизм “современным варварством” и демонстративно ушедший с поста президента Немецкого социологического общества после прихода нацистов к власти. Приверженец “органической” или “органицистской” школы, Ратцель во многом основывал свою систему на популярных в XIX веке принципах эволюции и естественных наук вообще. Развивая идеи географического детерминизма в духе К. Риттера и Г. Спенсера, Ратцель переносил в социальную область закономерности развития животного и растительного мира. Так, он рассматривал земной шар как единое целое, неразрывной частью которого является человек. Он считал, что человек должен приспосабливаться к своей среде точно так же, как это свойственно флоре и фауне.
Читайте также: