Повелитель мух история создания кратко

Обновлено: 04.07.2024

Робинзонада ХХ века

Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.

Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.

Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.

Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота. В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.

Незнакомцы, явившиеся изнутри

Как так случилось, что Уильям Голдинг в сорок лет взял и написал такой странный и даже страшный роман? Сам писатель во многом объясняет особенности своего мировоззрения опытом войны:

Много размышляя о жизни и обществе, он делает еще более суровые выводы:

Если рассматривать эти слова с точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, можно сказать, что к таким выводам подводит писателя его зрительная чуткость и звуковые размышления. Главная мысль, которую передает автор в своем романе – это удивительно парадоксальная человеческая особенность превращаться из цивилизованного члена общества в дикаря в самые короткие сроки. Воспитание и культурные ограничения, стремление соблюдать правила приличия в обществе, гражданская позиция и социальная ответственность очень часто слетают с ранее цивилизованного человека, как ненужный налет, когда речь заходит о выживании, когда мы получаем стресс, который не способны адаптировать.

Казалось бы, писатель не оставляет читателям надежды на лучший исход. Мы должны жить с этим страшным зверем внутри, который дремлет до поры до времени, но в любой момент может вырваться наружу. Но эту надежду нам дает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Человечество вовсе не больно, оно не деградирует, а напротив, стремительно развивается! В романе Голдинга самым подробным образом выписан архетип человека, который вполне был уместен во времена первых людей, десятки тысяч лет назад. Но в наше время, в цивилизованном обществе, в котором соблюдаются кожные законы и ограничения и развита зрительная культура, такое поведение человека неприемлемо.

Строители системы безопасности

Согласно системно-векторной психологии, только мужчины являются носителями видовой роли, то есть выполняют определенные задачи, возложенные на них обществом. У женщин, кроме кожно-зрительных, которые сопровождали мужчин на охоте и войне, такой видовой роли нет – главная задача женщины родить потомство и заботиться о нем. Поэтому задача построения коллективной системы безопасности, которая позволяет человеческому виду выжить и продолжить путь в будущее, целиком лежит на мужской части человечества.

Мальчики, входя в пубертат, отделяются от близких, семьи и, становясь полноправными членами общества, начинают поддерживать созданную в нем систему коллективной безопасности. Такая система безопасности строится в первую очередь на строгом ранжировании, которое обеспечивает выполнение каждым членом стаи своей видовой роли. При правильном ранжировании стая функционирует идеально слаженно. Это обеспечивает членам стаи возможность выжить всем вместе.

Именно процесс ранжирования и попытку создать собственную систему безопасности мы можем наблюдать в ходе прочтения романа. Почему оказавшиеся на необитаемом острове подростки не смогли создать жизнеспособную модель человеческого общества, подчиняясь одному вождю и выполняя каждый свою роль, мы рассмотрим чуть позже.

Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.

Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:

В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.

В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:

Самозванец или вождь?

Как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, стремление быть лидером – одно из свойств кожного вектора. Но настоящим природным вождем может стать человек с другими устремлениями, с иным устройством психики – обладатель уретрального вектора. Только для уретральника его стая превыше всего, а жизнь стаи – важнее собственной жизни. Настоящему вождю не требуется доказывать свое главенство, добиваться власти изощренными способами – все это и так принадлежит ему по праву. Члены стаи на бессознательном уровне чувствуют защищенность, которая исходит от того, кто готов отдать свою жизнь за их жизни, и естественным образом беспрекословно подчиняются уретральному вождю. Уретральное ядро объединяет стаю, иначе начинается разобщение.

Однако среди мальчиков на острове не оказалось уретрального. Еще не развитый кожный лидер не может вести стаю на длинные дистанции – стая погибнет. Этот путь к неминуемой гибели мы наблюдаем в конце книги.

  • История создания
  • Персонажи книги
  • Начало произведения
  • Основа сюжета
  • Финал романа
  • Влияние на культуру

История создания

Уильям Голдинг

Но автору трудно было опубликовать свое произведение. Голдингу отказал 21 издатель, пока согласие не дала компания Faber&Faber. Но она поставила одно условие: нужно убрать первые страницы с описанием ужасов ядерной войны. Из-за этого читателям непонятно, о каких боевых действиях идет речь в произведении.

Персонажи книги

С главными героями читатель знакомится уже с первых страниц книги. Основные персонажи произведения:

  • Ральф;
  • Джек Меридью;
  • Хрюша;
  • Саймон;
  • офицер;
  • близнецы Эрик и Сэм;
  • Морис;
  • Роберт;
  • Роджер;
  • Персиваль Уимз Медисон.

Предводитель в романе — Ральф. Это двенадцатилетний блондин, он отвечал за роли и обязанности всех на острове. Один из охотников — Джек Меридью. Рыжеволосый худой мальчик раньше пел в церковном хоре, а в книге стал вождем дикарей. Полный ребенок, который страдал от астмы — это Хрюша. До попадания на остров он жил со своей тетей, а прозвище получил еще в школе из-за лишнего веса.

Еще одного певчего из хора зовут Саймон. Это тощий мальчишка с острыми чертами лица. Близнецы, Роджер, Роберт, Морис и Персиваль — остальные ребята, которые были в самолете. С офицером читатель знакомится только в заключительном отрывке романа, моряк спас детей.

Начало произведения

Книга начинается с того, что в военное время по воздуху вывозили из Англии эвакуированных детей. Но самолет потерпел крушение, и мальчики очутились на безлюдном острове. Первыми познакомились Хрюша и Ральф. Они заметили, что взрослых вокруг не видно, а толстяк рассказал, что носит очки с трехлетнего возраста и страдает от астмы.

Самолет потерпел крушение,

Хрюша припомнил, что летчик их самолета говорил об атомной бомбе, из-за которой все погибли. Ральф нашел на берегу кремовую раковину и дунул в нее. На звук пришли мальчики-хористы в черных плащах. Их главой был Джек. Все ребята решили проголосовать и выбрать лидера. Им оказался Ральф, а хористы выявили желание стать охотниками.

Саймон, предводитель и Джек отправились на осмотр местности и наткнулись на поросенка, запутавшегося в лианах. Один из мальчиков хотел его зарезать, но животное освободилось от растительности и убежало. На это закончилась первая глава.

Во второй части на собрании Ральф предложил желающим высказать свое мнение, для чего нужно поднимать руку. Тогда ему отдадут раковину как символ права голоса. Сначала выступил мальчик с красным пятном на щеке и спросил, как нужно поступить со змеем, которого он заметил ночью. Джек решил лучше разведать остров.

Лидер сказал, что в любой случае за детьми должны прислать судно, поэтому нужно поддерживать сигнальный огонь. Спичек ни у кого не нашлось, но Джек догадался использовать очки Хрюши. Мальчики из хора следили за пламенем, но скоро оно попалило ближайшие деревья и кусты. Ребята начали бегать вокруг огня, а Хрюша не смог найти парня с багровым пятном на лице.

Ральф и Саймон занялись постройкой шалашей

Хористы вместо своего дежурства вернулись с убитым кабаном. Хотя Джек начал с восторгом рассказывать об охоте, король мальчишек Ральф был обеспокоен только тем, что корабль ушел. Хористы извинились за эту оплошность, но лидер разозлился еще больше и приказал им не покидать свой пост.

Основа сюжета

Ральф приказал охотникам разжигать костер только на холме. Джек осмотрел весь остров и ничего не нашел. Хотя один из мальчиков сказал, что видел ночью около шалаша что-то страшное и огромное. Персиваль Уимз Медисон сквозь рыдания сообщил, что зверь должен выходить из морских вод.

Ральф приказал охотникам разжигать костер

Неожиданно у него вырвал рог Хрюша, накричал на мальчика, но его остановил Джек. Ральф встал на защиту толстяка, чем рассердил лидера охотников, и тот сбежал вместе с другими певчими в зеленую чащу.

Ночью на скалы упал парашютист, а близнецы приняли его за зверя. Мальчики постарше отправились к горе осмотреть обнаруженную пещеру. Ральф увидел, что не горит сигнальный костер, поэтому приказал возвращаться на холм. Джек по дороге предложил поохотиться на поросят. Предводитель группы попал копьем в кабана, но животному удалось уйти. Мальчики решили поиграть в охоту, окружили Роберта, танцевали вокруг него и пели.

В сумерках на вершину решили подняться только трое — Ральф, Джек и Роджер. Первый признался, что ему страшно, и второй пошел в одиночестве. Но вскоре он вернулся за ребятами. Они снова пошли на гору втроем и заметили развевающийся на ветру парашют, приняли его за нечто ужасное и пугающее.

Ральф высказал свое мнение: зверь специально сидит у костра, что дети не смогли подать сигнал проплывающим мимо кораблям. Джек рассказал остальным, что их лидер струсил подниматься ночью на холм. Из-за этого мальчик отказался повиноваться и решил охотиться отдельно, предложив остальным присоединиться к нему.

Ральф с Хрюшей разожгли костер на берегу, а другие мальчики ушли с Джеком. Они называли его вождем и охотились вместе с ним. После убийства очередной свиньи отрезал ей голову и наткнул ее на острый кол горлом. Так он пытался задобрить зверя, сидящего наверху горы. Ужасающий дар стал называться Повелителем мух, ведь он действительно ловец насекомых. Саймон смотрел за этим из кустов, затем подошел к голове. Ему почудилось, что свинья с ним разговаривает. Она сказала, что Саймон и есть Зверь. Мальчик потерял сознание.

Финал романа

 Саймон обнаружил тело парашютиста

Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.

Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.

Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.

Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Свиной череп на копье.

Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

В ведение в сюжет Повелителя мух

Ральф — это обычный парень лет двенадцати. Выбравшись на сушу, он находит выжившего. Это толстый, страдающим астмой, но рассудительный и догадливый мальчик в очках. Все зовут его Хрюшей, ибо имени никто не знает.

Повелитель мух

Они понимают, что надо бы собраться всем выжившим и решать что делать дальше уже вместе. На берегу Ральф находит ракушку (позже ее все будут называть рогом) и с помощью издаваемого звука собирает всех. Выясняется, что катастрофе выжило лишь два десятка детей (6-12 лет). Понятно, что группой людей должен кто-то руководить.

В кандидаты лидеров выбиваются два мальчика: Джек и ранее знакомый нам Ральф. Джек в романе является антагонистом Ральфа. После победы второго на выборах, Джек и его хористы (в Англии он пел в церковном хоре) провозглашают себя охотниками. Но Джек не спешит отдаляться от Ральфа и пока держится вместе с большой группой.

Они шагали рядом – два мира чувств и понятий, неспособные сообщаться.

После небольшой экспедиции оказалось, что никто из взрослых не выжил в катастрофе и дети на острове совершенно одни. Джек и Ральф по-разному смотрят на ситуацию. Ральф предлагает постоянно поддерживать костер, чтобы проплывающие корабли заметили их. Джек же считает, что стоит сосредоточиться на добыче еды. Постепенно эти разногласия только возрастают и в дальнейшем выливаются в настоящую вражду.

Может, зверь этот и есть… Может… это мы сами.

Голова свиньи открывает глаза читателю на замысел, заложенный в роман писателем (Подробнее об этом чуть позже). Саймон узнает эту правду и вскоре очень жестоко за нее расплатится.

О браз главных героев

Повелитель мух

Повелитель мух символизирует подсознание, функция которого включать инстинкт самосохранения в опасных для жизни ситуациях. Законы, нормы морали и мышление не стоят ничего, когда подсознание в действии. Оно берет контроль над действиями человека и устремляет всю энергию на выживание.

Повелитель мух

Через всю книгу можно отследить образы падения: падение Хрюши вместе с рогом, крушение самолета, падающий парашютист, — все это говорит нам о падении человечества. Автор напоминает читателю, что человек способен творить зло. При определенных обстоятельствах его надувные системы морали становятся ничем.

Если лицо совершенно меняется от того, сверху ли или снизу его осветить, — чего же стоит лицо? И чего все вообще тогда стоит?

Даже взрослый, в лице морской офицера, хоть и кажется детям таким правильным, но на деле является лишь стороной конфликта. Он просто пристыдил детей, но никак не решил проблемы. Поэтому, истинная проблема заключается в том, что спасать цивилизованное человечество от собственной жестокой природы попросту некому.

Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась.




(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Зверь выходит из вод, зверь сходит с неба

А ужасного в романе Голдинга много. И прежде всего — зверь, один из ключевых образов произведения и один из самых страшных монстров в истории хоррор-литературы.

Еще один потрясающий по степени напряженности и градусу ужаса эпизод — встреча Саймона с Повелителем мух.

«Прямо против Саймона ухмылялся насаженный на кол Повелитель мух. Наконец Саймон не выдержал и посмотрел; увидел белые зубы, кровь, мутные глаза — и уже не смог отвести взгляда от этих издревле неотвратимо узнающих глаз. В правом виске у Саймона больно застучало.

— Глупый маленький мальчик, — говорил Повелитель мух, — глупый, глупый, и ничего-то ты не знаешь.

Несколько мгновений лес и все другие смутно угадываемые места в ответ сотрясались от мерзкого хохота.

— Но ты же знал, правда? Что я — часть тебя самого? Неотделимая часть! Что это из-за меня ничего у вас не вышло? Что все получилось из-за меня?

— Мы тебя прикончим. Ясно? Джек, и Роджер, и Морис, и Роберт, и Билл, и Хрюша, и Ральф. Прикончим тебя. Ясно?



(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Длинные волосы, раскрашенные лица

Другая любопытная деталь: Джек и его охотники придумывают своеобразный ритуал, охотничий танец.

«Морис с визгом вбежал в центр круга, изображая свинью; охотники, продолжая кружить, изображали убийство. Они танцевали, они пели.


(Великобритания, 1963, реж. Питер Брук).

Лицо смерти

Одна из ключевых сцен романа Голдинга — вечерняя буря, во время которой племя Джека устроило пир. К костру также пришли Ральф, Хрюша и другие ребята, привлеченные жареным мясом, против которого невозможно устоять после долгой фруктовой диеты. Темнота, гроза, накалившиеся страсти — все это привело к очередным дикарским пляскам. И именно в этот момент прибежал Саймон, спеша донести до друзей новость о том, что никакого зверя нет.

«Малыши визжа неслись с опушки, один, не помня себя, проломил кольцо старших:

Зверь ввалился, почти упал в центр подковы.

— Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!

Голубой шрам уже не сходил с неба, грохот был непереносим. Саймон кричал что-то про мертвое тело на горе.

— Зверя — бей! Глотку — режь! Выпусти — кровь! Зверя — прикончь!

Палки стукнули, подкова, хрустнув, снова сомкнулась вопящим кругом.


(США, 1990, реж. Гарри Хук).

Доигрались.

Повествование наполняется хаосом, в котором смешались паника и ненависть. Джунгли ожили, когда Ральфа стали окружать. Все вокруг грохотало, когда дикари сталкивали на него, затаившегося, огромные каменные глыбы. Ральф потерял остатки здравого смысла, и его погнали, как охотники загоняют визжащего от ужаса кабана, когда весь остров запылал огнем.

«— Взрослых здесь нет?

Ральф затряс головой, как немой. Он повернулся. На берегу полукругом тихо-тихо стояли мальчики с острыми палками в руках, перемазанные цветной глиной.

— Доигрались? — сказал офицер.

Огонь добрался до кокосовых пальм на берегу и с шумом их проглотил.

Отрезвляющие укоры взрослого, его спокойствие, его белая фуражка и аккуратная форма, эполеты, револьвер, золотые пуговицы на мундире — все это оттеняет только что пережитый Ральфом кошмар. И к этому примешиваются воспоминания о том, как вначале все было здорово, каким прекрасным был остров.



(США, 1990, реж. Гарри Хук).

Чтобы спастись, дети развели сигнальный костер — маленький, безопасный, управляемый. Но он оказался бесполезным, идея — несостоятельной. Взрослые прибыли, только увидев дым от пожара, сожравшего сказочный остров. Это горькая правда, которая читается между строк.

Племя, вождь, раскрашенные лица, пиры после удачной охоты, пляски у костра. Именно этим путем шли первобытные люди к цивилизации, к прогрессу. Это был единственный способ выжить, подчинить неуправляемую и опасную природу, превозмочь всепоглощающий иррациональный страх, противостоять злым силам, скрытым в душах. И мальчишки, оказавшиеся в изоляции, деградировали, опустились до дикарей. сделав тем самым шаг вперед, как их предки миллионы лет назад.


ПОТУСТОРОННЕЕ

Поддержите DARKER!

Это важно! Нам нужна ваша помощь. Станьте спонсором DARKER и получите эксклюзивный ранний доступ к материалам из новых номеров и не только!

Уильям Голдинг

Но автору трудно было опубликовать свое произведение. Голдингу отказал 21 издатель, пока согласие не дала компания Faber&Faber. Но она поставила одно условие: нужно убрать первые страницы с описанием ужасов ядерной войны. Из-за этого читателям непонятно, о каких боевых действиях идет речь в произведении.


Большая группа мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет оказались на необитаемом острове. Они радуются неожиданной свободе. Наиболее разумные предлагают выбрать главного и установить правила поведения, чтобы их спасли.

И в результате этого группа делится на две части: кто-то за работу и законы (их меньше), кто-то за свободную жизнь, полную приключений. Во главе анархистов встает Джек, сильный, жестокий и агрессивный подросток. ОН запугивает ребят и полностью подчиняет своей власти.

Когда на остров приплывает корабль, капитан поражен видом ребят и их поведением, ведь со стороны остров казался раем.

Вывод:

В экстремальных обстоятельствах раскрывается сущность людей. Они становятся или агрессивными и бессмысленно жестокими, или мобилизуют все свои лучшие качества и стараются найти разумный выход из положения. А порой страх является главной движущей силой поступков и действий людей.

Персонажи книги

С главными героями читатель знакомится уже с первых страниц книги. Основные персонажи произведения:

  • Ральф;
  • Джек Меридью;
  • Хрюша;
  • Саймон;
  • офицер;
  • близнецы Эрик и Сэм;
  • Морис;
  • Роберт;
  • Роджер;
  • Персиваль Уимз Медисон.

Предводитель в романе — Ральф. Это двенадцатилетний блондин, он отвечал за роли и обязанности всех на острове. Один из охотников — Джек Меридью. Рыжеволосый худой мальчик раньше пел в церковном хоре, а в книге стал вождем дикарей. Полный ребенок, который страдал от астмы — это Хрюша. До попадания на остров он жил со своей тетей, а прозвище получил еще в школе из-за лишнего веса.

Еще одного певчего из хора зовут Саймон. Это тощий мальчишка с острыми чертами лица. Близнецы, Роджер, Роберт, Морис и Персиваль — остальные ребята, которые были в самолете. С офицером читатель знакомится только в заключительном отрывке романа, моряк спас детей.

Глава 10. Раковина и очки

Ральф говорит Хрюше, что охотники совершили убийство. Хрюша пытается представить это несчастным случаем и предлагает Ральфу забыть обо всём.

Ральф и Джек принимают решение не следить ночью за костром – у четырёх мальчиков не хватает сил таскать дрова и поддерживать огонь. Ночью Джек, Морис и Роджер нападают на Ральфа и Хрюшу. В темноте Ральф дерётся с близнецами. Племени Джека достаются разбитые Хрюшины очки.

Начало произведения

Книга начинается с того, что в военное время по воздуху вывозили из Англии эвакуированных детей. Но самолет потерпел крушение, и мальчики очутились на безлюдном острове. Первыми познакомились Хрюша и Ральф. Они заметили, что взрослых вокруг не видно, а толстяк рассказал, что носит очки с трехлетнего возраста и страдает от астмы.

Самолет потерпел крушение,

Хрюша припомнил, что летчик их самолета говорил об атомной бомбе, из-за которой все погибли. Ральф нашел на берегу кремовую раковину и дунул в нее. На звук пришли мальчики-хористы в черных плащах. Их главой был Джек. Все ребята решили проголосовать и выбрать лидера. Им оказался Ральф, а хористы выявили желание стать охотниками.

Саймон, предводитель и Джек отправились на осмотр местности и наткнулись на поросенка, запутавшегося в лианах. Один из мальчиков хотел его зарезать, но животное освободилось от растительности и убежало. На это закончилась первая глава.

Во второй части на собрании Ральф предложил желающим высказать свое мнение, для чего нужно поднимать руку. Тогда ему отдадут раковину как символ права голоса. Сначала выступил мальчик с красным пятном на щеке и спросил, как нужно поступить со змеем, которого он заметил ночью. Джек решил лучше разведать остров.

Лидер сказал, что в любой случае за детьми должны прислать судно, поэтому нужно поддерживать сигнальный огонь. Спичек ни у кого не нашлось, но Джек догадался использовать очки Хрюши. Мальчики из хора следили за пламенем, но скоро оно попалило ближайшие деревья и кусты. Ребята начали бегать вокруг огня, а Хрюша не смог найти парня с багровым пятном на лице.

Ральф и Саймон занялись постройкой шалашей

Хористы вместо своего дежурства вернулись с убитым кабаном. Хотя Джек начал с восторгом рассказывать об охоте, король мальчишек Ральф был обеспокоен только тем, что корабль ушел. Хористы извинились за эту оплошность, но лидер разозлился еще больше и приказал им не покидать свой пост.

Глава 7. Большие деревья и тени

Ральф смотрит на бескрайнюю гладь моря и понимает, что это конец. Саймон утешает его, говоря, что он обязательно вернётся домой. На охоте Ральф ранит кабан, но тот убегает. В порыве охотничьего азарта мальчики окружают Роберта и бьют его. До горы мальчики добираются ближе к вечеру. Саймон возвращается на берег, чтобы сказать Хрюше, что ребята не успеют вернуться в лагерь до темноты. Джек вынуждает Ральфа взойти ночью на гору. Там они обнаруживают мёртвого парашютиста и жутко пугаются.

Основа сюжета

Ральф приказал охотникам разжигать костер только на холме. Джек осмотрел весь остров и ничего не нашел. Хотя один из мальчиков сказал, что видел ночью около шалаша что-то страшное и огромное. Персиваль Уимз Медисон сквозь рыдания сообщил, что зверь должен выходить из морских вод.

Ральф приказал охотникам разжигать костер

Неожиданно у него вырвал рог Хрюша, накричал на мальчика, но его остановил Джек. Ральф встал на защиту толстяка, чем рассердил лидера охотников, и тот сбежал вместе с другими певчими в зеленую чащу.

Ночью на скалы упал парашютист, а близнецы приняли его за зверя. Мальчики постарше отправились к горе осмотреть обнаруженную пещеру. Ральф увидел, что не горит сигнальный костер, поэтому приказал возвращаться на холм. Джек по дороге предложил поохотиться на поросят. Предводитель группы попал копьем в кабана, но животному удалось уйти. Мальчики решили поиграть в охоту, окружили Роберта, танцевали вокруг него и пели.

В сумерках на вершину решили подняться только трое — Ральф, Джек и Роджер. Первый признался, что ему страшно, и второй пошел в одиночестве. Но вскоре он вернулся за ребятами. Они снова пошли на гору втроем и заметили развевающийся на ветру парашют, приняли его за нечто ужасное и пугающее.

Ральф высказал свое мнение: зверь специально сидит у костра, что дети не смогли подать сигнал проплывающим мимо кораблям. Джек рассказал остальным, что их лидер струсил подниматься ночью на холм. Из-за этого мальчик отказался повиноваться и решил охотиться отдельно, предложив остальным присоединиться к нему.

Ральф с Хрюшей разожгли костер на берегу, а другие мальчики ушли с Джеком. Они называли его вождем и охотились вместе с ним. После убийства очередной свиньи отрезал ей голову и наткнул ее на острый кол горлом. Так он пытался задобрить зверя, сидящего наверху горы. Ужасающий дар стал называться Повелителем мух, ведь он действительно ловец насекомых. Саймон смотрел за этим из кустов, затем подошел к голове. Ему почудилось, что свинья с ним разговаривает. Она сказала, что Саймон и есть Зверь. Мальчик потерял сознание.

Глава 4. Длинные волосы, раскрашенные лица

Мальчики начинают привыкать к жизни на острове. Малыш Персиваль два дня прячется в шалаше, после чего теряет интерес к играм и начинает плакать. Хор поддерживает костёр, дающий столб дыма. Малыши строят песчаные замки у воды. Они держатся обособленно от старших мальчиков.

Джек находит глину и рисует на своём лице кровожадную маску. Хрюша предлагает Ральфу сделать солнечные часы. Внезапно мальчики замечают на горизонте корабль и в ту же минуту понимают, что их дым еле виден. Поднявшись на вершину, Ральф обнаруживает брошенный хористами костёр.

Джек убивает первую свинью. Ральф зол на него. Хрюша поддерживает Ральфа и получает от Джека удар кулаком в живот. Затем Джек разбивает очки Хрюши, в которых трескается одно стекло.

Джек с хористами разжигают огонь. Мальчики жарят свинью.

Финал романа


Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.

Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.

Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.

Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Свиной череп на копье.

Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.

Во время войны проводится эвакуация детей. Во время эвакуации в результате авиакатастрофы группа детей оказывается на необитаемом острове. Мальчик Ральф знакомится с другим – толстым, носящим большие очки и страдающим астмой (чем он весьма гордится, потому что в школе он такой всего один) – мальчиком, которого все называют Хрюшей.

Тем не менее, Хрюша весьма сообразителен и обладает хорошей смекалкой. Вместе с Ральфом они находят морскую раковину, с помощью которой созывают детей со всего острова на собрание. Отовсюду начинают стягиваться дети. Из всех выделяется отряд хористов под руководством Джека Меридью. Джек – гордый и высокомерный мальчик, требующий называть себя по фамилии, как взрослого.

Выяснив, что вокруг нет никого из взрослых, на совете принимается решение выбрать главного. На роль лидера выдвигаются две кандидатуры: Хрюша выдвигает Ральфа, созвавшего совет, Джек Меридью выдвигает себя сам. Большинством голосов главным становится Ральф, за которого голосовали все, кроме хористов. Джек, кажется, смиряется с этим и назначает хористов отрядом охотников, а себя – главным над ними.

Начинают появляться слухи о водящемся на острове страшном существе: то ли Звере, то ли Змее – никто не может сказать точно, как именно его зовут. Эти слухи сеют страх, особенно у маленьких детей-шестилеток. Ральф успокаивает их, говоря, что на таком маленьком острове никаких огромных зверей не водится.

Ральф предлагает разжигать сигнальные костры, чтобы их заметили. В этом им помогают Хрюшины очки, с помощью которых дети разводят огонь. Ответственность за поддержание костра берут на себя охотники. На острове разгорается пожар, и в пожаре теряется один из маленьких мальчиков.

По предложению Хрюши, который часто предлагает хорошие практические идеи, дети начинают строить шалаши, чтобы ночью было не так холодно спать. Они начинают обустраиваться на острове.

Однажды, охотясь за свиньёй, охотники бросили костёр. Огонь потух, из-за этого проплывавший мимо острова корабль никого не заметил. Новый костёр развести не получается.

Постепенно дети начинают уходить за ним, покидая группу Ральфа и Хрюши. На острове появляются два лагеря: остатки первого, руководителем которого является Ральф, и второй, новый лагерь, предводителем которого становится Джек Меридью, именующийся теперь Вождём. Постепенно Ральфа покидают все. С ним остаются только Хрюша и двое близнецов – Эрик и Сэм.

Перед смертью он, помешавшись, разговаривает со Зверем – свиной головой, воткнутой на палку, предвещающей его смерть. Дети убивают Саймона. Ральф видит это. Теперь только Ральф, Хрюша и близнецы Эрик и Сэм – вчетвером – понимают всю настоящую бедственность своего положения, заключающуюся не только в шансах не выбраться с этого острова, но и в страшных переменах в других детях.

Лишившись огня, охотники предпринимают вылазку. Они нападают на лагерь Ральфа для того, чтобы забрать себе очки Хрюши для разведения костра. Это удаётся. Группе Ральфа приходится идти в лагерь охотников, чтобы забрать очки обратно.

Вождь и охотники объявляют облаву на Ральфа с целью уничтожить его. Дикари поджигают лес, желая вытеснить Ральфа, метают в него копья и стараются убить. Ральф убегает от них.

Дым от пожара поднимается высоко, и его замечают. На остров высаживаются военные моряки, приплыв к берегу на катерах с крейсера. Дети выбегают на берег, и обнаруживают там лодки со спасателями. Боевые крики охотников затихают.

Ральф всё рассказывает морскому офицеру, как сперва всё выглядело хорошо, а дети вели себя достойно, а потом вдруг все начали терять приличное обличье, появились дикари и двое детей даже были убиты. Ральф начинает плакать, вспоминая и осознавая всё произошедшее. Вслед за ним плачут и другие дети. Офицер даёт им время, чтобы овладеть собой.

Чему учит:

Влияние на культуру

Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:

  • Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
  • Джек — воплощение дикости и первобытности.

Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.

Произведение несколько раз экранизировали:

Читайте также: