Объясните значение пословиц и поговорок огонь жжет а гнев убивает кратко

Обновлено: 06.07.2024

Пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

ВложениеРазмер
derevo_s_ognem_ne_druzhit.docx 42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Луговское

Тема огня в пословицах и загадках

Дик Данила, ученик 5 класса

МБОУ «СОШ с. Луговское

Зайцева Наталия Григорьевна

учитель химии и биологии

Человек без огня

Не живёт не единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь самый лучший друг.

Но когда мы небрежны с огнём,

Он становится нашим врагом.

Пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли.

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение.

Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-нибудь случай жизни.

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Итак, пословица - это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. В отличие от пословиц, поговорки лишены прямого обобщенного поучительного смысла и ограничиваются образным, часто иносказательным выражением. В речи пословица часто становится поговоркой и наоборот. Поговорки в силу своей особенности образных выражений чаще, чем пословицы, сближаются с языковыми явлениями. В поговорках больше национального, общенародного значения и смысла, чем в пословицах. Поговоркам часто присущи все свойства языковых явлений.

Пословицы, поговорки, загадки.

Существует много пословиц, связанных с огнём. Очень часто в них отображается своевольность и необузданность этой стихии. Огонь имеет обыкновения обжигать своих хозяев, как плохо воспитанная собака кусает руку, которая её кормит.

Огонь горячо, дитя болючо.
Быть в огне и обжечься.
Ляжешь подле огня, нехотя обожжёшься.
Не играй с огнём - обожжёшься.

Так же неотъемлемой частью близости огня к человеку является опасность пожаров. Они всегда вспыхивали неожиданно и несли большие разрушения, что и нашло своё отражение в пословицах.

Дурень и дом сожжёт, так огню рад.
Вор ворует - стены кидает, а огонь всё пожирает.
Топор обрубит, а огонь с корнем спалит.
Огонь тушат, пока не разгорелся.

Но все-таки огонь приносил пользу, про что тоже не забывали.

Без огня овина не высушишь.
Огонь - беда, вода - беда, а нет хуже беды, как ни огня, ни воды.

Дым всегда служил неотъемлемым спутником огня, поэтому появился ряд пословиц характеризующих и это свойство огня:

Огонь без дыму не живет.
Бежал от дыма и упал в огонь.
Дыма без огня не бывает.
Откуда дым, оттуда и огонь.

Иногда пословицы отражали особенности взаимодействия огня с другими объектами: береста, масло, железо и т.п.

Огонь да бересту не клади в одно место.
Вертится, как береста на огне.
Огонь маслом заливать - лишь огня прибавлять.
Маслом огонь не заливают.
Огонь кочерги не боится.
В огне и железо плавко.
Против огня и камень треснет.

Так же огонь стремились сравнить и с другими стихиями. При этом вода, как не странно, не противопоставлялась огню, а стояла рядом с ним. Огонь часто характеризовал мужское начало, а вода женское.

Конечно, перечислимым списком пословицы и поговорки не ограничивались:

Любви, огня да кашля от людей не утаишь.
Свой-то огонёк яснее горит.
На работу - огонь, а работу хоть в огонь.
Огонь - хороший друг, но плохой хозяин.
Огонь под полой далеко не унесёшь.
Огня взаймы не выпросишь.
В огне брода нет.

Так же пословицы и поговорки на тему огня были и у других народов:

Где дым, там и огонь, а где квас, там и гуща. (Русские пословицы)

Где дым, там и огонь. (Вьетнамские пословицы)

Где дым, тут же рядом и огонь. (Латинские пословицы)

Где нет огня, дыма не бывает. (Японские пословицы)

Где огня нет, там и дыма нет. (Украинские пословицы)

Где огонь, там и дым (и наоборот).

Горит, а дымом не пахнет. (Индонезийские пословицы)

Дрова горят - дым идет. (Чувашские пословицы) )

Если есть дым, есть и огонь. (Японские пословицы)

Если идет дым значит, что-то горит. (Тибетские пословицы)

Если нет огня, дыма не будет. (Бурятские пословицы)

Ехал было мимо, да завернул по дыму. (Русские пословицы)

За дымом погнался - без огня остался. (Индонезийские пословицы)

Искра дыма не дает. (Монгольские пословицы)

Исчез, как дым . (Русские пословицы)

Как бы мал огонь ни был, всегда от него дым будет. (Русские пословицы)

Правде огонь не страшен.
У дурного соседа и огня не бери.
Ожог от слова сильней, чем ожог от огня.
Огонь в бумагу не завернёшь.
Тот, у кого есть деньги, будет даже в адском огне есть мороженое.
Далекой водой, трудно погасить близкий огонь.
Ночью огонь – добрый друг.
Золото проверяют огнём, человека – трудом.
Огонь никогда не насыщается.
Одно полено не горит и в печи, два полена не гаснут и в степи.

Огонь может дарить тепло и свет. Недаром давным-давно, древние люди с особым почтением относились к огню, обожествляли его. Из поколения в поколенье пересказывали различные легенды о его могуществе. В старину люди говорили, что смотреть бесконечно можно на две вещи: дорогу и огонь. Он каким-то необыкновенным образом успокаивает, расслабляет, помогает забыть неприятности, как будто сжигает их.

Невозможно себе представить и то, что бы мы ели, если бы не огонь , благодаря которому можно готовить мясо, овощи и другие продукты. Вместе с тем, любой, даже маленький ребенок, должен понимать, какой страшной может быть эта стихия.

Загадки на тему огня напоминают ребятам про пользу и одновременно опасность, связанную с пламенем. Приятно погреться у костра в холодный день и поесть свежеприготовленную пищу с костра, но важно помнить, что такой дар природы, при неумелом обращении, легко погубит вокруг себя все живое. Загадки про огонь помогают крепко усвоить эту информацию.

Без рук, без ног, а на гору ползет ( огонь ).
В камне спал, по железу встал, по дереву пошел, как сокол полетел (огонь ).
Дрожит свинка, острая (золотая) щетинка ( огонь ).
Красный кочеток по жердочке бежит ( огонь).
Я не сам по себе, а сильнее всего и страшнее всего, и все любят меня и все губят меня ( огонь ).
Накормишь – живет, Напоишь – умрет. ( Огонь )
По деревне прошёл - ничего не осталось. (Огонь )

Отец не родился, а сын уж в лес ходит. (Огонь и дым )

Мать толста, дочь красна, внук храбер, в поднебесье ушел. ( Печь, огонь, дым)

Наш дед Ермолай съест всё, что ни дай. (Огонь )

Красненький петушок по улице бежит. ( Пожар )

Ещё коня не запрягли, а он уже хвост поднял. ( Огонь и дым )

Маленький малыш по кучам играет. (Пожар)

Синее море, стеклянные берега, плавает утка - горит голова. ( Керосиновая лампа)

Сама нагая, а рубашка в запазухе. ( Свеча)

Жевать - не жую, а всё поедаю. (Огонь)

Стоит столбом, горит огнем; ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)

Колокольня нова, колокольня бела, под маковкой черно, маковка золота. ( Свеча)

Тело сальное, душа бумажная. ( Свечка)

Утром смеется, а вечером слезы текут. ( Свечка )

Чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены? ( Огонь)

Пришел вор во двор, хозяина в окно унёс. (Ветер и дым )

Не выметешь, нe выскребешь, а время придет — сам выйдет. ( Дым )

Без рук, без ног, а на гору ползет. (Огонь )

У нас в печурочке золотые чурочки. ( Дрова в печи )

Ударю булатом по белым каменным палатам, выйдет княгиня и сядет на пуховую перину. ( Огниво, кремень, искра и трут )

Белое ест, чёрное роняет. (Лучина горит)

Красненький кочеток по жерди ходит. ( Горящая лучина )

У нас под лавкой медвежья лапка. ( Полено )

Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке — жучка. ( Изба, печь, зола, жар)

Закопай — не гниёт, кинь в воду — поплывёт. (Уголь )

Черен, голенаст, выгибаться горазд. (Дым )

Мать толста, дочь красна, сын кудреват, отец горбоват.

( Печь,огонь, дым, кочерга)

Кто от дыма питается? ( Трубочист )

Есть три брата родные: один ест - не наестся, другой пьёт - не напьётся, третий гуляет - не нагуляется. ( Огонь, земля, вода )

Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня.( Дым )

Серое сукно
Тянется в окно,
Вьется, взвивается,
В небо устремляется.( Дым)

Белый столб стоит на крыше
И растет все выше, выше.
Вот дорос он до небес –
И исчез.( Дым)

Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака
И ушел в облака.( Дым )

Накормишь – живет,
напоишь – умрет.( Огонь)

Кротким пленником годами
Я живу внутри печи
И варю супы с борщами,
Выпекаю калачи.
Я даю тепло для дома,
Но во мне всегда, поверь,
Пострашней раскатов грома
Кровожадный спрятан зверь.( Огонь )

Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает?( Огонь )

Отец горяч и красен,
Бывает он опасен.
А сын взовьется птицей,
К отцу не возвратится.( Огонь и дым )

Таять может, да не лед.
Не фонарь, а свет дает.( Свеч)

Тонкая девчонка, белая юбчонка, красный нос,
Чем длиннее ночи, тем она короче ( Свеча )

Голова огнем пылает,
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.( Свеча )

В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки –
Раздают всем огоньки.( Спички )

В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.( Спички )

Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер!
Не шути с сестричками,
Тоненькими .(Спичками )

Ест дрова он с хрустом, жаром.
Благодарен кочегарам.
Но лишь тогда не страшен он,
Когда бывает покорён. (Огонь)

Накормишь – живет,
напоишь – умрет. (Огонь)

Нельзя понюхать и сорвать
Цветочек этот аленький.
Бывает он большой-большой,
Бывает очень маленький.
И воду он совсем не пьёт,
А если выпьет, то умрёт. (Огонь)

Шипит и злится, Воды боится
С языком – а не лает,

Без зубов – а кусает? (Огонь)

Красный кот
Дерево грызет,
Дерево грызет,
Весело живет.
А воды попьет,
Зашипит, умрет.
Ты его рукой не тронь —
Этот красный кот. (огонь)

Живёт в печке Красный Конь,
А зовут его (Огонь.)

-Пообедать он готов.
Видишь: сколько языков!
Быстро ест дрова в печи,
Нагревая кирпичи.
Ты его рукой не тронь:
Может укусить (Огонь).

-Алый петух
В воде потух.( Огонь )

-Он гарцует при горении
Словно ярко- красный конь,
Делая золой поленья,
Согревает нас . ( Огонь )

-Он светит и греет.
В кирпичной печи
Он борщ вкусный варит
Печёт калачи.
Палено грызёт он
Трещит и шумит,
И серым и горьким
Он дымом дымит.( Огонь )

+

10 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 10

+

Огонь обжигает тело снаружи, рана печет, но со временем заживает. Человек не испытывает никаких эмоций относительно огня, он не злится на огонь дни напролет, поэтому спокойно живет дальше.

Когда человек гневается, он не может остановиться, он не чувствует, что пора одернуть себя, как от огня. Он день за днем обдумывает то событие и продолжает гневаться с нарастающей силой. Он больше не может спокойно жить, становится раздраженным, плохо спит, грубит людям.

Значение и смысл пословицы

Смысл пословицы

Пословицы и поговорки — важная часть отечественной и зарубежной языковой культуры. Они помогают нам в жизни и передают знания предков. Многие из них еще со времен Древней Руси учили людей быть честными, добрыми и отзывчивыми. Особенную актуальность эти слова приобрели сегодня, когда реальное общение между людьми становится проблемой. Многие уже не вдумываются в смысл, таящийся в этих словах, воспринимают поговорки как пережиток прошлого. А это может привести к потере ценностей и деградации общества.

Речь — важнейшее качество человека, и от того, насколько оно уместно и продуманно, зависит многое. Сейчас это важно понимать как никогда. Ведь сегодня, в век интернета, слова стали играть еще большую роль в нашей жизни.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация на урок.pptx

Урок ОБЖ 5 класс Автор: Пермякова О.А., преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок ОБЖ 5 класс Автор: Пермякова О.А., преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ г.

Урок ОБЖ 5 класс Автор: Пермякова О.А., преподаватель-организатор ОБЖ МАОУ гимназии № 29 г. Томска Может ли общение привести к беде?

ВАЖНО! ‼ /Умение слушать и вести диалог помогает преодолевать разногласия и и.

ВАЖНО! ‼ /Умение слушать и вести диалог помогает преодолевать разногласия и избегать ситуаций, которые могут привести к конфликту/

Поведение которое приводит к беде… ЛИСТ №2 Истории из школьной жизни….

Поведение которое приводит к беде… ЛИСТ №2 Истории из школьной жизни….

ВАЖНО! ‼ /В близком общении очень важно не доводить разногласия до конфликта.

ВАЖНО! ‼ /В близком общении очень важно не доводить разногласия до конфликта, а если конфликт всё-таки возник, надо стараться урегулировать его мирно. /

Практическая работа (ЛИСТ №3) - подсказка 1.Объясни значение пословиц и погов.

Практическая работа (ЛИСТ №3) - подсказка 1.Объясни значение пословиц и поговорок. 2.Обсуди ситуации, найди правильные решения. 3. Какие пословицы мы можем взять в качестве правил поведения? 4.Рассмотри фотографии (см. приложение). Понимаешь ли ты, о каких чувствах говорит выражение лица? Поделись своим мнением. 5. Изобрази разные выражения лица, пусть одноклассники попытаются объяснить, о чём говорит твоя мимика.

-подсказка. Задание 4

-подсказка. Задание 4

Задание 4 Оцени поведение детей, изображённых на фотографиях. О чём говорит и.

Задание 4 Оцени поведение детей, изображённых на фотографиях. О чём говорит их мимика? Дай советы, как разрешить эти ситуации.

 МЕДИЦИНСКАЯ СТРАНИЧКА ЛИСТ №4 Если договориться не удалось… ЛИСТ №4

МЕДИЦИНСКАЯ СТРАНИЧКА ЛИСТ №4 Если договориться не удалось… ЛИСТ №4

ВАЖНО! . /Чтобы не навредить своему здоровью, нужно уметь мирно разрешать лю.

ВАЖНО! . /Чтобы не навредить своему здоровью, нужно уметь мирно разрешать любые конфликты. /

Выбранный для просмотра документ Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класс.docx

Технологическая карта урока по ОБЖ 5 класс.

Автор: Пермякова О.А., учитель ОБЖ МАОУ ГИМНАЗИИ №29 г. Томска

Правила поведения в школе: может ли общение привести к беде?

Образовательный аспект : формирование знаний о причинах конфликтов в подростковом возрасте и способах решения разногласий. Оказании ПМП при наиболее частых травмах возникающих в ходе конфликтов.

Развивающий аспект : развитие личностной активности обучающихся, познавательного интереса , пространственного мышления через анализ информации.

Воспитательный аспект : формирование коммуникативной компетентности при обсуждении проблемных вопросов, развитие метапредметной компетентности при работе с текстом; привитие культуры безопасного общения и поведения обучающихся в школьном сообществе.

Регулятивные: определить и сформулировать цель деятельности, выдвигать версии.

Познавательные: изучить и систематизировать знания о причинах конфликтов среди школьников; делать обобщающие выводы.

Коммуникативные: уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами; Работая в парах (группах) уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

Личностные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций; учиться строить отношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.

Уметь выявлять и аргументировать отрицательные стороны конфликтов

Конфликт, конфликтная ситуация, прямые и косвенные стороны конфликта , причины конфликтов

Обществознание, психология, литература

- наглядный материал (слайды презентации)

- раздаточный материал (текст, фотографии)

Работа фронтальная, индивидуальная, парная

Структура и содержание урока

Технология проведения: этап урока, цель этапа, методы

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1. Организационный момент

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, включаются в учебную деятельность.

приветствует обучающихся, создает положительный эмоциональный настрой, настраивает детей на восприятие учебного материала.

2. Введение в тему: Актуализация знаний. Формулировка темы обучающимися

-создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слушают учителя Изображена тема, необходимо сделать аргументированный выбор в пользу этой темы или перефразировать.

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Устанавливает тематические рамки.

Организует обобщение актуализированных знаний

Тема: Может ли общение привести к беде? (Конфликты или дружба в школьной жизни?)

анализировать и оценивать информацию

(познавательные)

приводить аргументы (коммуникативные)

3. Активизация познавательных способностей ( определение границы между знанием и незнанием)

- применение знаний о конфликтах

Постановка проблемного вопроса

Можно ли утверждать, что конфликт – это удел агрессивных людей?

систематизировать знания о конфликтах

(познавательные)

уметь отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами

(коммуникативные)

постановка целей урока

Ставят цель урока

Опрос целей урока

формулировать цель деятельности, выдвигать версии.

(регулятивные)

5. О ткрытие новых знаний

- формирование знаний о причинах конфликтах

- В разговоре ты больше слушаешь или говоришь?

- Воспринимаешь ли ты чужие доводы? Меняется ли после разговора твое мнение?

- Обычно ты прерываешь говорящего или выслушиваешь его до конца?

-Можешь ли ты повторить слова собеседника?

2. Знакомятся с примерами конфликтов между школьниками

1.Организует анализ стихотворения

2. Организует диалог, выявляющий причины конфликтов

3. Знакомит с историями конфликтов в школах (2 истории)

Отчего люди вступают в конфликт? (анализ историй)

Систематизировать знания о причинах конфликтов

(познавательные)

уметь анализировать, сравнивать

(регулятивные)

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми других позиций.

(коммуникативные)

преобразовывать практическую задачу в познавательную; учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций;

6. Первичное закрепление

Закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи обучающихся

Применение технологии РКМЧП для работы с изображениями.

Практическая работа

2. Обсуждают ситуации, ищут правильные решения.

3. Какие пословицы можно взять в качестве правил поведения?

4.Работают с фотографиями (изображениями) в парах

Предлагает обучающимся сделать вывод

Организует работу в парах с (фотографиями) иллюстрациями

1. Конфликт – это способ решения проблемы и (или) поиск истины?! Всегда ли человек правильно себя ведет при отстаивании своей точки зрения?

2. Как уберечь себя от неправильного способа решения проблемы?

3. Как помочь человеку пострадавшему в конфликте?

умение приводить аргументы (коммуникативные)

(регулятивные)

(познавательные)

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- зафиксировать новое в содержании урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной деятельности

1. Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

2.Рассказывают что узнали, знают, смогли.

Возвращение к теме и цели урока

1. Что узнали из урока?

Какую цель ставили? Достигли?

учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций

Читайте также: