Поведение оратора в аудитории кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мнение аудитории о личности оратора, во многом, основано на первом впечатлении. На что в первую очередь необходимо обратить внимание?

Что касается внешнего облика, то, как мы все понимаем, необходимо позаботиться о том, чтобы одежда была удобной и приятной, не стесняла движений, не доставляла чувства неловкости. Желательно, чтобы костюм не привлекал особого внимания аудитории, не вызывал ни зависти, ни насмешки. При этом известно, что слушатели рассматривают выступающего внимательно и критически только при первой встрече и перестают интересоваться его внешним видом, как только ему удается заинтересовать их содержанием выступления. Например, подчеркнутое пренебрежение, с которым относился к своему костюму известный выдающийся ученый-оратор В. О. Ключевский ничуть не мешало успеху его блестящих лекций по русской истории. Тем не менее, далеко не каждый лектор обладает талантами Ключевского, поэтому при выборе одежды рекомендуется следовать определенным правилам.

Рекомендуется сводить к минимуму воздействия всех посторонних раздражителей. Это значит, что одежда не должна ни противоречить нормам сегодняшней моды, которая кажется естественной и прочной, ни слишком увлекаться ею. Другими словами рекомендуется избегать экстравагантности, с осторожностью относится к ярким цветам одежды, к их необычному сочетанию, а ораторам-женщинам – остерегаться излишеств в косметике и украшениях.

К своей осанке и движениям, так же как к костюму, не следует относиться с безразличием. Держаться надо прямо и свободно, не застывать в одной позе, время от времени менять свое положение. Но ни в коем случае нельзя ходить взад-вперед, делать бесцельные движения, возиться со своими пуговицами, галстуком, прической. Чем меньше внимания привлекает выступающий сам по себе, его внешность и поведение, тем больше внимания остается для его слов.

Манеры человека представляют собой комплекс индивидуальных особенностей, который очень трудно описать и невозможно предписать. Однако для большинства авторитетных ораторов характерны определенные черты поведения и стиль отношений со слушателями. Это, прежде всего, простота, совершенное отсутствие какой бы то ни было искусственности, а также:

  • непринужденность, но не развязность;
  • приподнятость, но не взвинченность;
  • уверенность, но не апломб;
  • дружеский, но не панибратский тон;
  • твердость, но не деспотичность,
  • и, наконец, стойкое терпение.

3- считается полезным показать нашу непосредственную причастность к тому, о чем мы говорим. Кроме большего признания со стороны аудитории глубины наших знании, это принесет еще и уважение с их стороны, и их удовлетворение от нашей личной заинтересованности в сообщаемом материале.

5- хотим мы этого, или нет, но слушатели будут выносить оценочные суждения о нас, как о личности. Поэтому, планируя свою речь, хорошо бы спросить себя, что мы можете сделать, чтобы в ходе выступления показать свою честность, трудолюбие, силу характера и др., т.е. черты характера, на которые можно положиться и которые вызывают уважение у большинства слушателей.

6- важно также не демонстрировать при выступлении собственного превосходства над слушателями и чрезмерного самомнения, которые всегда производят на аудиторию отталкивающее впечатление. Оратор должен завоевать авторитет у слушателей – как профессионал – своими знаниями и способностями, а доверие ― как человек – своими нравственными качествами. Все это слушатели умеют понимать и ценить.

7- рекомендуется при выступлении вести диалог со слушателями в дружеском тоне, как результате доброжелательного отношения к аудитории.

Необходимо также овладеть разговорным стилем речи. К пяти компонентам разговорного стиля относят: энтузиазм, экспрессивность речи, беглость, контакт глаз и спонтанность.

Важнейшим признаком энтузиазма является экспрессивность речи – голосовые контрасты в высоте звука, громкости, темпе и стиле, которые влияют на то, какой смысл извлекают слушатели из произносимых вами фраз. Полное отсутствие экспрессивности речи ведет к монотонности – звучанию голоса, при котором высота, громкость и темп остаются постоянными, так что слова, идеи или фразы не отличаются заметным образом друг от друга. Хотя немногие люди говорят по-настоящему монотонным голосом, многие значительно ограничивают свои возможности, используя только два-три уровня высоты и сохраняя громкость и темп относительно неизменными. Полная или почти полная монотонность не только убаюкивает аудиторию, но, что более важно, уменьшает вероятность того, что мы будем поняты.

Ораторы, отличающиеся энтузиазмом и экспрессивностью речи, обычно, произносят свою речь в спонтанной манере. Спонтанность придает нашему выступлению естественность, и лекция воспринимается как оживленный разговор, несмотря на то, что была тщательно подготовлена. Как же можно добиться того, чтобы наша продуманная и отрепетированная речь выглядела спонтанной? Существует следующая рекомендации для этого: усвойте идеи речи и не запоминайте слова.

Зрительный контакт при выступлении предполагает направление взгляда оратора на разные группы людей во всех частях аудитории на протяжении всего выступления. Если мы смотрим на людей, а не в свои записи или в потолок, пол или окно, то каждый слушатель в аудитории будет чувствовать свою причастность к выступлению. Зрительный контакт помогает также достигать более высокую эффективность нашей речи, поскольку:

2) растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или нечестных;

3) видим, как аудитория реагирует на нашу речь. Следя за поведением аудитории, мы можем определить, что нам нужно изменить в своем выступлении: что-то добавить к нему или убрать. Становясь более опытными, ораторы могут полнее и лучше использовать информацию, которую они получают о слушателях посредством поддержания с ними зрительного контакта.

При выступлении рекомендуется также обращать особое внимание на жесты. Они, как средство передачи мысли, возникли давно, гораздо раньше слова. Однако до сегодняшнего дня жесты являются одним из важнейших инструментов человеческого общения. Они – язык, понятный всем.

· не держите руки в карманах, вряд ли это говорит о хороших манерах; к тому же, держа руки в карманах, мы не сможем научиться пользоваться ими, в то время как с помощью рук можно показать размеры предмета, подчеркнуть важность сказанного, указать на какие-либо предметы;

· около 90% жестов необходимо делать выше пояса; жесты, сделанные руками ниже пояса, часто имеют значение неуверенности, неудачи;

· локти не должны находиться ближе, чем на 3 см от корпуса; меньшее расстояние будет символизировать незначительность и слабость вашего авторитета;

· пальцы рук должны занять такое положение, как будто вы держите грейпфрут; неопределенное положение ладоней будет говорить об отсутствии силы и способности вести за собой.

· жестикулировать лучше обеими руками.

Жесты – первооснова любого языка. Не бойтесь пользоваться ими, хотя злоупотреблять ими – не стоит.

При устном публичном выступлении наибольшую трудность доставляют проблемы, связанные с тем, как себя держать, как двигаться в аудитории, как отвечать на вопросы и реагировать на какие-либо неполадки.

Организационный момент в аудитории.

Организовать выступление – дело не оратора, а организатора, но оратор должен быть также заинтересован в правильной подготовке выступления.

– нужно позаботиться и проследить, чтобы в аудитории был свежий воздух, если душно – проветрить, даже за счет выступления;

– позаботиться о приятном фоне; самый благоприятный – темно-синий занавес из тяжелой ткани, т.к. способствует концентрации внимания слушателей на ораторе;

– позади оратора должно быть минимум мебели, каких-л. предметов (отойти подальше), не должно быть мебели по бокам (отойти вперед);

– стоять в одиночестве – все внимание будет на вас;

– нельзя иметь за спиной что-либо движущееся (людей, президиум, форточку);

– нельзя стоять среди слушателей, только перед;

– не стоять на фоне цветов, особенно красных – отвлекают и возбуждают;

– слушателям должна быть не видна входная дверь (опаздывающие, заглядывающие);

– перед началом лучше не показываться публике: не садиться на виду у всех, если предложат сесть; лучше отказаться сесть в президиум. Д. Карнеги: «Лучше

– до объявления оратор должен вести себя как посторонний, ничего не организовывать. К заминкам, томительному ожиданию вы отношения не имеете;

– взяв микрофон, не выпускайте из рук, кто-то хочет взять – не давать, пусть изложит суть вам, вы решите – давать или нет микрофон;

– никогда не объявлять ничего за администратора или организатора, даже если просят, закончите мысль, отдайте микрофон;

– начиная ни в коем случае не демонстрировать недовольство (численностью слушателей, подготовкой помещения, опаздывающими);

– никогда не делайте замечания аудитории в целом;

– никогда не начинайте с ходу, дайте аудитории время рассмотреть себя, привыкнуть, составить впечатление (1–2 мин.) (поправьте стул, трибуну; разложите записи; закройте или откройте форточку; поправьте или проверьте микрофон; подождите, пока не стихнет шум; кивните кому-либо в аудитории, даже если никого не знаете);

– идите навстречу интересам слушателей – если просят, выразите готовность работать без перерыва, закончите пораньше, отпустите кого-нибудь, это настраивает аудиторию в пользу оратора;

– если все сели назад, совет Д. Карнеги: перед началом собрать всех слушателей вместе, пересадить всех вперед. "Пустые кресла негативно действуют на слушателей, аудиторию не расшевелить, если она рассеяна по залу". Но это трудновыполнимо, является насилием над аудиторией и может ее настроить против вас. Кроме того, в коллективе могут быть свои места, это займет время, следовательно, оратору лучше подойти к основной массе, если кто-то совсем в стороне, им можно предложить сменить место, т.к. им придется перейти назад, а не вперед. Оратор идет на уступки, а не ждет их;

– следите за освещенностью – свет должен быть направлен вам в лицо, оратор должен находится в самом освещенном месте зала, т.к. аудитория хочет видеть мельчайшие подробности;

Расположение и движение в аудитории:

– в процессе выступления нужно обязательно двигаться;

Неподвижным ораторам аудитория не доверяет, считает их консервативно мыслящими, движение повышает доверие и симпатию аудитории к оратору. Приближаться к слушателям: спускаться в зал, ходить по аудитории (медленно и не постоянно), ходить не перед аудиторией, а вглубь зала (на 1/3 длины аудитории), но не нужно доходить до последних рядов, т.к. передние будут чувствовать себя неуютно, будут оборачиваться. Возвращаясь обратно, не оборачиваться спиной. – наклоняйтесь к слушателям; если выступаете с возвышения – подходите к его краю, выходите из-за кафедры / стойте рядом, а не за нею.

– походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений, медленнее, чем обычно – тогда она разнообразит выступление, а не будет отвлекать от него;

– руки при ходьбе не должны быть статичными, должны двигаться;

Подбородок вверх – создает впечатление уверенности оратора. Не держать руки или руку в карманах, это показывает скрытность, неуверенность. Не раскачиваться при ходьбе – отвлекает.




– нельзя вертеть в процессе выступления мелкие предметы (ручки, ключи), лучше взять указку или мел.

Взгляд:

– если оратор смотрит на аудиторию, люди думают, что их мнения и оценка для него важны, поэтому слушают более активно и внимательно. Если смотрит мало, считают, что плохо к ним относится (даже не взглянул), пренебрегает. Смотрит много – рассматривают как вызов или демонстрацию хорошего отношения или интереса.

– взгляд не должен быть на одного, туда посмотрит и аудитория;

– смотреть на всех попеременно, не выделяя никого персонально;

– можно при формулировании мысли ненадолго отводить взгляд от аудитории;

– не глядеть в пространство – вызывает недоверие и раздражение;

– не смотреть на пол, окно, потолок, рассматривать посторонние предметы – ведет к утрате контакта;

– переводя взгляд на аудиторию, делать это медленно;

– ощущать зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи;

– смотреть дружелюбно, как на друзей, делайте вид, что рады взглянуть на каждого, что вам это приятно;

– глядя на человека, смотрите в глаза – выражение симпатии, интереса, но не долго. Длительный, интенсивный взгляд в глаза вызовет чувство беспокойства, давления.

– в большой аудитории разбейте слушателей на сектора, переводите взгляд с одного на другой, не оставляя без внимания ни один.

Чтение оратором аудитории.

Выступая, оратор должен постоянно считывать информацию о состоянии, настроении аудитории, ее отношении к оратору и информации и корректировать свое вступление. Это приходит с опытом, но нужно развивать в общении со знакомыми людьми, развивать наблюдательность.

О внимании к оратору говорят:

– взгляд на оратора;

– положение тела: корпус наклонен в сторону оратора, сидят на краешке стула (хотят быть ближе к оратору);

– наклон головы вбок выражает заинтересованность.

О невнимании, неудовлетворенности говорят:

– взгляд в сторону;

– тело напряжено, посадка прямая, ноги сведены и стоят на полу – имитация внимания;

– голова прямая, позвоночник выпрямлен;

– голова выпрямляется, плечи опускаются и поднимаются, взгляд блуждает по сторонам – потеря мысли и внимания;

– тело подается к выходу;

– ноги вытянуты вперед и перекрещены, тело откинуто назад, голова опущена вперед – несогласие;

– голова подпирается всей рукой;

– пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, пальцами по чему-л.;

– рисование на бумаге посторонних предметов;

– отсутствие движения глаз – немигающий взгляд (имитация внимания);

– легкое поглаживание носа;

– крепко сцепленные руки;

– поглаживание шеи, застегивание пиджака (у мужчин);

– поправление прически, покачивание ногой, поиски чего-л. в сумочке (у женщин);

– рука дотрагивается до уха, до губ и опускается (скрываемое желание возразить, перебить).

Голос и интонация оратора.

Голос должен быть энергичным, в нем должен быть напор, чувствоваться призыв следовать за мыслью. К 1956 г. в Америке проводился национальный конкурс пастухов по подзыванию свиней с дальних дистанций. Победитель так объяснил свои успех: "В твоем голосе должна быть не только сила, но и напор. Ты убеждаешь свиней, что у тебя для них кое-что припасено". Нужно найти оптимальную громкость, которая зависит от размера аудитории: говорить слишком тихо – аудитория делает вывод о неуверенности, громко – об агрессивности. Перед важным местом, мыслью понизить голос.

Интонация.

1. Не должна быть монотонной, ее нужно менять на протяжении выступления.

2. Должна быть естественной, соответствовать содержанию речи, для этого говорить энергично. Интонация, не соответствующая содержанию речи, раздражает слушателей, вызывает недоверие к словам, создает комический эффект.

Темп должен быть средним, избегать больших пауз – они раздражают аудиторию, особенно хорошо подготовленную. Паузы до и после важных мест (готовят к восприятию информации и призывают обдумать).

Приемы борьбы с волнением во время выступления.

Причины для волнения.

1. Боязнь незнакомой аудитории – несколько раз произнесите вслух фразу: Я хорошо знаю материал, меня будут хорошо слушать. Говорите громче, чем обычно, или громче, чем собирались. Найдите знакомые или симпатичные лица и обращайтесь в начале выступления только к ним, они поддержат вас.

2. Ощущение плохой или недостаточной подготовки – имейте резервный материал, опустите то, что хуже знаете и сосредоточьтесь на том, что знаете.

3. Творческая взволнованность – придает выступлению искренность и естественность, бороться с ней не надо.

Технические приемы борьбы с волнением:

– повысьте эмоциональность речи;

– дышите ртом и носом одновременно;

– шевелите пальцами рук за спиной или пальцами ног;

– возьмитесь за стул, трибуну, край стола;

– зажмите в кулак монету;

– возьмите мел, указку;

– пишите что-л. на доске, даже если это не очень нужно (тему, разделы плана, термины, цитаты);

– не извиняйтесь за мелкие оговорки – слушатели не заметят, если сами на них не укажите; меньше извиняйтесь – усиливает волнение.




Язык выступления должен быть простым

Понятность языка выступления зависит от множества факторов: словарного состава, длины предложений, степени синтаксической сложности речи, насыщенности ее абстрактными выражениями, иностранными и специальными терминами. Очень важно правильно употреблять слова.

Чтобы слушатели доверяли выступающему, в известной мере его язык должен быть близким к языку аудитории. В противном случае возникает отчужденность.

Не следует думать, что сложность и наукообразность речи способствуют ее пониманию и завоеванию авторитета лектора у слушателей. Некоторые лекторы без необходимости используют слишком сложную форму для выражения совсем простых мыслей. Манера сложно излагать очевидно простой материал — сложно иногда выявляет стремление создать определенную дистанцию между собой и собеседником, что ухудшает контакт. Представления о том, что о сложных научных проблемах нельзя говорить живо и просто, совершенно несостоятельны.

Говорите кратко

Необходимо выражаться не только точно, но и образно

Чем конкретнее речь, тем ярче зрительные представления, и напрасно в погоне за наукообразием вытравляют образность речи.

Желательно в речи чаще применять прямые обращения. Такой прием способствует активизации мышления слушателей, т. к. они, тем самым непосредственно вовлекаются в решение излагаемых проблем.

Требования к речи:

Простота и ясность изложения (следует избегать уличных и слишком сложных выражений, а также воздерживаться от применения непонятных терминов).

Последовательность и четкость объяснения.

Убедительность и логичность приводимых доводов.

Нацеленное выступление (выступающий должен заранее знать, что он хочет сказать и, соответственно, подбирать аргументы).

Требования к форме речи:

Нормальный и средний темп.

Соразмерность силы голоса.

Смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное вами.

Богатый словарный запас речи. Отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений

38. Управление вниманием аудитории. Приёмы удержания внимания.

Приемы привлечения внимания


Приемы, направленные на повышение внимания – не самоцель. При неумелом использовании они сами могут рассеять и притупить внимание. Частая смена приемов, переходы от одного средства к другому также могут утомить.

Техника эффективного слушания

Причины непродуктивного слушания:

5.Отрицательные привычки:
- повышенное внимание к внешности и недостаткам речи говорящего;
- быстрый отказ от усилий слушать;
- привычка слушать, не глядя на человека;
- поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу;
- неумение сдерживать отрицательные эмоции;
- проявление показного внимания в то время, когда голова занята другими заботами;
- стремление подробно конспектировать, что не позволяет внимательно выслушать и осмыслить сказанное;
- нетерпение, привычка перебивать.

Правила слушания:
1.Придерживайтесь одобрительной реакции, уважительного отношения к партнеру. Показывайте свое внимание и интерес.
2.Дайте собеседнику время высказаться.
3.Не монополизируйте разговор.
4.Старайтесь не терять тему разговора.
5.Старайтесь понять не только смысл слов, но и чувства собеседника, уяснить те цели, которые он преследует.
6.Умейте отделить существо проблемы от личностных особенностей говорящего.
7.Учитывайте индивидуальные особенности говорящего.
8.Слушая, будьте внимательны к невербальным средствам.
9.Старайтесь быть уравновешенным, спокойным.

39. Структура публичного выступления.

Выступающий должен уметь провести через весь процесс работы над выступлением определенное организационное, структурное начало. Это в конечном итоге облегчает слушателям усвоение материала, придает материалу композиционное единство, обеспечивает согласование .

На самом общем уровне принято выделять три основных композиционно-логических части всякого выступления:
1. Вступление, или введение.
2. Главная, или основная часть выступления, представляющая собой изложение основного материала по теме.
3. Заключение, или выводы.


- Вступление необходимо в каждом выступлении. Это диктуется необходимостью с чего-то начать, привлечь внимание слушателей, наладить контакт с аудиторией.


Собственная структура вступления может включать в себя следующие элементы:
1. Вступительное замечание.
2. Формулировка конкретной цели выступления для слушателей, в отличие от собственных целей выступающего.
3. Обзор главных вопросов темы выступления, если выступление достаточно продолжительно.


2. Основная часть выступления. Суть методического мастерства выступающего во многом заключается в выявлении главной идеи и соответствующей организации материала в расчете на определенный состав слушателей. Главная часть выступления представляет собой процесс выявления характеристик явлений, относящихся к теме, рассмотрение наиболее важных, сложных и нередко дискуссионных моментов темы, установление необходимых связей между явлениями и фактами. Такой подход ведет к действительному раскрытию темы в целом. Основная часть всякого выступления должна быть связана с изложением основного же содержания темы, его анализом, обобщением, обоснованием выдвинутых при этом положений, тезисов.


3. Заключения выступления. Без заключения выступление воспринимается как нечто незаконченное, обрубленное. Заключение обязательно и должно планироваться, как и вступление, заранее. Его основное назначение состоит в том, чтобы помочь осмыслению услышанного. Достигается это выделением идеи, ядра выступления, необходимым завершающим обобщением материала, формулировкой теоретических и практических выводов.
Заключение должно закреплять и усиливать впечатление от изложенного, ставить перед слушателями задачи, вызывать у них предрасположенность к определенным действиям и поступкам.

40. Ораторский стиль: определения понятия, основные классификации

Ораторский стиль— это устная подкатегория публицистического стиля. Это обычно волнующие вопросы общественно-политического характера, церковные проповеди и торжественные речи по поводу таких событий, как похороны, свадьба, юбилей и пр.
Классификация стилей: книжные стили и разговорный стиль. К книжному стилю относятся: научный стиль, официально- деловой, публицистический стиль, литературно-художественный стиль.

Классификация по типу нервной деятельности:

1. Эмоциональный тип
Впечатлительные натуры вкладывают в свою речь не только свои мысли, но и чувства. Оратором такого типа нужно родиться. Выступающий, который не способен искренно воодушевлять людей, но в тоже время пытающийся это сделать – обманывает аудиторию. Он начинает то и дело кричать, махать руками, чем забавляет слушателей. Такой оратор склонен к преувеличению. А объективное изложение вопроса – довольно редкое явление в практике этого выступающего.

Priemi povedenia oratora.jpg

Поведение оратора перед публикой многое говорит о нем самом: насколько он уверен в себе, действительно он убежден в том, что говорит, доброжелательно ли он настроен по отношению к слушателям и много другое – все это выражается в его поведении, которое можно научиться контролировать.

Паралингвистика изучает невербальные средства языка, которые сопровождают речь, придавая определенный смысл: дополняя, заменяя или же сопровождая ее.

В данной статье применительно к выступлениям на публике будет рассмотрена группа кинетических средств речи.

Кинетические средства – поведение оратора: мимика, жестикуляция и позы, которые он принимает.

Во время выступления оратор должен взять за основу главный принцип – естественность поведения.

Попытки держать каждое движение под контролем приведут к тому, что выступающий будет выглядеть отвлеченным и излишне напряженным, что нанесет ущерб содержанию речи.

Поза, принимаемая во время выступления, во многом определяется личностью оратора и условиями, в которых произносится речь. Поза должна выражать уверенность, поэтому в процессе речи следует избегать хаотичного перемещения по сцене или же застывать перед публикой.

Помимо естественности, нужно помнить об уместности поведения. Заранее узнайте о специфике аудитории, а также попытайтесь представить себя на месте слушателя. Какую модель поведения оратора вы хотели бы видеть сами?

  • Следует держать осанку, ни в коем случае не сутулиться;
  • Не рекомендуется принимать закрытую позу, скрестив руки на груди или убрав руки за спину;
  • Руки, убранные в карманы – наиболее распространенная ошибка;
  • Стоит искоренить вредные моторные привычки – почесывание носа, пожимание плечами, поглаживание подбородка и так далее. Любые навязчивые действия отвлекают внимание слушателей.

Жесты

Жестикуляция является важной составляющей языка тела и занимает значимое место в процессе коммуникации, более 50% информации мы получаем благодаря невербальным средствам общения, именно поэтому у нас не возникает сложностей в понимании немого кино.

Жесты придают экспрессивную окраску выступлению, визуализируют эмоции оратора, выделяют ключевые моменты речи и направляют внимание аудитории в нужное русло.

  • Важно помнить, что некоторые жесты в различных культурах могут нести разный смыл, поэтому следует тщательно изучить свою аудиторию.

Мимика

  • Перед публичным выступлением отрепетируйте речь перед зеркалом, чтобы иметь представление о том, как эмоции отражаются на вашем лице: изобразите сосредоточенность на теме речи, уверенность в своей точке зрения, иронию и прочее.
  • Уделите особое внимание своему взгляду, который транслирует вашу заинтересованность темой и отношение к слушателям. Если во время выступления вы отводите взгляд от аудитории, смотрите в пол или, наоборот, поверх голов слушателей, то у них создастся впечатление вашего полного равнодушия, речь не будет убедительной. Визуальный контакт вовлекает человека и ведет его за собой, привносит элемент интерактивности, переводя взгляд с одного слушателя на другого, вы быстро поймете, кто поддерживает вашу точку зрения, а кто относится к ней с недоверием.

Помните, аудитория оценивает не только содержательность и произнесение выступления, но и личность оратора, его поведение и умение установить контакт. Только сочетание этих факторов позволяет завоевать внимание и расположение слушателей.

Читайте также: