Философские категории и универсалии культуры кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мировоззренческие универсалии культуры – это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной эпохи оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его бытия[9].

Мировоззренческие универсалии культуры – это формы мышления, характеризующие любое человеческое сознание в различных культурах. Категории культуры фиксируют наиболее общие определенности бытия, выявленные развитием познания и практики. Это квинтэссенция накопленного человеческого опыта, опираясь на который каждое новое поколение познает и преобразует мир. Категории культуры – это исторически развивающиеся формы организации, осмысления мира, связанные с развитием человеческой деятельности (практической и познавательной). Это не только познавательные структуры, схемы, оказывающие активное программирующее воздействие на сознание человека и определяющие его деятельность, поведение и общение. Они определяют и эмоциональное переживание человеком мира, его оценку явлений и событий окружающей действительности.

В системе категорий культуры можно выделить так называемые базисные (универсальные) субъект-объектные категории, в которых обнаруживаются атрибутивные (неотъемлемые, необходимые, существенные свойства) и характеристики объектов, которые развивающаяся практика выявляет в предметном мире и, перенося их в идеальный план сознания, фиксирует в форме категорий пространства, времени, движения, свойства, отношения, количества, качества, меры, формы, содержания, причинности, случайности, необходимости и т. и. Эти категории универсальны, поскольку в любых объектах обнаруживаются соответствующие характеристики и свойства.

Категории возникают, развиваются и функционируют в культуре как целостная система, где каждый элемент прямо или косвенно связан с другими. Эта система предстает как обобщенная модель человеческого мира, которая транслируется в культуре и усваивается индивидами в процессе социализации. В соответствии со сложившейся в культуре категориальной моделью мира осуществляются те вариации деятельности и поведения людей, которые характерны для определенной эпохи социального развития. В этом плане категориальная модель мира, взятая в историческом конкретном содержании, может быть рассмотрена в качестве основания культуры соответствующей эпохи. Она выражает мировоззрение данной эпохи, определяя не только объяснение и понимание, но и переживание человеком мира.

В каждом типе культур присутствует специфический для них категориальный строй сознания, который диалектически соединяет в своем содержании моменты абсолютного, непреходящего, выражающего глубинные, атрибутивные характеристики бытия, и моменты относительного, исторически выражающего особенности культуры определенного типа общества, присущие ему формы и способы общения и деятельности людей, принятую в нем шкалу ценностей.

Каким образом проявляется двоякая природа категорий культуры?

Сравнительный анализ культур Древнего Востока – китайской, индийской, японской, с одной стороны, и культуры античной Греции – с другой, позволяет зафиксировать не только наличие общих для них категориальных форм мышления и общих черт содержания категорий культуры, но и ряда существенных различий в смыслах этих категорий, а значит, и в продиктованных этими смыслами миропони-маниях, свойственных соответствующим типам общества. Например, категории бытия и небытия фигурируют в качестве фундаментальных во всех культурах. Но если древние греки понимали небытие как отсутствие бытия, то в культурах Древнего Востока небытие понимается иначе – как источник бытия. Небытие выступает как отсутствие вещей и форм, но в нем как бы скрыто все возможное богатство мира, все не рожденное, не ставшее и не оформленное ситуацией видимого реального, вещного бытия. Вещи как бы выплывают из невидимого, покоящегося небытия и, исчерпав себя, опять погружаются в него.

Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственно изменение типа культуры всегда связано с переломными этапами человеческой истории. Именно в такие эпохи в самых различных сферах культуры происходит интенсивная переоценка ценностей, смыслов мировоззренческих универсалий, ранее казавшихся очевидными и само собою разумеющимися.

Как соотносятся между собой философские категории и универсалии культуры?

Прежде всего, категории философии и универсалии культуры не тождественны друг другу и с точки зрения своего генезиса, и с точки зрения их структурно-функциональных характеристик.

Категории в философии – предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. В них синтезируются знания из различных областей культуры.

С помощью философских категорий осуществляется осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, мировоззрения, универсалий человеческой культуры в целом, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его форм, содержания и методов познания. Происходит деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека.

Система философских категорий с точки зрения их структурно-функциональных характеристик выражает категориальный строй реально функционирующего в культуре мышления. Философские категории органично связаны с универсалиями культуры, это своего рода теоретическая рационализация последних, их особая проекция, философская рефлексия над основаниями культуры, а философия в целом выступает в соответствии с этим как самосознание культуры.

Таким образом, философские категории, будучи продуктом специального исследования и рационально-логической рефлексии, тем не менее не являются элементарной редукцией универсалий культуры, а представляют собой самостоятельные, высокотеоретические, отрефлексированные формы мыслительной деятельности, в которых отражаются существенные и всеобщие характеристики природной и социальной реальности.

Какие исторические типы философского мышления можно выделить в зависимости от различных оснований?

В качестве оснований выделения исторических типов философского знания могут выступать следующие.

1. Смена эпох в человеческой истории. В соответствии с этим основанием вычленяют философию античности, Средних веков, у Нового времени и современную западную философию.

3. Ориентация на рационалистические и иррационалистические традиции. Для классической западной философии до середины XIX в. был характерен акцент на рациональное (от лат. ratio – разум) начало. Сложившись в античности, он достигает законченной формы в классическом рационализме и основывается на убеждении в абсолютности и неизменности законов Вселенского абсолютного разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых им в собственной духовной способности. Разочарование в возможностях научного познания, рационализма, справедливой перестройки социального мира в соответствии с разумными ориентациями привело к концу XIX – началу XX в. к расширению философской рефлексии, к обостренному вниманию к иррациональному (от лат. irrationalis – лежащее за пределами досягаемости разума, недоступное пониманию в рамках логического мышления, противоположное рациональному), что обусловило формирование таких направлений философии XX в., как философия жизни, экзистенциализм, персонализм, психоанализ и т. д.

4. Гносеологический критерий. В этом случае выделяют два противоположных, исключающих друг друга философских направления – материализм и идеализм. Каждое из них имеет свою историю, традиции, формы и школы. Материализм прошел различные этапы развития – от стихийного (древнегреческого и древневосточного), метафизического механистического (XVII – середина XIX в.), диалектического и исторического материализма (в марксистской традиции) до современных форм материализма. Идеализм предстает в двух разновидностях философствования: объективный, сводящий духовное к сверхчеловеческому, трансцендентальному, надличностному сознанию, и субъективный, сводящий духовное к личностному, индивидуальному сознанию, признающемуся безусловной реальностью.

Гносеологический критерий позволяет рассмотреть историю философской мысли с точки зрения признания познаваемости мира, обоснования способности человечества достигать объективной истины и с точки зрения отрицания возможности адекватно познавать окружающую действительность.

5. Геополитический или цивилизационный принцип, исходящий из известных вариантов исторического развития человечества – западного и восточного. При таком подходе выделяются два исторических типа философии – западный и восточный. В рамках выделения этих типов философии следует указать и приоритетные мировоззренческие акценты в направлении духовного поиска, определяющие его содержательное своеобразие.

Какие идеи становятся приоритетными для современной философии?

Что показывает компаративистский[10] анализ восточного и западного типа философии?

Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях – китайской и индийской.

Восточная мысль во многом соприкасается с античной. Эти системы мысли имеют сходный генезис и общее проблемное поле. Однако, сравнивая восточную философию с западной, можно считать их философствованием различного типа. В отличие от западной (античной) для восточной философской мысли не характерен полный отказ от мифологической традиции. Используя логику и разумную аргументацию для объяснения всеобщего, восточная традиция не отвергает истин, отраженных в мифе, а, напротив, развивает, усложняет, легализует их, привлекая для этого логический аппарат.

Эта особенность древневосточной философской традиции определяет специфику структуры философского знания. Восточная философия имеет не только логико-дискурсивный, но и доктринально-догматический уровень, – совокупность догматических положений, вытекающую из рефлексии о мире, а также практический уровень – методики регуляции сознания.

В свою очередь, можно говорить о специфике и логикодискурсивного уровня восточных философских текстов. Дискурс не всегда выстраивается доказательно, иногда рассуждения сменяются фрагментами символико-метафорических сюжетных текстов, призванных не просто подкрепить мысль, а высказать ее. Это смешение специфически философского и дофилософского способов построения текста – не просто реликт мифологического мышления, а намеренное использование освященных традицией архаических историко-культурных форм выражения.

общечеловеческий, фиксирующий отличие человека от ос­тального мира;

особенный - выражающий специфику смыслов конкретно- исторической эпохи;

групповой и личностный-соответствующие смыслам индиви­дуального опыта или социальной группы. Очевидно, что эти уровни связаны между собой, не существуют независимо друг от друга.

Универсалии культуры выполняют в обществе следующие ос­новные функции:

образуют категориальную структуру сознания людей опре­деленной эпохи;

создают в своей взаимосвязи целостный образ мира, выража­ющий отношение человека к природе, обществу, духовному миру.

Понятно, что эти функции взаимосвязаны в жизни человека, в его деятельности.

Философия, таким образом, готовит нас к переменам в обще­стве и культуре, сама участвует в них, выдвигая новые идеи и ка­тегориальные смыслы. Поэтому сегодня, в эпоху кризисов техно­генной культуры так важно выработать новые ценности и смыслы развития современной цивилизации, новое понимание целей чело­веческой деятельности.

Статус и роль философии в современном обществе и его куль­туре конкретизируется в следующих основных функциях:

мировоззренческой - задает интегральный образ мира, фор­мирует предельные основания теоретического мировоззрения и транслирует мировоззренческий опыт человечества;

методологической - выступает всеобщим методом мышле­ния, разрабатывающим наиболее общие нормы и правила теорети­ческой деятельности, предлагает научному познанию и социаль­ной практике инновационные эвристические идеи, осуществляет селекцию (отбор) конкурирующих концепций и гипотез, интегри­рует новое знание в духовную культуру;

оценочно-критической - подвергает критическому анализу наиболее значимые явления социальной и духовной жизни, оце­нивает их с позиции должного и осуществляет творческий поиск новых общественных идеалов и норм.

1. Бабушкин, А.К. О природе философского знания / А.К. Бабушкин. – М.,1984.
2. Виндельбанд, В. Что такое философия? / В. Виндельбанд // Избранное: Дух и история. – М., 1995.
3. Жуков, А.П. Союз философии и науки: реальность и миф / А.П. Жуков, С.А. Клишина // Философские науки. – 1991. – № 1.
4. Зотов, А.Ф. Мировоззрение на рубеже тысячелеᴛᴎй / А.Ф. Зотов // Вопросы философии. – 1989. – № 9.
5. Ильенков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильенков. – М., 1991.
6. Кессиди, Ф.К. От мифа к логосу / Ф.К. Кессиди. – М., 1972.
7. Кукушкина, Е.И. Мировоззрение, познание, практика / Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова. – М., 1989.
8. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. – М., 1991.
9. Мамардашвили, М. Как с понимаю философию / М. Мамардашвили. – М., 1990.
10. Мифы народов мира: в 2 т. – М., 1987.
11. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? / Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.
12. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. – М., 1992.
13. Чанышев, А.Н. Курс лекций по древней философии / А.Н. Чанышев. – М., 1981.
14. Чуешов, В.И. Введение в современную философию / В.И.Чуешов. – Мн., 1998.

Лекция, реферат. Философские категории и универсалии культуры - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2021.

Оглавление книги открыть закрыть

Введение в учебную дисциплину философия
Социокультурный феномен философии
Философские категории и универсалии культуры
Философия бытия. Онтология, диалектика, природа и глобальные проблемы человечества
Теория познания и философия науки
Наука как деятельность, социальный институт и система знания
Социальная философия

Мировоззрение, совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего нас мира и месте человека в нем. Материализм, идеализм, дуализм - конфликтующие между собой философские мировоззрения. Философские категории в научной картине мира.

"Феноменология духа" - "тайна и исток" гегелевской философии. Диалектика как истинный центр всей философской проблематики Гегеля. Диалектика материального и идеального. Философские категории в интерпретации Гегеля. "Философия природы" и "Философия духа".

Категории (высказывания, признаки) – наиболее общие понятия, фиксирующие всяческие свойства и отношения. Категории должны быть в меру устойчивы и, в то же время, откликаться на изменения в познании. У каждой школы специфический набор категорий. Примеры категорий: количество, качество, сущность…

Универсалии культуры помогают селекционировать (отбирать) нужные знания, образуют костяк (структуру познания), создают образ мира. Примеры универсалий: бытие, время, человек, свобода.

Основные функции философии :

— мировоззренческая (интегратор мировоззрения);

Проблема начала философии. Основные концепции генезиса философии.

Авторы полагают, что история философии – это 25 веков. По крайней мере, она ‑ одна из древнейших форм духовной культуры. Осевое время Ясперса (якобы VIII-II века до н.э. – то есть 22-28 веков!) авторы рассматривают как эпоху формирования философии.

Условия возникновения философии: развитой рынок, выделение ремесла и умственного труда, государство с писанным безличным (писанным, не взирая на лица) правом, формирование элит.

Для философии-де требовалось достаточно свободного времени, а философия по Аристотелю лучшее времяпровождение.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

— мифогенная (из осмысления мифов);

— гносеогенная (из обобщение результатов познания);

— гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Однако от себя заметим, что все это происходило за пару веков до Александра Великого да еще и в пределах-окрестностях его будущей империи. Здесь и разгадка: это был не массовый наплыв философов из космоса, а подвиг одного Героя, оставившего после себя цивилизацию, способную сохранять философское наследие более двух веков.

Читайте также: