Интересы россии в сирии кратко

Обновлено: 07.07.2024

За что погибли 108 россиян?

Пять лет назад для достаточно многих солдат, сержантов, офицеров и генералов начался новый период в их жизни. Когда-нибудь (в свих мемуарах) они назовут это временем своего становления. Когда впервые они поняли, что их судьба – это служение Родине.

За прошедшие годы я сотни раз слышал от совершенно разных людей одни и те же вопросы:

А нужно ли было все это? Так ли важно было для России существование этого Исламского государства (запрещено в РФ) в Сирии? Очередная революция, переворот, захват власти? Сколько их происходит по всеми миру чуть ли не ежедневно? Попробую ответить на эти вопросы ещё раз.

Считал и считаю, что сама идея создания теократического государства, халифата, далеко не нова и зародилась не в головах исламских фанатиков, а далеко от Ирака или Сирии. Не утверждаю (это лично моё мнение), но занесли в головы фанатиков эту идею ребята, прибывшие из-за океана.

Согласитесь, вспомнить о государстве, существовавшем в VII–IX веках нашей эры, и провозгласить его воссоздание в тех же границах, что и в то время, в XXI веке сложновато даже для достаточно образованных людей. А ведь воссоздавать хотели именно тот халифат, победоносный, в границах от Испании до Индии.

Показать зубы американцам

Но как-бы то ни было, зачем мы отправили наших парней воевать? Как ни банально это звучит, мы отправили военнослужащих защищать свою Родину. Защищать Россию. Почему я так пишу? Да просто потому, что террористы никогда не скрывали, что Россия для них является одним из главных объектов экспансии. Эхо таких заявлений мы услышали совсем недавно от одного из советников президента Турции.

Россию уже давно пытались вытеснить с ближневосточного политического и, главное, экономического пространства. Слишком уж это был лакомый кусок, чтобы расстаться с ним без борьбы и отдать русским. Это и есть вторая причина, по которой нам необходимо было показать зубы американцам.

А третья (по моему мнению, а по мнению многих моих собеседников – главная) причина это возможность переброски сирийских боевиков (из числа граждан России) в кавказский регион. Слишком свежи раны двух чеченских войн. Слишком дорого мы заплатили за тот мир, что восстановлен на Кавказе, чтобы опять позволить боевикам начать резню в этом регионе.

Полчаса от мира до войны

Я бы не стал называть четвертой причиной наше романтическое желание жить всем по международным законам, праву и порядку. Помните многочисленные заявления руководителей разного ранга о том, что мы в Сирии на законных основаниях? По просьбе президента Асада? Романтика понятная. Если исчезнут правила – начнутся бои без правил. А это мировой хаос.

Вспомните время, когда российские подразделения впервые оказались в Дамаске? Я тогда хорошо запомнил очень точную фразу одного из российских военных корреспондентов (прошу прощения у этого мужественного человека, что фамилию его забыл):

(Цитировал по памяти, так что за абсолютную точность не ручаюсь).

Тогда вмешательство наших ВКС и точные точечные удары помогли сирийской армии поверить в себя и перейти в наступление. Началось освобождение захваченных территорий. Отряды террористов во многих местах охватила паника. Наверное, впервые за все время войны боевики понесли довольно ощутимые потери.

А помните реакцию руководства НАТО и США? Реакцию всех этих королей и принцев с аравийского полуострова? Сколько воплей началось в мире тех, кто создавал террористический рай? И как наши военные быстро прекратили их песнопения и вой о свободе и демократии? Просто тем, что не уговаривали террористов, а били. Точно, выверено, со знанием дела.

Россияне работали так, что это вызывало восхищение у всего мира. Это потрясло не только сирийцев, но и европейцев, и даже американцев. Отсюда и появились разговоры о создании антитеррористической коалиции. Что было для западных стран (особенно для американцев, которые и слышать не хотели о каком-то сотрудничестве), как ушат холодной воды на горячую голову.

И все это сделали обычные солдаты, офицеры и генералы нашей армии. Даже не задумываясь об этом. Просто выполняли свою работу. 68,5 тысяч военнослужащих прошли через Сирийскую операцию. Только генералов 460 человек. 27 тысяч офицеров и более 40 тысяч солдат и сержантов. 14 тысяч из них награждены орденами и медалями за мужество и воинскую доблесть.

Неоценимой школой стала Сирия для летного состава оперативно-тактической авиации (87 % экипажей), армейской авиации (91 % экипажей), военно-транспортной авиации (97 % экипажей) и стратегической и дальней авиации (60 % экипажей).

К сожалению, война не бывает без потерь. За время операции в Сирии погибли 108 военнослужащих. Наверное, многие помнят шок от информации о крушении 6 марта 2018 года самолета Ан-26 на авиабазе Хмеймим, когда погибло сразу 39 наших ребят…

Из цифр об эффективности действий российской армии назову только одну. Уничтожены 89 тысяч боевиков. Из них выходцев из бывших республик СССР – 4,5 тысячи. Цифр много. Найти их не составляет труда.

В целом, мне кажется, военная операция в Сирии стала показателем готовности российских ВС к серьезным действиям вне территории России.

И хорошим показателем. Сегодня уже не осталось сомневающихся в том, что армия России действительно сможет, если надо.

Вооруженный конфликт в Сирии длится с весны 2011 года и в него, помимо сирийской правительственной армии и многочисленных террористических, религиозных и племенных группировок, уже вовлеченo более двух десятков стран, включая США, Россию, Иран, Саудовскую Аравию, Турцию и Катар.

Поскольку цели у участвующих государств и их коалиций далеко не всегда совпадают, а в чем-то являются прямо противоположными, успехи армии Асада и ВКС РФ, поддерживающих правительственные силы с воздуха, уже привели к конфронтации с Соединенными Штатами и их сателлитами. Вокруг сирийского кризиса звучат нотки холодной войны и угрозы новых санкций Запада в отношении России, а также высказываются опасения, что российская экономика не выдержит нового противостояния с США и что это не наша война.

В СМИ обсуждается подсчет экономистов, что за год военная операция в Сирии обошлась российскому бюджету в 58 млрд рублей. Расходы могут возрасти, поскольку планируется создать полноценную военно-морскую базу РФ в сирийском Тартусе.

Но экономика подчиняется определенным законам и правилам, и при анализе стоимости военной кампании необходимо, во-первых, разделять капитальные расходы (CapEx), которых в Сирии у нас пока практически нет, и операционные затраты (OpEx), связанные с эксплуатацией техники, работы личного состава ВС России, а также используемых боеприпасов и топлива, а во-вторых, не смешивать стоимость операции с социально-экономическими результатами. И если не углубляться в политические теории, то вполне возможно оценить результаты и стоимость операции, пользуясь общепринятыми методологиями инвестиционной оценки проектов.

Критерии эффективности

С экономической точки зрения зарубежные военные операции эффективны в двух вариантах. Первый – это когда они приносят для страны в целом реальную прибыль, превышающую не только все возможные издержки на подготовку и проведение военных действий, но и убытки от санкций, торговых ограничений и противодействий третьих стран. Такой была, например, Первая Опиумная война Великобритании против Китая в 1840-1842 годах, в результате которой англичане получили многомиллионные контрибуции от цинской администрации, огромный китайский рынок сбыта для тысяч тонн опиума из своих индийских колоний и … Гонконг в придачу.

Второй вариант — это когда общие затраты на проведение внешней военной кампании для превентивного противодействия угрозам будут заведомо меньше вреда для экономики, ущерба для населения и целостности государства в сравнении с возможными последствиями обороны на своей территории и с отражением нападения набравшего силу противника. Примером может служить бомбардировка британцами Копенгагена в 1807 году с захватом и уничтожением датского флота, что во многом предотвратило вторжение армии Наполеона на Британские острова.

Современная Россия не может позволить себе войну из идеологических принципов, как это делал СССР, поэтому операция наших ВКС – это превентивные меры, направленные на борьбу с террористическими угрозами и защиту экономических интересов России. И в сирийской операции есть сразу несколько аспектов, прямо или косвенно относящихся к экономике.

Экономия на сдерживании террористов

По данным Генштаба ВС, наши ВКС за год с начала операции в Сирии уничтожили около 35 000 боевиков. Учитывая, что протяженность российских границ на Кавказе составляет 1254 км плюс территории союзников по ОДКБ, для обеспечения безопасности и сдерживания сопоставимого количества террористов России пришлось бы развернуть в Южном федеральном округе (включая Крым) дополнительно одну или две общевойсковые армии, то есть от 70 000 до 120 000 человек личного состава и соответствующее количество техники. Бюджетные расходы могли бы в этом случае увеличиться на 250-300 млрд рублей в год.

Для сравнения, наша группировка в Сирии насчитывает всего порядка 4000 военнослужащих и 70 самолетов и вертолетов, что составляет лишь 2% российской боевой авиации. Даже если согласиться с оценкой в 58 млрд рублей, то все равно это самая эффективная военная кампания России за много десятилетий.

Помощь нефтегазовому сектору

Сейчас треть потребляемых странами ЕС энергоносителей поставляется из России, а большая часть Центральной и Юго-Восточной Европы использует только российский газ, другого там пока просто нет. Если бы не такая зависимость по поставкам нефти и газа, то санкции Запада в отношении России были бы сейчас намного жестче и напоминали бы иранский вариант с заморозкой счетов и эмбарго на торговлю и технологии. Кстати, ежегодные потери Ирана от санкций оценивались в 12% от номинального ВВП страны.

Учитывая, что газовые переговоры между Катаром и Украиной ведутся с 2012 года, в случае победы суннитских группировок в Сирии катарский газ мог бы пройти через Сирию в Турцию, а затем соединиться черноморскими трубопроводами с действующей газотранспортной системой Украины, через которую десятилетиями сначала советский, а затем российский газ поставляется в Европу. Подобным маршрутом могла бы пойти и саудовская нефть в дополнение к потенциальным терминалам в Латакии. И очень хорошо, что России и Турции в 2016 году удалось нормализовать отношения.

Развитие ВПК

По опубликованным в середине октября 2016 года данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, портфель экспортных оружейных заказов России составляет $52 млрд, а по итогам 2016 года Россия продаст вооружений на сумму $15 млрд. А это, помимо всего прочего, тысячи рабочих мест на российских предприятиях, возможности проводить НИОКР, включая фундаментальные исследования и разработки в сфере высоких технологий, чего так не хватает нашей экономике.

Обеспечение экспорта

В 2016 году Россия вышла на первое место в мире по экспорту зерновых (около 40 млн тонн), обогнав по этому показателю США и Канаду. Экспорт нефти и нефтепродуктов через черноморские терминалы превышает 60 млн т в год, а в целом грузооборот портов Азово-Черноморского бассейна составляет примерно 220 млн т в год, один только Новороссийский морской порт обладает пропускной способностью в 152 млн т грузов, и там не только российское зерно, уголь и нефть, но и казахская, азербайджанская и туркменская нефть. Большая часть экспорта направляется по маршрутам из Черного моря в Средиземное через проливы Босфор и Дарданеллы.

Постоянная военно-морская база в сирийском Тартусе и контроль Юго-восточной части Средиземного моря кораблями ВМФ России – это лучшая гарантия безопасности сотен миллионов тонн российских экспортных поставок, а вовсе не конвенция Монтрё о статусе проливов, которая уже нарушалась американцами (и пропустившей их турецкой стороной) в 2008 и 2014 годах.

Краткое резюме: Вовлеченность Москвы в сирийский конфликт обусловлена двумя основными стратегическими целями: бросить вызов американской гегемонии на мировой арене и помочь режиму Башара Асада в борьбе с радикалами-исламистами.

Вовлеченность Москвы в сирийский конфликт обусловлена двумя основными стратегическими целями: бросить вызов американской гегемонии на мировой арене и помочь режиму президента Сирии Башара Асада в борьбе с радикалами-исламистами, которые считаются злейшими врагами России.

Советско-сирийский альянс был создан в годы холодной войны. После ее окончания Сирия — клиент российской военной промышленности — осталась одной из стран Ближнего Востока, где Москва сохранила завоеванные в советскую эпоху геополитические позиции.

Дмитрий Тренин

Директор
Московского Центра Карнеги

С начала восстания в Сирии в 2011 г. Россия выступает за внутрисирийский диалог и в конечном счете за участие оппозиции во власти, но решительно возражает против ухода Асада на первом этапе политических преобразований. Со временем поддержка Асада Россией стала лишь тверже.

Кроме того, Сирия занимает центральное место в геополитических устремлениях России. Российский Военно-морской флот имеет небольшой пункт материально-технического обеспечения в сирийском порту Тартус. Этот стратегический объект в настоящее время скромен по масштабам, но важен в свете намерений России усилить свою геополитическую роль в восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. А поскольку в настоящее время российская внешняя политика обретает идеологический аспект, а Русская православная церковь становится одним из ключевых политических союзников и партнеров Кремля, защита сокращающегося христианского меньшинства в Сирии и на Ближнем Востоке в целом, судя по всему, превращается в один из ее новых геополитических интересов, по крайней мере на уровне риторики.

С 2011 г., когда в Сирии начался внутренний конфликт, Россия всерьез озабочена стабильностью режима Асада. В то время российские дипломаты рекомендовали Дамаску наладить диалог с оппозицией, чтобы не допустить вооруженного восстания. Тем не менее Москва не стала подкреплять эти дружеские советы давлением или кнутом/пряником. Хотя Россия не считала Асада незаменимым союзником (до 2013 г. Путин даже ни разу не говорил с ним по телефону), Москва продолжала поставлять ему оружие и заключать с Сирией новые контракты.

По мере перерастания восстания в гражданскую войну основную озабоченность у России стала вызывать возможная интервенция Запада или арабских стран в Сирии с целью замены режима Асада прозападным правительством. Москва была потрясена событиями в Ливии в 2011 г., когда ее решение не накладывать вето на резолюцию Совета Безопасности ООН о введении над этой страной бесполетной зоны создало возможность для военного вмешательства НАТО и смены режима в стране. Россия восприняла случай с Ливией как прецедент, который не должен повториться в Сирии, поэтому Москва отвергала в Совете Безопасности любые предложения, связанные с осуждением режима Асада.

С точки зрения Москвы продолжение конфликта в Сирии создает опасность роста численности боеготовых и идеологически обработанных джихадистов (по оценкам их количество уже приближается к тысяче), которые могут вернуться (и уже возвращаются) на родину, в том числе в Россию и соседние государства Центральной Азии. Преобладание джихадистских элементов в составе антиасадовских сил в Сирии затрудняет и усилия по мирному урегулированию конфликта.

Сирийский конфликт не создает для России особых благоприятных возможностей, но он вынуждает Москву играть более активную дипломатическую роль, способствовать налаживанию мирного процесса за счет конференций в Женеве и решению ряда проблем вроде химического разоружения. Если Москва окажется на высоте этой задачи, ее престиж в регионе будет расти, несмотря на упорную и непоколебимую поддержку клиента, превратившегося в союзника.

Вопреки представлениям некоторых кругов в Вашингтоне кажущаяся неспособность Обамы обеспечить соблюдение запретов, которые он озвучил по Сирии (в частности, его заявления о том, что в случае использования химического оружия сирийским режимом США применят военную силу), не стало фактором, придавшим Путину смелости для присоединения Крыма. Вмешательство Путина в украинские события представляет собой реакцию на революционно-националистический переворот в Киеве, который, как он подозревал, был организован Вашингтоном и должен открыть путь к вступлению Украины в НАТО.

Фонд Карнеги за Международный Мир и Московский Центр Карнеги как организация не выступают с общей позицией по общественно-политическим вопросам. В публикации отражены личные взгляды авторов, которые не должны рассматриваться как точка зрения Фонда Карнеги за Международный Мир или Московского Центра Карнеги.

Кроме того, в Сирии имеются значительные запасы нефти и газа, которые могут быть использованы Москвой, чтобы компенсировать часть своих издержек, понесенных в рамках геополитического маневрирования. В настоящее время Россия осуществляет около 40 крупных проектов в энергетическом секторе сирийской экономики.

По словам вице-премьера России Юрия Борисова, в настоящее время идет работа по восстановлению не менее сорока энергетических объектов в рамках более широкой программы, направленной на возрождение нефтегазового потенциала страны. А он был довольно велик до июля 2011 года, когда перебежчики из Сирийской арабской армии сформировали так называемую Свободную сирийскую армию и развязали вооруженный конфликт по всей территории страны.

До этого момента Сирия бала значимым производителем нефти и газа с общим объемом добычи на уровне 400 тысяч баррелей в сутки, в то время как объем доказанных запасов составляет 2,5 миллиард баррелей. До того, как производительность стала снижаться из-за отсутствия мер повышения эффективности добычи, применяемых на крупных месторождениях, в основном к востоку от иракской границы и города Хомс, объем добычи достигал почти 600 тысяч баррелей в сутки.

По данным Службы энергетической информации США, когда крупнейшие нефтяные месторождения – в том числе в районе Дейр-эз-Зор – находились в руках террористической организации ДАИШ (ИГИЛ), добыча нефти и конденсата упала до 25 тысяч баррелей в сутки, но сейчас она восстановилась до уровня 35-40 тысяч баррелей в сутки.

Согласно статистике Европейской комиссии, до начала 2011 года Евросоюз импортировал из Сирии нефти на общую сумму не менее 3 миллиардов долларов в год, и основная часть инфраструктуры до сих пор сохранилась. Многие европейские нефтеперерабатывающие заводы адаптированы для переработки тяжелой высокосернистой нефти Souedie, составляющей большую часть сирийской нефтедобыч, а остальная часть – легкая нефть Syrian Light. Около 150 тысяч баррелей в сутки поступало в Германию, Италию и Францию с одного из трех экспортных терминалов Сирии: Баниаса, Тартуса и Латакии.

Энергетический план, о котором говорил на прошлой неделе вице-премьер Борисов, является модифицированной версией меморандума о взаимопонимании, подписанного Дамаском и Москвой в середине ноября 2017 года, который намного шире, чем упомянутые сорок энергетических проектов. Прежде всего, основное внимание будет уделено развитию энергетического сектора, согласно первоначальному плану, подписанному тогдашним министром энергетики Сирии Мохаммедом Зухаиром Харбутли и министром энергетики России Александром Новаком. Это соглашение предусматривало полную реконструкцию тепловой электростанции в Алеппо, строительство электростанции в Дейр-эз-Зоре и расширение генерирующих мощностей в Мхарде и Тишрине. Целью является возобновление функционирования единой энергетической системы Сирии и восстановление главного центра управления в Дамаске.

Еще одним приоритетным инфраструктурным проектом является полное восстановление и модернизация мощностей нефтеперерабатывающего завода в Хомсе, который был поврежден в результате атаки в прошлом декабре. Практические проектные работы вела иранская компания Mapna и несколько российских энергетических компаний, причем первоначальная целевая мощность составляла 140 тысяч баррелей в сутки, на втором этапе – 240 тысяч баррелей, а после выхода на полную мощность – 360 тысяч баррелей в сутки. Согласно источнику, тесно сотрудничающему с Министерством нефти Ирана, предполагалось, что этот объект может быть использован для переработки иранской нефти, поступающей через Ирак, перед дальнейшей отправкой в Южную Европу.

Россия намерена использовать Сирию в качестве естественного маршрута поставок нефти и газа в Европу, как только завершится урегулирование конфликта в стране. «В планах постконфликтного развития, предлагаемых США, Европой и Россией, были три варианта для Сирии, – сказал упомянутый иранский чиновник. – Американский вариант предусматривал транспортировку катарского газа через Саудовскую Аравию и Иорданию, а затем через Сирию, после чего он должен был поступать в Турцию и далее в остальную Европу, что могло позволить снизить зависимость ЕС от поставок российского газа. Европейский вариант предусматривал присутствие наблюдателей и миротворцев ООН в Сирии, привлечение экспертов из стран-членов Совета Безопасности ООН и обеспечение со временем возможностей для естественного развития обоих трубопроводов (Катар-Сирия-Турция и Иран-Ирак-Сирия-Турция). Его реализация позволила бы Европейскому Союзу постепенно реструктурировать свой импорт энергоносителей в соответствии со стратегией снижения прямой зависимости от России.

Читайте также: