Поведение детей с нарушением зрения кратко

Обновлено: 08.07.2024

Развитие ребенка с нарушением зрения и его адаптация

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения проходит параллельно с физическим, эмоциональным и интеллектуальным развитием, чему способствует профессиональная помощь на раннем этапе болезни. Специалисты по работе с такими детьми должны пользоваться доверием родителей, обладать соответствующей квалификацией, а также обращаться за поддержкой к экспертам различного профиля.

а) Многопрофильная поддержка. Сочетание нарушения зрения с другими заболеваниями комплексно влияет на развитие ребенка. Наиболее эффективна такая помощь больным детям, которая осуществляется командой различных специалистов. Такая команда может состоять из офтальмологов, педиатров, генетиков, медсестер, психологов, логопедов, аудиологов, физиотерапевтов, специалистов по пространственной ориентировке и мобильности.

Тесное сотрудничество между людьми, которые занимаются помощью детям с нарушением зрения, необходимо, даже если эти люди не объединены на официальном уровне.

Родители, которые становятся частью этой команды, смогут лучше воспитывать своих детей и помогать им, а также получать соответствующую информацию о своих детях. Помимо этого, такая группа может устраивать образовательные программы, участвовать в различных исследованиях и заниматься общественной поддержкой слепых людей.

б) Двигательное развитие ребенка с нарушением зрения. Если ребенка с нарушением зрения при поддержке специалистов воспитывают любящие, образованные родители, которые стимулируют его развитие и поощряют его успехи, такой ребенок приобретает двигательные навыки раньше, чем дети, лишенные подобной стимулирующей среды. Тем не менее, даже сообразительные младенцы с нарушением зрения, которых воспитывают в идеальных условиях, иногда вырабатывают моторные навыки с задержкой. Они могут научиться сидеть и стоять одновременно со здоровыми детьми их возраста, тогда как ползать и ходить — позже.

У лишенных стимулирующей среды слепых от рождения младенцев часто развиваются мышечная гипотония, нарушения осанки, наблюдается задержка развития двигательных навыков, нарушения походки и координации. Если помощь не предоставлена вовремя, эти проблемы приобретают хронический характер. Кроме того, из-за низкой двигательной активности физическое развитие детей и подростков с нарушением зрения отстает от уровня их сверстников.

Слепые младенцы без травмы мозга обычно меньше кричат и неактивны. Им требуется побуждение со стороны взрослых для того, чтобы начать двигаться. В отличие от зрячих детей они не всегда приобретают свои первые навыки благодаря произвольному обучению. Чтобы научиться сидеть, толкать, тащить и прыгать, а также освоить начальные аспекты ориентировки и мобильности, им необходима посторонняя помощь. Частично зрячие дети обычно не отстают от здоровых детей, за исключением навыков балансирования.

Классификация степеней нарушения зрения ВОЗ

в) Интеллектуальное развитие ребенка с нарушением зрения. Нарушение зрения серьезно влияет на интеллектуальное развитие. Глубокое нарушение ограничивает поступление информации, так как за промежуток времени ребенок может увидеть или ощупать не весь объект, а лишь его часть. Также ребенку сложнее устанавливать связи между объектами.

Устойчивость внимания у больных детей обычно ниже, чем у зрячих. Такие дети меньше исследуют мир, поскольку они не полностью осознают, что находится вокруг них. Без мотивации со стороны родителей они могут стать неактивными и безразличными. Их представление об окружающем мире может развиваться с задержкой, однако это говорит не о слабых познавательных способностях, а о нехватке возможностей для приобретения навыков и знаний, соответствующих уровню зрячего ребенка. Чрезвычайно важно помогать ребенку накапливать опыт и побуждать его использовать свое остаточное зрение.

г) Речевое развитие с нарушением зрения. Чтобы научить ребенка с нарушением зрения слушать и различать необходимые звуки, важно создать благоприятную обстановку, в которой посторонний шум сведен до минимума. Ребенок должен научиться узнавать голоса людей, и по звукам, прикосновению и запаху угадывать, что сейчас произойдет.

Без зрительной информации фразы, слова и понятия сохраняются только в слуховой памяти и лишены привязки к непосредственной речевой ситуации. Речь становится неестественной, персонализированной, а слова теряют часть своего значения. Дети, которые сталкиваются с такими трудностями, строят запутанные предложения, значения которых они сами не совсем понимают. Помощь на раннем этапе позволит устранить эту проблему.

д) Социально-эмоциональное развитие с нарушением зрения. У многих частично видящих детей зрение улучшается по мере взросления, однако в раннем возрасте больной младенец и родители не могут смотреть в глаза и улыбаться друг другу, лишенные важного компонента эмоциональной связи. Хотя слепые и слабовидящие дети улыбаются и отвечают на голоса и прикосновение, их реакция трудноуловима. Задача специалиста — объяснить родителям, как младенец реагирует на них, и побудить их больше разговаривать и проводить времени со своим ребенком.

Дети старшего возраста испытывают проблемы с пониманием того, как их воспринимают их сверстники, поскольку они не могут уловить невербальные элементы коммуникации. Таким детям сложно понять, с кем из сверстников можно играть, что приводит к изоляции и вызывает эгоцентрическое поведение. Поскольку детям с нарушением зрения требуется упорядоченная и предсказуемая среда, они могут сопротивляться переменам в этой среде; их поведение может казаться однообразным.

е) Проблемы неврологического развития у детей с нарушением зрения. Проблемы неврологического развития связаны с некоторыми зрительными заболеваниями, они выявляются у большинства детей с церебральным нарушением зрения. Многие слепые и слабовидящие дети страдают и рядом сопутствующих заболеваний, что значительно усложняет процесс реабилитации. Врачу, оказывающему помощь младенцу на раннем этапе, необходим опыт работы с такими больными.

У детей с нарушением зрения часто снижены познавательные способности, однако диагноз умственной отсталости необходимо ставить с осторожностью. Диагностику должен проводить квалифицированный детский психолог. Слепые и слабовидящие дети могут запоминать слова и фразы, но хуже понимают их значение из-за того, что их речевой опыт ограничен, поэтому специалист должен уметь отделить недостаток познавательных стимулов от умственной неполноценности.

Эпилепсия среди людей с нарушением зрения встречается чаще, чем среди здоровых людей. При отсутствии лечения эпилепсия может привести к ухудшению зрительных функций, тогда как при наличии лечения такое ухудшение после припадков эпилепсии носит временный характер. Следует избегать назначения противосудорожных и седативных препаратов, так как они нарушают внимание и замедляют процесс обучения.

ж) Блиндизмы у детей при нарушении зрения. Многие дети с тяжелым нарушением зрения демонстрируют стандартное поведение — они раскачиваются из стороны в сторону, берут один и тот же объект, делают жесты руками, лежат на животе или подпрыгивают. Эти особенности поведения нельзя оставлять без внимания, они требуют тщательного анализа, не следует путать их с аутизмом или синдромом Tourette.

Трут глаза как незрячие, так и зрячие дети, особенно при усталости. Дети, которые давят на глаза, страдают от врожденной, обычно не полной, потери зрения, чаще всего в виде ретинопатии. Причина, по которой дети давят на глаза, неизвестна. Возможно, таким образом организм пытается стимулировать ганглиозные клетки сетчатки в условиях, когда глаз не может формировать четкие и устойчивые изображения. Ребенок демонстрирует такое поведение, когда ему скучно, страшно, или во время различных занятий, таких как прослушивание музыки.

Возникающие импульсы являются частыми и продолжительными, но не вызывают боли. Из-за постоянного воздействия орбиты могут увеличиться, и глаза ребенка станут выглядеть, как при энофтальме. Родителям следует постоянно занимать руки ребенка и не давать ему давить на глаза во время первых лет жизни, когда импульс наиболее силен. С возрастом стремление давить на глаза обычно уменьшается.

Тыкание пальцем в глаз наносит ребенку вред. Иногда это компульсивное поведение настолько болезненно, что заставляет ребенка кричать. Данное нарушение возникает не только у слепых и слабовидящих детей, но и у страдающих от других тяжелых заболеваний, или как результат эмоционального расстройства. Оно может привести к повреждению роговицы, инфекции, отслойке сетчатки, кровоизлиянию и катаракте, а в конечном итоге к слепоте, и тяжело поддается лечению.

Компульсивная привычка смотреть на свет или щелкать пальцами перед источником света — один из признаков кортикального нарушения зрения. Сила этот стремления может варьироваться от слабой до сильной, когда ребенок может продолжительно смотреть на солнце.

з) Нарушения поведения. Специалисты, незнакомые с особенностями слепых детей, могут сделать неверные выводы из их поведения, речи, позы, выражения лица и результатов психологических тестов. У детей с нарушением зрения могут неправильно диагностировать эмоциональное расстройство или умственную отсталость, поскольку среди таких детей, особенно при дополнительных заболеваниях, поведенческие расстройства встречаются чаще, чем среди зрячих.

Диагностика нарушений поведения требует осторожности. Необходимо участие нескольких специалистов, которые должны понаблюдать за ребенком в различных ситуациях. В сложных случаях для устранения причины расстройства требуется участие семьи ребенка. Психолог или психиатр должен иметь опыт работы с пациентами с нарушением зрения и, предпочтительно, входить в состав междисципдинарной группы специалистов.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ О чем я молчу.pptx

О чем я молчу… (особенности поведения детей с нарушением зрения) Суворова Ири.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

О чем я молчу… (особенности поведения детей с нарушением зрения) Суворова Ири.

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность.

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением. Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития. НАРУШЕНО ЗРЕНИЕ!

Дети с нарушениями зрения нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и.

Дети с нарушениями зрения нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и специальных педагогических подходах. О каких трудностях они МОЛЧАТ? Какие особенности поведения детей с нарушением зрения мы не знаем? ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ!

В дошкольном возрасте ребенок с нарушением зрения импульсивен. Импульсивност.

В дошкольном возрасте ребенок с нарушением зрения импульсивен. Импульсивность поведения особенно сказывается в том, что во время занятий дети с ослабленным зрением не умеют регулировать свое поведение. ИМ ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ: Чтобы взрослые их спросили, поэтому вскакивают и выкрикивают в ответ. Хочется особого внимания к себе, поэтому дети настойчиво обращаются ко взрослому, перебивая других. В большинстве случаев детям сложно следить за ответом других детей. МНЕ СЛОЖНЕЕ!

Слабовидящий ребенок может с интересом слушать собеседника, подперев голову.

Дети с нарушением зрения характеризуются: меньшей подвижностью, (по сравнени.

Дети с нарушением зрения характеризуются: меньшей подвижностью, (по сравнению с нормально видящими сверстниками) нечеткостью координации движений, низким темпом выполнения движений, недостаточной ловкостью, ритмичностью. Мне нужно немного больше времени, чтобы освоить сложные упражнения. НЕ СПЕШИ!

Дети с нарушением зрения испытывают трудности при ориентировке в пространств.

Дети с нарушением зрения испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. ПОМОГИ МНЕ! Крайние ступени лестницы для ориентации ребенка с ослабленным зрением необходимо покрасить в контрастные цвета. Обязательно нужны перила. Дверь тоже лучше сделать яркой контрастной окраски. Если двери стеклянные, то на них яркой краской надо пометить открывающиеся части.

Я ХОЧУ ТЕБЯ УВИДЕТЬ! Дети с нарушением зрения и слабовидящие часто кажутся на.

ТЕПЕРЬ ТЫ ОБО МНЕ ЗНАЕШЬ! ПОЙДЕМ СКОРЕЙ ИГРАТЬ!

ТЕПЕРЬ ТЫ ОБО МНЕ ЗНАЕШЬ! ПОЙДЕМ СКОРЕЙ ИГРАТЬ!

Краткое описание документа:

Данная презентация адресована педагогам, которые работают с дошкольниками с нарушениями зрения и родителям, имеющим детей с нарушениями зрения.

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию.

Работая с детьми с патологией зрения, важно учитывать ряд особенностей:

- Нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скоростных характеристик, точности, дифференцированности, избирательности, предметности, детальности (структурности), апперцепции, антиципации, константности и обобщенности.

- Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, отличается узостью обзора, большой замедленностью, снижением точности.

- Нарушения зрения затрудняют пространственную ориентировку, задерживают формирование двигательных навыков. У детей проявляется скованность, неуверенность в своих действиях. Нарушается правильная поза в процессе ходьбы, бега, естественных движений, подвижных игр; нарушается координация и точность движений.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Психологические особенности каждого ребенка изменяются в зависимости от возраста, окружения, состояния здоровья. У детей с какими-либо физическими недостатками они носят особый характер. Поговорим о том, какие психологическое особенности имеют дети и подростки с нарушениями зрения и как себя должны вести педагоги и родители по отношению к ним.

АДАПТАЦИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ: КАК ПОВЛИЯТЬ?

Сразу отметим: по результатам многочисленных экспериментов можно сделать вывод о том, что у детей с нарушениями зрения мозг функционирует так же, как и у здорового ребенка. Тем не менее для таких детей характерны свои психологические особенности и некоторые сбои в развитии.

Как правило, у детей с патологиями зрения развитие несколько запаздывает, и связано это по большей мере с малым запасом представлений о мире, ограниченными возможностями освоения пространства, недостаточной двигательной практикой, а главное — с пониженной активностью знакомства с миром.

Это происходит потому, что таким ребятам необходимо искать собственные методы познания окружающего мира, порой сильно отличные от методов нормально видящих детей.

Осознавая эти проблемы, нужно думать о том, чтобы дети с нарушениями зрения получили возможность развиваться в комфортных для них условиях, способствующих этому процессу, причем как в школьных и дошкольных учреждениях, так и за их пределами. Это важно для того, чтобы предотвратить появление отклонений вторичного характера: например, сбоев в развитии познавательных процессов, эмоциональном и интеллектуальном развитии.

Таким образом, налаживание процесса обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и подбор эффектных методик, учитывающих психологические особенности, поможетт добиться включения таких детей в полноценное общение, предотвратить развитие отклонений, повысить уровень знаний.

Чем отличаются слабовидящие дети от обычных?

Отличия детей младшего возраста с нарушениями зрения очевидны.

  1. Нарушения координации: дефицит движений, неуверенность и отсутствие целенаправленности.
  2. Ограниченный зрительный контакт: ребенок не ищет встречи с глазами собеседника, не применяет жесты для общения.
  3. Речевой контакт ограничен — налицо задержка речевого развития, а также признаки вербализма у детей старшего возраста.

Различия слабовидящих детей

Дети младшего возраста с нарушениями зрения могут отличаться не только по степени нарушения друг от друга, но и по целому ряду других признаков:

  • утомляемости;
  • скорости усвоения информации;
  • работоспособности и пр.

Чаще всего на это влияют индивидуальные особенности, а также характер поражения зрения. При этом неудивительно, что, имея один диагноз, посещая одну группу, дети могут иметь серьезные различия в плане интеллектуального и психологического развития. В младшем школьном возрасте каждый пятый ученик с нарушениями зрения имеет задержки в развитии, к концу младшего школьного возраста это число увеличивается, и задержки можно диагностировать уже у каждого четвертого ученика.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере

Дети с нарушениями зрения разной степени, как правило, имеют похожие психологические особенности. Чаще всего они ранимы и обидчивы, имеют склонность к конфликтам, не умеют расслабляться, не способны настроиться на одну волну с партнером по общению.

Такие дети играют в более простые игры, причем нуждаются в помощи, особенно на первых этапах. Большая часть из них не в состоянии сразу усвоить правила игры: они воспринимают информацию фрагментарно, поэтому не могут долго сохранять в голове образ сюжета.

Слабовидящие дети стараются не пользоваться жестами, применяя их лишь в исключительных случаях при необходимости уточнения информации. Это связано с незрелостью средств невербальной коммуникации.

Кроме того, у них могут возникнуть проблемы с общением не только на расстоянии, но и вблизи – в связи с тем, что они просто не желают слышать партнера. С одной стороны, эти особенности имеют отношение к недостаточности восприятия, с другой же часто являются последствием чрезмерной опеки родственников.

Об особенностях старших дошкольников со слабым зрением

В старшем дошкольном возрасте, в период подготовки к школе, ребенок с нарушениями зрения сталкивается с трудностями восприятия, которые возникают вследствие смены деятельности с игровой на учебную. Итог — старший дошкольник становится замкнутым, хуже поддается воспитанию.

Анализ степени готовности дошкольника к учебе в школе проводится в подготовительных группах детских садов каждый год, в конце весны. По результатам анализа можно сделать вывод, что наиболее подготовленными являются дети с нарушениями зрения, посещающие специальные коррекционные дошкольные учреждения.

Тесты для проверки готовности детей могут носить следующий характер:

  1. Предлагается выявить закономерность.
  2. Даются задания для определения уровня развития логического комбинаторного мышления.
  3. Предлагается записать слова под диктовку для определения уровня развития фонематического слуха.
  4. Даются задания для определения развития тонкой моторики рук.
  5. Определяется уровень развития внимания и степени ориентации в пространстве.

Обычно большинство детей с легкостью выполняют предложенные задания, при этом сложности возникают, как правило, с тестовыми упражнениями для анализа комбинаторных навыков и при выполнении задач на соотношения.

Первые годы в школе: восприятие слабовидящих детей

Во многом самооценка школьника с нарушениями зрения будет связана с тем, какие эмоции у него этот дефект вызывал в дошкольном возрасте. Если он не придавал особого значения проблеме, то в первых классах школы ему будет проще найти контакт не только со сверстниками, но и с самим собой.

Но в большинстве случаев при поступлении в школу таких детей охватывают отрицательные эмоции, которые приводят к развитию кризиса самооценки. Школьники меняют позиции, по-другому начинают относиться к учителям, у них падает мотивация, ухудшаются отношения с одноклассниками.

В первые годы школы дети с нарушениями зрения практически безоговорочно доверяют учителю, не смея оспаривать его заключения. К окончанию периода обучения в младшей школе ученик начинает понимать, что учебная деятельность в его жизни не является ведущей. Он меняет отношение к учителю, которого считает не просто человеком, передающего знания, но и наставником, которого должны волновать проблемы детей не только в школе, но и в жизни.

Вот перечень признаков, которые характерны для учеников младшей и средней школы с нарушениями зрения в период обучения:

  • неспособность к обучению, не связанная со здоровьем, интеллектуальными или сенсорными факторами;
  • неспособность к построению отношений с учителями и одноклассниками;
  • неадекватное поведение и ухудшение самочувствия без видимых на то причин;
  • состояние подавленности и даже депрессии;
  • страх на физическом уровне перед школьными проблемами или учителями.

На фоне всего этого у детей развивается нежелание посещать школу, учиться, заводить дружбу с одноклассниками.

О роли взрослых в жизни слабовидящих детей

Огромное влияние на развитие детей с нарушениями зрения и их психологические особенности оказывают взрослые, принимающие участие в их обучении и воспитании. В дошкольном возрасте взрослый должен выступать в качестве равноправного партнера, выбирать игровые формы обучения, готовить детей к школе.

Помимо игрового метода с элементами обучения, важно придерживаться арт-терапевтического подхода, который, учитывая психологические особенности таких детей, будет способствовать формированию у них позитивного и гармоничного представления о мире.

Не менее важным является отношение родителей к особенностям детей, влияющее на их воспитание и отношения в семейном кругу. Излишнее волнение по поводу нарушений зрения и переоценка дефекта могут стать причиной развития чрезмерной опеки, что, в свою очередь, приведет к развитию эгоизма с упором на пассивную потребительскую ориентацию.

В то же время нельзя допускать и недооценки нарушения, что может привести к ничем не подкрепленному оптимизму детей и родителей, а также легкомыслию и утрате чувства реальности.

Чаще всего родители детей с нарушениями зрения оберегают их, жалеют, стараются выполнять любые капризы. Из таких детей, если не изменить линию поведения, в основном вырастают личности иждивенческого характера.

Пока дети маленькие, они не осознают до конца систему требований по отношению к себе. Со временем, в школьный период, они начнут следовать той программе, которую разработали для них взрослые. То есть требования родителей, учителей станут для них теми требованиями, которые они будут предъявлять к себе.

Сегодня достаточно много систем коррекции зрительных дефектов внедрены в учебных заведениях как дошкольного, так и школьного типа. Все они разработаны с одной целью: помочь детям с нарушениями зрения адаптироваться в обществе и, учитывая их психологические особенности, способствовать нормальному развитию основных сфер личности.

Влияние нарушений зрения на психику подростков

Для нормального формирования личности подростка ему необходимо быть полноправным членом общества, в котором приходится жить. Между тем особенности подростков с нарушениями зрения накладывают свой отпечаток на процесс формирования их личности.

Осознание наличия дефекта в большинстве случаев становится причиной возникновения у подростков целого ряда социальных установок нетрадиционного характера. При этом характерно, что статус психологического фактора нарушение зрения приобретает лишь после того, как подросток вступает в контакт с нормально видящими людьми.

Особенности личности подростков с нарушениями зрения

На основе анализа основных черт личности подростков, имеющих дефекты зрения разной степени, были сделаны выводы о некоторых свойственных им чертах. Как правило, большая часть подростков в этом случае отличаются:

  • излишней импульсивностью;
  • консерватизмом, граничащим с настороженностью;
  • тревожностью.

Нельзя приуменьшать при этом способности таких детей к адаптации в современном обществе. Многим из них свойственны следующие черты: активный подход ко всему, с чем им приходится сталкиваться; любопытство; желание устанавливать и сохранять контакты, невзирая на противоречия; умение определять четкие цели и средства для их достижения, даже в неблагоприятных для этого условиях. Также они часто имеют собственное мнение и желание дискутировать на разные темы.

Достаточно часто подростки со слабым зрением демонстрируют общительный, открытый характер, реально оценивают ситуации, с которыми сталкиваются в жизни, отличаются зрелостью внутренних переживаний.

Уровень социально-психологической адаптации таких детей практически не отличается от уровня подростков без проблем со зрением, что говорит об их готовности интегрироваться в общество.

В заключение можно отметить, что коррекционная работа и комфортные социальные условия в процессе обучения и воспитания таких детей играют основную роль в успешной подготовке подростков к переходу во взрослую жизнь.

Можно предположить, что коррекционная работа и специальные условия для обучения и воспитания способствуют формированию подростка с дефектом зрения как зрелой и конструктивно ориентированной личности.

Вместе с тем нельзя не упомянуть тот факт, что из-за создания искусственных условий воспитания у многих детей развивается подверженность чужому мнению, недостаточность эмоционального контроля, которые могут оказать не самое благоприятное влияние на процесс их адаптации в обществе после окончания школы.

Одним из наиболее эффективных способов профилактики возникновения личностных нарушений у детей и подростков в период их социально-психологической адаптации считается постоянное нацеленное на результат и вместе с тем деликатное психологическое сопровождение.

Слепые и слабовидящие дети обладают тем же спектром чувств и эмоций, что и их зрячие ровесники. Тем не менее, плохое зрение оказывает большую роль в развитии ребёнка, и игнорирование этой проблемы может привести к трагическому исходу, когда развитие ребёнка будет во многом отставать от развития остальных детей. По этой причине следует рассмотреть, как различные нарушения зрения оказывают влияние на психику ребёнка и как с ними справляться.

Главное о нарушениях зрения.

Международная классификация нарушений зрения основывает оценку зрения из двух факторов: поля и остроты зрения.

Близорукость, дальнозоркость является прогрессирующими заболеваниями, в то время как катаракта — не прогрессирующим. Поэтому, если ребёнок болен близорукостью или дальнозоркостью, необходимо регулярно посещать врача, чтобы следить за изменением зрения.

Косоглазие — одно из наиболее распространенных нарушений глазодвигательного аппарата у детей, как и аккомодация, на простом языке называемая “глазной спазм”. Может быть как врождённый, так и вызванным вследствие травм. При нарушениях зрения происходит адаптивное использование других рецепторов: слуха, осязания.

Изменение поведения при нарушениях зрения

При близорукости в поведении ребёнка можно отметить следующее:

  • Рассеянность
  • Плохая осанка
  • Раздражительность из-за частых головных болей

Зрительное восприятие детей с нарушениями зрения не отмечено сильными отклонениями от восприятия здоровых, так как восприятие все так же представляет собой совокупность всех способов восприятия, как слух и осязание. Однако восприятие слабовидящих детей выражено некоторой неординарностью, связанной с особенностью среды развития их личности.

Трудности в обучении слабовидящих детей

Труднее всего таким детям даётся изучение картин, в частности сюжетных. Ограниченность восприятия затруднена, формирование структуры мозга идёт медленнее, чем у здоровых сверстников. В плане поведения, наиболее трудным становится время, когда ребёнок полностью осознает свою неполноценность по сравнению со своими сверстниками. Кто-то может не хотеть с ним играть, дружить, встречаться из-за его дефекта, и это будет очень сильно огорчать его. Суммируя это с тем, что он сильно ограничен в выборе будущей профессии, его поведение может доходить до депрессивного.

У ребёнка, имевшего зрение ранее и утратившего его сравнительно недавно, низкая самооценка и депрессивные эпизоды скорее всего будет основным составляющим его поведения. Дети с нарушением зрения сильнее зависимы от общества и социума, поэтому следует поддерживать адекватные условия социальной среды ребёнка для его нормального развития. Специализированное обучение является ключевой части для нормального обучения детей с нарушениями зрения.

Эстетическое восприятие

Чувство прекрасного у таких детей также осложнено из-за нарушения зрительного восприятия произведений искусства. Незрячие дети вовсе лишены целого спектра чувств, завязанного на зрительном восприятии прекрасного. Но они по-прежнему способны чувствовать эстетические чувства по отношению к музыке, поэзии, архитектуре. Стоит уделять внимание культурному воспитанию ребёнка, особенно с нарушениями зрения, ведь это оказывает немаловажное влияние на формирование личности и психики ребенка.

Что делать с незрячим или слабовидящим ребенком?

Прежде всего, регулярное посещение окулиста является обязательным для раннего выявления заболевания и наблюдение за его возможным прогрессом. Если ребёнок будет носить очки, то очки надо приобретать по рецепту от врача и ни в коем случае не покупать просто так в магазине. В обратном случае ношение очков, не соответствующих всем требованиям, может привести к еще большему ухудшению зрения.

Глазные заболевания можно лечить хирургическим путем. Это рискованно, но в некоторых случаях необходимо для избежания полной слепоты у ребёнка. Если ребенок рожден слепым или с очень слабым зрением, необходимо уделять особенное внимание его воспитанию и адаптации в обществе, так как его положение в социуме, школа или дом, будет очень уязвимо.

Воспитание незрячего или слабовидящего ребёнка сильно отличается от воспитания здорового. Поэтому надо быть готовым к такой ответственности, готовым к тому, что воспитание и развития такого ребенка потребует много ресурсов и сил. Но при всем этом, не забывать напоминать ребёнку, что его любят таким, какой он есть.

Читайте также: