В акте об упразднении королевской власти говорилось обычно всякое лицо кратко и понятно самое важное

Обновлено: 05.07.2024

Король намеревался заручиться согласием парламента на пополнение казны с помощью новых поборов, но парламентарии отказали ему в какой-либо субсидии и превратили себя в судебное учреждение, первым делом которого стал импичмент против графа Страффорда и его казнь.

Эти злоупотребления приводили к тому, что судьи удалялись со своих мест за отказ поступать вопреки данной им присяге и своей совести либо были запуганы, а некоторые из солиситоров и атторнеев были подвергнуты наказаниям за защиту правых дел.

Парламент в этот кризисный период обрел в трудах публицистов — известных и признанных, таких, как юрист Э. Кок, или же анонимных — облик учреждения многоцелевого назначения. Его изображали учреждением представительным, законодательным, совещательным и судебным.

Представительство в парламенте от разных слоев и территорий воспринималось как надежный способ получения полной и неискаженной информации о состоянии дел в стране, а общение парламентариев с королем воспринималось свидетельством наличия духа согласия и сотрудничества между королем и основными сословными группами королевства.

Существенным фактором политической жизни стало то обстоятельство, что к началу XVII в. на 4 млн населения Англии приходилось около 2 тыс. практикующих юристов.

В событиях и преобразованиях периода английской революции (1640—1660) можно выделить следующие этапы: конституционный период (1640—1642), период первой гражданской войны (1642—1647), затем второй гражданской войны (1648—1649), период индепендент- скойреспублики (1649—1653) и период протектората Кромвеля, его падения иреставрациимонархии (1653—1658—1660).

В период законного (конституционного) течения конфликта (1640— 1642) парламент предъявил королю ряд требований, которые тот вынужден был исполнить:

• чрезвычайные суды (Звездной палаты и Высокой комиссии) были отменены двумя законами (соответственно от 4 и 5 июля 1641 г.), также отменена и корабельная подать.

В это же время восстали ирландцы, стремившиеся к уравниванию в правах с англичанами, и парламент не дал королю возможности командовать войском, отправляемым в Ирландию, чтобы король не смог обратить эти войска против самого парламента.

Одновременно члены парламента из пуритан повели открытое нападение на епископальную англиканскую церковь, которой так дорожил король. Отношения настолько обострились, что привели в 1642 г. к вооруженному столкновению.

В январе король покинул Лондон, а в августе объявил парламенту войну, собрав под свои знамена дворянство (кавалеров) и сторонников епископальной церкви. Войско парламента составилось из пуритан (за короткую стрижку пуритан прозвали крутоголовыми). Вначале они терпели поражения от кавалеров, но затем перевес стал склоняться в их сторону, в чем главная заслуга Кромвеля, вождя индепендентов.

Мнения среди пресвитериан и индепендентов по вопросу о дальнейшей судьбе короля разделились. Большинство пресвитерианского парламента выступало за возвращение короля на престол. Самым непримиримым противником королевской власти был вождь инде- пендентов Кромвель.

В это же время происходят другие важные размежевания на политической арене. По решению пресвитерианского парламентского большинства вместо англиканства в качестве государственной религии вводится пресвитерианство. Происходит вовлечение в политическую жизнь и борьбу более радикально настроенных протестантских общин (индепенденты, квакеры) и крайних радикалов, известных под именем уравнителей (левеллеров). Эти размежевания также затронули армию, где произошел раскол и поляризация сторонников уравнителей и сторонников высшего командного состава умеренно-демократической ориентации (грандов). Парламент пресвитериан попытался разоружить армию, но армия этому воспротивилась, и, таким образом, произошел разрыв армии с парламентом.

В первой половине 40-х гг. во взаимоотношениях пуританских сект главной проблемой было не конституционное устройство, а проблема борьбы за свободу выражения и распространения мнений, в том числе борьбы против цензурных ограничений, которые вздумали ввести пресвитериане. Героями этой борьбы стали вождь левеллеров капитал Джон Лильберн и поэт-философ Джон Мильтон.

Их лидер Дж. Лильберн в предреволюционные годы стал жертвой произвольного решения суда Звездной палаты и находился в изгнании в Голландии. Затем он принял активное участие в гражданской войне и был осужден уже палатой лордов. Находясь в тюрьме, он подготовил и опубликовал несколько памфлетов, где развивал идею суверенной власти народа и связанный с ней тезис о верховенстве палаты общин. Он критикует всевластие не только монарха, но и парламента. Поскольку верховная власть принадлежит народу, то считать полномочия парламента более значительными, чем у народа, равнозначно утверждению, будто посол обладает большей властью, чем государь, который его назначил. Идеи Лильберна стали программными для той части пуританской армии, которая сочувствовала левеллерам и включала низшие слои командного состава и солдатскую массу. Верхушка армии (гранды) также была озабочена выработкой политической программы, в которой были бы зафиксированы новая политическая роль и новые политические притязания армии на участие в делах общества и государства. В мае 1647 г. учреждается Всеармейский совет, состоящий из офицеров и выборных представителей солдат.

Первым документом, излагающим политическую платформу армии, стала Декларация армии, направленная в парламент 15 июля того же года. Ее авторами считают зятя и единомышленника Кромвеля Айртона и его соавтора Ламберта. Оба они были юристами по образованию. В документе провозглашалось право армии защищать вольности народа, требование о роспуске Долгого парламента и его очищении от недостойных лиц. Подтверждалось как необходимое условие ограничение срока деятельности парламента тремя годами, лишение короля права на роспуск парламента по своему усмотрению, обеспечение религиозной свободы, признание права на подачу петиций. Говорилось также о необходимости обеспечить контроль общества над государственными расходами, и с этой целью предлагалось организовать печатание финансовых отчетов.

• необходимо справедливое распределение числа представителей английского народа от графств, городов и местечек;

Была попытка согласовать позиции двух группировок, что и было достигнуто с выгодой для грандов. Однако против компромисса выступил король. Тогда левеллеры выдвинули новые, более радикальные требования — однопалатный парламент, принятие парламентом или на референдуме конституции, которая закрепила бы новое устройство. Но все приняло неожиданный оборот в связи с бегством короля из заточения.

Палата общин 23 декабря приняла постановление судить короля. Палата лордов отклонила это решение. Тогда палата общин провозгласила себя верховной властью и образовала комиссию из 135 человек. Суд в составе 59 явившихся на заседание членов суда признал короля виновным в развязывании «войны против своего королевства

С этого момента наступает период Ивдепевдентской республики, который продолжается до апреля 1653 г. (1649—1653). В этот период происходит дальнейшая борьба за власть и влияние, в которой все большими властными возможностями пользуются Кромвель и его сторонники. Этому во многом способствовали успехи республиканской армии в усмирительных и аннексионистских мероприятиях в Ирландии и Шотландии, а также поощрительные меры в области расширения торговли, промышленности и мореплавания.

Христианская религия объявлялась государственной религией трех наций, свобода вероисповедания в Бога через Иисуса Христа объявлялась гарантированной: все статуты, противоречившие этой свободе, признали ничтожными и недействительными. Кроме того, был введен ежегодный налог, который не мог быть отменен или уменьшен парламентом без согласия лорда-протектора. Конституция была очень краткой — всего 42 статьи.

Своеобразной чертой социальных и политических перемен в Англии является то, что в ходе упразднения некоторых феодальных институтов и традиций здесь сохранялась значительная преемственность в организации и деятельности важнейших правовых и политических институтов (монархия, палаты парламента, общее право). Более определенным выглядит эпизод с отменой некоторых феодальных повинностей, оформленной сначала Законом об упразднении палаты феодальных сборов (24 февраля 1645 г.), а затем Законом, подтверждающим отмену палаты феодальных сборов (27 ноября 1656 г.), и Актом об упразднении остатков феодализма (1660). Суть этих законов сводилась к тому, что все лично-вассальные платы и поборы королю упраздняются, рыцарские держания от короля или от другого лица и всякое свободное владение объявляются и признаются обычным свободным держанием.

Власть Кромвеля фактически была сильнее, чем у королей свергнутой династии. Страна была поделена на 11 военных округов и управлялась генерал-майорами, несущими личную ответственность перед Кромвелем. Армия использовалась для поддержания закона и порядка в разных частях страны. Все это не находило поддержки ни в республикански настроенной армии, ни в проникнутом монархическими стремлениями парламенте. Назначенного Кромвелем преемника — сына Ричарда быстро свергла армейская верхушка, и один из влиятельных военачальников, генерал Монк, вскоре занял Лондон, разогнал Совет офицеров и позаботился о восстановлении королевской власти.

В 1826 г., сравнивая Английскую и Французскую революции, французский историк и политик Ф. Гизо сделал вывод, что обе революции не нарушили общего хода европейской истории, а, напротив, продвинули европейскую цивилизацию в том самом направлении, в котором шло ее развитие на протяжении 14 веков. Во второй половине XIX в. появляются еще два обобщения: Карл Маркс относит Английскую и Французскую революции к разряду буржуазных, поскольку в обеих победила буржуазия, стоявшая во главе движения, в то время как Гардинер, английский историк, называет Английскую революцию пуританской революцией — итогом религиозного подъема нескольких поколений, сильного морально-религиозного порыва лучших людей страны, развивших в себе великие душевные богатства.

. И так как опытом было установлено и ныне признано, что должность короля в нашей стране и в Ирландии и связанная с нею власть в руках одно­го человека не являются необходимыми и крайне обременительны и опасны для свободы, безопасности и общих интересов всего народа; и что коро­левская власть и прерогативы использовались по большей части для притес­нения, обирания и порабощения подданных; и что обычно всякое отдельное лицо, обладая такой властью, становится заинтересованным в том, чтобы постепенно сужать законную свободу и вольности народа и содействовать усилению своей личной воли и власти, ставя ее превыше закона, для полно­го подчинения всех королевств своим прихотям и желаниям, — поэтому постановляется и узаконяется, что королевская должность в нашей стране не будет отныне осуществляться одним каким-либо лицом, и что никакое лицо впредь не должно и не будет занимать место короля, пользоваться соответствующими привилегиями, властью и полномочиями и вести коро­левский образ жизни. Никакой закон, статут и обычай, противоречащие этому акту, ни в какой мере не будут иметь большие силы.

И настоящим узаконяется, что если. кто-либо будет побуждать какое-либо лицо к претензиям на имя, образ жизни, почет, привилегии и власть короля Англии, Ирландии и проч., то всякое указанного рода преступление будет считаться и признаваться государственной изменой, и повинные в том лица, их советники, подстрекатели, помощники и сообщники, будучи осуждены за какое-либо из этих преступлений, будут считаться и призна-

с.51ваться судом изменниками по отношению к парламенту и народу Англии, и будут подлежать суду, наказаниям, конфискациям и мерам приведения приговоров в исполнение, как лица, повинные в государственной измене.

Лавровский В.М. Сборник доку­ментов по истории Английской буржуазной революции XVII в. С. 239-240// Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв./ Под ред. В.Г.Сироткина. – М.:Высш.шк., 1990.С.50-51.

Акт об отмене королевского звания

17 марта 1649 г. (2 варианта)

. И так как опытом было установлено и ныне признано, что должность короля в нашей стране и в Ирландии и связанная с нею власть в руках одно­го человека не являются необходимыми и крайне обременительны и опасны для свободы, безопасности и общих интересов всего народа; и что коро­левская власть и прерогативы использовались по большей части для притес­нения, обирания и порабощения подданных; и что обычно всякое отдельное лицо, обладая такой властью, становится заинтересованным в том, чтобы постепенно сужать законную свободу и вольности народа и содействовать усилению своей личной воли и власти, ставя ее превыше закона, для полно­го подчинения всех королевств своим прихотям и желаниям, — поэтому постановляется и узаконяется, что королевская должность в нашей стране не будет отныне осуществляться одним каким-либо лицом, и что никакое лицо впредь не должно и не будет занимать место короля, пользоваться соответствующими привилегиями, властью и полномочиями и вести коро­левский образ жизни. Никакой закон, статут и обычай, противоречащие этому акту, ни в какой мере не будут иметь большие силы.

И настоящим узаконяется, что если. кто-либо будет побуждать какое-либо лицо к претензиям на имя, образ жизни, почет, привилегии и власть короля Англии, Ирландии и проч., то всякое указанного рода преступление будет считаться и признаваться государственной изменой, и повинные в том лица, их советники, подстрекатели, помощники и сообщники, будучи осуждены за какое-либо из этих преступлений, будут считаться и призна-

с.51ваться судом изменниками по отношению к парламенту и народу Англии, и будут подлежать суду, наказаниям, конфискациям и мерам приведения приговоров в исполнение, как лица, повинные в государственной измене.

Лавровский В.М. Сборник доку­ментов по истории Английской буржуазной революции XVII в. С. 239-240// Сборник документов по истории нового времени. Буржуазные революции 17-18 вв./ Под ред. В.Г.Сироткина. – М.:Высш.шк., 1990.С.50-51.

Ответ


Ответы

Ответ

Эти слова в полной мере относятся к абсолютной власти Кромвеля. Не даром он распустил парламент и установил в стране полицейский режим – боялся возмущения населения.

Ответ

Ответ

Куликовская битва не освободила Русь от гнета Орды, но имела огромное историческое значение:
1) Орда ослаблена и начала распадаться, ханы уже боятся Руси,
2) победа подняла моральный дух русского народа и восстановила его веру в свои силы, привела к росту национального самосознания, русский народ начал осознавать свое единство.
3) победа привела к еще большему возвышению Москвы, которая окончательно становится центром русских земель,
4) начинается объединение русских земель вокруг Москвы и создание русского централизованного государства.

• В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Белокаменный кремль надежно защитил город, но Тохтамыш обманул его жителей и они открыли ему ворота. Москва была разорена. С этим событием связано первое упоминание огнестрельного оружия (тюфяков) на Руси. Дмитрий снова вынужден был начать высылать дань Орде.
• 1359 год – умирая, Дмитрий передает княжество и титул Великого князя своему сыну Василию, не спрашивая согласия ордынского хана

Ответ

Один из двух равных квадратов разрежьте на несколь

решение задания по геометрии


Л.М. Гудошников, доктор юридических наук, профессор — гл. 6, 15, 23.

О. А. Жидков, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с Н. А. Крашенинниковой), гл. 3 (§ 1, 2, 3, 5, 6), 7, 16, 18–21.

Н. А. Крашенинникова, доктор юридических наук, профессор — предисловие (совместно с О. А. Жидковым), гл. 3 (§ 4), 4,5, 8, 11, 13, 14.

О. Л. Лысенко, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с В. А. Савельевым).

А. А. Мишин, доктор юридических наук, профессор — гл. 2.

В. А. Савельев, кандидат юридических наук — гл. 22 (совместно с О. Л. Лысенко).

В.Н. Струнников, доктор юридических наук, профессор — гл.12.

С. В. Чиркин, кандидат юридических наук, доцент — гл. 1, 9, 10, 17.

Предлагаемая читателям книга является второй частью учебника для студентов-юристов, вышедшего в свет в издательстве 'Норма' в 1996 г. Первая его часть посвящена истории государства и права древнего мира и средних веков. Вторая часть учебника включает в себя историю государства и права нового и новейшего (XX в.) времени.

Структурно вторая часть распадается на три раздела. Первый раздел — история государства нового времени, второй раздел — история государства в XX в., третий — история права нового и новейшего времени.

Переход человечества от средневековья к новому времени берет свое начало еще в XV–XVI вв., т. е. в эпоху Возрождения и Реформации. Именно в это время начинается переворот, прежде всего в политическом и правовом сознании людей и в экономике, которая все больше ориентируется на капиталистическое предпринимательство. Но применительно к предмету данного учебника, т. е. к той общественной сфере, которая непосредственно связана с политикой и государством, новое время исчисляется обычно с английской и французской революций XVII–XVIII вв.

Именно с этого рубежа мировой истории идет процесс утверждения современного государства, которое принципиально отличается от рассматриваемой в первой части государственности предшествующих эпох. Это государство, несмотря на многочисленные препоны на его пути, в том числе и на попятные движения, определило магистральный путь развития цивилизации — путь к свободному предпринимательству, демократии, законности, к правовому государству, которое зиждется на гражданском обществе.

В это время было положено начало представительному правлению, которое по мере своего развития обеспечило участие все более широких слоев населения в государственной жизни. В передовых государствах человек и гражданин получил невиданные ранее в истории политические права и гражданские свободы, что сделало возможным более полную реализацию политического потенциала общества.

Второй раздел данного учебника посвящен развитию государственности в XX в. Такое структурное и хронологически определенное выделение XX в. имеет свой резон. Оно оправдано тем, что XX в. в результате научно-технической, информационной, демографической и т. п. революций был ознаменован крупными переменами в экономической и социальной жизни.

Этот век оставил особенно заметный след в политико-государственной сфере, причем не только благодаря развитию демократических институтов, но и благодаря двум кровопролитным мировым войнам, нацизму и военным диктатурам. Во многих странах, особенно в новых молодых государствах, можно видеть настоящий калейдоскоп форм государственного правления, военные и военно-гражданские диктатуры, превосходящие по своей жестокости все виданные ранее в истории. Все это свидетельствует о противоречивости исторического процесса, притом, что в XX в. доминировали идеи демократии, социальных компромиссов, господства права.

Выделение истории государства XX в. вызывается и небывалой ранее активностью государств, в том числе и демократических, во всех сферах общественной жизни: в экономике, политике, идеологии, в социальной сфере.

В XX веке, особенно во второй его половине, государство в развитых странах мира все больше берет на себя ответственность за общественный прогресс, за проведение сильной социальной политики, за предотвращение военной, термоядерной опасности, за меры, направленные на устранение угрозы человечеству экологической катастрофы.

Что касается последнего раздела учебника, посвященного истории права в новое и новейшее время, то следует заметить, что он не содержит в себе каких-либо существенных и четких внутренних хронологических рубежей. Современное право, утвердившееся в результате упомянутых выше революций, основанное на новых принципах, развивалось в отличие от государства более плавно, эволюционно.

Право в меньшей степени, чем государство, испытывает на себе последствия политических катаклизмов. Оно в большей мере сориентировано на удовлетворение глубинных и всесторонних потребностей человеческого общения. Присущая праву преемственность делает нецелесообразным рассмотрение его раздельно по двум самостоятельным периодам.

Принципиальные методологические подходы авторского коллектива определены еще во введении к первой части учебника. Суть их сводится к тому, что государство и право рассматриваются не в формационном плане, а как составной элемент общецивилизационного процесса.

Этими подходами руководствовались авторы и во второй части учебника. Они поставили своей задачей показать читателям общемировой процесс развития государства и права как движение от менее сложных к более сложным политико-правовым формам. В этом процессе авторы отмечают как позитивный, так и негативный исторический опыт.

Исходя из того же общецивилизационного подхода, авторы на конкретном историко-правовом материале нового и новейшего времени показывают, что, несмотря на многочисленные проявления регресса в политической жизни, демократическое и правовое государство приобретает в наше время все большую общечеловеческую ценность, активно участвует в решении все новых и новых проблем, встающих перед обществом.

Во второй части учебника в большей степени, чем в первой, используется наряду с конкретно- историческим подходом также и метод сравнительного анализа. Этот метод становится особенно необходимым, поскольку политико-правовая география (по сравнению с древним миром и средними веками) значительно усложнилась. На политической карте мира появилось большое число новых государств, которые имеют свои самостоятельные политические и правовые системы.

Для того чтобы дать студентам представление о происходящих глобальных процессах развития государства и права, авторы, прибегая к этому методу, рассматривают историю не только отдельных государств, но и историю государств целых регионов или даже континентов. Что касается отдельных государств, то авторы, прежде всего выделяют так называемые великие державы, а также те государства, история которых оставила заметный след в развитии цивилизации.

Читайте также: