Государственная регистрация прав на земельные участки кратко

Обновлено: 05.07.2024

Понятие о государственной регистрации, основные положения. Государственные реестры

Государственной регистрацией прав на землю и сделок с ней является юридический акт о признании и подтверждении со стороны государства возникновения, обременения, перехода или прекращения прав на земельные участки.

Так как земельные участки относятся к категории недвижимого имущества, то государственная регистрация прав на землю и сделок с ними выполняется согласно правовым нормам, содержащимися в статье 130-132, 164 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статьями 11.2, 22, 25, 26 Земельного Кодекса, Закона о регистрации прав на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 131 Гражданского Кодекса государственная регистрация распространяется не только на права собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, но и на ограничение данных прав, и возникновение, переход и прекращение.

Государственной регистрации подлежат сделки с земельными участками, в случаях и порядке, установленном федеральным законодательством. Специальные нормы, содержащиеся в Гражданском Кодексе предусматривают государственную регистрацию определенных сделок, предметом которых является земельный участок.

К таким сделкам следует отнести:

  • Ипотека;
  • Залог недвижимого имущества;
  • Продажа предприятия;
  • Дарение недвижимого имущества;
  • Рента;
  • Пожизненное содержание с иждивением;
  • Доверительное управление имуществом.

На земельные участки распространено требование о государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество. Послабление требования по сделке, которая подлежит регистрации, обязана регистрироваться в установленном именно для этой сделки порядке, если иные условия не предусмотрены законодательством. Такое правило распространено на послабление требования по сделкам с земельными участками.

Кроме обязательной государственной регистрации, на законодательном уровне регламентируются случаи, когда она не является необходимой.

Согласно статье 6 Закона о регистрации прав на недвижимое имущество, права на имущество, которые возникли до момента обретения юридической силы этим Законом, признаны действительными с юридической точки зрения в случае отсутствия государственной регистрации, которая была принята данным Законом.

Факт осуществления государственной регистрации подтверждается специальным удостоверением о проведении государственной регистрации права и относится к категории правоудостоверяющих документов. Данное удостоверение служит подтверждением регистрации права. им удостоверяется процесс возникновения, прекращения, перехода или ограничения прав собственности или других вещных прав на земельный участок. Подтверждение о государственной регистрации сделок с землей или договоров осуществляется путем проставления специальной регистрационной подписи на договоре или документе, подтверждающим собой заключенную сделку.

При проведении государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними стоит различать документы правоудостоверяющие от правоустанавливающих.

Правоустанавливающие документы – документы, на основании которых возникают права собственности, переходят или полностью прекращаются.

Правоустанавливающие документы прав на земельные участки согласно статье 17 Закона о регистрации прав на имущество выражены в виде актов, изданных государственными органами власти или муниципальными органами в рамках своей компетенции; договоров и иных сделок; свидетельств о праве на наследство; решений суда, вступивших в силу.

Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество – положения, структура, перечень документов

Процесс государственной регистрации осуществляется Российским реестром (Росреестром) и его подчиненными органами.

Права на земельные участки и сделки с ними регистрируются в Едином Государственном Реестре Прав на недвижимое имущество. Он представляет собой основной регистрационный документ, в который внесены все соответствующие записи по установленной системе для всей территории Российской Федерации. Единый Государственный Реестр Прав на недвижимое имущество включает в себя информацию о продолжающихся и прекратившихся правах на земельные участки, а также иные объекты недвижимого имущества; об объектах и правообладателях.

Важной частью Реестра являются дела, которые содержат в себе правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, которые создаются для каждого регистрационного объекта, а также учетные книги документов с определенной информацией в них.

В учетной книге указаны данные документов о недвижимом имуществе, принятых на государственную регистрацию; данные правообладателей; регистрируемых правах, заявителях, свидетельствах о регистрации прав, выписках и справках из Реестра, а также иных документах, относящихся к регистрации.

В состав Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество входят разделы, которые содержат записи о каждом объекте недвижимого имущества, в частности земельный участок.

Разделы ЕГРП расположены в следующей последовательности:

  • Раздел 1 – данные о земельном участке;
  • Раздел 2 – сведения о зданиях, строениях, сооружениях недвижимого имущества, которые находятся на земельном участке и непосредственно связаны с землей;
  • Раздел 3 – квартиры, помещения и другие объекты, которые входят в состав зданий, строений, сооружений.

В каждый раздел ЕГРП входит три подраздела:

  • Подраздел 1.1 содержит в себе краткое описание земельного участка, в отношении которого осуществляется процесс государственной регистрации – кадастровый номер, местоположение, фактическая площадь согласно кадастрового плана, его целевое назначение.
  • Подраздел 1.2 включает в себя запись о праве собственности и других вещных правах на объект, подлежащий регистрации, запись об имени правообладателя, адресе, виде права, размере доли, реквизитах правоустанавливающих документов, дате внесения записи, имени регистратора и его подпись.
  • Подраздел 1.3 состоит из записи об ограничениях прав собственности и иных прав на земельные участки, другое недвижимое имущество (сервитуты, ипотека, доверительное управление, аренда).

При разделении, объединении, перераспределении земельного участка запись о вновь созданном объекте вносится снова в разделы Единого Государственного Реестра Прав на недвижимое имущество, по ним создаются новыми дела с обновленными кадастровыми номерами.

Порядок осуществления государственной регистрации прав представлен следующими стадиями:

Для осуществления государственной регистрации необходимо предоставить следующий перечень документов:

  • Заявление для государственной регистрации;
  • Документ об оплате государственной пошлины;
  • Документы, которые подтверждают полномочия представителя правообладателя и участников сделки, в частности и полномочия представителя юридического лица осуществлять действия от имени юридического лица;
  • Документы, на основании которых установлено наличие прав, а также их возникновение, переход и ограничение;
  • Кадастровый план участка, план участка недр и план объекта недвижимости с кадастровым номером (предоставление кадастрового плана не нужно, в случае более раннего его предоставления);
  • Физическим лицом предоставляется документ, подтверждающий его личность. Представителем юридического лица предоставляется документ, подтверждающий его учреждение или копии учредительных документов, заверенные нотариусом.

Статьей 18 Закона о регистрации прав устанавливаются требования к документам, которые подаются на государственную регистрацию.

Если не документ не соответствуют этим требованиям, то для осуществления государственной регистрации может возникать необходимость предоставления дополнительных документов. Государственная регистрация должна быть проведена не позже, чем через месяц с момента подачи документов и заявления о регистрации.

Случаи отказа в государственной регистрации

Государственная регистрация может быть отказана в случаях, если: заявление о регистрации подается ненадлежащим лицом; предоставляемые документы не соответствуют законодательным требованиям; правоустанавливающим документом установлено отсутствие у заявителя прав на объект недвижимого имущества.

Судебный спор не является основанием отказа в регистрации прав. В случае предоставления отказа, физическое или юридическое лицо имеет право подать апелляционный иск в суд или в арбитражный суд.

На основании Закона о регистрации прав на недвижимое имущество установлены особенности процедуры государственной регистрации, в которой выделяются земельные участки, которые входят в состав предприятия как имущественного комплекса; регистрация отдельных следок, ограничений прав на земельные участки, другое недвижимое имущество.

Пунктом 2 статьи 22 Закона о регистрации установлены специфические особенности при государственной регистрации права собственности и других вещных прав на земельные участки, которые возникают при разделении, объединении, перераспределении земельных участков. Также данной статьей регламентируется перечень оснований проведения государственной регистрации прав на земельные участки. Для осуществления государственной регистрации, в первую очередь необходимо волеизъявление владельца, представленное в виде заявления самого владельца, заявления от органа исполнительной власти, муниципальной власти или заявления от лиц, которые имеют право владения земельным участком согласно Земельного Кодекса.

Пунктом 4 статьи 22.2 Закона о регистрации регламентировано правило, действие которого распространяется на всех, и которое устанавливает осуществление государственной регистрации одновременно для всех земельных участков, которые образуются при разделении, перераспределении земельных участков.

Исключением является государственная регистрация прав на участки, которые образованы при разделении и предоставлены в пользование садоводческим, огородническим, дачным объединениям граждан некоммерческого характера, и на участки, которые образовались при выделении из участков сельскохозяйственного назначения, которые находятся в долевой собственности более пяти лиц.

Существуют случаи, при которых не была проведена регистрация права на подлежащий разделению земельный участок. Но эти ситуации не служат препятствием для государственной регистрации вновь образовавшихся и уже существующих земельных участков.

Новые положения относительно регистрации прав собственности на искусственно сформированный земельный участок содержатся в статье 22.2 Закона о регистрации. Это право может регистрироваться согласно решения об образовании искусственного земельного участка и разрешения на его эксплуатацию, договора о создании такого вида участка при возникновении права общей долевой собственности.

Упрощенные процедуры государственной регистрации прав на земельный участок

Статьей 25.2 Закона о регистрации предусмотрены упрощенные процедуры государственной регистрации, подразумевающие собой особенности регистрации земельного участка с целью ведения личного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, а также индивидуального гаражного и жилищного строительства на праве собственности, пожизненного распоряжения по наследству или бессрочного пользования. упрощенные процедуры также применяются в случае, если в свидетельстве или ином документе, подтверждающим права собственника на владение участком, не указано право, на основании которого участок предоставлен в пользование или вид данного права не поддается определению.

В таких случаях основаниями регистрации выступают следующие документы:

  • Акты государственной и муниципальной власти, которыми подтверждается передача участка гражданину или свидетельствуется право на земельный участок;
  • Документ, подтверждающий право собственности гражданина на конкретный участок.

Статья 25.2 содержит обязывающее правило о том, что для регистрации предоставление дополнительных документов не является обязательным.

Те земельные участки, которые не могут находиться в частной собственности, согласно федеральному законодательству, не подлежат государственной регистрации.

Если гражданин получил право владения на находящееся на земельном участке сооружение путем наследования или иным способом, то применяются правила статьи 25.2 Закона о регистрации. Пунктом 7 этой же статьи установлен перечень документов, которые необходимы для осуществления государственной регистрации.

Для обеспечения надлежащей государственной регистрации, законодательством устанавливается ответственность регистрирующих органов, которая наступает согласно законодательству Российской Федерации.

Таким образом, государственная регистрация прав на землю и сделок с ней представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки (как на объект недвижимого имущества).

Правовая основа государственной регистрации прав на землю:

Государственной регистрации подлежат права:

  1. собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ;
  2. ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения, возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, - в случаях, установленных федеральным законом.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со статьей 62 Федерального закона.

Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки. При этом специальная регистрационная надпись на документе, выражающем содержание сделки и представленном в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора прав. Форма специальной регистрационной надписи, состав включаемых в нее сведений и требования к ее заполнению, а также требования к формату специальной регистрационной надписи в электронной форме устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений (ст. 1 ФЗ):

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из:

    реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости);
  1. реестра прав , ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также - реестр прав на недвижимость);
  2. реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее также - реестр границ);
  3. реестровых дел;
  4. кадастровых карт;
  5. книг учета документов.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения:

  • о правах;
  • об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости;
  • о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации;
  • дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.

Сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним, вносимые в реестр прав

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним:

В реестр прав на недвижимость вносятся следующие дополнительные сведения:

Основания для государственной регистрации прав на земельный участок (ст. 14 ФЗ):

Государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления , за исключением установленных законом случаев, и документов , поступивших в орган регистрации прав в установленном законом порядке.

Основаниями для осуществления государственной регистрации прав на земельные участки являются:

  1. акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
  2. договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
  3. свидетельства о праве на наследство;
  4. вступившие в законную силу судебные акты;
  5. акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
  6. иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
  7. наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с:

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению:

  1. лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права;
  2. правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, -
    • при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения,
    • при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
  3. сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
  4. нотариуса или его работника , уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
  5. представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности;
  6. уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления либо уполномоченного юридического лица или гражданина - в случае осуществления государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию;
  7. органов Союзного государства или органов государственного управления государств - участников Союзного государства, уполномоченные в порядке, установленном международным договором - в случае государственной регистрации прав на недвижимое имущество, принадлежащее Союзному государству;
  8. судебного пристава-исполнителя - в случаях возникновения прав на основании судебного акта или в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве";
  9. иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Форма заявления о государственной регистрации прав

Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

  • в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр (далее - личное обращение), посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее - почтовое отправление);
  • в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - единый портал) или официального сайта с использованием единой системы идентификации и аутентификации (далее также - отправление в электронной форме).

К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются:

  1. документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
  2. документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
  3. иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Государственная регистрация прав на землю и сделок с ней осуществляется территориальными органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Государственная регистрация прав включают в себя (ст. 29 ФЗ):

  1. прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  2. возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
  3. проведение правовой экспертизы документов , представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав;
  4. внесение в ЕГРН сведений , необходимых для осуществления государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственной регистрации прав при наличии оснований, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственной регистрации прав;
  5. выдачу документов после осуществления государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:

  1. семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  2. девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре по предоставлению государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  3. пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  4. семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
  5. десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  6. двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
  7. пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
  8. три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
  9. три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
  10. пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
  11. пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов;
  12. семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов.

Датой государственной регистрации прав является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.

В осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 1

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 5 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр.


Пунктом 1 ст. 25 ЗК определено, что права на земельные участки, предусмотренные гл. III и IV ЗК, возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации прав. Государственная регистрация - это институт гражданского законодательства: нормы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, ограничений (обременений) и сделок введены ГК. Государственной регистрации подлежат имущественные правоотношения по поводу земельных участков как объектов недвижимости, регулируемые ГК.

Пунктом 3 ст. 1 Закона о регистрации прав установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК. Что подлежит регистрации - право, сделка или ограничение (обременение), устанавливается ГК.

В соответствии с п. 1 ст. 131, ст. 216 ГК, ст. 25 ЗК государственной регистрации подлежат следующие вещные права на земельные участки:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком;

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК РФ).

Виды сделок с земельными участками: купля-продажа земельных участков;

ипотека (залог) земельных участков; аренда земельных участков; переход прав на земельные участки по наследству; дарение, мена и рента земельных участков; внесение земельных участков в уставный капитал организации ;

доверительное управление земельными участками.

При этом следует иметь в виду, что сделка с земельным участком возможна только с тем земельным участком, который стоит на кадастровом учете и границы которого установлены.

При этом нужно учитывать, что обязательной регистрации прав на объект недвижимости, сделке с земельным участком, подлежит и договор аренды земельного участка. Аренда земельного участка это один из видов сделки с земельным участком, право на который, в случае аренды более чем на 1 год, подлежит обязательной регистрации в государственном органе.

В соответствии с п. 2 ст. 163 ГК РФ, нотариальное удостоверение сделок обязательно только в случаях, когда нотариальная форма того или иного договора прямо предусмотрена в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон договора, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Необходимо отметить, что если закон не требует придания той или иной сделке с землей нотариальной формы, то это не лишает стороны права по взаимному согласию удостоверить договор у нотариуса, а нотариус не вправе в таком случае отказать им в совершении данного нотариального действия.

Сделки с земельными участками могут быть признаны недействительными. Недействительность сделки означает, что сделка не приводит к наступлению тех юридических последствий, на которые она была рассчитана при ее совершении. Сделки могут быть признаны недействительными по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) или независимо от такого признания (ничтожная сделка) (п. 1 ст. 166 ГК РФ). По общему правилу, сделки являются недействительными в случае их несоответствия закону или иным правовым актам, в частности, если они совершены с нарушением требований земельного законодательства.

Судом могут быть признаны недействительными сделки с земельными участками, если эти сделки приводят к нарушению экологических, санитарных, противопожарных, агротехнических, градостроительных и иных установленных требований (норм, правил, нормативов) или к невозможности соблюдения целевого назначения разрешенного использования земельных участков.

Недействительными признаются так называемые сделки с пороками воли, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения одной стороны с другой (например, о занижении цены сделки с целью снижения базы налогообложения) (ст. 179 ГК РФ). В сделках с пороками содержания существуют расхождения их условий с требованиями закона (например, в договоре купли-продажи земельного участка отсутствует указание на цену договора, в договоре аренды отсутствуют данные, позволяющие определить земельный участок, подлежащий передаче, и т.п.). Сделки с пороками формы также признаются недействительными (например, несоблюдение письменной формы договора, требований государственной регистрации). Кроме того, недействительными являются сделки с пороками в субъекте: сделки, совершаемые гражданином, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ); сделки, совершаемые гражданином, ограниченным судом в дееспособности (ст. 176 ГК РФ); сделки, совершаемые несовершеннолетним в возрасте до 14 лет (ст. 172 ГК РФ) и др.

Читайте также: